Конспект занятия /Фольклор/
"Путешествие в фольклор!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_folklor.docx | 23.4 КБ |
kopiya_prezentatsiya_zanyatiya.ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 49 «Родничок»
Слайд №1. Конспект музыкального занятия
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ФОЛЬКЛОР»
Слайд №2.
- Цель: закрепить знания о жанрах и видах русского фольклора.
- Задачи:
- Образовательные:
-Формировать навыки культурного слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до окончания звучания);
-Знакомить детей с новым жанром - «частушка»;
-Учить детей петь с инструментальным сопровождением и без сопровождения;
- Развивающие:
-Развивать чистоту интонирования, ритмичность;
-Формировать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
-Учить выполнять движение «ковырялочка» в соответствии с музыкой;
- Воспитательные:
-Воспитывать интерес к народной музыке.
- Воспитание эстетически чувств.
Слайд №3.
Использование современных технологий
-Программа «Ладушки» И.М. Каплунойвой, И. А. Новоскольцевой.;
-Парциальная программа «Оберег» Е.Г.Борониной;
-Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой;
-Приёмы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности).
Оборудование
Куклы бибабо (дед и баба); народный костюм для музыкального руководителя; кушаки
ленты на голову девочкам; костюмы для детей (дед и баба); яйцо бутофорское, деревянные ложки, ТСО, Мультимедийная установка, музыкальный инструмент, презентация «Музыкальный фольклор».
Слайд №4
«Ах, вы, сени» русская народная мелодия, «Во саду ли, в огороде», русская народная мелодия, частушки», «Как у бабушки козёл», народная песня, игра «Никанориха гусей пасла», русская народная песня «Тимоня».
Предварительная работа
-Разучивание частушек,
-драматизация сказки «курочка Ряба»,
-беседа о «оберегах»,
-знакомство с различными видами хороводов (солнце, стенка на стенку, змейка).
Словарная работа
Фольклор, изба, «оберег», кушак.
Слайд №5
Взаимосвязь цели данного занятия с целями других занятий и направленность
на практическую деятельность воспитанников
- Продолжить работу по знакомству детей с народными музыкальными инструментами (музыкальные ложки, рубель, хлопушка, трещотки), в ходе которой дети знакомятся с историей возникновения инструментов, из чего состоят, в каких произведениях применяются народные инструменты..
- Планируется продолжение использования мультимедийного сопровождения, которое облегчит восприятие и повысит интерес к занятиям.
- Продолжится работа по обучению приемам игры на ложках,
- пение исполнения народных песен в народной манере
- Дети продолжат знакомиться с народными играми и хороводами.
Слайд №6
Организационный этап
Музыкальный руководитель:
-Здравствуйте, ребята! (поёт).
Дети:- Здравствуйте! (ответ
музыкальный).
Музыкальный руководитель:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни, шутки слагал.
Наши бабушки, дедушки нам говорили.
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
-Сегодня мы с вами пойдём в гости к героям народных сказок, чтобы с вами ничего плохого не случилось наденем обереги: девочкам ленточки на голову, мальчикам кушаки на пояс.
Слайд №6
Основной этап
Музыкальный руководитель:
-Вставайте друг за другом хороводом «змейка» и «топающим шагом» под музыку
русской народной песни «Ах, вы, сени» отправимся в гости.
/Дети выстраиваются хороводом и идут за музыкальным руководителем «змейкой»/.
Музыкальный руководитель:
-Отдохнём и покажем какой у нашей змеи язычок. ( «Змеиный язычок» артикуляционная гимнастика).
Слайд №7
Артикуляционная гимнастика
Музыкальный руководитель:
-Ребята, поможем нашим непослушным губкам, голове (артикуляционные упражнения «непослушные губки», «непослушная голова»). Предлагаю остановиться здесь и подуем на тополиный пух. А что это за дверь, попробуем открыть «скрипучую дверь» (упражнение на дыхание и развитие голоса).
Слайд №8
Гимнастика
Музыкальный руководитель:
-Ребята, поможем нашим непослушным губкам, голове
(артикуляционные упражнения «непослушные губки», «непослушная голова»). Предлагаю остановиться здесь и подуем на тополиный пух. А что это за дверь, попробуем открыть «скрипучую дверь» (упражнение на дыхание и развитие голоса).
Слайд №9
Фольклорная разминка
- Музыкальный руководитель:
-Под русскую народную мелодию «Тимоня» исполним движения «ковырялочка» и «в две ноги», внимательно слушайте музыку народной мелодии и в соответствии с музыкой выполняйте движения.
Слайд №10
КРУЖЕНИЕ В ПАРАХ С РАЗЛИЧНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ РУК
«крендеклёк», «свечка», «под локоток».
Слайд №11
ЧАСТУШКИ – это маленькие истории.
Все они разные: и страдания, и насмешки, и воображалки, и дразнилки.
Слайд №12
Дед: Расскажу вам сказку про «курочку «Рябу».
Воспитатель: А наши ребята смогут вам эту сказку показать.
Слайд №13.
Слайд №14
Дед: бабка, давай-ка расскажем детям про нашего козла.
Баба: не только расскажем, а споём прибаутку, русскую народную песню и в игру сыграем, бери в руки балалайку.
Слайд №15.
Муз.рук: Бабушка, научите нас хоровод водить под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»
Слайд №16.
Русская народная игра «Никанориха»
Условия игры: В огороде, в огороде козлик мекает и бродит
Кто позвал его сюда ?
-Никанориха!
По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху»( пару родитель – ребенок). Дети стоят парами( или в кругу), взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком.
Дети поют:
«Никанориха гусей посла
Запустила в огород козла,
Никанорихаругается,
А козел – то упирается»
Дети разбегаются, а Никанорихастоит ругает «козлика». После того, как музыка кончается (или по хлопку), дети снова встают парами.
Тому, кто остается без пары, говорят:
-«Раз, два, три – козлик ты!»
Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Слайд №17.
Заключительный этап
- Музыкальный руководитель: ребята, понравилось вам у бабушки с дедушкой?
Спасибо за гостеприимство (поклон).
- Дед: приходите ещё, да приносите деревянные ложки.
- Музыкальный руководитель: а что мы с ложками будем делать?
- Дед: играть научим на ложках и не только.
- Баба: на трещотках, на дощечках и других народных инструментах.
- А это вам подарочки от курочки «Рябушки» (отдаёт детям «киндер-сюрприз» по количеству детей)
Слайд №18.
Заключительный этап.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, вам понравилось путешествие в страну фольклора? Какие песни вы исполняли? Что такое частушки? Какой композитор написал русские народные песни?
Я предлагаю попрощаться с гостеприимными хозяевами и надеюсь, мы ещё раз придём в гости (поклон).
Дети хороводным шагом выходят из музыкального зала.
Слайд №19.
Условия проведения занятия.
Условия для проведения занятия соответствуют требованиям СанПИНа.
На протяжении занятия виды деятельности детей и формы их организации менялись.
Использовалась комбинация нетрадиционного обучения.
Слайд №20
Деятельность детей на занятии
Дети выполняя определённые виды деятельности размещались таким образом, что бы комфортно слушать, петь и выполнять музыкально-ритмические движения. Использование ярких предметов (обереги, куклы, домашняя утварь), презентация
русской народной сказки «курочка «Ряба» и движений народной хореографии позволили сохранить интерес детей к занятию.
Слайд №21.
Деятельность детей на занятии
Формы организации детей были разнообразны: работа в подгруппах (пение частушек); по рядам (пение народной песни); индивидуально (игровые моменты). На протяжении всего занятия дети были активны, сосредоточены, активно включались в игру, с большим интересом водили хороводы («солнышко», «змейка», «стенка на стенку»).
Слайд №22.
Деятельность детей на занятии
Формы организации детей были разнообразны: работа в подгруппах (пение частушек); по рядам (пение народной песни); индивидуально (игровые моменты). На протяжении всего занятия дети были активны, сосредоточены, активно включались в игру, с большим интересом водили хороводы («солнышко», «змейка», «стенка на стенку»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Путешествие в страну фольклора» Цель: закрепить знания о жанрах и видах русского фольклора. Задачи: Образовательные: -Формировать навыки культурного слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до окончания звучания); -Знакомить детей с новым жанром - «частушка»; -Учить детей петь с инструментальным сопровождением и без сопровождения; Развивающие: -Развивать чистоту интонирования, ритмичность; -Формировать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами; -Учить выполнять движение «ковырялочка» в соответствии с музыкой; Воспитательные: -Воспитывать интерес к народной музыке. РОДНИЧОК
РОДНИЧОК РОДНИЧОК Использование современных технологий - Программа «Ладушки» И.М. Каплунойвой, И. А. Новоскольцевой.; -Парциальная программа «Оберег» Е.Г.Борониной; -Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой; -Приёмы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности). Оборудование Куклы бибабо (дед и баба); народный костюм для музыкального руководителя; кушаки, ленты на голову девочкам; костюмы для детей (дед и баба); яйцо, деревянные ложки, кухонная утварь. ТСО Мультимедийная установка, музыкальный инструмент, презентация «Музыкальный фольклор».
«Ах, вы, сени» русская народная мелодия, «Во саду ли, в огороде», русская народная мелодия, частушки», «Как у бабушки козёл», народная песня, игра «Никанориха гусей пасла», русская народная песня «Тимоня». Предварительная работа -Разучивание частушек, -драматизация сказки «курочка Ряба», -беседа о «оберегах», -знакомство с различными видами хороводов (солнце, стенка на стенку, змейка). Словарная работа Фольклор, изба, «оберег», кушак. РОДНИЧОК Музыкальный репертуар
Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников Продолжится работа по знакомству детей с народными музыкальными инструментами (музыкальные ложки, рубель, хлопушка, трещотки), в ходе которой дети знакомятся с историей возникновения инструментов, из чего состоят, в каких произведениях применяются народные инструменты.. Планируется продолжение использования мультимедийного сопровождения, которое облегчит восприятие и повысит интерес к занятиям. Продолжится работа по обучению приемам игры на ложках, пение в народной манере исполнения народных песен. Дети продолжат знакомиться с народными играми и хороводами.
Организационный этап Музыкальный руководитель: -Здравствуйте, ребята! (поёт). Дети:- Здравствуйте! (ответ музыкальный). Музыкальный руководитель: Как у нас на Руси уж давно повелось, Чтобы весело всем и счастливо жилось, Чтоб не плакал никто, и никто не скучал, Сам народ для себя песни, шутки слагал. Наши бабушки, дедушки нам говорили. Как плясали они, хороводы водили, Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь ещё с колыбели. -Сегодня мы с вами пойдём в гости к героям народных сказок, чтобы с вами ничего не случилось наденем обереги: девочкам ленточки на голову, мальчикам кушаки на пояс. РОДНИЧОК
ОСНОВНОЙ ЭТАП Музыкальный руководитель: -Вставайте друг за другом хороводом «змейка» и «топающим шагом» под музыку русской народной песни «Ах, вы, сени» отправимся в гости. /Дети выстраиваются хороводом и идут за музыкальным руководителем «змейкой»/. Музыкальный руководитель: -Отдохнём и покажем какой у нашей змеи язычок. ( «Змеиный язычок» артикуляционная гимнастика). РОДНИЧОК
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА . Музыкальный руководитель: -Ребята, поможем нашим непослушным губкам, голове ( артикуляционные упражнения «непослушные губки», «непослушная голова»). Предлагаю остановиться здесь и подуем на тополиный пух. А что это за дверь, попробуем открыть «скрипучую дверь» (упражнение на дыхание и развитие голоса ). РОДНИЧОК
ФОЛЬКЛОРНАЯ РАЗМИНКА Музыкальный руководитель: -Под русскую народную мелодию «Тимоня» исполним движения «ковырялочка» и «в две ноги», внимательно слушайте музыку народной мелодии и в соответствии с музыкой выполняйте движения. РОДНИЧОК «КОВЫРЯЛОЧКА» «В ДВЕ НОГИ»
РОДНИЧОК КРУЖЕНИЕ В ПАРАХ С РАЗЛИЧНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ РУК «крендеклёк», «свечка», «под локоток».
РОДНИЧОК ЧАСТУШКИ – это маленькие истории. Все они разные: и страдания, и насмешки, и воображалки, и дразнилки.
Дед: расскажу вам сказку про «курочку Рябу». Воспитатель: а ребята вам эту сказку смогут показать.
Русская народная сказка «курочка Ряба»
Тыр-тыр-тыры-рыр ! «Как у бабушки козёл» Дед: бабка, давай-ка расскажем детям про нашего козла. Баба: не только расскажем, а споём прибаутку, русскую народную песню и в игру сыграем, бери в руки балалайку. РОДНИЧОК
Музыкальный руководитель: бабушка, научите нас хоровод водить под русскую народную песню «Во саду ли в огороде» ХОРОВОДНЫЙ ТАНЕЦ РОДНИЧОК
Музыкальный руководитель: ребята, я предлагаю выучить народную игру. «Никанориха гусей пасла» РОДНИЧОК
Музыкальный руководитель: ребята, понравилось вам у бабушки с дедушкой? Спасибо за гостеприимство (поклон). Дед: приходите ещё, да приносите деревянные ложки. Музыкальный руководитель: а что мы с ложками будем делать? Дед: играть научим на ложках и не только. Баба: на трещотках, на дощечках и других народных инструментах. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РОДНИЧОК Молодцы!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Музыкальный руководитель: -Ребята, вам понравилось путешествие в страну фольклора? Какие песни вы исполняли? Что такое частушки? Какой композитор написал русские народные песни? Я предлагаю попрощаться с гостеприимными хозяевами и надеюсь, мы ещё раз придём в гости (поклон). Дети хороводным шагом выходят из музыкального зала. РОДНИЧОК
Условия проведения занятия Условия для проведения занятия соответствуют требованиям СанПИНа. На протяжении занятия виды деятельности детей и формы их организации менялись. Использовалась комбинация нетрадиционного обучения. РОДНИЧОК
Деятельность детей на занятии Дети выполняя определённые виды деятельности размещались таким образом, что бы комфортно слушать, петь и выполнять музыкально-ритмические движения. Использование ярких предметов (обереги, куклы, домашняя утварь), презентация русской народной сказки «курочка «Ряба» и движений народной хореографии позволили сохранить интерес детей к занятию. РОДНИЧОК
Деятельность детей на занятии Формы организации детей были разнообразны: работа в подгруппах (пение частушек); по рядам (пение народной песни); индивидуально (игровые моменты). На протяжении всего занятия дети были активны, сосредоточены, активно включались в игру, с большим интересом водили хороводы («солнышко», «змейка», «стенка на стенку»). РОДНИЧОК
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее РОДНИЧОК