Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми по звуковой

культуры речи

Задачи:

-актуализировать опыт работы педагогов;

-познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению

различных видов трудностей в развитии звуковой культуры речи;

-приобрести практический опыт в коллективной работе;

-сформировать профессиональную мотивацию педагогов.

Оборудование: полоски салфеток, зеркало на каждого,

прищепки, музыка, полоска-схема лист клена, мяч, памятки, ручка.

                                         ХОД СЕМИНАРА

Уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим о звуковой культуре речи,

которая является составной частью общей речевой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_noyabr_24g.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с педагогами ДОУ

«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/ №12

Андреева С.Ю

Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми по звуковой

культуры речи

Задачи:

-актуализировать опыт работы педагогов;

-познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению

различных видов трудностей в развитии звуковой культуры речи;

-приобрести практический опыт в коллективной работе;

-сформировать профессиональную мотивацию педагогов.

Оборудование: полоски салфеток, зеркало на каждого,

прищепки, музыка, полоска-схема лист клена, мяч, памятки, ручка.

                                         ХОД СЕМИНАРА

Уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим о звуковой культуре речи,

которая является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает

все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

 правильное произнесение звуков, слов,

 громкость и скорость речевого высказывания,

 ритм, паузы, тембр, логическое ударение.

Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит,

от степени сформированности кинестетического и фонематического

восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Воспитание звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую

входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия

звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Одним из аспектов формирования звуковой культуры речи-является

правильная артикуляция.

Логопед: На каждый звук есть определенный комплекс упражнений, а работа

над артикуляцией развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет

мышцы глотки.

1.Артикуляционные упражнения.

Упражнения выполняются перед зеркалом вместе с ребенком. Следим за

Правильностью выполнения упражнений.

артикуляционной гимнастики стало интересным мероприятием для ребенка,

используют различные сказки, стишки и игры:

 Сказка о Веселом Язычке и всевозможные истории из жизни Язычка

(«Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории).

 Артикуляционная гимнастика для девочек и мальчиков.

Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных

упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам.

Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и

другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на

машине.

 Артикуляционная гимнастика под музыку. Музыкальный репертуар

использую разный (детские песенки, современные мелодии). Только

при наличии творческого подхода, дети с удовольствием выполняют

гимнастику.

Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук.

(Педагоги выполняют самостоятельно перед зеркалами) Педагоги садятся,

берут индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.

2.Упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха.

Логопед: Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами

дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные

упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.

Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить.

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2- взмах руками назад «так» (выдох)

Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт (под счет до 5). 3

подхода.

Упражнение «Поймаем лучик» - [и].

И.п. – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох:

«и-и-и».

Следующий аспект формирования звуковой культуры речи является-

развитая мелкая моторика.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями

головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между

мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты

мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,

которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики

малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

3.Упражнения на развитие мелкой моторики

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки,

застёжки,плетёнки, мозаику и  (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое.

Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр

и игровых упражнений огромное количество.

1 Упражнения на развитие фонематического слуха

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Назови слова».

Задание. Я говорю слово «ДОМ» и бросаю мяч напротив соседу, и он должен

называть слово на последний звук и так дальше продолжается игра.

2.Автоматизация звуков.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Задание: Все сели на пол. У кого мяч говорим слог СА, и катит соседу

напротив, а он должен сказать наоборот АС. И т. д. Все вместе со мной: СУ,

ЫС, СО, ОС и т.д.

Игра с мячом «Назови слова предметы на звук С», «Назови слова

действия» и т.д.

Игра «Солнышко»

Ход:

Все участники по очереди над лучиками пишут имя, а под лучиками вписывают пожелания, комплименты. Солнышко, пройдя круг, возвращается к своему хозяину.