воспитательная работа
методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.doc | 73 КБ |
metodika.doc | 121.5 КБ |
metodika.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г.
Ярцева Смоленской области
«Создание здоровьесберегающих и безопасных условий
при организации образовательного процесса в ДОУ»
(средняя группа)
Разработала: Новикова Людмила Викторовна
воспитатель МБДОУ детский сад №1
2020год
Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в группе ДОУ.
Методическая разработка ориентирована на детей 3-7 лет.
Цели методической разработки:
- создание в МБДОУ детский сад №1 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности;
- формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни;
- обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
- Образовательного
- Медико-профилактического
- Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
- Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».
Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).
Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные занятия;
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
- Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес»;
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч»;
- Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
- Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
Облегченная одежда в детском саду
Гимнастика после сна
Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Солевые дорожки – младший возраст
- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
Летом ходьба босиком по спортивной площадке
Самомассаж
Витаминотерапия
Фитотерапия
Массаж по назначению врача
Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.
3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.
Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:
Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,
Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»
Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.
Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».
Контроль и руководство:
Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.
Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Для этого используем следующие формы работы с родителями:
проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
совместные занятия и развлечения, труд.
круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).
организация совместных дел.
Методы, используемые педагогами в работе с родителями:
анкетирование
посещение семьи
наблюдение за ребенком
беседы с родителями
беседы с ребенком
изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.
Перспектива работы по данной проблеме:
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
Улучшение материально-технической базы:
- Приобретение сухого бассейна
- Обновление и пополнение физкультурного оборудования
- Дополнить и обновить медоборудование
- Приобрести новые бактерицидные лампы
Предварительный просмотр:
Система физкультурно-оздоровительной работы
в подготовительной группе МБДОУ д/с №1
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобретает особую актуальность, что связано с тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. В связи с этим охрана и укрепление здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни является важнейшей частью работы воспитателя ДОУ.
Данная работа ведется по трем основным направлениям:
-оздоровительное, которое решает проблемы качественного улучшения физического состояния, здоровья и развития дошкольников;
-воспитательное, которое обеспечивает взаимосвязь физического и духовно-нравственного развития ребенка;
-образовательное, в которое входит обучение естественным видам движений, развитие двигательных качеств и приобретение знаний и опыта в данной области.
Основные формы физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
- обеспечение благоприятного течения адаптации
- выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическая и педагогическая работа
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительная работа
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
- предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
Циклограмма мероприятий, проводимых в течение года в подготовительной группе:
№ | Содержание деятельности | Периодичность выполнения | Ответственные | Сроки | |
1. | Оптимизация режима | ||||
Определение оптимальной нагрузки на детей с учётом возрастных и инд.особенностей | зам. зав. по в/о, ст. м/сестра, врач | в течение года | |||
2. | Организация двигательного режима | ||||
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | инструктор по физкультуре | в теч. года | ||
Утренняя гимнастика | ежедневно | воспитатели, инструктор по физкультуре | в теч. года | ||
Гимнастика после сна | ежедневно | воспитатели | в теч. года | ||
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений. | ежедневно | воспитатели | в теч. года | ||
Музыкально-ритмические занятия | 2 раза в неделю | муз. рук-ли, воспитатели | в теч. года | ||
Спортивные досуги | 1 раз в месяц | инструктор по физкультуре | в теч. года | ||
Оздоровительный бег | ежедневно во время прогулок | инструктор по физкультуре | В теч. года | ||
Игры в спортивных уголках. | ежедневно | воспитатели | в теч. года | ||
3. | Охрана психического здоровья | ||||
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы | ежедневно, несколько раз в день | воспитатели, специалисты | в теч. года | ||
4. | Профилактика заболеваемости | ||||
Массаж «9 волшебных точек» по методике А.А.Уманского | 3-4 раза в день | воспитатели, специалисты | с октября по апрель | ||
Дыхательная гимнастика в игровой форме | утр.гимнастика, на прогулке, после сна, на занятиях с ЧДБ-детьми | воспитатели, контроль м/сестры | в теч. года | ||
Профилактическая прививка против гриппа | Все дети с согласия родителей 1 раз в год | ст. м/сестра | ноябрь- декабрь | ||
5. | Закаливание с учётом состояния здоровья | ||||
Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года) | ежедневно | воспитатели | в теч. года | ||
Прогулки на воздухе | ежедневно | воспитатели | в теч. года | ||
Хождение босиком по траве | в тёплую погоду | воспитатели | летом | ||
Обширное умывание, мытьё рук до локтей | ежедневно | воспитатели | в теч. года | ||
Полоскание рта кипячёной охлаждённой водой | после каждого приёма пищи | воспитатели, мл.воспитатели | в теч. года | ||
Игры с водой | на прогулке | воспитатели | июнь- август | ||
Привитие культурно- гигиенических навыков | ежедневно | воспитатели | в теч. года | ||
6. | Лечебно-оздоровительная работа | ||||
Лечебное полоскание горла | |||||
Противовоспалительными травами (шалфей, ромашка, эвкалипт) | после сна | м/сестра, воспитатели | октябрь -апрель | ||
Витаминотерапия | |||||
Ревит, поливит | по 1разу в течение 10 дней | медсестра | декабрь февраль | ||
Настойка шиповника | по 1разу в течение 10 дней | медсестра | октябрь ноябрь, январь, март | ||
Витаминизация третьего блюда | ежедневно | медсестра | в теч. года |
Методы физического развития
Наглядные | - Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) - Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) - Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) |
Словесные | - Объяснения, пояснения, указания - Подача команд, распоряжений, сигналов - Вопросы к детям - Образный сюжетный рассказ, беседа - Словесная инструкция |
Практические | - Повторение упражнений без изменения и с изменениями - Проведение упражнений в игровой форме; - Проведение упражнений в соревновательной форме |
Здоровьесберегающие технологии
Медико-профилактические |
|
Физкультурно-оздоровительные |
|
Психологическая безопасность |
|
Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса |
|
Предварительный просмотр:
План работы по использованию
здоровьесберегающих технологий
в режиме дня
Утро
До занятий:
Уделять внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.
- Массаж и дыхательная гимнастика;
- Пальчиковые игры;
- Зарядка;
- Физкультминутки во время организованной образовательной деятельности;
- Динамическая пауза между организованной образовательной деятельностью.
Прогулки:
Проводить с детьми индивидуальную работу, организовывать совместную двигательную деятельность.
- Одна подвижная игра со всей группой;
- Подготовительные упражнения для новых основных движений;
- Спортивные игры для закрепления двигательных навыков;
- Спортивные игры и спортивные упражнения;
- Катание на велосипедах, самокатах, санках, лыжах, скольжение на ледяных дорожках, лазание, метание.
После сна:
Создавать положительное эмоциональное настроение, организовывать активный отдых детей.
- Гимнастика после сна;
- Закаливающие процедуры;
- Ходьба по «дорожке здоровья»;
- Элементы самомассажа;
- Полоскание горла;
- Самостоятельная двигательная активность детей с различными пособиями;
- Спортивные досуги, праздники, развлечения.
Вечер:
- Подвижные и малоподвижные игры;
- Дыхательные упражнения;
- Игры со спортивным инвентарем;
- Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей;
- Участие родителей в физкультурно – оздоровительных мероприятиях группы.