Работа со слабомотивированными обучающимися
Работа со слабомотивированными обучающимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный маршрут | 137.5 КБ |
Выступление на МО | 56 КБ |
Отчет 2018 | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40
Образовательный маршрут
работы со слабоуспевающими обучающимися
3 класса Д
учителя начальных классов
Семизоровой Жанны Александровны
Цель и задачи программы :
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей :
Цветкова Хадижат, Закриева Раяна, Хусиева Фариза.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития и национальности ( чеченцы) нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения : Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Таблица 1 - Список слабоуспевающих обучающихся в 2021-2022 учебном году
№ п/п | ФИ ученика | Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр. | Результат на конец четверти ( не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | Цветкова Хадижат | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная работа на уроке, низкая техника письма, слабые вычислительные навыки, слабое знание разговорной русской речи | Матем, Рус.яз. | Матем Рус.яз | Матем Рус.яз | ||
2 | Закриева Раяна | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная работа на уроке, низкая техника письма, слабые вычислительные навыки, слабое знание разговорной русской речи | Матем., Рус.яз. | Матем Рус.яз | Матем Рус.яз | ||
3 | Хусиева Фариза | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная работа на уроке, низкая техника письма, слабые вычислительные навыки, низкая техника чтения, слабое знание разговорной русской речи | Чтение, матем., рус.яз. | Матем Чтение Рус.яз | Матем Рус.яз |
Тематическое планирование.
Русский язык.
№ | К.ч | Тема | Дата | Примеч. |
1 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит. | ||
2,3 | 2 | Гласные и согласные. | ||
4,5 | 2 | Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. | ||
6 | 1 | Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов . | ||
7,8 | 2 | Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку . | ||
9 | 1 | Речь устная и письменная. | ||
10,11 | 2 | Основа слова. | ||
12 | 1 | Род слов-названий предмета. | ||
13 | 1 | Число слов-названий предмета. | ||
14,15 | 2 | Начальная форма. | ||
16 | 1 | Форма одного слова. | ||
17,18 | 2 | Родственные слова. | ||
19 | 1 | Форма слова и родственные слова. | ||
20,21 | 2 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | ||
22 | 1 | Учимся писать корни . | ||
23 | 1 | Различаем приставки с буквами о, а. | ||
24,25 | 2 | Учимся различать предлоги и приставки. | ||
26 | 1 | Повторяем состав слова . | ||
27,28 | 2 | Правописание частей слова . | ||
29,30, 31 | 3 | Части речи | ||
32,33,34 | 3 | Повторение основных изученных тем |
Тематическое планирование.
Математика.
№ | Кл.ч | Тема | Дата | Примеч. |
1 | 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | ||
2 | 1 | Решение задач . | ||
3 | 1 | Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток. | ||
4 | 1 | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | ||
5 | 1 | Решение задач . | ||
6 | 1 | Круглые числа. | ||
7 | 1 | Решение задач. | ||
8 | 1 | Десятки и единицы. | ||
9 | 1 | Сложение круглых чисел. | ||
10 | 1 | Вычитание круглых чисел. | ||
11 | 1 | Сложение круглых чисел с однозначными. | ||
12 | 1 | Луч, прямая, отрезок, ломаная. | ||
13 | 1 | Треугольник, прямоугольник и круг. | ||
14 | 1 | Решение задач. Краткая запись. | ||
15 | 1 | Решение задач с помощью схем. | ||
16 | 1 | Меры массы. | ||
17 | 1 | Сравнение двузначных чисел. | ||
18 | 1 | Решение выражений со скобками. | ||
19 | 1 | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. | ||
20 | 1 | Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | ||
21 | 1 | Таблица умножения на 2 и 3 | ||
22 | 1 | Таблица умножения на 4 и 5. | ||
23 | 1 | Таблица умножения на 6,7,8. | ||
24 | 1 | Таблица умножения на 9. Повторение таблицы умножения. | ||
25 | 1 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||
26 | 1 | Решение примеров на сложение в столбик. | ||
27 | 1 | Решение примеров на вычитание в столбик. | ||
28 | 1 | Периметр. | ||
29 | 1 | Площадь. | ||
30 | 1 | Решение задач в два действия. | ||
31 | 1 | Компоненты при умножении. | ||
32 | 1 | Компоненты при сложении и вычитании. | ||
33 | 1 | Нахождение неизвестного. | ||
34 | 1 | Чему я научился за этот год. Урок тест . |
Прогнозируемый результат
Обучающиеся к концу 2 класса должны:
Уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы;
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; состав слова;
- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения;
- воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу умножения;
- решать задачи в одно, два действия;
- выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100.
Используемая литература
1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 3. К. Э. Кочурова . Дружим с математикой: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2006. -304 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40»
Выступление
на школьном методическом объединении
по теме:
«Формы и методы работы
со слабоуспевающими учащимися»
Учитель начальных классов:
Семизорова Ж.А
2021
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.
У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).
Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.
Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения надо провести “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.
Использование разнообразных дидактических игр связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.
Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Загадка, по словам К.Д.Ушинского “доставляет уму ребёнка полезные упражнения”. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их процесс творческий. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.
В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.
В работе с неуспевающими детьми методика требует словесной установки или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале.
Учителю в зависимости от здоровья детей и их психического состояния на данный момент необходимо использовать щадящий режим учебного процесса.
Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы.
Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.
Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
Я согласна с мнением методиста И.С. Шохора – Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века написал, что для “... обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей”.
Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.
Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.
Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:
О чём, о ком говорится?
Что об этом говорится дальше?
Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.
Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах.
Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах.
При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.
В своей работе я использую опыт С. Н. Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.
Лысенкова предлагает использовать комментированное обучение. Она говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. На своих уроках я также применяю комментированное письмо.
Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.
Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.
Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.
Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.
Хороший результат на уроках дает:
- групповая работа.
- уроки юного педагога когда часть урока проводят сами ученики.
На дополнительных занятиях предоставляю учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.
Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.
Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
- Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
- Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
- Не торопите его, научитесь ждать.
- Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
- Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
- Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
- Обобщение – главная составляющая любой методики.
- Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
- Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
Библиографический список.
- Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
- Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.
- Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
- Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.
- Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.
- Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.
- Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
- Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.
- Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. – П., 2000.
- Сластенин В., Баранов С. Педагогика. – М., 2000.
- Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 1998.
- Ульянова Т. “Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов” // Начальная школа. – 1996, №7. – с. 53.
Предварительный просмотр:
Отчет о работе со слабоуспевающими учащимися 3 Д класса за 1 полугодие 2017-18 уч.года.
В течение первого полугодия 2017-18 уч года в 3 Д классе были выявлены учащиеся с трудностями в усвоении программного материала по основным предметам. Это вновь прибывшие в сентябре Завишальный Иван и Сибиряков Александр, в ноябре – Абдулазизов Рафи.
Мною были выявлены внешние и внутренние причины неуспеваемости: низкий уровень общеучебных умений и навыков, слабое развитие мышления и памяти, низкий уровень произвольности, недисциплинированность, большие пробелы в знаниях, слабое развитие мелкой моторики руки др.
Далее была разработана система работы по преодолению неуспеваемости:
Работа на уроке:
- Включение в работу (фронтальный опрос)
- Работа в группах, подготовительные консультации, уроки коррекции знаний
- Опорные схемы
- Памятки по предметам
- Карточки, работа в парах.
- Дифференцированные задания.
Это способствовало алгоритмизации действий, формированию мотивации к обучению, удержанию интереса.
Внеурочна деятельность:
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильных учеников)
- Участие в предметных занятиях в ГПД, творческие задания.
- Опора на хобби.
Работа с родителями:
- Определение типа ученика и причин неуспеваемости
- Установление единых требований к знаниям учащихся. Объяснение требований родителям.
- Коррекционная работа с родителями.
- Индивидуальная работа. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.
Данная работа привела к положительным результатам. У учащихся повысилась мотивация к учению, самооценка, снизилась тревожность, постепенно ликвидируются пробелы в знаниях.
Классный руководитель: Семизорова Ж.А.
Отчет о работе со слабоуспевающими учащимися
3 Д класса за II полугодие 2017-2018 уч.года.
Во втором полугодии 2017-2018 уч. года были выявлены учащиеся, слабоусвающие учебный материал по основным предметам. Это Абдулазизов Рафи, Фенин Даниил.
Мною были выявлены внешние и внутренние причины неуспеваемости: низкий уровень навыков учебного труда, слабое развитие мышления, низкий уровень волевой воспитанности, недисциплинированность, большие пробелы в знаниях, слабое развитие памяти и др.
Далее была разработана система работы по преодолению неуспеваемости:
- Разработан индивидуальный план работы по преодолению трудностей в учебной деятельности;
- Проведена работа по формированию положительного отношения к учению;
- Применялись следующие методы стимулирования в целях предупреждения отставания:
- Посредством содержания учебного материала;
- Посредством организации деятельности;
- Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания.
- Проводилась систематическая профилактическая работа по устранению пробелов в знаниях на различных этапах урока;
- Усиление работы с родителями (регулярные рекомендации, консультации с учителем, логопедом);
- Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
Все перечисленные методы и приемы не принесли положительных результатов. У учащихся сохранилась низкая успеваемость по данным предметам.
Фенин Данил получает плановое лечение у невропатолога.
Абдулазизов Рафи был направлен на консультацию к психоневрологу для решения получения рекомендаций о дальнейшем обучении.
Классный руководитель: Семизорова Ж.А.