Эссе на региональный этап конкурса " Учитель Оренбуржья 2020"
Предварительный просмотр:
Эссе « Я учитель будущего».
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт:
То освоение журналов электронных,
А ныне - новый наш образовательный стандарт.
Когда я была совсем маленькой, хотелось давать уроки, стоять возле доски с мелом, что-то объяснять... Во дворе с ребятами, да и с плюшевыми игрушками часто играла в школу. У меня даже был журнал, где я ставила отметки, чаще пятерки. Но когда ты маленький, не понимаешь, что сложность профессии учителя в ответственности за самых дорогих и самых важных.
Моя школьная жизнь начиналась в далёкие 80-е… Советскому человеку с самого детства внушали, что образование, полученное в стенах родной школы СССР, — лучшее в мире. Может быть, поэтому традиции, хранимые школами с советских времен, так сильны. Кажется, что до сих пор самый распространенный образ учителя — авторитарный педагог, носитель одному ему доступной истины. Конечно, такой подход сильно устарел.
Мы живем в цифровом мире, где учитель уже не является единственным источником информации, интернет в два счета найдет ответы на любые вопросы школьника. «Учителям надо учиться не говорить ответ, пока им не задали вопроса», - девиз ФГОС. Для многих преподавателей это своеобразный психологический барьер. Для меня нет!!!
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме: «Знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею», а где есть тезис: «Ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и воплощать их в жизнь.
Я, как учитель, приходя на урок, мечтаю, чтобы мои ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, то есть имели сформированные познавательные потребности.
Работая в школе и изучая опыт коллег, я пришла к выводу, что залогом успешного обучения является желание самого ребенка узнать что-то новое, то есть его мотивация. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, духовным и интеллектуальным импульсом, побуждающим к действию.
Время требует от учителя трех главных качеств: любопытства, готовности постоянно учиться и смелости. Общая тенденция современной школы — смотреть на учителя, прежде всего как на наставника, роль которого состоит в решении педагогических вопросов и проблем. По этой же причине особенно востребованными для учителей становятся психологические знания и компетенции.
Новое время выдвинуло очень актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. Самостоятельных, саморазвивающихся…
В центре внимания современного образования, а значит каждого педагога, поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.
Работая учителем более 20-ти лет, каждый день думаю, как построить урок, чтобы моим детям было интересно учиться, а я испытывала бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда. Без интереса к предмету методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал выдающийся педагог 20 века В. А. Сухомлинский. В правильности этого суждения я убедилась на практике.
Когда пытаюсь представить, как будет выглядеть типичный урок в школе будущего, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы или роботов из серии фильмов «Звездные войны». Кажется, что Учитель будущего будет в совершенстве знать, что такое Big Data, с легкостью управлять «умным» пространством и принимать звонки на наручные часы. Велик соблазн придать нашему учителю характерные черты самых смелых героев научной фантастики!
У моих учеников тоже есть свое мнение на этот счет. На вопрос о том, что важнее всего в педагоге, большинство обучающихся 5-11 классов выбрало следующие характеристики: человеческие качества, умение заинтересовать учебой и организовать работу воспитанника.
Не стоит забывать, что главные качества учителя сегодня и в будущем по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле. Мы должны идти в ногу со временем, а дети в цифровой среде практически с пеленок.
Но мы, педагоги, оказались к этой среде не готовы. Поэтому Учитель будущего – это адаптивный учитель, который будет легко учиться новому, предлагать все, что требует современное информационное пространство, а главное - расти в том, в чем наши ученики сильнее нас.
Раньше мне было намного проще: мел, тряпка, домашнее задание. Но детям этого мало. Им даже не столько будут важны личностные качества, сколько то, что учитель может им дать. Не только знания учебные, но и знания современного мира. Например, блогеры – лидеры мнений у учеников 21 века. Так почему бы учителям не стать стримерами, блогерами, и следовательно, примером для подражания?
Учитель будущего должен уметь работать в команде, быть мобильным, гибким в принятии решений, умеющим обосновать свое мнение, открытым ко всему новому, готовым к поиску и самосовершенствованию.
Учителю важно владеть не только профессиональными качествами, компетенциями, но и неспециализированными надпрофессиональными навыками: гибкостью мышления, умением работать в стрессовой ситуации, решать неожиданные задачи, на первый взгляд даже не связанными напрямую с нашей профессиональной деятельностью.
Учитель будущего - это учитель-исследователь, научный руководитель учащихся. Учит детей и одновременно учиться сам, чтобы новое поколение чувствовало в нем человека, живущего их временем, их интересами. Это организатор движения, это сила, побуждающая молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию, питающая их. Он должен иметь активную гражданскую позицию, участвуя в реформах образования, отстаивая свою позицию, взгляды на развитие общества. Он должен иметь авторитет, поддерживаемый политикой государства и родительской общественностью. А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем.
Учитель будущего должен отличаться умением разбираться в потоке информации и множестве способов ее передачи с использованием новых технологий.
И мне близка и интересна эта позиция. Я обладаю многими компетенциями. Я учу учась! Самое интересное, что очень многому учусь у своих учеников.
Я убеждена в том, что Учитель будущего, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливой и строгой, понимающей и искренней, уважающей и ценящей своих учеников. В моей профессии есть бесценный бонус – смотреть в бездонные глаза детей и понимать, что ты нужен им, важен для них, передаешь им накопленный опыт.
Справедливы слова Ш.А. Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…". Это девиз моей педагогической практики. Таковым он будет, надеюсь, и для Учителя будущего.