Дополнительное образование

Рыжова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

Пояснительная записка

Данный курс предлагается для изучения в 9 - ых классах. Вид детской группы  - учащиеся 9 – ых классов. Состав – постоянный; особенности набора обучающихся - свободный. Количество часов -34.

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии - необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Цели предлагаемого курса:

- пробудить интерес учащихся к фразеологии;

-  научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

- распознавать фразеологизмы в тексте;

- усваивать смысловые значения фразеологизмов;

- отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;

- обогатить фразеологический запас учащихся;

-  научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.

Курс «Удивительное рядом... Практическая фразеология» состоит из двух главных частей: теории и практики, причем вначале дан материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, с тем чтобы научить ребят отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Дальнейший материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой,образной, меткой.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- пользоваться фразеологическим богатством русского языка;

-  выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике;

- применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

Обсуждение теоретических вопросов : использование различных методов и приемов: от лекционного изложения до исследования. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Подбор заданий и упражнений, которые будут направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний как осмысленное изучение особенностей фразеологизмов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА (2 ч)

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте.

Предмет фразеологии. Понятие о фразеологическом обороте. Фразеологизмы. Важнейшие признаки фразеологизмов. Компоненты фразеологизмов. Вариантность фразеологизмов. Разряды фразеологизмов. Связи и отношения между фразеологизмами. Роль фразеологического оборота в предложении. Функции слов в составе фразеологических сращений.

Ключевые слова и выражения: воспроизводимость. Готовые целостные единицы. Непроницаемость. Акцентологическое оформление. Субстантивные, адъективные, вербальные, ад-вербальные, междометные.

Раздел П. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА (2 ч)

Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи.

Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Идеографические фразеологические обороты. Стилистические ряды фразеологических оборотов. Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях.

Ключевые слова и выражения: оттенки значения. Новые смысловые оттенки.

Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов», загадок.

Приемы использования и функции этих фразеологических средств. Образная сила фразеологических средств.

Общественно-политическая фразеология. Образные средства в загадках.

Ключевые слова и выражения: афоризмы, образная сила фразеологических средств.

Раздел III. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ЧАСТИ РЕЧИ (3 ч)

Морфологические свойства фразеологического оборота. Различное «поведение» одинаковых по морфологическим свойствам слов, в рамках фразеологического оборота. Формы фразеологизма. Варианты фразеологизма. Фразеологизмы-синонимы. Ограничения в реализации морфологических форм слов в пределах именных оборотов. Ограничения в образовании морфологических форм слов в пределах глагольных оборотов.

Ключевые слова и выражения: Морфологически неизменяемы. Рамки фразеологического оборота. Полная форма, сокращенная форма фразеологизма.

Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.

Лексико-грамматические разновидности, тождественные по своему значению и степени семантической слитности. Различия фразеологических вариантов. Полные и сокращенные формы. Синонимические фразеологические обороты (дублетные).

Ключевые слова и выражения: морфологическая форма грамматически зависимого компонента. Отдельный элемент в лексическом составе и структуре фразеологического оборота. Стилистическая окраска фразеологического оборота. Фразеологизм-синоним. Производные и производящие фразеологические обороты.

Р а з д е л IV. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛИТНОСТИ (5 ч)

Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания. Фразеологические выражения.

Ключевые слова и выражения: семантическая слитность. Типы фразеологических оборотов. Условное значение фразеологического оборота. Лексическая неделимость. Членимые обороты.

Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.

Многозначные фразеологические обороты. Помета в словарной статье. Синонимические ряды фразеологизмов. В речи свободное словосочетание вступает с устойчивым в синонимические отношения. Фразеологизмы-антонимы.

Ключевые слова и выражения: новое значение оборота, несколько значений фразеологического оборота. Семантические связи в кругу устойчивых оборотов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.

Раздел V. ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЯ) (6 ч)

Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты. Иноязычные фразеологизмы. «Фразеологическая калька» и «фразеологическая полукалька».

Ключевые слова и выражения: активный, пассивный запас фразеологических оборотов. Взаимосвязь и взаимозависимость лексики и фразеологии. Дословный перевод. Неточный фразеологический перевод.

Раздел VI. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СФЕРЫ ИХ ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ (3 ч)

Экспрессивно-стилистические свойства фразеологических оборотов. Стилистические пласты. Межстилевые (нейтральные) фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Просторечные фразеологизмы. Книжные фразеологизмы. Устаревшие фразеологизмы.

Ключевые слова и выражения: стилистически нейтральные. Сниженная экспрессивно-стилистическая окраска. Оттенок иронии, шутки, презрения, фамильярности. Повышенная экспрессивно-стилистическая окраска. Оттенок официальности, торжественности, поэтичности.

Раздел VII. РАЗВИТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (13 ч)

Пути возникновения фразеологических оборотов. Важнейшие процессы в развитии фразеологии. Изменения фразеологического состава. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.

