Главные вкладки
4.5. Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами
4.5. Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Магомедов Абдул Маграмович. БУ ПО «Мегионский политехнический колледж»
Депобразования и молодежи Югры
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Мегионский политехнический колледж»
(БУ «Мегионский политехнический колледж»)
Международный конкурс педагогического творчества «Ступени мастерства»
Рабочая тетрадь по физике. (Механика)
по специальностям:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Мегион, 2021
Учебное пособие по дисциплине Физика разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Составитель:
Магомедов Абдул Маграмович, преподаватель физики и астрономии
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин, протокол №1 от «14» сентября 2020 г.
ОДОБРЕНО
Методическим советом
БУ «Мегионский политехнический колледж»
Протокол №__ от__ 2021 г.
|
Составитель:
Магомедов Абдул Маграмович, преподаватель физики и астрономии
Рабочая тетрадь по физике включает в себя два раздела механики: «Кинематика», «Динамика».
Содержание тетради предполагает дать ориентацию в учебном материале, понимание общего смысла и знаний, достаточных для того, чтобы получить верное и целостное представление о предмете.
Основная задача данного пособия состоит в обеспечении возможности получения в процессе самостоятельной работы профессиональных знаний по выбранному им профилю деятельности.
Рабочая тетрадь может быть использована для самоконтроля и взаимоконтроля знаний по каждой теме. Задания могут выполняться в полном объёме или частично и оцениваться исходя из сложности и правильности выполнения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
Раздел 1. Механика | 6 |
Глава 1. Кинематика | 6 |
1.1 Проверка теоретических знаний | 6 |
1.2 Решение задач по кинематике | 13 |
1.3 Кроссворд | 14 |
1.4 Таблица применения кинематики. | 15 |
Глава 2. Динамика 17
2.1 Проверка теоретических знаний 17
2.2 Решение задач по динамике 18
2.3 Тестовые задания 20
2.4 Комбинированные задачи 22
2.5 Кроссворд 26
2.6 Сравнительная таблица «Силы в природе» 28
3. Литература. 29
ВВЕДЕНИЕ
Промышленное и экономическое развитие государства во многом определяется степенью подготовки рабочих кадров.
Процесс профессионального самоопределения базируется, во многом, на профильном естественнонаучном образовании, основой которого является подготовка по физике.
Рабочая тетрадь по физике адресована студентам, обучающимся по специальностям:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» и предназначена для закрепления практических умений и навыков, в том числе и коммуникативных.
Структура рабочей тетради соответствует структуре учебного пособия Дмитриева, В.Ф. Физика [Текст]: учебник для образ. учрежд. сред. проф. образ. / В.Ф. Дмитриева. – 6-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 464 с. – [Допущено МО РФ]. Уровень заданий соответствует требованиям, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом среднего и начального профессионального образования по дисциплине «Физика». Система заданий в рабочей тетради дополняет и расширяет систему заданий учебного пособия. В тетради представлены различные варианты заданий: контрольные вопросы, задачи технического содержания, дифференцированные по степени сложности (4 типа), задания на развитие технического и логического мышления.
Рабочая тетрадь по физике включает в себя два раздела механики: «Кинематика», «Динамика».
Содержание тетради предполагает дать ориентацию в учебном материале, понимание общего смысла и знаний, достаточных для того, чтобы получить верное и целостное представление о предмете.
Основная задача данного пособия состоит в обеспечении возможности получения в процессе самостоятельной работы профессиональных знаний по выбранному им профилю деятельности.
Рабочая тетрадь может быть использована для самоконтроля и взаимоконтроля знаний по каждой теме. Задания могут выполняться в полном объёме или частично и оцениваться исходя из сложности и правильности выполнения. В рабочую тетрадь включено большое количество практических задач, показывающих прикладное значение физики.
Критерии оценивания заданий:
Результатом освоения учебной дисциплины Физика являются, подлежащие проверке
умения:
-описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
-применять полученные знания по физике для решения физических задач;
-приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знания:
-смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета звезда, галактика, Вселенная;
-смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Оценка «отлично» ставится, если количество верных ответов составляет не менее 90% от общего числа данных ответов.
Оценка «хорошо» - от 75 до 90%.
Оценка «удовлетворительно» - от 50 до 74%.
Оценка «неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов.
ГЛАВА 1. КИНЕМАТИКА
1.1 Проверка теоретических знаний.
Дайте определения физическим понятиям:
1. Движение – это…
Ответ:________________________________________________________________ 2. Система отсчета - это…
Ответ:________________________________________________________________3. Материальная точка-это…
Ответ:________________________________________________________________4. Траектория-это…
Ответ:_______________________________________________________________ 5. Путь - это…
Ответ:_______________________________________________________________ 6. Перемещение - это…
Ответ:_______________________________________________________________ 7. Скорость - это…
Ответ:_______________________________________________________________
8. Запишите формулу определения скорости равномерного прямолинейного движения:
Ʋ= |
9. Напишите уравнение движения равномерного прямолинейного движения:
S= |
Ответьте на вопросы:
10. Как определить мгновенную скорость?
Ответ:______________________________________________________________ 11. Как определить среднюю скорость?
Ответ:______________________________________________________________
12. Как определить ускорение?
Ответ:____________________________________________________________
13. Запишите единицы измерения: S, Ʋ, ɑ, t.
Ответ:______________________________________________________________
14.Напишите уравнение движения при равнопеременном движении.
S= |
Ответьте на вопросы:
15.Чему равно ускорение свободного падения в поле силы тяжести Земли?
Ответ:______________________________________________________________
16.Как записать уравнение движения свободно падающего тела?
Ответ:______________________________________________________________
1.2 Решение задач по кинематике
17.Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч в течение 30 с.
Определить какой путь прошел автомобиль.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
18. Скорость автомобиля на пути в 1км увеличилась с 36 км/ч до 72 км\ч. Определить ускорение автомобиля.
Дано:_________________________________________________________
Найти:________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________
_______________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
19. Определить графически координаты движущегося тела в начальной, средней, конечной точке траектории. Определить путь, пройденный телом, и его перемещение в следующих случаях:
а) трактор, перепахивая поле, проехал по прямой линии 1,5 км дважды (туда и обратно);
б) автомобиль проехал по прямой дороге 7 км к западу, а затем, повернув обратно, проехал еще 3 км к востоку.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
20. Автомобиль преодолел подъем длиной 200 км с углом наклона к горизонту 300. Найти графические проекции перемещения автомобиля на координатные оси – горизонтальную х и вертикальную у.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
21. Из пункта А и В, расстояние между которыми 120 км, навстречу друг другу выехали два автобуса: первый в 9 ч, а второй в 9 ч 30 мин утра. Первый двигался со скоростью 40км/ч, а второй – со скоростью 60 км/ч. Найти аналитически и графически, где и когда автобусы встретятся.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
22. Рассадочная машина создает для растения на время посадки покой относительно земли, не прекращая своего собственного движения. Как это достигается?
Ответ:__________________________________________________________
23. У сенокосилки нож движется в направлении, перпендикулярном направлению движения косилки. Скорость косилки относительно луга 1 м/с, скорость ножа относительно косилки 1,5 м/с. Какая скорость ножа относительно луга?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
24. Весь путь автомобиль проехал со средней скоростью 80 км/ч. Средняя скорость на первой четверти пути равнялась 120 км/ч. Какая была средняя скорость на оставшейся части пути?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
25. Автомобиль приближается к мосту со скоростью 60 км/ч. У моста висит дорожный знак: 10 км/ч. За 7с до въезда на мост водитель нажал на тормозную педаль, сообщив автомобилю ускорение 2 м/с2. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________
26. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 72 км/ч, потребовалось срочно остановить. При резком торможении ускорение было равно 5 м/ с2. Через сколько секунд после торможения автомобиль остановился?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
27. Автомобиль движется прямолинейно с постоянным ускорением 2 м/ с2. В некоторый момент времени его скорость равна 10 м/с. Где он был 4с назад?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
28. Вагон наехал на тормозной башмак при скорости 4,5 км/ч. Через 3с вагон остановился. Найти тормозной путь вагона.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
Выберите правильный ответ:
ɑ
29.На рисунке 1 представлен график
Зависимости ускорения тела от времени
t. Какой из графиков зависимости скорости
Ʋ от времени t, приведенных на рисунке 2,
может соответствовать этому графику? O
t Рис. 1
Ʋ Ʋ Ʋ
1 2 3
O t O t O t Рис. 2
A.1; В. 1 и 3; Д. 1, 2 и 3;
Б.2; Г. 2 и 3;
Решите задачи:
30. Молоток массой 10 кг свободно падает на наковальню с высоты 1,25 м. Сила удара 5 кН. Какова длительность удара?
Дано:________________________________________________________________
Найти:_______________________________________________________________
Решение:_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
31. Молотком массой 0,4 кг вбивают небольшой гвоздь. Скорость молотка при ударе 2 м/с. Определить среднюю силу сопротивления, если за один удар гвоздь вошел в доску на глубину 500 мм?
Дано:_______________________________________________________________
Найти:______________________________________________________________ Решение:____________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
32. Молот массой 100 кг свободно падает на поковку с высоты 80 см. Определить глубину вмятины на поковке, если средняя сила сопротивления сжатию равна 80 кН?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________ ________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________
33. Мощный экскаватор поднимает ковш массой 20Тс грузом грунта массой 25Т со дна выемки на высоту 75м. Вычислить полную, полезную работу экскаватора, его КПД?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
1.3 Кроссворд
КИНЕМАТИКА
34. По горизонтали:
1. Старинная русская единица земельной площади, равная 1,09254 га.
2. Одна из основных характеристик движения.
5. Внесистемная единица времени.
10. Единица плоского угла в СИ.
14.Перемещение тел в пространстве относительно некоторой системы отсчета.
15. Кривая, являющаяся геометрическим местом точек концов переменного вектора, значения которого отложены от некоторого общего начала.
17. Вектор, проведенный из начального положения движущейся точки, к конечному ее положению.
18. Количественная характеристика единицы физической величины.
19. Наименьший промежуток времени, через который повторяется движение тела.
20. Единичный вектор евклидова пространства.
21. Британская единица длины.
24. Свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.
26. Величина, характеризующая расстояния и промежутками времени, разделяющие два события.
27. Внесистемная единица времени.
31. Вид движения твердого тела.
32. Физическая теория, устанавливающая закономерные связи перемещений тел в пространстве и происходящих при этом взаимодействий.
33. Твердое тело, совершающее колебания около неподвижной точки или оси.
34. Величина, которая изменяется при изменении другой величины.
По вертикали:
2. Внесистемная единица длины.
4. Прибор, измеряющий скорость движения.
6. Прибор для автоматической записи ускорений тел.
7. Экспериментальная операция для нахождения значения физической величины.
8. Прибор для измерения ускорений и перегрузок.
9. Повторяющиеся со временем движения или процессы.
10. Вектор, направленный в некоторую точку пространства из фиксированной точки.
11. Раздел механики, изучающий движения тел без учета их масс и действующих на них сил.
12. Линия, описываемая движущейся точкой.
13. Старая русская мера длины, равна 1,0668 км.
16. Отрезок, соединяющий какую-либо точку окружности (или сферы) с ее центром.
22. Величина, характеризующаяся модулем и направлением в пространстве.
23. Внесистемная единица длины, применяемая в астрономии.
25. Английская единица площади.
26. Аббревиатура слов, означающих одно из важнейших понятий современной физики.
27. Шарообразная форма тела.
28. Буква латинского алфавита, применяемая для обозначения оси координат.
29. Английская единица длины.
30. Единица частоты периодических процессов в СИ.
1.4 Таблица применения кинематики.
35. Назовите дисциплины, где применяются законы физики.
Дисциплина | Вопросы межпредметного содержания |
Действия с векторами, нахождение проекций векторов, вычисление погрешностей | |
Антропометрия (рост, динамометрия кистей рук, масса тела) | |
Приливы и отливы, направления течения воды в реках | |
Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и их воздействие на окружающую среду и человека. | |
Скорость и перемещение деталей металлорежущих и других станков, преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное, работа кривошипно-шатунного механизма (для иллюстрации прямолинейного криволинейного движений точки, относительности формы траектории при переходе от одной системы отсчета к другой, пути и перемещения, средней и мгновенной скорости, ускорения частоты вращения и т.д.) |
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА
2.1 Проверка теоретических знаний.
Закончите предложения:
36. Мера инертности тела, то есть его способность сохранять скорость неизменной до тех пор, пока на него не действуют другие тела называется__________________ .
37.Всякое тело сохраняет свое первоначальное состояние относительного покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока на него не подействуют другие тела - это определение______________________________________________ . 38. Системы отсчета, в которых справедлив закон инерции, называются __________
_______________________________________________________________________ .
39. Произведение массы тела на ускорение равно действующей на это тело силе это определение ________________________________________________ .
40. Силы, с которыми два взаимодействующих тела действуют друг на друга, направлены по одной прямой, равны по модулю и противоположны по направлению: - это определение _____________________________________ .
41. Сила, с которой связь действует на тело при его движении по окружности, направленная к центру вращения, называется _____________________________ .
42. Абсолютное удлинение ∆l стержня при упругой деформации прямо пропорционально приложенной силе - это закон____________________________ .
Fупр— сила упругости, k— жесткость материала стержня.
43. Сила, возникающая в деформируемом теле называется_____________________. Она пропорциональна абсолютной величине деформации и направлена противоположно деформирующей силе.
44. Все инерциальные системы отсчета равноправны, поэтому законы механики записываются в них одинаково. В них неизменны время, масса тела, ускорение и сила это принцип_____________________________________________________ .
45. Два тела притягиваются друг к другу по соединяющей их прямой с силой, прямо пропорциональной массам тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними это закон_________________________________________________
G— гравитационная постоянная (фундаментальная физическая постоянная);
G = 6, 67 • Ю-11 Н • м2/кг2.
46. Силу Р, с которой тело вследствие его притяжения к Земле действует на горизонтальную опору или подвес, препятствующие его свободному падению, называют_____________________________________________________________.
Р = mg,
m— масса тела, g— ускорение свободного падения. Единица веса— 1Н.
47. Минимальная скорость, которую нужно сообщить телу, чтобы вывести его на круговую орбиту вокруг Земли называют_________________________________ .
v1=7, 9*103м/с.
R з — радиус Земли.
48. Минимальная скорость v2, которую нужно сообщить телу, чтобы вывести его из сферы притяжения Земли называют___________________________________________________________ .
v2=11, 2*103м/с
49. Сила, которая возникает на поверхности двух соприкасающихся тел, если они перемещаются друг относительно друга, называется_________________________________________.
Fтр=ϻN
-коэффициент трения зависит от материалов и состояний трущихся поверхностей, а также от видов движения (скольжение, качение, покой и т.п.), N — сила нормального давления.
2.2 Решение задач по динамике.
50. Определить массу тела, вес которого равен 49Н.
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
51. На тело массой 3 кг. действует сила 9Н в течение 5с. Определить скорость, которую приобретает тело, если начальная скорость равна Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
52. Почему возможно равномерное движение автомобиля при работающем двигателе?
Ответ:_________________________________________________________________
53. Почему шофер не может мгновенно остановить движущийся автомобиль?
Ответ:_________________________________________________________________
54. Почему при прополке сорной травы, имеющей глубокие корни, ее нужно вытаскивать из почвы без рывка?
Ответ:_________________________________________________________________
55. Сила тяги, действующая на автомобиль равна 1 кН, а сила сопротивления движению 0,5 кН. Являются ли эти силы силами взаимодействия?
Ответ:_________________________________________________________________
Решите задачу:
56.Тягач тянет сани с лесом по ледяной дороге с постоянной скоростью 15 км/ч. С какой скоростью тягач мог бы тянуть такие сани при вывозке леса летом по лежневой дороге, если мощность, развиваемая мотором N=F*V в обоих случаях одинакова? Коэффициент трения при движении по ледяной дороге k1 = 0,01, а по лежневой дороге k2 = 0,15? При равномерном движении мощность = 66 кВт.
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
2.3 Тестовые задания
Выберите правильный ответ:
«Законы Ньютона»
57.Масса космонавта 60 кг. Какова его масса на Луне, где гравитационное притяжение тел в шесть раз слабее, чем на Земле?
А. 10 кг; В. 60 кг; Д. 360 кг;
Б. 54 кг; Г. 66 кг;
58. При отправлении поезда груз, подвешенный к потолку вагона, отклонился на восток. В каком направлении начал двигаться поезд?
А. На восток; В. На север;
Б. На запад; Г. На юг.
59.В ящик массой 15 кг, скользящий по полу, садится ребенок массой 30 кг. Как при этом изменится сила трения ящика о пол?
А. Останется прежней;
Б. Увеличится в 2 раза;
В. Увеличится в 3 раза;
Г. Уменьшится в 2 раза;
60. Два бруска связанные невесомой нерастяжимой нитью (рис. 1), тянут с силой
F = 2 вправо по столу. Массы брусков m1 = 0,2 кг и m2 = 0,3 кг, коэффициент трения скольжения бруска по столу µ = 0,2. С каким ускорением движутся бруски?
m1 m2
(рис.1)
А. 1 м/с2; В. 3 м/с2; Д. 5 м/с2;
Б. 2 м/с2; Г. 4 м/с2;
61. Шайба скользит с ледяной горки высотой Н = 5 м, наклоненной к горизонту под углом α = 45о. Коэффициент трения шайбы о лед µ = 0,2. Горка плавно переходит в горизонтальную ледяную поверхность. Какой путь пройдет шайба да остановки по горизонтальной поверхности?
А. 5 м; В. 15 м; Д. 25 м.
Б. 10 м; Г. 20 м;
62. Тело сжимают две силы. Сила, равная 100 Н, направлена вправо, а сила, равная 200 Н, направлена влево. Каковы направление и модуль равнодействующей сил, действующих на тело?
А. Вправо 100 Н; Г. Влево 100 Н;
Б. Влево 200 Н; Д. Влево 300 Н;
В. Вправо 200 Н;
63.Тележку массой 15 кг толкают с силой 45 Н. Ускорение тележки при этом 1 м/с2. Чему равен модуль силы, препятствующей движению тележки?
А. 25 Н; Г. 40 Н;
Б. 30 Н; Д. 45Н.
В. 35 Н;
2.4 Комбинированные задачи.
64. Канат удерживает тело, весом не более 2500 Н. На канате поднимают груз массой 200 кг. При каком ускорении канат оборвется?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
65. Трактор массой 10 Т проходит по мосту со скоростью 10 м/с. Какая сила давления трактора на середину моста, если мост:
1) плоский;
2) выпуклый с радиусом кривизны 200 м;
3) вогнутый с таким же радиусом кривизны?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________ 66. Под каким углом нужно наклонить кузов автомобиля-самосвала, чтобы сыпучий груз, находящийся в нем, высыпался? Коэффициент трения k = 0,65.
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
67. К трактору прицепляют сельскохозяйственное орудие так, чтобы точки прицепа трактора и орудия были на одном горизонтальном уровне. Что произойдет, если точка прицепа орудия окажется выше точки прицепа трактора? Ниже точки прицепа?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
68.Передняя колесная пара трактора давит на почву с силой 7,5 кН, а задняя – силой 2,8 кН. Какова сила тяжести трактора и где находится центр тяжести трактора, если расстояние между осями равно 2170 мм?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
69. Молоток, двигаясь со скоростью 5 м/с, ударяет по небольшому гвоздю. Масса молотка 0,8 кг. Какова средняя сила удара, если его продолжительность 0,1 с?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
70. Молоток массой 10 кг свободно падает на наковальню с высоты 1,25 м. Сила удара 5 кН. Определить длительность удара?
Дано:________________________________________________________________
Найти:_______________________________________________________________
Решение:_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
71. Молотком массой 0,4 кг вбивают небольшой гвоздь. Скорость молотка при ударе 2 м/с. Определить среднюю силу сопротивления, если за один удар гвоздь вошел в доску на глубину 500 мм?
Дано:_______________________________________________________________
Найти:______________________________________________________________ Решение:____________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
72. Молот массой 100 кг свободно падает на поковку с высоты 80 см. Определить глубину вмятины на поковке, если средняя сила сопротивления сжатию равна 80 кН?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________ ________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________
73. Мощный экскаватор поднимает ковш массой 20Тс грузом грунта массой 25Т со дна выемки на высоту 75м. Вычислить полную, полезную работу экскаватора, его КПД?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
2.5 Кроссворд
Решите кроссворд:
74. По горизонтали:
3. Прибор для определения массы тела.
4. Нарушение состояния равновесия корабля.
5. Мера массы, применяемая при взвешивании.
6. Устройство для измерения звукового давления.
9. Раздел механики, изучающий движение, равновесие жидкостей и
их взаимодействие с твердыми телами.
12. Физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости движения.
15. Свойство материала противодействовать деформации.
16. Уменьшение амплитуды колебаний с течением времени.
17. Раздел физики, изучающий движение и равновесие жидких и
газообразных тел и их взаимодействие с твердыми телами.
19. Прибор для измерения ускорения свободного падения в точках
земной поверхности.
23. Упругие волны в окружающем пространстве, воспринимаемые ухом человека.
24. Старая русская единица массы.
27. Энергия, переносимая звуковой волной в единицу времени через единичную площадку, расположенную перпендикулярно направлению распространения волны.
28. Основополагающее утверждение, оправданное практикой и применяемое без доказательств.
29. Синусоидальная составляющая сложного колебания с частотой более высокой, чем основной тон.
30. Наиболее удаленная от Земли точка орбиты какого-либо объекта Солнечной системы.
31. Единица измерения силы в СИ.
По вертикали:
1. Название предмета в физике.
2. Мера механического воздействия на тело.
3. Основная, наряду с полем, форма материи.
7. Перемещение тел в пространстве относительно некоторой системы отсчета.
8. Раздел механики, изучающий движение и взаимодействие жидких и газообразных сред между собой и с обтекаемыми ими твердыми телами.
10. Механические колебания деталей машин и сооружений.
11. Раздел механики, в котором изучаются закономерности движения тел под действием приложенных к ним сил.
13. Единица уровня громкости звука.
14. Английский ученый, открывший закон деформации упругих тел.
18. Одинаковость физических свойств среды по всем направлениям.
20. Резонатор голоса человека.
21. Звук определенной высоты.
22. Взаимное притяжение тел.
25. Наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, состав и строение материи, и законы ее движения.
26. Великий английский ученый, заложивший основы механики.
2.6 Сравнительная таблица «Силы в природе».
75. Заполните таблицу «Силы в природе»:
Название силы | Природа взаимодействия | Формула для расчёта | Зависимость | Направление | Сохраняет ли своё значение при переходе из инерциальной системы отсчёта в другую | Условия применимости формулы | |
от расстояния или относительной скорости | от массы взаимодействующих тел | ||||||
Сила тяготения | |||||||
Сила упругости | |||||||
Сила трения |
Литература:
1. Дмитриева, В.Ф. Физика [Текст]: учебник для образ. Учрежд. сред. Проф. образ. / В.Ф. Дмитриева. – 6-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 464 с. – [Допущено МО РФ]
2. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник для образ. учрежд., реализ. программы нач. и сред. проф. образ.. / В.Ф. Дмитриева. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 448 с.
3. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации [Текст]: методическое пособие для образ. учрежд., реализ. программы нач. и сред. проф. образ. / В.Ф. Дмитриева., Л.И.Васильев. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
1. Аминов, Л.К. Физика [Электронный ресурс]: Т. I / Л. К. Аминов [и др.]. - М.: Регулярная и хаотическая динамика, 2019.
2. Батыгин, В.В. Физика [Электронный ресурс]: Т. 2 В. В. Батыгин. - М.: Регулярная и хаотическая динамика , 2018.
3. Открытая физика [Электронный ресурс]: Ч. 1. Механика. Механические колебания и волны. Термодинамика и молекулярная физика: учебное пособие / под ред. С.М.Козела. - Долгопрудный: ООО Физикон, 2019.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ваш сайт доступен в Интернете по двум адресам:
Основной:
https://infourok.ru/user/magomedov-abdul-magramovich
Дополнительный:
учительский.сайт/Магомедов-Абдул-Маграмович
Предварительный просмотр:
Магомедов Абдул Маграмович. БУ ПО «Мегионский политехнический колледж»
Депобразования и науки Югры
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Мегионский политехнический колледж»
(БУ «Мегионский политехнический колледж»)
Международный конкурс педагогического творчества «Ступени мастерства»
Рабочая тетрадь по физике. (Механика)
по специальностям:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Мегион, 2023
Учебное пособие по дисциплине Физика разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Составитель:
Магомедов Абдул Маграмович, преподаватель физики и астрономии
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин, протокол №1 от «14» сентября 2023 г.
ОДОБРЕНО
Методическим советом
БУ «Мегионский политехнический колледж»
Протокол №__ от__ 2022г.
|
Составитель:
Магомедов Абдул Маграмович, преподаватель физики и астрономии
Рабочая тетрадь по физике включает в себя два раздела механики: «Кинематика», «Динамика».
Содержание тетради предполагает дать ориентацию в учебном материале, понимание общего смысла и знаний, достаточных для того, чтобы получить верное и целостное представление о предмете.
Основная задача данного пособия состоит в обеспечении возможности получения в процессе самостоятельной работы профессиональных знаний по выбранному им профилю деятельности.
Рабочая тетрадь может быть использована для самоконтроля и взаимоконтроля знаний по каждой теме. Задания могут выполняться в полном объёме или частично и оцениваться исходя из сложности и правильности выполнения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
Раздел 1. Механика | 6 |
Глава 1. Кинематика | 6 |
1.1 Проверка теоретических знаний | 6 |
1.2 Решение задач по кинематике | 13 |
1.3 Кроссворд | 14 |
1.4 Таблица применения кинематики. | 15 |
Глава 2. Динамика 17
2.1 Проверка теоретических знаний 17
2.2 Решение задач по динамике 18
2.3 Тестовые задания 20
2.4 Комбинированные задачи 22
2.5 Кроссворд 26
2.6 Сравнительная таблица «Силы в природе» 28
3. Литература. 29
ВВЕДЕНИЕ
Промышленное и экономическое развитие государства во многом определяется степенью подготовки рабочих кадров.
Процесс профессионального самоопределения базируется, во многом, на профильном естественнонаучном образовании, основой которого является подготовка по физике.
Рабочая тетрадь по физике адресована студентам, обучающимся по специальностям:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» и предназначена для закрепления практических умений и навыков, в том числе и коммуникативных.
Структура рабочей тетради соответствует структуре учебного пособия Дмитриева, В.Ф. Физика [Текст]: учебник для образ. учрежд. сред. проф. образ. / В.Ф. Дмитриева. – 6-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 464 с. – [Допущено МО РФ]. Уровень заданий соответствует требованиям, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом среднего и начального профессионального образования по дисциплине «Физика». Система заданий в рабочей тетради дополняет и расширяет систему заданий учебного пособия. В тетради представлены различные варианты заданий: контрольные вопросы, задачи технического содержания, дифференцированные по степени сложности (4 типа), задания на развитие технического и логического мышления.
Рабочая тетрадь по физике включает в себя два раздела механики: «Кинематика», «Динамика».
Содержание тетради предполагает дать ориентацию в учебном материале, понимание общего смысла и знаний, достаточных для того, чтобы получить верное и целостное представление о предмете.
Основная задача данного пособия состоит в обеспечении возможности получения в процессе самостоятельной работы профессиональных знаний по выбранному им профилю деятельности.
Рабочая тетрадь может быть использована для самоконтроля и взаимоконтроля знаний по каждой теме. Задания могут выполняться в полном объёме или частично и оцениваться исходя из сложности и правильности выполнения. В рабочую тетрадь включено большое количество практических задач, показывающих прикладное значение физики.
Критерии оценивания заданий:
Результатом освоения учебной дисциплины Физика являются, подлежащие проверке
умения:
-описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
-применять полученные знания по физике для решения физических задач;
-приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знания:
-смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета звезда, галактика, Вселенная;
-смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Оценка «отлично» ставится, если количество верных ответов составляет не менее 90% от общего числа данных ответов.
Оценка «хорошо» - от 75 до 90%.
Оценка «удовлетворительно» - от 50 до 74%.
Оценка «неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов.
ГЛАВА 1. КИНЕМАТИКА
1.1 Проверка теоретических знаний.
Дайте определения физическим понятиям:
1. Движение – это…
Ответ:________________________________________________________________ 2. Система отсчета - это…
Ответ:________________________________________________________________3. Материальная точка-это…
Ответ:________________________________________________________________4. Траектория-это…
Ответ:_______________________________________________________________ 5. Путь - это…
Ответ:_______________________________________________________________ 6. Перемещение - это…
Ответ:_______________________________________________________________ 7. Скорость - это…
Ответ:_______________________________________________________________
8. Запишите формулу определения скорости равномерного прямолинейного движения:
Ʋ= |
9. Напишите уравнение движения равномерного прямолинейного движения:
S= |
Ответьте на вопросы:
10. Как определить мгновенную скорость?
Ответ:______________________________________________________________ 11. Как определить среднюю скорость?
Ответ:______________________________________________________________
12. Как определить ускорение?
Ответ:____________________________________________________________
13. Запишите единицы измерения: S, Ʋ, ɑ, t.
Ответ:______________________________________________________________
14.Напишите уравнение движения при равнопеременном движении.
S= |
Ответьте на вопросы:
15.Чему равно ускорение свободного падения в поле силы тяжести Земли?
Ответ:______________________________________________________________
16.Как записать уравнение движения свободно падающего тела?
Ответ:______________________________________________________________
1.2 Решение задач по кинематике
17.Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч в течение 30 с.
Определить какой путь прошел автомобиль.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
18. Скорость автомобиля на пути в 1км увеличилась с 36 км/ч до 72 км\ч. Определить ускорение автомобиля.
Дано:_________________________________________________________
Найти:________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________
_______________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
19. Определить графически координаты движущегося тела в начальной, средней, конечной точке траектории. Определить путь, пройденный телом, и его перемещение в следующих случаях:
а) трактор, перепахивая поле, проехал по прямой линии 1,5 км дважды (туда и обратно);
б) автомобиль проехал по прямой дороге 7 км к западу, а затем, повернув обратно, проехал еще 3 км к востоку.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
20. Автомобиль преодолел подъем длиной 200 км с углом наклона к горизонту 300. Найти графические проекции перемещения автомобиля на координатные оси – горизонтальную х и вертикальную у.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
21. Из пункта А и В, расстояние между которыми 120 км, навстречу друг другу выехали два автобуса: первый в 9 ч, а второй в 9 ч 30 мин утра. Первый двигался со скоростью 40км/ч, а второй – со скоростью 60 км/ч. Найти аналитически и графически, где и когда автобусы встретятся.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
22. Рассадочная машина создает для растения на время посадки покой относительно земли, не прекращая своего собственного движения. Как это достигается?
Ответ:__________________________________________________________
23. У сенокосилки нож движется в направлении, перпендикулярном направлению движения косилки. Скорость косилки относительно луга 1 м/с, скорость ножа относительно косилки 1,5 м/с. Какая скорость ножа относительно луга?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
24. Весь путь автомобиль проехал со средней скоростью 80 км/ч. Средняя скорость на первой четверти пути равнялась 120 км/ч. Какая была средняя скорость на оставшейся части пути?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
25. Автомобиль приближается к мосту со скоростью 60 км/ч. У моста висит дорожный знак: 10 км/ч. За 7с до въезда на мост водитель нажал на тормозную педаль, сообщив автомобилю ускорение 2 м/с2. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________
26. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 72 км/ч, потребовалось срочно остановить. При резком торможении ускорение было равно 5 м/ с2. Через сколько секунд после торможения автомобиль остановился?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
27. Автомобиль движется прямолинейно с постоянным ускорением 2 м/ с2. В некоторый момент времени его скорость равна 10 м/с. Где он был 4с назад?
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
28. Вагон наехал на тормозной башмак при скорости 4,5 км/ч. Через 3с вагон остановился. Найти тормозной путь вагона.
Дано:__________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________
Решение:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
Выберите правильный ответ:
ɑ
29.На рисунке 1 представлен график
Зависимости ускорения тела от времени
t. Какой из графиков зависимости скорости
Ʋ от времени t, приведенных на рисунке 2,
может соответствовать этому графику? O
t Рис. 1
Ʋ Ʋ Ʋ
1 2 3
O t O t O t Рис. 2
A.1; В. 1 и 3; Д. 1, 2 и 3;
Б.2; Г. 2 и 3;
Решите задачи:
30. Молоток массой 10 кг свободно падает на наковальню с высоты 1,25 м. Сила удара 5 кН. Какова длительность удара?
Дано:________________________________________________________________
Найти:_______________________________________________________________
Решение:_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
31. Молотком массой 0,4 кг вбивают небольшой гвоздь. Скорость молотка при ударе 2 м/с. Определить среднюю силу сопротивления, если за один удар гвоздь вошел в доску на глубину 500 мм?
Дано:_______________________________________________________________
Найти:______________________________________________________________ Решение:____________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
32. Молот массой 100 кг свободно падает на поковку с высоты 80 см. Определить глубину вмятины на поковке, если средняя сила сопротивления сжатию равна 80 кН?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________ ________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________
33. Мощный экскаватор поднимает ковш массой 20Тс грузом грунта массой 25Т со дна выемки на высоту 75м. Вычислить полную, полезную работу экскаватора, его КПД?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
1.3 Кроссворд
КИНЕМАТИКА
34. По горизонтали:
1. Старинная русская единица земельной площади, равная 1,09254 га.
2. Одна из основных характеристик движения.
5. Внесистемная единица времени.
10. Единица плоского угла в СИ.
14.Перемещение тел в пространстве относительно некоторой системы отсчета.
15. Кривая, являющаяся геометрическим местом точек концов переменного вектора, значения которого отложены от некоторого общего начала.
17. Вектор, проведенный из начального положения движущейся точки, к конечному ее положению.
18. Количественная характеристика единицы физической величины.
19. Наименьший промежуток времени, через который повторяется движение тела.
20. Единичный вектор евклидова пространства.
21. Британская единица длины.
24. Свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.
26. Величина, характеризующая расстояния и промежутками времени, разделяющие два события.
27. Внесистемная единица времени.
31. Вид движения твердого тела.
32. Физическая теория, устанавливающая закономерные связи перемещений тел в пространстве и происходящих при этом взаимодействий.
33. Твердое тело, совершающее колебания около неподвижной точки или оси.
34. Величина, которая изменяется при изменении другой величины.
По вертикали:
2. Внесистемная единица длины.
4. Прибор, измеряющий скорость движения.
6. Прибор для автоматической записи ускорений тел.
7. Экспериментальная операция для нахождения значения физической величины.
8. Прибор для измерения ускорений и перегрузок.
9. Повторяющиеся со временем движения или процессы.
10. Вектор, направленный в некоторую точку пространства из фиксированной точки.
11. Раздел механики, изучающий движения тел без учета их масс и действующих на них сил.
12. Линия, описываемая движущейся точкой.
13. Старая русская мера длины, равна 1,0668 км.
16. Отрезок, соединяющий какую-либо точку окружности (или сферы) с ее центром.
22. Величина, характеризующаяся модулем и направлением в пространстве.
23. Внесистемная единица длины, применяемая в астрономии.
25. Английская единица площади.
26. Аббревиатура слов, означающих одно из важнейших понятий современной физики.
27. Шарообразная форма тела.
28. Буква латинского алфавита, применяемая для обозначения оси координат.
29. Английская единица длины.
30. Единица частоты периодических процессов в СИ.
1.4 Таблица применения кинематики.
35. Назовите дисциплины, где применяются законы физики.
Дисциплина | Вопросы межпредметного содержания |
Действия с векторами, нахождение проекций векторов, вычисление погрешностей | |
Антропометрия (рост, динамометрия кистей рук, масса тела) | |
Приливы и отливы, направления течения воды в реках | |
Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и их воздействие на окружающую среду и человека. | |
Скорость и перемещение деталей металлорежущих и других станков, преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное, работа кривошипно-шатунного механизма (для иллюстрации прямолинейного криволинейного движений точки, относительности формы траектории при переходе от одной системы отсчета к другой, пути и перемещения, средней и мгновенной скорости, ускорения частоты вращения и т.д.) |
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА
2.1 Проверка теоретических знаний.
Закончите предложения:
36. Мера инертности тела, то есть его способность сохранять скорость неизменной до тех пор, пока на него не действуют другие тела называется__________________ .
37.Всякое тело сохраняет свое первоначальное состояние относительного покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока на него не подействуют другие тела - это определение______________________________________________ . 38. Системы отсчета, в которых справедлив закон инерции, называются __________
_______________________________________________________________________ .
39. Произведение массы тела на ускорение равно действующей на это тело силе это определение ________________________________________________ .
40. Силы, с которыми два взаимодействующих тела действуют друг на друга, направлены по одной прямой, равны по модулю и противоположны по направлению: - это определение _____________________________________ .
41. Сила, с которой связь действует на тело при его движении по окружности, направленная к центру вращения, называется _____________________________ .
42. Абсолютное удлинение ∆l стержня при упругой деформации прямо пропорционально приложенной силе - это закон____________________________ .
Fупр— сила упругости, k— жесткость материала стержня.
43. Сила, возникающая в деформируемом теле называется_____________________. Она пропорциональна абсолютной величине деформации и направлена противоположно деформирующей силе.
44. Все инерциальные системы отсчета равноправны, поэтому законы механики записываются в них одинаково. В них неизменны время, масса тела, ускорение и сила это принцип_____________________________________________________ .
45. Два тела притягиваются друг к другу по соединяющей их прямой с силой, прямо пропорциональной массам тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними это закон_________________________________________________
G— гравитационная постоянная (фундаментальная физическая постоянная);
G = 6, 67 • Ю-11 Н • м2/кг2.
46. Силу Р, с которой тело вследствие его притяжения к Земле действует на горизонтальную опору или подвес, препятствующие его свободному падению, называют_____________________________________________________________.
Р = mg,
m— масса тела, g— ускорение свободного падения. Единица веса— 1Н.
47. Минимальная скорость, которую нужно сообщить телу, чтобы вывести его на круговую орбиту вокруг Земли называют_________________________________ .
v1=7, 9*103м/с.
R з — радиус Земли.
48. Минимальная скорость v2, которую нужно сообщить телу, чтобы вывести его из сферы притяжения Земли называют___________________________________________________________ .
v2=11, 2*103м/с
49. Сила, которая возникает на поверхности двух соприкасающихся тел, если они перемещаются друг относительно друга, называется_________________________________________.
Fтр=ϻN
-коэффициент трения зависит от материалов и состояний трущихся поверхностей, а также от видов движения (скольжение, качение, покой и т.п.), N — сила нормального давления.
2.2 Решение задач по динамике.
50. Определить массу тела, вес которого равен 49Н.
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
51. На тело массой 3 кг. действует сила 9Н в течение 5с. Определить скорость, которую приобретает тело, если начальная скорость равна Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
52. Почему возможно равномерное движение автомобиля при работающем двигателе?
Ответ:_________________________________________________________________
53. Почему шофер не может мгновенно остановить движущийся автомобиль?
Ответ:_________________________________________________________________
54. Почему при прополке сорной травы, имеющей глубокие корни, ее нужно вытаскивать из почвы без рывка?
Ответ:_________________________________________________________________
55. Сила тяги, действующая на автомобиль равна 1 кН, а сила сопротивления движению 0,5 кН. Являются ли эти силы силами взаимодействия?
Ответ:_________________________________________________________________
Решите задачу:
56.Тягач тянет сани с лесом по ледяной дороге с постоянной скоростью 15 км/ч. С какой скоростью тягач мог бы тянуть такие сани при вывозке леса летом по лежневой дороге, если мощность, развиваемая мотором N=F*V в обоих случаях одинакова? Коэффициент трения при движении по ледяной дороге k1 = 0,01, а по лежневой дороге k2 = 0,15? При равномерном движении мощность = 66 кВт.
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
2.3 Тестовые задания
Выберите правильный ответ:
«Законы Ньютона»
57.Масса космонавта 60 кг. Какова его масса на Луне, где гравитационное притяжение тел в шесть раз слабее, чем на Земле?
А. 10 кг; В. 60 кг; Д. 360 кг;
Б. 54 кг; Г. 66 кг;
58. При отправлении поезда груз, подвешенный к потолку вагона, отклонился на восток. В каком направлении начал двигаться поезд?
А. На восток; В. На север;
Б. На запад; Г. На юг.
59.В ящик массой 15 кг, скользящий по полу, садится ребенок массой 30 кг. Как при этом изменится сила трения ящика о пол?
А. Останется прежней;
Б. Увеличится в 2 раза;
В. Увеличится в 3 раза;
Г. Уменьшится в 2 раза;
60. Два бруска связанные невесомой нерастяжимой нитью (рис. 1), тянут с силой
F = 2 вправо по столу. Массы брусков m1 = 0,2 кг и m2 = 0,3 кг, коэффициент трения скольжения бруска по столу µ = 0,2. С каким ускорением движутся бруски?
m1 m2
(рис.1)
А. 1 м/с2; В. 3 м/с2; Д. 5 м/с2;
Б. 2 м/с2; Г. 4 м/с2;
61. Шайба скользит с ледяной горки высотой Н = 5 м, наклоненной к горизонту под углом α = 45о. Коэффициент трения шайбы о лед µ = 0,2. Горка плавно переходит в горизонтальную ледяную поверхность. Какой путь пройдет шайба да остановки по горизонтальной поверхности?
А. 5 м; В. 15 м; Д. 25 м.
Б. 10 м; Г. 20 м;
62. Тело сжимают две силы. Сила, равная 100 Н, направлена вправо, а сила, равная 200 Н, направлена влево. Каковы направление и модуль равнодействующей сил, действующих на тело?
А. Вправо 100 Н; Г. Влево 100 Н;
Б. Влево 200 Н; Д. Влево 300 Н;
В. Вправо 200 Н;
63.Тележку массой 15 кг толкают с силой 45 Н. Ускорение тележки при этом 1 м/с2. Чему равен модуль силы, препятствующей движению тележки?
А. 25 Н; Г. 40 Н;
Б. 30 Н; Д. 45Н.
В. 35 Н;
2.4 Комбинированные задачи.
64. Канат удерживает тело, весом не более 2500 Н. На канате поднимают груз массой 200 кг. При каком ускорении канат оборвется?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
65. Трактор массой 10 Т проходит по мосту со скоростью 10 м/с. Какая сила давления трактора на середину моста, если мост:
1) плоский;
2) выпуклый с радиусом кривизны 200 м;
3) вогнутый с таким же радиусом кривизны?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________ 66. Под каким углом нужно наклонить кузов автомобиля-самосвала, чтобы сыпучий груз, находящийся в нем, высыпался? Коэффициент трения k = 0,65.
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
67. К трактору прицепляют сельскохозяйственное орудие так, чтобы точки прицепа трактора и орудия были на одном горизонтальном уровне. Что произойдет, если точка прицепа орудия окажется выше точки прицепа трактора? Ниже точки прицепа?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
68.Передняя колесная пара трактора давит на почву с силой 7,5 кН, а задняя – силой 2,8 кН. Какова сила тяжести трактора и где находится центр тяжести трактора, если расстояние между осями равно 2170 мм?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
69. Молоток, двигаясь со скоростью 5 м/с, ударяет по небольшому гвоздю. Масса молотка 0,8 кг. Какова средняя сила удара, если его продолжительность 0,1 с?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
70. Молоток массой 10 кг свободно падает на наковальню с высоты 1,25 м. Сила удара 5 кН. Определить длительность удара?
Дано:________________________________________________________________
Найти:_______________________________________________________________
Решение:_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
71. Молотком массой 0,4 кг вбивают небольшой гвоздь. Скорость молотка при ударе 2 м/с. Определить среднюю силу сопротивления, если за один удар гвоздь вошел в доску на глубину 500 мм?
Дано:_______________________________________________________________
Найти:______________________________________________________________ Решение:____________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
72. Молот массой 100 кг свободно падает на поковку с высоты 80 см. Определить глубину вмятины на поковке, если средняя сила сопротивления сжатию равна 80 кН?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________ ________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________
73. Мощный экскаватор поднимает ковш массой 20Тс грузом грунта массой 25Т со дна выемки на высоту 75м. Вычислить полную, полезную работу экскаватора, его КПД?
Дано:__________________________________________________________________
Найти:_________________________________________________________________
Решение:_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________
2.5 Кроссворд
Решите кроссворд:
74. По горизонтали:
3. Прибор для определения массы тела.
4. Нарушение состояния равновесия корабля.
5. Мера массы, применяемая при взвешивании.
6. Устройство для измерения звукового давления.
9. Раздел механики, изучающий движение, равновесие жидкостей и
их взаимодействие с твердыми телами.
12. Физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости движения.
15. Свойство материала противодействовать деформации.
16. Уменьшение амплитуды колебаний с течением времени.
17. Раздел физики, изучающий движение и равновесие жидких и
газообразных тел и их взаимодействие с твердыми телами.
19. Прибор для измерения ускорения свободного падения в точках
земной поверхности.
23. Упругие волны в окружающем пространстве, воспринимаемые ухом человека.
24. Старая русская единица массы.
27. Энергия, переносимая звуковой волной в единицу времени через единичную площадку, расположенную перпендикулярно направлению распространения волны.
28. Основополагающее утверждение, оправданное практикой и применяемое без доказательств.
29. Синусоидальная составляющая сложного колебания с частотой более высокой, чем основной тон.
30. Наиболее удаленная от Земли точка орбиты какого-либо объекта Солнечной системы.
31. Единица измерения силы в СИ.
По вертикали:
1. Название предмета в физике.
2. Мера механического воздействия на тело.
3. Основная, наряду с полем, форма материи.
7. Перемещение тел в пространстве относительно некоторой системы отсчета.
8. Раздел механики, изучающий движение и взаимодействие жидких и газообразных сред между собой и с обтекаемыми ими твердыми телами.
10. Механические колебания деталей машин и сооружений.
11. Раздел механики, в котором изучаются закономерности движения тел под действием приложенных к ним сил.
13. Единица уровня громкости звука.
14. Английский ученый, открывший закон деформации упругих тел.
18. Одинаковость физических свойств среды по всем направлениям.
20. Резонатор голоса человека.
21. Звук определенной высоты.
22. Взаимное притяжение тел.
25. Наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, состав и строение материи, и законы ее движения.
26. Великий английский ученый, заложивший основы механики.
2.6 Сравнительная таблица «Силы в природе».
75. Заполните таблицу «Силы в природе»:
Название силы | Природа взаимодействия | Формула для расчёта | Зависимость | Направление | Сохраняет ли своё значение при переходе из инерциальной системы отсчёта в другую | Условия применимости формулы | |
от расстояния или относительной скорости | от массы взаимодействующих тел | ||||||
Сила тяготения | |||||||
Сила упругости | |||||||
Сила трения |
Литература:
1. Дмитриева, В.Ф. Физика [Текст]: учебник для образ. Учрежд. сред. Проф. образ. / В.Ф. Дмитриева. – 6-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 464 с. – [Допущено МО РФ]
2. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник для образ. учрежд., реализ. программы нач. и сред. проф. образ.. / В.Ф. Дмитриева. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 448 с.
3. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации [Текст]: методическое пособие для образ. учрежд., реализ. программы нач. и сред. проф. образ. / В.Ф. Дмитриева., Л.И.Васильев. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
1. Аминов, Л.К. Физика [Электронный ресурс]: Т. I / Л. К. Аминов [и др.]. - М.: Регулярная и хаотическая динамика, 2019.
2. Батыгин, В.В. Физика [Электронный ресурс]: Т. 2 В. В. Батыгин. - М.: Регулярная и хаотическая динамика , 2018.
3. Открытая физика [Электронный ресурс]: Ч. 1. Механика. Механические колебания и волны. Термодинамика и молекулярная физика: учебное пособие / под ред. С.М.Козела. - Долгопрудный: ООО Физикон, 2019.
Предварительный просмотр:
Наименование олимпиады конкурса, конференции | 2022-2023 уч. год | |
Количество участников | Количество призовых мест | |
Международная дистанционная олимпиада по физике по проекту ВИДЕОУРОКИ видеоур | 122 | 37 |
Международная дистанционная олимпиада по астрономии по проекту ВИДЕОУРОКИ | 102 | 11 |
Командный интернет-турнир но шахматам среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты- Мансийского АО- Югры | 8 | Первое место |
Международный дистанционный конкурс по физике по проекту ИНФОУРОК | 106 | 11 |
Сравнительный анализ учебных и внеучебных достижений обучающихся
преподавателя Магомедова Абдула Маграмовича за 2022-2023 учебный год
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ | |||||||
успеваемости за 2023 учебные годы | |||||||
по предмету | Физика | ||||||
Название учреждения БУ "Мегионский политехнический колледж" | |||||||
Преподаватель | Магомедов Абдул Маграмович | ||||||
Учебный год | Успеваемость | Средняя качественная успеваемость (%) | |||||
Количественная | Качественная | ||||||
2022-2023 Первое полугодие | 100% | 72% | 74% | ||||
2022-2023 Второе полугодие | 100% | 76% | |||||
Качественная успеваемость повысилась на 18,5%
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ | |||||||
успеваемости за 2018-2023 учебные годы | |||||||
по предмету | Физика | ||||||
Название учреждения БУ "Мегионский политехнический колледж" | |||||||
Преподаватель | Магомедов Абдул Маграмович | ||||||
Учебный год | Успеваемость | Средняя качественная успеваемость (%) | |||||
Количественная | Качественная | ||||||
2018-2019 | 100% | 55,5% | 69,4% | ||||
2019-2020 | 100% | 67,7% | |||||
2020-2021 | 100% | 76,0% | |||||
2021-2022 | 100% | 72,0% | |||||
2022-2023 | 100% | 76% |
Качественная успеваемость повысилась на 14,1%