региональный компонент
материалы по изучению родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Мой родной город" | 73 КБ |
НОД "Ярцево" | 93 КБ |
yartsevo.doc | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мой родной город»
Воспитатель: Новикова Л.В.
2021-2022 уч.г.
Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продолжительность: 1 месяц (сентябрь).
Цель проекта: осуществить комплексный подход к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщить их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, расширить знания детей о родном городе Ярцево через различные виды деятельности.
Задачи:1) познакомить детей с историческим, географическим, культурным своеобразием родного города;
2) расширять представления детей об общественной жизни города;
3) продолжать работу над развитием творческих способностей детей;
4) воспитывать у детей любовь к родному городу;
5) создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Предполагаемый результат.
Успешное решение выдвинутых цели и задач позволит добиться следующих результатов:
• повышение нравственного уровня воспитанников;
• расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;
• развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
• преобразование предметно-игровой среды группы;
• организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
• укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
• появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;
• ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
Принципы реализации проекта.
1. Принцип познания в деятельности - заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
2. Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.
3. Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
4. Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
5. Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности ,а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
6. Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта:
- познавательные занятия;
- продуктивная деятельность;
- игровая деятельность;
- фотовыставки и выставки рисунков и поделок;
- творческие отчеты;
- работа с родителями
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) ;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин;
- организация развивающей среды в группе;
- анкетирование родителей.
Основной этап (практический)
- проведение занятий;
- ознакомление детей с художественной литературой (чтение и разучивание стихов о Смоленске, выставки в книжном уголке);
- проведение бесед «Символика города»,«Как мой город строился», «История названий улиц нашего города», «Достопримечательности», «Расскажи про свою улицу», «Растительный и животный мир родного края»;
- рассматривание картин и беседы по их содержанию,
- рисование с детьми, занятия продуктивной деятельностью,
- Дидактические игры «Собери герб», «Что лишнее? », «Узнай по описанию», «Узнай наш герб, узнай наш флаг», «Памятники нашего города», «Найди животных нашего края».
- Игры со строительным материалом «Знаменитые здания города», «Построй свой дом».
- Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия по городу»,«Наш детский сад», «Улицы родного города», «Почта», «Мы – строители».
- работа с родителями (разработка рекомендаций),
Заключительный этап
- просмотр презентации ,
- развлечение «День города»,
- анализ результатов проекта.
Взаимодействие с родителями
- Беседы, консультации «Знакомим детей с родным городом» и др.
- Анкетирование родителей.
- Фотоальбом «Любимые места моего города».
- Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.
- Совместная с родителями викторина «Знатоки родного города».
Результативность проекта.
Дети с большим удовольствием принимали участие во всех перечисленных видах деятельности, наблюдался искренний интерес и эмоциональная отзывчивость детей.
Перспективы на будущее
Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
Список литературы
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.–М.:ЦГЛ,2005
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
"Ярцево - мой родной город"
воспитатель: Новикова Л.В.
ЯРЦЕВО
2021г.
Цель: закрепить и обогатить представления детей о родном городе.
Задачи:
Образовательная:
- уточнить и закрепить общие представления об истории родного города, знакомить с людьми, прославившими его;
- познакомить детей произведениями поэтессы Валентины Коньковой
Развивающая:
- развивать творчество, умение внимательно слушать и понимать музыкальные произведения.
Воспитательная:
- бережное отношение к истории родного города и его достопримечательностям, чувство уважения к далеким предкам.
Предварительная работа:
Рассматривание в группе иллюстраций памятников города Ярцево, фотографий различных домов и архитектурных сооружений родного города, заблаговременное заучивание стихов в группе, прослушивание музыкальных произведений.
Используемая литература: Интернет-ресурсы: Яндекс, фотографии.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашем любимом городе Ярцево, а вы знаете какой замечательный праздник мы отмечаем в последнее воскресенье августа - это праздник "День города" Ярцево.
Ребята, а как вы думаете, у городов есть возраст?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, конечно есть, нашему любимому городу уже более 400 лет. А как вы думаете, это много или мало?
(ответы детей)
Воспитатель: Дети, а как называют людей - жителей нашего города?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята. а кто знает на какой реке расположен город Ярцево? (ответы детей)
Воспитатель: А почему наш город так называется?
(ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, почему наш город называется Ярцево, когда и как он возник.
Для этого мы немного попутешествуем, готовы?
(ответы детей)
Воспитатель: Давным-давно в стране, где мы живем, не было богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень, а были густые леса, красивые реки и озёра. Жил тогда народ в маленьких домиках, которые сами себе и строили, народ этот звали славянами. "И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились". И вот на левом берегу реки Вопь (приток Днепра) поселились кривичи - наши предки. В те далекие времена не было телевиденья, радио, компьютеров и телефонов. Люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали все, что происходило в их городе. Город наш был самым маленьким из городом, люди в то время еще не знали, как будет называться наш город и ему дали прозвище город на Вопи.
Воспитатель: А вы знаете, почему Ярцево называется Ярцево?
Название происходит от фамилии паромщика Ивана Фомича Ярцева, который на своей лодке или пароме перевозил людей через реку Вопь. Наличие в деревне Ярцево постоялого двора свидетельствует о том, что здесь был переезд или переправа через реку. Поэтому и само поселение во многих источниках называют Ярцев перевоз. Возможно, что в этом небольшом селении из 7 дворов (по данным 1859 г.) жили многие люди с фамилией Ярцев, возможно, они были потомственными перевозчиками (лодочниками). Но есть такой миф, что Ярцево произошло от Яр - древнеславянское, доисторическое наименование бога Гермеса (Меркурия). Возможно это мистика, но именно на гербе города Ярцево (создан в 1996 г.) помещен жезл бога торговли Гермес - Яра (Меркурия).
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на нашей земле в древние времена?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а также земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, овец, свиней.
Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые и непроходимые. В них водилось много зверей - медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. Реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По реке можно было путешествовать на лодках и вести торговлю - реки являлись главными дорогами.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что население нашего города составление 44 740 человек на 2017 год. Четвёртый по населению город в Смоленской области.
Воспитатель: Ребята, пришло время прогулки по улицам нашего города.
Воспитатель: Ребята, гуляя по нашему городу пешком можно познакомиться с его основными достопримечательностями. Самых известные и главные из них это :
Мемориальный комплекс - этот мемориал посвящен героям погибшим во время Великой Отечественной войны. Этот комплекс располагается на автодороге Москва-Минск. Здесь было захоронено более 3700 советских солдат.
Башня с часами - это уникальное сооружение было построено в 1870 году. Башня расположена на территории хлопчатобумажного предприятия.
Парк культуры и отдыха - излюбленное место отдыха гостей и жителей города Ярцево. В парке находится несколько аттракционов, ухоженные дорожки, удобные скамейки, спортивные и детские площадки.
ГУП «Литейно-прокатный завод» открыт при участии самого Правительства Москвы в прошлом — Чугуно-литейный и Моторный (Ярцевский завод «Двигатель» (АМО ЗИЛ) Заводы). Основное производство ГУП «ЛПЗ» состоит из электросталеплавильного и сортопрокатного цехов, объединённых в единый литейно-прокатный комплекс. Современное электросталеплавильное производство – это электропечь нового поколения, оснащённая трактом подачи шлакообразующих и ферросплавов
Ярцевский хлопчатобумажный комбинат крупнейшее предприятие в текстильной отрасли не только Смоленской области, но и России. Продукция Комбината хорошо известна российскому покупателю, она экспортируется во многие Европейские страны, Беларусь, Украину, Казахстан, неоднократно отмечалась на Российских и зарубежных ярмарках и выставках почетными призами и наградами как лучший товар года.
Храм Петра и Павла в1771 году построен на средства прихожан деревянный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный храм с тем же престолом поставлен на месте деревянного в 1915 году на пожертвования купца Скоробогатова. В 1930-е годы храм Петра и Павла был закрыт, а в сентябре 1939 года осквернен и разграблен. Сильным разрушениям храм подвергся во время Великой Отечественной Войны, когда в нем располагалась огневая точка советских войск. В стенах были пробурены амбразуры под 76-миллиметровую пушку и станковые пулеметы. 4 октября в результате вражеского обстрела тяжелой артиллерией сбит самый высокий купол церкви, два средних и два малых. Один снаряд попал между оконной перемычкой. После войны по распоряжению первого секретаря горкома кирпич храма брали для восстановительных работ в городе. Но так как раствор был очень крепкий, вскоре отказались от этого оказались, но все же зданию храма был нанесен значительный урон. Разрушения крыши и верхних карнизов главного корпуса ослабило крепление куполов, была сорвана их обшивка. В 1986 году в Ярцево открыт первый в области новый приход. Богослужение совершалось в молитвенном доме.
Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем, как бьют праздничные колокола в храме Петра и Павла.
Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать самых известных людей города Ярцево, тех кто прославил наш край?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А еще Алексей Иванович Хлудов, основатель Ярцевской фабрики. Анатолий Николаевич Горислов — шестнадцатикратный чемпион России, пятикратный чемпион СНГ, двукратный чемпион мира, многократный чемпион Европы, победитель Кубка России по тяжелой атлетике среди ветеранов. Кроме этого, за плечами Анатолия Николаевича три рекорда Европы, два — мира по тяжелой атлетике среди ветеранов. Светлана Владимировна Школина, российская прыгунья в высоту, бронзовый призёр Олимпиады 2012 года, чемпионка мира 2013 года. Иван Александрович Алексеев, более известный под псевдонимом Noize MC — российский рэп-рок-исполнитель и автор песен.
Сейчас я прочту вам стихотворение, которое написала наша землячка Валентина Конькова
Наше Ярцево
Всем хотелось пожелать
Мира и спокойствия.
Ярцеву процветать
Нам на удовольствие!...
Перевоз – Ярцово
Был ему началом.
И воды утекло
С той поры немало.
Алексей свет – Хлудов,
Добрый человек,
Город наш освоил,
Основал навек.
Храм Петра и Павла
На благо радует
И символом Добра
Крест его сияет!
На голубой планете
Будет он сверкать
И в радужном свете
Землю украшать.
Вот такое замечательное стихотворение написала о Ярцеве Валентина Конькова.
Но не только в городе Ярцево есть поистине творческие люди, но и во всей Смоленской области, такие известные люди как М.И. Глинка
Давайте послушаем произведение М.И. Глинки - нашего земляка и композитора "Попутная песня"
Звучит "Попутная песня"
А теперь ребята, давайте и вы прочтете стихи о нашем любом городе.
1 ребенок.
Карта мира перед нами
Вот земля, а вот вода
Вот отмечены кружками
В разных странах города.
2 ребенок.
Сотни их больших и малых,
Главных, славных, мировых
Много тысяч их обычных,
Незаметных, рядовых..
3 ребенок.
Есть великие столицы,
Лондон, Дели, Рим, Париж
Ну, и нам есть чем гордиться,
С нашим Ярцевом, что сравнишь?
4 ребенок.
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья...
Это русская сторонка,
Это - родина моя!
5 ребенок.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля,
Это русское раздолье,
Это русская земля!
6 ребенок.
Вижу горы исполины,
Вижу реки и леса...
Это русские картины,
Это русская земля!
7 ребенок.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями...
Дидактическая игра "Букет красивых слов"
(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Ярцево)
Каждый ребенок говорит, какое Ярцево у него на открытке, почему и ставит свой цветок в вазу.
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: город Ярцево-праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, древний, красивый)
Воспитатель: Ребята, а я уже говорила, что наш город называют ключом - городом, а почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, он действительно не раз защищал столицу. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска задержались в городе Ярцево на 2 месяца. В 1941 году на берегах реки Вопь развернулось жестокое сражение. Зверствам фашистов подвергались жители местных деревень. Многие ярцевчане героически сражались на фронтах. Ярцево был первым городом, отбитым у Германии. Этот факт не мог не отразится в творчестве наших поэтов-земляков. Давайте же мы послушаем песню, написанную во время ВОВ композитором М. Блантером на стихи нашего земляка М. Исаковского.
Звучит "Катюша" Блантер - Исаковский
(дети подпевают песню хором)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, а теперь представьте, что мы находимся на параде, на главной площади города. Становитесь все друг за другом и дружным маршем и флажками поприветствуем праздник "Славься из оперы "Жизнь за царя" М. Глинка.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Я очень надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем любимом городе. Что вы запомните это и пронесете любовь и уважение к своему городу через всю свою жизнь. Понравилось ли вам наше путешествие?
(ответы детей)
Что вы узнали нового? Что сегодня вы сможете рассказать своим мамам и папам
(ответы детей)