Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя на тему: «Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у дошкольников»
Музыка начинается с тишины и это надо помнить! Только в тишине она рождается и растворяется тоже в ней. Попробуйте ребенка внимательно прислушаться к окружающим его звукам.
В современном мире так мало времени, чтоб остановиться и прислушаться к пению птиц, шуму ветра. Наши дети привыкли к звукам машин и постоянно включенных в домах телевизоров. Так почему же мы удивляемся, что они плохо усваивают информацию; часто не слышат, что им говорят взрослые? Как научить ребенка слушать и слышать? И так ли это жизненно важно для него?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_berezkafevral.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя на тему:
«Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у дошкольников»
Подготовила учитель –логопед МБДОУ д/с №12
Андреева С.Ю
Музыка начинается с тишины и это надо помнить! Только в тишине она рождается и растворяется тоже в ней. Попробуйте ребенка внимательно прислушаться к окружающим его звукам.
В современном мире так мало времени, чтоб остановиться и прислушаться к пению птиц, шуму ветра. Наши дети привыкли к звукам машин и постоянно включенных в домах телевизоров. Так почему же мы удивляемся, что они плохо усваивают информацию; часто не слышат, что им говорят взрослые? Как научить ребенка слушать и слышать? И так ли это жизненно важно для него?
Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ребёнок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина - это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Игры со звучащими предметами помогают детям открыть хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. В специально организованном уголке целесообразно разместить предметы, издающие различные звуки:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, песком;
- шуршание метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- шишки, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;
- сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
- свистки и дудочки из глины и дерева.
В ходе систематических музыкальных занятий у детей развивается умение вслушиваться в звучание музыкального материала. На музыкальном занятии осуществляется взаимодействие с речью, речедвигательным анализатором, так как дети не только слушают музыку, но и разучивают песенки, которые затем поют.
Вот несколько игровых упражнений для того, чтобы развить у ребёнка умение внимательно слушать и слышать:
Посадите ребёнка рядом, чтобы ему было удобно и ничего не отвлекало. Попросите его закрыть глаза (говорите с ним едва слышным шёпотом, чтобы он настраивался на тишину), задавайте ему вопросы, на которые ответы даются шёпотом:
-Какие звуки различаешь в комнате?
- Откуда они доносятся?
- Какие более громкие?
- Какие звуки слышишь на улице?
- Угадай, кто подал голос?
- Какие звуки доносятся с улицы?
- Какие звуки слышишь в соседней комнате?
- Какие звуки понравились?
- Какие звуки тебе неприятны?
Вопросы можно продолжать, обращаясь к собственному воображению. Можно самим издавать шумы, комкая лист бумаги, поскрипывая дверью и т.д.. Играя таким образом, можно с ребёнком меняться местами.
Не считайте пустой забавой тренировку слухового внимания, ведь это умение – залог хорошего усвоения знаний в любом возрасте! А знания – путь к успеху! Разве не об этом мечтает каждый родитель!? Начните с малого! Ведь это так просто!
Помогите вашему ребёнку научиться слушать и слышать окружающий его мир!
Ценность работы по развитию слухового восприятия средствами музыки несомненна. Благодаря этим занятиям дети с различными нарушениями слуха могут получать представления о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:
« Играем со звуками»
Подготовила учитель –логопед МБДОУ д/с №12
Андреева С.Ю
Багаж представлений, накопленный малышом в первые годы жизни, уже достаточно велик. Если говорить о звучащем мире, он способен выделить звуки громкие и тихие (иначе говоря, он различает звуки по силе), может распознать мужской голос, женский, детский (а это значит, что он различает звуки по тембру - окраске).
Игры со звуками – естественное дополнение к звуковым забавам малыша. Они помогут ему лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.
Родителям для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.
Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает.
Вот самые простые игры со звуками.
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка
«потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а
в словах «жук», »лук», «арбуз».
А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает слово начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая,«ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку. «Цепочка слов»
Родителям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.
Слон – нос –стол – лодка – ананас…
«Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове»
Сок, слон, зубы, санки, радуга.
«Сколько звуков слышишь?
Предложить сжать пальчики в кулачок и закрыть глаза.
Покажите столько пальчиков, сколько звуков услышите.
(ау, и, ак, м, сом, мама и т.д.)
Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с
ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные
машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы)
на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке
лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и,
медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадывает: «Сыр».
В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей.