Трансляция педагогического опыта

Семизорова Жанна Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»

(МБОУ «СШ № 40»)

 

от 19.11.2018                                                                          №1190

ПРИКАЗ

О проведении

педагогического совета №2

        

В соответствии с планом работы школы с целью реализации в 2018-2019 учебном году Программы развития МБОУ «СШ № 40», основной образовательной программы, Программы повышения качества образования, муниципальной программы "Развитие образования города Нижневартовска до 2020 года" и ФГОС общего образования

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести заседание педагогического совета «Формирование ключевых компетенций обучающихся, направленных на освоение системно-деятельностного подхода, как основного способа совершенствования качества образования» 23 ноября 2018 г. в 15.00 в актовом зале школы.
  2. Утвердить повестку и ответственных за проведение педагогического совета:
  1. Анализ учебной успешности обучающихся 9-х классов по результатам 1 четверти, репетиционных экзаменов 9,11 классов.  (Отв. зам. директора по УР Гневашева Л.Н.)
  2. Проект новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (Отв. методист Волкова Е.В.)
  3. Работа в предметных методических объединениях «Разработка комплекса мер, направленных на повышение качества образования» (Отв. руководители МО) 
  1. Общую координацию подготовки и проведения педагогического совета возложить на зам. директора по УР Волкову Е.В.
  2. Контроль за исполнением приказа  оставляю за собой.

 

        

С приказом ознакомлены:

____________ Е.В.Волкова                        «___» _____________ 2018г.

____________ Л.Н.Гневашева                «___» _____________ 2018г.

____________ Л.А.Красильникова                «___» _____________ 2018г.

____________ О.Ю.Игнатова                «___» _____________ 2018г.

____________ А.П.Курзякова                «___» _____________ 2018г.

____________ Е.Ю.Дудник                        «___» _____________ 2018г.

____________ Ю.Н.Мехоношина                «___» _____________ 2018г.

____________ Е.Н.Кригер                        «___» _____________ 2018г.

____________ Е.В.Колесникова                «___» _____________ 2018г.

____________ О.А.Зыкова                        «___» _____________ 2018г.

____________ Ж.А.Семизорова                «___» _____________ 2018г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №40»

Выступление

на школьном методическом объединении

по теме:

 «Формы и методы работы

со слабоуспевающими учащимися»

Учитель начальных классов:

Семизорова Ж.А

2021

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.

У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).

Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.

Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения надо провести “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.

Использование разнообразных дидактических игр  связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Загадка, по словам К.Д.Ушинского “доставляет уму ребёнка полезные упражнения”. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их процесс творческий. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.

В работе с неуспевающими детьми методика требует словесной установки или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале.

Учителю в зависимости от здоровья детей и их психического состояния на данный момент необходимо использовать щадящий режим учебного процесса.

Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы.

Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Я согласна с мнением методиста И.С. Шохора – Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века написал, что для “... обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей”.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится?

Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах.

Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах.

При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

В своей работе я использую опыт С. НЛысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.

Лысенкова предлагает использовать комментированное обучение. Она говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. На своих уроках я также применяю комментированное письмо.

Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.

Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.

Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.

Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.

Хороший результат на уроках дает:

  • групповая работа.
  • уроки юного педагога когда часть урока проводят сами ученики.

На дополнительных занятиях предоставляю учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.

Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.

Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

Библиографический список.

  1. Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
  2. Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.
  3. Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
  4. Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.
  5. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.
  6. Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.
  7. Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
  8. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.
  9. Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. – П., 2000.
  10. Сластенин В., Баранов С. Педагогика. – М., 2000.
  11. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 1998.
  12. Ульянова Т. “Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов” // Начальная школа. – 1996, №7. – с. 53.


Предварительный просмотр:

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.

         «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

            Социальное партнерство в самом широком смысле следует понимать как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. 
Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. 
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей школе. Это государство (формулирует заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; учащиеся; их родители; общество в лице местного социума и различных организаций.

В своей педагогической деятельности партнерство с учреждениями дополнительного образования и культуры и спорта  использую как эффективную форму профориентационной работы. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.

     Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии. На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.

          Одна из основных задач профориентации – активизировать работу, способствующую социальному взаимодействию образовательного учреждения с ВУЗами, колледжами, предприятиями и другими социальными партнерами, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профессии, профессиональных интересов и самостоятельному профессиональному самоопределению.

В профориентационной работе с детьми особую роль играет сотрудничество с социальными партнерами.

В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде выделяется 3 этапа:

  • определение общих целей, ценностей и ресурсов (итог – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);
  • совместная деятельность (итог – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);
  • собственно партнерство в школьной образовательной среде.

Основные виды совместной деятельности:

Деятельность

«Продукт»

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

Модели, концепции, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Образовательные программы

Реализация образовательного процесса

Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др.

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

Цели:

  • создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала в сотрудничестве с социальными партнерами и всеми участниками образовательного процесса.

Задачи:

  • помочь каждому учащемуся самоопределиться в коллективе сверстников;
  • выявлять и развивать способности каждого учащегося в различных видах деятельности;
  • способствовать активному включению родителей во все виды деятельности детей;
  • совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, всемерно укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие;
  • формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;
  • поддерживать интерес к учебной деятельности.

Что дает такое сотрудничество в конечном итоге?

Для ребенка – доступность образования школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей региона и своей малой родины.
Для педагога – рост профессионализма, социальной активности, социальная защищенность, сотрудничество с коллегами.
В образовательном процессе – обновление содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы  школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения образовательного процесса, обусловленная интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями города, культурными центрами и другими школами.
 

В начальной школе должен быть дифференцированный подход в работе ранней профилизации. Работа должна быть системной и хорошо организованной согласно разработанной структуры и модели с возможными новыми подструктурами и компонентами.

Формы сотрудничества:

  • совместная организация и проведение внеклассных  мероприятий;
  • вечера-встречи с интересными людьми города, региона;
  • совместная исследовательская и диагностическая деятельность;
  • консультации, вечера, круглые столы и т.д.;
  • экскурсии и различные тематические десанты, акции;
  • приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
  • спонсорская помощь школе и т. д.

В рамках реализации школьной программы сотрудничества нами определены партнеры, составлен план сотрудничества и  обозначены круг мероприятий.

Совместно с центральной городской библиотекой проводим встречи с ветеранами труда, конкурсы рисунков «Все профессии хороши»; виртуальные экскурсии в мероприятия города.

В сотрудничестве важным является проектирование. Через творческие и исследовательские проекты мои ученики знакомятся с основами различных профессий, изучают профессии своих родителей, создают портреты лучших строителей, врачей, учителей, нефтяников.

Использованные источники

1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. -  2006. -№ 5. – С. 8 -11.

2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.

3.Бессолицына Л. 10 идей развития социального партнерства школы // Управление школой.  - 2007.  - № 7. – С.24 - 25

4.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.

5.Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. – 2007. - №4. – С. 83 – 89.

6.Корчагин Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером // Инновации в образовании. – 2007. - №6. –С.43 - 52.

Голованов В.П. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2008. - №2. – С.12 - 16.

Лернер П. Социальное партнерство учителей и родителей при освоении ресурсов педагогического сопровождения самоопределения учащихся основной и старшей школы // Народное образование. – 2007. - №7. – С.167-171.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»)

ул. Мира, 56 «б», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  628611

тел./факс:  (3466)45-81-60, 43-34-08, электронная почта: сro-nv@mail.ru

от  01.09.2017       № 732  

на № _______ от ____________

Руководителю образовательной

организации

Уважаемый руководитель!

В соответствии с приказом департамента образования от 22.05.2017 № 296 «Об организации работы по проведению августовских совещаний» в период с 06 по 15 сентября 2017 года состоятся секционные заседания педагогических работников согласно программе (приложение в прикрепленном файле).

Просим направить руководящих и педагогических работников образовательной организации для участия в секционных заседаниях.

Исполняющий

обязанности директора                  подписано                              О.М. Ярмонова                          

Исполнитель:

заведующий отделом развития инновационных

процессов в образовании

МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»

____________ Н.Ю. Мухина

Тел. 8(3466) 45-53-77