Логопедическая служба,перспективы её развития.
Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития
логопедической службы в дошкольной организации
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%).
При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети шести-семилетнего, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.
Логопед оказывает помощь детям подготовительных групп, дети старшего и тем более среднего возраста остаются без логопедической помощи. Дошкольный логопедический пункт – «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи.
Специфика работы на дошкольном логопедическом пункте
1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. В отличие от специализированного, задача коррекции речи в общеобразовательной организации является дополнительной. В расписании ДОУ нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится тщательно составлять расписание таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы.
2) В логопедической группе находится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек.
3) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, ФНР).
4) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Занятия кратковременные (15-20 минут – индивидуальные, 30-35 - подгрупповые), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
5) Логопед вынужден обучать ребенка в тот день, когда тот посещает детский сад. Дети получают коррекционную помощь порционно. Зачисление, проводимое учителем-логопедом по результатам первичного обследования, оправдано, так как объективность зачисления может быть подтверждена логопедическими заключениями специалистов городских поликлиник во время ежегодных логопедических обследований детей. Основной формой работы с дошкольниками являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:
Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;
Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;
Индивидуальным темпом усвоения материала;
Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;
Соматической ослабленностью детей, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Эти причины не позволяют организовать стабильные группы: подгруппы детей имеют непостоянный состав и подвижны. Часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, например, групповой постановке звуков. Еще одна форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п.
Такая форма была продиктована необходимостью экономии времени, однако затем выявились и положительные стороны: большая раскрепощённость детей, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.
Несмотря на то, что основная цель работы логопеда – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя. Пополнение словаря происходит благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, за счет формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков.