Всероссийский конкурс сочинений

Рыжова Елена Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1.

к Положению о Всероссийском конкурсе сочинений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ

2. Порядок проведения Конкурса и требования к конкурсным работам

2.1. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных

  • частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Среди участников Конкурса выделяются 4 возрастные группы: 1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 6 классов; 2 возрастная группа – обучающиеся 7 – 9 классов;

3 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов;


4 возрастная группа – обучающиеся организаций среднего профессионального образования.

2.2. Участие в Конкурсе добровольное.

2.3. Рабочим языком Конкурса является русский язык.

2.4. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.

2.5. Конкурсная работа должна представлять собою рукописный текст

  • и быть выполнена на утвержденном бланке с логотипом ВКС.

2.6. К Конкурсу допускаются работы в объеме: 4 – 6 класс – 1- 3 стр.; 7 – 9 класс – 3 - 4 стр.;

10 – 11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования –

4 – 6 стр. рукописного текста.

Незначительное изменение установленного объема в сторону уменьшения или увеличения допускается.

2.7. К оценке членами жюри не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия.

2.8. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется.

  1. Тематические направления Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году

3.1. Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2017 года утверждены следующие тематические направления:

1). Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе;

2). Приведи в порядок свою планету;

3). Именно в труде, и только в труде велик человек;

4). Только у здоровой нации есть будущее;

  1. Искусство есть посредник того, что нельзя высказать;

6). Юбилеи российских писателей;

  1. Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

3.2. Тематическое направление «Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе» посвящено 100-летию Октябрьской революции и предполагает авторскую оценку и интерпретацию отражения этого исторического события в отечественной литературе и киноискусстве. Данное направление не предполагает написание сочинений о революции вообще, рассуждений о судьбах России вне литературно-кинематографического контекста. Работы с подобным содержанием будут признаны не соответствующими тематике Конкурса. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.

3.3. Тематическое направление «Приведи в порядок свою планету» посвящено Году экологии в России и предполагает написание сочинений, затрагивающих вопросы сохранения природного наследия, борьбы с загрязнением окружающей среды, развития и сохранения особо охраняемых природных территорий, внедрения эффективных ресурсо– и энергосберегающих природоохранных технологий и использования экологически чистых видов транспорта. Работы могут быть написаны с опорой на исторический и краеведческий материал, произведения художественной и научно-популярной литературы. Привлеченные к

5


анализу художественные произведения, кинофильмы и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.

3.4. Тематическое направление «Именно в труде, и только в труде, велик человек» предполагает написание работ, посвященных трудовым династиям, проблемам выбора профессии, волонтерской деятельности детских и молодежных организаций. Работы могут быть написаны с опорой на исторический, биографический, краеведческий и литературный материал. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.

3.5. Тематическое направление «Только у здоровой нации есть будущее» предполагает написание сочинений, посвященных здоровому образу жизни, профилактике ВИЧ-заболеваний, деятельности российских и всемирных организаций здравоохранения, проблемам просвещения в области здравоохранения, донорству. Работы могут быть написаны с опорой на исторический, биографический и краеведческий материал, произведения художественной и научно-популярной литературы. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.

3.6. Тематическое направление «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать» предполагает написание сочинений, посвященных роли искусства в жизни человека, впечатлениям от встречи с произведениями искусства, популяризации искусства среди детей и молодежи. Работы могут быть написаны с опорой на литературный, искусствоведческий, биографический и краеведческий материал. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.

3.7. Тематическое направление «Юбилеи российских писателей» предполагает написание сочинений, посвященных жизни и творчеству российских писателей и поэтов: Алексея Константиновича Толстого (200-лет со дня рождения), Викентия Викентьевича Вересаева (150-лет со дня рождения), Константина Дмитриевича Бальмонта (150-лет со

дня рождения), Максимилиана Александровича Волошина (140 лет со дня рождения),

Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарёва) (130-лет со дня рождения), Самуила Яковлевича Маршака (130-лет со дня рождения), Валентина Петровича Катаева (120 лет со дня рождения), Дмитрия Борисовича Кедрина (110 лет со дня рождения), Варлама Тихоновича Шаламова (110 лет со дня рождения), Зои Ивановны Воскресенской (110 лет со дня рождения), Арсения Александровича Тарковского (110 лет со дня рождения), Льва Ивановича Ошанина (100 лет со дня рождения), Ильи Михайловича Лаврова (100 лет со дня рождения), Юрия Павловича Казакова (90 лет со дня рождения), Александра

6


Валентиновича Вампилова (80 лет со дня рождения), Валентина Григорьевича Распутина (80 лет со дня рождения), Беллы Ахатовны Ахмадулиной (80 лет со дня рождения), Андрея Георгиевича Битова (80 лет со дня рождения), Владимира Семеновича Маканина (80 лет со дня рождения), Эдуарда Николаевича Успенского (80 лет со дня рождения).

Работы могут быть написаны с опорой на мемуарный, биографический, литературный и краеведческий материал, содержать оценку и истолкование произведений данных авторов. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать. Работы, посвященные биографии и творчеству других российских писателей и поэтов, будут считаться не соответствующими тематическим направлениям Конкурса.

3.8. Тематическое направление «Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины» предполагает написание сочинений, посвященных размышлениям о вкладе

человека в развитие своей малой родины, природным и культурным достопримечательностям региона, памяти об исторических событиях на территории региона, уроженцам региона, приобретшим общероссийскую и мировую известность в различных областях. Работы могут быть написаны с опорой на исторический, биографический, литературный и краеведческий материал. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.

3.9. Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса. Выбор тематического направления рекомендуется производить с учетом региональной специфики.

  1. Специфика жанров конкурсных работ и формулировка темы конкурсной

работы

4.1. Положением о Всероссийском конкурсе сочинений определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия.

4.2. Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.

  • содержание работы. Зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение;

-стилистические и художественные особенности работы. Так, например, жанр «слова» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи, «эссе» -- изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

4.4. Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.

4.5. В отдельных случаях возможно индивидуальное определение жанра конкурсной работы, например, «сказание», «сказ». По опыту прошлых лет, такие случаи редки, но, как правило, отступления от заданных жанровых рамок в этих отдельных случаях были оправданы.

4.6. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.

4.7. рекомендуется учитывать соответствующие критерии оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

4.8. Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (как в отдельных случаях встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, а также понижает общую оценку конкурсной работы (по показателю «Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию)).

5. Показатели по критериям оценки конкурсных работ и методика оценки конкурсных работ

5.1. Исходя из целей и задач Конкурса, тематических направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, разработаны критерии оценки сочинений, участвующих в Конкурсе.

8


  1. Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы сочинения;

  1. Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра;

  1. Композиция сочинения;

  1. Выражение в сочинении авторской позиции;

  1. Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения;

  1. Грамотность сочинения.

На        федеральном        этапе        Конкурса        добавляется        критерий        «Общее        читательское

восприятие текста сочинения»  дополнительный вариативный балл (по усмотрению члена

жюри).

5.2. Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание

  • формулировка темы сочинения. Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему,

размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса; оригинальность авторского подхода к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность историко-литературному или литературному материалу, соответствие темы и содержания.

Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра. Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.

Композиция сочинения. Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.

Выражение в сочинении авторской позиции. Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Критерий позволяет выявить и оценить уровень проявления авторского «я» в конкурсной работе, воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции, морально-этических установок автора, соотнесенность содержания работы с личностным

9


интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия, способность к личной интерпретации художественного материала.

Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения. Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций и приемов стилизации.

Грамотность сочинения. Критерий позволяет оценить общий уровень грамотности участника Конкурса, его знания в области нормативного аспекта русского языка и владение орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.

Общее читательское восприятие текста сочинения. Дополнительный (вариативный) балл (максимальное значение – 6 баллов). Выставляется членами жюри федерального этапа Конкурса. Дополнительный балл участник Конкурса может получить, если текст сочинения произвел на читающего яркое впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.

5.3. Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице. Максимальный балл по каждому показателю – 3. Итоговая сумма баллов, выставленных одним членом жюри за одну конкурсную работу, на региональном этапе Конкурса не может превышать 75 баллов. Итоговая сумма баллов, выставленных одним экспертом за одну конкурсную работу, на федеральном этапе Конкурса не может превышать

  1. баллов.

Критерий

Показатели

Оценка в

баллах

1

Соответствие

сочинения

1.1. Соответствие сочинения одному

0 – 3

тематическим

из тематических направлений

направлениям

Конкурса,

Конкурса

содержание

и

формулировка

темы

1.2. Формулировка темы сочинения

0-3

сочинения

(уместность, самостоятельность,

оригинальность, адекватность

содержанию)

1.3. Соответствие содержания теме

0-3

сочинения

10


1.4. Полнота раскрытия темы

0-3

сочинения

1.5. Использование литературного,

0 – 3

исторического, фактического,

научного материала,

соответствующего тематическим

направлениям Конкурса

2

Соблюдение в сочинении

2.1. Наличие в сочинении признаков

0 – 3

характеристик

выбранного жанра

выбранного жанра

2.2. Соответствие содержания

0 – 3

сочинения выбранному жанру

3

Композиция сочинения

3.1. Цельность, логичность и

0 – 3

соразмерность композиции

сочинения

3.2. Соответствие композиции

0 – 3

содержанию сочинения

3.3 Своеобразие композиции

0-3

4

Выражение в сочинении

4.1. Соотнесенность содержания

0 – 3

авторской позиции

сочинения с личностным

интеллектуальным, эмоциональным и

эстетическим опытом автора

4.2. Воплощение в работе

0 – 3

собственной читательской и

человеческой позиции

4.3. Соответствие речевого

0 – 3

оформления сочинения

коммуникативному замыслу автора

5

Художественное

5.1. Богатство лексики

0 – 3

своеобразие и речевое

5.2. Разнообразие синтаксических

0 – 3

оформление сочинения

конструкций

5.3. Использование изобразительно-

0 – 3

выразительных средств языка

5.4. Уместное и грамотное

0 – 3

использование цитат, афоризмов,

пословиц

11


5.5. Наличие оригинальных образов

0

3

5.6.  Соответствия  стиля  сочинения

0

3

художественному замыслу

5.7. Целесообразность использования

0

3

языковых средств

5.8. Точность и ясность речи

0

3

6

Грамотность сочинения

6.1. Орфография

0

ошибок – 3

балла, 1 – 2

ошибки – 2

балла, 3 ошибки

– 1

балл, более 3

ошибок – 0

баллов

6.2. Пунктуация

0

ошибок – 3

балла, 1 – 2

ошибки – 2

балла, 3 ошибки

– 1

балл, более 3

ошибок – 0

баллов

6.3. Грамматика

0

ошибок – 3

балла, 1 – 2

ошибки – 2

балла, 3 ошибки

– 1

балл, более 3

ошибок – 0

баллов

6.4. Грамотность речи

0

ошибок – 3

балла, 1 – 2

ошибки – 2

балла, 3 ошибки

– 1

балл, более 3

ошибок – 0

баллов

7

Общее читательское

Дополнительный

(вариативный)

0

5

восприятие текста

критерий   на

федеральном

этапе

сочинения

Конкурса.

Выставляется

на

усмотрение члена жюри.

Максимальный

балл

75 + 5 = 80

12


16


Приложение 3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ВКС

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ СОЧИНЕНИЙ

  1. Наименование субъекта Российской Федерации

_________________________________________________________________________________

  1. Наименование муниципального образования

_________________________________________________________________________________

  1. Ф.И.О. (полностью) участника Всероссийского конкурса сочинений

_________________________________________________________________________________

  1. Класс (курс), в (на) котором обучается участник

_________________________________________________________________________________

  1. Почтовый адрес участника Всероссийского конкурса сочинений

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Электронная почта участника Всероссийского конкурса сочинений

_________________________________________________________________________________

  1. Контактный телефон участника Всероссийского конкурса сочинений

_________________________________________________________________________________

  1. Контактные данные учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение

участника Всероссийского конкурса сочинений:

Ф.И.О. (полностью) _______________________________________________________________

контактный телефон _______________________________________________________________

адрес электронной почты___________________________________________________________

  1. Контактные данные образовательной организации, в которой обучается участник

Всероссийского конкурса сочинений:

полное название __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

почтовый адрес образовательной организации (с индексом)______________________________

_________________________________________________________________________________

адрес электронной почты ___________________________________________________________

номер телефона (с кодом населенного пункта)_________________________________________

  1. Согласие участника Всероссийского конкурса сочинений (законного представителя) на обработку персональных данных и использование конкурсного материала_________________________________________________________________

  1. Подпись участника Конкурса _______________________________________________

  1. Подпись руководителя образовательной организации __________________(ФИО)

17


ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧАСТНИКА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ (региональный этап)

Ф.И.О. участника (полностью)

_____________________________________________________________________________

Класс (курс), в (на) котором обучается участник_________________________________

Полное наименование образовательной организации, в которой обучается участник

_____________________________________________________________________________

Тематическое направление

_____________________________________________________________________________

Тема сочинения

_____________________________________________________________________________

Жанр сочинения

_____________________________________________________________________________

Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1

Соответствие сочинения

1.1. Соответствие сочинения

0 – 3

тематическим

одному из тематических

направлениям Конкурса,

направлений Конкурса

содержание и

1.2. Полнота раскрытия темы

0-3

формулировка темы

сочинения

сочинения

1.3. Содержание сочинения и его

0-3

соответствие теме

1.4. Использование литературного,

0 – 3

исторического, фактического,

научного материала,

соответствующего тематическим

направлениям Конкурса

1.5. Формулировка темы сочинения

0 – 3

(уместность, самостоятельность,

оригинальность, адекватность

содержанию)

1.6. Соответствие содержания теме

0 – 3

сочинения

2

Соблюдение в сочинении

2.1. Наличие в сочинении признаков

0 – 3

характеристик

выбранного жанра

выбранного жанра

2.2. Соответствие содержания

0 – 3

сочинения выбранному жанру

3

Композиция сочинения

3.1. Цельность, логичность и

0 – 3

соразмерность композиции

сочинения

3.2. Соответствие композиции

0 – 3

содержанию сочинения

4

Выражение в сочинении

4.1. Соотнесенность содержания

0 – 3

авторской позиции

сочинения с личностным

18


интеллектуальным, эмоциональным

и эстетическим опытом автора

4.2. Воплощение в работе

0 – 3

собственной читательской и

человеческой позиции

4.3. Соответствие речевого

0 – 3

оформления сочинения

коммуникативному замыслу автора

5

Художественное

5.1. Богатство лексики

0 – 3

своеобразие и речевое

5.2. Разнообразие синтаксических

0 – 3

оформление сочинения

конструкций

5.3. Использование изобразительно-

0 – 3

выразительных средств языка

5.4. Уместное и грамотное

0 – 3

использование цитат, афоризмов,

пословиц

5.5. Наличие оригинальных образов

0 – 3

5.6. Соответствия стиля сочинения

0 – 3

художественному замыслу

5.7. Целесообразность

0 – 3

использования языковых средств

5.8. Точность и ясность речи

0 – 3

6

Грамотность сочинения

6.1. Орфография

0 ошибок – 3 балла, 1 –

2 ошибки – 2 балла, 3

ошибки – 1 балл, более

3 ошибок – 0 баллов

6.2. Пунктуация

0 ошибок – 3 балла, 1 –

2 ошибки – 2 балла, 3

ошибки – 1 балл, более

3 ошибок – 0 баллов

6.3. Грамматика

0 ошибок – 3 балла, 1 –

2 ошибки – 2 балла, 3

ошибки – 1 балл, более

3 ошибок – 0 баллов

6.4. Грамотность речи

0 ошибок – 3 балла, 1 –

2 ошибки – 2 балла, 3

ошибки – 1 балл, более

3 ошибок – 0 баллов

Итого

Максимальный балл

75

Председатель        жюри        Конкурса:        ___________________

/____________________________/

подпись        расшифровка подписи

Член жюри  Конкурса ___________________ /____________________________/

подпись        расшифровка подписи

М.П.

19


ПРОТОКОЛ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ Дата__________________________________________2017 г.

4-6 класс

Оценка

член жюри

член жюри

член жюри

Итог

Ф.И.О.

