Консультация "Как помочь ребёнку преодолеть страх?"
Педагогом-психологом Еленёвой В.Ю. проведена групповая консультация для педагогов МАДОУ «Детский сад №26» на тему : «Как помочь ребёнку преодолеть страхи?». Целью консультации являлось просвещение педагогов ДОУ в вопросах возникновения детских страхов и путей их преодоления. Были определены понятия «детский страх», причины его возникновения, возрастные особенности проявления страха, обозначены способы его преодоления. Педагогом-психологом была проведена мини-лекция на тему«Детские страхи», также использовались упражнения ««Изгнание страха», «Мой страх», мозговой штурм «Как нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх?», релаксационная техника «белое облако» по снятию эмоционального напряжения детей в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация по преодолению детских страхов | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку преодолеть страхи?»
Дата проведения консультации 17.03.2016 г.
Материал подготовлен педагогом-психологом
МАДОУ «Детский сад №26» Еленёвой В.Ю.
Цель: просвещение педагогов ДОУ в вопросах возникновения детских страхов и путей их преодоления.
- Вступительное слово.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на консультации, тема которой «Как помочь ребёнку преодолеть страхи?»
- Упражнение для педагогов «Что такое страх?» Педагог-психолог раздаёт листочки с надписями «Что такое страх?» и предлагает педагогам порассуждать на данную тему.
- Мини лекция.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
Детские страхи - явление обычное. Умение испытывать страх является залогом успешного выживания. И это неудивительно, ведь когда ты ещё слишком мал, трудно понять, что опасно, а что нет. Лучше уж убегать ото всего, что тебе таковым хотя бы покажется. Но у этой монеты есть и другая сторона. Вовремя неразрешённые, детские страхи могут перерасти в патологию, и оказать плачевное влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Не говоря уже о том, что ещё в детском возрасте страхи, на которые родители не отреагировали или отреагировали неадекватно, могут привести к повышенной негативистической активности у ребёнка, тревожности и даже ухода от реальности. В первом случае ребёнок начнёт вести себя демонстративно, намеренно привлекая внимание окружающих, при этом за отсутствием положительной реакции он переключится на вызов отрицательной, лишь бы была какая-нибудь. Во втором у ребёнка может резко понизиться самооценка, он начнёт бояться неудачи, перестанет проявлять инициативу. В случае ухода от реальности, ребёнок одновременно будет и тревожен, и демонстративен. Всё больше он будет стараться пребывать в мире собственных фантазий, чувствуя себя защищённым только там.
В возрасте 2-3 лет малыш может бояться резких звуков. Это один из самых распространённых животных страхов, поскольку в природе всякий резкий звук почти всегда означает опасность. Ещё дети боятся домашних животных, опять-таки, потому что ещё к ним не привыкли, а всякое незнакомое животное на инстинктивном уровне для ребёнка означает опасность.
В 3-4 года у ребёнка начинает развиваться воображение и это выливается в страх перед собственными фантазиями. Это один из самых сложных периодов, поскольку такой страх уже не убрать физически, как кошку из комнаты, например, или включив ночник, но и устранить его при помощи рационализации трудно, ввиду того, что малыш ещё всё познаёт мир в основном через эмоции. Чаще всего ребёнка пугают игра теней, персонажи мультфильмов, собственные сны.
Начиная с пяти лет, у ребёнка появляются взрослые страхи, вроде страха перед потерей любимого человека, страха смерти, страха перед тяжёлой болезнью.
Как нельзя вести себя взрослым?
1.Ругать малыша. "Такой большой, а боишься такой глупости! Как не стыдно?". Ни в коем случае, так вы только добавите к чувству страха чувство вины и ребёнок, возможно, замкнётся в себе, вынужденный переживать свои страхи в одиночестве.
2.Ставить себя в пример. "Посмотри на меня - я же не боюсь!". Какой вы молодец! Вам-то хорошо, вы большой и сильный, а каково ребёнку? Он ищет в вас поддержки, в том, что вы всесильны и можете справиться с чем угодно, у него пока нет никаких сомнений.
3. Избегать того, чего ребёнок боится. "Тебе не нравится игрушка - мы её спрячем!". Можно спрятать игрушку, но нельзя спрятать страх. Он ещё долго будет преследовать ребёнка, если его не победить.
- Мозговой штурм. Педагог-психолог предлагает разделиться на две команды и в течение пяти минут написать предположения-рекомендации о том, как можно помочь ребёнку преодолеть страхи.
Как нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх?
1.Показать, что вы рядом. Не разубеждать ребёнка, что бояться ему нечего, а показать, что вы защитите его от чего угодно. Нужно дать понять, что вы понимаете, чего именно боится ребёнок, но обязательно защитите его от этого. Пообещать ему, что всё будет хорошо. Просто возьмите ребёнка на руки и говорите, что всё будет хорошо, тогда он быстро успокоится.
2.Поощряйте ребёнка быть смелым. Но делать это нужно деликатно. Не воспитывать в нём очередное "Ты будущий мужчина! Ты должен…", а вместо этого просто радоваться вместе с ним, когда ребёнку удалось победить очередной страх и выражать уверенность, что и с будущими страхами он тоже расправиться так же легко. Напоминайте ему о его победах, а не зацикливайтесь на неудачах.
3.Существует несколько методик, позволяющих преодолеть страх. Очень полезным бывает обыгрывание ситуации. Пусть вымышленный герой попадает в ситуации, когда его атакуют страхи вашего ребёнка. Пусть он находит выход из этой сложной ситуации, выходит из неё победителем. Это и в ребёнке воспитает способность противостоять собственному страху. Существуют настоящие, так называемые, терапевтические сказки. Ни в коем случае нельзя махать рукой на детские страхи и думать, что он их просто перерастёт. Слишком велика опасность для него обзавестись малоприятной фобией на всю жизнь.
- Упражнение физ. Минутка «Изгнание страха»
Злые духи и Кощей
Не живут среди вещей
Но бывает из-за страха
Я в прихожей вижу Аха!
Нужно громко крикнуть АХ!
И тотчас исчезнет страх!
При слове «Ах» педагоги (дети) должны крикнуть громко «Ах!». При этом нужно подпрыгнуть, замахать руками и скорчить рожицу.
- Упражнение «Мой страх»
1 этап. Психолог предлагает нарисовать свой страх на листах бумаги.
2 этап. Превратить страх. Психолог «Страх нарисован, он никуда не убежит и не спрячется от нас. И с ним можно договориться. Страх не виноват, что кто-то его боится. Мы можем учить его и перевоспитывать. Каждый из нас хотел бы быть умным, смелым. Давайте стремиться к этому и научим этому свой страх.
Педагог-психолог показывает, как из некрасивого «страшного» рисунка можно сделать симпатичный и забавный (например, зверя можно посадить на поводок и т.д.) . Либо можно зачеркнуть страх любимыми цветами, порвать его и выбросить, отдать психологу, чтобы он выбросил его далеко-далеко…
- Релаксация. Психолог: Также, в работе с детьми по снятию эмоционального напряжения, можно использовать релаксационные упражнения, выполняемые под спокойную музыку.
Релаксационное упражнение «Белое облако».
Психолог: « Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе».
- Рефлексия. Что узнали для себя нового? Что возьмёте ( какую информацию) с собой в практическую деятельность?
- Сюрпризный момент. Психолог дарит педагогам «облачка» , просит нарисовать на них хорошее настроение и подарить соседу, сидящему слева.
Источник: Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с.
Преодоление страхов у детей. Тренинг. Т.А.Арефьева, Н.И. Галкина-М.: Психотерапия, 2009.
Приложение 1
Страх-это
Страх-это
Страх-это
Страх-это
Страх-это
Страх-это
Приложение 2
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ? ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
1.
2.
3.
4.
5.
…
Приложение 3