Литература: презентации к урокам
Презентации к урокам литературы, выполненные как учителем, так и учениками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биография и творчество И.А.Гончарова | 1.7 МБ |
Проблема Времени и Вечности в лирике XX века | 409.14 КБ |
Сборник стихотворений М.И.Цветаевой | 283.78 КБ |
Сборник стихотворений со вступительной статьей | 2.47 МБ |
Проблема Вечности и личности в лирике XX века | 1.45 МБ |
Время и Вечность | 620.3 КБ |
Проблема двойничества в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" | 74.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Александрович родился 6 июня 1812 года в городе Симбирске. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя.
Отец Гончарова, Александр Иванович, был зажиточным купцом. Занимался хлеботорговлей, имел репутацию уважаемого и порядочного торговца. Умер, когда Ивану было всего три года . Мать Гончарова, Авдотья Матвеевна, воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры). Даже после смерти отца семья не знала нужды, и мать имела возможность не жалеть средств на их образование.
В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца .
Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате . В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.
Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает : «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, — хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках !» Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь .
Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета .
Первые десять лет жизни в столице ему пришлось служить мелким чиновником Министерства финансов. Эти годы принесли пользу ему как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе всегда вспоминал с отвращением; "все свободное время от службы посвящал литературе ". По окончании университета с лета 1834 до весны 1835 пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора, затем переехал в Петербург.
В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Аполлоновича Майкова — Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга . Позже Гончаров скажет: «Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства»
Судя по всему, Гончаров долго сомневался в себе, как в писателе. Уверенность в своих силах И ван Гончаров обрёл благодаря знакомству с Белинским, которого очень высоко ценил, как критика. В 1845 году «с ужасным волнением» передал на суд критику роман «Обыкновенная история». Белинский «был в восторге от нового таланта» и тут же предложил рукопись опубликовать. Роман вышел в 1847 году в самом популярном журнале того времени «Современник».
Осенью 1852 отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием "Фрегат Паллада" (1858 ).
Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова. Главного героя этого романа знают во всём мире и ставят в один ряд с образами Гамлета, Фауста, Дон-Кихота. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. « Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. Слово «обломовщина» Василий Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова ».
Третий роман Гончарова "Обрыв" ( 1849 - 68) явился плодом двадцатилетней работы. В 1870-е выступает как талантливый критик: статья "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского" и др .
Последние годы жизни провел почти в полном уединении, больной, одинокий в своём доме в Петербурге.
12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен в Петербурге. В некрологе , опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэзия Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой Нас было четверо», — сказала Анна Ахматова об Осипе Мандельштаме, Борисе Пастернаке, Марине Цветаевой и себе самой. Их творческое становление происходило в дореволюционную эпоху, и ориентировались они по-разному: Мандельштам и Ахматова принадлежали к акмеизму, Пастернак взаимодействовал с футуризмом, а Цветаева была пока неизвестна. Однако их последующая миссия заключалась, по-видимому, в том, чтобы освободить поэтическое восприятие от нагрузки специфических направлений, совершить на индивидуальном пути неповторимые поэтические открытия и внести - совместно - решающий вклад в развитие классической поэзии XX века. Творческая судьба великой четверки складывалась трудно. Цветаева после революции оказалась в эмиграции, Мандельштама, Ахматову и Пастернака в родной стране подвергали жестокой критике и гонениям. И если романтик Цветаева сама строила свою судьбу как поэтический вызов целой эпохе, то Мандельштаму, Ахматовой и Пастернаку под давлением идеологической диктатуры пришлось пережить пору вынужденного поэтического молчания. Но итог получился совсем другой: многократно объявленные “последними” (пережитком ушедшего прошлого), они оказались “первыми” по отношению к будущему. Когда восстановилась картина великой русской поэзии XX века, все они (включая Цветаеву с ее особым путем) оказались главными творческими фигурами постсимволистской и постфутуристичсской поэтической эпохи. Все они классики, без кавычек и оговорок, и, по-видимому, нет нужды определять их сегодня категориями типа “модернизм”, “авангард” и т. п. Главное в них — восстановленная преемственность и верность высокому духу русской поэзии, лишь подтверждаемая масштабом новых поэтических открытий.
Поэзия Осипа Мандельштама Философское понятие "вечность" волновало поэта всегда. На стёкла вечности уже легло Моё дыхание, моё тепло, — написал он в девятнадцать лет (стихотворение "Дано мне тело…"). Автор любопытного эссе о раннем Мандельштаме Cергей Стратановский ("Творчество и болезнь", журнал "Звезда" № 2, 2004) считает, что его слабому здоровьем герою "очень важно уверить себя и других, что нечто важное им уже сделано". Мол, не ровен час, он покинет этот свет, не реализовав и малой доли своих творческих сил. Так пусть останутся хотя бы юношеские стихи! Я по-другому воспринимаю такие вещи. Есть два несхожих взгляда на мир и на всё, что под ним подразумевается: взгляд с высоты птичьего полёта и взгляд с точки зрения вечности. Окинуть панораму мироздания, ни во что особенно не вглядываясь, но получив верное представление в целом, — это пространственный взгляд. Считать, что время — деньги вечности, что, проживая кусок своей жизни, мы успешно или не очень стяжаем для неизвестной нам цели толику внежизненного , вневременного, но объективно существующего, — это временной взгляд.
Поэзия Осипа Мандельштама Осипу Мандельштаму он был присущ изначально, может быть, даже до рождения. А "стёкла вечности" — не только оксюморон, как утверждает Стратановский (они — хрупкие, недолгие, она — наоборот), но и символ прозрачности. Для вечности нет тайн, "нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" ( Мф 10. 26). Именно в связи с "вечностью" хочется пригласить к нашему разговору поэта Константина Батюшкова. Необыкновенная тяга О. М. к старшему собрату отмечена многими. Общение с ним он когда-то начал и как задира, и как равный — тоже избранник муз. Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, и чем я виноват, Что слабых звёзд я осязаю млечность ? И Батюшкова мне противна спесь: "Который час?" — его спросили здесь, А он ответил любопытным: "Вечность". 1912 Мандельштам стал очередной жертвой времени именно потому, что он жил в пору "сумерек свободы". Справедливо утверждение поэта, что его нельзя "от века оторвать". Своих читателей и самого себя он заверял: "Я должен жить, хотя я дважды умер".
Творчество Анны Ахматовой На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Стихотворения Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер", "Четки", "Белая стая")- почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы до конца разыгранной теме. Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в "Аполлоне", но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.
Творчество Анны Ахматовой Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен и многолик. Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.
Поэзия Цветаевой Поэзия Цветаевой — вольный полет души, безудержный вихрь мысли и чувства. Смело порывая с традиционными правилами стихосложения, ритмики, строфики, метафорического и образного строя, она создает особую, непривычную ткань поэтического текста и неповторимый художественный мир. Заслуга поэтессы в том, что она не ограничивается чисто внешним формалистическим новаторством, которым так увлекались ее современники, в частности Маяковский — певец “революционной нови”. Строю стихотворений Цветаевой свойственны порывистая резкость, перебои, неожиданные паузы; рубленность и выход за рамки стихотворной строфы, и вместе с тем им присуща гибкость и пластичность, и когда все это сливается в симфонию звуков и смыслов, в могучий поток, то читатель слышит живое дыхание поэтессы. Стихотворчество для нее — образ жизни, без него она просто не мыслила своего существования. Она писала много, в любом состоянии души. Она не раз признавалась, что стихи ее “сами пишутся”, что они “растут, как звезды и как розы”, “льются настоящим потоком”. Как тут не вспомнить Пушкина, который так же легко и свободно отдавался полет)' поэтического вдохновения: И мысли просятся к перу Перо — к бумаге, Минута, и стихи свободно потекут!
Поэзия Цветаевой Сравнение с потоком как нельзя более подходит к творчеству Цветаевой, ибо неудержимую стихию ее стихов невозможно заковать ни в какие границы. Магией поэтессы ее устремления, порывы чувств и мыслей словно воплощаются в стихах, которые, отделяясь от ее творящего духа, обретают жизнь и свободу. Мы почти ощутимо видим и слышим, как они летят По нагориям , По восхолмиям , Вместе с зорями, С колокольнями... Тому, кто обладает поэтическим, пророческим “голосом”, “долг повелевает — петь”. Поэтическое призвание для нее — “как плеть”, а тех, кто не способен “петь”, она называет “счастливцами и счастливицами”. И в этом она абсолютно искренна, ибо каждый глубокий поэт в своих стихах жертвенно проживает мучительные состояния, соблазны, искушения, ради того чтобы мы — слушатели и читатели — учились жизни, опираясь на их духовный опыт. Однако Цветаева не хочет, чтобы из нее делали объект поклонения, она всегда оставалась человеком, подверженным случайностям жизни, обреченным смерти, и даже в жертвенном служении она не уставала радоваться жизни: Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. Слово “измена” следует понимать не в житейском обывательском смысле — как будто поэтесса бездумно и легкомысленно меняла свои пристрастия, мысли и идеалы. Нет, для нее измена — это принцип становления, развития, вечного движения.
. Русская поэзия — наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Особенно близка мне поэзия XX века, которая может похвастаться такими именами, как Анна Ахматова,Осип Мандельштам, Марина Цветаева.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово к читателю. Учась в школе, вы прошли уже немалый путь освоения литературы прошлых веков и архипелага современных писателей. Сейчас вам предстоит ознакомиться с творчеством замечательной поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Её литературное наследие велико и трудно обозримо. Тринадцать изданных ею книг и три вышедшие посмертно всего лишь часть написанного. Другая часть рассыпана по недоступным изданиям. Есть и неопубликованное. Среди созданного-17 поэм, стихотворная лирика, 8 стихотворных драм, автобиографическая, историко-литературная, философско-критическая проза. Поступками Цветаевой с детства и до самой смерти правило воображение, воспитанное на книгах. Гений вдохновения — единственный повелитель поэта. И сама она, женщина-поэт, уподобляется птице Феникс, которая поет только в огне. Особенной доверительности Цветаева достигает тем, что большинство ее стихотворений написано от первого лица. Это делает ее близкой и понятной, почти родной читателям. И ее жизнелюбие, любовь к России и к русской речи становятся наиболее понятными. Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. То торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то задорно-лукавые, иронически-насмешливые, они в своем интонационном богатстве мастерски передают переливы гибкой, выразительной, емкой и меткой русской речи. О чем бы ни писала Марина Цветаева — об отвлеченном или глубоко личном,— ее стихи всегда вызваны к жизни реально существующими обстоятельствами, подлинным внутренним велением. Правда чувства и честность слова — вот для нее высший завет искусства. В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать особое место. Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, она со всей своей не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины XX века.
Содержание. 1.К А.С.Пушкину «Нет, бил барабан…» 19.07.1931 2.К А.А.Блоку «Как слабый луч…» 9.05.1920 3.К А.А.Ахматовой « Златоусой Анне» 27.06.1916 4.«Кто создан из камня…» 5.«В огромном городе моем ночь» 1916 6.«В раю» 1909-1910 7.«Вы идущие мимо меня» 17.05.1913 8.«Голуби реют серебряные» 12.03.1916 9.«Не спасут ни стансы, ни созвездья» 20.05.1920 10.«Моим стихам» май 1913 11.« Август-астры » 7.02.1917 12.«Не думаю. Не жалуюсь, не спорю» 13.07.1914 13.«Я счастлива жить образцово и просто» ноябрь 1919
К А.С.Пушкину. Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили. Такой уж почёт, что ближайшим друзьям – Нет места. В изглавьи , в изножьи , И справа, и слева - ручищи по швам – Жандармские груди и рожи. Не диво ли - и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почёт сей, почётно - да слишком! Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх о поэте печётся! Почётно - почётно - почётно - архи- Почётно, - почётно - до чёрту! Кого ж это так - точно воры вора Пристреленного - выносили? Изменника? Нет. С проходного двора - Умнейшего мужа России. Медон , 19 июля 1931
К А.А.Блоку. Как слабый луч сквозь чёрный морок адов – Так голос твой под рокот рвущихся снарядов. И вот в громах, как некий серафим, Оповещает голосом глухим, - Откуда-то из древних утр туманных – Как нас любил, слепых и безымянных, За синий плащ, за вероломства - грех... И как нежнее всех - ту, глубже всех В ночь канувшую - на дела лихие! И как не разлюбил тебя, Россия. И вдоль виска - потерянным перстом Всё водит, водит... И ещё о том, Какие дни нас ждут, как Бог обманет, Как станешь солнце звать - и как не встанет... Так, узником с собой наедине (Или ребёнок говорит во сне?), Предстало нам - всей площади широкой! – Святое сердце Александра Блока. 9 мая 1920
К А.А.Ахматовой. Златоустой Анне - всея Руси Искупительному глаголу, - Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжёлый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретённый вновь! Ты! - Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне - всея Руси! 27 июня 1916
Цветаева – поэт-мифотворец . Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и нагробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская!
В огромном городе моем-ночь … В огромном городе моем - ночь. Из дома сонного иду - прочь И люди думают: жена, дочь,- А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет - путь, И где-то музыка в окне - чуть. Ах, нынче ветру до зари - дуть Сквозь стенки тонкие груди - в грудь. Есть черный тополь, и в окне - свет, И звон на башне, и в руке - цвет, И шаг вот этот - никому - вслед, И тень вот эта, а меня - нет. Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту - вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам - снюсь. 1916г.
В раю. Воспоминанье слишком давит плечи, Я о земном заплачу и в раю, Я старых слов при нашей новой встрече Не утаю. Где сонмы ангелов летают стройно, Где арфы, лилии и детский хор, Где всё покой, я буду беспокойно Ловить твой взор. Виденья райские с усмешкой провожая, Одна в кругу невинно-строгих дев, Я буду петь, земная и чужая, Земной напев! Воспоминанье слишком давит плечи, Настанет миг,- я слез не утаю... Ни здесь, ни там,- нигде не надо встречи, И не для встреч проснемся мы в раю! 1909 – 1910гг.
Вы, идущие мимо меня. Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, — Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром, И какой героический пыл На случайную тень и на шорох... И как сердце мне испепелил Этот даром истраченный порох. О, летящие в ночь поезда, Уносящие сон на вокзале... Впрочем, знаю я, что и тогда Не узнали бы вы — если б знали — Почему мои речи резки В вечном дыме моей папиросы,— Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой. 17 мая 1913
Голуби реют серебряные… Голуби реют серебряные, растерянные, вечерние... Материнское мое благословение Над тобой, мой жалобный Вороненок. Иссиня-черное, исчерна - Синее твое оперение. Жесткая, жадная, жаркая Масть. Было еще двое Той же масти — черной молнией сгасли !— Лермонтов, Бонапарт. Выпустила я тебя в небо, Лети себе, лети, болезный! Смиренные, благословенные Голуби реют серебряные, Серебряные над тобой. 12 марта 1916
И не спасут ни стансы, ни созвездья… И не спасут ни стансы, ни созвездья. А это называется — возмездье За то, что каждый раз, Стан разгибая над строкой упорной, Искала я над лбом своим просторным Звезд только, а не глаз. Что самодержцем вас признав на веру,— Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос, Без вас мне не был пуст! Что по ночам, в торжественных туманах, Искала я у нежных уст румяных — Рифм только, а не уст. Возмездие за то, что злейшим судьям Была — как снег, что здесь, под левой грудью Вечный апофеоз! Что с глазу на глаз с молодым Востоком Искала я на лбу своем высоком Зорь только, а не роз! 20 мая 1920
Моим стихам. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Май 1913, Коктебель
Август - астры. Август - астры, Август - звезды, Август - грозди Винограда и рябины Ржавой - август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август!- Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных - Август!- Месяц Ливней звездных! 7 февраля 1917
Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. Не чувствую, как в этих стенах жарко, Как зелено в саду. Давно желанного и жданного подарка Не жду. Не радует ни утро, ни трамвая Звенящий бег. Живу, не видя дня, позабывая Число и век. На, кажется, надрезанном канате Я - маленький плясун. Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик Двух темных лун. 13 июля 1914
Я счастлива жить образцово и просто. Я счастлива жить образцово и просто — Как солнце, как маятник, как календарь. Быть светской пустынницей стройного роста, Премудрой — как всякая божия тварь. Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый! Входить без доклада, как луч и как взгляд. Жить так, как пишу: образцово и сжато — Как бог повелел и друзья не велят. ноябрь 1919г.
Сборники стихов. 1910 — «Вечерний альбом» 1912 — «Волшебный фонарь 1913 — «Из двух книг», «Юношеские стихи», 1913 — 1915 . 1922 — «Стихи к Блоку» ( 1916 — 1921 1922 — «Конец Казановы» 1920 — «Царь-девица» 1921 — «Вёрсты» 1921 — «Лебединый стан» 1922 — «Разлука» 1923 — «Ремесло» 1923 — «Психея. Романтика» 1924 — «Молодец» 1928 — «После России» сборник 1940 года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Некрасов Николай Алексеевич Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877) родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотич- ного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию. В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того Чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским. В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 прави- тельство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856),которые принесли ему известность и как поэту. В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871, 1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1878).
Введение В этом сборнике «Я лиру посвятил народу своему…» мы предлагаем вашему вниманию стихотворения Некрасова которые полны описаний трагической жизни народа 19 века. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой — понимает, что одних мечтаний недостаточно в борьбе за счастье и свободу народа. Все его творчество – это попытка “разбудить” дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.
Элегия В своем стихотворении «Элегия» Некрасов просит нас не верить «что тема старая - страдания народа и что поэзия забыть ее должна». Он вводит в стихотворение описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформ. И поэтому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта .
Размышление у парадного подъезда В «Размышлении у парадного подъезда» Поэт создает обобщенный образ страдальца-народа. Он пишет: «Где народ, там и стон». Боль простых тружеников поэт воспринимает как свою. Николай Алексеевич считал, что поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив.
Железная дорога С пронзительной тоской в стихотворении «Железная дорога» Некрасов показывает, как голод согнал «массы народные» на строительство дороги. Некрасов описывает каторжный труд и нечеловеческие условия существования.
Крестьянские дети Особенно в те времена страдали дети. Некрасов уделял им огромное внимание, посвящал им свои стихи. Наиболее известное из них «Крестьянские дети». Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже Трагического отзвука... Автору Удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью.
Забытая деревня В стихотворении «Забытая деревня» Некрасов обратился к изображению бедственного и бесправного положения крепостных крестьян. Он неоднократно повторял, что покорность, долготерпение и пассивность не сделают нашу жизнь лучше. Автор чутко уловил одну характерную черту, свойственную русским крестьянам— надежду на то, что все их проблемы и трудности решат не они сами, а кто-то другой, кто отучил их самостоятельно решать свою судьбу.
Тройка Образ главной героини – символическое представление судьбы русской крестьянки. Образ тройки и дороги – метафорическое воплощение представлений автора. Автор противопоставляет красоту героини и ее горькую судьбу (усиление трагизма переживаний).
Забытая деревня Особенности композиции: рассказ о случаях из жизни крестьян деревни Трагичность сюжета стихотворения Обобщенный образ крестьян: мужики бесправны, наивны, терпеливы
Размышления у парадного подъезда Центральный образ стихотворения – «деревенские русские люди», жизнь которых – сплошной стон Финальные строки содержат осуждение покорности народа Особую роль в восприятии стихотворения играют повторы однокоренных слов, усиливающих эмоциональное воздействие, и восклицательных предложений
Вывод В основе изображений Некрасовым народа лежит реалистический принцип Описывая тяжелые условия труда народа, бесправное положение, каторжный труд крестьян, поэт раскрывает и особенности национального характера, в котором долготерпение, невежество и покорность сочетаются с добротой, стремлением к красоте и надеждой на лучшее будущее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветаева есть тайна. И эту тайну надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, потому, что Цветаева, как огромный океан, и каждый раз, погружаясь в него, твое сердце испытывает восторг и сострадание, а глаза наполняются слезами. «Сколько жизни, растраченной даром...» И думаю: когда-нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья, И от уступчивости речи русской, - Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь - и тихо тронусь в путь По старой по дороге по Калужской.
"Ты выдумал меня..." И збрана самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей сперва под действием той волны энтузиазма, которая захлестнула массы в предвкушении грядущего коммунистического рая, а затем в условиях безумного репрессивного режима - сталинского тоталитарного государства. Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой. И вовсе не знала, что это — счастье.
“Шум времени” Поэзия Мандельштама — пространство даже не трёхмерное, а четырёхмерное”, — писал о Мандельштаме С.Аверинцев. По-моему, этим “четвёртым измерением” можно смело назвать время. Кант утверждал, что время и пространство — категории мышления человека. Мандельштам же не мыслит ими, но видит их; он вышел за те пределы, где нет сомнения в их власти, он ощущает их не как основы мироздания, а как рядовые его части: недаром время названо “царственным подпаском”, “глиняным телом”, “зверем”, а пространство — “колтуном”. Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать.
В судьбах этих «безграничных» людей много мистического, как, впрочем, и глубоко трагического… Г армония между силой проникновения в суть вещей и силой поэтического дара создает в их поэзии особое свойство - неотменимость обязательности вечной жизни. Вечность… Это слово появилось для них уже очень давно (“На стёкла вечности уже легло Моё дыхание, моё тепло”). И в своих жизнях герои оказываются перед мерно качающимся “маятником душ”, который традиционно считается символом вечности и неизменности.
Мир , не торопись … Жизнь - прекрасна! (((А вечность улыбается нам.))) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина... Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Антиподы » Раскольникова Раскольников Христианское смирение, самопржертвование Апология христианских и этических норм Единичный альтруизм Соня Порфирий Разумихин мессианство
Теория Раскольникова: PRO ET CONTRA Своеволие Безверие Нигилизм Разумный эгоизм Наполеономания Христианское смирение, самопржертвование Апология христианских и этических норм Единичный альтруизм мессианство раскольников
«В нем два противоположных характера поочередно сменяются…» Раскольников Карикатурный протест Лебезятникова Единичное добро Разумихина Мелкая арифметика Лужина Страшный анархический бунт Всечеловеческий масштаб Теория, которая толкает к топору
Проблемы, связанные с парами «двойников» и «антиподов» Лужин Разумихин личностный Лебезятников Порфирий Петрович социальный Свидригайлов Соня общечеловеческий