Рабочая программа второй младшей группы "Смешарики" на 2020 - 2021 уч. год.
Рабочая программа второй младшей группы "Смешарики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа второй младшей группы | 141.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО» заведующей МБДОУ"ЦРР – Д/с № 19 «Василек» №_____от «20 сентября» ______ 2020г Бойкова М.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Второй младшей группы «Смешарики»
на 2020 – 2021 учебный год
Воспитатели:
Гатилова Г. И.
Агеева В. Г.
г.Якутск
I часть
1.1 Пояснительная записка
Вторая младшая группа «Смешарики» укомплектована в сентябре 2020г. Работаем по программам «Детский сад 2100» и «От рождения до школы» под ред. Вераксы. Н.Е., Комаровой Т.А., В.В. Гербовой. Программа для младшего возраста (3-4 лет) реализует следующие задачи:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей, формирование базисных основ личности;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию;
- формирование у дошкольников адекватной современному уровню знаний целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
При организации образовательного процесса учитываются следующие принципы:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игры.
Основная общеобразовательная Программа разработана в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
- федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
- Законом Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года ЗN 59-I «Об образовании»
- международная конвенция о правах ребёнка.
- письмо Министерства образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 15.01.2002г. № 03-51-5ин/23-03
- санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПин 2.4.1. 3049-13);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013г. №1014.
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. №2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ
- Устав МБДОУ.
Количество детей – 34;
Девочек – 18;
Мальчиков –16 ;
Воспитатели : Гатилова Гелена Иннокентьевна высшая категория, пед.стаж – 24 года
Агеева Вероника Георгиевна СЗД, пед.стаж – 2 года.
Пом. воспитателя : Петухова Наталья Владимировна
- .Цели реализации программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
- Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамке образовательной программы.
- Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных, социально- культурных ценностей.
- Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
- Формирования предпосылок к учебной деятельности.
- Обеспечения возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Формирования социально-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Оказания консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления;
- Вовлечения родителей в образовательный процесс, формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку;
- Воспитания с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Учреждение является дошкольным образовательным учреждением с приоритетным осуществлением деятельности по направлениям: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое развитие.
1.3.Принципы и подходы к формированию программы:
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка в зоне его ближайшего развития - это основной подход организации воспитательно - образовательного процесса;
- Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Предусматривать решение программных образовательных задач в совместном сотрудничестве взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов
- Строиться с учетом интеграции образовательных областей в соответствии возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- Приобщение детей всоциокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, знакомство с бытом и культуры своего народа, раннее приобщение ребенка к различным этапам эпоса.
1.4.Возрастные особенности детей .
Характеристика особенности детей раннего возраста(от 2 до 4-х лет)
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладывается наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту и форм деятельности.
Общение и сотрудничество ребенка со взрослыми
В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:
- В - первых взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
- Во- вторых он организует действия и движения ребенка, передает ему технические приёмы осуществления действия;
- В- третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству с взрослым, ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Предметная деятельность и её роль в развитии малыша
Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка - предметная деятельность.
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, сто в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до3 лет носит преимущественно непосредственный характер - ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а так же изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например, зеленая кошка остается кошкой). Он ориентируется, прежде всего, на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Однако, цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет и не определяет его узнавание.
Характеристики особенностей детей дошкольного возраста
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельностисвязано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственноизобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становитсянаглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память - непроизвольны.
Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возрасткризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.5.Планируемые результаты освоения программы второй младшей группы
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности конструировании и др.; способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинство; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачами и радоваться успехами других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребенок обладает развитым воображениям, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и др. ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II часть. Содержательная часть
2.1.Особенности образовательного процесса.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с учетом принципа интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей).
- В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
- Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности, в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и в группе компенсирующей направленности для умственно отсталых детей.
- Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 60% до 40% времени пребывания детей в ДОУ с 11 часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
- Объем обязательной части Программы составляет 60% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – 40% общего объема Программы.
Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Общее количество занятий просчитано в соответствии требований раздела 10 СанПиН 2.4.1.3049-13 с учетом максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки:
- в младшей группе - не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут; с перерывом между занятиями от 10 до 15 минут;
В середине занятий проводится физкультурная минутка.
В середине учебного года (январь, февраль) для детей дошкольных групп организуются каникулы в течение одной недели, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусств).
Занятия в летний период в помещении не проводятся; все формы подвижной деятельности (физические упражнения, подвижные игры и т. д.), а также музыкальные и спортивные развлечения проводятся в соответствии с погодой на свежем воздухе. Общая длительность занятий в холодное время года может быть сокращена в зависимости от конкретных задач, уровня знаний у детей, содержания и формы организации занятий. В пределах отведенного времени, одно из занятий при необходимости может быть сокращено за счет увеличения длительности другого.
Прогулки на воздухе при температуре воздуха ниже -15 градусов не проводятся. В этот период организуется свободная деятельность детей по выбору: рисование, лепка, конструирование, настольные, и сюжетные игры, индивидуальная работа педагогов с детьми.
Максимальное допустимое количество занятий в первой половине для младших дошкольников не превышает двух.
На каждую возрастную группу в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями разработаны: режим дня и режим двигательной активности, сетка непосредственной образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, проводятся в первую половину дня во вторник и среду. В середине проводятся физкультурные минутки. Для профилактики утомления чередуются с физкультурой и музыкой.
Перерывы между НОД составляют 10 минут. В середине НОД предусмотрены динамические паузы (физкультурные минутки, пальчиковые, зрительные гимнастики, игротрененги). При организации познавательных игровых занятий соблюдается баланс между занятиями, нерегламентированными видами деятельности и свободным временем ребёнка с сочетанием разных форм работы с детьми: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных. Учитывается уровень знаний и способностей детей, осуществляется индивидуально – дифференцированный подход.
В образовательной области «Познание» НОД по ознакомлению с окружающим с детьми в возрасте от 2 до 7лет проводится 1 раз в неделю, а так же задачи образовательных областей решаются в ходе режимных моментов, и интегрировано с другими образовательными областями. Деятельность по данному направлению осуществляется воспитателем.
Выполнение задач образовательной области « Художественное творчество» обеспечивается через НОД по продуктивной деятельности. НОД по рисованию проводятся воспитателем 1 раз в неделю с детьми от 2 до 6 лет,НОД по лепке и аппликации чередуется и проводиться 1 раз в две недели в возрасте от 2 до 7 лет. НОД по конструированию вынесено в совместную деятельность взрослого и детей в возрасте от 3до 4 лет.
НОД образовательной области «Музыка» реализуются на занятиях с детьми от 3 до 7 лет и культурно-досуговой деятельности – отдыха, развлечений, праздников, творчества. Деятельность по данному направлению осуществляется музыкальным руководителем и воспитателем.
Образовательная область «Физическая культура» обеспечивает решение образовательных задач через физкультурные фронтальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, 3-е занятие проводят воспитатели в виде подвижных и спортивных игр на улице в теплое время года и в хореографическом зале в холодное время года.
Во всех группах задачи образовательной области «Здоровье» решаются в ходе режимных моментов и интегрировано с другими образовательными областями и включают: занятия с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопия; корригирующую и дыхательную гимнастику; гимнастику для глаз; упражнения на релаксацию; гимнастику, закаливание после сна.
Региональный компонент мы стараемся вносить на каждом занятии по ознакомлению с окружающим, на физкультурных и музыкальных занятиях, используя национальные игры, песни, изучая традиции и природу родного края.
2.2.Обязательная часть (60%)
- Физическое развитие:
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоническое физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение, основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Перечень программ, технологий и пособий |
Физкультурно – оздоровительная гимнастика (Л.И.Пензулаева) Москва 2010г. Физкультурно – оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией (Васильевой М.А.; В.В.Гербовой) в группах. Дошкольный возраст. М.: МОЗАИКА_ СИНТЕЗ, 2011 г. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада.(Бондаренко А.К.) М., «Просвещение», 1974 г. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада/ П.П. Буцинская, в,и, Васюкова, Г.П. Лескова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990 г. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989 г. |
Ранний возраст (от 2 года до 4 лет)
Задачи воспитания и развития детей | Формы, методы, средства работы |
| Игровые упражнения Оздоровительно-игровой «час» Утренняя гимнастика в неделю 1 раз «Осуохай» Подражательные движения Подвижные игры с использованием игрушек и без них. Физкультурные занятия: Традиционные Игры-занятия на улице Бодрящая гимнастика после сна
|
Интеграция с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативная, познавательная, речевая, эстетическая.
2.2.2 Познавательное развитие:
Цель:Развивать у детей познавательных интересов, интеллекта.
Задачи:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Моя математика» с 3-4 лет
Цель курса-всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
- Развитие основных групп общеучебных умений: интеллектуальных, организационных, коммуникативных и оценочных.
- Формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей
- Формирование мотивации учения, интереса к математике и процесса обучения в целом.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие креативности и вариативности мышления.
«Здравствуй, мир!»
Цель курса: продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Учить детей определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость).
Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет-не тонет, рвется-не рвется). Учить группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и квалифицировать (посуда-одежда) хорошо знакомые предметы.
М.В. Корепанова С.А. Козлова О.В. Пронина | Моя математика. Пособие по познавательному развитию для детей (3-4 лет). |
М.В. Корепанова С.А. Козлова О.В. Пронина | Моя математика. Методические рекомендации к пособию по познавательному развитию для детей (3-4 лет). |
Е.Е. Кочемасова И.К. Белова А.А. Вахрушев | Здравствуй, мир! Часть 1. (Для самых маленьких). Пособие по познавательному развитию для детей (3-4 года). |
Вторая младшая группа
Задачи воспитания и развития детей | Формы, методы, средства работы |
| Сюжетные игры Строительные игры Конструирование Дидактические игры Сюжетно – ролевые Экскурсии: игровые тематические, комплексные. Наблюдения Настольно-печатные игры Рассказывание сказок |
Интеграция с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая
2.2.3Социально - коммуникативное развитие:
Цель: освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
- Развитие игровой деятельности детей
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
- Развития свободного общения с взрослыми и детьми
- Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
Младший возраст
Задачи воспитания и развития детей | Формы, методы, средства работы |
| Игры Беседа Сюжетно- ролевая игра Настольный театр Пальчиковый театр Развлечения Праздники Театрализованная игра- зрелище Чтение сказок Просмотр мультфильмов |
Интеграция с другими образовательными областями:
Познавательная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.
Младшая группа
Задачи воспитания и развития детей | Формы, методы, средства работы |
| Сюжетно- ролевая игра Игры- действия Театрализованные игры (пальчиковый.настольный) Рассматривание картин, книг Дежурство Забавы Обучающие игры Праздники Развлечения Беседа Прогулка Подвижные игры Просмотр мультфильмов |
Интеграция с другими образовательными областями:
Познавательная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.
2.2.4. Художественно-эстетическое развитие.
Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
- Развитие детского творчества
- Развитие музыкально-художественной деятельности
Приобщение к музыкальному и изобразительному искусству
Младшая группа
Задачи воспитания и развития детей | Формы, методы, средства работы |
| НОД: тематические, комплексные. Рассматривание иллюстраций. Наблюдения в природе Игровые упражнения Коллективная работа Игры- драматизации Театрализованные игры Различения Праздники Выставка детского творчества концерт |
Интеграция с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативная, речевая, физическая, познавательная.
2.2.5Речевое развитие
Цель: Развивать коммуникативную функцию речи, выражать в речи свои чувства, эмоции отношения к окружающему миру.
Задачи:
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи
- Развитие литературной речи.
«По дороге к азбуке» («Лесные истории») с 3-4 лет.
Основной целью развития речи детей младшего дошкольного возраста является развитие у них познавательной речевой активности.
Данная цель определяет задачи курса:
- Расширение и уточнение словаря;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие связной монологической речи;
- Привлечение внимания детей к собственной речи;
- Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа;
- Развитие речевого аппарата.
Перечень программ, технологий и пособий
Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева Т.Р. Кислова | По дороге к Азбуке (Лесные истории). Пособие по речевому развитию для самых маленьких (3-4 года.) |
Кислова Т.Р. Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2006 | По дороге к Азбуке (Лесные истории). Методические рекомендациик пособию по речевому развитию для самых маленьких (3-4 года.) |
Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева Т.Р. Кислова | По дороге к Азбуке (Лесные истории). Приложение к пособию. Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких (карточки и схемы). |
«Художественная литература».
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование ценностной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
-Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности.
- Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
- С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
- Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения и сопереживать героям произведения.
- Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
- Продолжать работу по формированию интереса к книге.
- Интенсивно обогащать речь ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;
- Развивать диалогическую речь.
- Способствовать созданию в воображении детей образов и действий тех лиц, о которых им читают или рассказывают.
- Обращать внимание детей на название книги.
-Воспитывать грамотного читателя.
Литература:
- Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2/ авт. – сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель, 2009
- Книга для чтения малышам. Ч. 2 / Сост. Редакция журнала «Дошкольное воспитание». Оформл. Е.А. Башкировой. – М.: ТОО «Школа», 1996.
- Детская литература. Хрестоматия. Учеб.пособие для пед. Училищ по спец. 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы». Сост. А.В. Дановский. М., «Просвещение», 1978.
Младший возраст
Задачи воспитания и развитие детей | Формы, методы, средства работы |
| Сюжетные игры Рассматривание картин Чтение и рассказывание худ-й литературы «Чудесный мешочек» Настольный театр Игры- занятия Игры забавы |
Интеграция с образовательными областями:
социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая
Вторая младшая группа
Задачи воспитания и развитие детей | Формы, методы, средства работы |
| НОД: тематические и комплексные Настольный театр Рассматривание картин иллюстраций Дидактические игры Настольные игры Праздники Развлечения Чтение и рассказывание художественной литературы Игры забавы Беседа |
Интеграция с образовательными областями:
социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая
- Виды детской деятельности и формы работы с детьми
Виды детской деятельности | Формы работы с детьми |
Игровая деятельность. Основной вид детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей | Сюжетные игры Игры с правилами Дидактические игры |
Двигательная деятельность. Организуется при проведении физкультурных занятий, при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка. | Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Подвижные игры. Игровые упражнения. Спортивные соревнования. Динамический час. Физкультурные праздники и досуги. Физминутки. Самостоятельная двигательная деятельность детей. Интегрированные физкультурные занятия: речевыми элементами, музыкой, познавательные. |
Коммуникативная деятельность. Осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи. | Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление отгадывание загадок Сюжетные игры. Театрализация. Игры с правилами. Просмотр видеофильмов, презентаций. |
Трудовая деятельность. Организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду через ознакомление дошкольников с трудом взрослых и непосредственного участия в посильной трудовой деятельности в ДОУ и дома. Основными задачами при организации труда являются: воспитание у детей потребности трудиться участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает всебя:самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. | Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта Задание. Самообслуживание. Труд в природе, уход за растениями. Игра в профессии. |
Познавательно-исследовательская деятельность. Организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Опыты и экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Дидактические познавательные игры. Сбор информации об изучаемом объекте. |
Продуктивная деятельность. Направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности, удовлетворении их потребности к самовыражению. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию. | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов |
Музыкально-художественная деятельность. Организуется с детьми ежедневно в определенное время и направлена на развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Направления работы: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах. | Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Музыкально – дидактические игры. Театр. Оркестр. Танцевальные действия. Концерты. |
Чтение художественной литературы. Направлено на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами. | Чтение Обсуждение Разучивание Пересказывание и рассказывание. Рассматривание книг. Ролевая игра «Библиотека». Развлечения и досуги по литературным материалам. |
2.4.Учебный план.
Младший дошкольный возраст (2–4 года).
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) регламентируется в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
По действующему СанПиН для детей 3-4 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут (СанПиН 2.4.12660-10).
Учебный план
Направления деятельности | Образовательная область | Образовательные компоненты | Количество образовательных модулей | Время | Взаимодействие взрослого с детьми | ||||||
ОБ | ФЧ | ||||||||||
Познавательное | Познание | Ознакомление с окружающим | 1 | 9 мин | 6 мин | Воспитатель | |||||
Математика | 1 | 9 мин | 6 мин | Воспитатель | |||||||
Конструирование | Совместная деятельность взрослого и детей ежедневно во вторую половину дня | Воспитатель | |||||||||
Социально-коммуникативное направление | Социализация/ Безопасность/ Труд | Формирование целостной картины мира, развитие кругозора | Совместная деятельность взрослого и детей ежедневно во вторую половину дня | Воспитатель | |||||||
Художественно-эстетическое направление | Художественное творчество | Лепка | 0,5 | 9 мин | 6 мин | Воспитатель | |||||
Аппликация | 0,5 | ||||||||||
Рисование | 1 | 9 мин | 6 мин | ||||||||
Музыка | Музыка | 2 | 15 мин | 15 мин | Музыкальный руководитель и воспитатель | ||||||
Физическое направление | Физическая культура/ Здоровье | Физкультура | 3 | 30 | 15 | Инструктор по ФИЗО и воспитатель | |||||
Речевое | Развитие речи | Лесная школа | 1 | 9 мин | 6 мин | Воспитатель | |||||
Художественная литература | Введение в художественную литературу | Совместная деятельность взрослого и детей ежедневно во вторую половину дня | Воспитатель | ||||||||
Количество игровых модулей | 10 | 1ч. 30 мин | 1ч. | ||||||||
Продолжительность одного игрового модуля | До 15 мин | ||||||||||
Учебная нагрузка в день | До 30 мин | ||||||||||
Учебная нагрузка в неделю | До 2ч.30 мин |
Сетка непосредственно образовательной деятельности МБДОУ ЦРР – д/с № 19 «Василек» на 2020 – 2021 учебный год во второй младшей группе «Смешарики»
День Недели | ВИД НОД | Время Проведения |
Понедельник | Познание ( Ознакомление с окружающим) (ОБ) | 9:05-9:20 |
Перерыв | ||
Музыка (ОБ) | 9:40-9:55 | |
Вторник | Познание (ФЭМП) (ОБ) | 9.05-9.20 |
Перерыв | ||
Физическая культура (ОБ) | 10:55-11:10 | |
Среда | Художественное-эстетическое Рисование | 9.05-9:20 |
Перерыв | ||
Физическая культура (ОБ) | 15.30-15.45 | |
Четверг | Музыка | 9.15-9.30 |
Перерыв | ||
Речевое развитие «Лесная школа» (ОБ | 9.30-9.45 | |
Пятница | Художественное-эстетическое (аппликация/лепка) | 9.05-9.23 |
Перерыв | ||
Конструирование | 9.30-9.45 |
2.5. Сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса
Неделя | Тема |
Сентябрь | |
1. | Адаптация в детском саду |
2. | Адаптация в детском саду. |
3. | Мой детский сад. Игрушки. |
4. | Золотая осень. Осенние дары природы |
Октябрь | |
1. | Домашние животные |
2. | Транспорт |
3. | Я человек |
4. | Труд взрослых. Профессии |
Ноябрь | |
1. | Дикие животные |
2. | Моя семья |
3. | Я – хороший. Как себя вести. Учимся дружить |
4. | Музыка |
Декабрь | |
1. | Мой дом |
2. | Я и мое тело (Что я знаю о себе?) |
3. | Зима |
4. | Новый год |
Январь | |
2. | Крещенские сказки |
3. | Мир предметов вокруг нас |
4. | Мальчики и девочки |
Февраль | |
1. | Мир животных и птиц |
2. | Я в обществе |
3. | Наши папы. Защитники Отечества |
4. | Неделя безопасности (ОБЖ) |
Март | |
1. | 8 марта. О любимых мамах |
2. | Мы – помощники. Что мы умеем? |
3. | Мой город, моя малая Родина |
4. | Книжкина неделя |
Апрель | |
1. | Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными |
2. | Весна-красна |
3. | Птицы |
4. | Добрые волшебники |
Май | |
1. | На улицах города (ПДД) |
2. | Следопыты |
3. | Мир вокруг нас |
4. | Зеленые друзья (растения) |
- Система оздоровительных мероприятий
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы работы
- принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно – обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип компетентности и интерированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
- принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разновозрастного развития и состояния здоровья;
- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Основные направления работы
Профилактическое:
- обеспечение благоприятной адаптации
- выполнение санитарно - гигиенического режима
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- предупреждение острых заболеваний
- проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное:
- организация здоровьесберегающей среды ДОУ
- определение показателей физического развития , двигательной подготовленности
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
Лечебное:
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие
- иммунотерапия
- витаминотерапия
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Проблема здоровья воспитанников создаётся и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов. Нами были подобраны здоровье сберегающие педтехнологии, зависящие от условий детского сада и особенностей воспитанников.
Виды Здоровье сберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
| |||
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Воспитатели |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Медсестра, воспитатели |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале. 1 раз в неделю на прогулке и в хореографическом зале в холодное время года Младший возраст – 15-20мин., средний – 20-25мин., старший – 25-30мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Инструктор по ФИЗО Воспитатели |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 0мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели |
Самомассаж | В зависимости отпоставленной медсестрой целей, в оздоровительной работе | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Медсестра |
3. Коррекционные технологии | |||
Технологии музыкального воздействия | Занятия 2 - 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Воспитатели |
Артикуляционная гимнастика | Проводиться 2 раза в неделю в первой и во второй половине дня, с младшего дошкольного возраста | Развитие фонематической грамотной речи без движений | Воспитатели |
Логоритмика | Логоритмические занятия | Лечение с помощью системы двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала на фоне музыки. | Логопед Воспитатель |
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий, мы считаем их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе
Сохранение и укрепления здоровья детей – основная цель каждого ДОУ. В целях формирования двигательной активности детей в повседневной жизни внедрили:
Оздоровительно – игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей 1,5 до 2 лет – 8 мин., с 2 до 3 лет – 8-10 мин. Организация оздоровительно – игрового часа предусматривает творческий подход: воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, игровые персонажи. Оздоровительно-игровой «час» учитывает: продолжительность и интенсивность двигательной активности обогащению содержания и увеличения количества основных движений. Индивидуальные особенности в объеме и виде основных движений.
«Час» двигательного творчества – где дети имеют возможность самим выбрать вид двигательной деятельности (спортивный инвентарь, партнеры и т.д.).час двигательного творчества проводится во второй половине дня в физкультурном зале. Под непосредственным контролем и активном участии воспитателя.
«Час» двигательного творчества или самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.
Динамический «час» - проводится воспитателем на дневной прогулке, а в холодные дни в физкультурном зале каждый день:
- игровые упражнения и подвижные игры
- игровые упражнения и спортивные игры
- игровые упражнения и игры-эстафеты
- игровые упражнения и хороводные игры
Продолжительность динамического «часа» может 5 минут и более для старших детей.
Формы и методы оздоровления воспитанников
№ | Формы и методы | Содержание второй младшей группы «Смешарики» |
1 | Обеспечение здорового образа жизни | Щадящий режим (адаптационный период) |
Гибкий режим | ||
Организация микроклимата и стиля жизни Группы | ||
Рациональное питание | ||
2 | Физическое воспвоспитание | Утренняя гимнастика |
Подвижные и динамические игры | ||
Спортивные игры | ||
Дыхательная гимнастика | ||
3 | Гигиенические и водные процедуры | Умывание |
Мытье рук | ||
Игры с водой | ||
Обеспечение чистоты среды | ||
4 | Световоздушные ванны | Проветривание помещений (в т.ч. сквозное) |
Прогулка на свежем воздухе | ||
Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | ||
5 | Активный отдых | Развлечения |
Праздники | ||
Игры-забавы | ||
Дни здоровья | ||
Походы | ||
6 | Свето- и цветотерапия | Обеспечение светового режима |
Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса | ||
7 | Музыкотерапия | Музыкальное оформление фона занятий |
Использование музыки в театральной деятельности | ||
8 | Физиотерапия | Кварцевание |
9 | симулирующая терапия | Лечебное смазывание носа оксолиновой мазью |
Витаминизация (третьего блюда) |
Комплексная программа « ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»
- Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
Методы и формы работы с родителями.
Методы и формы | Содержание |
Наглядно-информационные | Знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей (коллаж, фотографии, выставка детских работ, папки- передвижки, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов) . |
Информационно-аналитические | Общение с родителями, сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого- педагогической информации. |
Досуговые | Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями (совместные праздники, круглые столы с чаепитием) |
Информационно- ознакомительные | Нацелены преодоление поверхностных представлений о работе детского сада путем ознакомления родителей с учреждением, особенностями его работы и педагогами (дни открытых дверей) |
Педагогические беседы | Обмен мнениями по тому или иному вопросу. Беседа может быть как самостоятельной формой, ток и применяется в сочетании с другими (собрание, посещение семьи) |
Практикумы | Для выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций |
Тематические консультации | Помогают ответить на все вопросы, интересующие родителей побуждает родителей серьезно присматриваться к детям. |
Конференции | Открыто обсуждать проблему воспитания детей на разные темы, распространении с опытом воспитания, задумываться над тем, какими путями, их лучше воспитывать |
Познавательные | Викторины на разные темы «После чудес», «Устами младенца», ток- шоу, «Что? Где? Когда?» направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду, предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, для формирования у родителей практических навыков |
Наглядная пропаганда | Для оказания практической помощи семье: Семье: Уголок для родителей Разнообразные выставки Информационные листики Папки- передвижки |
Посещение семьи | Индивидуальная форма работы воспитателя с родителями обеспечивает знакомство с условиями жизни, интересами семьи. |
Перспективный план работы с родителями
во второй младшей группе «Смешарики»
на 2020 - 2021 учебный год
№ | Название мероприятия | Цель | Сроки |
1 | Консультации: «Адаптация», «Режим дня», «Наши занятия», «Развивающие занятия и мероприятия на удаленке» | Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к новой группе, воспитателям. | сентябрь |
2 | Родительское собрание: тема: «Приятно познакомиться!» через ЗООМ | Познакомить с задачами воспитательно- образовательного процесса, творческими проектами и планами на предстоящий учебный год. Создание родительского комитета. | сентябрь |
3 | Наглядная консультация "Особенности младших дошкольников" | Познакомить с особенностями детей трёх - четырёх лет. | сентябрь |
4 | Анкетирование: «О здоровье всерьёз» | Выяснить отношение родителей к закаливанию, познания в данном вопросе. | октябрь |
5 | Консультация : «Как не болеть в детском саду». | Познакомить родителей с проводимыми в группе и в саду закаливающими мероприятиями, дать рекомендации по закаливанию в домашних условиях. | октябрь |
6 | Фотовыставка «Моя мамочка» | Воспитывать любовь, уважение к матери. | ноябрь
|
7 | Родительское собрание «Речь младшего дошкольника» | Дать знания о важности развития речи, рекомендации по развитию речи в домашних условиях, эффективных приёмах. Заинтересовать родителей в вопросах совместного развития детей. Воспитывать активность родителей в групповых формах взаимодействия. | ноябрь |
8 | Индивидуальные беседы с родителями: «Кризис трёх лет» | Повышение знаний родителей по вопросам психологии ребёнка. | ноябрь |
9 | Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!» | Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода. | декабрь |
10 | Совместное с родителями и детьми оформление группы к новому году; | Развитие положительного общения между родителями группы и педагогами. | декабрь |
11 | Фото и видео отчет « Наш весёлый Новый год», «Зимние развлечения» | Воспитывать сплочённость группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями. | январь |
12 | Беседа с родителями: "Взаимосвязь мелкой моторики рук и развития речи ребёнка" Буклеты с комплексом пальчиковых игр «Играем дома» | Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи и мелкой моторики детей. | январь |
13 | Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы». | Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни. | январь |
14 | Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ». | Напомнить традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРВИ и ОРЗ. | февраль |
15 | Поздравительная газета для пап и дедушек. | Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам. | февраль |
16 | Индивидуальные беседы с родителями: «Какие игрушки нужны для ребёнка» Буклеты "Такие нужные игрушки" | Повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек; | февраль |
17 | Инструктаж по технике безопасности « Чем опасна оттепель на улице». | Ознакомить родителей с правилами поведения на улице во время гололедицы. | март |
18 | Поздравительная газета для мам и бабушек. | Воспитывать любовь и уважение детей к своим мамам, бабушкам. | март |
19 | Утренник ко Дню 8 Марта «Женский день». | Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. Способствовать дружескому общению родителей . | март |
20 | Совместное создание в группе огорода (посадка лука, укропа); | Развитие положительного общения между родителями группы и педагогами. | март |
21 | Консультация «Какие домашние дела могут делать дети 3 – 4 лет» | апрель | |
Повышение компетентности родителей в плане трудового воспитания детей | |||
22 | Выставка детско - родительских рисунков «Весна - красна!» | Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми; развитие умения любоваться результатом своих трудов на выставке. | апрель |
23 | Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей». | Предоставить родителям информацию об успехах детей на конец учебного года. | апрель |
24 | Анкетирование "Удовлетворённость организацией жизни детей в группе" | Получить информацию о мнении родителей по поводу организации воспитательно - образовательной деятельности в группе. | май |
25 | Наглядная консультация: «Как провести отпуск вместе с ребёнком» | Дать знания о важности активного отдыха ,совместных с родителями игр. | май |
26 | Буклет " Игры с ребёнком" | Познакомить с играми, которые можно организовать на отдыхе с ребёнком. | май |
Литература:
- Родительские собрания/ авт. – сост. Л.Е. Кыласова.- Волгоград: Учитель, 2013
- Детский сад и семья/ Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., исп и доп. – М.: Просвещение, 1986 г.
2.9Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (40%)
Региональный компонент
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родной республике через:
- Формирования любви к своей республике, улусу, селе, чувства гордости за него;
- Формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, почвах, растительном и животном мире);
- Формирование общих представлений о своеобразии природы Республики Саха (Я);
- Воспитание бережного отношения к природе
- Воспитания чувства патриотизма
Содержание
- Природа Якутии (географические, климатические особенности)
- Животный мир (рыбы, насекомые, птицы, звери) особенности их общения
- Культура и быт народа (быт, традиции, обычаи, игры ), праздники.
- Произведения устного народного творчества: сказки, фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки)
Решение задач по реализацию и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:
- Познавательная (природа Якутии, растительный и животный мир, культура и быт народа)
- Художественно-эстетическая (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народа)
- Физическая область (подвижные, национальные игры)
- Речевая область (произведения устного народного творчества народа)
- Социально-коммуникативная область (праздники, традиции и обычаи.
Художественно-эстетическая область
- Изобразительная деятельность.
- Цель курса предполагает:
- Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов(игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувства радости.
- Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности. Учить в рисовании, в лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета, движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции.
- Литература:
- Богатеева З.А.
- Занятия аппликацией в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1988
- Казакова Т.Г.
- Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Посоюбие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещзение5, 1985
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С.
- Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1982
3.1.Материально-техническая оснащенность группы.
№ | Социально – коммуникативная развивающая среда для самостоятельной, игровой познавательной деятельности детей. | Количество |
1. | Салон красоты | 1 |
2. | Медцентр | 1 |
3. | Автомастерская | 1 |
4. | Спорткомплекс | 1 |
5. | Кухня | 1 |
6. | Библиотека | 1 |
7. | Спальня | 1 |
8. | Строительный уголок | 1 |
9. | Мастерская | 1 |
10. | Музыкальный | 1 |
11. | Кукольный театр | 1 |
12. | Якутский уголок | 1 |
№ | Дидактические игры | Количество |
1. | Музыкальные инструменты | 4 |
2. | Транспорт | Комплект |
3. | Овощи – фрукты | Комплект |
4. | Спортивный инвентарь | 7 |
5. | Посуда | Комплект |
6. | Лесные животные | Набор |
7. | Животные жарких стран | Набор |
8. | Домашние животные | Набор |
9. | «Столярные инструменты» | Комлект |
Познавательное развитие
№ | Экологические | Количество |
1. | Лото. «Мир животных». | 1 |
2. | «Семья» | 1 |
3. | «Ребятам о зверятах» | 1 |
4. | «В зоопарке» | 1 |
5. | «Чей малыш» | 1 |
6. | Лото «Хочу все знать» | 1 |
7. | «Домино» | 2 |
8. | Деревянный вкладыш «Детеныши зверей» | 1 |
9. | Деревянный вкладыш «Фрукты» | 1 |
10. | Резиновые игрушки «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран» | Комплект |
№ | Развивающие и обучающие игры | Количество |
1. | Домики с геометрическими фигурами | 3 |
7. | Мягкий пазл из геометрических фигур | 1 |
8. | Мягкий паззл «Насекомые» | 1 |
9. | Пазл пластмассовый «Тигра» | 1 |
10. | Деревянные паззлы по сказкам | 3 |
11. | Деревянный паззл «Верблюд» | 1 |
12. | Пазлы «Насекомые», «Времена года», «Попугай Кеша» | 3 |
13. | «Ассоциации» | 1 |
14. | «Найди пару» | 1 |
15. | «Мой дом» | 1 |
16. | Пирамиды из геометрических фигур | 3 |
17. | Деревянный вкладыш «Профессии» | 1 |
Физическое развитие.
№ | Спортивные | Количество |
1. | «Спорт» | 1 |
№ | Сенсорные игры для развития моторики | Количество |
1. | «Мозаика» | 2 |
2. | «Строитель №4», «Деревянные разноцветные кубики» | Комплекты |
3. | «Лего – конструктор» | 1 |
4. | «Шнурочки» | 1 |
5. | Деревянный вкладыш со шнуровкой | 1 |
№ | Художественно – эстетические | Количество |
1. | Кубики по сказкам | 1 |
2. | Кукольный театр | Комплект |
3. | Музыкальные инструменты | Комплект |
4. | Мягкие кубики по сказкам | Комплект |
Младшая группа
Центр песка и воды- очень полезный для успокоения детей.
Центр природы – служит местом для саморазвития дошкольников. Где дети наблюдают за природой.
Отведены зоны для сюжетно- ролевых игр. « Парикмахерская», « Магазин», «Больница», «Кораблик», «Шофер»- атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у дошкольников желание играть.
Центр кукольного театра «Непоседы» - размещены ширма, маски сказочных персонажей, пальчиковый вид театра. Дети с радостью участвуют в постановках сказок.
Библиотека- островок тишины и спокойствия заманчиво и волшебно выглядит говорящая книжка, любимые сказки и рассказы, которые можно почитать детям.
Мастерская- предназначена для мальчиков. Здесь есть набор инструментов: клещи, отвертки, болты, гайки, молоток, пила, стамеска, дрель.
Центр сенсорики– любимое место детей, где много ярких, разных дидактических игр, пазлы разной формы, величины.
Строительный центр- в удобных ящиках размещены кубики, лего (мелкие, большие), конструкторы. Особенно мальчики всегда с удовольствием занимаются постройками.
Физкультурный центр - где находятся необходимые оборудования для улучшения двигательной активности детей.
Центр детского творчества - альбомы, краски, фломастеры, карандаши, пластилины, глины, ручки, тетрадки, мольберт
Примерное содержание наглядно- иллюстративного материала
Название | Использование | Группа |
Куклы в национальной одежде | Ознакомление с социальной действительностью, изодеятельность, развитие речи, ознакомление с бытом других народов | + |
Мягкие игрушки | Развитие речи изодеятельность | - |
Резиновые, пластмассовые фигурки людей, животные с детенышами | Развитие речи, изодеятельность, математика, музыка | + |
Посуда пластмассовая, деревянная | Ознакомление с социальной действительностью, развитие речи, ознакомление с искусством | + |
++Игрушка - забава заводные игрушки, с движущимися гостями | Развитие речи, изодеятельность, развлечения | + |
Игрушки, воспроизводящие железнодорожный, грузовой, водный, воздушный, пассажирский, сельскохозяйственный, строительный транспорт | Ознакомление с социальной действительностью, развитие речи, изодеятельность, конструирование, математика | + |
Овощи, фрукты грибы муляжи | Изодеятельность. Развитие речи, математика | + |
Народная игрушка дымковская, филимоновская, хохломская, гжельская. | Изодеятельность, ознакомление с искусством, оформление мини- музея игрушки | + |
Игрушки для обыгрывания построек | Игровая. Конструктивная деятельность | + |
Игрушки для кукольного театра(пальчиковый теневой, настольный) | Ознакомление с художественной литературой (досуги, театрализованная деятельность) | + |
Музыкальные инструменты и игрушки: гитара, бубен, барабан, погремушки, неваляшка, маракас, трещотка. | Ознакомление с социальной действительностью, развитие речи, музыка, изодеятельность | + |
Звуковые книжки | Музыкальное воспитание | + |
Юла- волчок | Развитие мелкой моторики | |
Настольно- печатные игры с разными дидактическими задачами | Закрепление знаний детей по 5 областям | + |
Набор дорожных знаков, ЖД вокзал, Центра развития | Ознакомление с социальной действительностью, ОБЖ, игровая деятельность | + |
Матрешки (раздаточные) и 3-10 местные | Математика, развитие сенсорики, развитие речи изодеятельность | + |
Пирамидки из 4-5 колец разных по размеру цвету | Математика развитие сенсорики, развитие речи, изодеятельность | + |
Пирамидки из 6-8 колец, окрашенных в основные цвета | Математика развитие сенсорики, развитие речи, изодеятельность | + |
Пирамидки архитектурные | + | |
Пирамидки из 8-12 разноцветных колей | Математика развитие сенсорики, развитие речи, изодеятельность | + |
Игрушки вкладыши полон разных форм | развитие сенсорики, развитие речи, | + |
Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста | Различение по величине, форме, цвету, объему | + |
Игрушки и пособия для диагностики детей раннего возраста | В соответствии с эпикризными сроками | + |
Строительные материалы (разные по размеру, составу, цвету) | Конструирование, игровая деятельность | + |
Шапочки, маски элементы костюмов и атрибутов для творческих игр | Театрализованная деятельность подвижные игры, игровая деятельность | + |
3.2.Организации режима пребывания детей в образовательном учреждении
Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на интегративных процессах: консолидации медика и педагогов; взаимодействии родителей, педагогов, медика и детей; интеграции разнокачественных функциональных систем общего и дополнительного образования с системой психолого-педагогической работы.
Модель организации режима пребывания детей в Учреждении составлен с учетом климатических условий и разделен на холодный и теплый период времени. В холодный период времени, когда температурный режим ниже -15 С и скорость ветра более 15 м/с (для ср.группы), для детей старшей группы ниже - 20 С и скорость ветра более 15 м/с прогулки и занятия физкультурой на открытом воздухе не проводятся, но решаются через подвижные игры, трудовую деятельность, профилактические мероприятия. Модели режима пребывания детей в разных возрастных группах отличаются временем, учитывая возрастные особенности детей.
Режим работы МБДОУ ЦРР – Д/с №19 «Василек» с 11-ти часовым пребыванием воспитанников с 7.45 до 18.45, с 5-и разовым питанием
(режим дня разработан на основе действующего СанПиН 2.4.1.3049-13).
Элементы режима дня | 2 – ая Младшая |
Приём детей, осмотр, самостоятельная деятельность | 7.45-8.30 |
Утренняя гимнастика | 8.15-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность (учитывая интервал между деятельностью 10 мин) | 9.00 – 9.15 9.25 - 9.40 |
2-й завтрак | 10.00-10.10 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность) | 10.00 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.00 – 12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Постепенный подъём, закаливающие процедуры, воздушная гимнастика | 15.00 – 15.15 |
Молочный полдник (молоко) | 15.15 |
Совместная деятельность с детьми (художественное творчество, проектная деятельность, музыка, познание, безопасность). Чтение художественной литературы | 15.30 – 15.45 |
Самостоятельная деятельность, игры | 15.45-17.05 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.05-17.35 |
Игры | 17.35-18.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 18.30 – 19.40 |
Дома | |
Прогулка совместно с родителями | 19.45-20.10 |
Подготовка к ужину. 2-ой ужин | 19.30-20.00 |
Спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-21.00 |
Ночной сон | 21.00-6.30 (7.00) |
Прогулки
Элементы режима дня | 2 – ая Младшая |
1 половина дня | 2ч00мин |
2 половина дня | 1ч 45 мин |
В семье | 45 мин |
4 ч30 мин |
Режим дня в летний период
В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок. (СанПин 2.4.1.3049-13)
Совместная и самостоятельная деятельность детей проводится на прогулке.
Элементы режима дня | 2 – ая Младшая |
Приём детей, осмотр, самостоятельная деятельность | 7.45-8.30 |
Утренняя гимнастика На прогулке | 8.15-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 9.00 |
Самостоятельная деятельность, игры | 9.00- 9.15 |
Совместная деятельность эстетически-оздоровительного цикла (учитывая интервал между деятельностью 10 мин) Возможно на прогулке. | 9.15- 9.30 |
Самостоятельная деятельность, игры (на прогулке) | 9.30 – 10.00 |
Культурно-гигиенические навыки 2-завтрак | 10.00-10.15 |
Прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10. 15– 12.00 |
Возвращение с прогулки. Культурно-гигиенические процедуры | 12.00-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Постепенный подъём, закаливающие процедуры, воздушная гимнастика | 15.00 – 15.30 |
Полдник | 15.30 – 15.35 |
Чтение художественной литературы | 15.35 – 15.45 |
Подготовка к прогулке, Прогулка, Совместная деятельность с детьми | 15.45 – 16.00 |
Подготовка к ужину, ужин. | 17.30-17.55 |
Самостоятельная деятельность, игры на прогулке. Уход домой. | 17.55- 19.45 |
ДОМА | |
Прогулка совместно с родителями | 19.45-20.20 |
Подготовка к ужину. 2-ой ужин | 19.30-20.00 |
Спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-21.00 |
Ночной сон | 21.00-6.30 (7.00) |
3.3 Модель организации жизнедеятельности детей.
Время про- ведения | Контингент детей | Виды деятельности | Педагогические позиции |
7.30- 8.25 | Постепенно все дети | Прием детей, индивидуальная коррекционная работа, проблемные ситуации, экспериментирование свободная деятельность, самостоятельная деятельность в центрах активности, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, зрительная гимнастика | Воспитатель |
8.25 – 9.00 | Вся группа | Завтрак. Утренний сбор. Мотивация к образовательной деятельности | Воспитатель |
9.00 – 10.30 | Подгруппы | Непосредственная образовательная деятельность или реализация проектной темы через различные виды детской деятельности. | Воспитатель |
10.30 – 12.00 | Подгруппы | Прогулка, игры, спортивные упражнения, экологические наблюдения, труд в природе, час двигательной активности | Воспитатель |
12.10- 13.00 | Вся группа | Совместная или самостоятельная деятельность детей в центрах активности Подготовка к обеду, обед, гигиенические процедуры (умывание, полоскание горла) | Воспитатель |
13.00 – 15.00 | Вся группа | Дневной сон | Воспитатель |
15.00 – 15.15 | Вся группа | Гимнастика после сна, закаливание, гимнастика для глаз | воспитатель, медсестра, |
15.20 – 15-40 | Вся группа | Полдник | Воспитатель |
IV часть.
Дополнительная литература:
- Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010 г.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989 г.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада – М.: Просвещение, 1981 г.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. Рук. Дет. садов. – 3-е изд.,М.: Просвещение, 1982 г.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
- Лучич М.В. Детям о природе: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2-е издание.- М.: Просвещение, 1989 г.
- Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007 г
- Фролов А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. – К.: Рад.Шк., 1989