№1

№2

№3

Участника (полностью)

7-9 класс

Оценка

член жюри

член жюри

член жюри

Итог

Ф.И.О.

№1

№2

№3

Участника (полностью)

10-11 класс

Оценка

член жюри

член жюри

член жюри

Итог

Ф.И.О.

№1

№2

№3

Участника (полностью)

Обучающиеся образовательных организаций системы СПО

Оценка

член

жюри

член

жюри

член  жюри

Итог

Ф.И.О.

№1

№2

№3

Участника (полностью)

Председатель        жюри        Конкурса:        ___________________

/____________________________/

подпись        расшифровка подписи

Члены жюри Конкурса:  №1        ___________________ /____________________________/

подпись        расшифровка подписи

№2        ___________________ /____________________________/

подпись        расшифровка подписи

(МП)

20


РЕЙТИНГОВЫЙ СПИСОК ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ Субъект Российской Федерации___________________________________________________

ФИО

участника

Образовательная

Тема сочинения

Итоговый

полностью

организация

балл

порядке

убывания)

4 – 6 класс

1

2

3

7 – 9 класс

1

2

3

10 –11 класс

1

2

3

обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования

1

2

3

Председатель жюри Конкурса

___________________ /____________________________/

подпись        расшифровка подписи

Председатель рабочей группы

____________________ / ____________________________/

подпись        расшифровка подписи

(МП)

21


СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ ПЕРЕДАЧИ РАБОТ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭТАП

Наименование (полное) субъекта Российской Федерации _____________________________________________________________________________

ФИО участника

Тема сочинения

Итоговый

балл

4 – 6 класс

7 – 9 класс

10 –11 класс

обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального

образования

Председатель жюри Конкурса

___________________ /____________________________/

подпись

расшифровка подписи

Представитель регионального оператора Конкурса

____________________ / ____________________________/

подпись

расшифровка подписи

(МП)

22




Предварительный просмотр:

В «Положении о Всероссийском конкурсе сочинений» п.2.5 названы

жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк,

слово, эссе; в п.2.6 говорится о том, что выбор жанра конкурсной работы осуществляется участником конкурса самостоятельно. Одним из критериев оценивания конкурсного сочинения является «соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)» (п. 6.1).

Что же такое жанр?

Этимологически термин «жанр» образовался от французского genre, что означает род, вид. Это понятие в качестве литературоведческого термина возникло во Франции в 16 в. для обозначения поэтических рода и вида, намеченных еще в поэтике Аристотеля. Содержание понятия непрерывно изменяется и усложняется. Каждая литературная эпоха вносит в него «свое» понимание.

Трактовки данного понятия в литературоведении и лингвистике различаются.

В литературоведении чаще всего под этим понятием понимают литературные виды, на которые делится род. В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жанров):

  • в эпосе  анекдот, басня, очерк, повесть, поэма, рассказ, роман, эпопея, сказка и т.д.; 
  • в лирике  послание, романс, стихотворение, элегия и т.д;

  • в драме  трагедия, драма, комедия. 

Различают литературные произведения по преобладающему эстетическому качеству, «тональности» (жанры комические, трагические, сатирические и др.). При определении жанра берут в расчёт объем и общую структуру произведения, которые зависят от рода, эстетической «тональности»

  • замысла автора.
  • лингвистике различают жанры деловой речи (юридические документы, документы дипломатического характера, документы канцелярской разновидности официально-деловой речи), жанры журналистики: 

  • информационные: заметка, репортаж, корреспонденция, информационное интервью, сатирическая заметка,зарисовка;


  • аналитические: статья, эссе, аналитическое интервью, беседа, аналитическая корреспонденция, рецензия;

  • художественно-публицистические: очерк, памфлет, фельетон. 

Г. Я. Солганик отмечает, что «жанр  это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подходов, отношений к действительности». В. В. Одинцов определяет жанр как «вид текста, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиции и использованием стилистических приемов».

В учебниках и учебных пособиях по русскому языку в разделах, посвященных описанию стилей речи, говорят о жанрах речи как о типизированных формах организации речи, отличающихся заданным характером речевой деятельности (например, монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью) и формой использования языка (например, устный жанр доклада и письменный жанр статьи). При этом отмечается, что каждый жанр речи относится к определенному стилю речи, так сказать, принадлежит ему, закреплен за ним. Вместе с тем различают и межстилевые жанры, например, статья, очерк, эссе могут быть как научными, так и публицистическими, интервью  публицистическими и официально-деловыми и т.п.

В школьном курсе литературы выделяют в основном три типа сочинений: сочинения на основе литературного произведения (характеристика образа литературного героя, групповая характеристика, сравнительная (сопоставительная) характеристика литературных героев); сочинения на так называемую «свободную» тему (сочинения-размышления проблемного характера, сочинения-обзоры, сочинения реферативного типа); сочинения,

связанные с литературоведческим заданием (роль художественных деталей,

роль композиции в раскрытии основной идеи произведения, жанровое своеобразие и т.п.).

В учебном словаре по культуре речи, стилистике и риторике Т.В.Матвеевой понятие жанр определяется как «исторически устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж). Тексты одного жанра характеризуются общей тематической предрасположенностью и сходством

o объёма (различают малые и крупные жанры), o авторской точки зрения,

o композиционных стандартов,

o стилистического оформления текста.

Тематический, или содержательный компонент жанра проявляется в выборе и способе раскрытия темы; композиционный  составляют правила текстовых пропорций (композиционная рамка должна быть значительно меньше основной части, крупные смысловые части должны делиться на более


мелкие) и последовательности расположения смысловых частей текста; стилистический - касается языкового оформления текста (текст определенного жанра характеризуется языковыми особенностями функционального стиля, к которому относится данный жанр). В этой связи можно сказать, что каждый текст содержит жанрово-композиционную информацию, которая дает представление о типовых моделях текстов каждого конкретного жанра.

Литературоведы также отмечают сходство литературных произведений,

написанных в одном жанре: общий характер тематики, свойства образности,

тип композиции. Жанр мыслится как конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах  своеобразной композиции, системе образности, особенностях речевого оформления. Произведения,

принадлежащие тому или ному конкретному жанру, характеризуются «узнаваемостью» композиционной организации, структуры и стиля текста. Принято считать, что каждое литературное произведение несет в себе своеобразные черты, определяемые особенностями таланта писателя, то есть имеет неповторимую «жанровую форму», отражающую идейно-эмоциональную особенность изображения (сатирический, лирический планы). Вместе с тем при анализе творчества всякого крупного литератора говорят о специфике его жанровых форм. Таким образом, жанровая принадлежность текста не исключает авторской индивидуальности конкурсной работы.

Критерий оценивания конкурсных работ «Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)» предполагает учет наличия в работе конкурсанта признаков выбранного жанра и соответствие выбранного жанра содержанию работы.

При подготовке к Всероссийскому конкурсу сочинений следует повторить характерные жанровые признаки текста и соотнести жанр работы с выбором тематического направления. Участнику конкурса важно понимать, каким будет содержание его работы, ее объем. Сочинения на литературную тему в качестве обязательного условия предполагают знание и теории жанров, чтобы использовать в конкурсной работе «набор компонентов содержания» выбранного жанра, выделить возможные аспекты раскрытия темы, сформулировать основную мысль и основные положения создаваемого текста. Жанр задает модель текста, его сюжет, структуру и речевое оформление.

Литература.

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.  СПб.: Паритет, 2007.
  2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Д.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др.  М.: Флинта:

Наука, 2003.

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. Ред. В.Н.Ярцева.  М.: Сов. Энциклопедия, 1980.

  1. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М.Кожинова, П.А.Николаева.  М.: Сов. Энциклопедия, 1987.


  1. Матвеева Т.В. Учебный словарь; русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В.Матвеева. - М.: Флинта: Наука, 2003.

  1. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.  М.: Флинта: Наука, 1999.

  1. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А.Багрянцева и др.; Отв. ред. И.В.Галактионова и Е.И.Литневская. – 2-е издание.  М.: Изд-во Моск.

ун-та, 2006.

  1. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь руского языка / А.А.Семенюк, М.А.Матюшина. – 2-е изд.  М.: ООО «Русское слово  учебник», 2012 . 

  1. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. : Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев.  М.Просвещение, 1974.