Консультация для педагогов

Еленёва Виктория Юрьевна

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье.

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_seminar.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар  «Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье».

Цель: просвещение педагогов в вопросах сохранения психического здоровья воспитанников.

Задачи:

-   расширение представления педагогов о психическом здоровье детей;

- обучение методам снятия мышечного напряжения и расслабления;

- развитие у педагогов способности к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

- формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.

Продолжительность: 40 минут

План занятия

Этап

Время

Комментарии

1

Введение.

5 мин.

Приветствие. Объявление цели, задач встречи,

32

Основная часть.

20 мин.

Лекция на тему: «Психическое здоровье: понятие, благоприятное развитие  и становление психического здоровья детей в ДОУ»

10 мин

Примеры

упражнений для детей на снятие эмоционального напряжения, создание доверительного отношения

3

Заключительная часть.

5 мин.

Рефлексия

1.Введение

Психолог: «Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проводим практическую встречу, цель которой – просвещение педагогов в вопросах сохранения психического здоровья воспитанников.

Задачи:

-   расширение представления педагогов о психическом здоровье детей;

- обучение методам снятия мышечного напряжения и расслабления;

- развитие у педагогов способности к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

2. Лекция

Что включает в себя понятие психического здоровья? Психически здоровый человек – это прежде всего человек жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами,. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

Понятие «психическое здоровье» включает в себя:

- познавательная активность;

- способность общаться;

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Ребенок находится в постоянном процессе познания мира: он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. Вопросы детей - показатель развития их мышления направленный на то, чтобы получить знания. В процессе общения со взрослыми и сверстниками происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового.

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.

Их можно условно разделить на две группы: объективные, или факторы среды (семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями), и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Также фактором риска могут стать конфликтные отношения между родителями, что может приводить к развитию невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий., боязливость и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к фантазированию.

Вторая группа факторов, как мы уже упоминали, связана с детскими учреждениями. Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50 % направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Как способствовать благоприятному развитию и становлению психического здоровья детей в ДОУ

  1. Создание  положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).
  2. Необходимо поддерживающий познавательный интерес и активность детей, помочь построить взаимоотношения с другими детьми.
  3.  Снятие эмоционального и психофизического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие минутки, на которых специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

4.Организация рационального двигательного режима. Необходимо вовлекать ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности, чтобы пребывание его в детском саду было интересным.

5.Дошкольный период детства формирует у ребенка основы гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

6.ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая отличается от других игр тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре заняты несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. В этом и заключается значение игры, которая формируют умение у детей общаться в коллективе сверстников.

7.В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоинства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребёнком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по укреплению здоровья ребенка, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. 

3.Примеры упражнений и игр для детей.

Паучки и комары.

    Цель игры: создание эмоционально — положительного фона.

   Все дети- комарики, они под спокойную музыку двигаются по комнате. Два ребёнка, взявшись за руки, изображают паучков. Задача паучков -как можно больше запятнать комариков. Те дети, до которых дотронулся паучок садятся на стулья. Когда все комарики пойманы, то выбирается следующая пара и игра возобновляется.

Гусеница.

   Цель игры: научить согласовывать свои действия со всеми детьми.

Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг другу. Таким образом они начинают двигаться по комнате, преодолевая различные препятствия.

Угадай меня.

   Цель игры: установление доверительного контакта между детьми.

Дети сидят на стульях водящий с завязанными глазами ходит по комнате. Подходит к одному игроку, кладёт руки на плечи и угадывает кто это это. Если угадал правильно, то игрок говорит «Да, это я»

Поварята (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

  1. Рефлексия (вопросы и обсуждения педагогов по данной теме).

Педагог-психолог__________________________