Для учащихся: 6 класс, русский язык
Задания по русскому языку для учащихся 6 класса по теме "Причастие", "Числительное"
Выполнение этих заданий обязательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личные местоимения | 854.43 КБ |
Проверочная работа по теме "Числительное" | 1.07 МБ |
Лист обратной связи | 20.22 КБ |
ТЕМА 1 ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ | 16.84 КБ |
что такое причастие тест №2 | 17.87 КБ |
Дополнительное задание по теме "Причастие" | 797.23 КБ |
Диагностика усвоения темы "Причастие" | 18.92 КБ |
ТЕМА 2 ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ | 15.09 КБ |
ТЕМА 3 ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ | 15.18 КБ |
ТЕМА 4 ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ | 16.5 КБ |
ТЕМА 5 Н-НН В ПРИЧАСТИЯХ | 15.79 КБ |
ТЕМА 6 НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ | 15.03 КБ |
ТИПЫ РЕЧИ. ПРОВЕСТВОВАНИЕ | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Причастие. Лист обратной связи. 6 класс
Виды учебной деятельности(на уровне учебных действий) | Самооценка | Промежуточные работы (оценка учителя) | Итог | |
I Причастие как часть речи | ||||
1 | Анализирую и характеризую общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. | |||
2 | Нахожу и дифференцирую причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. | |||
II Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | ||||
1 | Склоняю предложенные словосочетания. | |||
2 | Усваиваю правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. | |||
3 | Выполняю упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |||
III Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | ||||
1 | Определяю причастный оборот | |||
2 | Опознаю одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. | |||
3 | Анализируют условия обособления причастного оборота. | |||
IV Действительные и страдательные причастия | ||||
1 | Даю определение действительных и страдательных причастий. | |||
2 | Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. | |||
V Краткие и полные страдательные причастия | ||||
1 | Распознаю краткие и полные формы страдательных причастий. | |||
2 | Определяю синтаксическую роль причастия в предложении. | |||
VI Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | ||||
1 | Распознаю действительные причастия настоящего времени. | |||
2 | Образую действительные причастия от разных глаголов. | |||
VII | Действительные причастия прошедшего времени | |||
1 | Распознаю действительные причастия прошедшего времени. | |||
2 | Образую причастия от разных глаголов. | |||
VIII Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | ||||
1 | Распознаю страдательные причастия настоящего времени. | |||
2 | Усваиваю правило выбора суффикса в страдательных причастиях | |||
3 | Образуют причастия от разных глаголов | |||
4 | Преобразую сложное предложение в простое с причастным оборотом. | |||
5 | Заменяю действительные причастия на страдательные. | |||
IX Страдательные причастия прошедшего времени | ||||
1 | Распознаю страдательные причастия прошедшего времени. | |||
2 | Образую страдательные причастия от разных глаголов. | |||
X Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | ||||
1 | Усваиваю правило написания гласных перед в в полных и кратких страдательных причастиях. | |||
2 | Выполняю упражнения, руководствуясь усвоенным правилом | |||
XI Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква к в отглагольных прилагательных | ||||
1 | Усваиваю правила написания одной и двух букв к в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы к в отглагольных прилагательных | |||
2 | Выполняю упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |||
3 | Работаю по материалу для наблюдений. Списываю литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читаю выразительно текст. | |||
XII Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | ||||
1 | Усваиваю правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | |||
2 | Выполняю упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |||
3 | Произвожу различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. | |||
XIII Морфологический разбор причастия | ||||
1 | Характеризую причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | |||
2 | Выполняю устный и письменный морфологический разбор причастий. | |||
XIV Слитное и раздельное написание не с причастиями | ||||
1 | Усваиваю правило слитного и раздельного написания не с причастиями. | |||
2 | Выполняю упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |||
XV Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | ||||
1 | Усваиваю правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |||
2 | Выполняю упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |||
XVI Повторение | ||||
1 | Отвечаю на контрольные вопросы и выполняю контрольные задания. | |||
2 | Составляю и заполняю таблицу. | |||
3 | Распределяю причастия в зависимости от видов орфограмм. |
Предварительный просмотр:
№ 31. Тема: Что такое причастие.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.
Широкое поле посп..вающей ржи бесновалось справа и слева... Молодые, упругие стебли не хотели ни пр..падать к земле, ни лома(т, ть)ся на самой серединe. Но иногда ветер бил в них сверху и раз..ед..нял разв..вал, образуя зав..хряющиеся воронки. Туча, илвущая над рож..ю, бесновалась ничуть не меньше. Она к..пела ч..рными клубами и клоч..ями как вода в огромном котле. Потом вдруг ч..рное брюхо тучи лопнуло и обн..жилось (иссиня) белёсое, дохнувшее холодом нутро. В тот же миг две крупные градины упали на дорогу а третья больно стр..льнула в плечо.
Дмитрий, закрыв руками темя, добежал до копны (прошло) годней соломы и зарылся в её сладк..ватую, пахнущую прелью середину.
То, что увидел Дмитрий, выбравшись из соломы, как бы даже осл..пило его. Никакой ржи вокруг ни справа, ни слева от дороги не было. Обильно перемеш..нная с избитой, измочал..нной соломой, обнажившаяся и замокшая, лежала земля. В к..леях дороги голубел не успевший ра..стаять, хранящий о..блески грозовой тучи град. То, что наделал град, было безобразно. Дождь хл..стал с нар..ставш..й силой ра..мывал верхний слой земли обн..жал вбитые в землю переломанные стебли и к..лосья.
(По В. Солоухину
Задание 2. В тексте из предыдущего задания подчеркните волнистой чертой причастия.
Задание 3. Выберите из текста два любых причастия. Над одним надпишите признаки глагола (вид, время, возвратность); над другим — признаки прилагательного (число, род, падеж).
Предварительный просмотр:
Тест-пятиминутка по теме: «Причастие. Начало».
1. Выпишите причастие.
1 вариант. 2 вариант.
Синий, синеет, синеющий, Зеленоватый, зеленеет, зеленый,
синеватый, синеть. Зеленеющий, зеленеть.
2.Выпишите словосочетание «прилагательное + существительное»:
Зимняя дорога, зимующие птицы, Растаявший снег, замолкшие голоса,
Замерзшая река, раскрытая книга. Голубенький кувшин, запертая дверь.
3. Выпишите словосочетания «причастие + существительное»:
Бушующее море, сидящие на дереве, Летящий самолет, удивительный дом,
Зеркальная поверхность, полный пакет. Удивляющийся всему, долгий звук.
4.Поставьте существительные с зависимыми словами в Р.п., Д.п, Т.п.
Шумящий поток. Говорящий человек.
Тест «Причастие».
Вариант №1.
1) Что обозначает причастие как особая форма глагола?
а) предмет, б) действие предмета,
в) признак предмета, г) признак по действию.
2)Укажите пример, где морфологические признаки причастия определены верно.
а) Нарисовавшего – действ. причастие, НВ, СВ, в Р.п., ед.ч., м.р.
б) Дарящий – действ. причастие, НВ, НСВ, в И.п., ед.ч., м.р.
в) Расколотый – страд. причастие, НВ, НСВ, в И.п., ед.ч., м.р.
3) Укажите, какие признаки являются общими для причастия и глагола:
а) вопрос, б) род, в) вид , г) падеж д) время.
4) Укажите строку, в которой все слова являются причастиями:
а) зрелый, бегающий, осенний;
б) переходивший, построенный, дышащий;
в) создавали, разбивший, летучий,
г) дарящий, строить, удивительный.
5) Каким членом предложения является причастие в данном предложении:
Дувший с моря ветерок трепал колючую хвою старого бора.
а) подлежащее, б) сказуемое, в) определение,
г) дополнение д) обстоятельство.
6) Укажите словосочетания со страдательным причастием.
а) на цветущей поляне, в) перекрашенная ткань,
б) расколотый орех, г) падающие листья.
7) От каких глаголов можно образовать действительное причастие настоящего времени?
а) видеть, б)подышать, в) несут, г) спеть.
8) Укажите причастия с суффиксом –ущ- / -ющ-:
а) кол..щий предмет, в) кле..щий бумагу,
б) стро..щий дом, г) бор..щийся за свободу.
9) Укажите причастия с суффиксом –им-:
а) завис..мый от обстоятельств, в) взвешива..мый товар,
б) колебл..мый ветром, г) к вид..мому лесу.
0. Укажите словосочетания с орфографической ошибкой:
а) засеенное поле, б) построевший дом,
в) выслушавший речь, г) высушенные цветы.
Тест «Причастие».
Вариант №2.
1) Что обозначает причастие как особая форма глагола?
а) количество предметов при счете,
б)признак другого признака,
в) признак предмета по действию,
г) предметы, признаки и количества, не называя их.
2) Укажите пример, где морфологические признаки причастия определены верно.
а) Бегающий – действ. причастие, НВ, СВ, в И.п., ед.ч., м.р.
б) Покрашенный – страд. причастие, НВ, НСВ, в И.п., ед.ч., м.р.
в) Прерываемый – страд. причастие, НВ, НСВ, в И.п., ед.ч., м.р.
3) Укажите, какие признаки являются общими для причастия и прилагательного:
а) вопрос, б) род, в) вид , г) падеж д) время.
4) Укажите строку, в которой все слова являются причастиями:
а)подтаявший, спелый, почерневший;
б) затихающие, трудиться, увиденный;
в) расколотый, нарисованный, сверкающего,
г) работающий, видимый, летный.
5) Каким членом предложения является причастие в данном предложении:
Степь окаймлена далью гор, высоких и низких.
а) подлежащее, б) сказуемое, в) определение,
г) дополнение д) обстоятельство.
6) Укажите словосочетания со страдательным причастием.
а) изученные правила, в) рисующий ребенок,
б) подгоняемый ветром, г) плясавший в паре.
7) От каких глаголов можно образовать действительное причастие настоящего времени:
а) брать, б) озарить, в) предложить, г) таять.
8) Укажите причастия с суффиксом –ущ- / -ющ-:
а) крас..щий стены, в) реж..щий инструмент,
б) слышащий шорох, г) стел..щийся туман.
9) Укажите причастия с суффиксом –им-:
а) муч..мый жаждой, в) вид..мый издалека,
б) отпира..мый замок, г) встреча..мый родителями.
10. Укажите словосочетания с орфографической ошибкой:
а) обидевший друга, б) оклеенный обоями,
в) подстрелянный зверь, г) выброшанный мусор.
Предварительный просмотр:
Вариант 1 | ||
Прил. + сущ.:
| Причастие + сущ.:
| Причастие + сущ.:
|
Причастие + сущ.:
| Причастие + сущ.:
| Причастие + сущ.:
|
Прил. + сущ.:
| Причастие + сущ.:
| Причастие + сущ.:
|
Причастие + сущ.:
| Причастие + сущ.:
| Причастие + сущ.:
|
Предварительный просмотр:
№ 32. Тема: Причастный оборот.
Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически выделите определяемое слово и причастный оборот.
1) Для внимательного охотника умеющего хорошо видеть и слышать особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. 2) Далеко видны в темноте окна лесного нашего домика, освещённые возле крыльца кусты сирени. 3) Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев покрытых потрескавшейся толстой корою. 4) На маленьких и больших лесных озёрах я не раз любовался гнездившимися там лебедями.
5) Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы окружавшие наш деревенский сад. 6) Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина.
(И. Соколов-Микитов)
Предварительный просмотр:
№ 33. Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.
Задание 1. Выпишите из текста (из проверочной работы № 31) причастия, распределяя их по следующим группам: 1) действительные причастия настоящего времени; 2) действительные причастия прошедшего времени; 3) страдательные причастия настоящего времени; 4) страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.
Задание 2. Какая группа причастий в предыдущем задании оказалась незаполненной? Напишите 2—3 своих примера причастий этой группы. Выделите суффиксы причастий.
Задание 3. Определите, от какой глагольной основы образованы причастия.
Порхающий — ;
Утеплившийся — ;
Критикуемый — ;
Достигнутый — ;
Укрупнённый — .
Предварительный просмотр:
№ 34. Тема: Полные и краткие причастия.
Задание 1. Какие из выделенных слов являются краткими причастиями? Подчеркните краткие причастия как члены предложения.
1) Чист и прозрачен воздух. 2) Необыкновенны
русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи! 3) У небольшого источника, возле которого был построен шалаш, качались высокие стройные деревья. 3) Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. 4) Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. 5) Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек. 6) Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. 7) Чуть-чуть дрожит её [собаки] хвост, приподнята передняя лапа, вытянута шея с красивой ушастой головою.
(И. Соколов-Микитов)
Задание 2. В предложениях из предыдущего задания над полными и краткими причастиями надпишите их непостоянные признаки.
Задание 3. Заполните пустые строки в морфологическом разборе причастия из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)
Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц.
(Г. Скребицкий)
__________________ - причастие (особая форма ________________).
1. Начальная форма - ________________________________.
Образовано от глагола ____________________ с помощью суффикса ____________.
2.Постоянные морфологические признаки: ______________________, _______________, ____________ вид, ______________ время.
3. непостоянные морфологические признаки: ________________ форма, ____________ число, __________ род, _____________ падеж.
4.Синтаксическая роль: относится к слову _____________________;
Предварительный просмотр:
№ 35. Тема: Буквы н и нн в причастиях.
Задание 1. Раскройте скобки. Подчеркните причастия как члены предложения.
1) Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше(н, нн)ый борт корабля. 2) Высокие каме(н, нн)ые громады городских домов закрывают горизонт. 3) На опушках леса, над озарё(н, нн)ой водою громко поют соловьи. 4) Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ра(н, нн)ей утре(н, нн)ей зарёю. 5) В студё(н, нн)ые зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. 6) Под напором жизне(н, нн)ых соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок. 7) В самый торжестве(н, нн)ый час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. 8) Едешь, бывало, в санях по зимней снежной дороге в холодную утре(н, нн)ую ночь, услышишь шелест мёртвой дубовой листвы. 9) Я очень люблю письме(н, нн)ый стол, сдела(н, нн)ый руками дядюшки, и не расстаюсь с ним со времени счастливого детства. 10) Учё(н, нн)ые лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет.
(И. Соколов-Микитов)
Предварительный просмотр:
№ 36. Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Задание. Раскройте скобки.
1) Ещё лежит на полях и в лесах (не) тронутый снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. (И. Соколов-Микитов) 2) И вот вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, (не) замерзающих морей. (Г. Скребицкий) 3) По сторонам толпились молодые березки, белые, с редкой позолотой ещё (не) облетевшей листвы. (Г. Скребицкий) 4) Нигде я не видел таких огромных, никем (не) тронутых муравейников, как в лесу у Петра Захаровича. (Г. Скребицкий) 5) Тем временем отец и Павлик, очевидно и (не) подозревавшие об опасности, занялись дыней. (В. Катаев) 6) Старший помощник и другой матрос продавали билеты. С разноцветными рулонами и зелёной проволочной кассой они обходили пассажиров, (не) успевших купить билеты на пристани. (В. Катаев)
Предварительный просмотр:
№ 37. Тема: Типы речи. Повествование.
Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок.
- Сегодня мы все вместе рыбу ловить поедем, - весело сказала мама. — Погода чудесная!
Я поскорее позавтракал, захватил свои удочки, ведёрко и выбежал во двор. У крыльца уже стояла запряжённая лошадь. Вскоре вышли и папа с мамой. Мы все уселись и тронулись в путь.
Мы проехали берёзовый лесок и выехали прямо к речке. На самом берегу её находилась водяная мельница. Мы оставили во дворе на мельнице лошадь, взяли из повозки удочки, ведёрки для рыбы и пошли удить.
Мы с папой размотали и закинули удочки.
Но вот поплавок моей удочки будто ожил. Он слегка шевельнулся, пуская вокруг себя по воде круги, шевельнулся ещё и ещё раз, потом стал медленно погружаться в воду.
- Клюёт! Тащи! — взволнованно шепнул папа.
Я потащил. Ух, как тяжело! Удилище согнулось в дугу, а леска, натянувшись как струна, так и резал воду.
Сильная рыба, туго натянув леску, бросалась то в одну, то в другую сторону. Я никак не мог подтащить её к берегу. Наконец рыба показалась из глубины.
Я изо всех сил рванул удилище — раздался лёгкий треск, и в руках у меня остался обломанный конец. Другой конец вместе с поплавком и леской быстро понёсся по воде прочь от берега.
Тут мы все трое — папа, мама и я — со всех ног бросились через плотину на другой конец омута к кустам. На воде возле них слегка покачивается сломанный конец удочки. И поплавок тоже спокойно покачивается на воде.
Папа крадучись подошёл к берегу, вошёл по колено в воду и протянул руку к удилищу... и вдруг оно подпрыгнуло, как живое, и бросилось прочь. Папа за ним бултых прямо в воду. Весь мокрый выскочил на берег.
О радость, о счастье! В руках у него была обломанная удочка. Она сгибалась в дугу, и леска опять, как тугая струна, так и резала воду.
Напуганная рыба тянула вглубь и никак не шла к бepeгy. Но папа и не пытался пересилить её. Он то отпускал леску, то вновь слегка подтягивал. Папа старался утомить рыбу. А мы с мамой, затаив дыхание, следили за этой борьбой.
Наконец утомлённая рыба показалась на поверхности и даже немного повернулась на бок, блестя серебряной чешуёй.
Тогда папа осторожно передал мне обломок удилища:
- Тащи, только потихоньку, не торопись.
Я схватил в руки удочку и, забыв всё на свете, изо всех сил потащил на берег. Рыба тяжело шлепнулась в траву и забилась, запрыгала в ней.
Мы подбежала к добыче.
- Ну, поздравляю тебя: теперь ты — настоящий рыболов! — радостно говорила мама.
{По Г. Скребицкому)
Задание 2. Составьте план текста. Запишите название пунктов плана в соответствии со структурой рассказа. Проставьте нумерацию пунктов в тексте.
Вступление.
Завязка.
Развитие действия.
Кульминация.
Развязка.________________________________
Заключение.__________________________________
Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Письменно ответьте на вопросы, данные после текста.
Сначала отб..рают только что собра(н, нн)ые огур цы (не)больших размеров, цилиндрической формы. Затем промывают их в холодной воде и замачивают на 4-6 часов, а после замочки ещё раз промывают. Укладывают огурцы в банки. Предварительно на дно кладут спец..и и пряности. В качестве зелен.. можно положить любисток, эстрагон, которые пр.. дают огурцам пр..ятный пря(н, нн)ый аромат. Наполне(н,нн)ые банки заливают кипящим раствором соли. Наливать кипящий раствор нужно осторожно. После заливки банки следует накрыть прокипячё(н, нн)ыми крышками, закатать и поставить в холодное место. Hи в коем случае нельзя замораживать огурцы.
Каков тип речи текста?
Каков стиль речи текста?
Выпишите из текста слова, указывающие на последовательность событий.
Какая форма глагола характерна для данного типа и стиля речи? . Например,
Какие слова помогают выразить рекомендательный характер содержания текста?