Конспект занятия

Файзуллина Раиса Васильевна

"Художественно-эстетическое воспитание" /Музыкальная деятельность/

"Музыка Великой Отечественной войны!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

(Музыкальная деятельность)

КОНСПЕКТ (Слайд №1)

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

                                                       После боя сердце просит музыки вдвойне…

(Из к/фильма «В бой идут одни старики..» (Слайд №2)

ТЕМА: «МУЗЫКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 

рассматривание иллюстраций, книг о Великой Отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне; прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен о войне.

Оборудование: использование презентации, запись песен военных лет, фотографии военных лет, фотографии композиторов.

Активизация словаря: слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

диалог (беседа на актуальную тему; слушание произведений созданных в период Великой Отечественной войны);

Интеграция образовательных областей: 

«социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие»;

(Слайд№3)

ЦЕЛЬ: 

воспитание у детей старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотические  чувства через знакомство с песнями военных лет.  

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- расширять представления детей о чувствах человека и способе их выражения в музыке и о значении культуры и искусства  в годы войны, о значении музыки и песни на войне;
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки, сравнивать контрастные музыкальные образы;

- развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла;

- способствовать формированию чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги;

ХОД НОД (непосредственно образовательная деятельность).

  1. Вводная часть

(Слайд№4)

Входят дети в зал под  патефонную музыку 40-ых годов и рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята! (Ответ детей). Сегодня вы вошли в зал под патефонную музыку (Портативный (маленький, компактный)  граммофон с рупором, вмещённым внутрь коробки), которая звучала давным-давно. Люди строили города, отдыхали, гуляли  по паркам и скверам, ели  мороженное в стаканчиках, пили лимонады, смеялись, радовались счастливой жизни, танцевали, пели  и вдруг…

  1. Основная часть (Слайд№5)

Звучит голос Ю.Б. Леветана о вероломном нападении фашистской Германии на  СССР.  Раздаётся рёв сирены.

 Музыкальный руководитель:  Счастливая жизнь людей превратилась в   слёзы, стоны, страдания и боль. Поменялась вся жизнь, и конечно,  композиторам и художникам, поэтам и писателям очень трудно было писать весёлые песни, радостные стихи, картины, которые вызывали бы улыбку  и восторг, создавать смешные рассказы и увлекательные истории. Мужское население отправляли на войну, многие уходили добровольно, т.е.  по зову сердца шли защищать Родину.

Звучит песня «Священная война» А. В. Александровым на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача

(Слайд№6)

Музыкальный руководитель: В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве , эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Характер  мелодии, суровость, мужественная сдержанность так захватила всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. (Слайд№7) Это была песня «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача. Песня воодушевляла солдат на бой, священный бой против  советского народа,  против Мира на земле. Песня открывала второе дыхание уставшим бойцам, вливала  уверенность в победу над врагом. Песня помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Певец А. И. Окаемов, когда фашисты вели его  на казнь в немецком плену, запел песню «Орленка» В. А. Белого, слова Я.Шведова. Предлагаю послушать текст песни «Орлёнок».

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца
И степи с высот огляди.
Навеки умолкли весёлые хлопцы,
В живых я остался один.
 
Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем,
   Собою затми белый свет.
   Не хочется думать о смерти, поверь мне,
   В шестнадцать мальчишеских лет.
Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой
От сопки врагов отмело.
Меня называли орлёнком в отряде,
Враги называли орлом.
   Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
   Ты видишь, что я уцелел.
   Лети на станицу, родимой расскажешь,
   Как сына вели на расстрел.
Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый,
Бурятские степи в огне.
На помощь спешат комсомольцы-орлята
И жизнь возвратится ко мне.
   Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны,
   Победа борьбой решена.
   У власти орлиной орлят миллионы,
   И нами гордится страна.

Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, вы слышали песни, которые   исполняли на войне?

(Ответы  детей)

Музыкальный руководитель:  Конечно, вы слышали песню «Катюша», которую вы исполняли на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны. Я предлагаю исполнить песню.

Звучит песня «Катюша»

Музыкальный руководитель:  Какой характер у пенсии «Катюша»?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Какие настроение у вас после исполнения песни «Катюша»?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:  Песня «Катюша» написал  композитор  Матвей Блантер. К сожалению,  невозможно сказать,  написана эта песня  про девушку или про орудийную установку «Катюша», которая наводила на врагов страх.    Но песня с мужественным характером помогала нашим бойцам идти к Победе. Солдаты очень скучали по родным и близким, которые ждали их в тылу и поэтому появлялись песни, в которых вспоминали родных и близких людей. И в  минуты краткого отдыха звучали лирические песни, например песня  «В землянке». (Слайд№8)

Звучит песня «В землянке»  К. Я. Листова и А. А. Суркова.

Музыкальный руководитель:  Какое настроение у песни «В землянке»?  

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель:   Песня лирического настроения, песня воспоминания, песня исполнялась не скоро, спокойно с теплотой и любовью.

Кроме песен  композиторы сочиняли и  произведения   утверждающими добро, красоту, глубину любви (балеты «Золушка» Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна); под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. В 1943г. Дмитрий  Шостакович пишет 8-ю симфонию. Трагедия войны с ее страданиями и миллионными жертвами, вера в победу советского народа переданы композитором с потрясающей силой.
              Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной воины прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма!

  1. Заключительная часть. (Слайд №9)

Подведя итоги нашего занятия, хочу задать вам вопрос, одинаковы ли по настроению, по  характеру песни войны. (Ответы детей)

Песни разного характера, настроения. Одни поднимали дух солдат, которые шли в бой. Другие песни согревали, сближали с родной стороной, третьи помогали солдату пережить страх перед врагом.  Каждая песня сыграла свою особую и важную роль для приближения Победы нашего народа над фашизмом. Следующее занятие я предлагаю посвятить симфонической музыке созданной в годы войны. Предлагаю вам создать рисунки  совместно с родителями на тему «Песни Великой Отечественной войны».

Из зала дети выходят под   фонограмму  песни «День Победы» композитора Тухманова Давида Фёдоровича и поэта Харитонова Владимира Гавриловича.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (Музыкальная деятельность) КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ МУЗЫКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Слайд 2

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие»; «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне …» ( Из к/фильма «В бой идут одни старики ..»)

Слайд 3

ЦЕЛЬ: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотические чувства через знакомство с песнями военных лет. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - расширять представления детей о чувствах человека и способе их выражения в музыке и о значении культуры и искусства в годы войны, о значении музыки и песни на войне; - совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности; РАЗВИВАЮЩИЕ: - развивать эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки, сравнивать контрастные музыкальные образы; - развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла; - способствовать формированию чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги;

Слайд 4

ПАТЕФОН