Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе.
Переход ребёнка к школьному обучению – важный и ответственный этап в его жизни, который оказывает влияние на его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребёнка в новой среде и система его отношений: к учителю, к членам семьи, к своим обязанностям ученика, к игре и учебной деятельности. Для определения уровня речевой готовности ребёнка к школе необходимо выявить степень сформированности всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза.
Экспресс-метод оценки звукопроизношения (А. Н. Корнев).
Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры слов.
Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить фразы, насыщенные сложными для произношения звуками.
Стимульный материал: фразы, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные.
Р-Л Рыбки плавают в аквариуме.
Ж-Ш Жужжит над жимолостью жук. Кукушка кукушонку купила капюшон.
С-З-Ц Стоит воз овса, возле воза - овца.
Оценка:
3 балла – звуки произносятся правильно, слоговая структура не нарушена.
2 балла – нарушено 2-3 звука, слоговая структура не нарушена.
1 балл - нарушено 3-5 звуков, искажена слоговая структура слова.
0 баллов - нарушено более 5 звуков, грубо искажена слоговая структура слова.
Последовательность событий (Н. И. Гуткина).
Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.
Процедура исследования: У меня есть картинки. Они все перепутаны. Разложи их по порядку и составь рассказ.
Стимульный тимульный материал: 4-6 картинок.
Оценка:
3 балла – самостоятельно, правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ.
2 балла – ошибается в последовательности, но с помощью исправляет ошибки. Фрагментарность связного высказывания
1 балл - последовательность картинок нарушена, рассказ подменяет считыванием деталей с сюжетных картинок
0 баллов – последовательность картинок не устанавливает, рассказ не составляет.
Исследование номинативной функции речи (Т. А. Фотекова)
Цель исследования: выявить объём словарного запаса.
Процедура исследования: назвать по картинкам предметы и действия, подобрать антонимы, обобщающие слова.
Стимульный материал: предметные картинки с низкочастотными и среднечастотными словами: стрекоза, цапля, люстра, шприц, панцирь, лейка, зашивает, пришивает, вышивает, шьёт.
Оценка:
3 балла – точное название предметов и действий.
2 балла–поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием.
1 балл - близкие вербальные замены (панцирь-спинка), искажение звуковой структуры слова
0 баллов – отказ, далёкие словесные парафазии (лейка-линейка), замена глагола существительным и наоборот.
Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)
Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.
Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить цепочки слогов.
Стимульный материал: слоговые ряды с артикуляторно близкими согласными: ша-жа-жа, ща-ча-ща, ца-са-ца, кта-кто-кты, ча-тя-ча.
Оценка:
3 балла – правильное воспроизведение в темпе предъявления.
2 балла – напряжённое и замедленное воспроизведение.
1 балл – уподобление слогов с самокоррекцией.
0 баллов – уподобление, сокращение, искажение слогов или отказ.
Исследование звукового анализа и синтеза.
Цель исследования: выявить умение ориентироваться в звуковом составе слова.
Процедура исследования: ребёнку предлагается назвать (написать) первый, последний звук (букву) в словах ( дым море кран клумба художник), определить последовательность и количество звуков (букв).
Стимульный материал: предметные картинки простой и сложной слоговой структуры.
Оценка:
3 балла – правильное выполнение всех заданий.
2 балла – допускает 2-3 ошибки, но исправляет их самостоятельно.
1 балл – задания выполняет только на словах лёгкой слоговой структуры.
0 баллов – все задания выполняются с ошибками, самостоятельно исправить их не может, только с помощью педагога.
Исследование языкового анализа и синтеза.
Цель исследования: выявить уровень практического осознания элементов языка.
Процедура исследования: ребёнку предлагается ответить на вопросы.
Стимульный материал: ребёнок отвечает на вопросы:
1. Скажи одно слово.
2. - Скажи один звук. - Сколько звуков в слове «дом»?
- Назови по порядку звуки в этом слове.
3. - Скажи одно предложение.
- Сколько слов в предложении «Дети любят играть».
- Назови слова по порядку.
Оценка:
3 балла – ответил правильно на все вопросы.
2 балла – ответил правильно на 3-4 вопроса.
1 балл – ответил правильно меньше чем на 3 вопроса.
0 баллов – не ответил.
Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи.
Итоговой оценкой может быть один из пяти уровней:
• Высокий – 18 баллов
• Выше среднего – 16-14 баллов
• Средний –13-10 баллов
• Ниже среднего – 9-6 баллов
• Низкий - 0-5 баллов