Родителям
Консультации
Памятки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Кого легче растить: мальчиков или девочек?" | 298.59 КБ |
"На полюсах полов" | 405.48 КБ |
pochemu_detey_zhelatelno_vospityvat_s_uchetom_ih_gendernyh_osobennostey.pptx | 2.42 МБ |
"Конфликты ребёнка со сверстниками" | 591.1 КБ |
"Особенности развития детей" | 94.66 КБ |
Консультация | 28.5 КБ |
Закаливание детского организма | 13.27 КБ |
Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой | 12.53 КБ |
Здоровые дети - в здоровой семье | 185.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание девочки Мамы, воспитывающие девочек, сталкиваются с определенным набором трудностей. Ниже описаны наиболее часто встречающиеся проблемные черты характера, которые в силу большой распространенности можно отнести к стереотипам. Девочки более эмоциональные Многие мамы замечают, что у девочек в младшем возрасте часто меняется настроения: от грустного до веселого, от дружелюбного до унылого – в отличие от мальчиков, которые более склонны «плыть по течению». Чаще спорят и перечат Девочки начинают говорить раньше и в силу определенных особенностей развития они быстрее и лучше приобретают вербальные навыки. Да это хорошо, с одной стороны. С другой стороны вам приходится иметь дело со всеми капризами, возражениями и другими проявлениями процесса становления личности. Эмоционально агрессивные Мальчики проявляют свою агрессию физическими методами, тогда как девочки атакуют обидчика вербальными средствами: злобными комментариями, слухами, могут не общаться, исключать из игр и всячески игнорировать.
Воспитание мальчика По мнению мам, наиболее проблемные аспекты воспитательного процесса мальчиков следующие: Мальчики агрессивны и активны физически Они постоянно в процессе игры: носятся, прыгают, падают, используют мебель в качестве трамплинов, падают. Мальчики всегда готовы, что-нибудь сломать или повредить. Происходить это по двум причинам: из-за высокой физической активности и низкого уровня эмпатии , который влияет на то, что мальчики плохо понимают, что «сломать» или «повредить» – это плохо. Вербальное общение в самом начале представляет определенную трудность Вербальные навыки у мальчиков начинают развиваться позже, чем у девочек. Отличается также и стиль этих навыков. Девочки более склонны обсуждать несколько вариантов, мальчики выражают только то, что они точно хотят получить взять или сделать. Например, ситуация с выбором какой мультфильм посмотреть. Девочка будет обсуждать с вами и свои и ваши варианты, мальчик будет стоять на своем, что « Покемоны » - самый лучший мультфильм. Любую деятельность превращают в соревнование Они соревнуются со сверстниками, с братьями и сестрами, с родителями. Если вы растите двух мальчиков, то иногда страсть к соперничеству помогает, если вы хотите, чтобы дети быстрее оделись или быстрее поели и т.п.
Однако, стереотипы не всегда работают «Типично мужское» или «типично женское» поведение встречается у обоих полов. Для того, чтобы воспитание не было для вас кошмаром, необходимо определить, что вызывает у вашего ребенка приступы дурного настроения и как с этим бороться: Он шумный ребенок. Преимущество: ваш сын растет физически активным и общительным, что позволить ему в будущем занять хорошее место в жизни. Чтобы ребенок не «сводил вас с ума» и не разнес квартиру, необходимо предпринять ряд мер: каждый день ребенок должен активно играть на открытом воздухе, с раннего детства его можно записать в спортивную секцию. Она умеет льстить и добиваться своего, заставляя вас изменять свою точку зрения. Преимущество: девочка растет настойчивой. У нее явный вербальный талант, она умеет убеждать людей в своей точке зрения. Поддерживайте этот талант, общайтесь с ней на темы, которые обоим интересны. Если ваши мнения не совпадают, вы как мама не хотите, чтобы она что-то делала, старайтесь сохранять хладнокровие и оставаться при своем мнение, как бы яростно ребенок с вами не спорил.
Она ломает игрушки, разбирает их на части. Преимущество: девочка хочет знать, как они устроены, это признак интеллектуального любопытства. В таком случае покупайте игрушки, специально предназначенные для процесса познания, игрушки, которые разбираются и собираются. Если же ребенок просто получает удовольствие потому, что ломает, спрячьте дорогие игрушки, до тех пор, пока она не научится их не портить. Каким вы думаете, будет ответ на вопрос о том, кого легче растить? Правильно, если отказаться от стереотипов, то сложности в воспитание ребенка не зависят от пола, все определяется характером и личностью. Не возлагайте на детей неоправданных ожиданий. Сконцентрируйтесь на развитие ребенка в правильном направлении. Всегда находите преимущества даже в самых «вредных» чертах характера, так как, возможно, они «вредные» только в ваших глазах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто сказал, что мальчики – хулиганы и непоседы, а девочки – тихони и плаксы? На самом деле, в жизни все гораздо сложнее… То , что мужчины и женщины – существа разные, сомнений не вызывает. Все мы привыкли считать, что настоящий мужчина должен быть активным, напористым, сильным, а настоящая женщина – мягкой, покорной, дружелюбной . Так мы воспитываем и своих детей. Но идет ли им на пользу такое «универсальное» воспитание? Действительно ли разделение полов задумано самой Природой? Немного истории Когда мы еще бегали в шкурах свежепойманных мамонтов и рисовали их же при слабом свете костра, вопрос о различиях полов как-то не особо поднимался. Люди тогда были гораздо ближе к животному миру, нежели к человеческому – как в песне поется, сплошная «биология». И разделение труда тогда было – будь здоров. Бивень притащить – это к папе, потому как сил у него побольше. Шкуру заштопать – к маме, у нее пальчики помельче да половчее. Что природа дала, тем и пользовались. Вопросы различий стали актуальными лишь к 20 веку. И звучали они приблизительно следующим образом. Со стороны мужчин: «Обязательно ли мне по любому поводу лезть в драку и рисковать здоровьем?». Со стороны женщин : «Должна ли я сидеть дома и вышивать крестиком?». Если бы дети могли высказать свое мнение, им наверняка нашлось бы, что добавить. Почему мальчику нельзя плакать, ходить в розовых кружевах, играть с куклами ? А девочке лазить по деревьям и носить камуфляжные штаны? Почему вышить крестиком салфетку похвально , если ты – барышня, и позорно – если юноша? Кто должен сражаться с гадами ползучими, а кто – падать в обморок при их появлении? Постепенно от таких частных вопросов общество перешло к более глобальным . И немного порассуждав на эту тему (являются ли различия между полами исключительно биологическими ), психологи, социологи и антропологи пришли к выводу: что-то здесь нечисто...
Гендер или пол? Поскольку на тот момент мы принялись отдаляться от природы с большим ускорением, списывать все на ее замысел стало уже как-то неудобно. И в самом деле, когда эволюция делала нас «сапиенсами», компьютеров, автомобилей и супермаркетов еще и в проекте не было. Поэтому предусмотреть, что лучшие программисты и водители – мужчины, а шопинг – исконно женская забава, было сложновато . Так, немного порассуждав , ученые решили разделить два понятия – «пол» и « гендер ». Пол – это данная нам биологическая характеристика. То есть – особенности строения тела, степень волосатости, гормональный фон. А вот с гендером – поинтереснее. Это характеристика того, как в данной культуре должен вести себя человек того или иного пола, то есть установка общества по отношению к представителям разных полов. И сфера чувств, проявления умственных способностей, особенности взаимоотношений относятся не к полу, а к гендеру ! Иными словами, что мы представляем, когда слышим слово «мужчина»? Человек, у которого растут волосы на теле и лице, имеется пенис. Это – пол. А вот то, что он смелый, сильный и решительный – это уже гендер . Природой задумано, что женщина рожает и кормит детей. А вот то, что она при этом беззащитная и в математике ничего не понимает – это, опять-таки, социальное ожидание. И не более… Что интересно, гендер никак природой не закладывается, а создается исключительно в процессе социализации. То есть именно мама с папой, а потом детский сад и школа, учат детей быть мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. И воспитываем мы детей, конечно, по-разному. В результате и получаются две разных планеты, те самые пресловутые Марс и Венера. Если рассуждать глобально, то такое различное воспитание развивает только какую-то определенную часть личности ребенка, а другие качества, которых «не должно» быть у мальчика или девочки, подавляет, как бы «подгоняя» конкретного ребенка под общий гендерный стереотип. Но ведь мы не знаем, с чем точно придется столкнуться нашему чаду в жизни! Хорошо, когда родители сами решают, чему научить своих маленьких Сонечку или Ванюшу. Однако в реальной жизни мы пребываем в плену стереотипов относительно того, какими должны быть мужчины и женщины – и ссылаемся при этом на замысел Природы. Давайте же поразмыслим над самыми распространенными гендерными мифами и развеем их!
ТЕЛЯЧЬИ НЕЖНОСТИ Этот предрассудок касается того, как следует обращаться с малышами. Девочек полагается обнимать, прижимать к себе, целовать и усмирять, если слишком «разбушевались». Мальчиков – тормошить, подбрасывать и щекотать. И ни в коем случае не наоборот! Потому что девочка должна быть смирной и тихой, а мальчику дозволено (читай – от него этого ожидают) пошуметь и пошалить на всю катушку. Если допустить ошибку и перепутать инструкции – то есть понежить мальчика и пошалить с девочкой – последствия будут фатальными. Вместо принцессочки получим « Пеппи-Длинныйчулок » и « пацанку », вместо пирата – «рохлю» и «тюфяка». Правда? Ни капельки! Все зависит от того, как именно и в каких количествах мы стимулируем активность детей и проявляем к ним ласку. Любой ребенок, независимо от пола, нуждается в нежности не только словесной, но и телесной. Ближе к годику малыши очень четко демонстрируют, что в данный момент не настроены на обнимания и поцелуи – важно отнестись с уважением к их праву выбора. И мальчик, и девочка имеют врожденную потребность узнавать возможности своего тела и свое место в мире. Лежа в кроватке в тугой пеленке этого сделать никак не получится – крохе жизненно необходимо размахивать ручками, разбрасывать игрушки, ползать по всему дому, бегать, прыгать, падать, кувыркаться… Только так малыш сможет сформировать самоконтроль, то есть регулировать свои действия, а также полюбить свое тело и научиться заботиться о своей безопасности. МИФ № 1
МИФ № 2 Женская логика и мужской ум То , что мужчины и женщины мыслят по-разному, споров не вызывает. В отличие от сомнительного утверждения, что женщине быть умной необязательно (и все равно не получится в такой мере, как мужчине). От чего зависит наш уровень интеллекта? Никак не от связанного с полом размера головного мозга, а от умения использовать его возможности. А вот развивают умственные способности, как правило, у мальчиков и девочек по-разному. Во-первых, мальчикам предоставляется больше возможностей манипулировать разными предметами, чтобы изучить этот мир. Мальчишечьи игрушки предполагают более разнообразные действия, чем девчоночьи – их игры повторяют стереотипные действия взрослых. Маленькие мужчины изучают свойства предметов, преодолевают препятствия и соревнуются друг с другом. А вот маленькие женщины чаще взаимодействуют друг с другом или со взрослыми, им намного сложнее объяснить родителям, почему вдруг понадобилось разобрать куклу и распотрошить мишку – ведь нужно было укачивать и кормить их. Во-вторых, на вопросы маленьких „почемучек“ также даются разные ответы в зависимости от пола. Девочкам чаще отвечают в стиле: «Потому что так надо», мальчикам – «Давай разберемся». Девочкам принято предлагать готовый ответ и показывать, как нужно действовать «правильно», а мальчиков – стимулировать к самостоятельному и творческому поиску решения. В-третьих, если ребенок столкнулся с затруднением (ну никак не хочет башня из кубиков складываться!), родители и тут ведут себя по-разному. Девочку жалеют и делают за нее то, что она может выполнить самостоятельно. Мальчика подбадривают и дают возможность самому искать выход из ситуации, ссылаясь на железный аргумент: «Ты же мужчина!» В-четвертых, к успехам малышей у взрослых тоже разное отношение. Если девочка добилась хороших результатов в интеллектуальной деятельности, это чаще приписывают ее старанию или везению; если мальчик – его скорее назовут способным и талантливым в этой сфере. Так дети усваивают, чего именно от них ждут взрослые, и ведут себя соответственно. Что делать? Учитывать не половую принадлежность ребенка, а его индивидуальные способности. Предоставьте малышам возможность играть с самыми разными игрушками, а не только стереотипными «мальчику пистолет, девочке куклу». Демонстрируйте, что вы верите в таланты вашего ребенка и готовы поддержать его или ее в трудную минуту.
Плаксы и драчуны Эмоциональное развитие наших детей тоже происходит по-разному. И дело вовсе не в различиях гормонального фона мужчин и женщин (не настолько сильно влияют они на наше поведение). Опять-таки, общество демонстрирует ребенку, чего мы от него ждем. Вот несколько вопросов «на засыпку»: Как реагируют родители, когда плачет мальчик и девочка? При каких условиях мы разрешаем ребенку драться? Как мы учим наших детей справляться с эмоциями? Что получается в результате? Мальчиков мы приучаем к тому, что у мужчины допустимы только два состояния: «нормально» и «злюсь». Если плохо – нужно сцепить зубы и ни в коем случае не просить поддержки («Ты же мужик, не раскисай!»), а все разногласия решать либо путем рукоприкладства, либо удалиться и ждать, пока «само пройдет». Девочкам же помогаем освоить гораздо более широкий спектр эмоций, но ограничиваем в их проявлениях («Как не стыдно драться, ты же девочка!», «Приличные девушки не должны так громко смеяться »). О том, чем чревато подавление своих чувств, мы писали уже не раз. Тут и психосоматические расстройства, и трудности в общении с близкими, и прочие «прелести». Поэтому помогите своим чадам познакомиться со всеми эмоциями и подружиться с ними. Покажите, что вы готовы любить ребенка в любом состоянии – и когда малышка злится и топает ногами, и когда мальчуган хнычет в мамин живот. Тогда им будет намного легче находить общий язык с другими людьми и самими собой. Миф № 3
Мы лучше!!!! Пожалуй , самый вредный (и живучий) миф о том, что один из двух полов лучше другого. То ли прекраснее, то ли сильнее. То ли главнее, то ли умнее. И так далее… Мысль об этом внушается малышу с пеленок и оказывает очень сильное влияние и на самооценку, и на последующее отношение к противоположному полу. Если мы ограничиваем что-то интересное и нужное для крохи, ссылаясь на его пол, это может стать для него источником негативных переживаний в свой адрес. Например, «Девочка должна быть терпеливой – привыкай к скучной работе», или «Нечего хныкать, ты же мужчина!». А можно и наоборот, сформировать презрение к противоположному полу – «Трусишь, как девчонка!» или «Фу, какие мальчишки грязнули !». В общем, критические замечания в адрес то ли девочек, то ли мальчиков – в любом случае, камень в огород будущего благополучия ребенка. Поэтому гораздо полезнее аргументировать запреты и указания не половой принадлежностью ребенка, а обоснованными доводами. Да, это отнимает больше времени, зато впоследствии дочка или сын порадуют вас уверенностью в себе и уважительным отношением к противоположному полу. МИФ № 4
Как вы уже поняли, воспитывать мальчика только мужественным, а девочку только женственной – значит, развивать только одну сторону «медали». Мы не призываем поставить все с ног на голову и отныне учить мальчиков исключительно домоводству, а девочек – программированию. Давайте предоставим детям возможность развивать все свои таланты, все способности! Ведь в современном мире пригодятся все человеческие качества, а не только жестко определенные гендерные роли. Наша жизнь богата разнообразными ситуациями, к которым мы постоянно адаптируемся. Конечно, это труднее, чем бегать за мамонтом и штопать дырки в шкуре. Зато теперь у нас есть возможность проявлять себя во всей красе! Конечно, пройдет немало времени, прежде чем общество начнет спокойно воспринимать мужчин-парикмахеров и женщин-военнослужащих. Но именно в этом времени будут жить наши дети. Какую же мысль стоит прививать и себе, и ребенку? Что и мужчины, и женщины – умные и добрые, смелые и заботливые, нежные и настойчивые. И мальчиком, и девочкой быть хорошо! Мы все разные, но одинаково классные! А ЧТО ДАЛЬШЕ????
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство западноевропейских и американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики по - разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п., оказались несостоятельными и получили критическую оценку в работах Э.Маккоби и К. Джеклин . Вместе с тем Э. Маккоби , К. Джеклин и другие ученые пишут о том, что достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Девочки дошкольного возраста « социальнее » и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Единодушны ученые лишь в одном - формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация , эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён . Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.
Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще: 1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу; 2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации ; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно); 3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
Анализ массовой практики показывает , что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности . В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей , а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: в физическом развитии и социальном поведении; в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений; в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений поло ориентированных обращений к детям в тех ситуаци ях, когда это является уместным.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания « девчоночных » материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.
конец
Предварительный просмотр:
Конфликты ребенка со сверстниками: позиция родителей
Редко какому ребенку удается на протяжении своей детской жизни избежать конфликтов со сверстниками. Это могут быть конфликты на детской площадке или в детском саду, для детей старшего возраста - это будут конфликты во дворе или в школе. Так как родители в свое время тоже были детьми и оказывались в малоприятных конфликтных ситуациях, то у них часто возникает желание уберечь ребенка от конфликтов или разобраться с обидчиком и наказать виноватых.
Как правило, мы учим своих детей тем правилам и способам поведения, которые усвоили сами. Однако чаще всего нами как родителями движут наши собственные чувства, и мы, прежде всего, мешаем ребенку разобраться с тем, что произошло, и не даем способов поведения в конфликте.
Невмешательство
Один из вариантов поведения родителей — это невмешательство в ситуацию, игнорирование происходящего. У каждого родителя есть свое объяснение, почему они считают, что вмешиваться в детский конфликт не стоит. Иногда это связано с тем, что взрослый не видит причин для беспокойства, ситуация кажется обыденной, и взрослый считает, что она может быть даже полезной для малыша и, возможно, сможет чему-то научить ребенка.
Действительно, есть ряд конфликтных ситуаций, с которыми ребенок успешно справляется без вмешательства взрослого, особенно если ранее взрослый показал (а ребенок смог усвоить), как себя вести в подобной ситуации. Однако здесь важно обратить внимание на чувства ребенка: если ребенок страдает и самостоятельно выйти из конфликта не может, то ваша помощь необходима.
Избегание. Уйти в другую песочницу/сад/школу
Если родитель для себя выбрал позицию избегания конфликтов, то и своему ребенку он будет предлагать ту же модель, то есть выбор тех мест, где конфликты не случаются. Однако подобное поведение рождает в ребенке еще больше тревоги и непонимания, как же все-таки вести себя, когда кто-то посягает на твои интересы.
Дело в том, что на протяжении своей жизни ребенок, будущий взрослый, обязательно встретится с той или иной конфликтной ситуацией. И, к сожалению, без малейшего опыта ребенок остается полностью обезоруженным и часто не может совершить элементарных действий для защиты себя.
Активная конфронтация. Ругань и обвинение в адрес другого родителя и ребенка
Если внутри нас живет много чувств обиды, жертвенности, несправедливости, то мы особенно рьяно начинаем защищать своего ребенка, не замечая, как превращаемся в тирана для чужого ребенка или родителя. В этом состоянии мы используем обвинения, нотации, возможен даже крик, истеричные высказывания, грубость.
Однако такое поведение может только напугать нашего ребенка, как пугает сильный аффект, любые сильные эмоции, которые ребенок не понимает. Если вы склонны к такому бурному разрешению конфликтов, старайтесь объяснять малышу свое поведение спустя какое-то время, когда успокоитесь. Вообще, любой разговор с ребенком и обсуждение конфликта с прояснением чувств ребенка и его отношения к ситуации бывает очень полезен. Вы можете также рассказать о своих чувствах, о том, что вы очень разозлились и не могли сдержать свой гнев.
Родительская власть и помощь
Основная причина конфликта — это нарушение границ личности. То есть кто-то либо нанес вам телесное повреждение (ударил, толкнул, укусил и т.д.), либо посягнул на вашу собственность (что-то отобрали или не дали положенного), либо оказали психологическое давление (обозвали, накричали, сказали что-то неприятное). В таком случае у родителя всегда есть власть восстановить границы и помочь защитить их, не нарушая границ другого. Например, если у вашего малыша отобрали совок в песочнице и он пришел к вам за помощью, важно, пользуясь родительской властью, подойти к чужому ребенку и сказать уверенным тоном: «Это совок моего сына (дочки), и он сейчас ему (ей) нужен, отдай его, пожалуйста». Обычно дети отдают вещи, но если вы видите, что чужой ребенок не хочет отдавать вашу вещь, то пробуйте найти взрослого, который за него отвечает. Как правило, взрослый помогает малышу расстаться с драгоценным объектом.
Основная задача родителя — дать ребенку ощущение ценности себя, уверенности в себе и научить способам поведения в конфликте.
Вечная жертва или маленький тиран
Если вы замечаете, что ваш ребенок часто становится либо жертвой конфликта, либо тираном (то есть тем, кто обижает других детей), отнеситесь к этому внимательно. Вероятно, ребенок часто чувствует себя обиженным и незащищенным дома. Понять, с чем это связано, и помочь ребенку можно на консультации у психолога.
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
В конструировании постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Развиваются ловкость, координация движений. Дети удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Продолжает развиваться воображение. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Задачи воспитания и обучения.
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей; обеспечить гармоничное физическое
развитие, совершенствовать умения и навыки в основных видах движений, воспитание красоты,
грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности
и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка,
формировать умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм:
взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).
Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие,
развитие любознательности и познавательной мотивации.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие
связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формировать элементарные математические представления, первичные представлений об основных свойствах
отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени.
Обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую
речь.
Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.
Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.
Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором.
Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.
Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3–4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1–4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2–3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3–4-летних детей до 12–15 минут, 5–6-летних – до 20–25 минут и для 5–7-летних – до 20–30 минут.
После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. И еще один узелок на память мамам и папам: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет, постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.
В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.
А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2–3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.
Температура воды должна быть не менее 22–23 °С, воздуха 24–25 °С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6–8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Лучшее время для этого: в средней полосе – от 11 до 12 часов, на юге – от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°С.
Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее – с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды.
Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.
Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения врача.
Предварительный просмотр:
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.
В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это — первый коллектив ребёнка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности и здоровья ребенка. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Длительное пребывание в неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.
Рост количества заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
К сожалению, в силу развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов, закаливанию, занятиям физкультурой, прогулки на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителей).
Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.
Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.
Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.
Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится.
Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является режим дня.
Правильно организованный режим дня – это режим дня, оптимально сочетающий период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяющий их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно
Сон, является не менее важной составляющей частью режима дня, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.
Ну а если ребенок долго перед сном смотрит телевизор или играет в компьютерные игры, его нервная система набирает много сильных впечатлений и не может расслабиться во время сна. Он будет продолжать «переваривать» увиденное, и всю ночь будет видеть страшные сны. И конечно, утром будет чувствовать себя разбитым и вялым.
Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада и в выходные дни
Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком.
Слово «витамин» происходит от латинского вита – жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1 – 2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза.
Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность.
Недаром сейчас по телевидению передают много игровых программ для взрослых, которые не наигрались в детстве.
Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих.
Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи, поэтому детей ни в коем случае нельзя оставлять одних, без присмотра. Дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. Помните, здоровье ребенка в ваших руках!
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.