Ключевые слова и выражения: терминологические образования. Метафорическое переосмысление оборотов. Стилистическое переосмысление фразеологических оборотов. Наименее устойчивые и наиболее проницаемые фразеологические обороты.

Таблица 1.1

Таблица 1.2

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

Раздел I. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

2

1

1

Раздел П. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

2

2

Раздел III. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ЧАСТИ РЕЧИ

3

2

1

Р а з д е л IV. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛИТНОСТИ

5

2

3

Раздел V. ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЯ)

6

2

4

Раздел VI. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СФЕРЫ ИХ ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

3

1

2

Раздел VII. РАЗВИТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

13

4

9

Итого часов

34

Учебно-тематический план

п/п

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

Дидактический материал, техническое оснащение

Раздел I. Фразеологический оборот как лингвистическая единица (2 ч)

1

Введение

1

Беседа. Постановка целей и задач курса

Письменный ответ на вопрос «Почему всякое учение начинается с любви к изучаемому предмету?»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

2

Понятие  о  фразеологии и фразеологическом обороте

1

Создание проекта. Конкурс знатоков

Создание проекта «Фразеология. Как я ее понимаю?»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел II. Стилистическое использование фразеологических средств языка (2 ч)

3

Функции      фразеологических оборотов  в  разных стилях речи

1

Практикум.

Конкурс-соревнование.

Игра

Взаимопроверка

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

4

Стилистическое использование пословиц,     поговорок,   «крылатых» слов, загадок

1

Практикум. Конкурс-соревнование

Письменный ответ на вопрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел III. Фразеологический оборот в его отношении к части речи (3 ч)

5-6

Морфологиче

2

Беседа.

Письменный     ответ

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

ские     свойства фразеологического оборота

Составление таблицы

на вопрос

7

Варианты     фразеологического оборота   и   фразеологизмы-синонимы

1

Беседа.

Работа   со   словарем   (под ред. А. И. Молоткова). Составление таблицы

Устный опрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел IV. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности (5 ч)

8-9

Классификация

2

Семинар.

Сочинение-

фразеологических оборотов

Конструирование     предложений

миниатюра

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

10

Анализ    сочинения по пословице

1

Редактирование сочинений. Практическая работа

Взаимопроверка

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

11-

Многозначность,

2

Лекция.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

12

синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов

Практическая работа

Раздел V. Фразеология русского языка с точки зрения ее формирования (6 ч)

13

Исконно русские фразеологизмы

1

Лекция.

Работа с таблицей

Письменный     ответ на вопрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

14

Старославянские фразеологизмы

1

Беседа.   Исследование  происхождения фразеологизмов

Письменный     ответ на вопрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

15

Иноязычные фразеологизмы

1

Лекция. Составление таблицы  «Три  группы  иноязычных фразеологизмов»

Сочинение-миниатюра.    Статья    для альманаха

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

16-

17

Создание альманаха  «Крылатые выражения        из древнегреческих мифов»

2

Защита статьи. Рецензирование статьи

Написание статьи

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

18

«Фразеологическая   калька»   и «фразеологическая полукалька»

1

Лекция.

Составление тезисов. Практическая работа

Устный ответ

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел VI. Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств (3 ч)

19

Стилистические пласты    фразеологии  современного языка

1

Лекция с элементами беседы. Составление таблицы. Фразеологический аукцион

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Фразеологический , аукцион

20-21

Исследование текстов    разных стилей

2

Практикум.

Конструирование   предложений. Рецензирование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Устный ответ. Сочинение-миниатюра. Взаимопроверка

Раздел VII. Развитие фразеологии на современном этапе (13 ч)

22

Важнейшие процессы в развитии фразеологии    на современном этапе

1

Лекция.

Составление   тезисов.    Рецензирование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Сочинение-миниатюра.       Взаимопроверка

23-24

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе       и публицистике

2

Творческая лаборатория. Защита рефератов. Редактирование, правка текста

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Карточки-задания

25-26

Зачет    по    теме «Фразеология»

2

Зачет.         Редактирование, правка. Рецензирование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Устный ответ. Сочинение-рассуждение

27-28

Исследование

современной

фразеологии

2

Практикум.

Конструирование      текста. Совершенствование    написанного

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Игра «Кто больше?». Статья   о   международном положении с использованием слов, записанных на доске

29-30

Редактирование альманаха «Крылатые     выражения»

2

Защита рефератов, сообщений, сочинений и т. д., отобранных для альманаха. Отбор и оформление материала для альманаха. Сбор сведений    о    составителях альманаха

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Виды      письменных работ        (рефераты, сообщения и т. д.)

31-

32

Турнир знатоков

2

Урок-турнир. Исследование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Игра

33-34

Резервные уроки

2

Литература

Для учителя:

1. Альманах «Искусство в школе». - Самара, 1997.

2.  Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: Просвещение, 1967.

3. Ашукин, Н. С, Ашукина, М. Г. Крылатые слова. - М., 1985.

4. Воробьев, П. Г. Комедия «Ревизор» в практике изучения ее в средней школе. - М., 1973.

5.  Вульфсон, Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. - М.: Просвещение, 1973.

6.  Гужва, Ф. К. Современный русский литературный язык. -Киев, 1979.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М., 1985.

8.  Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1998.

9.  Срезневский, И. И. Древнерусский словарь. - Репринтное изд.: в 3 т. - М.: Книга, 1989.

10. Солганик, Г. Я. Лексика газеты. - М., 1973.

11. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. - М., 1979.

12.  Шанский, Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М.: Просвещение, 1975.

Для учащихся:

1.  Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М., 1967.

2.  Вульфсон, Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. - М.: Просвещение, 1975.

3. Григорян, А. Т. Язык мой-друг мой. -М., 1976.

4.  Колосов, В. В. История русского языка в рассказах. - М., 1982.

5.  Миллер, Ц. Г. Словарно-орфографические упражнения. -

М., 1976.



Предварительный просмотр:

Основы риторики. Мысль и слово.

Календарно-тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

Дата

Содержание занятия

Раздел 1. Введение.

1

2

Введение. Риторика как теория и мастерство речи.

Этапы овладения элементами речевого мастерства.

2

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и истоки современной риторики.

Раздел I

История и особенности русского речевого идеала

3

4

У истоков отечественной речевой традиции.

У истоков отечественной речевой традиции.

2

Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

5

6

. Античность. Софистический и сократический диалог.

Речевой идеал древней классики.

2

Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.

Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («со-фросине»), уравновешенность («годность», «фруга-литас» Цицерона).

7

8

Риторический идеал раннего христианства.

Основные категории риторического образца православного христианства

2

Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.

Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

9

10

Древнерусская риторическая традиция.

Древнерусская риторическая традиция.

2

Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

Раздел II

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

11

Понятие эффективности речевого общения

1

Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.

Категории монолога и диалога и формы речевого общения.

12

13-14

Оратория: мастерство публичного выступления

Практическая работа

3

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.

15

16

17

Законы эффективного речевого общения.

Коммуникативность речи и речевого поведения

Практическая работа

3

от Аристотеля к современной неориторике. Принцип

коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

18-19

Основные элементы речевой ситуации

2

Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

20-21

22

Фактор говорящего.

Практическая работа

3

Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

23-24

Фактор аудитории.

2

Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

25-26

27-28

Факторы внимания.

Практическая работа. Контроль за вниманием.

4

Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и ее частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

29-30

31-32

Фактор движения.

Практическая работа. Ораторское движение

4

Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

35-36

37

Речь и звук: акустика речи.

Способы и приемы работы над звуковой стороной своей речи.

3

Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приемы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приемы работы над звуковой стороной своей речи.

38-39

40-41

Структура публичного выступления.

составление аннотированного плана выступления.

4

Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование ее принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

42-43

44-45

Техника импровизированной речи

Подготовка, организация и исполнение импровизации.

4

Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приемы импровизированной речи.

46-47

48-49

Фактор удовольствия: эстетика речи.

Практическая работа

4

Средства речевой выразительности: а) «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм; б) риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.

50-51

Риторические функции речевой нормы.

2

Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

Раздел III  Мастерство беседы

52

53

.  Проблема понимания.

Речевой стиль в беседе

2

Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия и тактика. Типы беседы и соотношение речевых ролей собеседников.

54

55

56

Архитектура беседы.

Пути преодоления непонимания.

Практическая работа

3

Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роль. Истоки нарушений понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.

57-58

Искусство выражать свое мнение: риторика оценки.

2

Хвала и хула как риторические категории.

Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые традиции.

59

60

61

.  Мастерство спора.

Виды доказательств.

Спор, дискуссия, полемика.

3

Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

62

63

Риторика адресата: основы теории и тактики слушания.

Практическое занятие.

2

Приемы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.

Раздел IV   Основы риторики делового общения

64

Риторика делового общения: ее предмет и задачи как одной из частных риторик

1

. Особенности делового общения. Его важнейшие формы

65

66

67

Деловая беседа.

Структура и типы деловой беседы.

Подготовка к деловой беседе.

Практическое занятие.

3

. Определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы, цели и речевое поведение собеседников; стратегия и тактика деловой беседы. Структура и типы деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.

68

Деловое выступление.

1

Типы делового выступления, цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.




Предварительный просмотр:

ВСЕМОГУЩИЙ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9  классов. Вид детской группы  - учащиеся 9 – ых классов. Состав – постоянный; особенности набора обучающихся - свободный. Рассчитана на 34 часа. Программа  построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.

Программа включает в себя:

• теоретический материал;

• вопросы и задания практического характера;

• вопросы и задания занимательного характера.

Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

- при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

- при изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

- при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений; - при изучении однородных членов предложения - усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

- при изучении обращений - использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

-  при изучении вводных конструкций - употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

- при изучении обособленных членов предложения - выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

-  при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т. д.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

-  обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

- развитие интонационно выразительной речи;

-  активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

-  проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

-  самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления. Использование системы упражнений и заданий этого курса

позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.

В результате учащиеся должны уметь:

-  самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

- владеть навыками стилистической правки текста;

-  самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

-  использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ (4 ч) Введение. Всемогущий синтаксис. Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения ; варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием -олицетворение. Художественно целесообразный.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (5 ч) Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления. Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

Раздел III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и

сказуемого.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления.

Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражен и я : смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Ключевые слова и выражения: особая интонация, конкретная информация.

Слова, не являющиеся членами предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Раздел IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч)

Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Ключевые слова и выражения: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

РазделУ. ПУНКТУАЦИЯ (5 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональность. Особые речевые ситуации.

Таблица 1.1

Таблица 1.2

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

Раздел I. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ

4

1

3

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

5

1

4

Раздел III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)

15

4

11

Раздел IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

4

1

3

РазделУ. ПУНКТУАЦИЯ

5

1

4

Итого часов

34

«ВСЕМОГУЩИЙ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС»

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

дата

Формы и методы обучения

Форма контроля

Дидактический материал, техническое оснащение

Раздел 1. о словах и их сочетаниях(4ч.)

1

Введение. Всемогущий синтаксис.

1

Практическая работа. Сопоставление предложений. Работа со словарем

Устный опрос. Взаимопроверка

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, ,методическая литература.

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

1

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановления строки»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

3-4

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

2

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам.

Индивидуальная работа. Составление рассказа.

Компьютер, презентация,  таблица, методическая литература.

Раздел 2. основные виды подчинения(5ч)

5

согласование

1

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа. Конструирование предложений.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

6

Управление.

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Нахождение алгоритма «расшифровки записи»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

7

Примыкание.

1

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи.

Формулирование принципа группировки словосочетаний.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

8-9

Основные иды подчинения.

2

Семинар. Работа в группах. Практическая работа.

Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

Раздел 3. Простое предложение.(15ч)

10

Типы предложений. Общие сведения.

1

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа.

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

11-12

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.

2

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.

Рассказ о спорте. Изложение.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

13

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы.

Игра «Будь внимателен!»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература, методическая литература.

14-15

Второстепенные члены предложения.

2

Семинар. Работа в группах по заданной программе.

Письменный ответ на вопрос.

Компьютер, презентация,  ,методическая литература.

16-17

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений.

2

Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала.

Дополни ответ товарища. Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

18

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

1

Сообщения учащихся. Наблюдения текста художественной литературы с последующими выводами.

Устный опрос. Работа с текстом.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература, методическая литература.

19-20

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

2

Практикум. Беседа. Наблюдения поэтического текста. Работа в группах.

Сказка или рассказ  «Животные нашего края», «Друзья и враги леса».

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература(поэтические тексты), методическая литература.

21-22

Обособление второстепенных членов предложения.

2

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдения поэтического текста. Работа со словарем.

Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература(поэтические тексты),  методическая литература.

23-24

Слова, не являющиеся членами предложения.(вводные слова, предложения и обращения)

2

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать».

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, методическая литература.

Раздел 4. Сложные предложения(4ч)

25-26

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

2

Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений». Редактирование стилистическое текстов.

Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература, методическая литература.

27-28

Простое предложение.

2

Игра. Работа в группах.

Игра «Все о простом предложении»

Компьютер, презентация,  таблица,  методическая литература.

Раздел 5. Пунктуация(5ч)

29

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

1

Составление вопросов для устного журнала.

Компьютер, презентация,  таблица, методическая литература.

30-31

Все о предложении…(или почти все).

2

Сообщения учащихся. Устный журнал.

Игровой рассказ

Компьютер, презентация,  таблица, ,методическая литература.

32-33

Это непростое предложение.

2

Обобщение.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, , художественная литература, методическая литература.

34

Обобщение знаний.

1

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Литература

Для учителя:

1.  Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М, 1967.

2. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. -М., 1963.

3.   Грамматико-стилистические  упражнения   при   изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. - М.: Просвещение, 1976.

4.  Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М.: Вербум, 2001.

5. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -

М.:АСТ-ЛТД, 1998.

7. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М.,

1982.

6.  Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под

ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. - М., 1978.

Для учащихся:

1.  Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 1967.

5. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. - М.: Просвещение, 1985.

2. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание,

1978.

4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение, 1976.

3.  Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение,

1984.