Предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота" для учащихся по классу хореографии

Токмакова Елена Алексеевна

Уважаемые ученики! 

Вы начинаете знакомиться с удивительным миром музыкального искусства. Учебный предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота"  научит    осознанному  восприятию музыкальных произведений. Знакомясь с шедеврами музыкального искусства, вы сможете узнать много интересного, расширить ваш кругозор, развить творческие способности.

Выполняя домашнее задание, прочитайте материал урока в "Рабочей тетради", прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке.

Правила  слушания музыки:

1. Не вертеться, не разговаривать во время слушания музыки

2. Сосредоточиться и слушать внимательно

3. Получать удовольствие от слушания музыки

4. Запомнить название произведения и фамилию композитора

 

"Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся ...   Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать",- говорил великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

С уважением Токмакова Е. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

14 октября

3 класс    Урок № 6      Осенние праздники на Руси

(октябрь,  ноябрь)

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради.

По данным ссылкам посмотрите видео.

Выполните домашнее задание.

Видео «Праздник Покрова» - смотреть здесь

Видео «Праздник Кузьминки» - смотреть здесь



Предварительный просмотр:

21 октября

1 класс  Урок №7                    Ритм в музыке

Греческое слово «ритм» означает мерное течение.  Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму  - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца.

Музыкальный ритм  - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.

Ритм  организует музыкальные звуки. Благодаря ритму, мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры,  которые повторяются в течение всего произведения.

Ритм бывает:

Четкий,  чеканный, волевой, танцевальный,  изменчивый,  отрывистый,   колкий.

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради». Выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

21 октября   3 класс

Урок №7   Зимние календарно – обрядовые праздники на Руси

Уважаемые ученики! Прочитайте внимательно материал в Рабочей тетради.

Выполните  домашнее задание.

Посмотрите фильм по ссылке – «Рождество. Крещение» - здесь

Прослушайте песни – «Пришла коляда накануне Рождества» - здесь

                                 Рождественская «Взошла звезда ясная» - здесь

                                        «Уж я золото хороню» - здесь



Предварительный просмотр:

11 ноября   Урок №8

Темп в музыке

Замечали ли вы, что одна и та же музыка может звучать с разной скоростью – быстро или медленно? И в зависимости от этого под нее хочется либо бегать и прыгать, либо плавно танцевать, либо вообще... спать. Одну и ту же мелодию можно сыграть так быстро, что заплетаются пальчики, а можно – медленно.

Скорость звучания музыки называется словом «ТЕМП». От темпа часто зависит характер музыки, ее настроение – веселое, бодрое или спокойное.

Когда композитор сочиняет музыку, он сразу знает, в каком темпе она должна звучать – быстро, умеренно, или медленно. Но как сказать об этом исполнителям  так, чтобы поняли и англичане, и русские, и китайцы? Ведь если веселый танец играть очень медленно, он рискует превратиться в очень печальный марш.

Чтобы одну и ту же музыку могли исполнить в одинаковом темпе на всем земном шаре, музыканты договорились между собой. И стали записывать название темпа на итальянском языке. Такие слова в музыке похожи на правила дорожного движения – они указывают, где можно «ехать» быстро, а где – медленно. В нотах ты можешь встретить такие обозначения:

Название темпа

Произношение

Перевод

Largo

Ларго

Медленно

Lento

Ленто

Медленно

Adagio

Адажио

Медленно, спокойно

Andante

Анданте

Темп  спокойного шага

Moderato

Модерато

Умеренно

Allegretto

Аллегретто

Довольно живо

Allegro

Аллегро

Быстро

     Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам и выполните домашнее задание в «Рабочей тетради»:

  • В. Галынин «Медведь» - здесь
  • П. И. Чайковский «Баба Яга» - здесь
  • К. Сен-Санс  «Аквариум» - здесь


Предварительный просмотр:

11 ноября    3 класс

Урок №8                Зимние календарно-обрядовые  праздники на Руси

Масленица

Уважаемые ученики!

  • Прочитайте материал урока в Рабочей тетради,
  • Выполните домашнее задание.
  • Посмотрите по данным ссылкам видео о празднике - здесь

          «Как на Руси праздновали Масленицу» - здесь



Предварительный просмотр:

18 ноября

3 класс Урок №9                      Пасха на Руси

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради, посмотрите видео по данным ссылкам, выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

25 ноября  

Урок № 9    Динамика в музыке

Динамика – сила звука. Динамика обозначается  над или под нотным станом итальянскими словами и их сокращениями.

f -   форте  - громко

p – пиано - тихо

Эти основные признаки динамики указывают на силу исполняемой музыки. 

Динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки.  

В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.

Послушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:

А. К. Лядов  «Восемь русских народных песен для оркестра» «Колыбельная» - слушать здесь

С. В. Рахманинов «Итальянская полька»- слушать здесь

Выполните домашнее задание в «Рабочей тетради»



Предварительный просмотр:

25 ноября  3 класс

Урок №10      Весенние календарно-обрядовые праздники на Руси

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради, посмотрите видео по данным ссылкам, выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

2 декабря  1 класс

Урок №10                 Средства музыкальной выразительности

Штрихи

            Приёмы придания музыкальному звуку определённого характера и окраски, а также соединения звуков между собой, получили в музыке название штрихов.

Штрихи - это выразительный элемент инструментальной техники, способ исполнения (и зависящий от него характер звучания)

         Музыкальные штрихи -  способ  извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.

Основные  штрихи:      Staccato (стаккато) - отрывисто

                                      Legato (легато) - связно.

                                      Non legato (нон легато) – не связно

   Легато (итал. legato «связанный») – это связное, плавное исполнение музыки.    В музыке legato обозначается так

Описание: https://www.daviddarling.info/images_music/legato.jpg

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков.  В музыке  staccato обозначается так:

Описание: https://wiki.ccarh.org/images/thumb/6/6d/Staccato-finale.png/320px-Staccato-finale.png

Нон легато (итал. non legato) – игра не связная, ноты играются каждая отдельно.   В музыке non legato не обозначается

Описание: https://www.musiklehre.at/Bilder/B0102a.gif

Без штрихов не обходится ни одно, даже самое маленькое произведение. А исполнение музыки без штрихов бездушно и не выразительно.    

Уважаемые ученики! Повторите материал     3 -10 уроков, подготовьтесь  к контрольному уроку.



Предварительный просмотр:

2 декабря   3 класс ФГТ

Урок №11      Летние  календарно-обрядовые праздники на Руси

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради. Выполните домашнее задание.

Посмотрите видео:



Предварительный просмотр:

16 декабря

Урок №12    Жанры в музыке

В любом искусстве существует такое слово жанр.  В переводе с французского языка оно означает тип, род. Словом «жанр» мы называем вид произведения, которое имеет свои отличительные черты, свое содержание.

Попробуем обратиться к живописи. Картина, на которой изображен человек, называется портрет.

Если на картине изображена природа – это пейзаж.

Изображение фруктов, дичи – натюрморт.

Пейзаж, портрет, натюрморт – это жанры живописи.

В литературе есть рассказы, сказки, стихи – это жанры литературы.

Свои жанры есть и в музыке.

В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане, и держат её три кита.

О том, как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали её учёные-музыканты. Музыка тоже держится на трёх китах, и плавают они в океане музыки.

Кто же эти три кита? Это  песня, танец, марш. Это три основные музыкальных жанра. Они очень прочно вошли в нашу жизнь.

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте произведения по данным ссылкам, заполните таблицу.

 

 



Предварительный просмотр:

16 декабря

3 класс                          Урок №13

Ритм, длительности и ритмический рисунок

Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте материал урока в Рабочей тетради.  

Выполните домашнее задание.

По данной ссылке выполните ритмические  упражнения - здесь



Предварительный просмотр:

23 декабря      

                  Урок №13     Жанры в музыке     Песня

Самый распространенный жанр музыки — песня. Это такое музыкальное произведение, которое человек может спеть голосом.

 В песне происходит взаимное обогащение музыки и слов. Песня - самый древний музыкальный жанр. Не случайно в народе говорят, что песня родилась вместе с человеком. Это самый распространенный в наши дни музыкальный жанр.

Песня –   объединяет мелодию и слова.

Главное выразительное средство песни - яркая запоминающаяся мелодия.

Разновидностей песен много.

Вот некоторые из них: детские, исторические, народные, военные, трудовые, колыбельные и т.д.

По типу исполнения песни тоже бывают разные:

С сопровождением – с аккомпанементом - слушать здесь

Без сопровождения – а капелла – слушать здесь

В исполнении инструмента – инструментальная песня – слушать здесь

 

Выполните домашнее задание, прослушайте пьесы:



Предварительный просмотр:

23 декабря 3 класс

Урок №14                             Паузы в музыке

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради. Запомните название пауз.

Разгадайте ребусы.

Поиграйте в игру - здесь