Патриотическое воспитание

Шайдуллин Ришат Рафикович

Патриотическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МБОУ «Байлянгарская средняя школа»

Шайдуллин Ришат Рафикович

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Растим патриотов 

2016 год

Оглавление

Пояснительная записка

3

Введение

6

План проекта

9

Этапы реализации проекта

10

Механизм реализации проекта

11

План оценки проекта

12

Выводы

13

Список литературы

14

Пояснительная записка

 Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

    И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение.  Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

    Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы». В ней патриотическое воспитание рассматривается как нравственная основа формирования  активной жизненной позиции. Сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

   

Основные практические задачи решения проблемы:

  • формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
  • приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
  • создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;
  • воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
  • формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе.

На сегодняшний день  необходимо совершенствовать содержание, методы и технологии патриотического воспитания в школе, стремиться создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулировать социальную активность детей, ориентирующее эту деятельность на социально-нравственные ориентиры. 

Идея проекта: создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, обогащения и систематизации деятельности органов ученического самоуправления по формированию стремления к активному позитивному преобразованию жизненной позиции.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.И. Лутовинов и др.. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания,  можно выделить  группы методов, которые  представлены в  таблице:

№ п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

1

Методы формирования сознания личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера

Постановка школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании

2

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело,  метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки.

Важно демонстрировать значимость патриотической деятельности школьников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения

3

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Необходимо побуждать школьника  корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным.

Введение

     Государственная политика патриотического воспитания граждан приобретает  концептуально-программные и практические очертания. Первым шагом по ее реализации стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Концепция государственной системы патриотического воспитания учитывает кризисное состояние, в котором уже долгое время находится общественное и государственное дело воспитания подрастающих поколений. Статус воспитания упал до минимального уровня. Воспитательная ситуация приобрела черты деструктивной – свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране. Вмешательство государства в такую ситуацию выглядит не только оправданным, но и необходимым для выхода российского общества из глубокого морально-политического  кризиса, в котором оно оказалось в конце  XX века. Вместе с тем  патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания, поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.

Данный проект направлен на создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации ученического самоуправления по формированию патриотического и духовно-нравственного воспитания, стремления к активной жизненной позиции, готовности в общественно-политической жизни страны, вовлечению подростков в социально-полезную деятельность, поддержка деятельности молодежных объединений, значимых личностных  качеств у членов школьного сообщества.

Реализация проекта позволит дать учащимся  не только положительный опыт гражданской активности, но и научиться быть милосердными по отношению к окружающим их людям независимо от возраста, национальности, социального статуса. Вовлекая  в работу все большее число школьников, надеемся привлечь внимание взрослых к жизни одиноких людей, которым требуется помощь и забота.

Трудовые десанты у памятников воинам, концерты и акции в домах престарелых, больницах, детских домах; шефство над ветеранами войны и труда, вдовами воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, инвалидам, одиноким и престарелым людям - вот круг нашей деятельности.

Цель: повышение социальной активности, развитие добровольчества в молодежной среде.

Задачи:

1. Создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, способствующего развитию у подростков самосознания, которое помогает увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми. Формирование активной жизненной позиции.

2. Через систему мероприятий научить  детей  заботиться о других, приходить на помощь, как людям старшего поколения, так и младшего: ветеранам войны и труда, родственникам погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время через трудовую деятельность, акции милосердия.

3. Проведение трудовых десантов у памятников, воинских мемориалов;

4. Концерты и акции в домах престарелых;

6. Шефство над ветеранами войны и  труда, инвалидами и престарелыми людьми.

Целевая группа проекта: в первую очередь проект направлен на поддержку одиноких людей, которым необходимы забота и внимание, родственникам воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и в «горячих точках» в мирное время, ветеранам войны и труда, у которых близкие родственники живут далеко от  них, городу при благоустройстве памятников и мемориалов, а также учащимся школы, так как в процессе деятельности отряда милосердия, у них формируется активная жизненная позиция, готовность прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.

План проекта

Задача 1. Развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного сообщества к решению социально значимых проблем.

1.        Создание инициативной группы

2.        Выход на заседание школьного парламента с идеей проекта и конкретными предложениями по позитивному изменению облика школы и прилегающей территории.

3.        Широкое оповещение о социальном проекте:

а) проведение общешкольной линейки;

б) выступление на заседании родительского комитета школы.

4. Оформление заказа-предложения (предполагаемые изменения).

Задача 2. Формирование основ экономического, патриотического мышления и социальной активности школьников

1.        Согласование с учителями труда возможностей изготовить руками поделок для подарков ветеранам.

2.        Провести конкурс по сбору материалов о людях, нуждающихся в заботе отряда милосердия.

3.        Создать группу учащихся для посещения Совета ветеранов, Центра социальной помощи населению.

4.        Согласовать время проведения акций милосердия совместно с межведомственными организациями.

Задача 3. Организация деятельности отряда.

  1. Трудовые десанты у людей пожилого возраста, одиноких, инвалидов, ветеранов войны и труда.
  2. Поздравления к памятным датам (Новый год, День защитников Отечества,  8-марта, День Победы).
  3. Участие в акции ко Дню пожилого человека.
  4. Участие в акции ко дню ребенка « Дети-детям».
  5. Участие в акциях поминовения воинов, погибших в мирное время.
  6. Участие в акции « Помоги ближнему».
  7. Участие в акции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне.

 Задача 4.  Взаимодействие с общественными организациями.

  1. Советом ветеранов Кукморского района.
  2. Центром социальной помощи семье и детям.
  3. Отделением общественной организации «Молодая гвардия».

Задача 5. Сделать заботу о нуждающихся в помощи  предметом искренней заботы жителей района.

Обращение к родителям через информационный стенд, агитационные плакаты, через родительский комитет школы за помощью к нуждающимся в милосердии.

  1. Большой весенний субботник.
  2. Продолжение работ по оказанию помощи нуждающимся.

Задача 6. Организация выездов в дом временного пребывания (дом престарелых).

Этапы реализации проекта

Мероприятия    

Сроки

выполнения

1

1. Классный час

2. Поздравление учителей-ветеранов

1 сентября

(в рамках праздника

«День знаний»

2

Трудовые десанты у людей пожилого возраста, одиноких, инвалидов, ветеранов войны и труда

в течение года

3

Поздравления к памятным датам

(Новый год, День защитников Отечества,  8-марта, День Победы)

в течение года

4

Участие в акции ко Дню пожилого человека

1 октября

5

Участие в акциях поминовения воинов, погибших в мирное время

ноябрь-декабрь

6

Участие в акции «Помоги ближнему»

декабрь

7

Участие в акции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне.

май

Механизм реализации проекта

Основные этапы работы

1.Организационный

- анкетирование учащихся по выявлению основных направлений

   работы;

-  определение целей и задач;

- составление плана работы;

- выбор актива класса;

- выявление ветеранов и семей, нуждающихся в помощи;

                                   

                                    2. Внедренческий

- шефство над ветеранами войны и труда;

- трудовые десанты около памятников;

- концерты и акции в домах престарелых;

- поздравления к памятным датам;

- выступления с концертами в рамках акции «Память»;

- информация о своей работе на заседании общешкольного родительского комитета, заседании Совета школы.

                                  3. Представление результатов  деятельности

- анкетирование учащихся, родителей;

- оформление собранных материалов, копилки добрых дел для музейной комнаты;

- передача эстафеты младшим школьникам;

- транслирование опыта работы по проекту путем информирования через страницу школьного сайта;

- диалоговое общение с ветеранами ВОВ и труда, вдовами погибших во время ВОВ и мирное время в «горячих точках», направленное на развитие активного гражданского  самосознания, доброты и милосердия, что приведет к выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив.

План оценки проекта

В качестве критериев оценки будут использованы следующие:

1.        Достижение цели проекта - создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации ученического самоуправления по формированию стремления к активной жизненной позиции.

2.        Решение задач проекта – сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.

3.        Применение анкетирования. Составление рельефа класса, повышения уровня воспитанности школьников.

4.        Вовлечение  в работу семей  школьников и общественности города по оказанию помощи нуждающимся.

Для оценки будут использованы следующие методы:

•        Изучение данных мониторинга проекта

•        Обсуждение результатов на заседаниях школьного совета.

•        Анкетирование участников проекта, родителей школьников.

Выводы

Первоначально деятельность участников проекта состояла  в оказании помощи ветеранам войны и труда. Затем по инициативе ребят круг добрых дел стал расширяться. Увеличилось и число учеников класса, желающих заниматься милосердием. Ребята класса стали участниками долгосрочного социального проекта, который осуществляется третий год. У детей формируется важная жизненная позиция «Не опоздай делать добрые дела», они всегда готовы прийти на помощь. Расширился круг взаимодействия с социумом: Советом ветеранов войны и труда, центром социальной помощи населению, помощи семье и детям.

При реализации данного проекта повышается уровень воспитанности, патриотизма школьников (получение данных при проведении социологического опроса - анкетирование учащихся, родителей, учителей, общественности); наблюдается увеличение числа людей, охваченных заботой отряда милосердия.  Диалоговое общение с ветеранами ВОВ и труда, вдовами погибших во время ВОВ и мирное время в «горячих точках», направленное на развитие активного гражданского  самосознания, доброты и милосердия, что приведет к выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив.

Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность  выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.

Список литературы

1.  Л.Д. Кудрявцев Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000. 
2.  В.К. Левашов Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006. 
3.  В.Е Семенов 
Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007. 
4.  В.В. Гаврилюк Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Растим патриотов Шайдуллин Ришат Рафикович ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Кукмор 201 6 год

Слайд 3

Цель: повышение социальной активности, развитие добровольчества в молодежной среде Задачи:

Слайд 4

Механизм реализации проекта

Слайд 7

Выводы

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Государственная программа
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"

I. Введение

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (далее - ;Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

Программа имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Программа является продолжением государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.

Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.

 

II. Содержание проблемы и необходимость
продолжения ее решения программными методами

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Проводимая органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. В этой работе активное участие принимают представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания.

Бюджетные средства, выделенные на реализацию программных мероприятий в 2002 - 2004 годах в размере 114,999 млн. рублей, были направлены на решение неотложных задач патриотического воспитания.

Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.

В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы.

 

III. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

продолжить создание системы патриотического воспитания;

продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;

шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;

повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно приложению N 1.

 

IV. Основные направления реализации Программы

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений).

1. Совершенствование процесса патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности институтов государственной власти;

определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;

обогащение содержания патриотического воспитания;

развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;

воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в работе по патриотическому воспитанию;

повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания;

проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан Российской Федерации;

совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;

повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания.

2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания

Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:

продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;

разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;

разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;

разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации;

разработка модели реализации основных направлений деятельности институтов государственной власти по патриотическому воспитанию и ее апробация;

изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

3. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания

Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:

создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию;

активизация участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений), представителей творческой интеллигенции в военно-шефской работе, направленной на приобщение военнослужащих к богатствам российской и мировой культуры;

развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации.

4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:

создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации;

противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;

поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства;

содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;

обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.

5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании

В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:

издание пособий, организационных и методических рекомендаций по использованию государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании;

создание условий для расширения выпуска полиграфической продукции с изображением государственных символов России, обеспечение этой продукцией образовательных учреждений, учреждений культуры, воинских частей, общественных организаций (объединений), патриотических клубов и центров;

проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России;

организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.

 

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы институтов государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций (объединений), координации их деятельности.

Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:

разрабатывают ведомственные программы (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);

организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации ведомственных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают реализацию ведомственных программ.

Федеральные органы исполнительной власти - исполнители Программы разрабатывают свои ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их реализацию.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют следующие функции:

разрабатывают региональные программы патриотического воспитания с учетом особенностей каждого региона, организуют их реализацию;

проводят совместно с органами местного самоуправления мероприятия по привлечению общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического воспитания;

обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением средств внебюджетных источников.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом. В качестве структур, осуществляющих эти функции, в федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы. Для исполнения функций рабочего органа указанных советов создаются центры патриотического воспитания.

 

VI. Ресурсное обеспечение Программы

Ориентировочно общий объем финансирования Программы в 2006 - 2010 годах составит 497,8 млн. рублей, в том числе 378,05 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 119,75 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных, научных и других организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.

Средства федерального бюджета на реализацию Программы выделяются федеральным органам исполнительной власти и организациям согласно приложению N 2.

Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок федеральных органов исполнительной власти и организаций в установленном порядке.

Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти - исполнителей Программы, и предусматривается в их сметах.

Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов) согласно приложению N 3, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, участвующих в реализации Программы, в регулярных социологических опросах граждан.

Реализация Программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти, военной организации государства, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать укреплению государства, обеспечению безопасности его граждан.

Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.



Предварительный просмотр:

Программа

«Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации

на 2006 – 2010 годы»

в МБОУ «СОШ им Р.И Зарипова» с Байлянгар

Кукмор 2013

1. Введение

     Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» в МБОУ СОШ с.Байлянгар,  разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан РФ и с учетом предложений местных органов исполнительной власти.

     Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания учащихся как важнейшей ценности, одной из основных духовно – нравственного единства общества. Программа представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

     Программа является продолжением государственной программы

2. Цель и задачи программы.

       Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания , формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- продолжить создание системы патриотического воспитания.

- продолжить совершенствование нормативно правовой и организационно – методической базы патриотического воспитания.

- привлекать к участию в патриотическом воспитании районный военный комиссариат, отдел по делам молодежи и спорту, центр внешкольной работы, спорткомитет, администрацию района, РОВД , МЧС района.

- проводить организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма.

   Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно приложению №1.

3. Основные направления реализации программы.

  1. Совершенствование процесса патриотического воспитания.
  2. Развитие научно – теоретических и методических основ патриотического воспитания.

 3. Совершенствование нормативно правовой базы патриотического     воспитания.

  1. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

  1. Оценка эффективности реализации программы.

    Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса.

Широты охвата учащихся.

   Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления.

Приложение №1.

Мероприятия по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации» в МОУ СОШ с.Байлянгар на 2010-15г.

Наименование мероприятий

Исполнитель

Сроки исполнения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

  7.

     8.

 9.

 

  10.

   11.

  12.

  13.

  14.

 15.

  16.

 17.

  18.

 19.

 20.

 21.

 22.

  23.

 

 

Организация кружковой работы по военно - спортивной и краеведческой работе.

Участие в республиканских конкурсах:

А) «Лучший преподаватель дисциплины ОБЖ»

Б) «Лучшая материально- техническая база по дисциплине ОБЖ и ОВС»

В) «Лучший школьный музей»

Участие в районных, зональных, республиканских военно- спортивных играх: «Зарница», «Школа безопасности».

Участие в республиканском слете военно-патриотических клубов и объединений.

Участие в учебно-методических сборах преподавателей ОБЖ.

Участие в семинар - совещаний преподавателей ОБЖ.

Проведение мероприятий по воспитанию уважения к государственной и военной символике РФ и РТ.

Организация мероприятий посвященных 65 годовщине Победы в ВОВ.

Посещение высших военных

учебных заведений г. Казани.                        

Посещение музеев поисково-спасательной работы и музея МЧС в Казани.

Организация встреч учащихся с ветеранами войны и воинами запаса, ветеранами локальных войн.

Проведение мероприятий посвященных дням воинской славы и победным дням России.

Проведение месячника, посвященного Дню защитника Отечества.

Проведение « Дня защиты детей»

Проведение для учащихся 10 классов пятидневных военных сборов.

Укрепление учебно-материальной и методической базы в соответствии программами подготовки допризывной молодежи.

Выпуск информационно-пропагандистких бюллетеней, брошюр по патриотическому воспитанию.

Проведение анкетирования, опроса по вопросам патриотического воспитания.

Участие в районном конкурсе солдатской песни.

Участие в соревнованиях посвященных весеннему и осеннему призыву.

Уход за обелисками, памятниками, могилами погибших воинов.

Оказание шефской помощи инвалидам и участникам ВОВ, семьям погибших воинов.

Демонстрация видеопрограмм патриотического воспитания

Отбор юношей для поступления в высшие военные учебные заведения ВС РФ.

Администрация

Преподаватель ОБЖ

Преподаватель

ОБЖ

Учителя истории

Спорткомитет

школы, ЦВР, РВК

Преподаватель ОБЖ. ОДМС

Методкабинет РВК

Методкабинет

Администрация школы

Методкабинет, администрация школы

РВК, администрация школы

МЧС, адм. школы

Объединение «Юный патриот»

Администрация школы

Преподаватель ОБЖ

Преподаватель ОБЖ

РВК

администрация школы

Преподаватель ОБЖ,админ..

Администрация школы

Преподаватель ОБЖ

ОДМС, администрация

РВК, ОДМС

Администрация школы

Администрация школы

Методкабинет

Преподаватель ОБЖ

Преподаватель ОБЖ

РВК, админ. Гимназии.