Логопедические рекомендации для воспитателя детского сада.
Работа воспитателя с воспитанниками имеющими речевые нарушения заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника).
На вечернее логопедическое занятие приглашается 5-7 детей.
Рекомендуются следующие виды упражнений:
• закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
• повторение стихотворений, рассказов;
• упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
• активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Проводится индивидуальная работа с детьми в коррекционный час по заданию логопеда во второй половине дня.
Индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда проводится воспитателем во второй половине дня в специально отве¬денное в режиме дня время. Желательно, чтобы логопед заранее обговорил с воспитателем отдельные моменты предстоящей индивидуальной работы с детьми в коррекционный час, подобрал необходимые пособия, игры, обозначил некоторые моменты и особенности их проведения. Воспитатель может и сам подобрать свой аналогичный игровой материал. Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определённые положительные результаты и являлась надёжным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необ¬ходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Хорошо, если воспитатель умело использует различные методы и приемы правильного звукопроизношения.
Во-первых, воспитатель должен знать элементарные комплексы артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребёнку.
Во-вторых, воспитателю необходимо использовать разные виды показа:
1. правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;
2. зрительный: на себе, на детях, на схемах;
3. слуховой: утрированное произношение того или иного звука;
4. тактильный.
В-третьих, воспитателю надо знать и использовать различные приёмы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова.
Таким образом идеальным в работе является тот момент, когда воспитатель после проведения индивидуальной работы с детьми обсуждает с логопедом, какие трудности возникали, что удалось, чего не получилось достичь.
Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:
Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшим образом в коррекционном процессе.