Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей»
Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. его пальцев.
Пальчиковая гимнастика:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь ребенка;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимает тревожность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_noyabr.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей»
Подготовила учитель-логопед Андреева С.Ю
МБДОУ д/с №12
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. его пальцев.
Пальчиковая гимнастика:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь ребенка;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимает тревожность
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Высокий уровень развития мелкой моторики рук является необходимой предпосылкой для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I.группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.
II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III. группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:
Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки».
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай.Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо – нос» .Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук . В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».
У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.))
Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять….
(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,
указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
«Домик»
(Пальцы сжать в кулачок.
Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Разгибаем пальцы.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.