Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация внеклассной работы
Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Люди стали задумываться о моральных ценностях, о преодолении того, что мешает продвижению вперед и дальнейшему становлению. На первый план выходит воспитание отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Формировать такое отношение к человеку нужно с детства. Вот почему система образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих детям возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. Чем больше дети общаются и реализуются в различных ситуациях, тем увереннее они себя ощущают в этом мире.
Педагогический коллектив и администрация нашей школы видит свою главную задачу в том, чтобы создать условия для развития каждого ребенка как свободной, ответственной и творческой личности. Мы идем по пути гуманизации образования и воспитания, используем вариативные образовательные программы и учебники, осваиваем современные образовательные технологии, выстраиваем систему внеурочной работы по предметам.
Дети от природы богато одарены, их сердца открыты для всего прекрасного. Учитель должен быть ваятелем, чутким и внимательным к тончайшим проявлениям их души. Только тогда он увидит, на что они способны. Чтобы эффективно использовать воспитательные возможности детского коллектива, определила систему организации внеклассной работы, основные задачи.
Цель:
Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности.
Задачи:
- формирование и развитие классного коллектива;
- формирование нравственных смысловых и духовных ориентиров;
- организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
- защита прав и интересов обучающихся;
- установление связи с семьей;
- организация социально-значимой, творческой деятельности;
- создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развитие каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности;
- формирование духовных ценностей, гражданской позиции учащихся, здорового образа жизни;
- воспитание любви и уважения к родине, народной культуре, культуре родного края;
- развитие нравственных, духовных, эстетических, патриотических качеств.
В построении воспитательной работы я опираюсь на документы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка, 1993г.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (которая гласит: «Школа – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди. Которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаться динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны»).
- Устав Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош.
В своей работе использую технологию «Педагогика сотрудничества», авторы которой являются педагоги-новаторы – С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Ж.Ж. Руссо.
В основе технологии лежат следующие принципы:
- Все дети талантливы.
- Плох не ребенок, плох его поступок.
- В каждом ребенке чудо, ожидай его.
Моя воспитательная работа основывается на направлениях воспитательной работы ОУ, которая работает по комплексной программе воспитания «Стать настоящим человеком», по теме «Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры через социально-педагогический комплекс».
Комплексная программа воспитания реализуется в системе подпрограмм:
- Мир русской культуры.
- Моя семья.
- Сохранение и укрепление здоровья.
- Мы дети своей отчизны.
- Патриотическое воспитание учащихся.
В классе 11 учеников, 6 мальчик и 5 девочек. Количество учащихся с полной семьей-10, неполная семья - 1. Все дети до школы не посещали детский сад (отсутствует) и воспитывались дома. На протяжении 4-х лет в классе 100% успеваемость, качество в среднем 71.4%. Коллектив работоспособный, ученики владеют навыками самостоятельного умственного труда. Дети с высоким познавательным потенциалом и активностью. Отличников -3, ударников – 5. Эти дети с нестандартным мышлением, с высоким уровнем общих и специальных способностей. В целом у коллектива есть потребность в творческой деятельности, дети способны подойти творчески к решению задач, поставленных перед ними. По результатам социометрии, цель, которой выявление межличностных отношений в классе: класс – дружный, организованный, сплоченный, дети готовы придти на помощь друг другу. Все учащиеся в классе приняты друг другом. Относятся к учителю как к носителю социальной нормы.
В классе создан орган самоуправления: староста класса, классный «Досуг», редколлегия, сектор учебы, физорг, санитарный сектор, экологический. Все дети имеют поручения.
Сегодня одна из проблем воспитания - свобода личности в коллективе, ее самореализации и автономии, даже при использовании коллективного творческого воспитания. Поэтому в классе распределение поручений всегда идет от желания детей, в воспитательный план работы включены мероприятии, которые охватывают интересы и потребности всех учеников.
Традиционные мероприятия в классе:
• День знаний (классный час);
• Новогодний праздник (конкурс газет, викторина, творческая мастерская, утренник, карнавал);
• День матери (мини – сочинения, концерт, конкурс рисунков, изготовление поделок);
• День защитников Отечества (классный час, конкурс рыцарей, КВН, смотр строя и песни);
• День 8 Марта ( концерт, конкурс «А ну-ка, девочки!», изготовление подарков, конкурс рисунков);
• День юмора (конкурс врунов, конкурс анекдотов, выпуск газет);
• День Победы (встреча с ветеранами, экскурсии, часы Памяти, митинг);
• День здоровья (соревнования, экскурсии, прогулки, эстафеты);
• Классные часы «Полезные навыки и привычки»;
• День именинника;
• Часы общения;
• Турниры-викторины.
В своей работе ищу пути возрождения интереса к народным традициям своей Родины, к национально-культурным традициям на основе их изучения и приобщения к ним своих воспитанников. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках «Широкая Масленица», «Святки-колядки», «Пасха», праздник Русской березки». Они осваивают и с удовольствием играют в народные игры «Гори – гори ясно», «Третий лишний», «Пятнашки».
Вовлечение родителей в совместную деятельность – это важнейший компонент, определяющий эффективность образовательной системы – сотрудничество: «ученики – учитель - родители». Мои родители - это мои помощники в организации классных мероприятий, классных собраний.
Классные собрания проходили в разных формах: лекции, беседы, дискуссии, тренинга.
Формы взаимодействия с родителями учащихся
В своей работе использую различные формы взаимодействия с родителями учащихся, так как успешное взаимодействие – это залог успеха в работе с классом. Приоритет отдаю традиционным формам работы: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещения на дому. Классные родительские собрания провожу не реже одного раза в четверть – это школа просвещения родителей, расширение их педагогического кругозора, демонстрация достигнутых ребенком успехов. Тематику и методику собраний подбираю при учете возрастных особенностей учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, с учетом целей и задач воспитания ОУ. Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда набираю новый класс. Готовясь к консультациям, определяю ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
- Особенности здоровья ребенка.
- Его увлечения, интересы.
- Предпочтения в общении в семье.
- Поведенческие реакции.
- Особенности характера.
- Мотивация учения.
- Моральные ценности.
В ходе индивидуальной консультации использую анкету «Мой ребенок», которую заполняю совместно с родителями.
Анкета «Мой ребенок»
Когда он родился, то __________________
Самым интересным в первые годы жизни в нем было ____________
О здоровье можно сказать следующее __________
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы ________
Его отношение к школе было _____________
Трудности воспитания связаны с _____________
Хотелось бы, чтобы педагог обратил внимание на _____________
100% -ный охват учащихся внеурочной у досуговой деятельности.
ДО ОУ «Мы слушаем мир» - 7 человек.
ДО ОУ «Мир оригами» - 7 человек.
Музыкальную школу/ С. 2-я Гавриловка Гавриловского района – 1человек.
Результаты развития
Анализ образовательных результатов и результатов развития учащихся показал положительную динамику по всем критериям.
Класс | Кол-во уч-ся | Результаты развития | ||||||||
Навыки чтения | Устной речи | Письменной речи | ||||||||
Количество учащихся с положительной (П), отрицательной (ОТ), стабильной (С) динамикой | ||||||||||
П | ОТ | С | П | ОТ | С | П | ОТ | С | ||
2 | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 |
3 | 7 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 |
4 | 6 | 5 | 0 | 5 | 5 | 1 | 5 | 5 | 1 | 5 |
Ученики являются активными участниками в областных, районных конкурсах детского творчества. Награждены дипломами участников Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2011, 2013 года). Диплом за 1 в муниципальном этапе и 3 место в региональном этапе Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества в номинации «Литературоведение». Диплом (1 место) творческого экологического конкурса «Моя Земля». Диплом (2 место) районного конкурса творческих работ среди обучающихся школ района, посвященного дню рождения героя Советского Союза З.А.Космодемьянской в номинации «Конкурс рисунков». Диплом за 1 место районного конкурса одаренных детей «Гавриловские искорки» в номинации «Выразительное чтение». Сертификат победителя регионального международного фестиваля «Детство без границ». Сертификат за 1 место Общероссийского конкурса «Русская изба». Диплом за 1 место муниципального этапа Областного научно-познавательного конкурса «Микромир».
Целенаправленная работа подтверждается стабильной успеваемостью, что подтверждается также, когда дети учатся в среднем звене.
Вижу в каждом ребенке личность, поэтому, развивая коллектив, использую личностно-ориентировочную педагогику, изучаю личностные особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход – методологическая ориентация в моей педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий. Идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, становление его индивидуальности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
3 3 Социальные и моральные вызовы школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения Рост национализма Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения
4 4 Стратегия 2020 Главная цель Новое качество жизни Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан
5 5 Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности
6 6 Информационная революция Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной базы Дистанционность, мобильность и интерактивность Формирование социальных образовательных сетей и сообществ
7 7 Человек ХХ I века Ориентированность на знания и использование новых технологий Активное стремление расширить жизненный горизонт Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего Активное финансовое поведение Здоровый и безопасный образ жизни Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации 7 7
8 Особенности стандарта 8
9 9 Основы школьного стандарта Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
10 10 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности
11 11 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество
12 12 Базовые национальные ценности российского общества Определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации 12 12
13 13 Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
14 14 Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников Формирование у обучающихся: Личностной культуры Семейной культуры Социальной культуры
15 15 Личностная культура Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
16 16 Семейная культура Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
17 17 Социальная культура Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию
18 18 Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России – педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством принятия ею ценностей: семейной жизни культурно-регионального сообщества культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий российской гражданской нации мирового сообщества
19 19 Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников Сформированность идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества Рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям
20 Изменения в воспитательной практике: -смена ценностных ориентиров перенос акцентов в целях системы образования определена ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации расширение границ сфер реализации воспитательных практик полноценная и последовательная идентификация обучающегося с семьёй, культурно ‑ региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом новые характеристики образовательного пространства определены основы нравственного уклада жизни содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей новые подходы к воспитанию: аксиологический, системно - деятельностный, развивающий - соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией; - воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням
21 21 Российский Учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Квалифицированный пользователь ИКТ
22 ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
23 Нормативно – правовая и документальная основа программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования : -Закон Российской Федерации «Об образовании», -Стандарт, -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
24 Программа разрабатывается с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса Программа конкретизирует задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
25 Структура программы 1.Цель и задачи духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 4. Содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся 5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся