Педагогические технологии
В своей работе реализую системно-деятельностный подход с помощью таких технологий как: обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологию уровневой дифференциации, проблемно-диалоговую технологию, кейс-метод, технологию интеллект-карт, здоровьесберегающие и интерактивные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 34 КБ |
urok_1.doc | 251 КБ |
urok_2.docx | 199.46 КБ |
urok_3.docx | 33.31 КБ |
prilozheniya_k_uroku_1_po_trkm.doc | 137 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1005.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.
«Принципиальным отличием Федеральных образовательных стандартов НОО является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /ФГОС НОО/.
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются индивидуальность, вариативность, открытость.
Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика значимого субъективного опыта.
Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.
Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель -ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Одной из таких технологий является ТРКМ (технология критического мышления).
Цель проекта: проектирование серии уроков с применением технологии критического мышления.
Задачи:
1) изучение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2) изучение и освоение технологии критического мышления
3) применить в проектировании серии уроков с данной технологией.
Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников.
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Критическое мышление представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую творческую активность, развивает индивидуальность.
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса обучающихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности, она предоставляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить полученные знания.
Эту технологию мы реализуем через серию уроков по предметной линии «Литературное чтение» 2 класс УМК «Школа России».
Предварительный просмотр:
Урок №1
Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель: организация деятельности обучающихся по составлению плана пересказа на содержании произведения М.Пришвина "Ребята и утята".
Задачи:
Образовательная: познакомить с творчеством и биографией писателя и его произведением, учить выделять смысловые части, составлять план рассказа по ключевым словам и пересказывать по плану.
Развивающая: продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления через чтение и письмо)
Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительный, использование творческих заданий.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
- рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»
- портрет писателя
- выставка книг о животных М.Пришвина
- интерактивная доска
- иллюстрации к рассказу
Планируемые результаты:
Составление плана пересказа произведения М.Пришвина "Ребята и утята".
Технологическая карта
№ п/п | Этап занятия | Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий |
I. 1. 2. II. 3. 4. III. 5. 6. | Стадия вызова. Орг. момент Задачи: подготовить обучающихся к работе на уроке Актуализация знаний Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся знания у обучающихся по данной теме; вызов устойчивого интереса к изучаемой теме; побуждение обучающих к активной работе на уроке. Стадия осмысления. Изучение нового материала Задачи: познакомить с текстом, пословицами, расширить словарный запас. Физкультминутка «Танец маленьких утят» Закрепление Задачи: составлять план пересказа, характеризовать героев. Стадия рефлексии Итог урока Задачи: обобщить полученную информацию, ее целостное осмысление; формировать у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу; присвоение нового знания, новой информации. Домашнее задание Задачи: закрепить материал, полученный на уроке; возможность получить новые сведения из дополнительных источников. | Л: мотивация к учебной деятельности, настрой на урок. К: умение позитивно относиться друг к другу Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать возникшую проблему. П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение делать умозаключения; К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение конкретизировать свои знания. Предметные: расширение знаний о творчестве писателя. Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать свою возникшую проблему. П: умение использовать разные источники получения информации; делать умозаключения; умение строить логические цепочки рассуждения. К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение ставить и сохранять учебную задачу; Предметные: знакомство с текстом, со значением новых слов. Л: оценка важности здорового образа жизни, снятие усталости. Л: осознание ответственности за выполнение учебной деятельности. П: умение структурировать знания; Р: умение сохранять учебную цель и задачу; умение составлять план. К: умение выслушать друг друга; умение осознанно строить высказывания. Предметные: умение классифицировать; умение обрабатывать информацию в тексте; умение составлять план по ключевым словам. Л: умение понимать значимость полученной информации. П: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию. К: умение слышать, слушать, понимать речь учителя и товарищей. Р: умение оценивать свою работу в группе. Предметные: умение обобщать, полученную информацию на основе текста. | Обучающиеся разделены на группы по желанию. - Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? - Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям! Методический прием «Корзина идей» - Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать или вспомнить об этом человеке, его творчестве? - Обменяйтесь своей информацией в группе. Выберите сведения, которые не повторяются и зачитайте. Прием «Чтение с пометами». -Все ли знаете об этом человеке? - При чтении биографии карандашом выставляете пометки на полях. V – знаю + - новое ? – возник вопрос - Что узнали нового? - Обсудим, где возникли вопросы. - О ком писал автор? Обращается к выставке книг. - Да, сегодня мы продолжим изучение произведений писателя, будем читать рассказы о животных. Первичное чтение учителем (с.132-134). - Поднимите руки те, кому понравился рассказ? - Как вы думаете, почему рассказ так называется? Словарная работа. Прием «Мудрые совы» Азы работы над текстом. - Встретились ли вам трудные слова? (проблема). - Найдите в словарях лексическое значение слов. Обобщение. Выяснение значения слов. Вторичное чтение. - Прочитайте рассказ еще раз самостоятельно и выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной. - Что неожиданным оказалось для вашей группы? - Постарайтесь выразить основную мысль текста - главную жизненную мудрость? Работа с пословицами (с.134). Распределяет пословицы по группам. - Соотнесите пословицы с главным смыслом рассказа. - Поделитесь своей информацией (идет обсуждение). Работа с иллюстрацией. - Найдите и зачитайте предложение из текста, которые подходят к картинке с.134. Поучительный вывод. - Какие выводы мы можем сделать из прочитанного текста? - Как бы вы поступили на месте рассказчика? - Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе. Прием «Кластер» - Обсудите в группе и составьте кластер на тему «Ребята». Синим цветом обозначьте, какими были ребята до встречи с автором. Красным цветом – после встречи. - Обсудите в группе, что пытался объяснить писатель ребятам и читателям? - Поместим ваши кластеры на доску. Прием «Сюжетная таблица» - Заполните сюжетную таблицу, которая находится на парте. Работаем группой. Обсуждение. Выслушивает ответы детей, подводя к плану пересказа. Составьте план пересказа. Корректирует ответы детей и записывает на доску. - Что у нас получилось? Зачитайте. - Кто сможет пересказать текст? - Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня? - Как поступил бы ты на месте рассказчика? На парте у каждого лежит лепесток. Оцените свою работу в группе, закрасив каждый свой лепесток. Если у тебя все получалось, все удалось, закрась лепесток желтым цветом, если были небольшие трудности – зеленым, если было трудно, непонятно, закрась лепесток красным цветом. Из лепестков составьте общую ромашку. Прикрепите ромашку группы на доску. - Подготовить пересказ текста по составленному плану с.132-135. - Подготовить пересказ текста от имени ребят или утки (по желанию). | Делятся на группы. Настраиваются на активную деятельность. Каждый ученик записывает все, что знает об этом писателе и его творчестве в свою корзину. (1-2 минуты). Обмениваются информацией в группе (обсуждение), выделяют главное, зачитывают. Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы с биографией) с пометами; работа с текстом. Отвечают. Проговаривают. - О животных. Слушают рассказ. Отвечают на вопрос. У каждой группы на парте толковые словари. Сталкиваются с проблемой, анализируют слова. Ответы обучающихся: верста, кузница, зашвыряли, паровое поле, чирок-свистунок. Вторичное чтение каждым ребенком. Читают и выбирают информацию, которая является неожиданной. - Зашвыряли шапками утят, хотели поймать утку-мать, подошел автор, испугались и переменили свои действия. Определяют ключевое выражение, фразу (Человека судят по его поступкам). Каждая группа читает свою пословицу, определяет ее смысл и соотносит с содержанием рассказа. Обсуждают в группе. - «Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания!». Делают выводы. Высказывают свое мнение. Обсуждают. Дети выполняют физкультминутку. Обсуждают и составляют. В процессе работы над кластером дети обмениваются информацией, каждый предлагает свое мнение. - Бережно относиться к животным и природе. Помещают кластеры. 1-2 группы читают. Выслушивают ответы товарищей, озвучивают не повторяющиеся ответы, делают выводы, заполняют таблицу. Составляют план пересказа. - План пересказа. 1. Утка повела утят к озеру. 2. Ребята ловили утят. 3. Приказ взрослого. 4. Мальчики отпустили утят. Пересказ сильного ученика. Отвечают на вопросы. Предположения обучающихся. Оценивают, закрашивают, составляют, прикрепляют ромашку на доску. Осмысливают д/з. Фиксируют в дневник. | Приложение 1. Портрет писателя. Приложение 2. «Корзина» (у каждого). Приложение 3. Биография писателя. Приложение 4. Таблица «Мудрые совы». Приложение 5. Кластер. Приложение 6. Сюжетная таблица. На доске план: 1. Утка повела утят к озеру. 2. Ребята ловили утят. 3. Приказ взрослого. 4. Мальчики отпустили утят. Приложение 7. Ромашка. Ромашки каждой группы на доске. |
Предварительный просмотр:
Урок №2
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с творчеством Е. Чарушина и его произведением"Страшный рассказ".
Задачи:
Образовательная: познакомить с творчеством и биографией Е. Чарушина; формировать умение делить текст на смысловые части и озаглавливать их.
Развивающая: продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления через чтение и письмо)
Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительный, использование творческих заданий.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий
- рассказ Е. Чарушин «Страшный рассказ»
- портрет писателя
- выставка книг о животных Е. Чарушина
- интерактивная доска
- иллюстрации к рассказу
Планируемые результаты:
Знакомство с творчеством Е.Чарушина и его произведением "Страшный рассказ".
Технологическая карта
№ п/п | Этап занятия | Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий |
I.1.2.3.II.3.4.III.5.6. | Стадия вызова.Организационный момент.Проверка д/зАктуализация знанийСтадия осмысления.Изучение нового материалаФизкультминутка «Повадки животных».Закрепление изученного материалаСтадия рефлексииИтог урокаДомашнее задание | Л: мотивация к учебной деятельности, настрой на урок. К: умение позитивно относиться друг к другу Л: умение оценивать свою деятельность.П: умение пересказывать; умение строить логические цепочки рассуждения.К: умение слушать выступающего.Р: оценка правильности изложения текста по плану под руководством учителя.Предм.: умение излагать текст по плану, от имени героев рассказа .Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать возникшую проблему. П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение делать умозаключения; К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение конкретизировать свои знания. Предметные: расширение знаний о творчестве писателя. Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать возникшую проблему. П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение делать умозаключения; К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение конкретизировать свои знания. Предметные: расширение знаний о творчестве писателя; со значением новых слов. Л: оценка важности здорового образа жизни Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать свою возникшую проблему. П: делать умозаключения; умение строить логические цепочки рассуждения. К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение ставить и сохранять учебную задачу; оценка своей работы и работы в группе. Предметные: знакомство с текстом; умение составлять и задавать вопросы разных видов. Л: умение понимать значимость полученной информации. П: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию. К: умение слышать, слушать, понимать речь учителя и товарищей. Р: умение оценивать себя и работу в группе. Предметные: умение обобщать, полученную информацию на основе текста. | - Ребята, а вы бывали в лесу? - Вам понравилось там? - Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. (Указать на оформленную доску). Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц. - Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку. - Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. - Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки. - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто автор этого произведения? Перескажите текст по плану. Перескажите текст от имени утки. Перескажите текст от имени ребят. Включает голоса птиц. - Голос какой птицы вы узнали? - Сорока принесла нам задание, если мы его отгадаем, то узнаем еще об одном писателе, который писал о животных. Прием «Знаю - Хочу узнать – Узнаю» Прежде чем я расскажу вам о писателе, заполните 1-й и 2-й столбик таблицы. Прослушайте рассказ о писателе. Обращает внимание на портрет писателя. Рассказ учителя. - Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью. Заполните 3-ю колонку таблицы. Включает топот ежа. - Закройте глаза. Представьте, какое лесное животное может издавать такие звуки. Загадка о еже. - Еще раз закройте глаза и представьте, что вы находитесь в темной комнате и слышите такой звук. Включает топот ежа. - Вам страшно? - Сегодня мы будем читать рассказ Е.Чарушина «Страшный рассказ». Первичное чтение. Читает учитель. - Я читаю текст, вы следите и подчеркиваете непонятные вам слова. После чтения ответьте, почему рассказ так назван. Словарная работа. - С помощью толкового словаря выясните значение слов. - Обсудите в паре значение слов. Обобщение. - Отдохнем. Прием «Ромашка Блума» Делит класс на 6 групп по желанию. - Каждая группа отрывает лепесток ромашки, с заданием. 1 лепесток: составить простые вопросы по тексту. 2 лепесток: составить уточняющие вопросы по тексту. 3 лепесток: составить объясняющие вопросы по тексту. 4 лепесток: составить творческие вопросы по тексту. 5 лепесток: составить оценочные вопросы по тексту. 6 лепесток: составить практические вопросы по тексту. - Почему автор назвал рассказ страшным? - Можно ли назвать мальчиков трусами? Выскажите свою точку зрения. - Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищённости. А это в свою очередь, даёт ощущение спокойствия. Прием «Синквейн». - Напишите свой синквейн по данному алгоритму:
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня? Прочитаем хором. «Ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно». - Как вы понимаете эти слова? - Так как же нужно относиться к природе? Самооценка. - На парте у каждого находятся трафареты яблок и один ежик на группу. Оцените свою работу в группе. - Возьмите каждый по яблоку и раскрасьте его. Если у тебя все получалось, все удалось, закрась яблоко желтым цветом, если были небольшие трудности – зеленым, если было трудно, непонятно, закрась яблоко красным цветом. - Прикрепите свое яблоко на ежика. - Представитель от группы прикрепляет ежика на доску. - Подготовьте выразительное чтение с.136-138.- Подготовьте рассказ о еже или историю из вашей жизни. | Ответы обучающихся.Слушают пение птиц.- Не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…- Е.Чарушин «Страшный рассказ”.Один ребенок пересказывают текст по плану прошлого урока, другой – пересказ от имени утки, третий – от имени ребят.Слушают.Примерные ответы (сорока).- Чарушин.У каждого на парте таблица.Каждый обучающийся заполняет самостоятельно 1-й и 2-й столбцы таблицы.Слушают рассказ о писателе.Заполняют 3-ю колонку таблицы. Предположение детей.- Да.- Сени, чулан.Выясняют значение слов: сени, чулан.Выполняют движения под музыкуДелятся на группы. Каждая группа вытягивает лепесток. - Кто главные герои рассказа? - Где они жили? - Что услышали мальчики в комнате? - Как вел себя ежик, когда пришли мама с папой? - Насколько мы поняли, мальчики были одни на даче? - Насколько мы поняли, действие происходило вечером? - Насколько мы поняли, мальчики испугались шороха? - Почему мальчики остались одни? - Почему мальчики закрылись с головой одеялом и прижались друг к другу? - Как вы думаете, ребята отпустят ежика в лес, когда закончится лето? - Как вы думаете, почему ежик забрался в дом? - Сравните, поведение мальчиков в начале рассказа и в конце. - Как поступили бы вы на месте Шуры и Пети? Каждая группа зачитывает свои вопросы, а остальные отвечают, пользуясь текстом. Отвечают на вопросы учителя Высказывают свое мнение. Каждый пишет за 5 минут свой синквейн. После этого из нескольких синквейнов составляют один, с которым согласны все. - Дети. - Трусливые, боязливые. - Остались, боятся, прижались. - Мальчики напугались топота ежа. - Ребята. Отвечают на вопросы учителя. Читают слова Чарушина с доски. Высказывают свое мнение. -С любовью и добром. Выслушивают учителя. Выполняют задание. Осмысливают и фиксируют в дневник. | Музыка леса, голоса птиц.Голоса птиц.Картинка сорокиТаблица «Знаю - Хочу узнать – Узнаю»Портрет писателяКартинка ежаУчебникс.136-138На доске слова Е.Чарушина «Ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно». Листы цветной бумаги лежат у каждого ребенка на партахТрафареты ежа (6) и яблоки для каждого ученика. |
Предварительный просмотр:
Урок №3
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: организация деятельности обучающихся по составлению плана пересказа на содержания произведения Е.Чарушина "Страшный рассказ".
Задачи:
Образовательная: формировать умение делить текст на смысловые части и озаглавливать их.
Развивающая: продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.
Тип урока: закрепление нового материала
Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления через чтение и письмо)
Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительный, использование творческих заданий.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий
- рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская
- рассказ Е. Чарушин «Страшный рассказ»
- портрет писателя
- интерактивная доска
- иллюстрации к рассказу
Планируемые результаты:
Составление плана пересказа произведения Е.Чарушина "Страшный рассказ".
Технологическая карта
№ п/п | Этап занятия | Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий |
I. 1. 2. 3. II. 4. III. 5. 6. | Стадия вызова. Орг. момент Проверка д/з Актуализация знаний Стадия осмысления Повторение изученного материала Стадия рефлексии Итог урока Домашнее задание | Л: мотивация к учебной деятельности, настрой на урок. К: умение позитивно относиться друг к другу. Л: умение оценивать свою деятельность.П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение анализировать.К: умение слушать выступающего.Р: оценка правильности и осознанности выполнения д/з.Предметные: умение анализировать и отбирать нужную информацию.Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать возникшую проблему. П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение делать умозаключения; К: высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение конкретизировать свои знания. Предметные: расширение знаний о творчестве писателя. Л: умение осознать свою работу; умение проявлять познавательную инициативу. П: умение структурировать знания; К: умение осознать свою работу в группе; умение выслушать Р: умение ставить и сохранять учебную задачу; Предметные: умение классифицировать; умение обрабатывать информацию в тексте; умение сравнивать и делать выводы; умение составлять план по ключевым словам. Л: умение понимать значимость полученной информации. П: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию. К: умение слышать, слушать, понимать речь учителя и товарищей. Р: умение оценивать себя и работу в группе. Предметные: умение обобщать, полученную информацию на основе текста. | - Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты. Речевая разминка. (3 минуты) 1. «Подышим, подышим» Задуй свечу. Вдохни аромат цветов. 2.«Разомнём язычок» губы в улыбке; приоткрыть рот; произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). Постановка цели урока. - Отгадайте загадку. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, - Прочитайте медленно. - Начните читать медленно, а затем ускоряйте темп. - Начните читать быстро, а затем замедляйте темп. - Прочитайте с сердитой интонацией. - Прочитайте с весёлой интонацией. - Прочитайте с удивлением. - Прочитайте с сожалением. Выразительное чтение рассказа. - Какие рассказы о еже вы подготовили? На доске стихотворение с пропущенными словами. Если ежик не пьет молоко, Значит, где-то в лесу …, Под кустами, в гнезде из листочков, Есть у ежика сын или … Значит, надо ежика взять И в лес отнести … - Почему я именно это стихотворение вам предложила? Прием «Чтение с остановками». Делит класс на группы по желанию. Работа с тетрадью. - Прочитайте текст с остановками. - После каждой смысловой части по моему сигналу вы делаете остановку и составляете вопросы по прочитанной части. (Прогнозирование событий). Корректирует работу. - Задайте вопросы по 1 части. - Озаглавьте 1 часть и запишите в тетрадь. - Как вы думаете, что будет дальше? - Прочитайте дальше. - Задайте вопросы по 2 части. - Озаглавьте 2 часть и запишите в тетрадь. - Как вы думаете, что произойдет в третьей части? - Прочитайте третью часть. - Задайте вопросы по 3 части рассказа. - Озаглавьте 3 часть и запишите. - Прочитайте последнюю часть. - Задайте вопросы по 4 части. - Озаглавьте 4 часть и запишите. - Какие пункты можно добавить в план? Поработайте в группах. - Какой план у вас получился? Прочитайте. Пересказ текста. - Перескажите рассказ по составленному плану. Сравнение текстов. - А сейчас мы будем сравнивать два текста – художественный и научный. Откройте учебники на с.155. Прочитайте задание 7. - Прочитайте текст самостоятельно, приготовьтесь читать его всем. - Что нового вы узнали о ежах из этого текста? - Чем похожи и чем различаются рассказ Е.Чарушина и текст из энциклопедии? - Прочитайте вывод в желтой рамочке на с 154. Сравните его с нашим выводом. Работа в тетради. - Отгадайте загадку. Отгадку нарисуйте в рабочей тетради. Добродушен, домовит, Весь иголками покрыт. Слышен топот шустрых ножек, Это наш приятель … - Чем занимались на уроке? - Чему вы учились? - Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу? - Чарушин на этот вопрос ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной». Самооценка. - Оцените свою работу и работу в группе на уроке. - На столах у вас лежат смайлики. Если у вас все получилось, удалось нарисуйте веселый смайлик. У кого были небольшие трудности – серьезный. А кому было трудно и не понятно – грустный смайлик. - Покажите какие смайлике у вас получились (по группам). - Подготовить пересказ по составленному вами плану. - Подробно пересказать произведение от лица одного из мальчиков. | Настраиваются на урок. Выполняют речевую разминку. - Ежик. 2-3 ученика читают рассказ. 3-4 ученика рассказывают. Читают вслух, вставляя пропущенные слова. - Мы будем продолжать работать над произведением, героем которого будет ёжик. Делятся на группы.Индивидуально читают.По сигналу учителя останавливаются, составляют вопросы по данной части рассказа и обсуждают их в группе.Выносят на обсуждение класса.- Где жили Шура и Петя? - Почему они остались одни? - Как вы думаете, испугались мальчики или нет? - Мальчики остались одни. Прогноз детей. Читают 2 часть. - О чём говорили мальчики? - Стало мальчиком страшно ил нет? - Странные звуки. Прогноз детей. Читают 3 часть. - Что чувствовали мальчики? - Как вы думаете, что произошло дальше? - Шура и Петя испугались. Читают 4 часть. - Кто тут пришёл? - Кого нашли в доме? - Как с ним поступили? - Чем закончился рассказ? - Родители вернулись. Работают в группе и добавляют пункты. Один ученик из каждой группы читает план пересказа. Пересказывают текст по плану. Дети читают задание. Дети читают и сравнивают. Ответы детей. Читают, сравнивают тексты. - Ежик. Рисуют ежика. Ответы. Рисуют смайлики. Показывают. Фиксируют д/з. | На доске загадка. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, На доске стихотворение: Если ежик не пьет молоко, Значит, где-то в лесу …, Под кустами, в гнезде из листочков, Есть у ежика сын или … Значит, надо ежика взять И в лес отнести … Рабочая тетрадь. Учебник с. 155. Рабочая тетрадь. Смайлики. Запись д/з на доске. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приложение 3
Приём «Чтение с пометами»
Биография М.М. Пришвина
Михаи́л Миха́йлович При́швин (1873 — 1954) — русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки. За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе и животным.
Приложение 3
Приём «Мудрые совы»
Азы работы над текстом | Найдите в тексте новые понятия. |
Что, не ждали? | Выберите информацию, которая является для вас неожиданной. |
Ты уже знаешь последние новости? | Запишите информацию, новую для вас. |
Главная жизненная мудрость | Определите ключевую фразу. |
Иллюстративное изображение | Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы … |
Поучительный вывод | Можно ли сделать из прочитанного выводы значимые для деятельности и жизни? |
Важные темы для обсуждения | Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе. |
Приложение 4
Приём «Кластер»
Приложение 5
Приём «Сюжетная таблица»
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
утка | вела утят | весной | из леса в обход деревни к озеру | место для гнезда |
ребята | увидели, зашвыряли | весной | на дороге | несмышленые |
автор | Подошёл, приказал | собрались закидать шапками мать | возле кузницы | защитить утят |
ребята | струсили, обрадовались, побежали, отпустили | приказал вернуть утят | овсяное поле | осознали свой поступок |
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель модернизации российского образования- новое качество образования