воспитательная работа

Новикова Людмила Викторовна

методические разработки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc73 КБ
Microsoft Office document icon metodika.doc121.5 КБ
Microsoft Office document icon metodika.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г.

 Ярцева Смоленской области

«Создание здоровьесберегающих и безопасных условий

при организации образовательного процесса в ДОУ»

(средняя группа)

Разработала: Новикова Людмила Викторовна

воспитатель МБДОУ детский сад №1

                                                                        2020год

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в группе ДОУ.

Методическая разработка ориентирована на детей  3-7  лет.

Цели методической разработки:

  • создание в МБДОУ детский сад №1 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности;
  •  формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни;
  •  обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

        Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.         Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  • Образовательного
  • Медико-профилактического
  • Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  • Психологического

        Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  • Физическое воспитание
  • Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

        Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

        Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).

        Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

        В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.

        Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

        Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  • Традиционные занятия;
  • Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
  • Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес»;
  • Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч»;
  • Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  • Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  • Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

        Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

        После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

        Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

        Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов

Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)

Облегченная одежда в детском саду

        Гимнастика после сна

Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

- Солевые дорожки – младший возраст

- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой

Летом ходьба босиком по спортивной площадке

Самомассаж

Витаминотерапия

Фитотерапия

Массаж по назначению врача

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

        Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

        Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

        Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,

Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»

Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.

Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».

Контроль и руководство:

Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.

        Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

        Повышение педагогической культуры родителей.

Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

        Для этого используем следующие формы работы с родителями:

проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.

педагогические беседы (индивидуальные и групповые)

совместные занятия и развлечения, труд.

круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).

организация совместных дел.

Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

анкетирование

посещение семьи

наблюдение за ребенком

беседы с родителями

беседы с ребенком

изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

        Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

Перспектива работы по данной проблеме:

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.

Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

Улучшение материально-технической базы:

- Приобретение сухого бассейна

- Обновление и пополнение физкультурного оборудования

- Дополнить и обновить медоборудование

- Приобрести новые бактерицидные лампы



Предварительный просмотр:

Система физкультурно-оздоровительной работы

в подготовительной группе МБДОУ д/с №1

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобретает особую актуальность, что связано с тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. В связи с этим охрана и укрепление здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни является важнейшей частью работы воспитателя ДОУ.

Данная работа ведется по трем основным направлениям:

-оздоровительное, которое решает проблемы качественного улучшения физического состояния, здоровья и развития дошкольников;

-воспитательное, которое обеспечивает взаимосвязь физического и духовно-нравственного развития ребенка;

-образовательное, в которое входит обучение естественным видам движений, развитие двигательных качеств и приобретение знаний и опыта в данной области.

Основные формы  физкультурно-оздоровительной работы

1. Создание условий

  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
  • обеспечение   благоприятного  течения   адаптации
  • выполнение   санитарно-гигиенического  режима

2. Организационно-методическая и педагогическая работа

  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  • определение показателей   физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами  диагностики.

3. Физкультурно-оздоровительная работа

  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  • коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье

4. Профилактическое направление

  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению   инфекционных заболеваний
  • предупреждение   острых заболеваний   методами  неспецифической профилактики

Циклограмма мероприятий, проводимых в течение года в  подготовительной группе:

Содержание деятельности

Периодичность выполнения

Ответственные

Сроки

1.

Оптимизация режима

Определение оптимальной нагрузки на детей с учётом возрастных и инд.особенностей

зам. зав. по в/о,

ст. м/сестра,

врач

в

течение года

2.

Организация двигательного режима

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

инструктор

по физкультуре

в теч. года

Утренняя гимнастика

ежедневно

воспитатели,

инструктор

по физкультуре

в теч. года

Гимнастика после сна

ежедневно

воспитатели

в теч. года

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений.

ежедневно

воспитатели

в теч. года

Музыкально-ритмические занятия

2 раза в неделю

муз. рук-ли, воспитатели

в теч. года

Спортивные досуги

1 раз в месяц

  инструктор

  по физкультуре

в теч. года

Оздоровительный бег

ежедневно во время прогулок

  инструктор

  по физкультуре

В теч. года

Игры в спортивных уголках.

ежедневно

    воспитатели

в теч. года

3.

Охрана психического здоровья

Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

ежедневно, несколько раз в день

воспитатели, специалисты

в теч. года

4.

Профилактика заболеваемости

Массаж «9 волшебных точек» по методике А.А.Уманского

3-4 раза в день

воспитатели, специалисты

с октября

по апрель

Дыхательная гимнастика в игровой форме

утр.гимнастика, на прогулке, после сна, на занятиях с ЧДБ-детьми

воспитатели, контроль м/сестры

в теч. года

Профилактическая прививка   против гриппа

Все дети с согласия родителей

1 раз в год

ст. м/сестра

ноябрь- декабрь

5.

Закаливание с учётом состояния здоровья

Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года)

ежедневно

воспитатели

в теч. года

Прогулки на воздухе

ежедневно

воспитатели

в теч. года

Хождение босиком по траве

в тёплую погоду

воспитатели

летом

Обширное умывание, мытьё рук до локтей

ежедневно

воспитатели

в теч. года

Полоскание рта кипячёной охлаждённой водой

после каждого приёма пищи

воспитатели, мл.воспитатели

в теч. года

Игры с водой

на прогулке

воспитатели

июнь- август

Привитие культурно- гигиенических навыков

ежедневно

воспитатели

в теч. года

6.

Лечебно-оздоровительная работа

Лечебное полоскание горла

Противовоспалительными травами (шалфей, ромашка, эвкалипт)

после сна

м/сестра, воспитатели

октябрь -апрель

Витаминотерапия

Ревит, поливит

по 1разу в течение 10 дней

медсестра

декабрь февраль

Настойка шиповника

по 1разу в течение 10 дней

медсестра

октябрь ноябрь, январь, март

Витаминизация третьего блюда

ежедневно

медсестра

в теч. года

Методы физического развития

Наглядные

- Наглядно-зрительные  приемы (показ физических  упражнений,

  использование наглядных пособий, имитация, зрительные  ориентиры)

- Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни)

- Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)

Словесные

- Объяснения, пояснения,  указания

- Подача команд,  распоряжений, сигналов

- Вопросы к детям

- Образный сюжетный  рассказ, беседа

- Словесная инструкция

Практические

- Повторение упражнений  без изменения  и с изменениями

- Проведение упражнений  в игровой форме;

- Проведение упражнений  в соревновательной форме

Здоровьесберегающие технологии

Медико-профилактические

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • организация и контроль питания детей
  • физического развития дошкольников
  • закаливание
  • организация профилактических   мероприятий
  • организация обеспечения требований СанПиНов
  • организация здоровьесберегающей  среды

Физкультурно-оздоровительные

  • развитие физических качеств,  двигательной активности
  • становление физической культуры детей
  • дыхательная гимнастика
  • массаж и самомассаж
  • профилактика плоскостопия  и формирования правильной осанки
  • воспитание привычки к повседневной
     физической активности и заботе  о здоровье

Психологическая безопасность

  • комфортная организация режимных моментов
  • оптимальный двигательный режим
  • правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок
  • доброжелательный стиль общения взрослого с детьми
  • целесообразность в применении приемов и методов
  • использование приемов релаксации в режиме дня

Оздоровительная направленность

 воспитательно - образовательного процесса

  • учет гигиенических требований
  • создание условий для оздоровительных режимов
  • бережное отношение к нервной системе ребенка
  • учет индивидуальных особенностей и интересов детей
  • предоставление ребенку свободы выбора
  • создание условий для самореализации
  • ориентация на зону ближайшего развития



Предварительный просмотр:

План работы по использованию

здоровьесберегающих технологий

в режиме дня

Утро

До занятий:

Уделять внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

  • Массаж и дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковые игры;
  • Зарядка;
  • Физкультминутки во время организованной образовательной деятельности;
  • Динамическая пауза между организованной образовательной деятельностью.

Прогулки:

Проводить с детьми индивидуальную работу, организовывать совместную двигательную деятельность.

  • Одна подвижная игра со всей группой;
  • Подготовительные упражнения для новых основных движений;
  • Спортивные игры для закрепления двигательных навыков;
  • Спортивные игры и спортивные упражнения;
  • Катание на велосипедах, самокатах, санках, лыжах, скольжение на ледяных дорожках, лазание, метание.

После сна:

Создавать положительное эмоциональное настроение, организовывать активный отдых детей.

  • Гимнастика после сна;
  • Закаливающие процедуры;
  • Ходьба по «дорожке здоровья»;
  • Элементы самомассажа;
  • Полоскание горла;
  • Самостоятельная двигательная активность детей с различными пособиями;
  • Спортивные досуги, праздники, развлечения.

Вечер:

  • Подвижные и малоподвижные игры;
  • Дыхательные упражнения;
  • Игры со спортивным инвентарем;
  • Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей;
  • Участие родителей в физкультурно – оздоровительных мероприятиях группы.