Конспект занятия

Файзуллина Раиса Васильевна

"Художкственно -эстетическое развитие" /Музыкальная деятельность/

"Письма с фронта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pisma_s_fronta.docx26.99 КБ
Файл prezentatsiya_pisma_s_fronta.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  НИЖНЕВАРТОВСКА  ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ

Тема: «ФРОНТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ »

«Художественно-эстетическое развитие»

 Раздел «Музыка»

 Подготовила: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Файзуллина Раиса Васильевна

НИЖНЕВАРТОВСК, 2016г.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…
Память

Тема:"ФРОНТОВЫЕ  ТРЕУГОЛЬНИКИ"

Форма проведения:  в форме диалога, беседы, рисование, оригами

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств;

Программные задачи:

Образовательные:

- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;

- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.

Развивающие:

- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;

- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение; рисование  «подарок ветеранам»

- Обогатить словарь детей пословицами и поговорками.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;

- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.   

- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

Методы и приемы:

- практический:  игра «Здравствуй друг », оригами «треугольник»; рисование.

- наглядные: демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, памятников, парада Победы.

- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное устройство, ноутбук, слайды военной тематики;  портреты композиторов, исполнителей песен.

Фотографии и иллюстрации боевых сражений, Парада Победы;

Фонограмма песни «Бравые солдаты» Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко. Аудиозапись песен «фонограмма песни «Синий платочек» Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова,  Музыка Ежи Петерсбурского;  Песня «Я шлю тебе письмо из 45»  Слова М.Ясеня,  музыка И.Лученка.

Георгиевские ленточки по количеству детей;

Ордена и медали ветеранов ВОВ;

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;

Заучивание стихотворений,   поговорок о ВОВ;

Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;

Слушание песен  ВОВ;

Разучивание песен «Вечный огонь», «Бравые солдаты».

Ход НОД

1. Вводная часть

Дети входят в музыкальный зал  маршевым шагом под  фонограмму песни «Бравые солдаты» Музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной.

Музыкальный руководитель: Ребята, предлагаю поприветствовать друг друга.

Игра «Здравствуй, друг!»

(мелодия песни  "Капель" Алексеева)

Музыкальный руководитель:

-Кто из вас может назвать праздник, который в нашем городе, в нашей стране, празднуют  люди,  выходя на улицу с портретами  людей в военной форме?

(ответы детей)

-Праздник Победы!

Музыкальный руководитель:

-День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт В.Харитонов. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. Скажите, пожалуйста, за что же воевали  наши солдаты, и большинство не вернулись домой, остались на поле битвы?

(ответы детей)

-За мир!

-За Родину!

Музыкальный руководитель: Верно, за мир на земле. За Родину.

/Стук в дверь/

Музыкальный руководитель:

 -Кто-то стучит в дверь, пойду,  посмотрю кто там?  /Вносит шарик воздушный,  на ниточке которого висит письмо-треугольник/.

Музыкальный руководитель:

-Это письмо, такие письма-треугольники приходили от солдат с фронта. Фронт это территории, на которой происходят военные действия. Письмо-треугольник отправляли солдаты без марки, потому что письма писали все, это единственная ниточка, которая связывала родных с солдатами, отправляли эти письма бесплатно, ведь всё,  что было у людей, они отправляли на фронт, чтобы скорее приблизить день Победы, чтобы солдаты были накормлены, одеты. Ребята подготовили стихотворение  Марата Валишина, послушаем их.

Читают дети:

Валишин Марат

«…Написал я всё, что надо, 

А увижусь — доскажу.

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый — самый главный,

Этот угол я загну,

Чтоб с Победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго — 

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо! »

(показать как складывать фронтовой треугольник)

Музыкальный руководитель: О письмах пели и в песнях. Предлагаю послушать песню «Синий платочек» Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова,  Музыка Ежи Петерсбурского.

Звучит фонограмма песни «Синий платочек»

Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова,  

Музыка Ежи Петерсбурского;  

На мотив "Синего платочка" появилось много текстовых версий. Но с начала войны наиболее популярной стала версия поэта Бориса Ковынёва:

"Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началася война..."

