УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ 2017 конкурсное задание "Методический семинар"
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию с описанием моего педагогического опыта (с пояснительной запиской и приложением)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.pptx | 2.06 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 104.5 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 983.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Визитная карточка Ф.И.О.: Желонкина Анна Вадимовна Должность: учитель математики МБОУ Роженцовской СШ Образование: высшее Окончила ГОУ ВПО НГПУ по специальности учитель математики Общий стаж работы: 6 лет Категория: 1 Е- mail : Zhel-Anna.ya@yandex.ru Педагогическое кредо: Удивить, увлечь , а потом – научить .
Задачи : показать через применение в своей педагогической деятельности методов и приемов данной инновационной технологии возможность более эффективного изучения школьниками предмета математики на разных ступенях обучения. Цель методического семинара: предоставление опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики, через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Условия формирования педагогического опыта Научно – исследовательские условия: Изучение работ психологов: С. Л. Рубинштейна, И. С. Якиманской , М. Н. Скаткина , А.А. Окунева Педагогов : Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж.Дьюи К.Д. Ушинского, Щукиной Г.И. Методические условия: Концепция развивающего обучения примерные программы по предмету индивидуальная программа самообразования курсовая подготовки НИРО Организационно – педагогические условия: Работа в должности учителя Организация внеурочной деятельности по предмету Участие в РМО, ШМО учителей математики Публикации в сети Интернет
Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики Требования ФГОС – достижение учащимся трёх видов результатов: личностных, метапредметных , предметных. Коммуникативная компетентность – один из основных метапредметных результатов. Ученик - живой участник образовательного процесса Урок – основа реализации стандарта
Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.
Разные интеллектуальные возможности и психологические особенности учащихся Единые программные требования , обусловленные ФГОС Невысокая познавательная активность учащихся Общество требует выпускника, «умеющего учиться» Низкое качество знаний Социальный заказ на выпускника, обладающего прочными знаниями Проблема : утрата познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности ухудшение успеваемости Актуальность опыта
Основные проблемы низкого познавательного интереса учащихся
« Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения» К.Д.Ушинский «… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность» Я.А.Каменский Теоретическое обоснование «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял» Ж .Ж.Руссо. «Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей» И.Г.Песталоцци «Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает» С.Л. Рубинштейн Активизация познавательной деятельности - система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Условия формирования познавательной активности содержание урока организация урока Содержание учебного материала: новизна практическая значимость историзм
2 . Организация познавательной деятельности учащихся: использование различных форм уроков и методов образовательной деятельности; формы контроля знаний , самостоятельной работы учащихся; самоконтроля , взаимоконтроля, исключающие эффект «привыкания» использование различных стилей общения между учащимися, позиций, ролей; применение ИКТ
Формы и методы формирования интереса Познавательные игры Занимательные задания Наглядный материал задачи-фокусы, математические эстафеты, Математические игры:« Что?Где ? Когда? Счастливая 7, Исторические страницы математики математический квн Соревнование художников Памятки, опорные сигналы, таблицы, модели и схемы для выполнения практических работ и решения текстовых задач Работа с учебником историческая задача карточки -задания ребусы, кроссворды графический диктант цепочка вычислений, Приём Знаю../Хочу узнать…/Узнал… восстанови… найди ошибку, закодированное слово практическая задача
Нетрадиционные уроки урок -консультация урок – игра, урок – путешествие урок – соревнование урок – сказка урок проблемного обучения урок-проект
Применение ИКТ
\ Внеурочная деятельность - предметные недели; -внеклассные мероприятия; -школьные олимпиады; -индивидуальная работа с одаренными детьми ; - математические минутки
Результативность педагогического опыта МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (по Андреевой А.Д.)
Участие в олимпиадах и проектно-исследовательских конкурсах
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты дата мероприятие Школьный уровень Ноябрь 2015 г.,2016 г. Предметные недели Ноябрь 2015 г., 2016 г. Школьные олимпиады Муниципальный уровень 20 декабря 2011 г. Участие в районном молодежном форуме «Время жить в России» 18 февраля 2011 г. Выступление на межрайонном семинаре «Использование инновационных технологий в образовательном процессе» - открытый урок по теме «Действия с обыкновенными дробями» декабря 2015 г. Выступление на РМО учителей информатики с открытым уроком по теме: «Основные устройства компьютера и их функции» 29 февраля 2016 г. Выступление на РМО учителей математики с открытым уроком по теме: «Смешанные числа» Региональный уровень 2015, 2016 гг. Публикация своих разработок на образовательных порталах
Список использованной литературы Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.- С.142.Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов , Г. В. Бурменская , И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова . — М. : Просвещение, 2010. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. М. Вентана – Граф 2008г. с.11 Формирование универсальных учебных действий. Пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова – М., 2011 Шамова Т.И. Активизация учения школьников, М., 1982 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979 Щукина Г.И.. Роль деятельности в учебном процессе . – М. : Педагогика, 1988. Якиманская И. С. Развивающее обучение. –М.: Педагогика. 1979.
Предварительный просмотр:
Желонкина А.В.,
Нижегородская область,
Шарангский муниципальный район
Адрес сайта http://nsportal.ru/anna-vadimovna-zhelonkina
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я – учитель математики с педагогическим стажем 4 года. Помимо уроков организую внеурочную деятельность, участвую в ШМО и РМО учителей математики, периодически публикую свои работы в сети Интернет. В работе руководствуюсь ФГОСами, планом по самообразованию, прошла курсовую подготовку по теории и методике преподавания математики в рамках ФГОС.
Педагогическое кредо: Удивить, увлечь, а потом научить!
Тема моего методического семинара: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время». Сл. 1,2
Целью данной методической разработки является представление опыта работы по указанной теме.
Задачи: показать через применение методов и приемов данной инновационной технологии возможность более эффективного изучения школьниками предмета математики на разных ступенях обучения. Сл.3
Условия становление педагогического опыта представлено на Сл.4
Описание опыта
Каждый день жизнь сталкивает нас с проблемами, ставит перед нами какие-то задачи. От умения эффективно их решать зависит качество жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому хочется, чтобы мои ученики обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации. Кажется, что нет такой науки, кроме жизненного опыта, которая бы этому учила. Но это не так. Как учителю мне понятно, что математика уже сама по себе открывает огромные просторы для развития аналитического, логического и творческого мышления.
В свете введения новых образовательных стандартов системно-деятельностный подход является одним из направлений обновления образования в России. Важным теперь становится вопрос не «Что?», а «Как?», а акцент в преподавании перемещается с аспекта знаниевого на деятельностный с целью формирования математических компетенций. Меняется роль учителя в образовательном процессе. Он теперь не дает знания в готовом виде, а «сопровождает» учеников в процессе добывания знаний. Как следствие, ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Сл. 5 Меняется и схема урока. Сл. 6
Тема семинара выбрана мною не случайно. Актуальность выбранной темы обусловлена рядом педагогических противоречий:
- новые федеральные образовательные стандарты выдвигают единые программные требования по предмету, но в классах учащиеся все отличаются по уровню интеллектуальных способностей;
- имеется социальный заказ на выпускника, умеющего учиться, но при этом наблюдается крайне низкая познавательная активность учащихся на уроках математики;
- общество ждет выпускников с прочными знаниями, но имеем низкое качество знаний учащихся. Сл. 7
Возникает проблема утраты познавательного интереса к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Причин тому много, но основные, на мой взгляд, следующие: сложности с понимание и запоминанием материала (так называемая «клиповая память»), большое количество необходимой к запоминанию информации; в некоторых случаях - отсутствие контроля со стороны родителей; но более того оказывает влияние индустрия развлечений (компьютеры, смартфоны, планшеты и др.). Сл. 8
Возникают вопросы: как разрешить эти противоречия? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в них стремление работать над собой, стремление к творческому познанию математики?
Становление моего опыта происходит на основе теорий великих педагогов и психологов, занимавшихся проблемой развития познавательной активности в различные времена, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Руссо Ж-Ж , С. Л. Рубинштейн, Щукина Г. И. Они определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Сл.9
В работе опираюсь на Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков А.А.Окунева, идея в том, что:
движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые ставим перед учениками, и их знаниями, умениями;
принцип интереса - новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка. Видя в интересе основную движущую силу познания, К.Д.Ушинский подчеркивал, что «… учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Интересный урок можно создать за счет следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Как говорил Д. Пойа «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». То есть от мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.
Обзор методической литературы помог отобрать и структурировать методы и приемы, которые могут стать теми «крючками интереса» учащихся к предмету.
Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Поэтому в своей работе я прилагаю большие усилия, чтобы заинтересовать учеников предметом математики через содержание учебного материала (новизна, практическая значимость и историзм), а так же организацию образовательной деятельности в соответствии с системно - деятельностным подходом. Сл. 10
Новизна заключается в открытии совершенно новых для учащихся знаний. В ходе опроса выяснилось, что наиболее интересными для них с точки зрения новизны содержания учебного материала, стали темы обыкновенные и десятичные дроби, проценты, среднее арифметическое, координатная плоскость, сечение и другие.
Практическую значимость стараюсь показывать на примерах задач, связанных с жизненным опытом, чтобы ребята почувствовали необходимость изучения данного вопроса или проблемы. Например, прежде чем ввести понятие смешанного числа, предлагаю ребятам поработать в парах с практической задачей - разделить три яблока между двумя детьми. Приложение 1. Либо прошу привести примеры из жизни, где можно встретить то или иное математическое понятие. Например, «Где в жизни используют проценты?», приведите пример симметрии в природе, архитектуре и др. Для привития интереса к решению задач использую задачи с биологическим, географическим, историческим, литературным, экономическим, бытовым, сказочным сюжетом, например: Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку. Например, жизнь Софьи Ковалевской, Леонарда Эйлера, их духовный и нравственный облик оказывает большое воспитательное влияние на ребят. Через рассказы о нематематической деятельности великих математиков привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим и культурным ценностям. Обычно, при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. Например, конус в переводе с латинского означает сосновая шишка, цилиндр с латинского - валик, каток. Больший интерес у учащихся вызывают следующего рода задания, например, при изучении темы «Окружность и круг» в 5 классе сообщаю, что с латинского радиус - это спица колеса и предлагаю нарисовать радиус окружности.
Чтобы показать, что математика-это уникальное средство познания красоты, использую занимательные задания, связанные с другими предметами, например музыка, биология, география и др., исторические задачи, карточки – задания, ребусы, кроссворды. Помня слова К. Гауса, что математика наука для глаз, а не для ушей, использую наглядный материал, в том числе изготовленный самими учащимися. Для активизации интереса на отдельных этапах урока можно применять такие приемы, как - мозговой штурм (метод проблемного обучения), смысл которого отражен в русской пословице «Одна голова – хорошо, а две лучше», графический диктант (контроль знаний), цепочка вычислений (актуализация знаний), Приём Знаю../Хочу узнать…/Узнал…,(мотивация на изучение темы), восстанови пропущенное (этап закрепления) найди ошибку (этап актуализации знаний), закодированное слово (формулировка темы урока), практическая задача (открытие новых знаний) и др. Сл.11
Среди различных способов активизации познавательной деятельности еще одним из эффективных считаю дидактические игры. Это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и развивает у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли, способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство взаимопомощи. Их, как правило, удается использовать во внеурочной деятельности. Активизируют познавательный интерес предметные недели, классные часы, математические минутки и другие формы внеклассной работы.
Остановлюсь чуть подробнее на таком приеме, как работа с учебником. Ведь одна из современных проблем детей – неумение читать.
Как говорил К. Ушинский «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». Это эффективное средство закрепления материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания начинаю с 5 – го класса, так, как ученики начальной школы не имеют привычки работать с материалом учебника, а уже в 5 классе учебник содержит много теоретического материала, над которым нужно работать, возбудить желание читать. Использую на уроке, если есть время и в качестве домашнего задания следующие:
- найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
- прошу объяснить значение тех или иных слов;
- сколько раз в тексте встречается слово (например, дробь, сложение), всегда ли в одном и том же значении, что еще оно может обозначать;
- найти определение некоторых терминов, правил;
- конкурс на самое точное и краткое определение.
Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств стимулирования учебной работы. Сл. 12
Еще одним из таких приемов является проведение нетрадиционных уроков – это уроки-сказки, уроки-путешествия, диспуты, соревнования, турниры, интегрированные уроки. Уроки такого характера формируют положительные мотивацию и отношение школьников к учебной деятельности, развивают их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов, потребность в самообразовании, а также стимулирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся, повышают эффективность обучения. Например, интегрированные уроки «Алгоритм вычисления производной сложной функции», 10 класс (алгебра + информатика), «Десятичные дроби и действия над ними», 5 класс (математика + экология) и т.д. Сл.13
В программе по математике указано, что математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную жизнь. Поэтому считаю важным вопрос осуществления межпредметных связей, что способствует повышению познавательного интереса. На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.
Например: 1. «На земном шаре обитают птицы - безошибочные составители прогноза погоды на лето. Если вы правильно решите примеры, записанные на доске, то вы узнаете одну из них». Замените частные буквами, и вы узнаете такую птицу. (Фламинго из песка строят гнёзда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то более низкими).
2.Решая примеры и располагая ответы примеров в порядке возрастания, вы получите название города, единственного в своем роде, другого такого нет на свете. Он стоит в море, на 118 островах, расположенных в 4 км от суши. В этом городе нет автобусов, троллейбусов, а средством передвижения являются речные трамваи – катера и гондолы (Венеция). И другие задачи.
Применение мультимедийных интерактивных пособий позволяет за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Сл.14
В описании опыта, мною предложены те приемы, которые я с успехом применяю на своих уроках, а также во внеурочной деятельности. Сл.15
Работа по активизации познавательной деятельности дает определенные позитивные результаты. Анализ знаний учащихся за три последних года показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет. По итогам мотивационной диагностики преобладающими стали продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. Больше стало ребят, участвующих в предметных олимпиадах и проектно-исследовательских работах. Сл.16, 17
В заключении хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум «свежим», а человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя - убедить в этом учеников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая задача Город- герой Ленинград Три года жители города находились в блокадном кольце немецких захватчиков. В течение этого времени у жителей не было пищи, воды, электричества, но жители города были сильны духом и верили в нашу Победу. Продовольствие в осажденный город везли по Ладожскому озеру, которое стали называть «дорогой жизни» Задача. «Зимой 1942 года партизанами Воронежской области было собрано 222 подводы с хлебом, мясом, маслом для освобожденных ленинградцев. Какова масса всего груза, если вес продовольствия одной подводы 220,5 кг»
140:2 = 100 1 30 120 560 1000 101 +50 :4 -29 70 Х 8 +440 :10 +
Фронтальная устная работа а) Проведи экспертизу (решения с ошибками записаны на доске, учащиеся находят ошибку, указывают правильный ответ и обосновывают свой ответ) 1) 38,262 : 100 = 3 826,2; 2) 845,001 ∙ 1000 = 0,845001; 3) 7,112 : 10 =71,12; 4) х ∙ 100 = 68,02, х = 68,02 ∙ 100, х = 6802. б) Найди правило, по которому записан каждый ряд чисел. Назови в каждом ряду еще три числа по тому же правилу: 0,123; 1,23; 12,3 … 38435,8; 384,358; 3,84358; … 0,6; 0,12; 0,024; 0,0048; … в) Восстановить пропущенные запятые, чтобы получилось верное равенство (на магнитной доске прикреплены: лист с верным решением примера на умножение натуральных чисел, листы с заданиями). Учащиеся по очереди с помощью красного фломастера расставляют запятые в примерах и обосновывают правильность постановки запятой. 782 ∙ 156 = 121992; а) 78,2 ∙ 156 = 121992; б) 78,2 ∙ 0,156 = 121992; в) 0,782 ∙ 1,56 = 121992; г) 7,82 ∙ 156 = 121992.
… числа Называются … Если они отличаются Только … Восстанови текст определения
схемы
Заполните пропуски в тексте Подсказка Народы России говорят более чем на …. языках и диалектах Найдите число, если 0,5 его равна 50 В России насчитывается около …….. тысяч организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству Найдите 2/3 от 6 3 советских и …… российский фильм получили премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке» Найдите число, если четверть его равна 0,25 Начиная с Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года и по сегодняшний день, советские, а позже российские спортсмены никогда не опускались ниже …….места в общем медальном зачёте среди всех стран мира на летних Олимпийских играх. Найдите 3/4 от 4 Карточки – задания
Устный счет: «Расшифруй слово». На доске записаны упражнения. Рядом с каждым упражнением – буква-код. Ниже упражнений на доске – таблица. Выполняя упражнения, учащиеся должны соотнести букву-код с числом в таблице. Ж 3,7 ∙ 10 = М 7,02 ∙ 10 = У 0,067 ∙ 1000 = Н 0,08 ∙ 10 = О 34,06 ∙ 0,1 = Н 123,1 ∙ 10 = Е 0,34 ∙ 100 = И 0,034 ∙ 10 = Е 0,037 ∙ 10 = В результате выполнения упражнений, получилось слово «умножение». Таким образом учащиеся сами называют тему урока.