конкурс "Воспитатель года 2018"

Гусева Светлана Константиновна

Здесь опубликованы  материалы, представленные на конкурсе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта участника

регионального этапа

Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России»

1. Общие сведения

ФИО

Гусева Светлана Константиновна

Дата рождения (день, месяц, год)

20 июня 1975 года

Адреса в Интернете (сайт, блог   т. д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

https://sg152300.wixsite.com/sveta 

2. Работа

Место работы (наименование образовательной организации в соответствии со Свидетельством о гос. аккредитации)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского муниципального района

Занимаемая должность

воспитатель

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

Трудовой стаж работы:  24 г. 6 мес.

Педагогический стаж работы: 10 лет

Аттестационная категория

I квалификационная категория

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

3. Образование

Название, год окончания учреждения профессионального образования, факультет

Рыбинский педагогический колледж Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского,  1998 г., дошкольное образование

Специальность, квалификация по диплому

 дошкольное образование

Ученая степень

Название диссертационной работы (работ)

Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги)

Публикация на сайте uchiteljam.ru: презентация со-бытия «Что такое 7+Я?» https://uchiteljam.ru//publikacii/doo/12257 

Статья «Мастер-класс по изготовлению игрушки «Капитошка» в сетевом издании «Солнечный свет» сборника статей Международного педагогического портала.

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Председатель комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МДОУ «Детский сад №4 «Буратино» с 2015г.

Участие в деятельности управляющего (школьного) совета

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

5. Досуг

Хобби

Нетрадиционные техники художественного творчества

Спортивные увлечения

Туризм

Таланты

Творческая деятельность, вязание, садоводчество

6. Контакты

Мобильный телефон

8(909)2787781

Электронная почта

sg152300@gmail.com 

Материалы для размещения на сайте Конкурса

Ваше педагогическое кредо, девиз

Мое педагогическое кредо: «Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми»  Оскар Уайльд.

Мой девиз: «Воспитывать - значит творить, то есть сжимать свое сердце и всякий раз искать, думать, сравнивать, переживать, волноваться»

Почему вам нравится работать в дошкольном образовательном учреждении?

Работая воспитателем, у меня есть возможность быть ребенком в любом возрасте, дарить радость и любовь детям, ставшими своими, родными.

Конечно, мою профессию не назовешь легкой. Она, порой, забирает все силы, но придя на работу и увидев глаза моих малышей, я как будто получаю новый заряд, открывается второе дыхание, здесь забываются все огорчения и обиды. Работа воспитателя позволяет примерить на себя множество ролей: учителя, артиста, зрителя, слушателя, партнера, ее никогда не назовешь рутинной. Она требует море терпения, сострадания, но также дает ощущение вечной молодости!

Профессиональные и личностные ценности, наиболее вам близкие

Профессиональная компетентность, творческий подход, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, ответственность, честность и порядочность, пунктуальность, исполнительность, умение работать в команде, оптимизм.

Интересные сведения об участнике конкурса, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов).  

Творческий педагог, нахожусь в постоянном самосовершенствовании, умею внедрять новые технологии в обучение и воспитание дошкольников, организовываю интересные занятия, развлечения, детско-родительские досуги. Систематически повышаю свое педагогическое мастерство, активно участвую в методической работе детского сада. Для успешного осуществления образовательного процесса в группе создаю и постоянно совершенствую предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Особое внимание я уделяю формированию у детей навыков здорового образа жизни, так как считаю, что здоровье ребенка —  основа его развития.

Опыт своей работы презентую на личном сайте, на страницах образовательных порталов МААМ и «Социальная сеть работников образования». Участвую в интернет-конкурсах.

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:

     ___________  2017 г.                                                       Подпись___________



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России-2018»

Методическая разработка

«Раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ

в условиях общеобразовательной группы»

Выполнила:

         Гусева Светлана Константиновна,

         воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад  №4 «Буратино»

Тутаев

2018 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………...…....3

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблемы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ.

  1. Характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья  

         ….……………………...…………………………………………………5

1.2. Модель психолого-педагогического сопровождения  детей  с ОВЗ в ДОУ …………………..………………………………………………………...  6

1.3 Взаимодействие специалистов в  рамках  сопровождения детей с ОВЗ  

    ……………………………………………………………………………… 8

1.4 Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ ….…………….9

Глава II. Практическая работа по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.

2.1.Подготовительныйэтап………………………………………………….11

2.2. Практический этап….………...…………………………….……………12

2.3. Заключительный этап……………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………..….14

Библиографический список……………………………….……………….15

Приложения…………………………………………………………………..16


Введение.

Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество,

потому что они могут нас чему-то научить.

Жан Ванье.

В современном мире значительно возросло количество детей с нарушениями в развитии. По статистике Минздравсоцразвития России количество детей – инвалидов за 25 лет выросло в 13 раз и составляет около 700 тысяч человек, ограниченные возможности здоровья имеют 4,5% детей до 18 лет. При условии правильного воспитания и специального обучения их развитие может быть приближено к нормальному существованию. Работа педагога заключается в создании условий для развития каждого ребенка с учетом его возможностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеют функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам. Такие дети нуждаются в особом внимании и защите.

В последнее время на полках с методической литературой можно увидеть много книг посвященных работе с «особыми» детьми. Например, в пособии Никитиной Н.И. «Методика и технология работы социального педагога» предложены методики воспитания детей с ОВЗ, предложены варианты проведения различных занятий. Цель данной книги – помочь педагогу подготовить детей к жизни в обществе, помочь в адаптации среди полностью здоровых детей.

В книге Т. А. Ткачевой «Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении» описана методика воспитания детей с ОВЗ. В ней представлен готовый план работы с такими детьми.

Существует ещё немалое количество книг, посвящённых решению коммуникативных и адаптационных проблем детей с ОВЗ, но читают их в основном педагоги и родители этих детей. А как же должны просвещаться в данном вопросе остальные? Ведь именно от окружающих напрямую зависит смогут ли себя комфортно чувствовать в обществе люди, которые лишены слуха, зрения, имеют проблемы с опорно-двигательной системой и т.д.  С ранних лет требуется прививать детям гуманное отношение к другим, несмотря на внешние, физические и умственные особенности. Именно, начиная с детского сада, эта работа должна брать своё начало. Довольно продолжительное время дети с ОВЗ входили в категорию детей, которые могли обучаться и воспитываться только в изолированных коррекционных учреждениях. Пребывание в них ограничивало возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывало детей от социума, лишало возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняло формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79 часть 4 образование детей с ОВЗ «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Детский сад – первое общественное место, в котором дети с ОВЗ остаются без присутствия родителей в окружении других детей. Воспитатель должен уметь создать все необходимые условия для комфортного пребывания таких детей в новой для них среде. Основной задачей образовательного процесса в ДОУ для таких детей является формирование социально активной личности с социально адаптивным поведением. Указанное обуславливает актуальность темы. Необходимо раннее выявление и дальнейшее сопровождение детей, имеющих нарушения в развитии, а также их семьям. Именно раннее начало оказания психолого-педагогической помощи способствует достижению наилучших результатов в развитии, успешной социализации и включении ребенка в образовательную среду с последующим включением в общество.

Цель методической разработки: раннее выявление нарушений здоровья, адаптация и сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности детей с ОВЗ, их выявление и сопровождение в условиях общеобразовательной группы.

Продукт методической разработки: пакет методических материалов, практический опыт по выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.

Новизна разработки заключается в том, что ребенку с ОВЗ, в том числе детям группы риска, и семьям, которые их воспитывают, с момента поступления в детский сад оказывается комплексная профессиональная помощь коллектива специалистов и воспитателей, обеспечивая раннюю помощь и коррекцию отклонений при участии семьи в реализации индивидуального образовательного маршрута.

Содержание разработки: теоретическое обоснование, диагностические карты развития, содержание адаптированной образовательной программы, индивидуальный образовательный маршрут, анкеты для родителей, картотеки игр и упражнений

Используемые методы:

- изучение литературы по данной теме;

- проведение работы в данном направлении;

- анализ результатов проведенной работы.

  1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ.
  1.  Характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья.

К детям с ОВЗ относятся дети:

  • с нарушениями интеллекта (умственно отсталые): дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью (степень дебильности) дети с глубокой умственной отсталостью (степень имбецильности) дети с тяжелой, глубокой умственной отсталостью (степень идиотии);
  • с отклонениями в познавательном развитии (с задержкой психического развития).  Для этих детей характерны гетерохронность (разновременность) проявлений отклонений и существенные различия в их выражении и прогнозировании последствий. Эти отклонения обусловлены биологическими или социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания;
  • с нарушениями слуха: глухота, тугоухость, поздняя потеря слуха (в 3-4 года и позже);
  • с нарушениями зрения: слепота, слабое зрение, косоглазие и амблиопия (косоглазие с понижением остроты зрения);
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата: детский церебральный паралич, полиомиелит, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, травматические повреждения спинного и головного мозга, полиартрит, заболевания скелета;
  • с нарушением речи: системные нарушения речи (алалия, афазия) нарушение строения и функций речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия) нарушение чтения и письма (дислексия, дисграфия) темпоритмичное нарушения речи (заикание) нарушение речесоздающей функции языка (мутизм);
  • с эмоциональными расстройствами: ранний детский аутизм (преобладание замкнутого внутренней жизни, активная самоизоляция от внешнего мира); эмоциональные расстройства, созданные ранней разлукой с матерью; фобические (греч. – страх) тревожные расстройства;, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики) с нарушениями поведения и деятельности;
  • с тяжелыми комплексными нарушениями, которые характеризуются соединением двух или нескольких выраженных психофизических нарушений.  [8]

Дети с нарушениями развития имеют общие и специальные трудности, связанные с характером и выраженностью нарушений. Общими проблемами этих детей является социальная дезадаптивность: низкий уровень психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти); несформированность мотивационной и эмоционально-волевой сфер; снижена произвольность психических процессов, деятельности и поведения; трудности овладения языком; отклонения в восприятии, осмыслении и использовании информации из окружающей среды.

Воспитание детей с ОВЗ есть комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается определенных взглядов на проблему «особых» детей, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение таких детей в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Детям с врожденными и приобретенными пороками развития нужны специальные условия воспитания и обучения, направленные на корректировку их недостатков, продвижение в общем развитии и социализации. Работают с ними педагоги, специалисты в области коррекционной педагогики, которая изучает особенности физического и психического развития, закономерности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса, разрабатывает специальные средства обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Актуальной проблемой воспитания является их интеграция в обществе в соответствии с определенными международными законодательными документами прав каждого ребенка на жизнь, защиту, образование и т. д.

Интегрированное воспитание в любой форме предусматривает обязательное участие коллектива специалистов детского сада.

  1.  Модель психолого-педагогического сопровождения  детей  с ОВЗ в ДОУ.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ разработана  модель психолого-педагогического сопровождения  детей  с ОВЗ в ДОУ, которая необходима для правильной оценки их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В структуру модели входит:

  • Выявление детей данной категории педагогами и специалистами ДОУ.

Оценку индивидуального развития детей, представленную в ФГОС, предлагается проводить в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Педагогическая диагностика – это оценка развития детей, которая необходима педагогу для получения «обратной связи» в процессе  взаимодействия с ребёнком. [3]

Результаты педагогической диагностики помогают воспитателю определить трудности, которые есть у детей  в определённых образовательных областях и могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализация образования, в т. ч. построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции особенностей его развития;

- оптимизация работы с группой детей.

Дополнительно с педагогической  оценкой   используется психологическая диагностика развития детей, которую  проводит педагог-психолог ДОУ только с согласия родителей. Инструктор по физической культуре проводит комплексное обследование  физического развития. Учитель-логопед проводит диагностическое обследование речевого развития.

  • Проведение на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума.

Психолого-медико-педагогический  консилиум  (ПМПк) дошкольного учреждения – совещательный орган, который является формой взаимодействия специалистов дошкольного учреждения.  [7]

Целью ПМПк является обеспечение диагностико–коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

В задачи консилиума  входят:

  • организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического  обследования;
  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или/ состоянии декомпенсации;
  • выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
  • выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
  • выбор и составление оптимальных для развития ребенка  индивидуальных образовательных программ (маршрутов), соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
  • обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;
  • подготовка и ведение документации, отражающей динамику и развитие ребенка. [3]

В состав комиссии ДОУ входят:

  • Заведующий
  • Старший воспитатель
  • Медицинская сестра
  • Педагог-психолог
  • Учитель-логопед
  • Дефектолог
  • Инструктор по физической культуре
  • Воспитатели групп, представляющие ребёнка с ОВЗ.

Контингент детей,  представленных на ПМПк:

  • дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
  • дети с  психосоматическими нарушениями в развитии;
  • с речевыми нарушениями.

Организация работы психолого-медико-педагогического  консилиума.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей).

К консилиуму каждым специалистом по данным обследования ребенка с ОВЗ составляется представление (заключение) на ребенка и рекомендации (медицинские, психологические и педагогические), которые предоставляются на заседание консилиума.

Воспитатели составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическое представление (характеристику), где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания.

Специалисты ПМПк несут ответственность за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы: обоснованность рекомендаций, конфиденциальность полученной информации, соблюдение прав и свобод личности ребёнка, ведение документации, её сохранность.

  1. Взаимодействие специалистов в  рамках  сопровождения детей с ОВЗ.

По результатам педагогического, медицинского, психологического обследований на ПМПк  разрабатываются  рекомендации по созданию для ребёнка специальных образовательных условий (ст.79 ФЗ  №273 « Об образовании»).

Для детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях разрабатывается соответствующая адаптированная основная общеобразовательная программа, (АООП), в соответствии с которой педагогом-психологом разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) для каждой категории детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

На основании рекомендаций ПМПк педагоги совместно со специалистами образовательной организации разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это краткая индивидуальная программа развития воспитанника с ОВЗ, где должны быть  отражены  и трудности, которые испытывает ребёнок в конкретной образовательной области, и конкретные методы, приёмы для их преодоления (занятия, игры, упражнения и т.д.)  

После разработки ИОМ педагоги, специалисты ДОУ осуществляют их реализацию и ведут наблюдение за динамикой развития ребёнка.

1.4 Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.

Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам,  родители  ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы.

Задача педагогов и специалистов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям и специалистам ДОУ необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Основной целью работы с родителями является сделать их своими союзниками, грамотными помощниками, активизировать и привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с педагогом-психологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.
    Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание  на возможные осложнения в процессе обучения и развития ребенка. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов. Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.

Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов, участвуя в жизни детского сада.

  1. Практическая работа по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.

В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение. Для педагогического коллектива важно выстроить систему выявления и сопровождения этих детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным мы считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

На протяжении учебного года специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, подчеркивают его трудности и успехи, подсказывают, на что необходимо обратить внимание дома.

Инструктор по физической культуре осуществляет решение задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности у данных воспитанников, проводит диагностику. В случае затруднений   у ребёнка с ОВЗ  оказывает  коррекционную помощь: подбирает игры,  упражнения.

Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с ОВЗ:  разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.  Углубленное исследование, консультирование педагогов, родителей, коррекцию  эмоционально-личностной сферы.

Воспитатели реализуют обучение детей с ОВЗ через совершенствование методов и приёмов работы личностно-ориентированного подхода. Осуществляют коррекционную работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка, способствуют формированию опыта эмоционального и делового взаимодействия ребёнка со взрослым, стимулируют проявление потребности в контактах. Осуществляет консультативную помощь родителям по проблемам, связанным с развитием и воспитанием «особого» ребенка.

Всю работу с детьми ОВЗ мы строим по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Работа со специалистами.
  3. Работа с центром диагностики и консультирования (ПМПК Тутаевского района).
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа консилиума ДОУ.
  6. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

В нашем детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия.

В психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения ведется следующая документация:

  • Документация по деятельности медико-психолого-педагогического консилиума (план работы, протоколы заседаний).
  • Документация на каждого ребенка (заключение ПМПК, договор-согласие от родителей (Приложение 1), согласие на осуществление коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (Приложение 2), характеристика на каждого воспитанника (Приложение 3), индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка (Приложение 4).

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • позитивная адаптация к условиям ДОУ;
  • динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
  • эффективное формирование нарушенных функций;
  • развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
  • приобретение социального опыта.

Родители:

  • получение квалификационной психолого-медико-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
  • адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
  • информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;
  • приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
  • получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.

2.1. Подготовительный этап.

Особое место по раннему выявлению и сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями педагоги отводят диагностике (Приложения 5, 6). Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».

Для детей, имеющих заключение территориального ПМПК педагог-психолог составляет  адаптированную образовательную программу на каждую категорию нарушения развития ребенка (Приложение 7). Воспитатели группы совместно со специалистами составляется индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка (Приложение 8). Его реализация осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий. Воспитателями группы на основании педагогической диагностики составляется карта индивидуальной работы по образовательным областям, ведется журнал индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ (Приложение 9)

2.2. Практический этап

По результатам первичной диагностики детей моей группы был выявлен высокий процент воспитанников, имеющих речевые нарушения, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. Также были выявлены дети, требующие особого внимания, которые были зачислены на ПМПк ДОУ и направлены на прохождение в территориальную ПМПК.

Возникла необходимость осуществления профилактических и коррекционных мероприятий. Для этого я использую различные гимнастики и упражнения, игры, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (ребристые дорожки, тактильные коврики).

Также активно использую современный метод арт-терапия, в основе которого лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование,  визуализация,  лепка, монотипия,  музыка,  литература и пр.  

Дыхательная гимнастика (Приложение 10,11) является очень значимой частью оздоровительной работы, которую ежедневно провожу с детьми. Для игр на развитие дыхания я  использую такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки. В речевом центре обновляю картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания в соответствии с возрастом детей.

С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика (Приложение 12,13,14). Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек.

В работе с детьми я использую комплексы гимнастики для глаз (Приложение 15,16,17).

Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников провожу мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Мной подобраны игры и упражнения (Приложение 18,19,20,21), диски с музыкальным сопровождением.

Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов.

В структуру образовательной деятельности, на разных его этапах, обязательно ввожу динамические паузы, физкультурные минутки (Приложение 22,23), помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего провожу их с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.

По моему мнению, важным направлением коррекционных мероприятий  является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика (Приложение 24,25) сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.

Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа (Приложение 26), проводимого ребенком под моим контролем. Массажные упражнения выполняем с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, массажера су-джок (Приложение 27, 28), карандашей (Приложение 29).

Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование новых информационных технологий, компьютерных методик.

Развивающую среду группы пополняю дидактическими играми и пособиями, направленные на всестороннее развитие детей (Приложение 30).

Опыт показывает, что дети, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь справиться с дефектом. Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог – логопед – воспитатель – ребенок – родитель». Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляю при помощи различных форм работы: анкетирование (Приложение 31), беседы, консультации (Приложение 32), вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

2.3. Заключительный этап

По результатам диагностик  на конец года у детей в основном наблюдается положительная динамика по всем областям развития. Благодаря проведенной коррекционно-развивающей работе с детьми, выше изложенными методами совместно со всеми специалистами ДОУ, можно говорить о значительных улучшениях в развитии детей с ОВЗ и детей, находящихся в группе риска. В ходе обследования изменились и уровни: у некоторых детей уровень повысился на один пункт, т. е. с низкого перешёл на уровень среднего. Система коррекционно-развивающей работы вполне оправдана, так как позволяет успешнее решать задачи коррекции задержек и отклонений в развитии детей. Для наглядности результаты диагностики, представлены в сравнительной диаграмме (Приложение 33)

Заключение

Современные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ позволяют решать многие проблемы.

При сопровождении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Главная задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы создать такую модель обучения и развития детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого ребенка появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающей работы направлена на разностороннее развитие личности детей с ОВЗ, способствует их умственному развитию. Используемые педагогами в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии помогают детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.



Библиографический список

  1. Федеральный Закон РФ №273  «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 часть 4
  2. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного

образования от 28.02.2014 г № 08-249.

  1. Письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
  2. Приказ  МО от 24.03.2009 г №95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
  3. Буданова Т., Смышляева В., Терновская Г. «Как составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ» Журнал «Справочник педагога-психолога», № 7, 2017
  4. Кутепова Е. «Как сопровождать образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» Журнал «Справочник педагога-психолога», № 6, 2017
  5. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М.М.Семаго - М., АРКТИ, 1999. – 138с.
  6. Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. — M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.
  7. Федотова А., Крынцылова «Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка» Журнал «Дошкольное воспитание», № 8, 2006

ПРИЛОЖЕНИЯ



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России-2018»

Комплексный анализ образовательного мероприятия

организованной образовательной деятельности

с детьми средней группы

Тема занятия:

«Поможем бабушке Федоре»

Подготовила:

         Гусева Светлана Константиновна,

         воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад  №4 «Буратино»

Тутаев

2018 г.

Занятие спроектировано на основе интеграции 5 образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие. В занятии использованы сквозные механизмы развития ребенка: игра, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативная деятельность.

Во время проведения образовательной деятельности были использованы следующие педагогические технологии: игровая, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, информационно - компьютерная технология.

Целью данного занятия является знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – раскрашивание цветной солью.

Для реализации цели были поставлены следующие программные задачи:

  • Формирование умения раскрашивать  рисунки, используя нетрадиционную технику рисования.
  • Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды.
  • Формировать умение детей решать проблемные творческие задачи.
  • Развивать моторику кистей рук и пальцев,  творческое мышление, речевые навыки общения.
  • Воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность; коммуникативные способности, эстетический вкус.
  • Воспитывать желание и готовность помочь другому, сделать приятное.

В организованной образовательной деятельности использованы современные технические средства: мультимедийное оборудование.

Совместная деятельность педагога и детей осуществлялась в процессе организации различных видов деятельности (познавательная, коммуникативная, художественно - эстетическая).

Раздаточный материал соответствует количеству детей.

Образовательная деятельность была построена в соответствии с ФГОС и состояла из 3 этапов.

1 этап. Организационно-мотивационный.

Организационный момент направлен на концентрацию внимания детей, формирование доброжелательного общения дошкольников, создание благоприятного эмоционального фона. С этой целью была проведена игра «Эхо»

С целью обеспечения заинтересованности детей был введен сюрпризный момент - видеообращение персонажа сказки  бабушки Федоры.

Проблемная ситуация заключалась в том, чтобы дети определили почему у Федоры убежала посуда. Предположение детей о том, что Федора её не мыла, было основано на личном опыте детей после прочтения сказки «Федорино горе».

2 этап. Основной.

С целью формирования у детей умения различать и называть предметы посуды на основе полученных знаний о ближайшем окружении была организована игра «Разложи посуду».

Проблемная ситуация «Что делать, если пропал рисунок?» побудила детей к практической художественной деятельности.

Для рисования детям был предоставлен новый материал – цветная соль. Создала условия для свободного выбора детьми цвета соли для раскрашивания чашки.

Проблемная ситуация «Как украсить солью рисунок?» побудила детей к исследовательской деятельности. В процессе ее выполнения дети пришли к выводу, что необходимо использовать клей.

В процессе всего занятия обеспечивались условия для взаимодействия детей друг с другом и со мной. Особое внимание на протяжения всего занятия уделяла применению здоровьесберегающей технологии, в частности, использование физкультминуток,  тематической физкультминутки «Мы посуду перемоем», упражнения с мячиком су-джок,  организация  смены видов детской деятельности (познавательная сменялась с двигательной)

Сюрпризный момент, создание проблемных ситуаций, смена видов детской деятельности детей способствовала поддержанию познавательного интереса у дошкольников.

В соответствии с требованиями ФГОС к организации образовательной деятельности создала условия для проявления детьми самостоятельности и активности. Комфортная психологическая обстановка на занятия способствовала активному участию детей    в совместной и самостоятельной деятельности.

Все дети были вовлечены в образовательный процесс, были предложены задания разного характера, что способствовало поддержанию интереса к деятельности. Ситуация успеха создавалась с помощью похвалы детей, одобрения.

При выполнении самостоятельной деятельности дети справились с поставленной задачей, помощь оказывала частично.

3 этап. Оценочно-рефлексивный.

Результат деятельности оценивался самими детьми.

С помощью вопросов побуждала детей к выражению своего отношения к процессу деятельности на занятии и ее результатам.

Таким образом, образовательная деятельность соответствовала принципам развивающего характера.

Поставленная мною цель достигнута. Задачи реализованы в полном объеме. Дети были активны, увлечены творческой  деятельностью.

В целом занятие  считаю удачным, результатом работы удовлетворена.

Решение задач, которые были поставлены, способствуют выходу на целевые ориентиры:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
  • проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

         



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России-2018»

Мастер – класс на тему:

«Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ».

Подготовила:

         Гусева Светлана Константиновна,

         воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад  №4 «Буратино»

Тутаев

2018 г.

Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи: 

Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя методы и приемы арт- терапии, как одну из форм организации мастер –класса.

Обучение применения в своей педагогической практике метода и приемов арт- терапии.

Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед тем как мы начнем, давайте немного поиграем в игру «Да или нет»:

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите?

Пришли вы все на мастер-класс,

Вам лекции хочется слушать сейчас?

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?

Слайд 2.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс: «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». На первый взгляд тема моего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый воспитатель. Воспитатели являются свидетелями того, что дети испытывают  негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь  здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.

И сегодня об этом мой мастер-класс.

Слайд 3.

Может кто-то из вас скажет «Что же такое арт-терапия?»

(высказывания слушателей)

Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством)  -  простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Слайд 4.

Более подробное определение дает психолог, автор книги «Введение в арт-терапию» Ирина Владимировна Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".

Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Слайд 5.

Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:

- избавление от стресса,

- преодоление тяжелых переживаний,

- развитие творческих способностей,

- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,

- расстройства психики,

- негативные эмоциональные состояния,

- разностороннее развитие личности и др.

 

Слайд 6.

История арт-терапии

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов.

Но только в 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположниками арт-терапии являются американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М.Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России.

Слайд 7.

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы.

Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью сказок.

Музыкотерапию – занятия с помощью музыки.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – создание коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – воздействие с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно! И мы сегодня познакомимся более подробно с некоторыми из них.

Слайд 8.

Одним из направлений арт-терапии, применяемых мной в работе с детьми - тестопластика.

Одно из самых популярных художественных занятий – это лепка из солёного теста. Мука, вода, соль  -природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный. Можно лепить сразу из такого теста, затем готовые фигурки высушить и покрасить, а можно лепить из теста, предварительно его окрасив.

Слайд 9.

Тестопластика способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе специалистов детского сада.

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в сказку и  предлагаю фокус группе превратиться в мастериц и заняться творчеством.

Дети очень любят кукольный театр. Особый восторг вызывают персонажи знакомых сказок, сделанные своими руками. А теперь как говорится «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Я предлагаю вам вместе создать

Слайд 10.

персонажей  известной  русской  народной  сказки  «Репка» о дружбе и  взаимовыручке.

Вам следует договориться друг с другом и каждому слепить одного героя из сказки. Проявите свою фантазию и воображение.

А пока наши коллеги творят, мы с вами обратим внимание на другие виды арт-терапии.

Слайд 11.

Изотерапия – еще один вид арт-терапии часто применяемый мной в работе с детьми.

Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.

Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. 

Уважаемое жюри, я предлагаю вам порисовать в технике «Совместное рисование». Первый участник задумывает картинку и рисует один элемент,  передает следующему, тот дорисовывает также одним элементом и так до последнего участника. Главное условие: вы не должны общаться!

Я попрошу вас приготовить лист бумаги и выбрать карандаш любого цвета, который вам нравится. Итак, приступим.

Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу. Затем проводится обсуждение полученного рисунка.

Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика.  А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.

Слайд 12.

Игротерапия.

В своей повседневной деятельности мы используем множество игр  подвижных, дидактических, развивающих.  

Слайд 13.

Чтобы гости не скучали, я предлагаю поиграть в игру «Волшебные очки»

У меня в руках волшебные очки. Все, кто их надевает, видит в человеке только хорошее. Я вижу…

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Наши мастера, художники готовы!

К мастерицам: 

Посмотрите, какие герои получились.

Мастерицы, а что вы испытывали, пока лепили?

К художникам: 

Давайте полюбуемся вашим рисунком.

Совпадает ли задуманное с нарисованным?

Ко всем:

Как вы думаете, чему способствуют используемые техники в работе с детьми?

Слайд 14.

Вы правы, но я бы добавила только

Арт-терапия  для детей выполняет следующие функции 

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

А сейчас давайте все вместе поиграем в игру, которая направлена на развитие зрительно-моторной координации.

ДВИГАТЕЛЬ НО – РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ ПО СКАЗКЕ  «КОЛОБОК»

 Жили – были дед и баба (Указательный палец правой руки у  правой щеки, затем то же левой рукой) 

На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу)

И любили очень – очень     (Гладят живот)

На сметане колобки.     (Пальцами рисуют в воздухе круг)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила,        (Кулачками «месят» тесто)

Ну, а маленькая внучка                                

Колобок катала в ручках. (В ладонях перекатывают колобок)

Вышел круглый,   (Круговые движения правой ладошкой на

Вышел гладкий,       левой)

И румяный он, и сладкий. (Подносят ладошки к лицу, облизываются.)

Мимо мышка тут бежала,  (Быстро перебирают пальчиками в воздухе.)

Колобочек  увидала: (Козырьком прикладывают руку ко лбу.)

 «Ах, как пахнет колобочек,  (нюхают)

Дайте мышке хоть кусочек!» (Пальцы складывают в щепотку и крутят в воздухе кистями.)

А мы спрячем колобочек  (Прячут руки за спиной)

И закроем на замочек! (поворачивают ключ в замке.)

Вот видите, как вместе у нас все получилось интересно и весело. В заключение мастер-класса предлагаю вам послушать притчу: «Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Каждый из рабочих шел со своим настроением, и я прошу вас оценить свое настроение от полученного мастер-класса.

Слайд 15.

Вам предлагаются смайлики разных цветов с эмоциями:

Желтый – это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем;

Синий – у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии;

Зеленый - вам было интересно, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили.

Слайд 16.

На этом наш мастер – класс подошел к концу. Всем спасибо.

Желаю творческих успехов с вашими детьми!

У кого есть вопросы, я буду рада на них ответить.



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России-2018»

Конспект

организованной образовательной деятельности

для детей средней группы

на тему:

«Поможем бабушке Федоре»

Подготовила:

         Гусева Светлана Константиновна,

         воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад  №4 «Буратино»

Тутаев

2018 г.

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – раскрашивание цветной солью.

Задачи:

  • Формирование умения раскрашивать  рисунки, используя нетрадиционную технику рисования.
  • Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды.
  • Учить детей решать проблемные творческие задачи.
  • Развивать моторику кистей рук и пальцев,  творческое мышление, речевые навыки общения.
  • Воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность; коммуникативные способности, эстетический вкус.
  • Воспитывать желание и готовность помочь другому, сделать приятное.

Организация детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы и приемы: использование видеозаписи, художественного слова; беседа; речевая игра; вопросы поискового характера; экспериментирование; физминутки; упражнение с массажным мячиком - су-джок; совместная изобразительная деятельность.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»; рассматривание иллюстрации на тему «Посуда», игра «Чудесный мешочек»

Материал: презентация, проектор, ноутбук,  корзинка, коробка с заготовками для раскрашивания чашек, посуда, су-джок на каждого ребенка, розетки, клей ПВА, кисточка, цветная соль, влажные салфетки.

Содержание организованной образовательной деятельности:

Слайд 2

Звучит песня, дети заходят в группу:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись,  улыбкою  своей

И она к тебе еще не раз вернется. (останавливаются)

Воспитатель:

1,2,3,4,5 будем в эхо мы играть

Предлагаем и гостям всё за нами повторять

Крикнем громко:

Дети: С добрым утром!

Воспитатель: Эхо вторит:

Гости: С добрым утром!

Воспитатель: Скажем тише:

Дети: Рады встрече!

Воспитатель: эхо тоже

Гости: Рады встрече!

Воспитатель: Закричим всем, всем

Дети: Привет!

Воспитатель: Эхо нам кричит в ответ

Гости: Привет!

Воспитатель: Дети тихо шепчут все

Дети(шёпотом): Здравствуйте!

Воспитатель: Эхо шепчет вдалеке

Гости: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие.

Слайд 3

 Раздается плач, причитания Федоры.

Ой, ребята, помогите,

Мне посуду воротите

И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре, горе.

Воспитатель: Что случилось у Федоры?

Дети: Убежала посуда.

Воспитатель: Почему от нее убежала вся посуда?

Дети: Потому что бабушка Федора не мыла ее.

Воспитатель: Бабушка Федора огорчилась, что от нее ушла посуда. Она хочет ее вернуть, но не знает как. Как мы можем помочь бабушке Федоре?

Дети: Найти и вернуть посуду Федоре.

Воспитатель: Предлагаю нам отправиться на поиски посуды, которая убежала от Федоры!

Физкультминутка.

Раз – два – три – четыре – пять –

Посуду отправляемся искать.                                            (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.       (Ходьба «змейкой»).

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.           (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.                                                        (Ходьба на пятках).

И посуду мы найдем.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько посуды, давайте ее аккуратно сложим в корзинку. (Собирают в корзинку)

Воспитатель: Ребята, а чтобы посуда опять не убежала от Федоры, что нужно ей сделать?

Дети: Помыть посуду.

Воспитатель: Правильно, ребята! Каждая хозяйка должна беречь посуду, ухаживать за ней, тогда она не убежит и прослужит очень долго!

Воспитатель: Вы готовы помочь Федоре помыть посуду? Давайте пройдем на нашу кухню и там ее помоем. Мальчики помоют кухонную посуду - она тяжелая, а мальчики у нас сильные! Девочки помоют столовую посуду.

Физкультминутка  (имитация движений)

 Раз, два, три, четыре,

 Мы посуду перемыли:

 Чайник, чашку, ковшик, ложку

 И большую поварешку.

Раз, два, три, четыре,

 Мы посуду перемыли.

Воспитатель: А теперь что нужно сделать?

Дети: Расставить посуду на место.

 Воспитатель: Тогда расставим кухонную посуду на кухне, а столовую посуду - на столе. (Дети расставляют посуду по местам).

Воспитатель: Вот мы и помогли бабушке Федоре вернуть убежавшую посуду! Теперь она чистая и лежит на своем месте! Ой, ребята, посмотрите, а один стол остался не накрытым, как вы думаете, что Федора делает за ним?

Дети: Она за ним пьет чай. 

Воспитатель: Но здесь чего-то не хватает?

Дети: Не хватает чашек.

Воспитатель: А у нас остались чашки? Может они остались в корзинке?

Дети: Нет.

Воспитатель: Куда же они спрятались? Давайте поищем. (Находят коробку, открывают)

Воспитатель: Посмотрите, а с чашечками, что-то случилось, весь рисунок пропал и они стали не красивыми. Ребята, что можно сделать, чтобы чашечка стала красивой, нарядной?

Дети: Можно ее раскрасить.

Воспитатель: А чем мы можем раскрасить?

Дети: Красками, карандашами.

Воспитатель: У меня нет ни красок, ни карандашей. Но, посмотрите, у меня есть кое-что другое, волшебное! (достаю мешочек с солью). Как вы думаете, что это? (дети обследуют  мешочек)

Дети: Песок, манка…

Воспитатель:  Это цветная соль! При работе с ней надо быть очень осторожными и запомнить правило: «В рот соль мы не кладем, пальцами глаза не трем!» (Высыпаю соль на поднос). Потрогайте ее, скажите, какая она? (Дети берут соль в руки)

Дети: Сухая, цветная.

Воспитатель:  Положите соль себе на ладошку, ее трудно удержать. Соль состоит из множества кристалликов. Если сжать ее в кулачок, то она сыплется струйкой (показываю, дети повторяют). 

Воспитатель:  Я предлагаю вам этой солью украсить чашечки для бабушки Федоры.

Давайте, пройдем в мастерскую и раскрасим их. Рассаживайтесь по местам. (Садятся за столы)

Воспитатель:  Прежде чем начать, давайте подготовим наши руки для работы, возьмем су-джок:

Этот шарик не простой                 

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам рисовать!

Воспитатель:  Возьмем кисточки, рядом с железной рубашечкой, макаем в соль и намазываем чашку. (Пробуют раскрасить)

Воспитатель:  Ничего не получается. Кружечка осталось такой же. Что же нам делать? Давайте попробуем посыпать соль на чашечку. (Пробуют посыпать, ссыпают в тарелку).

Воспитатель:  Посмотрите, опять ничего не получается. Чашка осталась такой же. Как же сделать так, чтобы соль прилипла к чашке?

Дети: Покрыть чашку клеем. 

Воспитатель:  Молодцы, ребята! А я забыла совсем про клей! Сначала посмотрите, как я раскрашу свою чашку. (Показ с объяснением).

Покрываем фрагмент чашки клеем.

Выбираем цвет соли, посыпаем щепоткой, набирая как можно больше цветной соли, тот фрагмент, который покрыт клеем.

Стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

Повторяем то же самое со следующим фрагментом чашки.

А теперь я предлагаю вам раскрасить чашки для бабушки Федоры волшебной солью. (Слайд 4 Во время работы звучит музыка, дети работают самостоятельно, если необходимо проводится индивидуальный текущий инструктаж для тех детей, которые затрудняются).

Давайте покажем друг другу, какие красивые у нас получились чашки.

Дети показывают работы, воспитатель хвалит.

Воспитатель: Ребята, возьмите чашки за ручки, поможем Федоре накрыть на стол. (Расставляют чашки на столе). Теперь Федора может пригласить гостей.

Давайте посмотрим как дела у бабушки Федоры?

Слайд 5, 6 Фрагмент из мультфильма «Федорино горе»

Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? Что вам понравилось делать? Какое задание было сложным, трудно выполнять? Нам пора прощаться со сказкой, а чтобы вернуться в детский сад нам нужно взяться за руки:

Вот идем мы по дорожке

Топ, топ, топ.

Повернулись на прощанье

Скажем всем мы «До свиданья!»