Одарённые дети

Парасотка Ольга Викторовна

Солнце

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подпрограмма «Одаренные дети»

Паспорт подпрограммы «Одаренные дети»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» города Когалыма

на 2014-2019 г.

Наименование подпрограммы

Одаренные дети в образовательном учреждении

Основание для разработки подпрограммы

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление  Правительства  Российской Федерации №89 от 14.02. 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»; Инициатива президента РФ  «Наша новая школа»; Стратегия развития образования до 2020 года, 2008г.; Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему от 07.02.2012г. (в обсуждении с 15.12.11г.);  подпрограмма составлена на основе анализа уже имеющихся условий организации работы и ресурсного обеспечения, с учетом прогноза перспективных изменений.

Основные разработчики подпрограммы

 Администрация ОУ, представители Управляющего совета ОУ, члены школьного методического совета

Цель подпрограммы

Создать оптимальные  условия для развития  возможностей и творческих способностей  учащихся, необходимых для профессионального самоопределения и успешной адаптации к современным социально-экономическим условиям.

Задачи подпрограммы

1.Создать систему выявления способных и талантливых учеников.

2.Продолжать отслеживать развитие одаренности учащихся.

3.Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, творческих, организаторских и спортивных способностей учащихся.

4.Поэтапно внедрять новое содержание образования, применяя современные прогрессивные педагогические технологии.

5.Создать систему работы с родителями для оказания помощи в воспитании детей, имеющих интеллектуальные, творческие, спортивные и коммуникативно-организаторские способности.

6.Продолжить укрепление материально-технической базы школы для организации эффективной работы с одаренными учащимися.

7.Создать благоприятную развивающую среду посредством сотрудничества с городскими организациями дополнительного образования.

Сроки реализации подпрограммы

2014-2019 учебный год

Исполнители

Администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся, родители, социальные партнеры школы.

Объем и источники финансирования подпрограммы

Бюджетные и внебюджетные средства.

Прогнозируемые результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети»

  1. Количественные и качественные изменения в выявлении, поддержке и развитии способных и одаренных детей;
  2. Создание индивидуальных программ и планов для работы с одаренными детьми по предметам и дисциплинам дополнительного образования;
  3. Качественные изменения в профессиональной компетенции педагогов;
  4. Создание системы работы с родителями детей,

обладающими интеллектуальными, творческими, спортивными и организаторскими способностями;

  1. Материальное и моральное стимулирование учителей и учащихся;
  2. Укрепление материально- технической базы;
  3. Организация методической помощи и консультирования по успешной реализации программы «Одаренные дети».

Система организации контроля реализации подпрограммы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов

Мониторинг результативности реализации подпрограммы «Одаренные дети» представляется в ежегодном отчете.

Концептуальное основание подпрограммы «Одаренные дети»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и Стратегия развития Российского образования актуализируют проблему по организации работы с одаренными детьми.

        В связи с быстрыми темпами  развития современных передовых технологий возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных вносить новое содержание в различные сферы жизнедеятельности,  умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому, выполняя социальный заказ, школа не может не учитывать потребностей общества в «формировании системы целенаправленной работы с одаренными детьми», поиске и «эффективном сопровождении их на всех этапах получения образования»,  начиная с начальной школы.

Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему определяет одаренность (талант) как «системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Основные характеристики одаренных детей следующие:

  • высокий уровень учебных возможностей по отдельным учебным предметам;
  • высокий уровень познавательной активности;
  • высокая мотивация учащихся на достижение результата;
  • высокий уровень творческой активности учащихся;
  • высокий уровень коммуникативно-организаторских, лидерских способностей;
  • высокие спортивные достижения учащихся в отдельных видах спорта.

       В данной Концепции определена система мер по «формированию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи», а именно развитие кадрового и методического потенциала, развитие форм выявления и работы с одаренными детьми, развитие системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, создание информационно- образовательного портала, расширение мероприятий по популяризации науки, научной, изобретательской и конструкторской деятельности. Таким образом, современная школа при формировании социального заказа не может не учитывать потребностей общества в развитии творческой и талантливой молодежи.

Одной из подпрограмм действующей Программы развития  школы является программа «Одаренные дети», цель которой - создание условий для дальнейшего развития интеллектуальных, творческих, спортивных способностей детей через организацию внеурочной и внеклассной работы.

          На протяжении многих лет в нашей школе велась активная работа по созданию и развитию системы мероприятий, поддерживающих одаренных учащихся.

 Проводится индивидуальная работа с учащимися по подготовке к олимпиадам и научно-практической конференции «Шаг в будущее». Усилилась практическая направленность исследовательской деятельности обучающихся посредством включения их в  природоохранные проекты и проекты социальной направленности.

 Для развития художественной одаренности функционирует изостудия, театральная студия «Бенефис», вокальные ансамбли «Улыбка», «Веснушки». Танцевальные способности, учащиеся развивают в школьной хореографической студии «Арабеск». Кроме того, проводятся педсоветы, теоретические семинары, практикумы по теме «Одаренные дети и работа с ними» для кадрового состава школы по улучшению и совершенствованию работы с одаренными учащимися.

     Практика  работы с одаренными детьми показывает, что  традиционные формы школьного обучения и воспитания далеки от  развития здоровой и гармоничной личности, поэтому необходимы новые приемы работы, которые позволят развить творческий потенциал учащихся. Также необходима комплексная диагностика, которая позволит определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. К сожалению, реальность говорит о том, что одаренность обнаруживается чаще всего только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Это подтверждает невысокая результативность городских предметных олимпиад и стабильно низкое количество призеров в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», нет результативности на окружном уровне. Возможные причины - в отсутствии системы работы с одаренными детьми по направлениям, а также низкая мотивация самих педагогов. Говоря о качестве знаний, необходимо провести анализ наиболее высоких достижений учащихся школы, связанных с получением аттестатов особого образца и количеством медалистов. За последние три года в школе отсутствуют медалисты. Поэтому, необходимо провести психолого-педагогические семинары по работе с одаренными детьми, ввести карты личных достижений учащихся с высокими учебными возможностями, создать банк данных о детях с повышенной мотивацией в учении. Эту работу необходимо сделать систематической, чтобы полученные результаты, по крайней мере, не снижались. Стоит также отметить, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Здесь не последнюю роль играет материально-техническая база, наличие современных компьютерных программ, цифровых ресурсов и система морального и материального стимулирования педагогов.

    Вот почему одаренным детям необходимо создать условия для их творческого роста в режиме учебного процесса и наша задача – помочь им самореализоваться.

    Важным инструментом в решении проблем, которые связаны с созданием условий в школе, обеспечивающих выявление, развитие, адресную поддержку одаренных  и талантливых детей, реализацию их потенциальных возможностей  является подпрограмма  МАОУ «Средняя школа № 6» «Одаренные дети». Данная программа является документом, который регламентирует деятельность школы в осуществлении мероприятий по развитию интеллектуальных, художественных, хореографических, спортивных и коммуникативно- организаторских способностей учащихся.

Цели и задачи подпрограммы

     Цель: Создать оптимальные  условия для развития  возможностей и творческих способностей  учащихся, необходимых для профессионального самоопределения и успешной адаптации к современным социально-экономическим условиям.

     Задачи:

  • выявление и развитие способных учащихся, через психолого-педагогические диагностики их способностей;
  • выявление наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса по развитию творческого потенциала обучающихся;
  • изучение и дальнейшее применение современных педагогических технологий по работе с одаренными детьми;
  • повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными учениками;
  • создание системы работы с родителями для оказания помощи в воспитании детей, имеющих интеллектуальные, творческие, спортивные и коммуникативно-организаторские способности;
  • укрепление материально-технической базы школы средствами мультимедиа для организации эффективной работы с одаренными учащимися;
  • создание развивающей среды посредством сотрудничества с городскими организациями дополнительного образования  (ДДТ, Музыкальная школа, Школа искусств, Дворцы спорта, различные клубы и секции, библиотеки, этнографические музеи).

Основные направления работы

  • научно-исследовательская и инновационная деятельность учителей и учащихся;
  • кадровое соответствие творческому потенциалу обучающихся;
  • стимулирование и поощрение педагогов, работающих с одаренными учащимися;
  • совершенствование системы работы с родителями одаренных детей;
  • научно-издательская деятельность (публикация научных статей, издание методических пособий по работе с одаренными детьми);
  • использование информационно-коммуникационных технологий.

Принципы организации работы с одаренными детьми

-    принцип  многообразия предоставляемых возможностей, где обучение направлено     на всестороннее развитие личности;

      -    принцип научности (эвристичности) - знакомство учащихся с научной   организацией труда, элементами научного поиска и исследования;

-    принцип индивидуализации и дифференциации обучения, где учитываются потенциальные способности и возможности учащихся;

-    принцип осознанного выбора образовательных услуг, помощи и наставника.

Формы работы с одаренными детьми

В начальной школе:

-    предметные кружки

-    индивидуальные занятия

В основной школе:

-    предметные кружки, факультативы, курсы по выбору

-    индивидуальные занятия

В старшей школе:

-    НОУ

-    факультативы

-    индивидуальные занятия

   В основе научно-исследовательской деятельности учащихся должен быть деятельностный подход, где обучающиеся сами находят пути применения знаний на практике, сами проводят наблюдения, измерения, эксперименты и моделируют реальные процессы.

  Механизмы реализации подпрограммы «Одаренные дети»

  Реализация данной программы должна проходить в тесном сотрудничестве учителей, классных руководителей, администрации школы, родителей и учащихся при взаимодействии с организациями дополнительного образования города:

-   Дом Детского Творчества

-   Музыкальная школа

-   Школа искусств

-   Дворец спорта

-   Детская городская библиотека

-   Центральная городская библиотека

-   Музеи города.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

Данная программа рассчитана на 5 лет. Реализация мероприятий происходит по следующим этапам:

-   диагностико-прогностический 2014-2015 уч.г.

-  внедренческий (организационно- практический) 2015-2019 уч.г.

- переход в режим полной реализации программы (аналитико-обобщающий)  2016-2019 уч.г.

Контроль выполнения подпрограммы

Мониторинг результативности реализации подпрограммы «Одаренные дети» представляется в ежегодном отчете в конце учебного года.

Прогнозируемые результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети»

  • количественные и качественные изменения в выявлении, поддержке и развитии способных и одаренных детей;
  • создание индивидуальных программ и планов для работы с одаренными детьми по предметам и дисциплинам дополнительного образования;
  • качественные изменения в профессиональной компетенции педагогов;
  • применение современных педагогических технологий по работе с одаренными детьми;
  • создание системы работы с родителями детей, обладающими интеллектуальными, творческими, спортивными и организаторскими способностями;
  • материальное и моральное стимулирование учителей и учащихся;
  • укрепление материально- технической базы современным мультимедийным оборудованием;
  • организация методической помощи и консультирования по успешной реализации программы «Одаренные дети».

 Планирование мероприятий в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети»

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

Ответственность

Диагностическое

Диагностика и выявление потенциальных способностей учащихся; создание банка данных одаренных учеников.

Разработка информационно – методического материала для педагогов.

Ежегодно

Зам. директора по УВР, педагоги- психологи

Интеллектуально-творческое (НОУ «Интеллект»)

Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся:

- организация интеллектуальных смотров и конкурсов, олимпиад, школьных научно-практических конференций, ежегодное проведение Декады Науки и тематических недель по предметам;

- вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность и защиту  проектов в различных областях познания;

- участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах: «Русский медвежонок», «Олимпиада УРФО», «ЭМУ» «Пермский чемпионат», «Инфознайка»; ежегодные городские конкурсы: «Кирилло-Мефодиевские чтения», «Предпринимательство сегодня», конкурс знатоков иностранного языка, фестиваль творчества на иностранном языке и др.

В течение года

Зам. директора по УВР, педагоги школы

Художественно- эстетическое направление

Организация работы школьного хора и хореографической студии, изостудии, школьного театра.

Участие в городских мероприятиях «Перекресток», «Юнтагор», «Безопасное колесо», различных конкурсах художественного мастерства.

В течение года

Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования

Спортивное направление

Продолжение работы по развитию физического потенциала учащихся:

- секция по волейболу

- секция по баскетболу

- фитнес

- шахматы

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры

Военно-патриотическое направление

Организация работы по военно-патриотическому воспитанию, формированию чувства ответственности и гражданского долга, а также работа с детьми, обладающими ярко выраженными лидерскими качествами.

Проведение мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества, Дню Победы.

В течение года

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования

Работа школьных министерств

Организация работы детско-юношеской организации «Звездопад», «Солнечный город» в начальном звене.

Организация работы органов детского самоуправления.

В течение года

Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования

Система работы с педагогами по программе «Одаренные дети»

Повышение квалификации педагогов.

Методическая учеба по теме: «Одаренные дети и работа с ними»; проведение семинаров по темам: «Специфика работы учителей с одаренными детьми. Варианты моделей обучения одаренных детей», «Формы и методы работы с одаренными детьми».

Ежегодно

Директор, заместители директора, педагогический коллектив школы

Система работы с родителями одаренных детей

Создание системы работы с родителями одаренных и способных детей:

- проведение индивидуальных консультаций психологов, учителей, работающих по программе «Одаренные дети».

Постоянно

Зам. директора по УВР, педагоги- психологи, классные руководители



Предварительный просмотр:

План работы с одаренными детьми

учителя русского языка и литературы Парасотки О.В.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Эта работа носит длительный и кропотливый характер.

Цель: обеспечить благоприятные условий для развития и поддержки одаренных детей в их  интеллектуальной и творческой деятельности

Задачи:

  • выявить  и развить  детскую одаренность в соответствии с их способностями;
  • расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой деятельности.

 Ожидаемые результаты: творческая самореализация ученика  через участие в разного рода конкурсах.

Основные мероприятия:

  • организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
  • вовлечение учащихся в научно-исследовательские конференции  и  иные конкурсные мероприятия разного  уровня.

Формы работы с одаренными детьми:

• групповые занятия;

• конкурсы;

• курсы по выбору;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

•  интеллектуальные конкурсы  и мероприятия

Характерными чертами одаренного человека являются:

  1. Любознательность.

 Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.

2. Сверхчувствительность к проблемам.

Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.

3. Познавательная самостоятельность.

Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.

4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. 

Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).

5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.

6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.

7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.

8. Легкость ассоциирования.

Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.

9. Способность к прогнозированию, предвидение.

 Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.

10. Высокая концентрация внимания.

Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.

11. Отличная память.

12. Способность к оценке.

Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.

13. Особенности склонностей и интересов. 

Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.

14. Самостоятельность, которая предполагает:

 а) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в) внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.

15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.

Формы  работы с талантливыми учениками:

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов:

1) Творческих.

Например:

- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

- Подготовить презентацию личного творчества.

2) Исследовательских.

Например:

- Выяснить роль Н.Н.Гончаровой в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

- Написать реферат на тему “Женские характеры в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.

- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.

- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

3) Информационных.

Например:

- Подготовить информацию на тему “Какой корень у местоимения “я”?”

- Подготовить доклад о русских лингвистах.

- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего города”, используя архивные документы.

4) Игровых.

Например:

- Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

5) Практико-ориентированных.

Например:

- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ГИА, ЕГЭ.

- Выпустить “Словарь диалектных слов Ханты-Мансийского округа-Югры”.

- Разработать рабочие тетради по литературе для обучающихся 5-11 классов.

- Подготовить альманах “Местные  писатели и поэты”.

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

6. Литературоведческий анализ текста.

7. Работа по карточкам.

8. Конкурсные работы.

Образовательные технологии в работе с одарёнными детьми

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

  • Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор.
  • Формирование культуры работы с информацией.
  • Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью.
  • Развитие исследовательского мышления.
  • Формирование культуры работы в команде.
  • Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Проектный метод обучения

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других.
  • Стимулировать познавательные интересы учеников.
  • Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха.
  • Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое  обучение

  • Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
  • Создание положительного микроклимата на уроке.
  • Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей.

Исследовательские методы обучения

  • Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

- мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков.

  • Развитие мышления учащихся.
  • Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности.
  • Создание положительной мотивации учения и образования.
  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний.
  • Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности.

Технология «Дебаты»

  • Развитие критического мышления.
  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.
  • Формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Формирование навыков организационной деятельности.
  • Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога.

Лекционно-семинарско-зачётная система обучения

  • Активизация самостоятельной познавательной деятельности ученика.
  • Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы.
  • Создание условий для осознанного выбора темы индивидуального проекта.
  • Формирование опыта коллективной исследовательской деятельности.
  • Расширение круга знаний по изучаемой проблеме.

Технология проблемного обучения

  • Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика.
  • Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований.

Система инновационной оценки «портфолио»

  • Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

  • Формирование умения работать сообща на единый результат.
  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Технология модульного обучения

  • Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации.
  • Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.
  • Оптимизация процесса обучения.

Ежегодный план  работы с одаренными детьми

Мероприятия

Сроки

Направление и форма работы

Диагностика одаренных детей

сентябрь

Анкетирование

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми

сентябрь

Составление графика. Индивидуальные задания

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе

октябрь

Консультация учителя. Выполнение олимпиадных заданий

Участие в муниципальной Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе

ноябрь

Консультация учителя. Выполнение олимпиадных заданий

Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах (регион/всерос./международн.)

в течение года

Групповая, индивидуальная работа

Подготовка к научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», «Леонардо»

декабрь-апрель

Индивидуальная работа

Участие в предметной неделе

март

Викторины, праздники, инсценировки, открытые мероприятия, открытые уроки

Работа в кружках и элективных курсах по предмету

в течение года

Индивидуальная работа

Консультация родителей по вопросам развития детей

в течение года

Индивидуальная работа

Результаты, достижения, выводы. Планирование работы на следующий учебный год

   май