Разработка АООП для детей с ОВЗ

Парасотка Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа № 6»)

ПРИКАЗ

31.08.2015

№ 01-08/411

Об утверждении рабочих программ по предметам, программ внеурочной деятельности, курсам по выбору и элективным курсам, программ индивидуального обучения на дому

 в 2015-2016 учебном году

С целью обеспечения достижений обучающимися результатов освоения Образовательной программы школы, утверждённой приказом директора МБОУ «Средняя школа № 6» от 22.09.2010г. № 441, основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ «Средняя школа № 6»от 05.11.2014 № 605, основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора МАОУ «Средняя школа №6» от 22.06.2015 № 350,  на основании служебных записок заместителей директора по УВР Минкашевой Н.Н., Емчук Е.Н., Капитоновой Л.У., Романенко О.В., Фомина А.Д., Ефановой В.П., Кобелевой С.В., Мамедовой С.В.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить рабочие программы по всем предметам учебного плана школы на 2015/2016 учебный год:

- русскому языку и литературе (приложение 1);

- иностранному языку (приложение 2);

- математике, физике, информатике (приложение 3);

- химии,  биологии, экологии, географии (приложение 4);

- технологии,  музыке, ИЗО (приложение 5);

- истории, обществознанию, основам экономики, экономике, праву,физической культуре, ОБЖ (приложение 7);

- математике, русскому языку, литературному чтению,окружающему миру, ИЗО, технологии, ОБЖ (приложение 8).

2. Утвердить программы внеурочной деятельности (приложение 9).

3. Утвердить программы элективных курсов и курсов по выбору (приложение 10).

4. Утвердить программы индивидуального обучения на дому (приложение 11).

5. Утвердить адаптированные рабочие программы (приложение 12).

6. Контроль за прохождением программ возложить на заместителей директора Капитонову Л.У.,  Романенко О.В., Емчук Е.Н.

Директор                О.И.Дзюба

Романенко

С приказом ознакомлены:

_______

Л.У.Капитонова

«____»  ____2015

_______

О.В.Романенко

«____»  ____2015

_______

Е.Н. Емчук

«____»  ____2015

Приложение № 12

к приказу директора

МАОУ "Средняя школа № 6"

от 31.08.2015 № 411

Адаптированные общеобразовательные программы

№ п\п

Ф.И. ученика

Ф.И.О. учителя

Предмет

Жердина Анастасия

Ширшова Н.С.

Русский язык, литература

Сидорова О.В.

Математика

Жердина Н.Н.

География

Хаврушина Л.В.

История, обществознание

Кульмаметова А.А.

Биология

Шайсламова А.Р.

Английский язык

Ахметзянов Марсель

Парасотка О.В.

Русский язык, литература

Сухарева Н.И.

Алгебра, геометрия

Нохай А.А.

Информатика

Галиева З.Х.

Физика

Логинова А.А.

География

Колесников Е.Б.

История, обществознание

Заремская Л.А.

Химия

Кульмаметова А.А.

Биология

Нагаева Г.М.

Английский язык

Витвинов Иван

Агеева Т.А.

Русский язык, литература

Кадырова Л.З.

Алгебра, геометрия

Сагитова Г.Р.

Информатика

Галиева З.Х.

Физика

Жердина Н.Н.

География

Хаврушина Л.В.

История, обществознание

Кульмаметова А.А.

Химия

Андрийченко И.В.

Биология

Шайсламова А.А.

Английский язык

Сухарев М.С.

ОБЖ

Горяинова Александра

Бабич С.П.

Русский язык

Махдиева С.И.

Литература

Плашевская С.Г.

Алгебра, геометрия

Сагитова Г.Р.

Информатика

Иняшева Е.В.

Физика

Жердина Н.Н.

География

Урбанович И.В.

История, обществознание,

право

Заремская Л.А.

Химия

Андрийченко Л.А.

Биология

Нагаева Г.М.

Английский язык

Сухарев М.С.

ОБЖ

№ п\п

Ф.И. ученика

Ф.И.О. учителя

Предмет

Класс

5.

Моллаев Исмаил

Агеева Т.А.

Русский язык, литература

Сидорова О.В.

Математика

Жердина Н.Н.

География

Хаврушина Л.В.

История, обществознание

Мамедова С.А.

Биология

Шайсламова А.Р.

Английский язык

Мищук В.Ю.

Технология

Верхотурцева Г.А.

Английский язык

Устимкина О.М.

Информатика

Самарин А.Н.

Физическая культура

Лащенко Т.В.

Музыка

6.

Гаджиев Джабраил

Зенина О.М.

Русский язык, литература

Протасова С.Н.

Алгебра, геометрия

Нохай А.А.

Информатика

Галиева З.Х.

Физика

Логинова А.А.

География

Колесников Е.Б.

История, обществознание

Кульмаметова А.А.

Химия

Андрийченко И.В.

Биология

Полевцова Н.П.

Английский язык

Сухарев М.С.

ОБЖ

Мищук В.Ю.

Технология

Ельцина Ю.Н.

ИЗО

Блонская Л.Х.

Музыка

7.

Майорова Валерия

Ромаданова Е.В.

Русский язык

Литературное чтение

Кобелева С.В.

Математика,

Окружающий мир, Технология. Изобразительное искусство

Блонская Л.Х.

Музыка

Гайфуллина А.Р.

Физическая культура


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная

программа

по предмету «Русский язык»

9 класс

для детей с задержкой психического развития

Уровень изучения предмета: базовый

на 2019-2020 учебный год

Учитель  русского

языка и литературы

Парасотка О.В.

г. Когалым, 2019

                                            Пояснительная записка

Статус документа

        Адаптированная  рабочая программа  по русскому языку  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для  5 – 9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта  с учетом  психофизических  особенностей обучающихся  с ОВЗ – задержка психического развития.

   Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю, за учебный год 70 часов. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащегося  средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

        Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, положение о текущем контроле и нормах оценки учащихся с ЗПР.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

− Конституция РФ;

− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.);

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

− Пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

− Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

− Методические рекомендации по разработке рабочих программ по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида под редакцией Н.Е. Галеевой.

− Материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5-9 классов (разработанные НИИ дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» №1,2,3 в 1993 г.).

Актуальность программы

      Актуальность программы  определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако коррекционная школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения наречий.

Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.

Новизна программы

Новизна Программы заключается в:

− логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с ЗПР;

− выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.

− систематизировании занятий для прочного усвоения материала. Для этого значительное место в программе отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Значимость программы

   Значимость данной Программы заключается в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения учащихся с ЗПР; в формировании у них умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логического мышления.

Цели и задачи

   Индивидуальная образовательная программа составлена с учетом уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья Глухова  Ильи (задержка психического развития).  Илья испытывает затруднения при чтении, не всегда может выделить главное в информации, обобщить и систематизировать; обладает неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом. Особенности памяти, основные мыслительные процессы Ильи требуют большего времени для осознания грамматических правил, а также значительного количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков грамотного письма.

        Цель данной программы - повысить уровень общего развития учащегося с задержкой психического развития, подготовить к сдаче экзамена по русскому языку.

Задачи индивидуальной образовательной программы:

- предоставить возможность учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

- определить цели и задачи образования учащегося с ЗПР независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

- провести отбор содержания образования, форм и способов образовательной деятельности;

- помочь в выборе профессионального самоопределения  учащегося и выборе  дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;

- реализовать коррекционную  психолого - педагогическую помощь учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.

       Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки Глухова Ильи. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения даются дифференцированно. Значительное место отводится тренировочным упражнениям для формирования умений видеть структуру сложного предложения и ставить запятые между его частями.

Ввиду психофизических особенностей Ильи проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

− развитие восприятия, памяти, внимания;

− развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;

− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, планировать деятельность;

−  развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;

−  расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

− формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.

