конкурс "Воспитатель года 2018"
Здесь опубликованы материалы, представленные на конкурсе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная карта участника регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» |
1. Общие сведения | |
ФИО | Гусева Светлана Константиновна |
Дата рождения (день, месяц, год) | 20 июня 1975 года |
Адреса в Интернете (сайт, блог т. д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | |
2. Работа | |
Место работы (наименование образовательной организации в соответствии со Свидетельством о гос. аккредитации) | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского муниципального района |
Занимаемая должность | воспитатель |
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | Трудовой стаж работы: 24 г. 6 мес. Педагогический стаж работы: 10 лет |
Аттестационная категория | I квалификационная категория |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | |
3. Образование | |
Название, год окончания учреждения профессионального образования, факультет | Рыбинский педагогический колледж Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского, 1998 г., дошкольное образование |
Специальность, квалификация по диплому | дошкольное образование |
Ученая степень Название диссертационной работы (работ) | |
Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги) | Публикация на сайте uchiteljam.ru: презентация со-бытия «Что такое 7+Я?» https://uchiteljam.ru//publikacii/doo/12257 Статья «Мастер-класс по изготовлению игрушки «Капитошка» в сетевом издании «Солнечный свет» сборника статей Международного педагогического портала. |
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | Председатель комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МДОУ «Детский сад №4 «Буратино» с 2015г. |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета | |
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | |
5. Досуг | |
Хобби | Нетрадиционные техники художественного творчества |
Спортивные увлечения | Туризм |
Таланты | Творческая деятельность, вязание, садоводчество |
6. Контакты | |
Мобильный телефон | 8(909)2787781 |
Электронная почта | |
Материалы для размещения на сайте Конкурса | |
Ваше педагогическое кредо, девиз | Мое педагогическое кредо: «Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Мой девиз: «Воспитывать - значит творить, то есть сжимать свое сердце и всякий раз искать, думать, сравнивать, переживать, волноваться» |
Почему вам нравится работать в дошкольном образовательном учреждении? | Работая воспитателем, у меня есть возможность быть ребенком в любом возрасте, дарить радость и любовь детям, ставшими своими, родными. Конечно, мою профессию не назовешь легкой. Она, порой, забирает все силы, но придя на работу и увидев глаза моих малышей, я как будто получаю новый заряд, открывается второе дыхание, здесь забываются все огорчения и обиды. Работа воспитателя позволяет примерить на себя множество ролей: учителя, артиста, зрителя, слушателя, партнера, ее никогда не назовешь рутинной. Она требует море терпения, сострадания, но также дает ощущение вечной молодости! |
Профессиональные и личностные ценности, наиболее вам близкие | Профессиональная компетентность, творческий подход, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, ответственность, честность и порядочность, пунктуальность, исполнительность, умение работать в команде, оптимизм. |
Интересные сведения об участнике конкурса, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов). | |
Творческий педагог, нахожусь в постоянном самосовершенствовании, умею внедрять новые технологии в обучение и воспитание дошкольников, организовываю интересные занятия, развлечения, детско-родительские досуги. Систематически повышаю свое педагогическое мастерство, активно участвую в методической работе детского сада. Для успешного осуществления образовательного процесса в группе создаю и постоянно совершенствую предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Особое внимание я уделяю формированию у детей навыков здорового образа жизни, так как считаю, что здоровье ребенка — основа его развития. Опыт своей работы презентую на личном сайте, на страницах образовательных порталов МААМ и «Социальная сеть работников образования». Участвую в интернет-конкурсах. |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:
___________ 2017 г. Подпись___________
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России-2018»
Методическая разработка
«Раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ
в условиях общеобразовательной группы»
Выполнила:
Гусева Светлана Константиновна,
воспитатель I квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №4 «Буратино»
Тутаев
2018 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………...…....3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблемы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ.
- Характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья
….……………………...…………………………………………………5
1.2. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ …………………..………………………………………………………... 6
1.3 Взаимодействие специалистов в рамках сопровождения детей с ОВЗ
……………………………………………………………………………… 8
1.4 Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ ….…………….9
Глава II. Практическая работа по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.
2.1.Подготовительныйэтап………………………………………………….11
2.2. Практический этап….………...…………………………….……………12
2.3. Заключительный этап……………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………..….14
Библиографический список……………………………….……………….15
Приложения…………………………………………………………………..16
Введение.
Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество,
потому что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье.
В современном мире значительно возросло количество детей с нарушениями в развитии. По статистике Минздравсоцразвития России количество детей – инвалидов за 25 лет выросло в 13 раз и составляет около 700 тысяч человек, ограниченные возможности здоровья имеют 4,5% детей до 18 лет. При условии правильного воспитания и специального обучения их развитие может быть приближено к нормальному существованию. Работа педагога заключается в создании условий для развития каждого ребенка с учетом его возможностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеют функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам. Такие дети нуждаются в особом внимании и защите.
В последнее время на полках с методической литературой можно увидеть много книг посвященных работе с «особыми» детьми. Например, в пособии Никитиной Н.И. «Методика и технология работы социального педагога» предложены методики воспитания детей с ОВЗ, предложены варианты проведения различных занятий. Цель данной книги – помочь педагогу подготовить детей к жизни в обществе, помочь в адаптации среди полностью здоровых детей.
В книге Т. А. Ткачевой «Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении» описана методика воспитания детей с ОВЗ. В ней представлен готовый план работы с такими детьми.
Существует ещё немалое количество книг, посвящённых решению коммуникативных и адаптационных проблем детей с ОВЗ, но читают их в основном педагоги и родители этих детей. А как же должны просвещаться в данном вопросе остальные? Ведь именно от окружающих напрямую зависит смогут ли себя комфортно чувствовать в обществе люди, которые лишены слуха, зрения, имеют проблемы с опорно-двигательной системой и т.д. С ранних лет требуется прививать детям гуманное отношение к другим, несмотря на внешние, физические и умственные особенности. Именно, начиная с детского сада, эта работа должна брать своё начало. Довольно продолжительное время дети с ОВЗ входили в категорию детей, которые могли обучаться и воспитываться только в изолированных коррекционных учреждениях. Пребывание в них ограничивало возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывало детей от социума, лишало возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняло формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79 часть 4 образование детей с ОВЗ «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Детский сад – первое общественное место, в котором дети с ОВЗ остаются без присутствия родителей в окружении других детей. Воспитатель должен уметь создать все необходимые условия для комфортного пребывания таких детей в новой для них среде. Основной задачей образовательного процесса в ДОУ для таких детей является формирование социально активной личности с социально адаптивным поведением. Указанное обуславливает актуальность темы. Необходимо раннее выявление и дальнейшее сопровождение детей, имеющих нарушения в развитии, а также их семьям. Именно раннее начало оказания психолого-педагогической помощи способствует достижению наилучших результатов в развитии, успешной социализации и включении ребенка в образовательную среду с последующим включением в общество.
Цель методической разработки: раннее выявление нарушений здоровья, адаптация и сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности детей с ОВЗ, их выявление и сопровождение в условиях общеобразовательной группы.
Продукт методической разработки: пакет методических материалов, практический опыт по выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.
Новизна разработки заключается в том, что ребенку с ОВЗ, в том числе детям группы риска, и семьям, которые их воспитывают, с момента поступления в детский сад оказывается комплексная профессиональная помощь коллектива специалистов и воспитателей, обеспечивая раннюю помощь и коррекцию отклонений при участии семьи в реализации индивидуального образовательного маршрута.
Содержание разработки: теоретическое обоснование, диагностические карты развития, содержание адаптированной образовательной программы, индивидуальный образовательный маршрут, анкеты для родителей, картотеки игр и упражнений
Используемые методы:
- изучение литературы по данной теме;
- проведение работы в данном направлении;
- анализ результатов проведенной работы.
- Теоретико-методологические основы изучения проблемы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ.
- Характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья.
К детям с ОВЗ относятся дети:
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые): дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью (степень дебильности) дети с глубокой умственной отсталостью (степень имбецильности) дети с тяжелой, глубокой умственной отсталостью (степень идиотии);
- с отклонениями в познавательном развитии (с задержкой психического развития). Для этих детей характерны гетерохронность (разновременность) проявлений отклонений и существенные различия в их выражении и прогнозировании последствий. Эти отклонения обусловлены биологическими или социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания;
- с нарушениями слуха: глухота, тугоухость, поздняя потеря слуха (в 3-4 года и позже);
- с нарушениями зрения: слепота, слабое зрение, косоглазие и амблиопия (косоглазие с понижением остроты зрения);
- с нарушением опорно-двигательного аппарата: детский церебральный паралич, полиомиелит, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, травматические повреждения спинного и головного мозга, полиартрит, заболевания скелета;
- с нарушением речи: системные нарушения речи (алалия, афазия) нарушение строения и функций речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия) нарушение чтения и письма (дислексия, дисграфия) темпоритмичное нарушения речи (заикание) нарушение речесоздающей функции языка (мутизм);
- с эмоциональными расстройствами: ранний детский аутизм (преобладание замкнутого внутренней жизни, активная самоизоляция от внешнего мира); эмоциональные расстройства, созданные ранней разлукой с матерью; фобические (греч. – страх) тревожные расстройства;, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики) с нарушениями поведения и деятельности;
- с тяжелыми комплексными нарушениями, которые характеризуются соединением двух или нескольких выраженных психофизических нарушений. [8]
Дети с нарушениями развития имеют общие и специальные трудности, связанные с характером и выраженностью нарушений. Общими проблемами этих детей является социальная дезадаптивность: низкий уровень психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти); несформированность мотивационной и эмоционально-волевой сфер; снижена произвольность психических процессов, деятельности и поведения; трудности овладения языком; отклонения в восприятии, осмыслении и использовании информации из окружающей среды.
Воспитание детей с ОВЗ есть комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается определенных взглядов на проблему «особых» детей, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение таких детей в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Детям с врожденными и приобретенными пороками развития нужны специальные условия воспитания и обучения, направленные на корректировку их недостатков, продвижение в общем развитии и социализации. Работают с ними педагоги, специалисты в области коррекционной педагогики, которая изучает особенности физического и психического развития, закономерности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса, разрабатывает специальные средства обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Актуальной проблемой воспитания является их интеграция в обществе в соответствии с определенными международными законодательными документами прав каждого ребенка на жизнь, защиту, образование и т. д.
Интегрированное воспитание в любой форме предусматривает обязательное участие коллектива специалистов детского сада.
- Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ, которая необходима для правильной оценки их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В структуру модели входит:
- Выявление детей данной категории педагогами и специалистами ДОУ.
Оценку индивидуального развития детей, представленную в ФГОС, предлагается проводить в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Педагогическая диагностика – это оценка развития детей, которая необходима педагогу для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребёнком. [3]
Результаты педагогической диагностики помогают воспитателю определить трудности, которые есть у детей в определённых образовательных областях и могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализация образования, в т. ч. построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции особенностей его развития;
- оптимизация работы с группой детей.
Дополнительно с педагогической оценкой используется психологическая диагностика развития детей, которую проводит педагог-психолог ДОУ только с согласия родителей. Инструктор по физической культуре проводит комплексное обследование физического развития. Учитель-логопед проводит диагностическое обследование речевого развития.
- Проведение на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) дошкольного учреждения – совещательный орган, который является формой взаимодействия специалистов дошкольного учреждения. [7]
Целью ПМПк является обеспечение диагностико–коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.
В задачи консилиума входят:
- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического обследования;
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или/ состоянии декомпенсации;
- выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
- выбор и составление оптимальных для развития ребенка индивидуальных образовательных программ (маршрутов), соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
- обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;
- подготовка и ведение документации, отражающей динамику и развитие ребенка. [3]
В состав комиссии ДОУ входят:
- Заведующий
- Старший воспитатель
- Медицинская сестра
- Педагог-психолог
- Учитель-логопед
- Дефектолог
- Инструктор по физической культуре
- Воспитатели групп, представляющие ребёнка с ОВЗ.
Контингент детей, представленных на ПМПк:
- дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
- дети с психосоматическими нарушениями в развитии;
- с речевыми нарушениями.
Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей).
К консилиуму каждым специалистом по данным обследования ребенка с ОВЗ составляется представление (заключение) на ребенка и рекомендации (медицинские, психологические и педагогические), которые предоставляются на заседание консилиума.
Воспитатели составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическое представление (характеристику), где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания.
Специалисты ПМПк несут ответственность за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы: обоснованность рекомендаций, конфиденциальность полученной информации, соблюдение прав и свобод личности ребёнка, ведение документации, её сохранность.
- Взаимодействие специалистов в рамках сопровождения детей с ОВЗ.
По результатам педагогического, медицинского, психологического обследований на ПМПк разрабатываются рекомендации по созданию для ребёнка специальных образовательных условий (ст.79 ФЗ №273 « Об образовании»).
Для детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях разрабатывается соответствующая адаптированная основная общеобразовательная программа, (АООП), в соответствии с которой педагогом-психологом разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) для каждой категории детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
На основании рекомендаций ПМПк педагоги совместно со специалистами образовательной организации разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это краткая индивидуальная программа развития воспитанника с ОВЗ, где должны быть отражены и трудности, которые испытывает ребёнок в конкретной образовательной области, и конкретные методы, приёмы для их преодоления (занятия, игры, упражнения и т.д.)
После разработки ИОМ педагоги, специалисты ДОУ осуществляют их реализацию и ведут наблюдение за динамикой развития ребёнка.
1.4 Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы.
Задача педагогов и специалистов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям и специалистам ДОУ необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Основной целью работы с родителями является сделать их своими союзниками, грамотными помощниками, активизировать и привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с педагогом-психологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.
Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе обучения и развития ребенка. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов. Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.
Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов, участвуя в жизни детского сада.
- Практическая работа по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.
В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение. Для педагогического коллектива важно выстроить систему выявления и сопровождения этих детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным мы считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.
На протяжении учебного года специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, подчеркивают его трудности и успехи, подсказывают, на что необходимо обратить внимание дома.
Инструктор по физической культуре осуществляет решение задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности у данных воспитанников, проводит диагностику. В случае затруднений у ребёнка с ОВЗ оказывает коррекционную помощь: подбирает игры, упражнения.
Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с ОВЗ: разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Углубленное исследование, консультирование педагогов, родителей, коррекцию эмоционально-личностной сферы.
Воспитатели реализуют обучение детей с ОВЗ через совершенствование методов и приёмов работы личностно-ориентированного подхода. Осуществляют коррекционную работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка, способствуют формированию опыта эмоционального и делового взаимодействия ребёнка со взрослым, стимулируют проявление потребности в контактах. Осуществляет консультативную помощь родителям по проблемам, связанным с развитием и воспитанием «особого» ребенка.
Всю работу с детьми ОВЗ мы строим по следующим направлениям:
- Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
- Работа со специалистами.
- Работа с центром диагностики и консультирования (ПМПК Тутаевского района).
- Работа с родителями детей с ОВЗ.
- Работа консилиума ДОУ.
- Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
В нашем детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия.
В психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения ведется следующая документация:
- Документация по деятельности медико-психолого-педагогического консилиума (план работы, протоколы заседаний).
- Документация на каждого ребенка (заключение ПМПК, договор-согласие от родителей (Приложение 1), согласие на осуществление коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (Приложение 2), характеристика на каждого воспитанника (Приложение 3), индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка (Приложение 4).
Ожидаемые результаты:
Дети:
- позитивная адаптация к условиям ДОУ;
- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта.
Родители:
- получение квалификационной психолого-медико-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
- адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;
- приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
- получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
2.1. Подготовительный этап.
Особое место по раннему выявлению и сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями педагоги отводят диагностике (Приложения 5, 6). Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».
Для детей, имеющих заключение территориального ПМПК педагог-психолог составляет адаптированную образовательную программу на каждую категорию нарушения развития ребенка (Приложение 7). Воспитатели группы совместно со специалистами составляется индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка (Приложение 8). Его реализация осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий. Воспитателями группы на основании педагогической диагностики составляется карта индивидуальной работы по образовательным областям, ведется журнал индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ (Приложение 9)
2.2. Практический этап
По результатам первичной диагностики детей моей группы был выявлен высокий процент воспитанников, имеющих речевые нарушения, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. Также были выявлены дети, требующие особого внимания, которые были зачислены на ПМПк ДОУ и направлены на прохождение в территориальную ПМПК.
Возникла необходимость осуществления профилактических и коррекционных мероприятий. Для этого я использую различные гимнастики и упражнения, игры, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (ребристые дорожки, тактильные коврики).
Также активно использую современный метод арт-терапия, в основе которого лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, литература и пр.
Дыхательная гимнастика (Приложение 10,11) является очень значимой частью оздоровительной работы, которую ежедневно провожу с детьми. Для игр на развитие дыхания я использую такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки. В речевом центре обновляю картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания в соответствии с возрастом детей.
С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика (Приложение 12,13,14). Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек.
В работе с детьми я использую комплексы гимнастики для глаз (Приложение 15,16,17).
Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников провожу мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Мной подобраны игры и упражнения (Приложение 18,19,20,21), диски с музыкальным сопровождением.
Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов.
В структуру образовательной деятельности, на разных его этапах, обязательно ввожу динамические паузы, физкультурные минутки (Приложение 22,23), помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего провожу их с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.
По моему мнению, важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика (Приложение 24,25) сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.
Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа (Приложение 26), проводимого ребенком под моим контролем. Массажные упражнения выполняем с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, массажера су-джок (Приложение 27, 28), карандашей (Приложение 29).
Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование новых информационных технологий, компьютерных методик.
Развивающую среду группы пополняю дидактическими играми и пособиями, направленные на всестороннее развитие детей (Приложение 30).
Опыт показывает, что дети, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь справиться с дефектом. Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог – логопед – воспитатель – ребенок – родитель». Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляю при помощи различных форм работы: анкетирование (Приложение 31), беседы, консультации (Приложение 32), вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
2.3. Заключительный этап
По результатам диагностик на конец года у детей в основном наблюдается положительная динамика по всем областям развития. Благодаря проведенной коррекционно-развивающей работе с детьми, выше изложенными методами совместно со всеми специалистами ДОУ, можно говорить о значительных улучшениях в развитии детей с ОВЗ и детей, находящихся в группе риска. В ходе обследования изменились и уровни: у некоторых детей уровень повысился на один пункт, т. е. с низкого перешёл на уровень среднего. Система коррекционно-развивающей работы вполне оправдана, так как позволяет успешнее решать задачи коррекции задержек и отклонений в развитии детей. Для наглядности результаты диагностики, представлены в сравнительной диаграмме (Приложение 33)
Заключение
Современные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ позволяют решать многие проблемы.
При сопровождении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Главная задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы создать такую модель обучения и развития детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого ребенка появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающей работы направлена на разностороннее развитие личности детей с ОВЗ, способствует их умственному развитию. Используемые педагогами в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии помогают детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
- Федеральный Закон РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 часть 4
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного
образования от 28.02.2014 г № 08-249.
- Письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Приказ МО от 24.03.2009 г №95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Буданова Т., Смышляева В., Терновская Г. «Как составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ» Журнал «Справочник педагога-психолога», № 7, 2017
- Кутепова Е. «Как сопровождать образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» Журнал «Справочник педагога-психолога», № 6, 2017
- Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М.М.Семаго - М., АРКТИ, 1999. – 138с.
- Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. — M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.
- Федотова А., Крынцылова «Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка» Журнал «Дошкольное воспитание», № 8, 2006
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России-2018»
Комплексный анализ образовательного мероприятия
организованной образовательной деятельности
с детьми средней группы
Тема занятия:
«Поможем бабушке Федоре»
Подготовила:
Гусева Светлана Константиновна,
воспитатель I квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №4 «Буратино»
Тутаев
2018 г.
Занятие спроектировано на основе интеграции 5 образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие. В занятии использованы сквозные механизмы развития ребенка: игра, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативная деятельность.
Во время проведения образовательной деятельности были использованы следующие педагогические технологии: игровая, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, информационно - компьютерная технология.
Целью данного занятия является знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – раскрашивание цветной солью.
Для реализации цели были поставлены следующие программные задачи:
- Формирование умения раскрашивать рисунки, используя нетрадиционную технику рисования.
- Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды.
- Формировать умение детей решать проблемные творческие задачи.
- Развивать моторику кистей рук и пальцев, творческое мышление, речевые навыки общения.
- Воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность; коммуникативные способности, эстетический вкус.
- Воспитывать желание и готовность помочь другому, сделать приятное.
В организованной образовательной деятельности использованы современные технические средства: мультимедийное оборудование.
Совместная деятельность педагога и детей осуществлялась в процессе организации различных видов деятельности (познавательная, коммуникативная, художественно - эстетическая).
Раздаточный материал соответствует количеству детей.
Образовательная деятельность была построена в соответствии с ФГОС и состояла из 3 этапов.
1 этап. Организационно-мотивационный.
Организационный момент направлен на концентрацию внимания детей, формирование доброжелательного общения дошкольников, создание благоприятного эмоционального фона. С этой целью была проведена игра «Эхо»
С целью обеспечения заинтересованности детей был введен сюрпризный момент - видеообращение персонажа сказки бабушки Федоры.
Проблемная ситуация заключалась в том, чтобы дети определили почему у Федоры убежала посуда. Предположение детей о том, что Федора её не мыла, было основано на личном опыте детей после прочтения сказки «Федорино горе».
2 этап. Основной.
С целью формирования у детей умения различать и называть предметы посуды на основе полученных знаний о ближайшем окружении была организована игра «Разложи посуду».
Проблемная ситуация «Что делать, если пропал рисунок?» побудила детей к практической художественной деятельности.
Для рисования детям был предоставлен новый материал – цветная соль. Создала условия для свободного выбора детьми цвета соли для раскрашивания чашки.
Проблемная ситуация «Как украсить солью рисунок?» побудила детей к исследовательской деятельности. В процессе ее выполнения дети пришли к выводу, что необходимо использовать клей.
В процессе всего занятия обеспечивались условия для взаимодействия детей друг с другом и со мной. Особое внимание на протяжения всего занятия уделяла применению здоровьесберегающей технологии, в частности, использование физкультминуток, тематической физкультминутки «Мы посуду перемоем», упражнения с мячиком су-джок, организация смены видов детской деятельности (познавательная сменялась с двигательной)
Сюрпризный момент, создание проблемных ситуаций, смена видов детской деятельности детей способствовала поддержанию познавательного интереса у дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС к организации образовательной деятельности создала условия для проявления детьми самостоятельности и активности. Комфортная психологическая обстановка на занятия способствовала активному участию детей в совместной и самостоятельной деятельности.
Все дети были вовлечены в образовательный процесс, были предложены задания разного характера, что способствовало поддержанию интереса к деятельности. Ситуация успеха создавалась с помощью похвалы детей, одобрения.
При выполнении самостоятельной деятельности дети справились с поставленной задачей, помощь оказывала частично.
3 этап. Оценочно-рефлексивный.
Результат деятельности оценивался самими детьми.
С помощью вопросов побуждала детей к выражению своего отношения к процессу деятельности на занятии и ее результатам.
Таким образом, образовательная деятельность соответствовала принципам развивающего характера.
Поставленная мною цель достигнута. Задачи реализованы в полном объеме. Дети были активны, увлечены творческой деятельностью.
В целом занятие считаю удачным, результатом работы удовлетворена.
Решение задач, которые были поставлены, способствуют выходу на целевые ориентиры:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России-2018»
Мастер – класс на тему:
«Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ».
Подготовила:
Гусева Светлана Константиновна,
воспитатель I квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №4 «Буратино»
Тутаев
2018 г.
Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.
Задачи:
Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя методы и приемы арт- терапии, как одну из форм организации мастер –класса.
Обучение применения в своей педагогической практике метода и приемов арт- терапии.
Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед тем как мы начнем, давайте немного поиграем в игру «Да или нет»:
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите?
Пришли вы все на мастер-класс,
Вам лекции хочется слушать сейчас?
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне?
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?
Слайд 2.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс: «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». На первый взгляд тема моего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый воспитатель. Воспитатели являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.
И сегодня об этом мой мастер-класс.
Слайд 3.
Может кто-то из вас скажет «Что же такое арт-терапия?»
(высказывания слушателей)
Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством) - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Слайд 4.
Более подробное определение дает психолог, автор книги «Введение в арт-терапию» Ирина Владимировна Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".
Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Слайд 5.
Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:
- избавление от стресса,
- преодоление тяжелых переживаний,
- развитие творческих способностей,
- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,
- расстройства психики,
- негативные эмоциональные состояния,
- разностороннее развитие личности и др.
Слайд 6.
История арт-терапии
Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов.
Но только в 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположниками арт-терапии являются американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М.Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.
В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России.
Слайд 7.
Виды и методы арт-терапии в работе с детьми
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:
Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства.
Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы.
Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью сказок.
Музыкотерапию – занятия с помощью музыки.
Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.
Цветотерапию – использование разных цветовых сочетаний и образов.
Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними.
Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал.
Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.
Коллажирование – создание коллажей.
Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.
Танцевально-двигательная терапия – воздействие с помощью танца.
В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно! И мы сегодня познакомимся более подробно с некоторыми из них.
Слайд 8.
Одним из направлений арт-терапии, применяемых мной в работе с детьми - тестопластика.
Одно из самых популярных художественных занятий – это лепка из солёного теста. Мука, вода, соль -природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный. Можно лепить сразу из такого теста, затем готовые фигурки высушить и покрасить, а можно лепить из теста, предварительно его окрасив.
Слайд 9.
Тестопластика способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе специалистов детского сада.
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в сказку и предлагаю фокус группе превратиться в мастериц и заняться творчеством.
Дети очень любят кукольный театр. Особый восторг вызывают персонажи знакомых сказок, сделанные своими руками. А теперь как говорится «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Я предлагаю вам вместе создать
Слайд 10.
персонажей известной русской народной сказки «Репка» о дружбе и взаимовыручке.
Вам следует договориться друг с другом и каждому слепить одного героя из сказки. Проявите свою фантазию и воображение.
А пока наши коллеги творят, мы с вами обратим внимание на другие виды арт-терапии.
Слайд 11.
Изотерапия – еще один вид арт-терапии часто применяемый мной в работе с детьми.
Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.
Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету.
Уважаемое жюри, я предлагаю вам порисовать в технике «Совместное рисование». Первый участник задумывает картинку и рисует один элемент, передает следующему, тот дорисовывает также одним элементом и так до последнего участника. Главное условие: вы не должны общаться!
Я попрошу вас приготовить лист бумаги и выбрать карандаш любого цвета, который вам нравится. Итак, приступим.
Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу. Затем проводится обсуждение полученного рисунка.
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Слайд 12.
Игротерапия.
В своей повседневной деятельности мы используем множество игр подвижных, дидактических, развивающих.
Слайд 13.
Чтобы гости не скучали, я предлагаю поиграть в игру «Волшебные очки»
У меня в руках волшебные очки. Все, кто их надевает, видит в человеке только хорошее. Я вижу…
Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.
Наши мастера, художники готовы!
К мастерицам:
Посмотрите, какие герои получились.
Мастерицы, а что вы испытывали, пока лепили?
К художникам:
Давайте полюбуемся вашим рисунком.
Совпадает ли задуманное с нарисованным?
Ко всем:
Как вы думаете, чему способствуют используемые техники в работе с детьми?
Слайд 14.
Вы правы, но я бы добавила только
Арт-терапия для детей выполняет следующие функции
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
А сейчас давайте все вместе поиграем в игру, которая направлена на развитие зрительно-моторной координации.
ДВИГАТЕЛЬ НО – РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»
Жили – были дед и баба (Указательный палец правой руки у правой щеки, затем то же левой рукой)
На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу)
И любили очень – очень (Гладят живот)
На сметане колобки. (Пальцами рисуют в воздухе круг)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила, (Кулачками «месят» тесто)
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках. (В ладонях перекатывают колобок)
Вышел круглый, (Круговые движения правой ладошкой на
Вышел гладкий, левой)
И румяный он, и сладкий. (Подносят ладошки к лицу, облизываются.)
Мимо мышка тут бежала, (Быстро перебирают пальчиками в воздухе.)
Колобочек увидала: (Козырьком прикладывают руку ко лбу.)
«Ах, как пахнет колобочек, (нюхают)
Дайте мышке хоть кусочек!» (Пальцы складывают в щепотку и крутят в воздухе кистями.)
А мы спрячем колобочек (Прячут руки за спиной)
И закроем на замочек! (поворачивают ключ в замке.)
Вот видите, как вместе у нас все получилось интересно и весело. В заключение мастер-класса предлагаю вам послушать притчу: «Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Каждый из рабочих шел со своим настроением, и я прошу вас оценить свое настроение от полученного мастер-класса.
Слайд 15.
Вам предлагаются смайлики разных цветов с эмоциями:
Желтый – это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем;
Синий – у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии;
Зеленый - вам было интересно, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили.
Слайд 16.
На этом наш мастер – класс подошел к концу. Всем спасибо.
Желаю творческих успехов с вашими детьми!
У кого есть вопросы, я буду рада на них ответить.
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России-2018»
Конспект
организованной образовательной деятельности
для детей средней группы
на тему:
«Поможем бабушке Федоре»
Подготовила:
Гусева Светлана Константиновна,
воспитатель I квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №4 «Буратино»
Тутаев
2018 г.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – раскрашивание цветной солью.
Задачи:
- Формирование умения раскрашивать рисунки, используя нетрадиционную технику рисования.
- Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды.
- Учить детей решать проблемные творческие задачи.
- Развивать моторику кистей рук и пальцев, творческое мышление, речевые навыки общения.
- Воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность; коммуникативные способности, эстетический вкус.
- Воспитывать желание и готовность помочь другому, сделать приятное.
Организация детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Методы и приемы: использование видеозаписи, художественного слова; беседа; речевая игра; вопросы поискового характера; экспериментирование; физминутки; упражнение с массажным мячиком - су-джок; совместная изобразительная деятельность.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»; рассматривание иллюстрации на тему «Посуда», игра «Чудесный мешочек»
Материал: презентация, проектор, ноутбук, корзинка, коробка с заготовками для раскрашивания чашек, посуда, су-джок на каждого ребенка, розетки, клей ПВА, кисточка, цветная соль, влажные салфетки.
Содержание организованной образовательной деятельности:
Слайд 2
Звучит песня, дети заходят в группу:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись, улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется. (останавливаются)
Воспитатель:
1,2,3,4,5 будем в эхо мы играть
Предлагаем и гостям всё за нами повторять
Крикнем громко:
Дети: С добрым утром!
Воспитатель: Эхо вторит:
Гости: С добрым утром!
Воспитатель: Скажем тише:
Дети: Рады встрече!
Воспитатель: эхо тоже
Гости: Рады встрече!
Воспитатель: Закричим всем, всем
Дети: Привет!
Воспитатель: Эхо нам кричит в ответ
Гости: Привет!
Воспитатель: Дети тихо шепчут все
Дети(шёпотом): Здравствуйте!
Воспитатель: Эхо шепчет вдалеке
Гости: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие.
Слайд 3
Раздается плач, причитания Федоры.
Ой, ребята, помогите,
Мне посуду воротите
И чашки ушли и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре, горе.
Воспитатель: Что случилось у Федоры?
Дети: Убежала посуда.
Воспитатель: Почему от нее убежала вся посуда?
Дети: Потому что бабушка Федора не мыла ее.
Воспитатель: Бабушка Федора огорчилась, что от нее ушла посуда. Она хочет ее вернуть, но не знает как. Как мы можем помочь бабушке Федоре?
Дети: Найти и вернуть посуду Федоре.
Воспитатель: Предлагаю нам отправиться на поиски посуды, которая убежала от Федоры!
Физкультминутка.
Раз – два – три – четыре – пять –
Посуду отправляемся искать. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба «змейкой»).
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
И посуду мы найдем.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько посуды, давайте ее аккуратно сложим в корзинку. (Собирают в корзинку)
Воспитатель: Ребята, а чтобы посуда опять не убежала от Федоры, что нужно ей сделать?
Дети: Помыть посуду.
Воспитатель: Правильно, ребята! Каждая хозяйка должна беречь посуду, ухаживать за ней, тогда она не убежит и прослужит очень долго!
Воспитатель: Вы готовы помочь Федоре помыть посуду? Давайте пройдем на нашу кухню и там ее помоем. Мальчики помоют кухонную посуду - она тяжелая, а мальчики у нас сильные! Девочки помоют столовую посуду.
Физкультминутка (имитация движений)
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Воспитатель: А теперь что нужно сделать?
Дети: Расставить посуду на место.
Воспитатель: Тогда расставим кухонную посуду на кухне, а столовую посуду - на столе. (Дети расставляют посуду по местам).
Воспитатель: Вот мы и помогли бабушке Федоре вернуть убежавшую посуду! Теперь она чистая и лежит на своем месте! Ой, ребята, посмотрите, а один стол остался не накрытым, как вы думаете, что Федора делает за ним?
Дети: Она за ним пьет чай.
Воспитатель: Но здесь чего-то не хватает?
Дети: Не хватает чашек.
Воспитатель: А у нас остались чашки? Может они остались в корзинке?
Дети: Нет.
Воспитатель: Куда же они спрятались? Давайте поищем. (Находят коробку, открывают)
Воспитатель: Посмотрите, а с чашечками, что-то случилось, весь рисунок пропал и они стали не красивыми. Ребята, что можно сделать, чтобы чашечка стала красивой, нарядной?
Дети: Можно ее раскрасить.
Воспитатель: А чем мы можем раскрасить?
Дети: Красками, карандашами.
Воспитатель: У меня нет ни красок, ни карандашей. Но, посмотрите, у меня есть кое-что другое, волшебное! (достаю мешочек с солью). Как вы думаете, что это? (дети обследуют мешочек)
Дети: Песок, манка…
Воспитатель: Это цветная соль! При работе с ней надо быть очень осторожными и запомнить правило: «В рот соль мы не кладем, пальцами глаза не трем!» (Высыпаю соль на поднос). Потрогайте ее, скажите, какая она? (Дети берут соль в руки)
Дети: Сухая, цветная.
Воспитатель: Положите соль себе на ладошку, ее трудно удержать. Соль состоит из множества кристалликов. Если сжать ее в кулачок, то она сыплется струйкой (показываю, дети повторяют).
Воспитатель: Я предлагаю вам этой солью украсить чашечки для бабушки Федоры.
Давайте, пройдем в мастерскую и раскрасим их. Рассаживайтесь по местам. (Садятся за столы)
Воспитатель: Прежде чем начать, давайте подготовим наши руки для работы, возьмем су-джок:
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам рисовать!
Воспитатель: Возьмем кисточки, рядом с железной рубашечкой, макаем в соль и намазываем чашку. (Пробуют раскрасить)
Воспитатель: Ничего не получается. Кружечка осталось такой же. Что же нам делать? Давайте попробуем посыпать соль на чашечку. (Пробуют посыпать, ссыпают в тарелку).
Воспитатель: Посмотрите, опять ничего не получается. Чашка осталась такой же. Как же сделать так, чтобы соль прилипла к чашке?
Дети: Покрыть чашку клеем.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А я забыла совсем про клей! Сначала посмотрите, как я раскрашу свою чашку. (Показ с объяснением).
Покрываем фрагмент чашки клеем.
Выбираем цвет соли, посыпаем щепоткой, набирая как можно больше цветной соли, тот фрагмент, который покрыт клеем.
Стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.
Повторяем то же самое со следующим фрагментом чашки.
А теперь я предлагаю вам раскрасить чашки для бабушки Федоры волшебной солью. (Слайд 4 Во время работы звучит музыка, дети работают самостоятельно, если необходимо проводится индивидуальный текущий инструктаж для тех детей, которые затрудняются).
Давайте покажем друг другу, какие красивые у нас получились чашки.
Дети показывают работы, воспитатель хвалит.
Воспитатель: Ребята, возьмите чашки за ручки, поможем Федоре накрыть на стол. (Расставляют чашки на столе). Теперь Федора может пригласить гостей.
Давайте посмотрим как дела у бабушки Федоры?
Слайд 5, 6 Фрагмент из мультфильма «Федорино горе»
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? Что вам понравилось делать? Какое задание было сложным, трудно выполнять? Нам пора прощаться со сказкой, а чтобы вернуться в детский сад нам нужно взяться за руки:
Вот идем мы по дорожке
Топ, топ, топ.
Повернулись на прощанье
Скажем всем мы «До свиданья!»