региональный компонент

Новикова Людмила Викторовна

материалы по изучению родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "Мой родной город"73 КБ
Microsoft Office document icon НОД "Ярцево"93 КБ
Microsoft Office document icon yartsevo.doc1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мой родной город»

Воспитатель: Новикова Л.В.

           2021-2022 уч.г.

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продолжительность: 1 месяц (сентябрь).

Цель проекта: осуществить комплексный подход к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщить их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, расширить знания детей о родном городе Ярцево через различные виды деятельности.

Задачи:1) познакомить детей с историческим, географическим, культурным своеобразием родного города;

2) расширять представления детей об общественной жизни города;

3) продолжать работу над развитием творческих способностей детей;

4) воспитывать у детей любовь к родному городу;

5) создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Предполагаемый результат.

Успешное решение выдвинутых цели и задач позволит добиться следующих результатов:

• повышение нравственного уровня воспитанников;

• расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;

• развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;

• преобразование предметно-игровой среды группы;

• организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;

• укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

• появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;

• ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Принципы реализации проекта.

1. Принцип познания в деятельности - заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

2.  Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

3. Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

4. Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

5. Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности ,а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

6. Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Формы и методы реализации проекта:

  • познавательные занятия;
  • продуктивная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • фотовыставки и выставки рисунков и поделок;
  • творческие отчеты;
  • работа с родителями

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) ;
  • подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин;
  • организация развивающей среды в группе;
  • анкетирование родителей.

Основной этап (практический)

  • проведение занятий;
  • ознакомление детей с художественной литературой (чтение и разучивание стихов о Смоленске, выставки в книжном уголке);
  • проведение бесед «Символика города»,«Как мой город строился», «История названий улиц нашего города», «Достопримечательности», «Расскажи про свою улицу», «Растительный и животный мир родного края»;
  • рассматривание картин и беседы по их содержанию,
  • рисование с детьми, занятия продуктивной деятельностью,
  • Дидактические игры  «Собери герб», «Что лишнее? », «Узнай по описанию», «Узнай наш герб, узнай наш флаг», «Памятники нашего города», «Найди животных нашего края».
  • Игры со строительным материалом «Знаменитые здания города», «Построй свой дом».
  • Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия по городу»,«Наш детский сад»,  «Улицы родного города», «Почта», «Мы – строители».
  • работа с родителями (разработка рекомендаций),

Заключительный этап

  • просмотр презентации ,
  • развлечение «День города»,
  • анализ результатов проекта.

Взаимодействие с родителями

  • Беседы, консультации «Знакомим детей с родным городом» и др.
  • Анкетирование родителей.
  • Фотоальбом «Любимые места моего города».
  • Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.
  • Совместная с родителями викторина «Знатоки родного города».

Результативность проекта.

Дети с большим удовольствием принимали участие во всех перечисленных видах деятельности, наблюдался искренний интерес и эмоциональная отзывчивость детей.

Перспективы на будущее

Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Список литературы

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.–М.:ЦГЛ,2005
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в старшей группе

                 "Ярцево - мой родной город"

                                                 воспитатель: Новикова Л.В.

ЯРЦЕВО

2021г.

Цель: закрепить и обогатить представления детей о родном городе.

Задачи:

Образовательная:

- уточнить и закрепить общие представления об истории родного города, знакомить с людьми, прославившими его;

- познакомить детей произведениями поэтессы Валентины Коньковой

Развивающая:

- развивать творчество, умение внимательно слушать и понимать музыкальные произведения.

Воспитательная:

- бережное отношение к истории родного города и его достопримечательностям, чувство уважения к далеким предкам.

Предварительная работа:

Рассматривание в группе иллюстраций памятников города Ярцево, фотографий различных домов и архитектурных сооружений родного города, заблаговременное  заучивание стихов в группе, прослушивание музыкальных произведений.

Используемая литература: Интернет-ресурсы: Яндекс, фотографии.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашем любимом городе Ярцево, а вы знаете какой замечательный праздник  мы отмечаем в последнее воскресенье августа - это праздник "День города" Ярцево.

 Ребята, а как вы думаете, у городов есть возраст?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, конечно есть, нашему любимому городу уже более 400 лет. А как вы думаете, это много или мало?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, а как называют людей - жителей нашего города?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята. а кто знает на какой реке расположен город Ярцево? (ответы детей)

Воспитатель: А почему наш город так называется?

(ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы  с вами узнаем, почему наш город называется Ярцево, когда и как он возник.

Для этого мы немного попутешествуем, готовы?

(ответы детей)

Воспитатель: Давным-давно в стране, где мы живем, не было богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень, а были густые леса, красивые реки и озёра. Жил тогда народ в маленьких домиках, которые сами себе и строили, народ этот звали славянами. "И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились". И вот на левом берегу реки Вопь (приток Днепра) поселились кривичи - наши предки. В те далекие времена не было телевиденья, радио, компьютеров и телефонов. Люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали все, что происходило в их городе. Город  наш был самым маленьким из городом, люди в то время еще не знали, как будет называться наш город и ему дали прозвище город на Вопи.

Воспитатель:  А вы знаете, почему Ярцево называется Ярцево?

Название происходит от фамилии паромщика Ивана Фомича Ярцева, который на своей лодке или пароме перевозил людей через реку Вопь. Наличие в деревне Ярцево постоялого двора свидетельствует о том, что здесь был переезд или переправа через реку. Поэтому и само поселение во многих источниках называют Ярцев перевоз. Возможно, что в этом небольшом селении из 7 дворов (по данным 1859 г.) жили многие люди с фамилией Ярцев, возможно, они были потомственными перевозчиками (лодочниками). Но есть такой миф, что Ярцево произошло от  Яр - древнеславянское, доисторическое наименование бога Гермеса (Меркурия). Возможно это мистика, но именно на гербе города Ярцево (создан в 1996 г.) помещен жезл бога торговли Гермес - Яра (Меркурия).

Воспитатель: Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на нашей земле в древние времена?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а также земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, овец, свиней.

Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые и непроходимые. В них водилось много зверей - медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. Реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По реке можно было путешествовать на лодках и вести торговлю - реки являлись главными дорогами.

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что население нашего города составление 44 740 человек на 2017 год. Четвёртый по населению город в Смоленской области.

Воспитатель: Ребята, пришло время прогулки по улицам нашего города.

Воспитатель: Ребята, гуляя по нашему городу пешком можно познакомиться с его основными достопримечательностями. Самых известные и главные из них это :

Мемориальный комплекс - этот мемориал посвящен героям погибшим во время Великой Отечественной войны. Этот комплекс располагается на автодороге Москва-Минск. Здесь было захоронено более 3700 советских солдат.

Башня с часами - это уникальное сооружение было построено в 1870 году. Башня расположена на территории хлопчатобумажного предприятия.

Парк культуры и отдыха - излюбленное место отдыха гостей и жителей города Ярцево. В парке находится несколько аттракционов, ухоженные дорожки, удобные скамейки, спортивные и детские площадки.

ГУП «Литейно-прокатный завод» открыт при участии самого Правительства Москвы в прошлом — Чугуно-литейный и Моторный (Ярцевский завод «Двигатель» (АМО ЗИЛ) Заводы). Основное производство ГУП «ЛПЗ» состоит из электросталеплавильного и сортопрокатного цехов, объединённых в единый литейно-прокатный комплекс. Современное электросталеплавильное производство – это электропечь нового поколения, оснащённая трактом подачи шлакообразующих и ферросплавов

Ярцевский хлопчатобумажный комбинат крупнейшее предприятие в текстильной отрасли не только Смоленской области, но и России. Продукция Комбината хорошо известна российскому покупателю, она экспортируется во многие Европейские страны, Беларусь, Украину, Казахстан, неоднократно отмечалась на Российских и зарубежных ярмарках и выставках почетными призами и наградами как лучший товар года.

Храм Петра и Павла в1771 году  построен на средства прихожан деревянный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный храм с тем же престолом поставлен на месте деревянного в 1915 году на пожертвования купца Скоробогатова. В 1930-е годы храм Петра и Павла был закрыт, а в сентябре 1939 года осквернен и разграблен. Сильным разрушениям храм подвергся во время Великой Отечественной Войны, когда в нем располагалась огневая точка советских войск. В стенах были пробурены амбразуры под 76-миллиметровую пушку и станковые пулеметы. 4 октября в результате вражеского обстрела тяжелой артиллерией сбит самый высокий купол церкви, два средних и два малых. Один снаряд попал между оконной перемычкой. После войны по распоряжению первого секретаря горкома кирпич храма брали для восстановительных работ в городе. Но так как раствор был очень крепкий, вскоре отказались от этого оказались, но все же зданию храма был нанесен значительный урон. Разрушения крыши и верхних карнизов главного корпуса ослабило крепление куполов, была сорвана их обшивка. В 1986 году в Ярцево открыт первый в области новый приход. Богослужение совершалось в молитвенном доме.

Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем, как бьют праздничные колокола в храме Петра и Павла.

Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать самых известных людей города Ярцево, тех кто прославил наш край?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! А еще Алексей Иванович Хлудов, основатель Ярцевской фабрики. Анатолий Николаевич Горислов — шестнадцатикратный чемпион России, пятикратный чемпион СНГ, двукратный чемпион мира, многократный чемпион Европы, победитель Кубка России по тяжелой атлетике среди ветеранов. Кроме этого, за плечами Анатолия Николаевича три рекорда Европы, два — мира по тяжелой атлетике среди ветеранов. Светлана Владимировна Школина, российская прыгунья в высоту, бронзовый призёр Олимпиады 2012 года, чемпионка мира 2013 года. Иван Александрович Алексеев, более известный под псевдонимом Noize MC — российский рэп-рок-исполнитель и автор песен.

Сейчас я прочту вам стихотворение, которое написала наша землячка Валентина Конькова

Наше Ярцево

Всем хотелось пожелать

Мира и спокойствия.

Ярцеву процветать

Нам на удовольствие!...

Перевоз – Ярцово

Был ему началом.

И воды утекло

С той поры немало.

Алексей свет – Хлудов,

Добрый человек,

Город наш освоил,

Основал навек.

Храм Петра и Павла

На благо радует

И символом Добра

Крест его сияет!

На голубой планете

Будет он сверкать

И в радужном свете

Землю украшать.

Вот такое замечательное стихотворение написала о Ярцеве Валентина Конькова.

Но не только в городе Ярцево есть поистине творческие люди, но и во всей Смоленской области, такие известные люди как М.И. Глинка

Давайте послушаем произведение М.И. Глинки - нашего земляка и композитора "Попутная песня"

Звучит "Попутная песня"

А теперь ребята, давайте и вы прочтете стихи о нашем любом городе.

1 ребенок.

Карта мира перед нами

Вот земля, а вот вода

Вот отмечены кружками

В разных странах города.

2 ребенок.

Сотни их больших и малых,

Главных, славных, мировых

Много тысяч их обычных,

Незаметных, рядовых..

3 ребенок.

Есть великие столицы,

Лондон, Дели, Рим, Париж

Ну, и нам есть чем гордиться,

С нашим Ярцевом, что сравнишь?

4 ребенок.

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья...

Это русская сторонка,

Это - родина моя!

5 ребенок.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля,

Это русское раздолье,

Это русская земля!

6 ребенок.

Вижу горы исполины,

Вижу реки и леса...

Это русские картины,

Это русская земля!

7 ребенок.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой,

И неоглядными полями...

Дидактическая игра "Букет красивых слов"

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Ярцево)

Каждый ребенок говорит, какое Ярцево у него на открытке, почему и ставит свой цветок в вазу.

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: город Ярцево-праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, древний, красивый)

Воспитатель: Ребята, а я уже говорила, что наш город называют ключом - городом, а почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, он действительно не раз защищал столицу. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска задержались в городе Ярцево на 2 месяца. В 1941 году на берегах реки Вопь развернулось жестокое сражение. Зверствам фашистов подвергались жители местных деревень. Многие ярцевчане героически сражались на фронтах. Ярцево был первым городом, отбитым у Германии. Этот факт не мог не отразится в творчестве наших поэтов-земляков. Давайте же мы послушаем песню, написанную во время ВОВ композитором М. Блантером на стихи нашего земляка М. Исаковского.

Звучит "Катюша" Блантер - Исаковский

(дети подпевают песню хором)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, а теперь представьте, что мы находимся на параде, на главной площади  города. Становитесь все друг за другом и дружным маршем и флажками поприветствуем праздник "Славься из оперы "Жизнь за царя" М. Глинка.

Воспитатель:  Вот и подошло к концу наше путешествие. Я очень надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем любимом городе. Что вы запомните это и пронесете любовь и уважение к своему городу через всю свою жизнь. Понравилось ли вам наше путешествие?

(ответы детей)

Что вы узнали нового? Что сегодня вы сможете рассказать своим мамам и папам

(ответы детей)


Предварительный просмотр: