опытно - экспериментальная деятельность

Новикова Людмила Викторовна

конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc86.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:


МБДОУ детский сад №1

г. Ярцево Смоленской области

Конспект НОД

в средней группе

«Наши помощники -  руки»

Воспитатель: Новикова Л.В.

Задачи:

- расширять представления детей о значении рук в жизни человека

- закреплять названия частей руки: ладошка, кулак, локоть

- закреплять знания детей о действиях, выполняемых руками – трогает, берет, дает и т.д.

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования – рисование ладошкой

- воспитывать в процессе общения доброжелательность друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать

- продолжать учить детей вежливому обращению к взрослым и  друг к другу

- воспитывать  интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу  

- закрепить с детьми гигиенические навыки – правила при мытье рук

- учить детей быть аккуратными при работе с красками

- развивать двигательные навыки, мелкую моторику

- развивать внимание, логическое мышление

Оборудование:

мешочек из ткани, небольшие предметы различной формы, выполненные из разного материала, предметы детской одежды – две юбки, две футболки, две ленты, две тонкие дощечки 30-35см диной, 5-7см шириной, эластичный бинт или лента с липучкой (для фиксации локтевого сустава), карточки «Берегите ваши руки», магнитная доска, магниты, кукла  Незнайка.

                                                          Ход занятия

Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Пузырь».

Раздается стук в дверь, в группу заходит Незнайка.

Воспитатель: «Ребята, подойдите скорее сюда, смотрите, кто к нам пришел?»

Дети: «Это Незнайка».

Воспитатель: «Давайте поздороваемся с Незнайкой. Как это можно сделать?»

Дети: «Сказать «Здравствуйте», «Доброе утро», можно подать и пожать друг другу руки»

Воспитатель: «Давайте сегодня мы поздороваемся так – встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем «Здравствуйте». (Дети здороваются с Незнайкой)

Воспитатель: «Незнайка, а что у тебя в руках?»

Незнайка:  «Это -  «Чудесный мешочек». Он волшебный.  В нем лежат игрушки. Мне так хочется узнать, какие игрушки в нем?  А вам интересно?  Тогда помогите мне»

Дети подходят к мешочку, «угадывают» предметы на ощупь, вытаскивают их.

Воспитатель: «Ребята,  в мешочке было много игрушек, они такие разные. Скажите,  как вы узнали какие игрушки лежали в мешочке, с помощью чего? Ведь их не было видно» (Ответы детей).

Воспитатель подводит итог – «Вы потрогали предметы, спрятанные в мешочке,  руками. С помощью руки вы определили форму предмета, его поверхность. Это руки помогли определить, что лежит в мешочке»

Незнайка:  «Значит,  руки – это наши помощники»

Воспитатель: «Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками.

Покажите ваши руки» (Выполняются практические упражнения):

- хлопните в ладоши

- погладьте свой животик

- спрячьте руки за спину

- дотроньтесь до своей спины

- дотроньтесь до спины своего соседа

- погрозите пальчиком

- поднимите руки перед собой

- достаньте ладошками до пола

- сожмите ладошку в кулачок

- пошевелите пальчиками

Незнайка: «А зачем  всем людям руки?»

Дети читают стихи:

1. Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

2. Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

 

3. Даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки.

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Незнайка, теперь тебе понятно, зачем нужны руки?  Ребята, посмотрите на ваши руки. Дима, сколько у тебя рук? А у тебя, Вика, сколько рук? Даня, скажи, а сколько рук у Оли? (ответы детей).  Правильно у каждого из вас и у тебя, Незнайка, по две руки»

Незнайка: «Подумаешь, две, только мешаются. Мне бы и одной хватило – смотрите, шляпу снять и надеть могу, кушать тоже и дверь открыть и с вами поиграть… (щекочет детей)»

Воспитатель: «Ребята, а может Незнайка прав, может, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука – лишняя, как вы думаете? (ответы детей).  Давайте, проверим»

Проводится опыт «Значение рук» -  вызвать двух девочек и двух мальчиков, один ребенок из пары надевает вещь (девочки – юбку, мальчики – футболку) при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки (вторая рука фиксируется при помощи ленты к телу).

Воспитатель и дети сравнивают результаты: «Посмотрите, кто быстрее оделся, а кому было легче это сделать? А кому было трудно, почему? Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к ним надо бережно»

Незнайка: «Как это, бережно?»

Воспитатель: «Сейчас все поймешь, Незнайка. Давайте, ребята, объясним Незнайке, что для наших рук хорошо, а что плохо?»

Проводится игра «Хорошо – плохо».

На магнитную доску с одной стороны прикрепляется силуэт с «веселой» ладошкой, с другой стороны – силуэт с «грустной» ладошкой. Взрослый показывает детям карточки (из набора «Берегите ваши ручки») -  Кто нарисован на картинке? Правильно или нет делают дети на картинке? Почему? Хорошо или плохо это для рук? – затем карточка при помощи магнита прикрепляется  рядом с соответствующей ладошкой на доске.      

Воспитатель подводит итог: «Беречь руки – значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно – обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать»

Незнайка: « Хорошо , что руки могут сгибаться! Вот согнешь руки, и идешь вперед, а если кто мешает на дороге – того локтями  распихиваешь»

Воспитатель: «Незнайка, опять ты все путаешь. Локтями толкаться невежливо, правда, ребята? Если хочешь пройти, что нужно сделать?  (вежливо попросить, чтобы тебя пропустили). Локти – это очень важная часть наших рук. С их помощью руки могут сгибаться и разгибаться. А вот почему это важно, мы тебе сейчас покажем»

Проводится опыт: «Значение локтевого сустава» -  вызывается два ребенка, у одного из них фиксируется локтевой сустав. Детям дается задание - поднести ложку ко рту, почесать ухо или погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д.

Затем воспитатель вместе с детьми сравнивает результаты: «Кто справился с заданиями, а кто не смог их выполнить? Как вы думаете, почему? Можно выполнить задания, если рука не сгибается, или  нельзя?»

Незнайка: «Вот это да!»

Воспитатель: «Не удивляйся, Незнайка, наши руки могут очень много. Мы можем даже стихи рассказывать с помощью рук!»

Двигательная пауза – дети и Незнайка выполняют движения по тексту стихотворения по показу воспитателя:

Наши руки – это волны

Ветер гонит их вперед.

Наши руки – крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Наши руки – рыбки в море,

Плавают туда - сюда.

Наши руки – это крабы,

Разбежались кто куда.

Незнайка: «Здорово у нас получилось, а что еще удивительного могут сделать руки?»

Воспитатель: «Руки могут сделать подарок. Ребята, сделаем для Незнайки подарок? Наш Незнайка живет в Цветочном городе и очень любит цветы, давайте подарим ему красивый букет цветов»

Незнайка: «Но сейчас уже не найдешь на улице ни одного цветочка!  Не понятно, почему?»

Воспитатель: « Ребята, а как вы думаете, почему сейчас цветы не растут? (потому что наступила осень, и цветы завяли) Правильно, но ты, Незнайка,  не расстраивайся, нам опять помогут наши ручки – мы нарисуем тебе букет ладошками»

На доску вывешивается заготовка для коллективной работы «Букет для Незнайки», на столы ставятся тарелочки с краской.

Воспитатель приглашает детей к столу, предлагает опустить ладошку в краску и оставить отпечаток.

Незнайка (кричит): «Стойте, стойте, не делайте этого! Вы же запачкаете руки красками!»

Воспитатель: «Ребята, вы боитесь испачкать руки красками? Почему?» (руки можно вымыть) Конечно, Незнайка, мы просто вымоем потом руки, вот и все. Хочешь, давай рисовать вместе с нами»

Незнайка (грустно):

Мне очень хочется порисовать ладошками, но

Я не знаю, как мне быть,

Не умею руки мыть!

Воспитатель: «Ребята, расскажем Незнайке, как надо мыть руки.  Посмотрите, на карточки – Лера, что надо сделать сначала? Какую карточку мы поставим первой? (Лера выбирает нужную карточку) Эллина, а что надо делать  потом? Какую карточку мы поставим второй? (дети перечисляют порядок действий при мытье рук, выстраивая при этом в ряд соответствующие карточки)»

Воспитатель: «Вот видишь, Незнайка, мыть руки совсем несложно»

Незнайка: «Тогда, давайте рисовать»

Дети выполняют работу – ладошками «печатают» цветы, Незнайка тоже «печатает» вместе с детьми.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, такой красивый букет получился. А тебе, Незнайка, нравится?»

Незнайка: «Мне очень нравится, спасибо, ребята»

Воспитатель: «А теперь пойдемте мыть руки. Сейчас, Незнайка, ты посмотришь, как моют руки наши ребята»

Дети вместе с воспитателем и Незнайкой моют руки, воспитатель еще раз проговаривает действия, которые выполняются при мытье рук.

Незнайка (разглядывает свои ладошки): «И, правда, мои руки совсем чистые. А ваши? Покажите мне ваши руки»

Дети показывают Незнайке свои руки.

 Незнайка благодарит детей, прощается.



Предварительный просмотр:


МБДОУ детский сад №1

г. Ярцево Смоленской области

Конспект НОД

по опытно – экспериментальной деятельности

в старшей группе

«Освобождение бусинки из ледяного плена»

Воспитатель: Новикова Л.В.

Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.

Задачи:

расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле);

стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;

выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ;

воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем;

обогащать и расширять словарь детей.

Материалы:

Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода.

Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы.

Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня.

                                                       Ход занятия

- Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы снова отправляемся в научную лабораторию – волшебную комнату.

 (В групповой комнате заранее приготовлены 3 стола с материалами для опытов)

Опыт со льдом

Воспитатель: Чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой — я вам сейчас расскажу.

(Проблемная ситуация). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?

Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?

(Дети высказывают свои гипотезы)

Можно погреть в кулачке.

Можно положить на батарею.

Можно положить в теплую воду.

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какой из предложенных способов самый быстрый.   (Дети проводят опыты с таянием льда и делают вывод).

Опыт с магнитом

-  Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.

(На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной)

- Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей). Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами?

(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами)

(Педагог показывает карточку с изображением дорожек, а дети под веселую музыку выполняют движения)

Опыт с огнем

- Вы, конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его нужно аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться.

- Посмотрите - на столе у меня лежат ложечки. Что в них находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)

- Возьму ложку и погрею  сахар над огнем свечи. Внимательно смотрите что происходит. Каким стал сахар? Почему? (Ответы детей)

Теперь жидкий сахар осторожно перелью  на тарелочку. Каким стал сахар? (Дети делают выводы о том, что при нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние)

- Похожим способом делаются леденцы. К сахару добавляется пищевой краситель и леденцы становятся разноцветными (воспитатель предлагает нескольким детям проделать опыт с сахаром.

(Педагог дает инструкцию как правильно затушить свечи. С помощью баночек свечи гасятся).

- Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким.

- Вот и закончилось наше занятие. В следующий раз мы придем сюда и будем проводить опыты, но с другими веществами.