Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога
Нормативно-правовая база учителя условно делится на федеральные и внутришкольные документы. К федеральным документам относятся:
1.Закон РФ "Об образовании" www.zakonoproekt.ru
2. Федеральный государственный образовательный стандарт www.standart.edu.ru
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях..
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
К внутришкольным документам относятся:
1.Образовательный план на основе базисного учебного плана.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Рабочая программа.
Согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ (2012) система образования включает в себя:
-федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня или направленности;
-организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
-федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные или иные органы;
-организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
-объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Таким образом, образование-это сложная, многоуровневая и разветвленная система, участники которой вступают в разнообразные отношения. Поэтому возникает необходимость государственного правового регулирования образовательных отношений.
Нормативно-правовые основы педагогической деятельности изложены в ряде законодательных актов, постановлений правительства РФ, приказов Министерства образования и науки и иных нормативных документах федерального, регионального и муниципального уровня, а так же в локальных актах образовательных организаций.
Самый верхний уровень федеральной нормативно-правовой базы педагогической деятельности в нашей стране -это Конституция РФ. Право граждан на образование закреплено в ст.43
Следующий уровень-уровень федеральных законов. Федеральный закон "Об образовании в РФ" регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.
Содержание и организацию образовательного процесса регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), разработанные и периодически перерабатывемые для каждого уровня общего образования. ФГОС конкретизируются в примерных основных и предметных образовательных программах.
К федеральной нормативно-правовой основе профессиональной педагогической деятельности относятся так же приказы Минобрнауки и иные нормативные документы, определяющие порядок реализации в системе образования федеральных законов и постановлений Правительства РФ.
Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого субъекта РФ действуют региональные нормативные документы. Региональные акты размещаются на сайтах региональных министерств и департаментов образования. Правовое регулирование образовательных отношений осуществляется и внутри образовательных организаций. Для этого служат локальные акты. Локальные акты-это правовой документ, основанный на действующих нормах законодательства, принятый в установленном порядке органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения. К нормативным локальным актам относятся:
1. Устав образовательной организации
2. Положения (об ученическом совете школы, о предметных олимпиадах и т.д.)
3. Инструкции (должностные инструкции работников школы)
4. Правила (для учащихся)
Многоуровневая система правового регулирования отношений в системе образования позволяет конкретизировать общие положения российского законодательства в форме доступной для их исполнения на местах, обеспечивает гибкость действующих правовых норм, учет региональных и местных особенностей образования в реальных условиях педагогической деятельности.