Методическая копилка

Шульгина Оксана Анатольевна

Материалы для подготовки к урокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестовые задания по теме «Союз» Вариант 1.

1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…

а) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении».

б) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».

в) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».

г) … служебная часть речи, которая  выражает различные оттенки значения». 

2. Укажи союз:

          а) перед                 б) неужели                  в) будто              г) около

3. В какой строке только сочинительные союзы?

            а) не только… но и, зато, или;             б) чтобы, если, а;

            в) так как, также, либо;                         г) то…то, однако, что.

4. Найди соответствия:

            1. как…так и, тоже, и                   а) составные, подчинительные

            2. когда, хотя, пока                       б) повторяющиеся

            3. потому что, как будто               в) сочинительные, соединительные

            4. ни..ни, не то…не то                  г) подчинительные, простые

5. В каком предложении употреблён подчинительный союз уступки?

            А. Никита не пошёл в театр, потому что был занят.

            Б. Когда растает снег, появятся цветы.

            В. Растения показались мне свежими, хотя солнце нещадно палило с утра.

            Г. Всем стало ясно, что Григорий проиграл.

6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

            А. Слева от дороги то(же) были холмы.

            Б. Лес так(же) хорош, как и три года назад.

            В. Что(бы) быть здоровым, закаляйся!

            Г. Дарья Тихоновна выздоравливала, за(то) захворал дед Василий.

7. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены!).

            А. Были открыты все окна с правой стороны и все-таки было душно.

            Б. Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание «Трех мушкетеров».

            В. 31 декабря люди с утра штурмуют магазины и докупают последние новогодние подарки. 

            Г. Для начинки лучше использовать белые грибы и добавлять заготовленные с лета сушеные подосиновики.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

             Ранним утром пароход внезапно остановился (1) и пассажиры (2) разбуженные этой внезапной остановкой (3) стали вскоре появляться на палубе.

                    а) 1,3              б) 1,2                в) 1,2,3              г) 2,3   

9. Укажите верную характеристику союза из предложения:

Пётр очень хотел, чтобы именно сегодня никто ему не мешал.

а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;

б) подчинительный, целевой;

в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;

г) подчинительный, изъяснительный.

 

Тестовые задания по теме «Союз» Вариант 2.

1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…

а) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».

б) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».

в) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении».

г) … служебная часть речи, которая  выражает различные оттенки значения». 

2. Укажите союз:

          а) из-под                б) чтобы                 в) мимо              г) будет 

3. В какой строке только подчинительные союзы?

            а) не только… но и, как, или;             б) чтобы, если, когда;

            в) так как, также, либо;                         г) то…то, однако, что.

4. Найдите соответствия:

            1. как…так и, тоже, и                   а) составные, подчинительные

            2. потому что, как будто              б) повторяющиеся

            3. когда, хотя, пока                       в) сочинительные, соединительные

            4. ни..ни, не то…не то                  г) подчинительные, простые 

5. В каком предложении союз и соединяет части сложного предложения?(знаки препинания не расставлены!)

            А. Женя бросил в змею камень и замер.

            Б. И стало ясно что никто никуда не поедет.

            В. Лодка проплыла мимо и мы бросились догонять её.

            Г. И дом и сарай были сожжены дотла..

6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

            А. Слева от дороги то(же) были холмы.

            Б. Лес так(же) хорош, как и три года назад.

            В. Что(бы) пожелать вам на дорожку?

            Г. За(то) дерево спрятался Ромка.

7. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены!).

            А. В зоопарке были тигры и мы хотели их покормить.

            Б. С утра шёл дождь и поэтому очень хотелось спать.

            В. Прозвенел звонок ребята зашли в класс и урок начался.

            Г. Ночью собака прокралась к даче и улеглась под террасой.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Граница вечных снегов (1) спускалась низко (2) и задолго до неё деревья редели (3) потом совсем пропали.                  

а) 1,2               б) 1,3          в) 2, 3           г) 1,2,3    

9. Укажите верную характеристику союза из предложения:

Он снова нахмурился, потому что осознал свою неправоту.

а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;

б) подчинительный, причинный;

в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;

г) подчинительный, изъяснительный.

 

Тестовые задания по теме «Союз» Вариант 3.

1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…

а) … служебная часть речи, которая  выражает различные оттенки значения».

б) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении».

в) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».

г) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».

2. Укажите союз:

          а) зато                б) вроде                 в) он              г) стан

3. В какой строке только сочинительные союзы?

            а) то…то, но, или;                         б) чтобы, если, когда;

            в) так как, также, либо;                 г) не только… но и, однако, что.

4. Найдите соответствия:

            1. как…так и, тоже, и                   а) повторяющиеся

            2. потому что, как будто              б) составные, подчинительные

            3. когда, хотя, пока                       в) сочинительные, соединительные

            4. ни..ни, не то…не то                  г) подчинительные, простые

5. В каком предложении употреблён сочинительный разделительный союз?(знаки препинания не расставлены!)

            А. Женя бросил в змею камень и замер.

            Б. То небо было серым то вдруг становилось нежно-голубым.

            В. Эдуард хорошо знал тех кто появился сейчас в холле.

            Г. Мягко стелет да жёстко спать.

6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

            А. Слева от дороги было всё то(же).

            Б. За(то) они всегда веселились и пели.

            В. Очень хотелось Егору,  что(бы)Никита не уезжал.

            Г. Петя отвечал, что он то(же) привык делать всё аккуратно

7. Укажите предложение, в котором союз но соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены!).

А. Играя но не переигрывая лисица устремилась на переговоры с волком.

Б.  Было жарко но никто не открывал окна.

В. Белка смелая но хитрая.      

Г. Солнце сияет в небе но совсем не греет пока.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В течение почти девяти лет (1) учёный работал над словарём (2) не прекращая работы (3) и в годы войны.

а) 1,3             б) 1,2             в) 2                 г) 1,2,3    

9. Укажите верную характеристику союза из предложения:

Отправился-то он быстро, да отца уже дома не оказалось.

а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;

б) подчинительный, причинный;

в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;

г) сочинительный, противительный, соединяет части сложного предложения.

 

Тестовые задания по теме «Союз» Вариант 4.

1. Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…

         а) …это неизменяемое слова, которое указывают на предмет».

б) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения».

в) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании».

г) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении». 

2. Укажите союз:

          а) долго               б) как                 в) он              г) подле

3. В какой строке только подчинительные союзы?

            а) то…то, но, будто;                    б)  если, что, ради того чтобы;

            в) так как, также, или;                 г) однако, не только… но и, так что.

4. Найдите соответствия:

            1. когда, хотя, пока                        а) сочинительные, соединительные

            2. потому что, как будто               б) составные, подчинительные

            3. как…так и, тоже, и                    в) повторяющиеся

            4. ни..ни, не то…не то                   г) подчинительные, простые

5. В каком предложении союз и соединяет однородные подлежащие?(знаки препинания не расставлены!)

            А. Женя бросил в змею камень и замер.

            Б. И воздух сотрясался от его криков.

            В. Лодка проплыла мимо и мы бросились догонять её.

            Г. И дом и сарай были сожжены дотла.

6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

            А. Раза два на него сердито крикнули за(то), что он был на дороге.

            Б. Вы никогда не думали о том, что(бы) женить вашего сына Анатолия?

            В. И он не знал, что(бы) могло его убедить сейчас.

            Г. И в то(же) мгновение послышался впереди топот.

7. Укажите предложение, в котором части сложного предложения соединяет подчинительный причинный союз.

            А. Там, где вчера ещё были бои, нынче покой.

            Б. Кто не помнит отца-матери, тот не чтит своего Отечества.

            В. Илья не явился на соревнования, потому что был болен.      

            Г. В краю, где цветут магнолии, я не бывал никогда. 

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вскоре с улицы прибежала Наташа (1) встретившая меня так (2) как будто (3) мы с ней были старые знакомые.

                      а) 1,3             б) 2           в) 1,2          г) 1,2,3    

9. Укажите верную характеристику союза из предложения:

Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну ногу, затем другую и на цыпочках вошла в воду.

а) сочинительный, противительный, соединяет однородные сказуемые;

б) подчинительный, причинный;

в) сочинительный, соединительный, связывает однородные сказуемые;

г) подчинительный, изъяснительный.

 

Ответы

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1.      в

1.      а

1.      г

1.      б

2.      в

2.      б

2.      а

2.      б

3.      а

3.      б

3.      а

3.      б

4.   1в, 2г, 3а, 4б

4.    1в, 2а, 3г, 4б

4.  1в, 2б, 3г, 4а

4.  1г, 2б, 3а, 4в

5.      в

5.      в

5.      б

5.      г

6.      б

6.      а

6.      а

6.      б

7.      а

7.      г

7.      б

7.      в

8.      в

8.      в

8.      в

8.      в

9.      г

9.      б

9.      г

9.      в



Предварительный просмотр:

1 вариант

1. Найти предложения с причастным оборотом:

А. Струя пены, отбрасываемая кармой корабля, прошла через океан белой чертой.

Б. Желающее показать свою силу море поднимает громады волн всё выше.

В. Море гладко выковано из синего металла.

Г. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.

2. Указать словосочетания с действительными причастиями:

1. играющий ребенок

2. объясняющий учитель

3. посаженное дерево

4. посланное письмо

5. закрывающий книгу

3. Указать словосочетания со страдательными причастиями:

1. ночь, наступившая внезапно

2. разбитое кем-то стекло

3. трава, омытая дождем

4. дети, посадившие деревья

5. цветы, сорванные с клумбы

4. Образовать от данных глаголов действительные причастия настоящего времени:

чувствовать –

скакать –

пилить –

5. Образовать от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени:

прожить –

показать –

приготовить –

6. Вставьте пропущенные буквы:

Та..щий снег, ро..щий канаву, маяч..щие огни, скач..щие на лошади, се..щий пшеницу,  

бор..щийся за справедливость, стро..щий замок, стреля..щий метко, стон..щий от боли,

вер..щий в добро.

7. Дописать окончания причастия в каждом падеже.

И.п. увидевшая ;

Р.п. увидевш…

В.п. увидевш…

Д.п. увидевш…

Т.п. увидевш…

П.п. увидевш…

8. Исправьте ошибки

Не наряженная елка, не подготовленная доска, не уважающий других, не разношенные

сапоги, не сшитый, а связанный костюм, не достижимая цель, не годующий учитель,

не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день,

не нуждающиеся в совете, не скошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

9.  Вставьте пропущенные знаки препинания.

1) Разлившаяся по широкому лугу речка отражает ясное небо и легкие облака.

2) Воробьи слетевшиеся к кормушке быстро склевали брошенные им крошки.

3) Шум машины приближавшейся по шоссе спугнул лося.

4) Недавно смазанные лыжи отлично скользили по снегу.

5) Сквозь пелену тумана смутно виднелись деревья чернеющие вдали.

11. Увидевший2            строившийся2        оплаченный2

10. Разрисованный3 -

2 вариант

1. Найти предложения с причастным оборотом:

А. Гневное бурное море раскачивает корабль.

Б. Листья пальм, колеблемые береговым ветром, мирно покачивались.

В. Черное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды.

Г. Сквозь уже обнаженные сучья деревьев белеет неподвижное небо.

2. Указать словосочетания с действительными причастиями:

1. смеющийся мальчик

2. отапливаемый дом

3. бушевавший ураган

4. нарисованная картина

5. крадущийся лев  

3. Указать словосочетания со страдательными причастиями:

1. цветы, собранные в букет

2. школа, отремонтированная за лето

3. художник, нарисовавший картину

4. ребята, отправившиеся в поход

5. варежки, связанные бабушкой

4. Образовать от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени:

участвовать –

надеяться –

везти –

5. Образовать от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени :

приподнимать –

подставлять –

видеть –

6. Вставьте пропущенные буквы :

Завис..мый от обстоятельств, колебл..мый ветром, взвешива..мый продавцом, отпира..мый

замок, изготовля..мый вручную, сопровожда..мый в поездке, встреча..мый братом,

заглуша..мый шумом, увлека..мый мною, муч..мый жаждой.

7. Дописать окончания причастия в каждом падеже.

И.п. сгонявший;

Р.п. сгонявш…

Д.п. сгонявш…

В.п. сгонявш…

Т.п. сгонявш…

П.п. сгонявш…

8. Исправьте ошибки

Не наряженная елка, не подготовленная доска, не уважающий других, не разношенные

сапоги, не сшитый, а связанный костюм, не достижимая цель, не годующий учитель,

не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день,

не нуждающиеся в совете, не скошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

9. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания.

1) В коробке находился поплавок сделанный из пробки.

2) Это была высокая четырехугольная башня возвышавшаяся над всеми окрестными зданиями.

3) Стенные часы висящие в моей комнате иногда останавливаются.

4) Шедшие впереди люди разговаривали о чем-то.

5) Лестница ведущая вниз вдруг сделала резкий поворот.

10. Посеянный2                   разрисованный2            прожившая2

11. Оплаченный3 -


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диктант № 1.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон.

Настроение у всех было мажорное, будто они ехали на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все были шокированы происшедшим.

Диктант № 2.

Обжора надел шорты, залез в кусты крыжовника и объелся ягод. Шов на шортах лопнул. Тогда он вышел на шоссе, остановил шофера, который довез его до цирка. Оказалось, что обжора работает жонглером, жокеем и трещит на трещотке. А живет наш герой в трущобах с чопорным шотландцем, пижоном и мажором, который никогда не снимает капюшон и не показывает свою черную челку.

Диктант № 3.

Щеголь Жора, напевая мажорную песенку, шел по городским трущобам. Расчёской, как трещоткой, он увлечённо постукивал по решёткам. В его кошелке лежали желуди, которые он нёс в цирк прожорливому медвежонку. Щеголь был там стажером, кормил зверей печенкой и пшенной кашей, учился четко выполнять свои обязанности. Иногда он шепотом подсказывал клоунам слова, подавал жонглёрам тарелки, натягивал для гимнастов бечевку. Огорченный грошовыми заработками, он всё-таки не расставался с цирком, так как любил его парчовый блеск, цыганское веселье, его шумы и шорохи, его акробатов.

Цирк – это не то что чопорный театр. Стажер Жора надеялся стать новой цирковой звездой.

Диктант № 4.

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.

А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.

И вдруг послышался шорох... Жонглируя шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.

Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.



Предварительный просмотр:

Кодификатор логических, речевых, фактических ошибок

Отредактируем текст творческой работы вместе. Пособие предназначено для совместной работы учителя, обучающегося и родителей при подготовке к экзамену в новой форме (9 класс), а также ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Код

Блок 1. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Разновидности ошибок

Иллюстративный материал

Пример с ошибкой

Комментарии. Верный вариант

Нарушение причинно-следственных связей в содержании

Объяснение: из причины не следует вывод;

приведённое следствие не соответствует указанной причине.

1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая…

2. Преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу, расширяли кругозор поэта.

1. Поэт воспринимает музыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку!

2. причина: преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу; следствие: расширяли кругозор поэта: уважение друг к другу не является причиной интеллектуального развития.

Преподаватели лицея прививали своим воспитанникам уважение друг к другу. Они же расширяли кругозор будущего поэта.

Нарушение логики объединения слов в однородный ряд

СОЕДИНЯТЬ СОЮЗОМ И ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ (РАЗНЫХ) ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА НЕЛОГИЧНО

Софья считает Молчалина очень добрым и услужливым человеком. «Молчалин за других себя забыть готов…» Но, я думаю, она ошибается, потому что на самом деле героиня «сама вызвала в себе эту любовь».

Определения «добрым» и «услужливым» не являются синонимами, так как соответствующие им слова имеют разное лексическое значение. При этом:

Добрый – положительная характеристика незлого человека.

Услужливый – всегда готовый оказать услугу.

сначала ученик рассуждает о том, каким видит Софья Молчалина; затем хочет поспорить с героиней комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и утверждает, что «она ошибается»; но! вместо доказательства тому, в чём именно ошибается Софья, ученик утверждает новую и потому НЕЛОГИЧНУЮ мысль: «героиня сама вызвала в себе эту любовь».   Нам непонятно, о какой любви идёт речь. Видимо, после слов «она ошибается» пропущено предложение: «потому что на самом деле Молчалин любит вовсе не её, а свою мечту стремительно подняться вверх по карьерной лестнице…» и т. д.

Нарушение логики примера в рассуждении

Молчалин всем льстит. Он готов «ползать перед всеми на коленях». Так, например, Хлёстовой он говорит о том, какая у неё прелестная собачка: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, — я гладил всё его: какая шёлковая шёрстка!» Но на самом деле эта собачка ему противна: он презирает всех людей из высшего общества.

Все – это и Хлёстова, и её собачка? Именно перед ними Молчалин готов ползать на коленях? Возможно… но! собачка не человек из высшего общества. А именно так получилось в результате неверно построенного последнего предложения. Видимо, должно было быть так: он презирает её так же, как и всех представителей высшего московского общества, к которому так хотел бы принадлежать.

Нарушение логики построения текста (построения нового абзаца).

    Молчалин очень хитёр. Он понимает, что только чинопочитанием и услужливостью можно добиться высокого положения в свете.

      Молчалин и Чацкий… Взаимоотношения этих героев комедии являются подтверждением этой мысли.

Учеником создан резкий переход от одной мысли к другой. Общими темами предложений текста сочинения являются фрагменты, выделенные курсивом, но! общая мысль разорвана неожиданным, резким, а потому НЕЛОГИЧНЫМ тезисом (утверждением): Молчалин и Чацкий…

Верно так: Подтверждением этой мысли являются и сложные взаимоотношения приспособленца Молчалина и не желающего «прислуживаться» Чацкого.

Нарушение логики утверждения

 Молчалин по-своему страшен. Мне страшно осознавать то, как он расчётливо и цинично относится к чувствам влюблённой в него Софьи. Поэтому мне очень жаль этого героя.

Молчалин страшен. Далее должно быть доказательство этой мысли: чем же страшен герой Молчалин. Речь должна идти об идее, заложенной А.С. Грибоедовым в этот образ. но! Ученик, пренебрегая необходимыми доказательствами первому тезису, выдвигает новый: мне страшно осознавать...

нарушена логика вывода: мне страшно осознавать… и поэтому мне очень жаль Молчалина. (Едва ли мы пожалеем того, кто нам страшен!)

Нарушение логики присоединения нового доказательства

В городе строятся детские площадки, открываются новые магазины, появляются места для развлечения: клубы, рестораны. Так же развивается и спортивная жизнь города.

Не понятно, как так же развивается спортивная жизнь города? Как в клубах и ресторанах? (Хочется надеяться, что всё-таки не так же)

Нарушение логики утверждений

На площади высится памятник В.И. Ленину. За памятником находится Дом культуры.

Памятник В.И.Ленину поставлен, а Дом культуры расположен на площади Победы (например).

Нарушение логики соразмерности в утверждениях

Зимы в Карелии очень снежные, очень холодные. А летом в карельском посёлке(?) очень жарко, стоят знаменитые белые ночи.

Мысль: холодно в Карелии, а жарко только в карельском посёлке. — нарушена логика утверждения и вывода: летом в Карелии жарко, потому что стоят белые ночи? Вряд ли…

Верно так: А летом в карельском посёлке так жарко, что даже в знаменитые белые ночи…

Нарушение логики субъектно-объектных отношений

Всё смешалось в доме Простаковых: имение взято под опеку, власти, столь важной для господ, нет, крестьян, основной их (? )доход, у них (? )отобрали.

Кто выполняет действие (субъект) и на кого распространяется это действие (объект). Не понятно: чей доход отобран – крестьян или Простаковых?

Верно так: Крестьян, основной доход семейства, отобрали.

Нарушение логики вопроса и ответа.

Как же это (? ) стало возможно? Прежде всего это вина (?) госпожи Простаковой.

Вопрос сформулирован неточно и предполагает другой ответ.

Верно так: Как же такое положение дел семейства Простаковых стало возможно? Виновата в этом прежде всего сама Простакова.

Нарушение логики тезиса и вывода

«Ученье — вот чума, учёность – вот причина» сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным. Это (?) доказывает то (?), что все они (?) необразованны и глупы.

Последнее предложение необходимо поменять местами с первым, исключив его первую часть:

Представители фамусовского общества необразованны и глупы, потому что заявляют, что  «ученье – вот чума, учёность – вот причина». И это сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным и необходимым для служения Отечеству.

Нарушение логики построения сочинения.

В последнее время город выглядит не лучшим образом. Во-первых, втрое увеличился поток машин на главных дорогах города. Вблизи трасс невозможно дышать от выхлопных газов и пыли. Во-вторых, повсюду грязь и неубранный снег. В-третьих, огромное число рекламных щитов просто задавило жителей своей агрессивной навязчивостью.

Начало сочинения не соответствует теме работы. Нет вступления о родном крае, выражением которого для ученика стал родной город.

— нарушена логика содержания работы. Не стоит начинать рассуждение с отрицательного, правильнее начинать с того, что вызывает в сердце любовь и гордость.

Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности).

Чацкий обличает право крепостников владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. (?)Чацкий — истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной. (?)В барском обществе процветает лицемерие.

Следовало разбить текст на 3 абзаца и дополнить каждый из них:

1: необходимо доказательство (цитата)

2: необходим переход к новой мысли (Герой комедии А.С.Грибоедова не может мыслить иначе.)

2: необходимо завершить 2 абзац доказательством рассуждения (цитатой)

3: необходим переход к новой мысли, связанной с темой сочинения « Век нынешний» и «век минувший» (Чацкий не может принять законов светского общества, в котором процветает лицемерие).

нарушение логики построения  абзаца.

Я родилась и живу в замечательном городе Сергиевом Посаде. Я заканчиваю школу, мне предстоят выпускные экзамены, затем вступительные в колледж, меня ждёт новая жизнь, которая интригует неизвестностью.

В своём сочинении я хотела бы рассказать, как просыпается мой родной город.

2 предложение не соответствует заявленной теме. Оно лишнее.

Из двух предложений можно было построить одно:

В сочинении я хотела бы рассказать о том, как просыпается мой родной город Сергиев Посад.

Нарушение логики завершения текста сочинения.

Концовка сочинения

1.Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город.

2.Зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.

Даны два предложения, которые являются самостоятельными нераспространёнными абзацами. После тезисов нет доказательств.

Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город, потому что моё сердце навек поселилось именно там.

Мне дорого всё: широкие дороги, заснеженные улицы, старинные купеческие дома моего города. А ещё зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.

Нарушение логики сопоставления образно-сюжетных понятий, субъектно-объектных отношений.

Пугачёв наполнил жизнь Гринёва глубоким содержанием, а повесть «Капитанская дочка» глубоким смыслом.

Ученик в одном предложении сопоставляет образ героя повести Пушкина и замысел самого писателя.

Пугачёв наполнил жизнь Гринёва новым глубоким содержанием, помог переосмыслить свою жизнь и утвердиться в своих представлениях о долге и чести.

Нарушение логики построения предложения.

Калашникова можно назвать былинным героем. Во-первых, его характеризует смелость по отношению к царю Ивану Грозному (его ответ после боя). (?)

Часть предложения, взятая в скобки, вероятно, является доказательством. Но при создании развёрнутого текста, а не тезисного плана такое построение предложений является неверным.

После боя с Кирибеевичем Калашников разговаривает с царём на равных.

Нарушение логики предметно-количественных отношений.

Девочки в чёрных костюмах выполняют упражнения с обручем. Правая рука с обручем поднята вверх, а левая плавно отведена назад. (?) Девочки грациозны, стройны, изящны.

Глядя на девочек, можно уверенно сказать, что через несколько лет они станут известными гимнастками (Д).

Девочек в школе занимается много. Но выражения « правая рука» и «левая рука» подчёркивают единственное число описываемых предметов изображения.

Блок 2. ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Фактической ошибкой называют искажение:

-цитатного материала;

-информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей.

Неточное цитирование

Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, может и просто, но как на свете без любви прожить?»

Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?»

Неверное указание дат жизни и деятельности (творчества) писателей, написания произведений, названий и жанров произведений.

Стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта» написано в 1837 году.

Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1825 году.

Трагедия А.Н.Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.

Стихотворение М. Лермонтова « Смерть поэта» было написано в 1837 году.

Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1833 году.

Драма А.Н.Островского « Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.

Смешение эпох, авторов, произведений.

А.Пушкин, как и Н.А.Некрасов, в стихотворении одушевляет природу.

Нарушение хронологии: Н.А.Некрасов, как и А.С. Пушкин, одушевляют природу в своих произведениях.

Искажение событий, литературоведческого материала, имен героев.

В стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» нет лирического героя, но есть ключевые образы ночи и дня.

В стихотворении Ф. Тютчева «День и ночь» круговая композиция.

И.А.Бунин использует в стихотворении эпитеты, с помощью которых достигается гармония стилистических фигур и эмоционального образа.

А кто же размышляет о дне и ночи? Значит, всё-таки лирический герой есть, может быть, это сам автор?

Следует писать не круговая, а кольцевая.

Эпитет не является стилистической фигурой, это троп.

Преувеличенное освещение второстепенных фактов.

Морозка и Метелица – настоящие национальные герои.

Национальный герой – это общественно-политический термин. Он не имеет никакого отношения к литературным героям А. Фадеева.

Морозка и Метелица проявили себя как настоящие герои.

Блок 3. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Точность и ясность речи.  Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.

При этом:

1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов)

2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера

( литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему):

а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий

хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);

б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);

г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).

Употребление слов и выражений, неточно передающих мысль сочинения

Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более жив в своём герое, чем как историческое лицо.

См выражение история его времени: возникает путаница значений слова история – случай, рассказ или истории — это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)?

И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века.

Употребление слов в несвойственном им значении.

(Слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.)

 

Правда зачастую скрыта в глубинах произведения.

Блок следует традиции предка.

   Значение слова зачастую отличается от значения слова часто;    значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение.

     Правда часто скрыта писателем между строк произведения.

Значение слова предок искажает авторскую мысль.

     Замена: предок-предшественник.

Неуместное употребление слов иной стилевой окраски.

(Слово-замена имеет оттенок другого стиля речи (вместо художественного –публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колее восприятия.

В этом плане стихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно.

Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.

Слово колея ограниченной сферы употребления. Замена – «направить в другую сторону».

Выражение в этом плане имеет оттенок официально-делового стиля, его употребление в сочинении нежелательно.

Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно.

Слово шокированы требует замены.    Нам понравилась игра актёров.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенные слова или фразеологизмы

(Слово (выражение)-замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. Работу отличает ложно-пафосная речь.)

Особенно отчётливо представлены размышления поэтов на эти особенно волнующие их темы.

Благодаря творениям потрясающих авторов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».

    Выражение представлены размышления поэтов требует замены.

   Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы.

Слово потрясающих требует замены.

Благодаря великим произведениям известных поэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам.

Слово объегорить требует замены

Таким людям всегда удаётся обмануть других.

Выражение все пошли по домам требует замены

Через два часа спектакль закончился, и все разошлись.

Нарушение лексической сочетаемости.

(Слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.)

К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны.

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности

Необходимо изменить число выражения перемена в социальной жизни.

В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны

Выражения увеличивает впечатление и художественные особенности необходимо заменить.

    Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление….

Плеоназм

(Слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.)

В двух этих произведениях звучит тема отчаяния.

В обществе произошли социальные изменения.

В выражении в двух этих содержится повтор.

В этих произведениях звучит тема отчаяния.

Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень.

В общественном укладе страны произошли большие изменения.

Ошибки, связанные с употреблением в одном предложении однокоренных слов.

Под ногами героя рассказа подножка вагона.

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Герой рассказа выскакивает на подножку вагона.

Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология)

В этом рассказе идёт речь

Бедные и однообразные синтаксические конструкции.

(В условиях одного контекста использованы предложения однотипной конструкции (подлежащее – сказуемое – обстоятельство);

использованы только сложноподчинённые или сложносочинённые предложения;

 в предложении пропущены значимые для выражения мысли слова.)

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Стихотворение Тютчева называется «Ночь», и стихотворение Бунина называется «Ночь».

Необходимо изменить конструкцию второго предложения.

По окончании разговора Петров отправился в гостиницу.

Использованы однотипные конструкции: подлежащее – дополнение — сказуемое – обстоятельство — подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство.

Стихотворения Тютчева и Бунина имеют одинаковое название – «Ночь».

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

(В одном предложении употреблены глаголы или глагольные формы разного вида и времени.

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погрузился в сказку.

Замирает – глагол несовершенного вида, настоящего времени;

Застучит – глагол совершенного вида, будущего времени.

    Замрёт…застучит.

наблюдая – деепричастие настоящего времени, образовано от глагола несовершенного вида;

погрузился – глагол прошедшего времени, совершенного вида.

Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погружается в сказку.

Неудачное употребление местоимений.

(Употребление местоимений вместо существительных с конкретным значением, вместо других местоимений, имеющих временное, пространственное значение.)

В произведении отображены реальные события и герои их времени.

Мы узнаём их характеры и философию жизни, так как они открывают перед читателем душу.

Именно недосказанность придаёт стихотворению «Побег» его очарование, его прелесть.

Необходима замена местоимения их.

В произведении отображены реальные события и герои того времени.

Необходима замена местоимения существительным с конкретным значением.

Мы узнаём характеры и философию жизни героев, открывающих перед читателем душу.

Необходимо исключить местоимения из состава предложения.    Именно недосказанность придаёт очарование и прелесть стихотворению «Побег».

Бессвязность предложений

(И одном предложении идёт речь о не связанных между собой событиях, явлениях, действиях. В середину одного предложения «вклинивается» новое, не связанное с ним по смыслу. Нарушена последовательность изложения мысли. Пропущен важный смысловой фрагмент предложения.)

Многое в Дубне уделяется и культуре.

Ведь говоря об этом самом близком, дорогом человеке, боишься недосказать чего-то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного.

необходима замена слова многое;

необходимо уточнение слова культура.

Большое внимание в Дубне уделяется развитию культуры.

Необходимо разбить предложение на две самостоятельные синтаксические единицы.

Ведь говоря о самом близком, дорогом человеке, мы боимся, что не сумеем выразить словами самого главного. Того, что на первый взгляд кажется неважным, незначительным.

Стилистическая невыразительность предложения

(Слова-замены привносят в текст новые оттенки (публицистического, научного стилей), «обедняют» предложение, текст.)

Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанном лесах.

Эти поэты внесли огромный вклад в русскую литературу.

Слово также привносит в предложение оттенок публицистичности, слово смешанный (лес) является термином, поэтому в текстах художественного стиля их употребление нежелательно.

Выражение внести большой вклад имеет оттенок политического устойчивого словосочетания. Происходит смешение стилей в рамках одного предложения.

Эти поэты оказали большое влияние на развитие русской литературы.

Неудачно подобранные выразительно-изобразительные средства.

Учитель – нужная, справедливая, мучительная профессия.

Трудно определить литературное сердце произведения « Мёртвые души».

    Один из эпитетов лексически не сочетается с двумя предыдущими;

    Слово мучительная лучше заменить.

Учитель – нужная, справедливая, требующая полной самоотдачи профессия.

  Трудно определить самое захватывающее место поэмы « Мёртвые души».

Нарушение порядка слов в предложении.

(Некоторые члены предложения «вклиниваются» между главными членами, нарушая логику высказывания.)

В стихотворении Ф. Тютчева в самом начале – ночь.

Днём мы просыпаемся, радуемся жизни, в отличие от ночи.

   Поменяйте середину предложения и его начало, добавьте недостающий фрагмент высказывания.

    В самом начале стихотворения Ф. Тютчева ведётся речь о ночи.

Поменяй начало предложения и его концовку.

В отличие от ночи, днём мы просыпаемся, радуемся жизни.

Блок 4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Соблюдение грамматических норм.

-ошибочное словообразование;

-нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.

Неверная замена приставок, суффиксов в однокоренных словах.

Мохнастый шмель – на душистый хмель.

Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый».

   Правильно «мохнатый».

Ошибочное образование формы существительного.

Троп в стихотворении немного.

Нет облак над головой.

Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился.

Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д.

Тропов в стихотворении немного.

Ошибочное образование формы прилагательного.

Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.

Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный.

Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе.

Ошибочное образование формы числительного.

Ольга была околдована силою шестьюдесяти колец времени.

С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.

Ольга была околдована силою шестидесяти колец.

С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования.

Ошибочное употребление формы местоимения.

Возле его просвистела пуля.

Ихней радости не было предела.

Какие мы – судить по нам.

Возле него просвистела пуля.

Их радости не было предела.

Какие мы – судить по нас.

Ошибочное образование формы глагола.

(Ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.)

Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув.

Барс дрогнулся и бросился бежать.

Прочтя название – « Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну.

Деепричастие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие.

Олень стоял не шевелясь и не моргая.

Барс дрогнул и бросился бежать.

Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось.

Прочитав название…

Нарушение связи согласования.

В стихотворениях, которых автор адресовал своему современнику, звучит тема…

Я как будто стою на холме, окутанным в мрак.

В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема…

Я стою на холме, окутанном тьмой.

Нарушение связи управления.

(при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.)

Его творения всегда соответствовали с мироощущением.

Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль.

Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение.

Произведения поэта всегда соответствовали (чему?) его мироощущению.

Зрители собрались (где?) в театре посмотреть спектакль.

Нарушение в структуре словосочетания 

(При неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.)

Став известным поэтом, которого знают по всему миру.

Задай вопрос от слова знают (где?)  …которого знают во всём мире…

Ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов.

В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой.

Ей не понравилось всё, что она пишет.

Задайте вопрос: будущее представляется (каким?)

…В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях              М. Цветаевой.

Замените союзное слово что на союзное слово о чём.

Ей не нравилось всё, о чём она пишет.

Ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами.

(Однородные члены необоснованно являются разными частями речи;

Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст;

Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.)

И героиня надеется, прикладывает невероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений.

Разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?)



Предварительный просмотр:

Задания формата PISA на уроках русского языка и литературы .

Бородинский хлеб. 
Задание 1. 
Восстанови текст, расположив его части в правильном порядке. 
Впиши последовательное расположение букв в строку ответа. 
А. Жена не смогла перенести гибели мужа, оставила свет и 
ушла в монастырь. Там она создала рецепт бородинского хлеба. 
Это был поминальный чёрный хлеб — в память о всех героях России, 
погибших в бою с армией Наполеона. 
Б. Мы испытываем глубокое уважение к хлебу: «Хлеб — всему голова», 
«Там и рай, где хлеба край». 
Нас с детства приучают уважительно, бережно относиться к хлебу. 
В. Рецепт его приготовления придумала монахиня 
одного из подмосковных монастырей, Маргарита Тучкова, 
жена блестящего молодого генерала Тучкова. Он трагически погиб 
в бою с французами на Бородинском поле, 
на исходе лета — 26 августа 1812 года. 
Его героическое поведение во время боя 
описал в романе «Война и мир» Лев Толстой. 
Г. Бородинский хлеб у нас любимый. Его аппетитная корочка посыпана 
кориандром, у него пряный запах и сладковатый вкус. 
Ответ:_______________________ 
Задание 2. Ниже даны варианты названий данного текста. Какой 
из них наиболее полно раскрывает основную мысль текста? 
Впиши букву в строку ответа. 
А. «Хлеб- всему голова». 
Б. Память о героях 
В. История создания бородинского хлеба. 
Г. Преданное сердце. 
Ответ ___________________ 
Задание 3. Перед вами три рецепта (состава) хлеба. Какой из них относится 
к способу приготовления бородинского хлеба? Впиши номер рецепта 
в строку ответов. 
1 рецепт. Ржаная просеянная мука - 2,5 кг; вода- 1-1,5 литра; дрожжи - 30 г.; 
сахара - 20 г.; соль - 20 г. 
2 рецепт. 510 г. муки пшеничной второго сорта; 90 г. муки ржаной обойной 
(обдирной); 
32 г. солода ржаного; 0,6 г. дрожжей прессованных; 6 г. соли поваренной;38 г. 
сахар-песок; 25 г патоки;3 г. кориандра или тмина. 
3 рецепт. Ячменная просеянная мука крупного помола - 1 кг.; вода - 3 стакана; 
дрожжи - 20 г.; сахара - 20 г.; соли - 10 г. 
4 рецепт. Пшеничная мука - 2 кг.; дрожжи - 50 г.; соль - 1,5 чайной ложки; 
сахар - 1 чайная ложка; вода - 5 стаканов. 
Ответ__________________ 
Задание 4. Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б. 
Утверждение А (ДА), Б (НЕТ) 

http://collegy.ucoz.ru/_pu/174/s12417978.jpg 

Задание 5. Перед вами портреты братьев Тучковых, участников 
Отечественной войны 1812 года. Который из них был мужем 
Маргариты Тучковой? Впиши его имя в строку ответов. 
Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, 
при этом используя то, что сказано в одном из текстов или во всех трёх текстах. 

Н. А. Тучков (1-й), генерал-лейтенант 
http://collegy.ucoz.ru/_pu/174/s31544048.jpg 

В Отечественной войне 1812 года принимали участие четверо братьев 
Тучковых. Все они были генералами. Николай Алексеевич Тучков 
участвовал в русско-шведских войнах 1788—1790 и 1808—1809 годов, 
а также Швейцарского похода и кампании 1807 года. 
В войну 1812 года в армии Барклая де Толли Тучков-первый 
командовал 3-м пехотным корпусом. Принимал участие 
в отступлении русской армии от Вильно до Бородина. 
Корпус Тучкова сражался с корпусом Понятовского у деревни Утица 
на Старой Смоленской дороге. Утицкий курган несколько раз 
переходил из рук в руки.Курган был отбит у французов в контратаке. 
Возглавивший контратаку генерал Тучков был смертельно ранен. 
За три часа до этого был убит его брат Александр Тучков 4-й. 
После трех недель мучений скончался в Ярославле 
и был погребен в Толгском монастыре. 

А. А. Тучков (4-й), генерал-майор 
http://collegy.ucoz.ru/_pu/174/s90076296.jpg 

Из четырех братьев Тучковых, участвовавших в Отечественной войне, 
Александр был младшим. Тучков 4-й в 22 года был 
произведен в полковники, не побывав ни в одном сражении. 
Впервые принял участие в боевых действиях в 1806 году 
под Голымином, проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом 
Ревельского полка. 
В 1807 году воевал под начальством Багратиона. 
Участвовал в битве под Фридландом. 
В 1808 году Тучков воевал в Финляндии. Отличившись в боях, 
был произведен в 31 год в генерал-майоры. 
Войну 1812 года Тучков 4-й встретил командиром бригады, 
входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командой 
Н. А. Тучкова 1-го. 15 июля в составе армии Барклая де Толли 
бригада встретилась с врагом в бою под Витебском. 
Последним боем Александра Тучкова стало Бородино. 
У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона. 
Посланная ей на помощь дивизия П. П. Коновницына, 
в которую входила бригада А. А. Тучкова, с марша вступила в бой. 
Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, 
Тучков бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью. 

Ответ . Имя_______________ 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Изучив карту Бородинского сражения и материал текстов 2 и 3, 
соотнеси места сражений с именами братьев Тучковых. Впиши имя 
возле соответствующей буквы в строке ответа. 
http://collegy.ucoz.ru/_pu/174/s65337081.jpg 

Ответ : 
А________________________ 
Б__________________________ 
В__________________________ 
Г________________________ 

Рекомендации к оцениванию. 
Задание 1. 
Ответ : Б,Г,В,А – 1 балл. 
Другие варианты ответов-0 баллов. 

Задание 2. 
Ответ : В– 1 балл 
Другие варианты ответов-0 баллов. 

Задание .3 
Ответ : Рецепт №2– 1 балл 
Другие варианты ответов-0 баллов. 

Задание .4 
Ответ : 1-А, 2-Б,3-Б – 1 балл 
Другие варианты ответов-0 баллов. 

Задание 5. 3 балла 
1 балл- если названо только имя - Александр - без аргументации. 
2 балла –если в аргументах ученика использован материал текстов 
(молодой генерал Тучков, младше брата Николая на 16 лет, 
в 31 год- генерал-майор, погиб на Бородинском поле 
в возрасте 35 лет; 
или- Николай Тучков на поле Бородина был ранен, а не убит; 
умер в возрасте 51 года, т.е. назвать его «молодым» генералом нельзя - или синонимичные выражения) 
3 балла- если к вышеназванным аргументам с опорой на текст ученик 
добавит имя князя Андрея Болконского, героя романа 
Л.Толстого «Война и мир». 
Другие варианты ответов -0 баллов. 

Задание . 2 балла 
Ответ : 
Б - Николай Тучков -– 1 балл 
В - Александр Тучков – 1 балл 
Другие варианты ответов-0 баллов 

Задание 1-2- доступ и извлечение - проверяют навыки, связанные 
с поиском, отбором и сбором информации. 
Задание 3-4 - интеграция и интерпретация- , т.е. проверяется 
способность использовать информацию текста 
(переработка прочитанного для понимания текста). 
Задание 5-6-- размышление и оценка - сопоставить 
данные предложенных текстов, уловить мысль автора, 
найти доводы в защиту своей точки зрения при подготовке 
ответа, исходя из личных представлений о мире.



Предварительный просмотр: