Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе.

кобзева ирина сергеевна

     Переход ребёнка к школьному обучению – важный и ответственный этап в его жизни, который оказывает влияние на его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребёнка в новой среде и система его отношений: к учителю, к членам семьи, к своим обязанностям ученика, к игре и учебной деятельности. Для определения уровня речевой готовности ребёнка к школе необходимо выявить степень сформированности всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза.

Экспресс-метод оценки звукопроизношения (А. Н. Корнев).

Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры слов.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить фразы, насыщенные сложными для произношения звуками.

Стимульный материал: фразы, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные.

Р-Л Рыбки плавают в аквариуме.

Ж-Ш Жужжит над жимолостью жук. Кукушка кукушонку купила капюшон.

С-З-Ц Стоит воз овса, возле воза - овца.

Оценка:

3 балла – звуки произносятся правильно, слоговая структура не нарушена.

2 балла – нарушено 2-3 звука, слоговая структура не нарушена.

1 балл - нарушено 3-5 звуков, искажена слоговая структура слова.

0 баллов - нарушено более 5 звуков, грубо искажена слоговая структура слова.

Последовательность событий (Н. И. Гуткина).

Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.

Процедура исследования: У меня есть картинки. Они все перепутаны. Разложи их по порядку и составь рассказ.

Стимульный тимульный материал: 4-6 картинок.

Оценка:

3 балла – самостоятельно, правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ.

2 балла – ошибается в последовательности, но с помощью исправляет ошибки. Фрагментарность связного высказывания

1 балл - последовательность картинок нарушена, рассказ подменяет считыванием деталей с сюжетных картинок

0 баллов – последовательность картинок не устанавливает, рассказ не составляет.

Исследование номинативной функции речи (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить объём словарного запаса.

Процедура исследования: назвать по картинкам предметы и действия, подобрать антонимы, обобщающие слова.

Стимульный материал: предметные картинки с низкочастотными и среднечастотными словами: стрекоза, цапля, люстра, шприц, панцирь, лейка, зашивает, пришивает, вышивает, шьёт.

Оценка:

3 балла – точное название предметов и действий.

2 балла–поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием.

1 балл - близкие вербальные замены (панцирь-спинка), искажение звуковой структуры слова

0 баллов – отказ, далёкие словесные парафазии (лейка-линейка), замена глагола существительным и наоборот.

Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить цепочки слогов.

Стимульный материал: слоговые ряды с артикуляторно близкими согласными: ша-жа-жа, ща-ча-ща, ца-са-ца, кта-кто-кты, ча-тя-ча.

Оценка:

3 балла – правильное воспроизведение в темпе предъявления.

2 балла – напряжённое и замедленное воспроизведение.

1 балл – уподобление слогов с самокоррекцией.

0 баллов – уподобление, сокращение, искажение слогов или отказ.

Исследование звукового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Процедура исследования: ребёнку предлагается назвать (написать) первый, последний звук (букву) в словах ( дым море кран клумба художник), определить последовательность и количество звуков (букв).

Стимульный материал: предметные картинки простой и сложной слоговой структуры.

Оценка:

3 балла – правильное выполнение всех заданий.

2 балла – допускает 2-3 ошибки, но исправляет их самостоятельно.

1 балл – задания выполняет только на словах лёгкой слоговой структуры.

0 баллов – все задания выполняются с ошибками, самостоятельно исправить их не может, только с помощью педагога.

Исследование языкового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить уровень практического осознания элементов языка.

Процедура исследования: ребёнку предлагается ответить на вопросы.

Стимульный материал: ребёнок отвечает на вопросы:

1. Скажи одно слово.

2. - Скажи один звук. - Сколько звуков в слове «дом»?

- Назови по порядку звуки в этом слове.

3. - Скажи одно предложение.

- Сколько слов в предложении «Дети любят играть».

- Назови слова по порядку.

Оценка:

3 балла – ответил правильно на все вопросы.

2 балла – ответил правильно на 3-4 вопроса.

1 балл – ответил правильно меньше чем на 3 вопроса.

0 баллов – не ответил.

Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи.

Итоговой оценкой может быть один из пяти уровней:

• Высокий – 18 баллов

• Выше среднего – 16-14 баллов

• Средний –13-10 баллов

• Ниже среднего – 9-6 баллов

• Низкий - 0-5 баллов