Словарный запас: учим ребенка говорить красиво.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку
от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий,
чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания. Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольников ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.
С.Л. Рубинштейн говорил о том, что речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь –это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь- это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма общественного отражения действительности.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.
Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление, ведь совершенствование речевого общения невозможно без обогащения словарного запаса ребенка. Очень важно уделять внимание своевременному формированию словарного запаса, так как оно является важным условием полноценного, всестороннего развития ребенка, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в организации и планировании деятельности ребенка, в формировании социальных навыков.
Для диагностики словарного запаса используются методы, используемые в отечественной логопедии, в адаптированном виде. Словарный запас обследуется в игре, в связной речи, вне текста.
После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи. Исследование пассивного словарного запаса и актуализации лексического минимума указывает на ограниченный объем словаря детей с ОНР в сравнении с нормой. У детей наблюдается ограниченный словарный запас предметов действий и признаков, не связанных с их деятельностью.
Многие общеупотребительные слова отсутствуют в речи дошкольников с ОНР, так как дети имеют ограниченный запас представлений об окружающем мире, малой дифференциацией сходных объектов, недостаточной активизации словарного запаса в различных видах деятельности. Детьми допускаются ошибки при рассматривании и назывании картинок, опираясь на их внешнее сходство, на их сходство по назначению, ограниченно представлены в активном словарном запасе имена прилагательные и существительные. Дети употребляют не более одного синонима, ответы характеризуются однообразностью, типичностью. Дошкольники заменяют синонимы дополнениями или объяснениями.
Наличие ошибок в ответах дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется ограниченным словарем, сложностями актуализации слова, понимания его значения, неумением выделять признаки в значении слова, неосознанностью поставленной перед ребенком задачей.
Для детей данной категории характерна шаблонность и стереотипность подбора слов, скудность информации, заложенная в высказываниях детей. Указанные особенности проявляются в различной мере и затрудняют полноценное общение. Логопедическая работа по обогащению словарного запаса включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словарном запасе и перенос их в активный, ознакомление с новыми словами.
Коррекционную работу можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Учитель-логопед должен быть осведомлен сведениями о жизни ребенка, его домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо определить интересы ребенка, его интересы, отношение к другим людям, к своему нарушению. Эти данные помогут педагогу наиболее эффективно построить коррекционно-педагогическую работу.
Приемы словарной работы, которые могут быть использованы учителем-логопедом на занятиях, можно выделить следующие:
1) Произносится название нового предмета, явления, уточняются его признаки, действия, и осуществляется его показ, который обязательно сопровождается объяснением, раскрывающим сущность предмета. Далее проводятся игры, упражнения, задания для закрепления и верного дальнейшего употребления в речи.
2) Разъясняется откуда и как произошло данное слово.
3) Вводится наиболее широкое значение известного слова.
4) Задаются различные вопросы, которые сначала носят характер подсказки, а потом стимулируют самостоятельные ответы. Вопросы должны быть краткими, точно сформулированными, доступными и понятными по содержанию для детей.
5) Составление предложений по опорным словам, картинкам, схемам. Выделение этих направлений является условным, так как в процессе формирования лексики они переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
Формирование лексики у дошкольников с ОНР осуществляется по следующим направлениям:
– обогащение словаря синонимов;
– развитие атрибутивного словаря;
– обогащение словаря антонимов;
– развитие номинативного словаря;
– развитие словаря обобщающих слов;
– развитие предикативного словаря.
Работа по каждому из направлений осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарный запас, затем следует перенос и закрепление в активном словаре. Процесс усвоения различных способов словообразования производится параллельно.
Средства и методы обогащения словаря разнообразны, к ним относится: словесные игры, лексические упражнения, организация и проведение экскурсий, где ребенок обогащает свои знания об окружающем его мире, показ картин, беседы, наблюдения, показ и рассматривание игрушек, применение художественной литературы, устного народного творчества. Выбор методов и средств зависит от педагога и целей и задач которые он ставит перед собой на том или ином этапе логопедической работы. Правильное использование выше перечисленных методов и средств приводит к решению задач обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности Также необходимо отметить, что коррекционно-профилактическая работа должна производиться в условиях четко организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия, учитывая общие дидактические принципы: индивидуальный подход, наглядность доступность, постепенное усложнение заданий и речевого материала.