Принципы, на которых базируется программа:

− учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ЗПР;

− уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;

− комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»;

− вариативность содержания и форм проведения занятий;

− научность, связь теории и практики;

− преемственность;

− наглядность;

− систематичность и последовательность;

− прочность полученных знаний;

− активность и сознательность обучения;

Роль программы в образовательном маршруте

     Роль программы в образовательном маршруте обучающегося с ЗПР заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик сможет:

− овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС;

− получить прочные орфографические, пунктуационные и грамматические

умения и навыки;

− освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационно-коммуникативной деятельности: передавать содержание текста в сжатом или

развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план, работать с разнообразной информацией;

− корректно выражать свое мнение по различным вопросам и аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с нормами русского литературного языка;

− самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Основные направления работы по русскому языку

в коррекционной школе VII вида

1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений учащихся с ЗПР. Данное направление является основным направлением работы по русскому языку.

2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов лингвистического разбора.

4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся с ЗПР (говорения, аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.

               Формы организации образовательного процесса

  Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков в соответствии с ФГОС:

Тип урока

Основные цели

уроки «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

уроки рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

                                              Методы и формы обучения:

− элементы диалоговой, проблемной технологий;

− элементы развивающего обучения;

−  беседа, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

                                       Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков; комплексный анализ текста).

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения учащимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольный диктант, контрольное тестирование).

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА

I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический;

— составлять сложные предложения разных типов;

— определять стиль и тип текста;

— соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную

тему по одному источнику. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Перечень учебно – методического

обеспечения образовательного процесса

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта. Дрофа.2007.
  2. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.- М.:2009.

Поурочное планирование к учебникам «Русский язык» для 5—9 классов /под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Методические

рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.». М.: Дрофа, 2008.

Разумовская М.М., Капинос В.И., Львова С.И., Богданова Г.А., Львов В.В. Программы

для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5—9 классы

  1. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М.Пахнова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Контрольно-измерительные материалы. 9 класс. / Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2014.

Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.

Для обучающихся:

  1. Основной учебник:  Русский язык. 9 класс / под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта. М.: Просвещение, 2016.
  2. Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах. Опорные схемы.
  3. Шклярова Т.В Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002

Словари и справочники:

1) Словарь. Крылатые слова. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. М., 1986

2)Словарь трудностей русского языка. Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: Рус. яз., 1984

3)Словарь трудностей русского языка. Т.Л.Фёдорова. – М.: ЛадКом., 2010

4)Справочник по орфографии и пунктуации. Д.Э.Розенталь. М., 1999

5) Словообразовательный словарь русского языка. А.Н. Тихонов. М.: Просвещение, 1991

6) Словарь синонимов и антонимов для школьников. О.А.Михайлова. Екатеринбург, 2005

7)Толковый словарь иностранных слов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995

8)Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. М., 2007

9) Толковый словарь живого великорусского языка. Даль В.И. М., 2005

10) Толковый словарь русского языка начала 21 века. Под ред. Г.Н.Скляровской. М.,2007

11) Школьный грамматико-орфографический словарь. Панов Б.Т., Текучев А.В.. - М.:

Просвещение, 1991

12)Этимологический словарь русского языка. О.А. Шаповалова. – Ростов - на- Дону:

Феникс,2008

13)Фразеологический словарь русского языка / под ред. Молоткова А.И. М., 1986

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (ЗПР)

п /п

Тема урока

Дата

Факт.

дата

Планируемые результаты

Предметный результат

Универсальные учебные действия

Раздел 1. О ЯЗЫКЕ

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира

Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, появлении и развитии.

Знать понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения,

Коммуникативные:  высказывать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:  анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Личностные:  испытывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность, признавать ценности многонационального российского общества.

Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

РР Текст. Стили речи

Иметь представление о литературных нормах и разновидностях стилей речи.

Проводить стилистический анализ текста.

Составлять рассуждение научного стиля.

Умение работать со справочной литературой.

Коммуникативные:  умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий. Познавательные:  поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, восприятие текстов разных стилей. Личностные:  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

3.

4.

.

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Знать понятие о звуках речи,  сравнивать звук и букву. Уметь выполнять виды разбора: фонетический и орфоэпический.

П о о р ф о э п и и:  правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения. Умение работать со справочной литературой.

Коммуникативные:  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Регулятивные:  самостоятельно выделять и проектировать  познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:  объяснять языковые явления. Личностные  формирование устойчивой мотивации к обучению.

5.

Лексика. Морфемика. Словообразование

Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора.

Знать признаки текста и его функции.

По лексике и фразеологии:  разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики.

Коммуникативные:  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и проектировать  познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:  объяснять языковые явления .

Личностные:  формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

6.

7.

Морфология и синтаксис

Знать части речи и их признаки.

Отличать причастия от деепричастий.

Знать о предложениях (по цели высказывания, интонации, наличии грамматических основ, видам связи между частями, виды сказуемых, виды односоставных предложений).

Коммуникативные:  устанавливать рабочие отношения, сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные:  самостоятельно выделять и проектировать  познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока. Личностные:  формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

8.

9.

10.

Орфография и пунктуация

Различать разделяющие и выделяющие знаки препинания и приводить примеры. Знать и применять правила написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Различать приставки с чередованием.

Коммуникативные:  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные:  самостоятельно выделять и проектировать  познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока. Личностные:  формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

11.

КР  Диктант по теме «Обобщение изученного в 5-8 классах»

Проверить уровень владения материалом для повторения в начале 9 класса.

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий ;уметь убеждать. слушать и слышать друг друга. Регулятивные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию .Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. Личностные:  формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

12.

РР   Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера

Различать типы речи и их разновидности. Проводить типологический анализ текста. Иметь представление о сжатии текста. Знать признаки текста, функции текстов разных типов речи.

Уметь строить микротекст в соответствии с заданной темой.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание. Регулятивные:  самостоятельно разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Познавательные:    структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности.

13.

14.

РР Обучение сжатому изложению

Закреплять понятие  СИНТАКСИС. Сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание. Регулятивные:  самостоятельно разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Познавательные:  анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Личностные:  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную позицию.

15.

16.

КР  Сжатое изложение

Знать нормы русского литературного языка согласно программным требованиям.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы в творческой работе.

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнёра, уметь убеждать.

Регулятивные:  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.

Познавательные:  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

Личностные:  влиять на других в плане выполнения правил и требований школьной жизни.

Раздел 3. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

17.

Понятие  о сложном предложении

Закреплять лингвистические понятия СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.

Знать основные пунктуационные правила и синтаксические нормы.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные:  самостоятельно разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Познавательные:   устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.

Личностные:  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

18.

19.

Типы сложных предложений.  Средства связи между частями сложного предложения

Иметь представление о сложном предложении. Разграничивать и сопоставлять простые и сложные предложения. Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.

Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению. Познавательные:  владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

20.

Понятие о сложносочиненном предложении

Знать основные группы ССП по значениям и союзам. Составлять графические схемы сложных предложений как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем , способы работы.

Регулятивные:  самостоятельно разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом.

Познавательные:   устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

21.

22.

Виды сложносочинённых предложений

Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, владеть навыками расстановки знаков при письме.

Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению. Познавательные:  анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

23.

24.

РР Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег» (упр. 76)

Уметь грамотно употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные предложения

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строит монологическое контекстное высказывание.

Регулятивные:  самостоятельно разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом.

Познавательные:  выстраивает последовательность описываемых событий. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

25.

РР Художественный стиль речи и язык художественной литературы

Знать отличительные черты художествен-ного стиля речи как одного из основных видов информационной переработки текста. Уметь писать сочинение в художественном стиле на основе комплексного анализа исходного текста.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению.

Познавательные:   выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий. Личностные:  развивать этические чувства, доброжелательность .

26.

27.

КР Изложение «Мой друг»

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы в творческой работе.

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий. Регулятивные:  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:   выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Личностные:  развивать этические чувства, доброжелательность.

28

29.

Понятие о сложноподчинённом предложении

Повторить сведения о видах сложного предложения. Усвоить понятие СПП.

Находить в тексте СПП. Уметь

объяснять постановку знаков препинания в СПП.

Регулятивные:   владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:   владеть основами ознакомительного,  изучающего, усваивающего и поискового чтения. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

30.

31.

Виды сложноподчинённых предложений

Иметь представление о классификации СПП. Знать отличительные признаки ССП. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы сложноподчиненных предложений. Знать отличия союзов и союзных слов.

Уметь читать схемы и составлять по ним СПП.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем , определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Личностные:  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

32.

33.

РР  Сжатое изложение с творческим заданием

Понятия:  монологическая и диалогическая речь.

Уметь создавать письменные высказывания, адекватно передающие информацию с заданной степенью свернутости. Уметь писать изложение с элементами сочинения в художественном стиле.

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий, ,уметь убеждать.

Регулятивные:  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.

Познавательные:  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

Личностные:  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную позицию.

34.

35.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  определительными

Иметь представление об особенностях СПП с придаточным определительным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным определительным. Находить СПП с придаточным определительным в художественных текстах.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество. Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:  владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Личностные:  формирование мотивов учебной деятельности.

36.

37.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  изъяснительными

Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным изъяснительным. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным в художественных текстах; Использовать в речи СПП с придаточным изъяснительным.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции. Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:   анализировать ,обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

Личностные:  формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

38.

39.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  обстоятельственными

Знать отличительные особенности придаточных обстоятельственных. Уметь задавать  вопросы, объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:  анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности.

40.

41.

РР  Строение текста. Сочинение-этюд по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» (упр. 154)

Иметь представление о разнообразных средствах связи предложений в тексте. Уметь писать сочинение-миниатюру в форме этюда по картине.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание. Регулятивные: самостоятельно разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Познавательные:   структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

42.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  места

Знать отличительные особенности придаточных места. Уметь задавать  вопросы, объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными места. Находить указательные слова. Использовать в речи СПП с придаточными обстоятельственными

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:  владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Личностные:  формирование мотивов учебной деятельности.

43.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  времени

   

Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным времени. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП с придаточным времени. Находить СПП с придаточным времени в художественных текстах

Уметь задавать  вопросы, объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  времени.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:   строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности.

44.

45.

РР Обучающее сочинение-рассуждение.

Строение текста

Понятия:  лингвистика, композиция, тезис, аргументация, вывод. 

Знать особенности типа речи рассуждение.

Уметь составлять план,

определять стиль и тип речи.

Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. Редактирование текста. Выдвижение тезиса. Аргументация.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:   анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

46.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  сравнения

   

Знать особенности структуры  СПП с придаточными  сравнения.

Уметь задавать вопросы, объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными   сравнения.

Находить СПП с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество , определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные:   владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:   владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности.

47.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  образа действия и степени

 

 

Иметь представление об особенностях СПП с придаточными образа действия и степени. Моделировать СПП с придаточными образа действия и степени. Находить СПП с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:   проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Личностные:  формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

48

48.

РР Путевые заметки

Опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. Анализировать и совершенствовать сочинения по плану анализа текста определённого речевого жанра. Знать

отличительные особенности жанра путевых заметок. Уметь создавать текст в жанре путевых заметок.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание. Регулятивные:  самостоятельно разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Познавательные:   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные:  проявлять устойчивый познавательный интерес к предметам будущих профилей.

49.

50.

КР Создание письменного текста определенного жанра

.

Уметь писать подробное изложение по плану без изменения лица в жанре путевых заметок

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнёра, уметь убеждать.

Регулятивные:  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом. Познавательные:  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

51.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  цели

   

Иметь представление о структурно-семантических особенностях СПП с придаточным цели. Моделировать СПП с придаточным цели. Находить СПП с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Коммуникативные:  при изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживаться определенного плана

Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:   анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Личностные:  формирование мотивов учебной деятельности.

52.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  условия

   

.Иметь представление об особенностях СПП с придаточным условия. Моделировать СПП с придаточным условия. Находить СПП с придаточным условия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Знать особенности структуры  СПП с придаточными  условия

.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество. Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:  владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Личностные:  формирование мотивов учебной деятельности.

53.

54.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  причины и следствия

Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия. Моделировать СПП с придаточными причины и следствия. Находить СПП с придаточными причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Знать особенности структуры  СПП с придаточными  причины и следствия.

Коммуникативные:  при изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживаться определенного плана

Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:   проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Личностные:  принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

55.

56.

РР  Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Знать нормы русского литературного языка согласно программным требованиям.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы в творческой работе.

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнёра, уметь убеждать.

Познавательные:  Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

57.

58.

Сложноподчиненное предложение с придаточными  уступительными

Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным уступительным. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Знать особенности структуры  СПП с придаточными  уступительными. Уметь задавать  вопрос, объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  уступительными.

.

Коммуникативные:  планировать общие способы работы.

Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. 

Познавательные:   анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Личностные:  формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

59.

60.

РР Рецензия на книгу (упр. 244)

Иметь представление о стандартных выражениях, используемых в рецензии, как средствах связи частей текста.

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий, уметь убеждать.

Регулятивные:  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности.

61.

62.

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Иметь представление о разных видах подчинительной связи:  однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Составлять схемы сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам; проводить синтаксический анализ сложноподчиненных предложений с разными видами связи.

Коммуникативные:  определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению.

Познавательные:   осуществлять синтез (составлять целое из частей).

Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности.

63.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

Иметь представление о значении перечисления.

Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные:  принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

64.

65.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

Иметь представление о значении   причины, пояснения, дополнения.

Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации.

Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные:  владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Личностные:  принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

66.

67.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени,  условия, следствия и сравнения

Иметь представление о значении противопоставления, времени,  условия, следствия и сравнения.

 Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации.

Коммуникативные:  определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные:  владеть целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные:   Осуществлять синтез (составлять целое из частей). Личностные:  принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

68.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Знать отличительные особенности предложений с разными видами связи.

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Выполнять синтаксический разбор

Составлять схемы.

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем. Регулятивные:   адекватно определять причины успешности и неуспешности в учебной и иной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно. Познавательные:   осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Личностные:  приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

69.

КР Контрольный диктант

Проверить уровень владения материалом за курс  9 класса.

Коммуникативные:  осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий ; уметь убеждать. слушать и слышать друг друга. Регулятивные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию .Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. Личностные:  формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

7

70.

Итоговое повторение

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные:  адекватно определять причины успешности и неуспешности в учебной и иной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.Познавательные:   обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Личностные:  владеть приемами коррекции.

По плану 70 часов. Из них РР – 14 часов, КР – 8 часов.



Предварительный просмотр:

ОБЪЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс

Объём творческих работ ( количество слов )

в контрольном диктанте

в подробных изложениях

в словарном диктанте

на уроке

количество страниц сочинений

9

120-130

290-340

30-35

120-150

2,5-3,0

Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок.

Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные исправления;  все однотипные ошибки считаются как одна.

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ И НОРМАХ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР)

Классификация ошибок:

ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ:

-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;

-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.

ЗА ОДНУ ОШИБКУ В ДИКТАНТЕ СЧИТАЮТСЯ:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;

-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

ЗА ОШИБКУ В ДИКТАНТЕ НЕ СЧИТАЮТСЯ:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Оценка за грамматическое задание:

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:

- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ (ДИСГРАФИЧЕСКИХ) ОШИБОК УЧАЩИХСЯ С УКАЗАНИЕМ ВИДА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);

• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);

• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);

• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).

Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:

•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».

                 

 Диагностические, письменные и контрольные работы. Оценка письменных работ по русскому языку для  учащихся с ЗПР

Тип работы

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Примечание

Диктант

1-1

(негрубая орфограф. или пункт.)

2-2

1-3

0-4

3-0 – однотип.

4-4

3-5

0-7

5-4

6-2 – однотип.

7-7

6-8

5-9

8-6

более

Оценка «3» в 5-х классах ставится при наличии

5-4

Дополнительное задание к диктанту

верно выполнено всё задание

не менее 3/4 задания

не менее половины

не более половины

ни одного задания

Словарный диктант

0

1-2

3-5

до 7

более

Изложение или сочинение

С – 1

Р – 1,2

О – 1или П – 1 или Гр – 1

Ф – 0

Л – 0

С – 2

Р 3-5

О-П – 2-2

1-3

0-4

Гр – 2

Ф – 0-1

Л – 0-1

С – 4

Р – 5

О-П – 4-4

3-5

0-7

5-4

6-2 – однотип.

Гр – не более 4

Ф – 0-1

Л – 0-1

С – 6

Р – 7

О-П – 7-7

6-8

5-9

Гр – не более 7

более

С – ошибки по содержанию

Р – речевые ошибки

О – орфограф. ошибки

П – пунктуац. ошибки

Гр – грамматические

ошибки

Ф – фактические ошибки

Л – логические ошибки

СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ ДВУМЯ ОТМЕТКАМИ

а) первая ставится за содержание и речевое оформление

б) вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Примечание. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. При проверке диктанта исправляются, но не учитываются следующие виды ошибок, так как связаны с нарушениями слухового восприятия и зрительных анализаторов и в связи с этим не считаются грубыми:

Логопедические ошибки

Грамматические ошибки

Пропуск слов;

Замена букв;

Перестановка букв;

Недописывание;

Наращивание слов;

Разделение слов (нас тупила);

Нарушение смягчения (василки);

Не чувствует конца предложения;

Повторы слов;

Замена ударной гласной а на о и наоборот (застовила вместо заставила);

Недописывание сложных пол элементам написания букв (лехал вместо лежал).

Ошибочное словообразование (пондравился, каждный);

Ошибочное образование форм слова (в падеже, в форме числа, в роде, в употреблении глагольных форм);

Ошибки в согласовании и управлении;

Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов;

Ошибки в построении сложных предложений;

Смешение прямой и косвенной речи.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что ученик не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения

так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки

в изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

в сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

− нарушение последовательности в высказывании;

− отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

− неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

раздробление одной микротемы другой микротемой;

− несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

− перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

− неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Речевые ошибки делятся на семантические и стилистические.

Семантические ошибки

− употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами она шлепала себя по лицу; устав ждать, он опрокинул подбородок на стол;

− неразличение паронимов или синонимов, например: рука болталась, как

плетень; родители не должены потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

− нарушение лексической сочетаемости: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

− употребление лишних слов: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Ольгой случайно;

− пропуск, недостаток нужного слова: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца. (О стрижке);

− стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки

− неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Маши Мироновой было два парня: Швабрин и Гринев;

неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

− смешение лексики разных исторических эпох;

− употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста

− бедность и однообразие синтаксических конструкций;

− нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

− стилистически неоправданное повторение слов;

− неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Петя закинул удочку, и она клюнула;

− неудачный порядок слов.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

Словообразовательные: надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи: Писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; ихний ребенок; ложит и др. 

Синтаксические:

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; заведующий библиотеки.

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце грела; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след лисы. И стали гонять её по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще машина и кухонный комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами: причалившая лодка к берегу; На репродукции картины «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Ваня выучил уроки и побежал в футбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного предложения от определяемого слова: Остап и Андрий слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

г) смешение прямой и косвенной речи: Катя сказала: «Что она не пойдет в кино».

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная; села в лужу.

НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ:

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается:

1 негрубая орфографическая,

1 пунктуационная,

1 грамматическая,

1 логопедическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографических +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

или

1 орфографическая +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

или

0 орфографических +

4 пунктуационные +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки

«3»

Имеются существенные отклонения

от заявленной темы.

Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.

Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста.

Допущено нарушение последовательности изложения.

Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается неправильное употребление слов.Стиль работы не отличается выразительностью.

Допускаются:

0 орфографических +

5-7 пунктуационных

(с учетом повторяющихся

и негрубых) +

4 логопедических

ошибки.или

6 орфографических +

7 пунктуационных +

4 грамматических +

ошибки

«2»

Работа не соответствует заявленной теме.

Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % исходного текста.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических