«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Назовём некоторые факторы, влияющие на здоровье дошкольника: экологические катастрофы, гиподинамия, некачественная пища и вода, неблагоприятные бытовые факторы, умственные перегрузки, нерациональное использование компьютеров, планшетов, телефонов, очень высокий объем познавательной информации. Всё это отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции. Здоровьесберегающие технологии разделяют на три виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. (Динамические паузы, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, релаксация, стретчинг, технологии эстетической направленности, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, корригирующая гимнастика, ритмопластика)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. (Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, бассейн, точечный массаж (самомассаж), спортивные развлечения, праздники, СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра), игротренинги и игротерапия)
3. Коррекционные технологии. (Технологии коррекции поведения, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, арттерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика, психогимнастика)
у детей с проблемами в речевом развитии наблюдаются и проблемы с развитием памяти, внимания, моторики, мышления. Поэтому для таких детей необходима комплексная оздоровительно-коррекционная работа, включающая:
• дыхательную гимнастику,
• артикуляционную гимнастику,
• мышечную релаксацию,
• пальчиковую гимнастику,
• упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления),
• физкультминутки,
• упражнения для профилактики зрения,
• логоритмику.
1. Одним из направлений здоровьесберегающей работы является рациональная организация учебного процесса. Логопедические занятия следует проводить со сменой динамичных поз, то есть какую-то часть занятия дети могут стоять, а какую-то провести сидя. Что позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего занятия. Для дополнения двигательной активности проводятся физминутки, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, упражнениями психологической регуляции, которые можно провести лёжа, точечный массаж, дыхательная гимнастика.
2. «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит» - это слова Александры Николаевны Стрельниковой. Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика. Для укрепления и развития мышц органов дыхания, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей необходимо учить детей правильному дыханию. (Дыхательные мышцы у детей ещё слабые, а просвет полости носа и гортани узкий) Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка: - улучшает обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани; - активизирует нервную регуляцию со стороны центральной нервной системы; - повышает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание; - способствует рассасыванию воспалительных образований; - активизирует крово - и лимфоснабжения; - улучшает функции сердечнососудистой системы; - повышает общую сопротивляемость организма.
3. Неотъемлемая часть логопедической работы - артикуляционная гимнастика. Регулярно выполняя артикуляционные упражнения мы, прежде всего, разрабатываем подвижность органов артикуляции, укрепляем её мышечную систему, улучшаем кровоснабжение и нервную проводимость артикуляционных органов. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят выработать правильную, четкую и красивую речь. Гимнастику следует проводить по 7-10 минут ежедневно. Необходимо выполнять контроль за развитием и совершенствованием основных движений. Обращать внимание на точность, правильность и качество выполнения, а также следить за техникой выполнения движений (переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, устойчивостью). Для каждой группы звуков разработаны специфические комплексы.
4. Для эффективности выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать различные нестандартные методы. Один из них - биоэнергопластика. Слово «биоэнергопластика» состоит из нескольких понятий. Био – это человек, энергия – сила, а пластика – это плавные движения тела, рук. В логопедической работе соединяют элементы биоэнергопластики с артикуляционными упражнениями, что активизирует распределение биоэнергии в организме. (Работающая ладонь усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка). Движениями рук, как бы показывают, в каком положении находится язык, что он выполняет.
5. Ещё один метод здоровьесберегающей технологии, который используют в логопедической практике – кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий кинезиологическими упражнениями ребёнок справляется с явлениями дислексии, происходит развитие межполушарных связей, улучшается интегративная функция мозга. И, что не маловажно, занятие кинезиологическими упражнениями вызывает у детей положительные эмоции
Примеры кинезиологических упражнений (Каждое упражнение выполняется 8-10 раз):
«Колечко» Соединять в кольцо большой палец и поочерёдно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Сначала выполнять каждой рукой отдельно, затем усложняем и выполняем обеими руками одновременно. «
Кулак – ребро – ладонь» Выполнять следующие положения рук: ладонь вниз, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром. Выполняются упражнения каждой рукой отдельно, затем усложняем и выполняем вместе двумя руками.
«Зеркальное рисование» Выполнять рисование одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы, цифры и т д).
«Ухо – нос» Левой рукой берутся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпускают ухо и нос и меняют положение рук. 6. Считается, что девяносто процентов всей информации об окружающем мире, мы получаем с помощью зрения. Компьютеры, планшеты, телевизоры, телефоны – ежедневно оказывают огромную нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата является гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, массажем, динамическими паузами. Гимнастику для глаз проводят, чтобы сформировать у детей необходимость заботы о своем здоровье, о важности зрения.
7.Логопедическая ритмика основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Движения в сочетании со словами и музыкой представляет собой целостный коррекционный процесс. Он состоит из коррекции вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями.
8. Ещё одним эффективным приёмом в работе логопеда над произносительной стороной речи выступает фонетическая ритмика или речевая ритмика. Фонетическая ритмика – это специальные упражнения, в которых проговаривание речевого материала сопровождается движениями.
9. Ещё швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг заметил необычный эффект от игры с песком. Играя с песком, создавая фигуры, разрушая и снова их строя, ребёнок учится самостоятельно преодолевать трудности, развивает фантазию и воображение. К тому же игры с песком - это естественная и доступная для них форма деятельности. Использование песочницы на логопедических занятиях во много раз повышает их эффективность и продуктивность. Дети с большим желанием экспериментируют, выполняют работу самостоятельно, а также игры с песком развивают тактильную чувствительность.
10. Сказкотерапия – это метод направленный на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, он позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Как здоровьесберегающий метод он появился в середине 20-го века. Но ещё наши прабабушки рассказывали сказки для поучения и вразумления внуков.
11. В переводе с корейского языка су – кисть, джок – стопа. Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Разработчиком су-джок терапии считают южно-корейского профессора Пак Чже Ву. Этот метод широко используется в педагогической и логопедической практике. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки и активизирует защитные силы организма. Метод направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
12 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Существует множество методов для развития мелкой моторики:
- массаж и самомассаж кисти рук,
- пальчиковая гимнастика,
- занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);
- игры и действия с крупами, семенами, бусинками; пуговицами, палочками;
- лепка из теста, пластилина и глины;
- рисование- раскрашивание картинок, обведение контура, штриховки, рисование различными материалами нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками);
- работа с ножницами.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.