Консультация для родителей на тему: «Обучение детей звуко-буквенному анализу»
Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения и письма. Однако очень часто такой
анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezka_24_aprel.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Обучение детей звуко-буквенному анализу»
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№12
Андреева С.Ю
Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения и письма. Однако очень часто такой
анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому
попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше
Наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает
определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой
(слово звучит, состоит из последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).
В детском саду детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки
к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове,
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и
согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове).
Уважаемые родители, помните:
Существуют понятия «буква» и «звук».
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их
произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные,
которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия
голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить
руку на горлышко или закрыть уши руками).
Звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:
1 На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из
слов: у-утка.
2 Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов
типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца
слова (кот, мак).
3 Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из
положения после согласных (дом, танк).
4 После указанных упражнений подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.
Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок
становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу.
Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм)
1 Произнести слово и послушать себя.
2 Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его
условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой,
твёрдый - мягкий.
3 Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
4 Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки,
делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком
чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем,
что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а
не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот».
В детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б,
к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для профилактики
дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие
задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге,
вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности,
связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в
домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной
учёбе в школе!