Литературная игра "Умники и умницы"
Здесь буду размещать сценарии для литературных игр "Умники и умницы". Провожу игры около 10 лет. Детям очень нравится!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_i_rabota_s_tekstom_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.docx | 40.32 КБ |
andersen_ognivo.docx | 556.34 КБ |
shulgina_o.a._umniki_i_umnitsy_dashi_tsyretarovich_dambaev.docx | 175.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по литературе
В ФГОС одним из требований к образовательному процессу в формировании универсальных учебных действий, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
- работа с текстом: оценка информации.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Начальная школа призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.
Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный.
Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.
ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения.
Предметные результаты освоения литературы в основной школе предполагают: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках.
Процесс чтения для школьника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.
Предлагаю вам сценарий литературной викторины «Умники и умницы». Материалом для составления сценария послужили книги по школьной программе и рекомендуемые для внеклассного чтения в школе.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению, содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.
Учащимся заранее объявляется тема игры, они самостоятельно читают произведение. Отбор произведений я провожу совместно с учителями и родителями. Все учащиеся класса готовятся к игре: читают произведения, рисуют к нему иллюстрации. Я составляю сценарий игры: для каждой игры 36 вопросов для агонистов и один для теоретиков. Обязательно на каждой игре проходит конкурс красноречия: перед началом каждого агона ставится проблемный вопрос, участники должны в течение минуты высказать своё мнение.
Конкурс-игра «Умники и умницы» направлен на развитие следующих умений двадцать первого века:
- Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, мультимедийной коммуникации, управление ею и понимание ее.
- Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
- Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
- Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
- объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
Метапредметные:
- самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.
Правила игры
Отобранных игроков называют агонистами (от греч.«агон» — состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию древнегреческого суда)— жюри. В каждой игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.
Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
-На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.
-На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз.
-На зеленой – четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа.
Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков в течение не более 1 минуты на заданную тему, которое участники должны приготовить перед началом игры (конкурс красноречия).
Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.
Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.
В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки.
За правильный ответ теоретик получает жетон. В конце игры победителей награждаем «Орденами умников» I, II, III степеней.
Позиция категории в агоне печатается на отдельном листе и вывешивается на стенде, либо выводится на слайде презентации.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературной игры «Умники и умницы».
Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
игра для учащихся 2 класса
Биография
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и все говорили по-французски.
Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. Его дядя был известным поэтом. Прадедушкой Александра был африканец Ганнибал. Он служил при царе Петре Первом.
Маленький Саша очень любил свою няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Когда он вырос, он написал эти сказки в стихах.
Лето Александр Пушкин часто проводил у бабушки в деревне. Бабушка писала о своем внуке: «Не знаю, что выйдет из моего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь».
Пушкин учился в Царскосельском лицее. Там он написал много стихов. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь.
После лицея Пушкин стал работать в Коллегии иностранных дел. В те годы он написал поэму «Руслан и Людмила».
В некоторых стихах Александр Пушкин высмеивал власти. Из-за этого его отправили в ссылку на юг, в Кишенев. Но по дороге он заболел и поехал лечиться в Крым и на Кавказ.
В Крыму у него возник замысел поэм «Евгений Онегин» и «Бахчисарайский фонтан». В Кишеневе была написана поэма «Кавказский пленник», которая сделала Александра Пушкина знаменитым.
В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. У них родилось четверо детей.
В 1837 году поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и от раны умер.
Объявить состав ареопага
ПЕРВЫЙ АГОН
В агоне участвуют _______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему старик отпустил золотую рыбку?» Время для выступления – одна минуту. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: старик, старуха, золотая рыбка
Старик: Сколько лет прожили у моря старик и старуха?
Ответ: Ровно тридцать лет и три года.
Старик: В каком доме жили старик и старуха?
Ответ: Они жили в ветхой землянке.
Старик: Чем занимался старик?
Ответ: Старик ловил неводом рыбу
Старик: Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи?
Ответ: 1. За новым корытом
2. За избой
3. Она хотела стать столбовой дворянкой
4. Старуха хотела стать вольной царицей
5. Хотела стать владычицей морской
Старик: Чему удивился старик, когда первый раз поймал рыбу?
Ответ: Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила
Старик: Что сказал старик рыбке, когда поймал её?
Ответ: И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Старуха: Чем занималась старуха?
Ответ: Старуха пряла свою пряжу
Старуха: Почему старуха бранилась за то, что старик выпросил у рыбки только корыто?
Ответ: «Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?»
Золотая рыбка: Что обещала старику рыбка за свое освобождение?
Ответ: «Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.
ВТОРОЙ АГОН
В агоне участвуют _______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему старуха всегда бранила старика?» Время для выступления – одна минуту. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: старик, старуха, золотая рыбка, море
Море: Как менялось море, когда старик приходил к нему в очередной раз?
Ответ: 1. Слегка разыгралось
2. Помутилося синее море
3. Неспокойно синее море
4. Почернело синее море
5. На море чёрная буря
Старик: Какую избу увидел старик вместо своей землянки?
Ответ: Перед ним изба со светелкой (светлая комната, отделенная сенями от кухни)
С кирпичною, белёною трубою
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старик: Как старик обращался к рыбке, когда приходил к ней с просьбой?
Ответ: «Смилуйся, государыня рыбка!»
Старик: Почему старик испугался и взмолился, когда его старуха захотела стать вольной
царицей?
Ответ: «Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь?
Насмешишь ты целое царство!»
Старуха: Опишите старуху -столбовую дворянку
Ответ: На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на ней кичка (древнерусский женский головной убор)
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Старуха: Как старуха – столбовая дворянка относилась к своим слугам?
Ответ: Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает. (прядь волос, спадающая на лоб)
Старуха: Куда послала служить старуха- столбовая дворянка старика?
Ответ: На него прикрикнула старуха,
На конюшню служить его послала.
Старуха: Как относилась к мужу старуха-столбовая дворянка?
Ответ: Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа:
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкою столбовою? ( в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы)
Золотая рыбка: Что каждый раз рыбка отвечала старику?
Ответ: «Не печалься, ступай себе с богом».
ТРЕТИЙ АГОН
В агоне участвуют _______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему старик выполнял всё желания старухи?» Время для выступления – одна минуту. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Категория одна: старуха
Старуха: Как старуха-царица отнеслась к старику?
Ответ: На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Старуха: Старуха хотела стать владычицей морской. А кем при ней должна быть рыбка?
Ответ: Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Старуха: Почему старуха сначала отправляла старика к рыбке за корытом?
Ответ: Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Старуха: Сколько времени старуха была столбовою дворянкой?
Ответ: Вот неделя, другая проходит…
Опять к рыбке старика посылает …
Старуха: Сколько времени старуха была вольною царицей?
Ответ: Вот неделя, другая проходит…
Опять к рыбке старика посылает …
Старуха: Кто прислуживал за столом старухе- вольной царице?
Ответ: За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне…
Старуха: Кто стоял вокруг старухи, когда она сидела за столом?
Ответ: Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Старуха: Какие пряники ела за столом старуха-царица?
Ответ: Заедает она пряником печатным … (Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами)
Старуха: Какими словами ругала старика старуха?
Ответ: «Дурачина ты, простофиля!»
ФИНАЛ
В финале участвуют _______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Агонисты должны выступить перед финалом с публичной речью на тему «Почему рыбка наказала старика и старуху»
Предлагаю зрителям перед финалом ответить на вопрос: Как народ отнесся к тому, что старика выгнали из дворца старухи-царицы?
Ответ: А народ-то над ним насмеялся
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Ареопаг оценил ваше выступление. Выбирайте дорожки.
Выбирайте категорию вопроса: Старик, золотая рыбка, море, старуха
Золотая рыбка: Что ответила рыбка старику, когда он пришёл к ней в последний раз?
Ответ: Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Золотая рыбка: Каким голосом говорила рыбка со стариком?
Ответ: Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим …
Море: Каким было море, когда старик пришёл к нему в последний раз?
Ответ: Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем м воют.
Старуха: Кем была старуха до того, как стать столбовой дворянкой?
Ответ: Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
( Черносошные крестьяне — категория тяглых людей в России в XV—XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Земля составляла как бы собственность черносошного крестьянина; он мог отдавать ее в залог и продавать, но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, «обелил» участок. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, пушным промыслом, собирательством и торговлей).
Старуха: Старик сходил к морю в последний раз. Вернулся домой. Где сидела его старуха?
Ответ: На пороге сидит его старуха…
Старик: Как по приказанию старухи обошлись со стариком бояре и дворяне?
Ответ: Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
Старик: Как стража обошлась со стариком?
Ответ: А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
Старик: Сколько раз старик закидывал невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку?
Ответ: Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод –
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
Старик: Рыбка не выполнила последнее желание старика. Что же он увидел, вернувшись домой?
Ответ: Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Список литературы:
1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.
2. Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. — М. :Баласс, 2008.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.
4. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя [Электронный ресурс] / Л. Рождественская, И. Логвина. — Режим доступа : http:// umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf.
5. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2011.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования — М., 2011.
7. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах [Электронный ресурс] / Т. И. Фисенко. — Режим доступа : http://www.kreativ-didaktika.ru
Предварительный просмотр:
«Умники и умницы»
Ганс Христиан
Андерсен
«Стойкий оловянный
солдатик»
«Огниво»
Игра для учащихся 3 класса
Правила игры
Отобранных игроков называют агонистами (от греч.«агон» — состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию древнегреческого суда)— жюри. В каждой игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.
Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
-На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.
-На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз.
-На зеленой – четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа.
Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков в течение не более 1 минуты на заданную тему, которое участники должны приготовить перед началом игры (конкурс красноречия).
Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.
Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.
В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки.
За правильный ответ теоретик получает жетон.
Сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и «Огниво»
Объявить состав ареопага
БИОГРАФИЯ
Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) – датский писатель-сказочник
Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года Ганс научился читать, а побывав на Рождество в театре, начал сочинять пьесы и стихи.
В 1838 году он публикует свой первый сборник, в который вошли ставшие всемирно известные сказки – «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». С тех пор сборники его сказок стали выходить регулярно.
Андерсен не придумывал сюжеты своих сказок, а в наглядной, доходчивой и образной форме описывал окружающий его мир. Так, начало «Снежной королевы» - это описание дома в Оденсе, где прошло его детство, в «Стойком оловянном солдатике» мы встречаемся с яркими описаниями игрушек, которые юный Андерсен видел в витринах богатых магазинов. Перед нами как бы возникает тот мир детства, в котором хотелось бы оказаться в свое время автору.
Ещё при жизни Андерсен стал известнейшим писателем своего времени. Он был награжден дипломами многих академий и научных обществ, а в день его похорон в стране был объявлен национальный траур.
В 1958 году ЮНЕСКО учредила Международную Золотую медаль Андерсена, получившую название Малой Нобелевской премии. Один раз в два года она присуждается лучшему детскому писателю и художнику-иллюстратору детских книг.
День рождения Андерсена, 2 апреля, объявлен Международным днем детской книги.
ПЕРВЫЙ АГОН
В первом агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему солдатик был стойким?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Солдатик, Игрушки, Водяная крыса, Танцовщица
Солдатик: Сколько всего было на свете оловянных солдатиков и кем они были друг другу?
Ответ: Двадцать пять солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки.
Солдатик: Чем один из солдатиков отличался от других?
Ответ: Все солдатики оказались совершенно одинаковые, и только один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним и олова не хватило.
Солдатик: Каким образом солдатик отправился в опасное путешествие из дома?
Ответ: И наступило утро; встали дети, и оловянного солдатика поставили на подоконник. Вдруг, по милости ли тролля, или от сквозняка, окно как распахнется и солдатик как полетит вниз головой с третьего этажа!
Солдатик: Что вместо солдатика нашла в печке кухарка, выгребая золу?
Ответ: Нашла вместо солдатика оловянное сердечко
Игрушки: Что по ночам делали игрушки в доме?
Ответ: А игрушки сами стали играть – и в гости, и в войну, и в бал.
Игрушки: Какая из игрушек, стоящих на столе, была самой приметной?
Ответ: Самым приметным был красивый дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было заглянуть прямо в залы. Перед дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали восковые лебеди и гляделись в него.
Водяная крыса: Что просила крыса предъявить у солдатика?
Ответ: Паспорт
Танцовщица: Как выглядела танцовщица?
Ответ: Она была вырезана из бумаги, но юбочка на ней была из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка, будто шарф, а на груди сверкала блёстка не меньше головы самой девушки.
Танцовщица: Что осталось от танцовщицы, сгоревшей в печке?
Ответ: А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.
ВТОРОЙ АГОН
Во втором агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему ведьма не раскрыла тайну огнива солдату?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Ведьма, Солдат
Ведьма: Как выглядела ведьма?
Ответ: На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.
Ведьма: Куда ведьма просила влезть солдата?
Ответ: - Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. – Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.
Ведьма: Зачем ведьма отправляла солдата в дупло?
Ответ: За деньгами.
Ведьма: Что просила ведьма у солдата принести ей с дупла?
Ответ: Принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.
Солдат: Куда солдат должен был посадить собак, охраняющих сундуки?
Ответ: Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади её на передник…
Солдат: Сколько мог солдат взять денег в дупле?
Ответ: … открой сундук и бери из него денег вволю.
Солдат: Чем были набиты карманы, сапоги, ранец и фуражка солдата, когда ведьма вытащила его из дупла?
Ответ: Золотом
Солдат: Что сделал солдат с ведьмой за её отказ рассказать об огниве?
Ответ: Солдат взял и отрубил ей голову.
Солдат: Куда пошел солдат с деньгами и огнивом?
Ответ: Ведьма повалилась мертвая, а он завязал все деньги в её передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.
ТРЕТИЙ АГОН
В третьем агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Как друзья солдата относились к нему?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Солдат, Принцесса
Солдат: Где остановился солдат в городе?
Ответ: Солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда – теперь ведь он был богачом.
Солдат: Почему солдат много помогал бедным?
Ответ: И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане!
Солдат: Почему солдат перебрался из хороших комнат в маленькую каморку под самой крышей?
Ответ: У него осталось всего-навсего две денежки
Солдат: Что произошло, когда солдат в каморке достал огниво и огарок, и ударил по кремню?
Ответ: … и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.
Солдат: Что попросил солдат в каморке у собаки?
Ответ: - Эй ты, добудь мне деньжонок!
Солдат: Почему огниво, доставшееся солдату, было чудным?
Ответ: Ударишь по кремню раз – является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два – является та, которая сидела на серебре; ударишь три – прибегает собака, что сидела на золоте.
Солдат: Как изменилась жизнь солдата, после того, как он узнал тайну огнива?
Ответ: Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.
Принцесса: Где жила принцесса и почему?
Ответ: Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти, ни выйти оттуда, потому, что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!
Принцесса: Как выглядела принцесса?
Ответ: Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса…
Ф И Н А Л
В финале участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Перед началом финала агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Как вы думаете, будет ли солдат хорошим королем для своих подданных?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Пока агонисты готовят публичную речь, теоретикам предлагаю ответить на вопрос: «Почему от стойкого оловянного солдатика, сгоревшего в печке, осталось в золе оловянное сердечко?»
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Солдат, Принцесса, Королева
Солдат: Как солдат впервые увидел принцессу?
Ответ: И он ударил по кремню раз – в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.
- Теперь, правда, уже ночь, - сказал солдат. – Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!
Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой.
Солдат: Что король и королева сделали с солдатом, за то, что к нему ездит по ночам принцесса?
Ответ: Посадили в тюрьму.
Солдат: Кто помог солдату, принеся огниво в тюрьму?
Ответ: Мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях.
Солдат: Какое последнее желание было у солдата перед казнью?
Ответ: Выкурить трубочку – это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!
Солдат: О чем народ попросил солдата?
Ответ: - Служивый, будь нашим королем и возьми за себя прекрасную принцессу!
Принцесса: Что принцесса наутро, после ночной прогулке на собаке, рассказала королю с королевой?
Ответ: Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал её.
- Вот так история! – сказала королева.
Принцесса: Зачем к постели принцессы приставили старуху фрейлину?
Ответ: И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину – она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.
Королева: Что придумала королева, чтобы узнать, куда собака увозит принцессу?
Ответ: Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шелковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.
Королева: Что собаки сделали с королем и королевой?
Ответ: - Не надо! – закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их кверху вслед за другими.
КОРОЛЕВА
СОЛДАТ
ПРИНЦЕССА
ВЕДЬМА
ИГРУШКИ
СОЛДАТИК
ВОДЯНАЯ
КРЫСА
ТАНЦОВЩИЦА
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное образовательное учреждение
«Турунтаевская районная гимназия»
II Республиканская научно-практическая конференция
«Литература Бурятии»,
посвящённая 80-летию со дня рождения бурятского поэта-лирика, шестидесятника Даши Цыретаровича Дамбаева и
90-летию Союза писателей Бурятии
Секция 6: Конкурс методических разработок
Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству
Даши Цыретаровича Дамбаева
Автор: Шульгина Оксана Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Прибайкальского района
89140529064
tur-ao@mail.ru
г. Улан-Удэ, 2018
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 9 – 11 классов
Даши Цыретарович Дамбаев
Правила игры
Отобранных игроков называют агонистами (от греч.«агон» — состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию древнегреческого суда) — жюри. В каждой игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.
Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
-На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.
-На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз.
-На зеленой – четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа.
Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков в течение не более 1 минуты на заданную тему, которое участники должны приготовить перед началом игры (конкурс красноречия).
Игра начинается с зеленой дорожки.
Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.
Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.
В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки.
За правильный ответ теоретик получает жетон. В конце игры победителей награждаем «Орденами умников» I, II, III степеней.
Позиция категории в агоне печатается на отдельном листе и вывешивается на стенде, либо выводится на слайде презентации.
ПЕРВЫЙ АГОН
В первом агоне участвуют __________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему Даши Цыретаровича называют «жаворонком бурятской поэзии»?
Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Биография, творчество
Биография: В каком селе родился поэт?
Ответ: село Харгана Селенгинского района
Биография: Успешно ли окончил среднюю школу Даши Цыретарович?
Ответ: С серебряной медалью
Биография: Куда поэт поступил учиться после окончания средней школы?
Ответ: Геологический факультет МГУ
Биография: Кем работал Дамбаев на ЛВРЗ?
Ответ: Слесарем
Творчество: Стихотворение «Детство». На что в детстве, лежа на траве, любил смотреть поэт?
Ответ: Я в детстве, лежа на траве
Среди цветов душистых,
Любил смотреть, как в синеве,
Бездонной и лучистой,
Барашки белых облаков
Плывут неторопливо…
Творчество: Какой птице и почему завидует поэт в стихотворении «Детство»?
Ответ: Со звонкой трелью булжамур*
Взмывал над вольной степью.
Завороженный высотой,
Я все следил за небом,
И зависть к малой птичке той
Звала: вот так и мне бы!
Булжамур* - жаворонок
Творчество: Какой взгляд был у красавицы из одноименного стихотворения поэта?
Ответ: Когда она черемуховым взглядом
Безжалостно взглянула на меня …
Творчество: Назовите поэтов-переводчиков стихов Дамбаева на русский язык
Ответ: Стихи переведены на русский язык поэтами Ю. Игумновым, А. Щитовым, Б. Кауровым, Н. Масловой и др.
Творчество: Сколько песен создано поэтом в содружестве с бурятскими композиторами?
Ответ: Даши Дамбаев является популярным поэтом песенником. В содружестве с бурятскими композиторами им создано около 50 песен, среди которых «Сэлэнгэ», «Согто-Хангил», «Улаан-Үдэ, «Буряад орон» и др. Многие из них стали народными.
ВТОРОЙ АГОН
Во втором агоне участвуют __________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему 1960-е годы являлись переломными в бурятской поэзии?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Биография, творчество
Биография: Что поэт делал в Казахстане?
Ответ: Работал на строительстве железной дороги
Биография: Когда поэт начал писать стихи?
Ответ: В школьные годы, в середине 1950-х годов
Биография: В каком году вышел первый сборник стихов поэта?
Ответ: 1962 год
Биография: Назовите имена родителей поэта
Ответ: Отец Цыретор Бодиевич и мать Цыбжен Ринчиновна.
Творчество: Основная направленность поэзии Д. Дамбиева
Ответ: Философская, обращение к вечным проблемам бытия.
Творчество: Чем, по мнению поэта, он вечен?
Ответ: Я – человек!
Не трава. Не зверье.
Я в мире вчера
И – завтра.
Я вечен не только в ковре
Цветов – я разумом светлым
Вечен!
Творчество: Какое стихотворение поэта посвящено его лучшему другу? Назовите имя друга
Ответ: Стихотворение «Киномеханик Пурбодо» посвящено его лучшему другу Банзаракцаеву Пурбо Доржиевичу.
Творчество: В каких журналах печатались стихи Дамбаева?
Ответ: Стихи поэта печатались в журналах «Огонёк», «Октябрь», «Нева», «Байкал», «Техника молодёжи», в коллективных сборниках, антологиях.
Творчество: Назовите поэтические сборники, вышедшие после смерти поэта
Ответ: В 1977 г. после ухода его из жизни вышел сборник избранных произведений «Песня жизни». В последующие годы были изданы поэтические сборники «Живущий, да будь счастливым!» (1988), «Алтан зула» (Золотая лампада) (1998), сборник песен "Сэлэнгэ" (2006) и дополненное издание "Золотая лампада" (2008).
ТРЕТИЙ АГОН
В третьем агоне участвуют __________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Чем же привлекают и музыкантов, и читателей стихи Даши Дамбаева?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Биография, творчество
Биография: Когда и где вышла первая книга поэта, изданная на русском языке? Как она называлась?
Ответ: 1968 год, издательство «Советская Россия», Москва. Книга называлась «Тетива»
Биография: Когда и где был открыт Литературный музей поэта?
Ответ: В 1988 году, на родине поэта
Биография: Какое ежегодное событие проходит в Литературном музее Даши Дамбаева?
Ответ: Поэтические Дамбаевские чтения
Биография: Известно, что Даши Цыретарович мечтал после окончания школы поступить в Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана. Почему ему пришлось выбрать другой ВУЗ?
Ответ: Из-за проблем с общежитием во МГТУ
Творчество: Поэт в своем творчестве опирался на народные корни. Чем примечательна его «Элегическая песня»?
Ответ: «Элегическая песня» (1960-е годы) по содержанию, поэтическому стилю и даже по мелодии, написанной самим поэтом, была далека от бурятских народных песен. В её основу были заложены традиции индийской песенной культуры. Эта песня полюбилась и стала поистине народной.
Творчество: В какой современной системе стихосложения писал поэт?
Ответ: Верлибр
Творчество: Почему поэт уверен, что он твердо ходит по земле?
Ответ: «Помчусь-ка, - крикнул я,
Друзьям отважно, -
Я, видимо собрался в дальний путь.
И твердо по земле хожу я потому,
Что сердцем верен детству моему! »
Творчество: О чем мечтает в стихотворении «Детство» поэт?
Ответ: «О как хотелось мне порой
Крылатым стать скорее,
По струнам солнца над землей
Подняться, петь и реять. («Детство»)
Творчество: Какую поэму поэт посвятил отцу?
Ответ: Поэму «Клятва»
ФИНАЛ
В финале участвуют __________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом финала агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «В чем секрет мастерства поэта?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Биография, творчество
Биография: Назовите музыкально-поэтическое произведения, созданное поэтом, ставшее официальным гимном столицы Бурятии
Ответ: «Улан-Удэ»
Биография: Назовите композитора - автора официального гимна столицы Бурятии
Ответ: Чингис Павлов
Биография: Как память о поэте увековечена на его родине – Харгане?
Ответ: Помимо Литературного музея поэта, в его родном селе одна из улиц носит его имя, в 2013 году здесь установлен памятник-бюст поэту.
Творчество: Назовите ведущих национальных композиторов, сочинявших музыку на стихи поэта
Ответ: Анатолий Андреев, Сергей Манжигеев, Юрий Ирдынеев, Гур Дашипылов, Чингис Павлов
Творчество: Назовите одну из ключевых тем в поэзии Дамбаева
Ответ: Тема природы и человека
Творчество: О чем вспоминает в своей поэме «Романтика» поэт?
Ответ: В поэме «Романтика» он вспоминает хлеб, выпеченный матерью, «пряный хлеб, домашнего оранжевого цвета », который хранит «тепло тех рук, что и его месили и вырастили бережно меня. Спасибо, мама».
Творчество: За что Даши Цыретарович хочет «сердечно отплатить землякам»?
Ответ: «Чем бы мне за это наше «Здравствуй»
Землякам сердечно отплатить?».
Творчество: Какие строки точно передают его предназначение на земле – быть поэтом?
Ответ: «Я в песнях весь и стихах»
Творчество: Что, по мнению поэта, должно было остаться как память о нем?
Ответ: Песни мои, останьтесь
Памятью обо мне.
Только их пойте, люди… («Наказ»)
ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Использованная литература:
- Даши Дамбаев. Живущий, да будь счастливым! 1988г. Улан-Удэ ,Бурятское книжное издательство
- Статья "Поэт божьей милостью" Н.Николаев."Селенга", 27 апреля, 1998 г.
- Статья " Живущий, да будь счастливым! " А.Щитов."Правда Бурятии", 1988г.
- Статья "Звуки душевных песен", Л.Банзаракцаева " Буряад Унэн", 2003г.
- Статья "Жаворонок бурятской поэзии" Н.Николаев. "Красная Селенга", 1988г
- Статья "Бессмертен песнями своими"С.Аюшеев."Селенга", 1988г.