Предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота" для учащихся по классу хореографии
Уважаемые ученики!
Вы начинаете знакомиться с удивительным миром музыкального искусства. Учебный предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота" научит осознанному восприятию музыкальных произведений. Знакомясь с шедеврами музыкального искусства, вы сможете узнать много интересного, расширить ваш кругозор, развить творческие способности.
Выполняя домашнее задание, прочитайте материал урока в "Рабочей тетради", прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке.
Правила слушания музыки:
1. Не вертеться, не разговаривать во время слушания музыки
2. Сосредоточиться и слушать внимательно
3. Получать удовольствие от слушания музыки
4. Запомнить название произведения и фамилию композитора
"Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся ... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать",- говорил великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
С уважением Токмакова Е. А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
14 октября
3 класс Урок № 6 Осенние праздники на Руси
(октябрь, ноябрь)
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради.
По данным ссылкам посмотрите видео.
Выполните домашнее задание.
Видео «Праздник Покрова» - смотреть здесь
Видео «Праздник Кузьминки» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
21 октября
1 класс Урок №7 Ритм в музыке
Греческое слово «ритм» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца.
Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.
Ритм организует музыкальные звуки. Благодаря ритму, мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.
Ритм бывает:
Четкий, чеканный, волевой, танцевальный, изменчивый, отрывистый, колкий.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради». Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
21 октября 3 класс
Урок №7 Зимние календарно – обрядовые праздники на Руси
Уважаемые ученики! Прочитайте внимательно материал в Рабочей тетради.
Выполните домашнее задание.
Посмотрите фильм по ссылке – «Рождество. Крещение» - здесь
Прослушайте песни – «Пришла коляда накануне Рождества» - здесь
Рождественская «Взошла звезда ясная» - здесь
«Уж я золото хороню» - здесь
Предварительный просмотр:
11 ноября Урок №8
Темп в музыке
Замечали ли вы, что одна и та же музыка может звучать с разной скоростью – быстро или медленно? И в зависимости от этого под нее хочется либо бегать и прыгать, либо плавно танцевать, либо вообще... спать. Одну и ту же мелодию можно сыграть так быстро, что заплетаются пальчики, а можно – медленно.
Скорость звучания музыки называется словом «ТЕМП». От темпа часто зависит характер музыки, ее настроение – веселое, бодрое или спокойное.
Когда композитор сочиняет музыку, он сразу знает, в каком темпе она должна звучать – быстро, умеренно, или медленно. Но как сказать об этом исполнителям так, чтобы поняли и англичане, и русские, и китайцы? Ведь если веселый танец играть очень медленно, он рискует превратиться в очень печальный марш.
Чтобы одну и ту же музыку могли исполнить в одинаковом темпе на всем земном шаре, музыканты договорились между собой. И стали записывать название темпа на итальянском языке. Такие слова в музыке похожи на правила дорожного движения – они указывают, где можно «ехать» быстро, а где – медленно. В нотах ты можешь встретить такие обозначения:
Название темпа | Произношение | Перевод |
Largo | Ларго | Медленно |
Lento | Ленто | Медленно |
Adagio | Адажио | Медленно, спокойно |
Andante | Анданте | Темп спокойного шага |
Moderato | Модерато | Умеренно |
Allegretto | Аллегретто | Довольно живо |
Allegro | Аллегро | Быстро |
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.
Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам и выполните домашнее задание в «Рабочей тетради»:
Предварительный просмотр:
18 ноября
3 класс Урок №9 Пасха на Руси
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради, посмотрите видео по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
- Светлый праздник Пасха – смотреть здесь
- Волочебная песня «Пойдем, братцы по улице…» - смотреть здесь
- Волочебная песня «По улице по широкой» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
25 ноября
Урок № 9 Динамика в музыке
Динамика – сила звука. Динамика обозначается над или под нотным станом итальянскими словами и их сокращениями.
f - форте - громко
p – пиано - тихо
Эти основные признаки динамики указывают на силу исполняемой музыки.
Динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука.
Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки.
В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.
Послушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:
А. К. Лядов «Восемь русских народных песен для оркестра» «Колыбельная» - слушать здесь
С. В. Рахманинов «Итальянская полька»- слушать здесь
Выполните домашнее задание в «Рабочей тетради»
Предварительный просмотр:
25 ноября 3 класс
Урок №10 Весенние календарно-обрядовые праздники на Руси
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради, посмотрите видео по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
- Традиции русского праздника Сороки – смотреть здесь
- Обряд – Встреча весны – смотреть здесь
- Обряд - Закликание весны – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
2 декабря 1 класс
Урок №10 Средства музыкальной выразительности
Штрихи
Приёмы придания музыкальному звуку определённого характера и окраски, а также соединения звуков между собой, получили в музыке название штрихов.
Штрихи - это выразительный элемент инструментальной техники, способ исполнения (и зависящий от него характер звучания)
Музыкальные штрихи - способ извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.
Основные штрихи: Staccato (стаккато) - отрывисто
Legato (легато) - связно.
Non legato (нон легато) – не связно
Легато (итал. legato «связанный») – это связное, плавное исполнение музыки. В музыке legato обозначается так
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. В музыке staccato обозначается так:
Нон легато (итал. non legato) – игра не связная, ноты играются каждая отдельно. В музыке non legato не обозначается
Без штрихов не обходится ни одно, даже самое маленькое произведение. А исполнение музыки без штрихов бездушно и не выразительно.
Уважаемые ученики! Повторите материал 3 -10 уроков, подготовьтесь к контрольному уроку.
Предварительный просмотр:
2 декабря 3 класс ФГТ
Урок №11 Летние календарно-обрядовые праздники на Руси
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради. Выполните домашнее задание.
Посмотрите видео:
- Праздник «Семик» - смотреть здесь
- О празднике «Троица» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
16 декабря
Урок №12 Жанры в музыке
В любом искусстве существует такое слово жанр. В переводе с французского языка оно означает тип, род. Словом «жанр» мы называем вид произведения, которое имеет свои отличительные черты, свое содержание.
Попробуем обратиться к живописи. Картина, на которой изображен человек, называется портрет.
Если на картине изображена природа – это пейзаж.
Изображение фруктов, дичи – натюрморт.
Пейзаж, портрет, натюрморт – это жанры живописи.
В литературе есть рассказы, сказки, стихи – это жанры литературы.
Свои жанры есть и в музыке.
В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане, и держат её три кита.
О том, как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали её учёные-музыканты. Музыка тоже держится на трёх китах, и плавают они в океане музыки.
Кто же эти три кита? Это песня, танец, марш. Это три основные музыкальных жанра. Они очень прочно вошли в нашу жизнь.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте произведения по данным ссылкам, заполните таблицу.
- Э. Григ «Шествие гномов» - слушать здесь
- П. И. Чайковский «Старинная французская песенка» - слушать здесь
- П. И. Чайковский «Камаринская» - слушать здесь
Предварительный просмотр:
16 декабря
3 класс Урок №13
Ритм, длительности и ритмический рисунок
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте материал урока в Рабочей тетради.
Выполните домашнее задание.
По данной ссылке выполните ритмические упражнения - здесь
Предварительный просмотр:
23 декабря
Урок №13 Жанры в музыке Песня
Самый распространенный жанр музыки — песня. Это такое музыкальное произведение, которое человек может спеть голосом.
В песне происходит взаимное обогащение музыки и слов. Песня - самый древний музыкальный жанр. Не случайно в народе говорят, что песня родилась вместе с человеком. Это самый распространенный в наши дни музыкальный жанр.
Песня – объединяет мелодию и слова.
Главное выразительное средство песни - яркая запоминающаяся мелодия.
Разновидностей песен много.
Вот некоторые из них: детские, исторические, народные, военные, трудовые, колыбельные и т.д.
По типу исполнения песни тоже бывают разные:
С сопровождением – с аккомпанементом - слушать здесь
Без сопровождения – а капелла – слушать здесь
В исполнении инструмента – инструментальная песня – слушать здесь
Выполните домашнее задание, прослушайте пьесы:
- П. И. Чайковский «Шарманщик поет» - слушать здесь
- Русская нар. песня «Во саду ли, в огороде» - слушать здесь
Предварительный просмотр:
23 декабря 3 класс
Урок №14 Паузы в музыке
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради. Запомните название пауз.
Разгадайте ребусы.
Поиграйте в игру - здесь