Одарённые дети
Солнце
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт программы "Одарённые дети" | 30.82 КБ |
План работы с одарёнными детьми | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подпрограмма «Одаренные дети»
Паспорт подпрограммы «Одаренные дети»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» города Когалыма
на 2014-2019 г.
Наименование подпрограммы | Одаренные дети в образовательном учреждении |
Основание для разработки подпрограммы | Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02. 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»; Инициатива президента РФ «Наша новая школа»; Стратегия развития образования до 2020 года, 2008г.; Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему от 07.02.2012г. (в обсуждении с 15.12.11г.); подпрограмма составлена на основе анализа уже имеющихся условий организации работы и ресурсного обеспечения, с учетом прогноза перспективных изменений. |
Основные разработчики подпрограммы | Администрация ОУ, представители Управляющего совета ОУ, члены школьного методического совета |
Цель подпрограммы | Создать оптимальные условия для развития возможностей и творческих способностей учащихся, необходимых для профессионального самоопределения и успешной адаптации к современным социально-экономическим условиям. |
Задачи подпрограммы | 1.Создать систему выявления способных и талантливых учеников. 2.Продолжать отслеживать развитие одаренности учащихся. 3.Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, творческих, организаторских и спортивных способностей учащихся. 4.Поэтапно внедрять новое содержание образования, применяя современные прогрессивные педагогические технологии. 5.Создать систему работы с родителями для оказания помощи в воспитании детей, имеющих интеллектуальные, творческие, спортивные и коммуникативно-организаторские способности. 6.Продолжить укрепление материально-технической базы школы для организации эффективной работы с одаренными учащимися. 7.Создать благоприятную развивающую среду посредством сотрудничества с городскими организациями дополнительного образования. |
Сроки реализации подпрограммы | 2014-2019 учебный год |
Исполнители | Администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся, родители, социальные партнеры школы. |
Объем и источники финансирования подпрограммы | Бюджетные и внебюджетные средства. |
Прогнозируемые результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети» |
обладающими интеллектуальными, творческими, спортивными и организаторскими способностями;
|
Система организации контроля реализации подпрограммы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов | Мониторинг результативности реализации подпрограммы «Одаренные дети» представляется в ежегодном отчете. |
Концептуальное основание подпрограммы «Одаренные дети»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и Стратегия развития Российского образования актуализируют проблему по организации работы с одаренными детьми.
В связи с быстрыми темпами развития современных передовых технологий возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных вносить новое содержание в различные сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому, выполняя социальный заказ, школа не может не учитывать потребностей общества в «формировании системы целенаправленной работы с одаренными детьми», поиске и «эффективном сопровождении их на всех этапах получения образования», начиная с начальной школы.
Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему определяет одаренность (талант) как «системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Основные характеристики одаренных детей следующие:
- высокий уровень учебных возможностей по отдельным учебным предметам;
- высокий уровень познавательной активности;
- высокая мотивация учащихся на достижение результата;
- высокий уровень творческой активности учащихся;
- высокий уровень коммуникативно-организаторских, лидерских способностей;
- высокие спортивные достижения учащихся в отдельных видах спорта.
В данной Концепции определена система мер по «формированию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи», а именно развитие кадрового и методического потенциала, развитие форм выявления и работы с одаренными детьми, развитие системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, создание информационно- образовательного портала, расширение мероприятий по популяризации науки, научной, изобретательской и конструкторской деятельности. Таким образом, современная школа при формировании социального заказа не может не учитывать потребностей общества в развитии творческой и талантливой молодежи.
Одной из подпрограмм действующей Программы развития школы является программа «Одаренные дети», цель которой - создание условий для дальнейшего развития интеллектуальных, творческих, спортивных способностей детей через организацию внеурочной и внеклассной работы.
На протяжении многих лет в нашей школе велась активная работа по созданию и развитию системы мероприятий, поддерживающих одаренных учащихся.
Проводится индивидуальная работа с учащимися по подготовке к олимпиадам и научно-практической конференции «Шаг в будущее». Усилилась практическая направленность исследовательской деятельности обучающихся посредством включения их в природоохранные проекты и проекты социальной направленности.
Для развития художественной одаренности функционирует изостудия, театральная студия «Бенефис», вокальные ансамбли «Улыбка», «Веснушки». Танцевальные способности, учащиеся развивают в школьной хореографической студии «Арабеск». Кроме того, проводятся педсоветы, теоретические семинары, практикумы по теме «Одаренные дети и работа с ними» для кадрового состава школы по улучшению и совершенствованию работы с одаренными учащимися.
Практика работы с одаренными детьми показывает, что традиционные формы школьного обучения и воспитания далеки от развития здоровой и гармоничной личности, поэтому необходимы новые приемы работы, которые позволят развить творческий потенциал учащихся. Также необходима комплексная диагностика, которая позволит определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. К сожалению, реальность говорит о том, что одаренность обнаруживается чаще всего только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Это подтверждает невысокая результативность городских предметных олимпиад и стабильно низкое количество призеров в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», нет результативности на окружном уровне. Возможные причины - в отсутствии системы работы с одаренными детьми по направлениям, а также низкая мотивация самих педагогов. Говоря о качестве знаний, необходимо провести анализ наиболее высоких достижений учащихся школы, связанных с получением аттестатов особого образца и количеством медалистов. За последние три года в школе отсутствуют медалисты. Поэтому, необходимо провести психолого-педагогические семинары по работе с одаренными детьми, ввести карты личных достижений учащихся с высокими учебными возможностями, создать банк данных о детях с повышенной мотивацией в учении. Эту работу необходимо сделать систематической, чтобы полученные результаты, по крайней мере, не снижались. Стоит также отметить, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Здесь не последнюю роль играет материально-техническая база, наличие современных компьютерных программ, цифровых ресурсов и система морального и материального стимулирования педагогов.
Вот почему одаренным детям необходимо создать условия для их творческого роста в режиме учебного процесса и наша задача – помочь им самореализоваться.
Важным инструментом в решении проблем, которые связаны с созданием условий в школе, обеспечивающих выявление, развитие, адресную поддержку одаренных и талантливых детей, реализацию их потенциальных возможностей является подпрограмма МАОУ «Средняя школа № 6» «Одаренные дети». Данная программа является документом, который регламентирует деятельность школы в осуществлении мероприятий по развитию интеллектуальных, художественных, хореографических, спортивных и коммуникативно- организаторских способностей учащихся.
Цели и задачи подпрограммы
Цель: Создать оптимальные условия для развития возможностей и творческих способностей учащихся, необходимых для профессионального самоопределения и успешной адаптации к современным социально-экономическим условиям.
Задачи:
- выявление и развитие способных учащихся, через психолого-педагогические диагностики их способностей;
- выявление наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса по развитию творческого потенциала обучающихся;
- изучение и дальнейшее применение современных педагогических технологий по работе с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными учениками;
- создание системы работы с родителями для оказания помощи в воспитании детей, имеющих интеллектуальные, творческие, спортивные и коммуникативно-организаторские способности;
- укрепление материально-технической базы школы средствами мультимедиа для организации эффективной работы с одаренными учащимися;
- создание развивающей среды посредством сотрудничества с городскими организациями дополнительного образования (ДДТ, Музыкальная школа, Школа искусств, Дворцы спорта, различные клубы и секции, библиотеки, этнографические музеи).
Основные направления работы
- научно-исследовательская и инновационная деятельность учителей и учащихся;
- кадровое соответствие творческому потенциалу обучающихся;
- стимулирование и поощрение педагогов, работающих с одаренными учащимися;
- совершенствование системы работы с родителями одаренных детей;
- научно-издательская деятельность (публикация научных статей, издание методических пособий по работе с одаренными детьми);
- использование информационно-коммуникационных технологий.
Принципы организации работы с одаренными детьми
- принцип многообразия предоставляемых возможностей, где обучение направлено на всестороннее развитие личности;
- принцип научности (эвристичности) - знакомство учащихся с научной организацией труда, элементами научного поиска и исследования;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения, где учитываются потенциальные способности и возможности учащихся;
- принцип осознанного выбора образовательных услуг, помощи и наставника.
Формы работы с одаренными детьми
В начальной школе:
- предметные кружки
- индивидуальные занятия
В основной школе:
- предметные кружки, факультативы, курсы по выбору
- индивидуальные занятия
В старшей школе:
- НОУ
- факультативы
- индивидуальные занятия
В основе научно-исследовательской деятельности учащихся должен быть деятельностный подход, где обучающиеся сами находят пути применения знаний на практике, сами проводят наблюдения, измерения, эксперименты и моделируют реальные процессы.
Механизмы реализации подпрограммы «Одаренные дети»
Реализация данной программы должна проходить в тесном сотрудничестве учителей, классных руководителей, администрации школы, родителей и учащихся при взаимодействии с организациями дополнительного образования города:
- Дом Детского Творчества
- Музыкальная школа
- Школа искусств
- Дворец спорта
- Детская городская библиотека
- Центральная городская библиотека
- Музеи города.
Этапы и сроки реализации подпрограммы
Данная программа рассчитана на 5 лет. Реализация мероприятий происходит по следующим этапам:
- диагностико-прогностический 2014-2015 уч.г.
- внедренческий (организационно- практический) 2015-2019 уч.г.
- переход в режим полной реализации программы (аналитико-обобщающий) 2016-2019 уч.г.
Контроль выполнения подпрограммы
Мониторинг результативности реализации подпрограммы «Одаренные дети» представляется в ежегодном отчете в конце учебного года.
Прогнозируемые результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети»
- количественные и качественные изменения в выявлении, поддержке и развитии способных и одаренных детей;
- создание индивидуальных программ и планов для работы с одаренными детьми по предметам и дисциплинам дополнительного образования;
- качественные изменения в профессиональной компетенции педагогов;
- применение современных педагогических технологий по работе с одаренными детьми;
- создание системы работы с родителями детей, обладающими интеллектуальными, творческими, спортивными и организаторскими способностями;
- материальное и моральное стимулирование учителей и учащихся;
- укрепление материально- технической базы современным мультимедийным оборудованием;
- организация методической помощи и консультирования по успешной реализации программы «Одаренные дети».
Планирование мероприятий в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети»
Направление работы | Содержание деятельности | Сроки | Ответственность |
Диагностическое | Диагностика и выявление потенциальных способностей учащихся; создание банка данных одаренных учеников. Разработка информационно – методического материала для педагогов. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, педагоги- психологи |
Интеллектуально-творческое (НОУ «Интеллект») | Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся: - организация интеллектуальных смотров и конкурсов, олимпиад, школьных научно-практических конференций, ежегодное проведение Декады Науки и тематических недель по предметам; - вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность и защиту проектов в различных областях познания; - участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах: «Русский медвежонок», «Олимпиада УРФО», «ЭМУ» «Пермский чемпионат», «Инфознайка»; ежегодные городские конкурсы: «Кирилло-Мефодиевские чтения», «Предпринимательство сегодня», конкурс знатоков иностранного языка, фестиваль творчества на иностранном языке и др. | В течение года | Зам. директора по УВР, педагоги школы |
Художественно- эстетическое направление | Организация работы школьного хора и хореографической студии, изостудии, школьного театра. Участие в городских мероприятиях «Перекресток», «Юнтагор», «Безопасное колесо», различных конкурсах художественного мастерства. | В течение года | Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования |
Спортивное направление | Продолжение работы по развитию физического потенциала учащихся: - секция по волейболу - секция по баскетболу - фитнес - шахматы | В течение года | Зам. директора по ВР, учителя физкультуры |
Военно-патриотическое направление | Организация работы по военно-патриотическому воспитанию, формированию чувства ответственности и гражданского долга, а также работа с детьми, обладающими ярко выраженными лидерскими качествами. Проведение мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества, Дню Победы. | В течение года | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования |
Работа школьных министерств | Организация работы детско-юношеской организации «Звездопад», «Солнечный город» в начальном звене. Организация работы органов детского самоуправления. | В течение года | Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования |
Система работы с педагогами по программе «Одаренные дети» | Повышение квалификации педагогов. Методическая учеба по теме: «Одаренные дети и работа с ними»; проведение семинаров по темам: «Специфика работы учителей с одаренными детьми. Варианты моделей обучения одаренных детей», «Формы и методы работы с одаренными детьми». | Ежегодно | Директор, заместители директора, педагогический коллектив школы |
Система работы с родителями одаренных детей | Создание системы работы с родителями одаренных и способных детей: - проведение индивидуальных консультаций психологов, учителей, работающих по программе «Одаренные дети». | Постоянно | Зам. директора по УВР, педагоги- психологи, классные руководители |
Предварительный просмотр:
План работы с одаренными детьми
учителя русского языка и литературы Парасотки О.В.
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Эта работа носит длительный и кропотливый характер.
Цель: обеспечить благоприятные условий для развития и поддержки одаренных детей в их интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
- выявить и развить детскую одаренность в соответствии с их способностями;
- расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой деятельности.
Ожидаемые результаты: творческая самореализация ученика через участие в разного рода конкурсах.
Основные мероприятия:
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- вовлечение учащихся в научно-исследовательские конференции и иные конкурсные мероприятия разного уровня.
Формы работы с одаренными детьми:
• групповые занятия;
• конкурсы;
• курсы по выбору;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• интеллектуальные конкурсы и мероприятия
Характерными чертами одаренного человека являются:
- Любознательность.
Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
2. Сверхчувствительность к проблемам.
Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
3. Познавательная самостоятельность.
Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам.
Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).
5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
8. Легкость ассоциирования.
Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
9. Способность к прогнозированию, предвидение.
Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
10. Высокая концентрация внимания.
Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
11. Отличная память.
12. Способность к оценке.
Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
13. Особенности склонностей и интересов.
Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
14. Самостоятельность, которая предполагает:
а) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в) внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.
15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.
Формы работы с талантливыми учениками:
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов:
1) Творческих.
Например:
- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.
- Подготовить презентацию личного творчества.
2) Исследовательских.
Например:
- Выяснить роль Н.Н.Гончаровой в жизни и творчестве А.С.Пушкина.
- Написать реферат на тему “Женские характеры в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.
- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.
3) Информационных.
Например:
- Подготовить информацию на тему “Какой корень у местоимения “я”?”
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего города”, используя архивные документы.
4) Игровых.
Например:
- Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.
5) Практико-ориентированных.
Например:
- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ГИА, ЕГЭ.
- Выпустить “Словарь диалектных слов Ханты-Мансийского округа-Югры”.
- Разработать рабочие тетради по литературе для обучающихся 5-11 классов.
- Подготовить альманах “Местные писатели и поэты”.
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Лингвистический (языковой) анализ текста.
6. Литературоведческий анализ текста.
7. Работа по карточкам.
8. Конкурсные работы.
Образовательные технологии в работе с одарёнными детьми
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» |
|
Проектный метод обучения |
|
Разноуровневое обучение |
|
Исследовательские методы обучения |
- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков.
|
Технология «Дебаты» |
|
Лекционно-семинарско-зачётная система обучения |
|
Технология проблемного обучения |
|
Система инновационной оценки «портфолио» |
|
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
|
Технология модульного обучения |
|
Ежегодный план работы с одаренными детьми
Мероприятия | Сроки | Направление и форма работы |
Диагностика одаренных детей | сентябрь | Анкетирование |
Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | сентябрь | Составление графика. Индивидуальные задания |
Подготовка к Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе | октябрь | Консультация учителя. Выполнение олимпиадных заданий |
Участие в муниципальной Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе | ноябрь | Консультация учителя. Выполнение олимпиадных заданий |
Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах (регион/всерос./международн.) | в течение года | Групповая, индивидуальная работа |
Подготовка к научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», «Леонардо» | декабрь-апрель | Индивидуальная работа |
Участие в предметной неделе | март | Викторины, праздники, инсценировки, открытые мероприятия, открытые уроки |
Работа в кружках и элективных курсах по предмету | в течение года | Индивидуальная работа |
Консультация родителей по вопросам развития детей | в течение года | Индивидуальная работа |
Результаты, достижения, выводы. Планирование работы на следующий учебный год | май |