Кружок "Наглядная геометрия" 3 класс
Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление. Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление. Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Основными положениями программы являются:
- Преемственность с традиционным содержанием и построением курса математики в начальных классах в плане принципов отбора и последовательности базисных математических понятий, проведение в качестве основной арифметической линии и параллельно с ней геометрической пропедевтики.
- Включение в учебный процесс специально выстроенной системы содержательно-логических задач и заданий на базе изучаемого математического материала с добавлением дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, математических ребусов и др., что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, более осознанного и глубокого усвоения программного математического материала.
Построение блока содержательно-логических задач и заданий подчинено следующим основным требованиям:
- Каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов с постепенным переносом акцента с внимания и восприятия на воображение, память и мышление.
- Каждое задание несет математическое содержание не ниже программного уровня и может быть использовано на различных этапах обучения: при введении нового материала, его первичном закреплении, отработке, повторении, знакомстве учащихся с математическими методами познания действительности, обобщении, практическом и прикладном использовании математических заданий.
- Каждое задание представлено в интересной и доступной для детей младшего школьного возраста форме.
Систематическое выполнений задач и заданий содержательно-логического блока будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.
Учёные установили, что успешное владение геометрическими навыками и приемами стимулирует и повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи логики и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей конструкторских способностей, нестан-дартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой дея-тельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с элементами геометрии не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный её характер .Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Цели изучения наглядной геометрии :
1) формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с чертёжными инструментами (в частности, с использованием циркуля, линейки)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике ( с применением логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией
4) развитие у учащихся навыков решения задач на построение.
Задачи обучения наглядной геометрии, связанные с
1)обучением:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»
- познакомить школьников с основными свойствами геометрии
- научить их приемам построения геометрических фигур
- формирование общеучебных умений и навыков
- прибретение знаний, умений и навыков работы с четрежами
- формирование умения применять теоретичекие знания на практике
- дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;
2) развитием:
- памяти, внимания, наблюдательности
- абстрактного и логического мышления
- творческого и рационального подхода к решению задач;
3 ) воспитанием
- настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
- бережного отношения к школьному имуществу,
- навыков здорового образа жизни.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе до 20 человек.
Прогнозируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с чертежными инструментами и применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков учащиеся будут уметь:
• осознавать потребность в дополнительной работе;
• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
• объединять предметы по общему признаку;
• различать целое и части;
• составлять и исполнять несложные чертежи;
• понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при решении учебных задач и в повседневной жизни
• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки
В процессе изучения обучаемому предоставляется возможность:
- выяснить роль и место геометрии в жизни человека
- получить первичное представление о геометрии
- научиться различать виды геометрических фигур
- познакомиться с названиями составных частей геометрических фигур
- познакомиться с основными приемами создания геометрических объектов
- узнать правила работы с геометрическими инструментами и освоить их возможности;
- получить представление о моделировании
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собран-ности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отно-шения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры обще-ния, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности учебной методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с инструментом.
При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент ( 1-2 мин )
- Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 8-10мин)
- Разбор нового материала. Выполнение коллективных заданий ( 10-15 мин )
- Физкультминутка (1-2 мин)
- Самостоятельная или индивидуальная работа ( 10-15 мин )
- Подведение итогов занятия ( 3 мин )
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы | Кол во час | Корректи ровка |
1 | Организационное занятие «Путешествие в мир математики». | 1 | ||
2 | Понятия «точка». «прямая», логические задачи. | 1 | ||
3 | Развитие внимания, логического мышления. | 1 | ||
4 | Понятия «отрезок», «луч». | 1 | ||
5 | Задачи на увеличение, уменьшения числа на несколько единиц, развитие глазомера. | 1 | ||
6- 7 | Понятия «угол», «стороны угла», «вершина угла». Отношения «больше, меньше, равно», «равенства, неравенства». | 2 | ||
8-9 | Знакомство с разными видами углов. | 2 | ||
10 | Развитие способностей обобщать, делать логически обоснованные выводы. | 1 | ||
11 | Повторение пройденных геометрических понятий, математические головоломки. | 1 | ||
12 | Развитие навыков математических доказательств. | 1 | ||
13 | Понятия «ломаная», «треугольник». | 1 | ||
14-15 | Знакомство с разными видами треугольников. Математическая мозаика. | 2 | ||
16-17 | Математические лабиринты. | 2 | ||
18 | Знакомство с равносторонним и равнобедренным треугольниками. | 1 | ||
19 | Развитие пространственного воображения | 1 | ||
20 | Знакомство с разными видами четырехугольников. Математические ребусы. | 1 | ||
21-22 | Знакомство с ромбом. | 2 | ||
23-24 | Закрепление умения различать разные виды четырехугольников. | 2 | ||
25-26 | Закрепление знаний учащихся о четырехугольниках. Развитие логики, воображения. | 1 | ||
27 | Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку. | 1 | ||
28 | Понятия «круг», «окружность». Развитие умения строить умозаключения, делать выводы. | 1 | ||
29 | Развитие пространственного воображения | 1 | ||
30 | Понятия «центр круга» (окружности), «радиус круга» (окружности). | 1 | ||
31-32 | Развитие навыков математических доказательств, умения делать выводы, обобщения. | 2 | ||
33 | Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку. | 1 | ||
34 | Заключительное занятие – «Математика – волшебная страна». | 1 |