Презентации
Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasyshchennost_i_psihologicheskaya_bezopasnost_rpps.ppt | 383.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить - развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Тихеева Е.И.
Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в свете требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участков, оборудования, игрушек и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии: с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета психологических особенностей и коррекции недостатков развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; полифункциональной; трансформируемой; вариативной; доступной; безопасной.
Насыщенность РППС предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии, возможность самовыражения.
Безопасность РППС соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии И.А. Баева Психологически безопасной образовательной средой
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды — психологическая безопасность.
Ключевыми психологическими характеристиками среды как пространства личности выступают территориальность, телесный комфорт и безопасность, личные вещи, возможность реализовывать вкусовые и временные предпочтения. Доктор психологических наук С.К. Нартова - Бочавер указывает на то, что окружающая среда должна обеспечить ребенку чувства места, переживания пространства ДОО как своего, близкого и безопасного.
Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество; признание прав ребенка и его свобод; обсуждение; сопереживание; поддержка; гибкое введение ограничений; стимулирующая система требований.
В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир.
Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, педагогами, помощниками воспитателей и др.) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
отсутствие необоснованных запретов; продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия; отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых; субъектное личностное общение с ребенком; предоставлёние ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);
возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса; возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т. д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени — отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело);
открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия; поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции; наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими;
удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам: сверхсильная стимуляция; принятие за ребенка решений и выполнение за него действий; манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;
ограничение детской инициативы и активности; неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении; формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман; использование неадекватной системы поощрений и наказаний; непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях; непредсказуемость жизнедеятельности во времени.
Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий , на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.
Главной задачей воспитания является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Поэтому важным является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Спасибо за внимание!