Кружок "Наглядная геометрия" 3 класс

Коренькова Елена Александровна

Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе  предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление.  Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе  предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление.  Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Основными положениями программы являются:

  1. Преемственность с традиционным содержанием и построением курса математики в начальных классах в плане принципов отбора и последовательности базисных математических понятий, проведение в качестве основной арифметической линии и параллельно с ней геометрической пропедевтики.
  2. Включение в учебный процесс специально выстроенной системы содержательно-логических задач и заданий на базе изучаемого математического материала с добавлением дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, математических ребусов и др., что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, более осознанного и глубокого усвоения программного математического материала.

Построение блока содержательно-логических задач и заданий подчинено следующим основным требованиям:

  1. Каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов с постепенным переносом акцента с внимания и восприятия на воображение, память и мышление.
  2. Каждое задание несет математическое содержание не ниже программного уровня и может быть использовано на различных этапах обучения: при введении нового материала, его первичном закреплении, отработке, повторении, знакомстве учащихся с математическими методами познания действительности, обобщении, практическом и прикладном использовании математических заданий.
  3. Каждое задание представлено в интересной и доступной для детей младшего школьного возраста форме.

Систематическое выполнений задач и заданий содержательно-логического блока будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.

Учёные установили, что успешное владение геометрическими навыками и приемами   стимулирует  и  повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи  логики  и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа предусматривает развитие у детей  конструкторских способностей, нестан-дартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой дея-тельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с элементами геометрии  не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный  её характер .Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Цели изучения наглядной геометрии :

1) формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с  чертёжными инструментами (в частности, с использованием  циркуля, линейки)

2)  развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике ( с применением логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )

3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией

4) развитие у учащихся навыков решения  задач на построение.

Задачи обучения наглядной геометрии, связанные с 

1)обучением:

  1. развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»
  2. познакомить школьников с основными свойствами геометрии
  3. научить их приемам построения геометрических фигур
  4. формирование общеучебных умений и навыков
  5. прибретение знаний, умений и навыков работы с четрежами
  6. формирование умения применять теоретичекие знания на практике
  7. дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;

2) развитием:

  1. памяти, внимания, наблюдательности
  2. абстрактного и логического мышления
  3. творческого и рационального подхода к решению задач;

3 ) воспитанием

  1. настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
  2. умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога
  3. бережного отношения к школьному имуществу,
  4. навыков здорового образа жизни.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).   Количество детей в группе   до 20 человек.

Прогнозируемые результаты  

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с чертежными инструментами  и применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков  учащиеся будут уметь:

• осознавать потребность в дополнительной работе;

• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

• объединять предметы по общему признаку;

• различать целое и части;

 • составлять и исполнять несложные чертежи;

 • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при решении учебных задач и в повседневной жизни

• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Требования к обязательному уровню подготовки  

В процессе изучения обучаемому  предоставляется возможность:

  1. выяснить роль и место геометрии в жизни  человека
  2. получить первичное представление о геометрии
  3. научиться различать виды геометрических фигур
  4. познакомиться с названиями составных частей геометрических фигур
  5. познакомиться с основными  приемами  создания  геометрических объектов  
  6. узнать правила работы с геометрическими инструментами  и освоить их возможности;
  7.  получить представление о моделировании  

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собран-ности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе,  бережного отно-шения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры обще-ния, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

                   

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности учебной методики работы с детьми.

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных   игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с  инструментом.  

  При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста.

 Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.

Формы работы.

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  1. фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
  2. индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  3. групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.  

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент ( 1-2 мин )
  2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 8-10мин)
  3. Разбор нового материала. Выполнение  коллективных  заданий ( 10-15 мин )
  4. Физкультминутка (1-2 мин)
  5. Самостоятельная или индивидуальная работа ( 10-15 мин )
  6. Подведение итогов занятия ( 3 мин )

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название темы

Кол во час

Корректи ровка

1

Организационное занятие «Путешествие в мир математики».

1

2

Понятия «точка». «прямая», логические задачи.

1

3

Развитие внимания, логического мышления.

1

4

Понятия «отрезок», «луч».  

1

5

Задачи на увеличение, уменьшения числа на несколько единиц, развитие глазомера.

1

6- 7

Понятия «угол», «стороны угла», «вершина угла». Отношения «больше, меньше, равно», «равенства, неравенства».

2

8-9

Знакомство с разными видами углов.  

2

10

Развитие способностей обобщать, делать логически обоснованные выводы.

1

11

Повторение пройденных геометрических понятий, математические головоломки.

1

12

Развитие навыков математических доказательств.

1

13

Понятия «ломаная», «треугольник».  

1

14-15

Знакомство с разными видами треугольников. Математическая мозаика.

2

16-17

  Математические лабиринты.

2

18

Знакомство с равносторонним  и равнобедренным треугольниками.  

1

19

Развитие пространственного воображения

1

20

Знакомство с разными видами четырехугольников. Математические ребусы.

1

21-22

Знакомство с ромбом.  

2

23-24

Закрепление умения различать разные виды четырехугольников.  

2

25-26

Закрепление знаний учащихся о четырехугольниках. Развитие логики, воображения.

1

27

Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку.

1

28

Понятия «круг», «окружность». Развитие умения строить умозаключения, делать выводы.

1

29

Развитие пространственного воображения

1

30

Понятия «центр круга» (окружности), «радиус круга» (окружности).

1

31-32

Развитие навыков математических доказательств, умения делать выводы, обобщения.

2

33

Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку.

1

34

Заключительное занятие –  «Математика – волшебная страна».

1