Литература: готовимся к экзамену

Рыжова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Билет 1

I

1.Выразительно прочитайте текст

Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.
«Добро пожаловать, мой сын! —
Сказал с улыбкой он Руслану. —
Уж двадцать лет я здесь один
Во мраке старой жизни вяну;
Но наконец дождался дня,
Давно предвиденного мною.
Мы вместе сведены судьбою;
Садись и выслушай меня.
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы;
Но зла промчится быстрый миг:
На время рок тебя постиг.
С надеждой, верою веселой
Иди на все, не унывай;
Вперед! мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.

2. Из какого произведения взят отрывок. Назовите автора.
3.Перескажите сюжет произведения, назовите героев. Кто из персонажей пересказываемого текста вам понравился и почему?

4. Сформулируйте основную мысль текста

II. Выразительно прочитайте наизусть стихотворение поэта XIX века. Назовите автора, название стихотворения. Сформулируйте тему стихотворения, основную мысль, укажите средства выразительности, которые использует автор.  

Билет 2.

I

1. Выразительно прочитайте текст

У родителей было по большому деревянному ящику; в них росли коренья и небольшие кусты роз — в каждом по одному, — осыпанные чудными цветами. Родителям пришло в голову поставить эти ящики на дно желобов; таким образом, от одного окна к другому тянулись словно две цветочные грядки. Горох спускался из ящиков зелёными гирляндами, розовые кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями; образовалось нечто вроде триумфальных ворот из зелени и цветов. Так как ящики были очень высоки и дети твёрдо знали, что им нельзя карабкаться на них, то родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу по крыше в гости и сидеть на скамеечке под розами. И что за весёлые игры устраивали они тут!

Зимою это удовольствие прекращалось, окна зачастую покрывались ледяными узорами. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам — сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок, — это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка.  Летом они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, а зимою надо было сначала спуститься на много-много ступеней вниз, а затем подняться на столько же вверх. На дворе перепархивал снежок.

2. Из какого произведения взят отрывок. Назовите автора.

3.Перескажите сюжет произведения, назовите героев. Кто из персонажей пересказываемого текста вам понравился и почему?

4. Сформулируйте основную мысль текста

II. Выразительно прочитайте наизусть стихотворение поэта XIX века. Назовите автора, название стихотворения. Сформулируйте тему стихотворения, основную мысль, укажите средства выразительности, которые использует автор.  

Билет 3

I

1.Выразительно прочитай описание героев. Узнайте героя по его портрету.

Это был толстый и словно бы состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар - лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки. Но когда он медленно поднимал их и широко открывал глаза, в них можно было увидеть ум и хитрость.  ______________?

 Оля увидела выглянувшего из кареты человека, лицом похожего на коршуна. Нос у него был загнут книзу, словно клюв. Но не нос поразил ее. ... Девочка вздрогнула, увидев его глаза. Черные и хищные, они словно пронизывали всех насквозь._____________________________?

Его короткие ножки медленно шаркали по полу. Он шел, опустив приплюснутую голову на темно-зеленый, усыпанный драгоценностями камзол. Толстые, растянутые почти до самых ушей губы его шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. И словно в такт своим мыслям, он то и дело змахивал короткой ручкой с пухлыми маленькими пальцами. Низенький уродец шел, неуклюже покачиваясь: слабым ножкам трудно было нести тяжелое тело.  У него были бесцветные, ничего не выражающие рыбьи глаза.

___________________________________?

2. Из какого произведения взяты  отрывки. Назовите автора.

3.Перескажите сюжет произведения, назовите героев. Кто из персонажей пересказываемого текста вам понравился и почему?

4. Сформулируйте основную мысль текста

II. Выразительно прочитайте наизусть стихотворение поэта XIX века. Назовите автора, название стихотворения. Сформулируйте тему стихотворения, основную мысль, укажите средства выразительности, которые использует автор.  

Билет 4

I

1.Выразительно прочитайте  отрывок. Отметьте в приведенном ниже фрагменте текста ключевые слова, создающие его музыкальность.

Зато в тот же вечер из конюшни полились нежные, задумчивые, переливчатые и дрожащие трели. Иохим был совершенно доволен своей дудкой. Казалось, она была частью его самого; звуки, которые она издавала, лились будто из собственной его согретой и разнеженной груди, и каждый изгиб его чувства, каждый оттенок его скорби тотчас же дрожал в чудесной дудке, тихо срывался с нее и звучно несся вслед за другими, среди чутко слушавшего вечера. ... С тех пор каждый вечер мальчик являлся в конюшню. Ему не приходило и в голову просить Иохима сыграть что-нибудь днем. Казалось, дневная суета и движение исключали в его представлении возможность этих тихих мелодий.

2. Из какого произведения взяты  отрывки. Назовите автора.

3.Перескажите сюжет произведения, назовите героев. Кто из персонажей пересказываемого текста вам понравился и почему?

4. Сформулируйте основную мысль текста

II. Выразительно прочитайте наизусть. Басня А.И. Крылова (по выбору учащегося). Сформулируйте тему стихотворения, основную мысль, укажите средства выразительности, которые использует автор.  

II. Выразительно прочитайте наизусть стихотворение поэта XIX века. Назовите автора, название стихотворения. Сформулируйте тему стихотворения, основную мысль, укажите средства выразительности, которые использует автор.  

Билет 5

I

1.Выразительно прочитайте  отрывок.

У наших ворот останавливаются сани председателя колхоза - дяди Якупа. Мы с бабушкой прильнули к окну. С облучка слезает человек, одетый в тулуп. Я узнаю его. Это бригадир - дед Бадамша. В санях ктото шевелится, мелькает белая шаль моей мамы. В одно мгновенье бабушка выбегает во двор. Где же мои валенки? Один я нахожу сразу, а другого нет как нет. Мне хочется заплакать, потом я, кажется, уже и плачу. Пожалуй, от моих слез валенок прячется все дальше.

Слышно, как открываются ворота. Я вспрыгиваю на сундук и приникаю к окну.

Вот там мама моя... Мама вернулась, мамочка моя!

А какую же это маленькую девочку ведет она с собой? Бабушка берет девочку на руки. Дальше терпеть нет сил. Я прыгаю с сундука и в одном валенке выбегаю па крыльцо.

Мама хватает меня на руки.

- Глупенький, - говорит она, - разве зимой бегают босиком!

Я ничего не отвечаю и только крепко-крепко прижимаюсь лицом к облепленной снегом шали.

Мы входим в дом, меня и маленькую девочку ставят друг против Друга.

- Вот, Ямиль, я привезла тебе сестру, - говорит мама, - Ее зовут Оксаной. Помоги ей раздеться.

2. Из какого произведения взяты  отрывки. Назовите автора.

3.Перескажите сюжет произведения, назовите героев.

4.  В какое время происходит действие повести? Каким представляется Ямиль? Что вызывает уважение в его характере и поступках?

5.  Какая основная мысль данного произведения. 

II. Выразительно прочитайте наизусть. Басня А.И. Крылова (по выбору учащегося). Сформулируйте тему стихотворения, основную мысль, укажите средства выразительности, которые использует автор.  

Билет 6

I

1.Выразительно прочитайте  отрывок

Яшке немного стыдно было, что он упустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать Володе. "Тоже мне рыбак! -- думал он.-Сидит раскорякой... Один ловишь или с настоящим рыбаком, только успевай таскать..." Он хотел чем-нибудь уколоть Володю, но вдруг схватился за удочку: поплавок чуть шевельнулся. Напрягаясь, будто дерево с корнем вырывая, он медленно вытащил удочку из земли и, держа ее на весу, чуть приподнял вверх. Поплавок снова качнулся, лег набок, чуть подержался в таком положении и опять выпрямился. Яшка перевел дыхание, скосил глаза и увидел, как Володя, побледнев, медленно приподнимается. Яшке стало жарко, пот мелкими капельками выступил у него на носу и верхней губе. Поплавок опять вздрогнул, пошел в сторону, погрузился наполовину и наконец исчез, оставив после себя едва заметный завиток воды. Яшка, как и в прошлый раз, мягко подсек и сразу подался вперед, стараясь выпрямить удилище. Леска с дрожащим на ней поплавком вычертила кривую, Яшка привстал, перехватил удочку другой рукой и, чувствуя сильные и частые рывки, опять плавно повел руками вправо. Володя подскочил к Яшке и, блестя отчаянными круглыми глазами, закричал тонким голосом:

--Давай, давай, дава-ай!

-- Уйди! -- просипел Яшка, пятясь, часто переступая ногами.

2. Из какого произведения взяты  отрывки. Назовите автора.

3.Перескажите сюжет произведения, назовите героев.

2. Как вы понимаете смысл заголовка рассказа? Есть ли в  заголовке намёк на какую-то тайну, неожиданное развитие событий?

       3.  Какая основная мысль данного произведения. 

II. Выразительно прочитайте наизусть. Басня А.И. Крылова (по выбору учащегося). Сформулируйте тему стихотворения, основную мысль, укажите средства выразительности, которые использует автор.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Атрибуция текстов С. А, Есенина

ВАРИАНТ 1

Какое из приведенных ниже стихотворений, по вашему мнению, принадлежит перу С. Есенина? Обоснуйте свою точку зрения.

*        * *

Смеркает день. В бору темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве лист сухой

Без звука тонет под ногой.

Недвижны сосны. Сон их чудный

Так полон грез. Едва-едва

Приметна неба синева

Сквозь ветви. Сетью изумрудной

Покрыла цепкая трава Сухое дерево.

Грозою Оно на землю свалено

И до корней обожжено.

*        * *

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли.

В эту ночь никто не отгадает,

Отчего кричали журавли.

В эту ночь к зеленому затону

Прибегла она из тростника.

Золотые космы по хитону

Разметала белая рука.

Прибегла, в ручей взглянула прыткий,

Опустилась с болью на пенек.

И в глазах завяли маргаритки,

Как болотный гаснет огонек.

На рассвете с вьющимся туманом

Уплыла и скрылася вдали...

И кивал ей месяц за курганом,

В голубой купался пыли.


ВАРИАНТ 2

Какое из приведенных ниже стихотворений, по вашему мнению, принадлежит перу С. Есенина? Обоснуйте свою точку зрения.

 *        * *

В синем небе плывут над полями

Облака с голубыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

 Теплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

*        * *

За горами, за желтыми долами

Протянулась толпа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я с тоской журавлиного

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.


ВАРИАНТ 3

Какое из приведенных ниже стихотворений, по вашему мнению, принадлежит перу С. Есенина? Обоснуйте свою точку зрения.

* * *

В чистом поле тень шагает.

Песня из лесу несется,

Лист зеленый задевает,

Желтый колос окликает,

За курганом отдается.

За курганом, за холмами,

Дым-туман стоит над нивой.

Свет мигает полосами,

Зорька тучек рукавами

Закрывается стыдливо.

*        * *

Даль подернулась туманом,

Чешет тучи лунный гребень.

Красный вечер за куканом

Расстелил кудрявый бредень.

Под окном от скользких ветел

 Перепельи звоны ветра.

Тихий сумрак, ангел теплый,

Напоен нездешним светом.

Сон избы легко и ровно

Хлебным духом сеет притчи.

На сухой соломе в дровнях

Слаще меда пот мужичий.


ВАРИАНТ 4

Какое из приведенных ниже стихотворений, по вашему мнению, принадлежит перу С. Есенина? Обоснуйте свою точку зрения. 

*        * *

Ясно утро. Тихо веет

Теплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток.

Окаймленное кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

* * *

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.



Предварительный просмотр:

Атрибуция основных художественных методов рубежа XIX-XX веков

Выбрать правильный вариант.

Указать последовательность литературных направлений, отражающих

последовательность цитат:

 1)Осина смотрит староверкой,

 Как четки, листья обронив;

 Забыв хомут, пасется Серко

 На глади сонных, сжатых нив.

 

 2)Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий, точно кратер,

 Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,

 Шелестел молниеносно под колесами фарватер

 И пьянел вином восторга поощряемый шофер.

 

 3)Жизнь в безвременье мчится

 пересохшим ключом:  все земное нам снится

 утомительным сном.

 

 4)Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.

 Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.

 Помнишь в греческом доме: любимая всеми жена, -

 Не Елена, другая, - как долго она вышивала?

- символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия

- футуризм, символизм, новокрестьянская поэзия, акмеизм

- новокрестьянская поэзия, футуризм, символизм, акмеизм

- футуризм, новокрестьянская поэзия, символизм, акмеизм