Конспект занятия
"Художкственно -эстетическое развитие" /Музыкальная деятельность/
"Письма с фронта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pisma_s_fronta.docx | 26.99 КБ |
prezentatsiya_pisma_s_fronta.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ
Тема: «ФРОНТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ »
«Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Музыка»
Подготовила: музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Файзуллина Раиса Васильевна
НИЖНЕВАРТОВСК, 2016г.
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…
Память
Тема:"ФРОНТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ"
Форма проведения: в форме диалога, беседы, рисование, оригами
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств;
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;
- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.
Развивающие:
- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение; рисование «подарок ветеранам»
- Обогатить словарь детей пословицами и поговорками.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Методы и приемы:
- практический: игра «Здравствуй друг », оригами «треугольник»; рисование.
- наглядные: демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, памятников, парада Победы.
- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное устройство, ноутбук, слайды военной тематики; портреты композиторов, исполнителей песен.
Фотографии и иллюстрации боевых сражений, Парада Победы;
Фонограмма песни «Бравые солдаты» Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко. Аудиозапись песен «фонограмма песни «Синий платочек» Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова, Музыка Ежи Петерсбурского; Песня «Я шлю тебе письмо из 45» Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
Георгиевские ленточки по количеству детей;
Ордена и медали ветеранов ВОВ;
Предварительная работа:
Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;
Заучивание стихотворений, поговорок о ВОВ;
Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;
Слушание песен ВОВ;
Разучивание песен «Вечный огонь», «Бравые солдаты».
Ход НОД
1. Вводная часть
Дети входят в музыкальный зал маршевым шагом под фонограмму песни «Бравые солдаты» Музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной.
Музыкальный руководитель: Ребята, предлагаю поприветствовать друг друга.
Игра «Здравствуй, друг!»
(мелодия песни "Капель" Алексеева)
Музыкальный руководитель:
-Кто из вас может назвать праздник, который в нашем городе, в нашей стране, празднуют люди, выходя на улицу с портретами людей в военной форме?
(ответы детей)
-Праздник Победы!
Музыкальный руководитель:
-День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт В.Харитонов. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. Скажите, пожалуйста, за что же воевали наши солдаты, и большинство не вернулись домой, остались на поле битвы?
(ответы детей)
-За мир!
-За Родину!
Музыкальный руководитель: Верно, за мир на земле. За Родину.
/Стук в дверь/
Музыкальный руководитель:
-Кто-то стучит в дверь, пойду, посмотрю кто там? /Вносит шарик воздушный, на ниточке которого висит письмо-треугольник/.
Музыкальный руководитель:
-Это письмо, такие письма-треугольники приходили от солдат с фронта. Фронт это территории, на которой происходят военные действия. Письмо-треугольник отправляли солдаты без марки, потому что письма писали все, это единственная ниточка, которая связывала родных с солдатами, отправляли эти письма бесплатно, ведь всё, что было у людей, они отправляли на фронт, чтобы скорее приблизить день Победы, чтобы солдаты были накормлены, одеты. Ребята подготовили стихотворение Марата Валишина, послушаем их.
Читают дети:
Валишин Марат
«…Написал я всё, что надо,
А увижусь — доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый — самый главный,
Этот угол я загну,
Чтоб с Победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго —
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо! »
(показать как складывать фронтовой треугольник)
Музыкальный руководитель: О письмах пели и в песнях. Предлагаю послушать песню «Синий платочек» Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова, Музыка Ежи Петерсбурского.
Звучит фонограмма песни «Синий платочек»
Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова,
Музыка Ежи Петерсбурского;
На мотив "Синего платочка" появилось много текстовых версий. Но с начала войны наиболее популярной стала версия поэта Бориса Ковынёва:
"Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война..."
На фронте с этой песней выступала Лидия Русланова (портрет Л.Руслановой), а в августе 1942 г. она записала песню на пластинку с другими военными песнями. На фронте с этой песней выступала и Клавдия Шульженко (портрет Клавдии Шульженко). Однажды после концерта к ней подошёл молодой лейтенант, сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского фронта Михаил Максимов и предложил свой вариант текста для песни. Он взял за основу знакомый всем вариант. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В таком варианте и стала исполнять эту песню на фронтовых концертах Клавдия Шульженко.
Музыкальный руководитель: А что же писали солдаты с фронта?
«Добрый день или вечер!
Здравствуйте, дорогая моя семья: Фекла, Володя, Нюра, Рая, Коля, Валя, Толя и Витя. Кланяюсь вам низко-пренизко и с любовью несколько раз целую вас и желаю всего хорошего на белом свете.
Дорогая Фекла, я сейчас нахожусь около фронта в полевом госпитале. Лечим раненых лошадей. Нас, старичков, отобрали, а молодых отправили на фронт. Мы будем двигаться – куда фронт, туда и мы. Сейчас ничего, а до этого времени было очень трудно. А сейчас хорошо. Фекла и Володя! Живите пока как вам там видней и лучше. Если есть хлеб продажный, то покупайте.
Еще передайте привет всем родным и знакомым. Еще поклонитесь Алексею Михайловичу со всей семьей.
Мой адрес: действующая армия, полевая почта, стан/679, п/я №59.1.10.41 г.»
В 1942 году на Алексея Ивановича пришла похоронка.
Не успела Фекла Лукинична оправиться после смерти мужа, как повестку на фронт получил ее старший сын Владимир. И потянулись долгие дни, месяцы и годы переживаний за него. Материнское сердце радостно замирало, когда от сына приходила весточка. Он сообщал, что жив и здоров, что вместе с однополчанами гонит врага с нашей земли и надеется на скорую победу:
«Привет с фронта!
Здравствуйте многоуважаемая мама, братья и сестры, все родные и знакомые, шлю вам свой фронтовой воинский привет и много наилучших пожеланий в вашей домашней жизни.
Дорогая мама. Я вас прошу, чтоб вы написали, как посадили свой огород, кто вам помогал. Вы мне это все пропишите и потом еще пропишите, кто работал директором и механиком в мастерской, передавайте им мой фронтовой привет и привет от всего моего взвода как нашим помощникам фронта. Сейчас фронт и тыл считаются единой семьей, охваченной одной мыслью – мщения немецким извергам.
Дорогая мама, это все я пишу с великой гордостью, потому что мы здесь валим и бьем врага, как били до нас передовые части нашей молодой гвардии. Мама, еще я пропишу, как живу. Живу я пока хорошо. Может быть, будем живы до окончания войны.
Дорогая мама, вы обо мне особо не беспокойтесь, я здесь живу очень хорошо, скоро зайдем на чужую территорию.
Дорогая мама, я вас прошу, чтобы вы прислали мне адрес Коли Румынина, Пети и Вани Шапкиных. Я буду сам вести с ними переписку. Что, брат Саня, пишет вам письма или нет? Я потерял с ним связь. Вы сами знаете, когда нету писем, то очень плохо, сердце стонет, а как получишь ответ, то сразу веселей, вот так и мне здесь. 23.05.1944 г.»
Проводив на войну сына и мужа, Фекла Лукинична, инвалид второй группы, осталась одна с шестью детьми. Отец, уходя на фронт, просил дочерей: «Девки, не забывайте ребят». Все тяготы трудовой жизни легли на хрупкие детские плечи четырнадцатилетней Анюты и двенадцатилетней Раисы. Раиса училась в школе и подрабатывала уборщицей и сторожем в конторе. Там было семь печей, для которых надо было рубить и пилить дрова.
Как потом вспоминала Раиса Алексеевна, был страшный голод. Хлеб выдавали на каждого по кусочку размером со спичечный коробок. Во время уборочной у детей проверяли рот, чтобы они не укрыли зерно за щекой. По ночам девочки ездили за мерзлой свеклой – днем было некогда, да и не разрешали. Как только с полей сходил снег, подбирали мерзлую червивую картошку. Ее грели на раскаленной сковороде, чтобы выползли черви, после чего из нее пекли лепешки пополам с лебедой.
По вечерам младшие Румынины делали уроки при свете керосиновой лампы. Школа зимой не отапливалась, чернила замерзали, их отогревали, а потом писали, не снимая варежек, на клочках бумаги или клочке газеты– тетрадей не было.
Музыкальный руководитель: Ребята послушайте, пожалуйста, песню в исполнении Ярослава Евдокимова
Песня «Я шлю тебе письмо из 45»
Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
Музыкальный руководитель: Солдаты писали письма под свист пуль, успокаивали родных, что победа будет за нами, верили в победу и победили. Они были очень молоды, конечно, им не хотелось умирать, но ради нашей с вами счастливой жизни, не щадя своей жизни, они шли в бой, иногда голодные, в жару и холод, в начале войны даже с одним ружьем на 2-4 человека. Ребята, мы с вами разучили песню «Вечный огонь» А.Филиппенко, предлагаю исполнить её в память о погибших воинах в Великую Отечественную войну.
Песня А.Филиппенко «Вечный огонь»
Музыкальный руководитель: Прошу всех встать, чтобы почтить память погибших солдат. Минута молчания.
Музыкальный руководитель: Прошу садиться. Хочу задать вопрос вам, кого называем мы ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ?
(ответ детей)
-Солдаты.
Музыкальный руководитель: Это воины, которые живут сегодня, но их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник. В праздник Победы Ветеранам дарят подарки, может, и мы сделаем для них подарки. Предлагайте, какие можно приготовить подарки, сделанные своими руками?
(ответы детей)
-Нарисовать цветы.
-Нарисовать танки.
-Нарисовать Салют.
Музыкальный руководитель: Я хочу поддержать ребят, которые предложили нарисовать «Салют Победы», но если кому-то хочется нарисовать что-то другое, пожалуйста, рисуем.
(Дети на листочках из тетради в клеточку рисуют рисунки и складывают в «письмо-треугольник»).
В честь героев Воинов-люди ставят памятники и зажигают вечный огонь. Вечный огонь-это постоянно горящий огонь, который напоминает нам о солдатах не вернувшихся с войны. Посмотрите, пожалуйста, памятники павшим героям-воинам.
Слайд- /Мамаев курган/
Слайд-/Воин-Освободитель)
Слайд-/Родина- мать/
Слайд-/Могила неизвестного солдата/
Слайд- /Вечный огонь г.Саров/
Музыкальный руководитель: Предлагаю подарить эти письма ветеранам войны и поздравить их с Праздником Великой Победы!
Звучит фонограмма песни «День Победы»
дети с письмами-треугольниками выходят из зала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ Тема: «ФРОНТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ » «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» Подготовила: музыкальный руководитель первой квалификационной категории Файзуллина Раиса Васильевна
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств; Программные задачи: Образовательные: - Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа; - Дать детям понятие о значимости Дня Победы. Развивающие: - Развивать у детей способность сопереживать другим людям; - Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение; рисование «подарок ветеранам» - Обогатить словарь детей пословицами и поговорками. Воспитательные: - Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них; - Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России. - Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
ПОЭТ МАРАТ ВАЛИШЕВ
ЛИДИЯ РУСЛАНОВА
МАМАЕВ КУРГАН
ВОИН ОСВОБОДИТЕЛЬ
РОДИНА МАТЬ
МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА