Активные методы обучения в помощь учителю
Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_urokov.doc | 85.5 КБ |
didakticheskaya_igra.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура уроков
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков.
1.По основной дидактической цели:
1.1.Урок ознакомления с новым материалом.
1.2.Урок закрепления изученного.
1.3.Урок применения знаний, умений.
1.4.Урок обобщения и систематизации знаний.
1.5.Урок проверки и коррекции знаний, умений.
1.6.Комбинированный урок.
2.По основному способу проведения:
2.1.Лекция.
2.2.Семинар.
2.3.Зачёт.
2.4.Практикум, лабораторная работа.
2.5.Собеседование.
2.6.Консультация.
2.7.Дискуссия /урок одной задачи, одной теоремы/.
2.8.Интегрированный урок.
2.9.Театрализованный урок.
2.10.Соревнование.
2.11.Дидактическая игра.
2.12.Деловая игра.
2.13.Ролевая игра. и т.д.
Структурирование урока.
1.1.Урок ознакомления с новым материалом.
Основная дидактическая цель:
введение понятия, установление свойств изучаемых
объектов, построение правил, алгоритмов.
Структура урока.
1.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
3.Изучение нового материала.
4.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
5.Постановка домашнего задания.
6.Подведение итогов урока.
1.2.Урок закрепления изученного.
Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.
Структура урока.
1.Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.
2.Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учения.
3.Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.
4.Перенос приобретённых знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений.
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
1.3.Урок применения знаний, умений.
Основная дидактическая цель:
воспроизведение и коррекция необходимых ЗУ, анализ заданий и способов их выполнения: самостоятельность в выполнении заданий, рационализация способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль.
Структура урока.
1.Проверка домашнего задания.
2.Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых ЗУ; сообщение темы, цели и задач урока.
3.Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
4.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
5.Обобщение, систематизация результатов выполненных заданий.
6.Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.
1.4.Урок обобщения и систематизации знаний.
Основная дидактическая цель:
выделение наиболее общего и существенного из изученных понятий, законов и закономерностей; установление причинно – следственных связей и отношений между важнейшими элементами.
Структура урока.
1.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3.Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4.Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
5.Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
6.Подведение итогов урока.
1.5.Урок проверки и коррекции знаний, умений.
Основная дидактическая цель:
выявить уровень овладения учащихся комплексом ЗУ и на его основе принять определённые решения по совершенствованию учебного процесса.
Структура урока.
1.Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
2.Проверка знания учащимися фактического материала и умения вскрывать внешние связи в предметах и явлениях.
3.Проверка знания учащимися основных понятий, правил, законов и умения объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.
4.Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.
5Проверка умений учащихся применять знания в изменённых, нестандартных условиях.
6.Подведение итогов урока.
1.6.Комбинированный урок.
Основная дидактическая цель:
/комбинация нескольких дидактических целей/.
Например: проверка ранее изученного, ознакомление с новым материалом, первичное закрепление, самоконтроль, самооценка.
Структура урока.
1.Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
2.Проверка домашнего задания.
3.Проверка ЗУ учащихся по пройденному материалу.
4.Изложение нового материала.
5.Первичное закрепление нового материала.
6.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
2.1.Урок – лекция.
Характеристика каждого вида.
Вводные – нацеливают учащихся на усвоение изучаемого материала;
- раскрывают значимость математических фактов, понятий, теорем;
- раскрывают практическую направленность изучаемого материала, раздела, темы, связь с жизнью;
- раскрывают план изучения блока, раздела /технологическая карта/.
Текущие – решают задачу освещения отдельных вопросов темы.
Обзорные – завершают изучение отдельных тем, разделов, всего курса в целом, создают стройную систему знаний у учащихся.
Информационные – решают задачу сообщения учащимся определённой информации, в основном исторического характера.
Объяснительные – используются для объяснения тем, несущих большую теоретическую нагрузку.
Лекции – беседы - проводят при изложении нового материала с опорой на уже известные знания учащихся с проведением сравнения, сопоставления новых фактов с уже изученными.
Тематические – проводятся по одной из тем раздела.
Комплексные – носят межпредметный характер, проводятся 1 – 2 раза в течение года.
Структура урока – лекции /тематической/
1.Создание проблемной ситуации по постановке темы, цели и задач лекции. Сообщение плана лекции.
2.Реализация намеченного плана лекции.
3.Выделение опорных знаний, умений.
4.Воспроизведение учащимися опорных ЗУ по образцам, конспектам и другим наглядностям.
5.Применение полученных знаний.
6.Обобщение и систематизация изученного.
7.Сообщение списка рекомендуемой литературы, постановка домашнего задания /разноуровневые, различные по времени исполнения и т.д./
2.2.Уроки – семинары.
Характеристика каждого вида.
Обобщающие знания - основная задача: повторение с целью закрепления и систематизации знаний
Углубляющие и расширяющие знания – основная задача: повторение обязательного и
изучение дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся.
Основанные на применении знаний – основная задача: стимулирование поисковой
и исследовательской деятельности учащихся, требующее самостоятельного добывания знаний /для решения задач – разными способами; доказательства теорем и т.д.
Собеседование – начинается с постановки проблемы, беседа с одним учеником переходит в беседу со всем классом; если на вопрос дан исчерпывающий ответ и дополнений нет, то переходят к следующей проблеме.
Решение и составление задач – в семинарские занятия включить задачи разнообразного
вида:
- по способу выражения условия;
- по содержанию;
- по способам решения;
- по степени сложности.
Смешанные – все виды.
Тематические – по одной теме или разделу.
Комплексные – носят внутрипредметный или межпредметный характер.
2.3. Зачёты.
2.4.Урок – практикум
Основная дидактическая цель: формирование конструктивных умений; выработка
у учащихся умений, навыков в решении задач определённого типа или вида.
Основной способ организации деятельности ученика: групповая форма работы.
Урок лабораторной работы.
Основная дидактическая цель: формирование у учащихся экспериментальных
умений, развитие и воспитание графических, вычислительных навыков и умений /вычислительная обработка, использование чертёжных, измерительных, вычислительных инструментов и приборов/.
Структура практикумов и лабораторных работ.
1.Сообщение темы, цели и задач урока.
2.Актуализация опорных знаний, умений учащихся.
3.Мотивация учебной деятельности учащихся.
4.Ознакомление учащихся с инструкцией к работе /последовательная деятельность ученика/.
5.Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.
6.Выполнение работы под руководством учителя.
7.Составление отчёта о работе.
8.Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
2.5.Урок – собеседование.
Результативность собеседования зависит от выполнения требований к проведению собеседований:
1.Наличие научности, доступности, конкретности формулируемых вопросов.
2.Соблюдение логически правильной и дидактически оптимальной последовательности вопросов.
3.Умение видоизменять вопросы, учитывая ответы.
4.Умение задавать наводящие вопросы.
2.6.Урок – консультация.
Основная дидактическая цель: повышение уровня усвоения знаний, овладение
определёнными учебными умениями.
Цель: подготовка учащихся к семинарам, Цель: подготовка учащихся к зачётам и экзаменам по
вопросам учащихся, с которыми они не разобрались
как теоретическими так и практическими.
Способы организации деятельности ученика: общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы.
2.7.Урок – дискуссия.
Основная дидактическая цель: рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, решений задач, доказательства теорем, формирование культуры дискуссии.
Структура урока.
1.Сообщение темы, цели и задач урока/возможно, что задание предлагается предварительно до урока: задача или теорема с несколькими способами решения или доказательства/.
2.Представление содержания проблемы.
3.Решение проблемы /возможно в диалоге, в групповой форме, в массовой дискуссии/.
4.систематизация возможных путей решения проблемы.
5.Оценка правильности суждений в ходе дискуссии.
6.Постановка новых вопросов, если таковые возникают, связанных с решением проблемы.
2.8.Интегрированный урок.
Основная дидактическая цель: усиление межпредметных связей, расширение сферы получаемой информации учащимися; подкрепление мотивации обучения; формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом.
Формы проведения интегрированного урока: семинары, конференции и т.д. Конструируется и проводится урок двумя и более учителями – предметниками.
2.9 Театрализованный урок.
Основная дидактическая цель: выработка у учащихся чувства взаимопомощи,
коммуникативных умений, развитие интереса к предмету.
Форма проведения театрализованного урока математики в основном – сказка /вмладших классах/. Проведение таких уроков возможно как при изучении так и при закреплении, обобщении программного материала.
К работе над сценарием урока – сказки привлекаются и учащиеся. Учитель тщательно разрабатывает критерии оценок по всем видам деятельности учащихся на уроке, продумывает этапы подведения итогов урока /обобщает и систематизирует использованный в сценарии математический материал/.
2.10.Урок – соревнование.
Форма проведения таких уроков построена на сюжетах игр: КВН, «Брейн Ринг», Звёздный час», «Счастливый случай», и т.д.Конструируется урок в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета игры.
2.11.Урок с дидактической игрой.
Основное назначение дидактической игры:
- проверка результатов обучения;
- выработка навыков;
- формирование умений;
- активизация учебной деятельности учащихся.
Структура урока с дидактической игрой.
1.Игровой замысел /название игры/.
2.Правила /порядок действий и поведения учащихся во время игры/.
3.Игровые действия. Познавательное содержание. Познавательная деятельность учащихся в процессе игры.
4. Оборудование.
5.Итог игры.
2.12.Урок – деловая игра.
Структура /возможный вариант /урока.
1.Знакомство с реальной ситуацией.
2.Построение имитационной модели игры.
3.Постановка главной задачи групп, уточнение их роли в игре.
4.Создание игровой проблемной ситуации.
5.Решение проблемы с использованием необходимого теоретического, дидактического материалов, соответствующей литературы.
6. Обсуждение полученных результатов.
7.Коррекция.
8.Реализация принятого решения.
9.Анализ итогов работы.
10.Оценка итогов работы.
Деятельность учителя:
- написание сценария игры;
- подбор средств обучения, создающих обстановку игры;
- подбор литературы с соответствующим материалом;
- подготовка дидактического материала;
- разработка критериев оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
2.13Ролевая игра.
Структура /возможный вариант/ урока.
1.Постановка цели и задач урока. Сообщение темы. Постановка проблемы.
2.Организационные вопросы: распределение ролей, выбор экспертной комиссии. Формирование игровых групп, ознакомление с инструкциями работы группы /или индивидуально каждого в группе/.
3.Включение в проблему. её разрешение, дискуссия в группе, принятие решения, подготовка сообщения, консультация.
4.Заслушивание решения поблеем.
5.Сообщение экспертной группы.
6.Анализ итогов игры.
7.Оценка результатов работы.
Деятельность учителя: см. 2.12.
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Верю-не верю»
Учитель задает ребятам вопросы, которые, начинаются со слов: «Верите ли вы, что …».
Учащиеся отвечают на эти вопросы утвердительно: «Да!» или отрицательно: «Нет!».
«Верите ли вы, что художник пишет картины».-Да
«Верите ли вы, что …живопись это картины в цвете».-да
«Верите ли вы, что …натюрморт-это изображение животных».-Нет
«Верите ли вы, что первобытные художники рисовали на стенах своих пещер…».-Да
«Верите ли вы, пейзаж- это рисунок собаки».-Нет
«Верите ли вы, что художнику нужна фатазия».-да
«Верите ли вы, что скульптору нужен мастихин».-Да
«Верите ли вы, что режиссер-оператор –это тоже художник».-Да
«Верите ли вы, что охра-это красный цвет».-нет
«Верите ли вы, что желтый и синий будет зеленый».-да
«Верите ли вы, что в радуге 7 цветов».-Да
«Верите ли вы, что Шишкин нарисовал мишек в своем бору»-Нет
«Верите ли вы, что Айвазовский любил рисовать море»-Да
«Верите ли вы, что Куинджи, русский художник»-да