А.9. Использование ИКТ на уроках физики.
А.9. Использование ИКТ на уроках физики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса. В наших школах давно прижились ИКТ
"Использование ИКТ на уроках физики" Магомедов Абдул Маграмович БУ « Мегионский политехнический колледж» Мегион,2022
Актуальность темы состоит в том, что - информатизация образования требует внедрения ИКТ в образовательный процесс; - использование ИКТ приводит к повышению качества образования; - требования ФГОСов -превращение из учителя наставника - который сообщает новую информацию в менеджера -управляющего развитием учащегося, сотрудничая с ним при решении учебных задач; - требования к специалистам нового времени.
Цель: совершенствование образовательного процесса, формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей учащихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение информационно - коммуникационных технологий.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач: - Изучение опыта работы использования ИКТ. - Апробация ИКТ на уроках физики. - Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи. - Внедрение методик и элементов инновационных технологий в учебном процессе. - Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. - Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей.
Использование ИКТ на уроках физики позволяет: - повысить интерес к изучению предмета, - расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, - повышает интерес к обучению.
Преимущества использования ИКТ для меня, как учителя:
-Экономия учебного времени (до 30%); -Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
- Развитие коммуникативных умений обучающихся на уроке; -Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся; -Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы; -Освобождение от рутинной бумажной работы. -Создание положительного эмоционального фона урока;
Для обучающихся ИКТ : Обеспечивает более эффективную доступность информации; Приближает урок к мировосприятию современного ребенка;
Позволяет ученику работать в своем темпе; Развивает нестандартное мышление; Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения; Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.
ИКТ для родителей: возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ. Это прежде всего
1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.
На своих уроках я использую компьютерные модели.
Также использую компьютерные виртуальные лаборатории.
Использование Интернет - ресурсов «Физика в анимациях » ( http://physics.nad.ru/ ), ФИПИ ( http://www.fipi.ru/ ), «методическое объединение учителей физики ( http://schools.techno.ru/sch1567/ ), «Физика Ru » ( http://www.fizika.ru/ ), «Единая коллекция образовательных ресурсов «( http://school-collection.edu.ru/ ). Интернет-ресурсы, содержащие новейшую информацию по некоторым разделам учебников: 1.Теория относительности: интернет- учебник по физике http://www.relativity.ru 2. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/ 3. Физика в анимациях http://physics.nad.ru 4. Физика.ру : сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru 5. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru 6. Сайт с демонстрациями http:// files . school - collection / edu . ru
Проектная деятельность обучающихся .
Квест в обучении
Игроку для продвижения по сюжету требуется решать умственные задачи. Сюжет может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Это интерактивная история , где игрок управляет главным героем и в процессе игры решает головоломки и задачи. Компьютерный квест http://quest301.jimdo.com/
Живой квест Это салонная детективная игра. Участники живого квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель — поиски убийцы, борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели, иногда даже идущие вразрез с общей — например, вернуть возлюбленного или узнать о предательстве, восстановить справедливость или, наоборот, замести следы преступления
Квест –игра Составляющие Сюжет Оригинальный Составленный на основе источников (книги, фильмы, комиксы, картины) Задания Есть во всех уровнях квеста , кроме введения Между заданиями разного уровня связь не нужна, ее обеспечивает сюжет
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры; существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам; недостаток качественного программного и технического обеспечения (низкая скорость Интернета в том числе) ; отсутствие контакта с учителем информатики.
Использовать ИКТ технологии на уроках нужно строго соблюдая новые требования СанПиНа , чтобы не навредить здоровью учащихся.
Компьютер - мощный инструмент в руках грамотного учителя, но никогда не сможет претендовать на место самого Учителя.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идти вперёд – значит потерять покой, Остаться на месте – значит потерять себя. Серен Кьеркегор
Информационный электронный образовательный ресурс – совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности.
Классификация ЭОР по цели создания • педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса; • культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса.
Классификация ЭОР по природе основной информации • текстографические ресурсы, самые простые ЭОР – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, что допускает посимвольную обработку; • ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента - содержащие цифровое представление звуковой или видео информации в форме, допускающей ее прослушивание или просматривание ;
Классификация ЭОР по природе основной информации • мультимедиа - самые мощные и интересные для образования продукты. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. • открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС). Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru/ http://eor.edu.ru/
Причины использования ИКТ на уроках физики объективные Целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием Многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас субъективные Ежегодно от 15до 25% выпускников выбирают ЕГЭ по физике, что предполагает освоение знаний по предмету на профильном уровне
Применение ЭОР по уровням деятельности: Уровень деятельности Примеры действий учителя Примеры действий учащихся Пассивный Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов. Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов. Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов. Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя. Деятельностный Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ. Организация тестирования. Выполнение лабораторных работ. Выполнение тестовых заданий и решение задач. Творческий Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде. Самостоятельное исследование. Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного.
Направления использования ЭОР: • для демонстраций различных физических процессов - анимации, компьютерные модели; •для организации индивидуального интерактивного обучения учащихся; •для проведения компьютерных лабораторных работ с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторных работ; •для проведения контроля знаний учащихся с использованием компьютерных тестов.
Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. Мультимедийные лекции Мультимедийные лекции создаются в виде презентаций с применением программы Power Point.
Мультимедийные курсы физики Представляют собой поурочное представление теоретического материала; видеофрагменты и анимации с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов; фотографии, иллюстрации, графики и диаграммы; разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками.
В настоящее время в школе используются прикладные программные средства (ППС) по физике, позволяющие проводить эксперимент с компьютерными моделями
Компьютерный эксперимент Активно-деятельностные формы обучения Самостоятельная работа учащихся Дистанционное образование Интерактивные лабораторные работы в курсе физики 7-11 классов
Преимущества интерактивных лабораторных работ по физике Наглядность Вариативность параметров Выделение главного в явлении Возможность повторения эксперимента Возможность самостоятельной работы
Новый ППС «Интерактивные лабораторные работы по физике» содержит отобранные модели из «Открытой физики» и ряд новых моделей, изначально разработанных для проведения компьютерного эксперимента в школе.
КОМПОНЕНТЫ ППС Основу учебного комплекса составляют три компонента : Модули – лабораторные работы. Рабочие листы учащегося. Тестовые задания. Рабочие листы Модули – лабораторные работы Тестовые задания
КОМПОНЕНТЫ ППС Модули – лабораторные работы. Основным типом ресурса ИИСС «Интерактивные лабораторные работы» является комплексный модуль – лабораторная работа , представляющий собой интерактивный модуль с анимацией. Интерактивность модуля заключается в возможности смены параметров эксперимента пользователем. В зависимости от заданных параметров модуль отрабатывает анимацию и расчёты. В состав ряда модулей входит, как составная часть, ресурс интерактивный график .
КОМПОНЕНТЫ ППС Рабочие листы учащегося. Практика внедрения в учебный процесс элементов компьютерного эксперимента показала эффективность работы с рабочими листами учащегося, обеспечивающими заданную траекторию учебной деятельности ученика на уроке. При этом в ходе урока проводится промежуточное подведение итогов исследовательской деятельности ученика с целью коррекции процесса.
КОМПОНЕНТЫ ППС Тестовые задания. Третьей функциональной частью ресурса являются базовые вопросы и задачи по разделам физики, к которым относятся предлагаемые модели. Вопросы и задачи могут представляться учащемуся в виде тестовых заданий как отдельно, так и одновременно с проведением компьютерного эксперимента.
КОМПОНЕНТЫ ППС Дополнительные материалы. В качестве дополнительных материалов для учителей предоставлены примеры поурочного и календарного планирования, учитывающего специфику построения учебного процесса с учетом использования компьютерных лабораторий, а также методические рекомендации по планированию и проведению уроков с использованием интерактивных моделей, разработке и применению рабочих листов учащегося.
Лабораторный практикум является важной составной частью обучения физике. Цели лабораторного практикума — углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить конкретные навыки лабораторной работы Виртуальные лабораторные работы
Тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения. Может проходить в форме, близкой к традиционной: сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, затем появляются правильные ответы. Тестирование
Тест по теме «Волновая оптика» 1. Как инфракрасное излучение воздействует на живой организм? А) вызывает фотоэффект; Б) охлаждает облучаемую поверхность; В) нагревает облучаемую поверхность; Г) способствует загару. 2. Просветление объективов оптических систем основано на явлении А) интерференции света; Б) дисперсия света; В) поляризация света; Г) дифракция света. 3. Доказательством поперечности световой волны служит А) дифракция; Б) интерференция; В) дисперсия; Г) поляризация. 4. Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено А) интерференцией света; Б) отражением света; В) дисперсией света Г) дифракцией света 5. Каким явлением можно объяснить красный цвет предметов? А) излучением предметом красного света; Б) отражением предметом красного света; В) поглощение предметом красного света; Г) пропусканием предметом красного света.
Ответы: 1.В 2. А 3. Г 4. В 5. Б
Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается в следующих случаях: •использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте; •более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения; •использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
•автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся; •решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения; •тестирование и коррекция результатов учебной деятельности; •использование программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся.
Использование ЭОР в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям: • сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным; • с высокой степенью эффективности достигать следующие цели: развитие познавательной активности; - повышение интереса к изучаемому предмету; - развитие аналитического мышления; - формирование навыков работы с компьютером; - формирование навыков коллективной работы; - формирование навыков самостоятельного исследования.
Интернет - ресурсы • http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/primenenie-ikt-na-urokakh-fiziki «Применение ИКТ на уроках физики». Парусова И.О. • http://vio.uchim.info/Vio_108/cd_site/articles/art_4_4.htm «Применение ИКТ на уроках физики» Кормильцева Л.А. • http://www.schoolexpert.ru/public?id=174 «Использование интерактивных средств обучения на уроках физики» Кузуб Л.В. • https://sites.google.com/site/fizclass3/bank-ucitela/fizika-segodna «Современные уроки физики: какими им быть сегодня» Румянцева Л.М. • http://window.edu.ru/resource/820/65820 «Применение современных информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения на уроках физики в средней школе» Пачин И.М., • http://www.websib.ru/ites/2002/02b-03.htm «Использование информационных технологий на уроках естественного цикла» Пальчикова Н.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационно-коммуникационные технологии- современный, эффективный инструмент в руках умелого специалиста.
Цели использования ИКТ на уроках: Улучшение качества обучения; Повышение мотивации обучающихся; Совершенствование педагогического мастерства.
Компьютер: выполняет функции учителя – источник учебной информации; Тренажера; Рабочего инструмента – средство подготовки; Средство наглядности + контроля + активизации + индивидуализации
Увеличиваются возможности подачи информации: Цвет, звук, возможности моделирования ситуации. Возрастает роль зрительного восприятия информации : От 60 до 80 % детей визуалы , 40- 20% аудиалы . Современный ребенок больше смотрит и слушает, чем читает и говорит!
ИКТ позволяет : При составлении отчетов, планов, конспектов уроков, отслеживания успеваемости по различным параметрам (контрольные работы, домашние задания, лабораторные работы)- высвободить время учителя ; Установить отношения взаимопонимания между учителем и учеником- усилить мотивацию и индивидуализацию обучения .
Формы ИКТ Мультимедийные презентации Готовые электронные продукты Возможности интерактивной доски
Урок с использованием ЦОР Полная опора на ЦОР Частичная опора на ЦОР Схемы, графики Рисунки, анимационные таблицы Упражнения для закрепления Демонстрация опытов
Учитель сценарист, режиссер и постановщик урока Урок гибкая система, включающая изменения и дополнения Учет индивидуальных возможностей учащихся, опора на аудиторию, т.е. адресность информации Сравнение учителем информации из различных источников, ее анализ и синтез Соблюдение санитарных норм (время работы ученика с компьютером) Учитель исполнитель главной роли в фильме с названием «Урок» Урок малогибкая система, отклонения от сценария могут вызвать затруднения в общении с программой Программа урока рассчитана на среднего или сильного ученика Четкая разработка всех этапов урока (обобщение, изучение нового, закрепление) Четкая структурированность материала Нарушение санитарных норм Урок с частичной опорой на ЦОР Урок с полной опорой на ЦОР
Какую технологию применять? Сущность технологии контекстного обучения: С позиции ТКО основная цель любого образования — формирование компетентного в своей области человека . В основе ТКО лежит теория А.Н. Леонтьева о деятельностном усвоении умений и навыков.
Схема 1 Функции преподавтеля: Предъявление информации; Закрепление информации; Контроль Функции учащегося: 1. Восприятие информации ( Внимание , память, восприятие ); Повторение, обработка ( Внимание, память, движение ); Актуализация усвоения
Схема 2 1 Анализ ситуации, обстановки Постановка задачи 3 Решение задачи 4 Док - во истинности решения 2
Дидактическая структура урока Опрос каждого обучаемого (например, по д/з) Вводная беседа (задание на дом) Опрос (тест) Объяснение, демонстрация процесса, опыта Интерактивная демонстрация решения задач Возрастающего уровня сложности Воспроиз ведение прежних знаний Применение прежних знаний в новой ситуации Воспроиз ведение новых понятий Осознание, освоение Обобщение Применение Актуализация знаний Формирование новых понятий и способов действий Применение усвоенных понятий и способов действий Решение задач Заключительная беседа (задание на дом) Методическая подструктура Дидактическая структура Внутренняя логико- психоло гическая подструктура Деятельность преподавателя Функции ЭВМ
Классификация ЦОР Комбинированные продукты сеть/диск ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) Ресурсы, размещенные в сети Интернет электронное учебное издание Ресурсы, размещаемые на оптических носителях (ЭУИ)
Виды ЦОР по назначению Аттестация Электронные учебные издания Информационно-справочные Общекультурного характера Поддержка и развитие учебного процесса Получение информации Практические занятия
Виды ЦОР по представлению содержания Библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП) - пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области. Содержит простой в использовании редактор, позволяющий учителю формировать для урока наборы необходимых наглядных материалов.
Виды ЦОР по представлению содержания Электронная энциклопедия – пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями.
Виды ЦОР по представлению содержания Репетиторы, тренажеры , – учебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания. В обязательном порядке содержат: инструкции к выполнению заданий; интерактивные тренировочные упражнения; инструменты для контроля и/или самоконтроля.
Виды ЦОР по представлению содержания Электронные практикумы , - системно организованная последовательность практических заданий, и/или упражнений, и/или лабораторных и практических работ коррелирующая с учебной программой. В обязательном порядке содержит: инструкции к выполнению заданий, лабораторных и практических работ; инструменты для контроля и/или самоконтроля.
Виды ЦОР по представлению содержания Виртуальные лаборатории – представляет собой обучающий комплекс, позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим.
Виды ЦОР по представлению содержания Мультимедийные учебные пособия - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоения учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера. Пособие предполагает логику организации учебного процесса. Пособие в обязательном порядке содержит: основной материал по предмету, ориентированный на учебную программу; разъяснение базовых понятий; иллюстративный материал; задания для обработки практического навыка по теме урока; экспертная система, позволяющая анализировать действия пользователя, находить ошибки, давать рекомендации по их исправлению .
Использование ИКТ возможно при различных видах деятельности и этапах урока
Объяснение нового материала: демонстрация презентации изучаемой темы; Моделирование; Создание наглядных пособий, схем, графиков, таблиц, диаграмм;
Контроль : контрольные работы, разноуровневые тесты с большим количеством вариантов + автоматизация проверки. «Меньше мела – больше дела!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Множество школ по всей России внедряют аддитивные технологии в свои программы обучения. Прививая любовь к творчеству, развивая пространственное мышление и интерес к инновациям, преподаватели с малых лет развивают в детях инженерные компетенции, способные в будущем сделать из них поколение инженеров будущего.
3D-технологии в образовании позволяют разнообразить уроки и лекции, делать образовательный процесс эффективным и визаульно-объемным . Применение 3D-контента в классе дает возможность наглядно объяснять ученикам школьную программу, способствует "погружению" в тему изучаемого предмета в ходе урока и позволяет мобильно переходить от целой структуры к отдельным ее элементам, от сложного к простому и наоборот. Учебный интерактивный контент для среднего школьного образования состоит из сочетания тестов, 3D-видео, моделирования, виртуальных лабораторий, интерактивных заданий, игр, а также текстов, изображений и гиперссылок.
Преимущества использования 3D-технологии: Вооружает учителя высококачественными учебными материалами, экономя, таким образом, время на объяснение сложных понятий. Визуализация «сложных» тем школьной программы помогает ученикам лучше понимать изучаемый материал. Включение 3D (трехмерных моделей) процессов и объектов в традиционные способы обучения вносит инновацию в «рутинный» процесс обучения, повышает мотивацию к обучению. Облегчает систематизацию знаний. Способствует усвоению большего объема информации, что положительно сказывается на результатах тестов и экзаменов.
Использование таких возможностей обязательно найдет свое применение на уроках биологии, где например, можно будет продемонстрировать внутренние органы человека и процессы, происходящие в них вплоть до мельчайших подробностей, когда можно будет увидеть движение тромбоцитов и лейкоцитов по венам.
Во время занятий по химии появится возможность более детализированно показать реакционные способности и свойства химических элементов и их неорганических соединений. На уроках по изучению физики дети смогут наглядно посмотреть, как различные силы могут влиять друг на друга, или как преломляются световые лучи, проходящие через линзу. На уроках геометрии, конвертируя объекты из двумерной плоскости в трехмерную и оперируя ими, станет легче объяснять сложные элементы. Во время занятий по географии дети будут чувствовать себя так, как будто они находятся в глубине океана, когда им учитель будет показывать соответствующие видеоролики. Вот основные учебные предметы, где востребовано использование 3D технологий, но также данную технологию можно использовать и в большинстве остальных учебных программ.
Для реализации материально-технических условий подходит любой учебный кабинет образовательного учреждения, в который необходимо установить проектор с поддержкой технологии 3D, экран или доску для проекцирования изображений, совместимые с проектором 3D очки, компьютер для воспроизведения 3D контента и учебных фильмов. Так как в процессе реализации программы “Модернизация системы образования” многими образовательными учреждениями в последние годы были приобретены компьютеры, доски и проекторы с поддержкой необходимых для реализации проекта функций, то соответственно многим школам потребуется лишь приобретение специальных очков и учебных фильмов. Также есть возможность показывать учебные фильмы в разных аудиториях за счет использования мобильного комплекса.
Основными результатами при использовании 3D должны стать: Для педагогов: сокращение времени, необходимого для объяснения учебного материала; рационализация труда учителя с помощью ИКТ; организация учебной деятельности, в соответствии с новыми стандартами. Для учеников: умение слушать и слышать; развитие пространственного воображения; умение анализировать; более легкое усвоение изучаемого материала. Для образовательного учреждения: качественное усвоение программного материала; обновление материально-технического оснащения; использование инновационных подходов в образовательном процессе.
3D- технологии в обучении
Таким образом, применение учебных курсов в формате 3D в образовательном процессе позволит обогатить преподавание новыми приемами, продемонстрировать трудновыполнимые в реальных условиях явления и опыты, облегчить понимание и восприятие абстрактных понятий и объектов. В то же время нетрадиционные источники информации и новые формы работы способствуют формированию личного интереса учащихся к приобретению новых знаний.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ваш сайт доступен в Интернете по двум адресам:
Основной:
https://infourok.ru/user/magomedov-abdul-magramovich
Дополнительный:
учительский.сайт/Магомедов-Абдул-Маграмович