 На фронте с этой песней выступала Лидия Русланова (портрет Л.Руслановой), а в августе 1942 г. она записала песню на пластинку с другими военными песнями. На фронте с этой песней выступала и Клавдия Шульженко (портрет Клавдии Шульженко). Однажды после концерта к ней подошёл молодой лейтенант, сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского фронта Михаил Максимов и предложил свой вариант текста для песни. Он взял за основу знакомый всем вариант. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В таком варианте и стала исполнять эту песню на фронтовых концертах Клавдия Шульженко.

Музыкальный руководитель: А что же писали   солдаты с фронта?

«Добрый день или вечер!

Здравствуйте, дорогая моя семья: Фекла, Володя, Нюра, Рая, Коля, Валя, Толя и Витя. Кланяюсь вам низко-пренизко и с любовью несколько раз целую вас и желаю всего хорошего на белом свете.

Дорогая Фекла, я сейчас нахожусь около фронта в полевом госпитале. Лечим раненых лошадей. Нас, старичков, отобрали, а молодых отправили на фронт. Мы будем двигаться – куда фронт, туда и мы. Сейчас ничего, а до этого времени было очень трудно. А сейчас хорошо. Фекла и Володя! Живите пока как вам там видней и лучше. Если есть хлеб продажный, то покупайте.

Еще передайте привет всем родным и знакомым. Еще поклонитесь Алексею Михайловичу со всей семьей.

Мой адрес: действующая армия, полевая почта, стан/679, п/я №59.1.10.41 г.»

В 1942 году на Алексея Ивановича пришла похоронка.

Не успела Фекла Лукинична оправиться после смерти мужа, как повестку на фронт получил ее старший сын Владимир. И потянулись долгие дни, месяцы и годы переживаний за него. Материнское сердце радостно замирало, когда от сына приходила весточка. Он сообщал, что жив и здоров, что вместе с однополчанами гонит врага с нашей земли и надеется на скорую победу:

«Привет с фронта!

Здравствуйте многоуважаемая мама, братья и сестры, все родные и знакомые, шлю вам свой фронтовой воинский привет и много наилучших пожеланий в вашей домашней жизни.

Дорогая мама. Я вас прошу, чтоб вы написали, как посадили свой огород, кто вам помогал. Вы мне это все пропишите и потом еще пропишите, кто работал директором и механиком в мастерской, передавайте им мой фронтовой привет и привет от всего моего взвода как нашим помощникам фронта. Сейчас фронт и тыл считаются единой семьей, охваченной одной мыслью – мщения немецким извергам.

Дорогая мама, это все я пишу с великой гордостью, потому что мы здесь валим и бьем врага, как били до нас передовые части нашей молодой гвардии. Мама, еще я пропишу, как живу. Живу я пока хорошо. Может быть, будем живы до окончания войны.

Дорогая мама, вы обо мне особо не беспокойтесь, я здесь живу очень хорошо, скоро зайдем на чужую территорию.

Дорогая мама, я вас прошу, чтобы вы прислали мне адрес Коли Румынина, Пети и Вани Шапкиных. Я буду сам вести с ними переписку. Что, брат Саня, пишет вам письма или нет? Я потерял с ним связь. Вы сами знаете, когда нету писем, то очень плохо, сердце стонет, а как получишь ответ, то сразу веселей, вот так и мне здесь. 23.05.1944 г.»

Проводив на войну сына и мужа, Фекла Лукинична, инвалид второй группы, осталась одна с шестью детьми. Отец, уходя на фронт, просил дочерей: «Девки, не забывайте ребят». Все тяготы трудовой жизни легли на хрупкие детские плечи четырнадцатилетней Анюты и двенадцатилетней Раисы. Раиса училась в школе и подрабатывала уборщицей и сторожем в конторе. Там было семь печей, для которых надо было рубить и пилить дрова.

Как потом вспоминала Раиса Алексеевна, был страшный голод. Хлеб выдавали на каждого по кусочку размером со спичечный коробок. Во время уборочной у детей проверяли рот, чтобы они не укрыли зерно за щекой. По ночам девочки ездили за мерзлой свеклой – днем было некогда, да и не разрешали. Как только с полей сходил снег, подбирали мерзлую червивую картошку. Ее грели на раскаленной сковороде, чтобы выползли черви, после чего из нее пекли лепешки пополам с лебедой.

По вечерам младшие Румынины делали уроки при свете керосиновой лампы. Школа зимой не отапливалась, чернила замерзали, их отогревали, а потом писали, не снимая варежек, на клочках бумаги или клочке газеты– тетрадей не было.

Музыкальный руководитель: Ребята послушайте, пожалуйста, песню в исполнении Ярослава Евдокимова 

Песня «Я шлю тебе письмо из 45»

Слова М.Ясеня,  музыка И.Лученка.

Музыкальный руководитель: Солдаты писали письма под свист пуль,  успокаивали родных, что победа будет за нами, верили в победу и победили. Они были очень молоды, конечно, им не хотелось умирать, но ради  нашей с вами  счастливой жизни, не щадя своей жизни, они шли в бой, иногда голодные, в жару и холод, в начале войны даже с одним ружьем на 2-4 человека.  Ребята, мы с вами разучили  песню «Вечный огонь» А.Филиппенко, предлагаю исполнить её в память о погибших воинах в Великую Отечественную войну.

Песня А.Филиппенко «Вечный огонь»

Музыкальный руководитель: Прошу всех встать, чтобы почтить память погибших солдат. Минута молчания.

Музыкальный руководитель: Прошу садиться. Хочу задать вопрос вам, кого называем мы  ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ?

(ответ детей)

-Солдаты.

Музыкальный руководитель:  Это воины, которые живут сегодня, но их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник. В праздник Победы Ветеранам дарят подарки, может,  и мы сделаем для них подарки. Предлагайте, какие можно приготовить подарки,  сделанные своими руками?

(ответы детей)

-Нарисовать цветы.

-Нарисовать танки.

-Нарисовать Салют.

Музыкальный руководитель: Я хочу поддержать ребят, которые предложили нарисовать «Салют Победы», но если кому-то хочется нарисовать что-то другое, пожалуйста, рисуем.

(Дети на листочках из тетради в клеточку рисуют рисунки и складывают в «письмо-треугольник»).

В честь героев Воинов-люди ставят памятники и зажигают вечный огонь. Вечный огонь-это постоянно горящий огонь, который  напоминает нам о солдатах не вернувшихся с войны. Посмотрите, пожалуйста, памятники павшим героям-воинам.

Слайд- /Мамаев курган/

Слайд-/Воин-Освободитель)

Слайд-/Родина- мать/

Слайд-/Могила неизвестного солдата/

Слайд- /Вечный огонь г.Саров/

Музыкальный руководитель: Предлагаю подарить эти письма ветеранам войны и поздравить их с Праздником Великой Победы!

Звучит фонограмма  песни «День Победы»

дети с письмами-треугольниками выходят из зала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФРОНТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ »

Слайд 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ Тема: «ФРОНТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ » «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» Подготовила: музыкальный руководитель первой квалификационной категории Файзуллина Раиса Васильевна

Слайд 3

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств; Программные задачи: Образовательные: - Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа; - Дать детям понятие о значимости Дня Победы. Развивающие: - Развивать у детей способность сопереживать другим людям; - Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение; рисование «подарок ветеранам» - Обогатить словарь детей пословицами и поговорками. Воспитательные: - Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них; - Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России. - Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

Слайд 4

ПОЭТ МАРАТ ВАЛИШЕВ

Слайд 5

ЛИДИЯ РУСЛАНОВА

Слайд 10

МАМАЕВ КУРГАН

Слайд 11

ВОИН ОСВОБОДИТЕЛЬ

Слайд 12

РОДИНА МАТЬ

Слайд 13

МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА