Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 3 класса

Коренькова Елена Александровна

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnaya_matematika_3_klass.docx.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7» г. Смоленска

Программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

3  класс

                                                                       Составила: Коренькова Е.А.

                                                                       учитель начальных классов

                                                                       

г. Смоленск, 2018 г.


 

 I. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основании следующих документов:

  •  Учебного плана МБОУ Арбатская СОШ на 2016- 2017уч.год.
  • Авторской программы  учителя начальных классов  МОУ СОШ № 49

Злобиной Натальи Александровны

 

           Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по  направлению  общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

 Цель курса:   развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить  простейшие закономерности,  использовать догадку, строить  и  проверять  простейшие гипотезы;
  • формирование  пространственных  представлений  и  пространственного  воображения;
  • привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.
  • развитие памяти, личностной сферы.

 

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  познавательную  активность  учащихся, интерес  к  математики;
  • развивать  смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное  влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями  рассуждений, овладение элементарными  навыками исследовательской деятельности позволят  обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа рассчитана на учащихся 3 класса.  

 

 Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические  сказки.  

 Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий

  • Использование мультимедийных презентаций.  
  • Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях.
  • Использование электронных тренажеров .

Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ)  

Этнокультурный компонент (НРК) представлен задачами о птицах и животных Хакасии, хакасскими ребусами, загадками.

Формы проведения занятий

 В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры с мячом;

-работа с конструкторами;

- конкурсы знатоков;

-игровые занятия;

-игры-состязания, КВН.

-игра - соревнование.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе, в библиотеке, в кабинете математики, информатики.

Формы подведения итогов работы.

Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс  знатоков».  

Основные методы и технологии

  • информационно коммуникативные технологии;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  •  технология развивающего обучения.   
  • технология  разноуровневого обучения.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.


 II.  Планируемые результаты освоения программы

 Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит организация   парно-групповой работы.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).

          Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

 – выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

–   решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

 Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм  решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.  Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

III. Тематическое планирование.

На изучение курса «Математика для любознательных» в  3 классе отводится  34 часа,

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

1

10 мин.

30 мин.

2

Математика – это интересно.

1

10 мин.

30 мин.

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

15 мин.

25 мин.

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

15 мин.

25 мин.

5

Сообрази. Узнай цифру.

1

15 мин.

25 мин.

6

Путешествие   точки.              

1

15 мин.

25 мин.

7

Волшебная линейка

1

15мин.

25 мин.

8

Праздник числа 10

1

15 мин.

25 мин.

9

Семь чудес света

1

15 мин.

25 мин.

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

15 мин.

25 мин.

11

Разрезание  клетчатых фигур. Правило крайнего.

1

10 мин.

30 мин.

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

10 мин.

30мин.

13

Игры с кубиками

1

10 мин.

30мин.

14

Математическая викторина

1

15 мин.

25 мин.

15-16

Лего - конструкторы

2

15 мин.

25 мин.

17

Весёлая геометрия

1

15 мин.

25 мин.

18

Математическая карусель

1

15 мин.

25 мин.

19

Математическое путешествие

1

10 мин.

30 мин.

20

Уголки

1

10 мин.

30 мин.

21

Игра в магазин. Монеты.

1

10 мин.

30 мин.

22

Конкурс  Знатоков математики

1

15 мин.

25 мин.

23

Весёлые задания

1

15 мин.

25 мин.

24-25

Спичечный конструктор

2

15 мин.

25 мин.

26

Прятки с фигурами

1

10 мин.

30 мин.

27

Математический КВН

1

10 мин.

30 мин.

28

Математические игры

1

10 мин.

30 мин.

29

Математический аукцион

1

15 мин.

25 мин.

30

Игры с кубиками

1

15 мин.

25 мин.

31-32

Числовые головоломки

2

15 мин.

25 мин.

 

33

Час  весёлой математики

 

1

15 мин.

25 мин.

34

Конкурс знатоков

1

40 мин.

Итого

34 ч.

 

 IV. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Компьютер с мультимедийной установкой.
  2.  Раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки)
  3. Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике.


V. Календарно-тематическое планирование

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

По плану

Факт

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. НРК. Хакасский счет. Математические пирамиды.

1

математ.игры,

легенда,

 

фронтальная,

групповая

2

Математика – это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо»  на  игровом поле 3 *3 клетки).

1

математ.игры,

считалки

парная

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо  и справа  налево.

Игра «Не собьюсь!».

1

математ.игры,

ребусы

фронтальная,

парная

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично    заданным разбиением на части; без  заданного разбиения. Проверка  выполненной работы.

1

математ.игры считалки

индивдуальная

5

Сообрази. Узнай цифру.

Царство математики. Игра «узнай цифру».

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

6

Путешествие   точки.              

Построение рисунка (на листе в клетку)  в соответствии с заданной  последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы.  Построение собственного рисунка и описание его «шагов».  

1

математические    головоломки, занимательные задачи

фронтальная,

парная

7

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история    возникновения линейки.

1

математические    головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

8

Праздник числа 100

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

математ.игры,

индивдуальная

9

Семь чудес света

Это интересно. Игра  «Какой  ряд дружнее?

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с   частично заданным разбиением на части; без  заданного разбиения.  Составление многоугольников, представленных в уменьшенном   масштабе. Проверка выполненной работы.

1

математические    головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

11

Разрезание  клетчатых фигур. Правило крайнего.

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».

Решение задач НРК.

1

математ.игры,

парная

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 100 до 200). Числа от 100 до 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а  разбросаны по всей таблице.  

1

фронтальная,

парная

13

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

14

Математическая викторина

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения»,  «Сравнение прямой и кривой».

1

математ.игры,

индивдуальная

15

 

Лего - конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и  алгоритмами  построения конструкций.  

1

математ.игры,

парная

16

Лего - конструкторы

Выполнение постройки по  собственному  замыслу.

1

конструктор

фронтальная,

парная

17

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры.   Закономерности   в узорах.   Симметрия.   Фигуры,  имеющие одну и несколько осей симметрии.  

1

 Игры   «Крестики-нолики»,   «Крестики-нолики   на   бесконечной   доске»,      

фронтальная,

групповая

18

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические    головоломки. Занимательные задачи. НРК

1

математические    головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

19

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах.  1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –  вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы  к четырём раундам  записываются в таблицу.    

1

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры  с   набором   «Карточки-считалочки»

парная

20

Уголки

Составление фигур из  4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному  замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по  площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

 Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

парная

21

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 1000.

1

Весёлые задачи, ребусы.игры

фронтальная,

групповая

22

Конкурс  Знатоков математики

Игра «Кто хочет стать математиком?»       Решение олимпиадных задач  международного     конкурса  «Кенгуру».  

1

математ.игры,

индивдуальная

23

Весёлые задания

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.

1

Весёлые задачи, ребусы.

парная

24

 

Спичечный конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу.

1

математ.игры

фронтальная,

парная

25

Спичечный конструктор

Перекладывание  нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной  работы.

1

математ.игры

фронтальная,

групповая

26

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

1

Весёлые задачи, ребусы.

индивдуальная

27

Математический КВН

Групповая работа, игра – соревнование.

1

парная

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

29

Математический аукцион

Секреты задач. Решение нестандартных задач. НРК.

1

парная

30

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних  гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Взаимный контроль.  

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День  и ночь»

индивдуальная

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

групповая

 32

Числовые головоломки

Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

Весёлые задачи, ребусы

фронтальная,

парная

 33

Час  весёлой математики

 

Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос.

Работа в группах, оценивание подборки материала.

1

загадки, задачи, блиц – опрос.

парная

34

Конкурс знатоков

   

1

Весёлые задачи, ребусы. загадки, задачи, блиц – опрос.

индивдуальная

Всего

34 ч


 VI .  Список литературы.

 1.Доржиева Л.А, Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;

2.Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;

3.В.Волина « Праздник числа» М, 1995;

4.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;

5.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;

6.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993;

7.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;

8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;

9..Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.