Предмет "Музыкальная литература"

Токмакова Елена Алексеевна

Дорогие ученики! Прочитайте внимательно материал к урокам музыкальной литературы.  Фрагменты тем музыкальных произведений, проиграйте на  инструменте. Найдите и послушайте произведения в Интернете.  Помните! Предмет «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память.

По своему  содержанию этот курс напоминает курс литературы, который изучают в обычной общеобразовательной школе; только вместо писателей - композиторы, вместо стихотворений и прозы - лучшие музыкальные произведения классики и современности. Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16 декабря 5 класс ФГТ Урок №13 Й. Гайдн Симфония №103 часть 115.08 КБ
Файл 17 декабря 4 класс ФГТ Урок №14 Народные песни в обработке русских композиторов15.59 КБ
Microsoft Office document icon 18 декабря 3 класс ОРП Урок №13 В. Моцарт Симфония №40 часть 1157 КБ
Microsoft Office document icon 18 декабря 8 класс ФГТ Урок №14-15 С. Прокофьев Кантата "Александр Невский"29 КБ
Microsoft Office document icon 20 декабря 4 класс ОРП А. П. Бородин Опера "Князь Игорь"1.41 МБ
Файл 23 декабря 5 класс ФГТ Урок №14 Й. Гайдн Симфония №103 (2,3,4 части)15.12 КБ
Файл 13 января 2 класс ФГТ (5) Урок №10 Классицизм15 КБ
Файл 13 января 5 класс ФГТ Урок №15 Й. Гайдн Клавирное творчество Соната Ре мажор15.44 КБ
Файл 14 января 4 класс ФГТ Урок №16 Программно-изобразительная музыка16.7 КБ
Microsoft Office document icon 14 января 7 класс ФГТ Урок №15 М. П. Мусоргский Романсы и песни39.5 КБ
Microsoft Office document icon 15 января 6 класс ФГТ Урок №15 Древнерусская музыка22 КБ
Microsoft Office document icon 15 января 8 класс ФГТ Урок №16 С. Прокофьев Балет "Ромео и Джульетта"29 КБ
Файл 17 января 4 класс ОРП А. П. Бородин Симфония №21.1 МБ
Microsoft Office document icon 20 января 2 класс ФГТ (5) Урок №11 Венская классическая школа27.5 КБ
Microsoft Office document icon 20 января 5 класс ФГТ Урок №17 Й. Гайдн Оратория "Времена года"30 КБ
Файл 21 января 4 класс ФГТ Урок №17 Программно-изобразительная музыка15.76 КБ
Microsoft Office document icon 22 января 6 класс ФГТ Урок №18 Культура и искусство Московской Руси 17 в.28.5 КБ
Microsoft Office document icon 22 января 8 класс ФГТ Урок №17 Д. Шостакович Биография42 КБ
Microsoft Office document icon 24 января 4 класс ОРП Урок №12 Бородин А. П. Романсы и песни39.5 КБ
Файл 27 января 2 класс ФГТ (5) Урок №12 Й. Гайдн Жизненный и творческий путь14.86 КБ
Microsoft Office document icon 28 января 4 класс ФГТ Урок №18 История появления музыкальных инструментов26.5 КБ
Microsoft Office document icon 29 января 3 класс ОРП В. Моцарт Соната Ля мажор379.5 КБ
Microsoft Office document icon 29 января 6 класс ФГТ Урок №19 Культура и искусство 18 века26.5 КБ
Microsoft Office document icon 29 января 8 класс ФГТ Урок №18 Д. Шостакович Симфония 7 часть 126.5 КБ
Файл 3 февраля 5 класс Урок №18 В. А. Моцарт Жизненный путь14.94 КБ
Файл 5 февраля 3 класс ОРП В. А. Моцарт Опера "Свадьба Фигаро"1.37 МБ
Microsoft Office document icon 5 февраля 6 класс ФГТ Урок №20 Творцы русской комической оперы 18 века29.5 КБ
Файл 7 февраля 4 класс ОРП М. П. Мусоргский27.67 КБ

Предварительный просмотр:

16 декабря

5 класс ФГТ Урок №13  Симфоническое творчество Й. Гайдна

Симфония №103 Ми-бемоль мажор «С тремоло литавр»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.61 – 66. Выполните задания в «Занимательных страничках», послушайте  темы  симфонии по ссылкам.

1 часть  - видео  -    смотреть здесь    с нотным текстом  (все разделы

сонатного аллегро  отмечены)  

 



Предварительный просмотр:

17 декабря

4 класс ФГТ    Урок №14  

«Народная песня в обработке русских композиторов»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.119-122. Прослушайте по данным ссылкам музыкальные произведения, выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

18 декабря

3 класс ОРП                    В. А. Моцарт

Симфония № 40 соль минор

«Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми» - эти слова величайшего композитора В. А. Моцарта раскрывают его творческое кредо.

Моцартовские симфонии настоящие инструментальные драмы. От них - прямой путь к симфониям Бетховена и откровениям композиторов-романтиков. Л. Бернстайн, выдающийся американский композитор и дирижёр ХХ века, писал: «Музыка Моцарта переступила пределы своего времени. Она обращена назад - к Баху и вперёд - к Бетховену, Шопену, Шуберту... Верди и даже к Вагнеру. Моцарт - это сама музыка; что бы вы ни пожелали найти в музыке, вы найдёте у Моцарта... Моцарт... дух милосердия, всеобщей любви, даже страдания - дух, который не знает возраста, который принадлежит вечности».

В 1788 г. Моцарт сочиняет три симфонии (№ 39, 40, 41 «Юпитер»). Через три года жизнь его трагически оборвётся. Этим грандиозным симфоническим циклом композитор словно венчает своё творчество. В этих симфониях композитор раскрывает «неизмеримые богатства человеческой души», готовит путь героике Бетховена. Увлечённость и страстность, с которой Моцарт предавался сочинению, выражена в письме к отцу: «Я всецело поглощён музыкой, я занимаюсь ею весь день, всё время размышляю о ней, постоянно разучиваю, обдумываю её…»

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила своё время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной.

Симфонию № 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи. Читаем о картине Леонардо да Винчи (эти характеристики приводит в своей книге о Моцарте исследователь его творчества Г. Чичерин), а каждое слово как будто о музыке Моцарта!

«Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете». «Матовое лицо выступает из дымки. < ... > Взгляд коричневых глаз производит двойственное впечатление. Он и целомудрен, и обольстителен, в нём светятся истома и ирония, лукавство и очарованье. На губах играет непостижимая улыбка».

В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» Леонардо да Винчи, загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души... Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом целом...

Музыка симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью высказывания автора. У многих людей создаётся при её прослушивании впечатление, что для понимания этой музыки не надо прикладывать никакого усилия, что всё в ней предельно ясно и просто. Но если прослушать симфонию много раз, вы поймёте, как много в ней скрыто такого, что не поддаётся мгновенному осмыслению. В ней всё сосредоточено на человеке, его личности. Его душа предстаёт перед нами ищущей гармонию, разумность, ясность. Эта симфония едва ли не самое трагичное произведение XVIII века. Автор размышляет в ней о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов.

Но самое главное, что делает эту музыку столь популярной, это простота выражения трагического её содержания. Здесь нет «сгущения красок». Как будто сам Моцарт, глядя сверху на эту скорбь, видит красоту самой жизни, человеческих чувств в их разнообразии и напряжённости и изливает эти впечатления в музыке.

В симфонии четыре части.

I. Allegro molto

Первая часть написана в сонатной форме сонатного allegro.

Главная партия звучит с первых же тактов произведения. Это несколько грустная, трепетно-нежная музыка. Эта тема очень похожа на речь взволнованного жалующегося человека. Послушайте её внимательно, и вы услышите, что герой симфонии, как бы захлёбываясь и вздыхая, жалуется нам на что-то. Эту взволнованность, трепетность и беспокойство придают музыке нисходящая секунда, повторение одного звука, учащённый ритм. Мелодию исполняют скрипки, и это придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту.

Слушать: ГП - здесь

Всё, что дальше будет происходить в первой части симфонии, связано с развитием главной партии. Противостоит ей только побочная партия, но она лишь ненадолго уводит из мира главной.

Тем более светло и безоблачно звучит побочная партия. Она изложена в параллельной к соль минору тональности - си-бемоль мажоре. Лукавая, несколько танцевального склада, эта тема звучит мягко и изящно.

Слушать: ПП – здесь

Кажется, что герой достиг своей цели и погрузился в мир отрешения от острых коллизий, мир душевного покоя. Но это лишь миг. Покой рассеивается, и вновь главенствует образ главной партии.

В разработке развивается исключительно только основная тема. Напряжение всё более усиливается, нарастает драматизм. Тема предстаёт то мрачной, то исступлённо-горестной, то проникнутой безысходной скорбью. Постепенно она приобретает энергичный характер. Вместо задушевной вокальной «жалобы» появляется грозное и решительное звучание главной партии. Кажется, что весь оркестр приходит в движение.

После напряжённых изменений главной партии в разработке её полное проведение в репризе похоже на попытку героя вновь обрести душевные силы. Но восстановить утраченную целостность чувств не удаётся. Безутешны страдания. И даже побочная партия в репризе меняет свой характер. Она теряет свою светлую окраску, а вместе с ней задорный, лукавый оттенок. Минор окрашивает её в грустные, печальные тона. Так исчезает единственный солнечный «островок».

Всем своим образным строем реприза уже предвещает, чем закончится развитие всего симфонического цикла. Тщетны порывы к гармонии.

Можно трактовать 1-ю часть симфонии по-разному: с одной стороны, она по своему интонационному и образному строю выделяется среди других частей сонатно-симфонического цикла, составляет его «точку отсчёта» (явное присутствие двух начал: мужского - главная партия и женского - побочная; их сопоставление и взаимодополнение); с другой стороны, сравнение лирико-драматических образов 1-й части с образами финала даёт возможность подчеркнуть драматичность, стремительность движения, порывистость, мятежность последней части. Если 1-я часть сродни внутреннему монологу героя симфонии, то финал ближе к объективному повествованию, открытому для других. Именно исключительность музыки 1-й части Симфонии № 40 сделала её любимой и узнаваемой несколькими поколениями слушателей, дала повод современным музыкантам обращаться к её разнообразным интерпретациям.

Смотреть видео – 1 часть симфонии №40 - здесь



Предварительный просмотр:

18 декабря

8 класс ФГТ    Урок 15-16

  Уважаемые ученики!   Прочитайте материал в учебнике стр113-120

Прокофьев С. С. Кантата «Александр Невский»

По данным ссылкам прослушайте музыку:

1 часть «Русь под игом монгольским»  - видео  -  здесь

2 часть «Песня об Александре Невском» - видео  - здесь

3 часть «Крестоносцы во Пскове» - видео  - здесь

4 часть «Вставайте, люди русские» - видео - здесь

5 часть «Ледовое побоище» - видео - здесь

6 часть «Мертвое поле» - видео  - здесь

7 часть «Въезд Александра  во Псков» - видео - здесь

 Выполните задания в «Занимательных страничках»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

23 декабря

5 класс ФГТ  Урок №14  Симфоническое творчество Й Гайдна

Симфония №103 Ми-бемоль мажор (с тремоло литавр)

 

 

Учебник стр.61-68.  Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

13 января

2 класс ФГТ  (5) Урок №10          Классицизм

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника  стр.46-49

По данным ссылкам посмотрите видео об эпохе классицизма

Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

13 января

5  класс ФГТ  Урок 15

Клавирное творчество Й. Гайдна

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в учебнике стр.70-73

По данным ссылкам прослушайте музыкальный материал

 

ВНИМАНИЕ!

 Повторите тему «Й. Гайдн», прослушайте произведения, о которых говорили на уроках, подготовьтесь к заключительному уроку по творчеству Гайдна.



Предварительный просмотр:

14 января

4 ФГТ Урок №16

 «Программно – изобразительная музыка»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.21-25

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.

  • С. В. Рахманинов  Симфоническая поэма «Утес» - видео - здесь

Выполните задания  в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

14 января

7 класс ФГТ Урок №15    

М. П. Мусоргский Романсы и песни

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.196-204. Выполните задания в «Занимательных страничках.

По данным ссылкам вы можете прослушать следующие романсы:

Свет мой Савишна, сокол ясненький,

Полюби меня неразумного,

Приголубь меня горемычного!

Ой ли, сокол мой, сокол ясненький,

Светик Савишна, свет Ивановна,

Не побрезгуй ты голью голою,

Бесталанною моей долею!

Уродился лишь на смех людям я,

Про забаву да на потеху им!

Кличут, Савишна, скорбным разумом,

Величают, слышь, Ваней Божиим,

Светик Савишна, свет Ивановна,

И дают пинков Ване Божьему,

Кормят-чествуют подзатыльником.

А под праздничек как разрядятся,

Уберутся вишь в ленты алые,

Дадут хлебушка Ване скорбному,

Не забыть чтобы Ваню Божьего.

Светик Савишна, ясный сокол мой,

Полюби ж меня непригожего,

Полюби меня одинокого!

Как люблю тебя мочи нет сказать!

Светик Савишна, верь мне, верь не верь,

Свет Ивановна.

Panis, piscis, crinis, finis, ignis, lapis, pulvis, cinis…

Ах ты горе, моё горе!

Orbis, amnis et canalis, orbis, amnis et canalis…

Вот так задал поп мне таску,

За загривок да по шее он благословил

И десницею святою памяти лишил.

Fascis, axis, funis, ensis, fustis, vectis, vermis, mensis…

У попа Семёна дочка знатная такая,

Шечки, что твой маков цвет, глазки с поволокой,

Грудь лебяжая да покатая под рубашечкой всколыхнулася.

Fascis, axis, funis, ensis, fustis, vectis, vermis, mensis…

Ах ты Стёша, моя Стёша, так тебя расцеловал бы,

Крепко-накрепко к сердцу прижал бы!

Postis, follis, cucumis, atque pollis…

Atque pollis… cucumis, cucumis…

А намеднись за молебном пресвятой и преподобной и преславной Митродоре

Я читал прокимен, глас шестый,

А на Стёшу левым глазом всё посматривал,

А на левый клирос всё заглядывал, да подмаргивал.

Чертов батька всё проведал,

Меня в книжицу пометил,

И благословил владыко по шеям меня трикраты,

И долбил изо всей мочи мне в башку латынь указкой:

Orbis, amnis et canalis, et canalis,

sanguis, unguis et annalis, et annalis…

Так от беса искушенье довелось принять мне в храме Божьем.

Amnis et annalis, sanguis, unguis et canalis, et canalis, et canalis, et canalis.

Расскажи мне, нянюшка,

расскажи мне, милая,

Про того, про буку страшного,

Как тот бука по лесам бродил,

Как тот бука в лес детей носил,

И как грыз он их белые косточки,

И как дети те, кричали, плакали.

Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,

бука съел,

Что обидели няню старую,

Папу с мамой не послушали;

Ведь за то он съел их, нянюшка?

Или вот что: расскажи, мне лучше

про царя с царицей,

Что за морем жили в терему богатом.

Ещё царь все на ногу хромал,

Как споткнётся, так гриб вырастет.

У царицы-то всё насморк был:

Как чихнёт - стёкла вдребезги!

Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!

Бог с ним, с букой!

Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!

  • Баллада «Забытый» сл. Голенищева-Кутузова – видео –   здесь

Он смерть нашел в краю чужом,

В краю чужом, в бою с врагом;

Но враг друзьями побежден, -

Друзья ликуют, только он

На поле битвы позабыт,

Один лежит.

И между тем как жадный вран

Пьет кровь его из свежих ран

И точит незакрытый глаз,

Грозивший смертью в смерти час,

И, насладившись, пьян и сыт,

Долой летит -

Далеко там, в краю родном,

Мать кормит сына под окном:

"А-гу, а-гу, не плачь, сынок,

Вернется тятя. Пирожок тогда

На радостях дружку я испеку..."

А тот - забыт, один лежит...

 



Предварительный просмотр:

15 января    6 класс ФГТ

Урок №17                       Искусство Древней Руси

Уважаемые ученики! Прочитайте материал ученика стр. 4-11

 

Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

15 января

8 класс   ФГТ     Урок №16

                С. С. Прокофьев   Балет «Ромео и Джульетта»

Учебник  стр.121-126

По данным ссылкам прослушать музыкальные фрагменты балета:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

20 января

2 класс ФГТ (5)    Урок №11          Венская классическая школа

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.46-49, выполните задания в «Занимательных страничках»

Прослушайте фрагменты произведений по данным ссылкам



Предварительный просмотр:

20 января

5 класс ФГТ

Урок №17                        Й. Гайдн Оратории

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.74-76

Прослушайте фрагменты ораторий по данным ссылкам:

  • Оратория «Времена года» «Весна» часть 1  - видео - здесь
  • Оратория «Времена года» «Лето» - часть 2 - видео  - здесь
  • Оратория «Времена года» «Осень» - часть 3 – видео - здесь
  • Оратория «Времена года» «Зима» - часть 4 – видео - здесь

Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

21 января

4 класс ФГТ  Урок №17

Программно – изобразительная музыка

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника – стр.21-25

Выполните задания в «Занимательных страничках»

По данным ссылкам вы можете прослушать произведения, о которых шла речь на уроке.

  • Мусоргский  М. П. Цикл «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках» - слушать здесь 

  • Мусоргский  М. П. Цикл «Картинки с выставки»  «Гном» -

слушать здесь

  • П. И. Чайковский  Цикл «Времена года»  Ноябрь «На тройке»  -  слушать здесь

  • С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» (фрагмент) –

слушать здесь

  • Л. Бетховен  Симфония «Пасторальная» II часть  «У ручья» -

слушать здесь



Предварительный просмотр:

22 января

6 ФГТ   Урок №18     Культура и искусство Московской Руси.

Культура XVII века

Уважаемые ученики! Прочитайте в учебнике материал стр.4-11

По данным ссылкам прослушайте:

  • Духовный стих – кант «Радуйся, радость твою воспеваю» -

смотреть здесь

  • Русская народная лирическая песня «Не одна ли в поле дороженька» -

смотреть здесь

Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

22  января

8 класс ФГТ   Урок №17

Д. Д. Шостакович. Творческий облик композитора

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр. 130-138

По данным ссылкам посмотрите видео фильмы о композиторе –

  • «Противоречия и парадоксы жизни и творчества» - здесь
  • «Дмитрий Шостакович. Краткая биография» - здесь

Дата

Событие

Творчество

1906

Родился 25 сентября в Петербурге  в интеллигентной семье. Мать будущего композитора имела музыкальное образование

Начал заниматься музыкой поздно. Успехи были ошеломляющие не только по фортепиано, но и в композиции.

1918-1919

Поступает в Петербургскую консерваторию

Появляются первые сочинения

1923

Шостакович заканчивает консерваторию по классу фортепиано. Педагогом по фортепиано был Л. Николаев, а по композиции – М. А. Штейнберг

1925

Закончил консерваторию по классу композиции

В качестве дипломной работы представляет Первую симфонию, которая принесла ему широкую известность

1927

Шостакович послан на Международный конкурс имени Шопена в Варшаву, где получил почетный диплом

Пишет Вторую и Третью симфонии, балеты «Золотой век», «Болт»,  оперу «Нос», фортепианные сочинения, а также музыку к кинофильмам «Одна», «Золотые горы», Трилогия о Максиме»

1932-1934

В ленинградском Малом оперном театре поставлена опера «Катерина Измайлова» на сюжет Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Пишет балет «Светлый ручей», начинает работу над Четвертой симфонией. Появляются Пятая и Шестая симфонии, фортепианный квинтет.

1937

Шостакович приглашен в Ленинградскую консерваторию профессором по классам композиции и оркестровки

1941

В августе в Ленинграде Шостакович сформировал большой симфонический оркестр. композитор эвакуируется с семьей в Куйбышев (Самара)

Пишет Седьмую симфонию («Ленинградскую»). В августе Седьмая симфония звучит в Ленинграде.

1942

Седьмая симфония звучит в США; партитура была доставлена боевым самолетом в Нью-Йорк.

1943

Композитор переезжает в Москву

Написано несколько произведений: Восьмая симфония, посвященная Е. Мравинскому, Второе фортепианное трио памяти Соллертинского.

1948

Появилось знаменитое постановление «Об опере «Великая дружба» Мурадели, направленное против Шостаковича. Его увольняют из консерватории.

Пишет много произведений; музыку к кинофильмам, ораторию «Песнь о лесах», кантату «над Родиной нашей солнце сияет», Первый концерт для скрипки с оркестром, Десятую симфонию, много квартетов, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги».

1953

Хрущевская «оттепель»

Композитор обращается к симфоническому творчеству: пишет Одиннадцатую, двенадцатую, Тринадцатую, Четырнадцатую, Пятнадцатую симфонии, симфоническую поэму «Казнь Степана Разина».

1961-1970

Здоровье Шостаковича заметно ухудшается. Он переносит два инфаркта, начинается болезнь центральной нервной системы. Шостакович подолгу лежит в больнице.

1975

В мае Шостакович приезжает в Дом творчества композиторов в Репино под Ленинградом.

С трудом передвигается, но продолжает сочинять сонату для альта и фортепиано.

1975

9 августа Шостакович умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.



Предварительный просмотр:

24 января  4 ОРП

А. П. Бородин   Романсы

По данным ссылкам  прослушайте следующие произведения:

Вокальное творчество Бородина невелико по объему. Им написано всего

16 романсов. Их можно разделить на несколько групп.

1 группа:  романсы,  воплощающие  образы  народного эпоса и сказки («Песня темного леса», «Спящая княжна»).

2.  группа: – лирические высказывания и психологические зарисовки («Для

берегов Отчизны дальной»).

3 группа:  включает бытовые и юмористические  романсы.

В своем романсовом творчестве Бородин обращался к текстам таких поэтов, как Пушкин, Некрасов, Гейне, А. Толстой. Для нескольких романсов композитор сочинил собственные тексты. Это привело к особенной слитности музыкальных и поэтических Единство музыки и слова достигнуто Бородиным теми же средствами, что и в опере: он стремился к обобщенному воплощению поэтических образов. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не речитативу».

Наибольший интерес вызывают сказочные и поэтические романсы композитора. Они примыкают к главным произведениям Бородина – опере «Князь Игорь» и  Второй симфонии.

Романс  «Спящая княжна» написана на собственный текст. В этом романсе сопоставляются образы спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря – освободителя. Современники представляли в образе княжны образ России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробужденья».

Этим ранним романсом композитор фактически открыл новый жанр — эпической баллады. Сам он называл «Княжну» сказкой. Сюжет действительно сказочный. В лесу «мертвым», «глубоким» сном спит княжна. Мерный зачарованный аккомпанемент напоминает колыбельную, и покачивание ее волшебной колыбели — это повторяющийся рефрен.

Спокойное течение музыки нарушают два контрастных эпизода: мимо княжны проносится «ведьм и леших чудных рой», а затем проходит слух, что «богатырь придет могучий» и княжну освободит. Но идут годы, богатырь не приходит, и княжна по-прежнему спит. «И никто не знает, скоро ль час настанет пробужденья», — этими словами заканчивается романс.

Романс появился в конце 1860-х, в момент большого гражданского подъема, усиления антимонархических настроений, и маленькая прекрасная музыкальная сказка Бородина пришлась очень к месту (хотя вряд ли композитор мог иметь это в виду): спящая княжна ассоциировалась с образом России, которую никак не разбудит богатырь.

Если в эпических романсах проявились «великанская» сила и  «колоссальный» размах, то лирические романсы Бородина примыкают к лирическим страницам оперы «Князь Игорь». Но благодаря камерности самого жанра, композитор смог в них еще тоньше изобразить душевные переживания.

        Уже явно мотивы восстания звучат в «Песне темного леса». Ее суровое унисонное начало напоминает запевы таких песен, как «Эй, ухнем», которые в революционные годы станут воплощением духа времени.

В этой песне поется о «воле-волюшке», «силе-силушке», которая «на расправу шла города брала». Все это созвучно молодецким песням и очень-очень близко образам «Бориса Годунова», которого Мусоргский заканчивал как раз в то время, когда Бородин писал свою «Песню темного леса». В кружке за работой над оперой пристально следили, и ее влияние несомненно. У этой песни любопытная судьба. Цензор не пропустил ее, посчитав крамольной. Тогда Римский-Корсаков вложил песню Бородина между своими романсами, и таким образом песня была подписана к печати.

Среди них особое место занимает элегия «Для берегов Отчизны дальной». Она была написана в 1881 году. Музыка этого романса гениально сливается с текстом Пушкина. Ее отличают глубина и сила чувств в сочетании с удивительной сдержанностью, благородством. Настроение глубокой печали, мужественной скорби, острота и боль переживаний отличают это сочинение.

В своих романсах композитор продолжал традиции М.И. Глинки. И в то же время именно Бородин ввел в вокальную музыку новые образы – эпические образы героики. Этим придал своим произведениям большой размах.

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь» на слова А. Толстого. Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку отличает добродушный комизм. В этом романсе Бородин приблизился к социальной сатире-жанру, популярному в творчестве А.Даргомыжского и М.Мусоргского.   Персонаж романса «Спесь» - обобщённо-аллегорический. В романсе Бородина «Ходит Спесь, надуваючись, с боку на бок переваливаясь. Ростом-то Спесь аршин с четвертью, Шапка-то на нем во целу сажень».        



Предварительный просмотр:

27 января

2 класс ФГТ (5) Урок №12    

«Й. Гайдн.      Творческий облик композитора»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника: стр.52-60; выполните задания в «Занимательных страничках».

По данным ссылкам посмотрите видео о Й. Гайдне.



Предварительный просмотр:

28 января

4 класс ФГТ    Урок №18

Знакомство с музыкальными инструментами

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.26-28

Посмотрите видео «История возникновения музыкальных инструментов»  -  здесь 



Предварительный просмотр:

29 января      3 класс ОРП

В. А. Моцарт Клавирное творчество

Слушать – 1-2-3 части – видео  - здесь 

 



Предварительный просмотр:

29 января

6 ФГТ    Урок  №19     Искусство и культура России в XVIII  веке

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр. 12-20.

Выполните задания в «Занимательных страничках»

По данной ссылке послушайте кант «Радуйся Русско земле»  - смотреть здесь



Предварительный просмотр:

29 февраля

8 класс ФГТ   Урок №18  

Д. Д. Шостакович Симфония №7  

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр. 139 – 146.

Прослушайте 1 часть симфонии по данной ссылке – смотреть здесь

Выполните задания в Занимательных страничках



Предварительный просмотр:

3 февраля    5  класс ФГТ

Урок 18  В. А. Моцарт  Творческий облик композитора

Уважаемые ученики! Читайте в учебнике биографию В. А. Моцарта стр. 79-89.

По данной ссылке вы можете посмотреть фильмы:

Выполните задания в «Занимательных страничках»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

5 февраля

6 класс ФГТ    

Урок № 20                    Творцы русской комической оперы

По данным ссылкам вы можете посмотреть фрагменты опер:

  • Соколовский «Мельник – колдун, обманщик и сват» - видео - здесь
  • В. А. Пашкевич - Фрагмент оперы  (финал) «Несчастье от кареты» - видео - здесь

  • Е. И. Фомин  Песня Тимофея из оперы «Ямщики на подставе» - видео - здесь
  • Д. С. Бортнянский  - Финал оперы «Сын-соперник» -видео - здесь

Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

7 февраля

4 класс ОРП     Модест Петрович Мусоргский

1839-1881

Мусоргский – величайший художник – трагик. И этой главной чертой его мировоззрения он тесно связан со своей эпохой. Немало энергии потратил композитор, чтобы заставить современников поверить в возможность приблизить музыку к современности, в ее способность тревожить не только сердца, но и умы. «Изображение красоты – грубое ребячество», - писал он. Он не стремился смягчить или прикрасить жизненные контрасты, а передавал их во всей подлинной кричащей остроте. Таков был его художественный символ, выраженный в словах: «Жизнь, где бы не сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренная речь к людям…».

Но эта «речь» часто резала окружающим ухо, многих отталкивало стремление композитора «выставлять напоказ безобразное». Но не современникам, а времени уготована миссия - расставлять все по своим местам. Отсекая мелкое и ненужное, именно время выделяет главное. А главное в трагедии большого художника заключается в том, что великий новатор, звавший современников «вперед, к новым берегам», не был ими понят. Может быть потому, что раньше времени перелистал страницу истории музыки, опередив своим творчеством пути развития современного искусства.

Жизненный путь композитора

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта (21 марта по новому стилю) 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Среди живописной природы этого края, обширных полей, лугов, озер, лесных чащ протекало его детство. Мальчик хорошо знал жизнь крестьян, их обряды и песни. О своем детстве, проведенном здесь, в «родовом гнезде», он писал впоследствии так:  «Любил я в детстве мужичков послушать и песенками их искушаться изволил». А еще вспоминал: «Ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано».

А «самые элементарные правила игры на фортепиано» преподала будущему композитору его мать, начав заниматься с мальчиком, когда ему едва минуло шесть лет. Уже через год Модест мог играть небольшие фортепианные произведения Листа. В 9 лет состоялся его первый публичный концерт. На балу в родительском доме он при большом обществе исполнял концерт Д.Фильда.

Несомненное дарование сына радовало не только мать, но и отца. Хотя, разумеется, даже и мысли о том, что их «Модя» станет профессиональным музыкантом, родители допустить не могли. Все Мусоргские служили «по военной части», и в 1849 году  в 10-летнем возрасте Модеста и его брата Филарета отдали в Петропавловскую школу в Петербурге. А в 1852 году будущий композитор поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где в свое время учился М.Ю Лермонтов.  Учился Модест усердно, изучал историю, философию, литературу, физику, иностранные языки. Этим он даже беспокоил директора школы. «Какой же, мой дорогой, выйдет из тебя офицер», - отечески журил воспитанника директор.

Продолжались и музыкальные занятия Мусоргского. Он  брал уроки игры на фортепиано у известного пианиста А. А. Герке, прекрасно импровизировал, сочинял. К этому времени относится первое изданное произведение композитора  «Полька - подпрапорщик».

В 1856 году, после окончания школы, Мусоргский,  как один из лучших учеников, был произведен в прапорщики Преображенского гвардейского полка, известного еще с петровских времен.  Но пустая офицерская служба начинала его тяготить. Его влекла музыка. на вечерах музыкального кружка, появившегося в Преображенском полку, звучало много итальянской, немецкой, французской музыки, русская же была «не в моде». Мусоргский стремился лучше узнать именно русскую музыку. Здесь, в атмосфере, казалось бы, не слишком располагающей к какой бы то ни было «художественной активности», состоялась знаковая для молодого офицера встреча. В один из дней, неся вахту в Военном госпитале, Мусоргский познакомился с А. П. Бородиным, новоиспеченным доктором медицины, талантливым химиком и будущим гениальным композитором.

А уже вскоре он стал вхож в дом А. С. Даргомыжского, чья слава гремела тогда по всей России (его знаменитая опера «Русалка» была с успехом поставлена в Мариинском театре в 1856 году). Воздействие Даргомыжского на молодого офицера было огромным. Творческое кредо композитора, выраженное в словах: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды», - было близко и понятно Модесту Петровичу. Поэтому  Мусоргский стад часто бывать у Даргомыжского. Здесь он познакомился с Кюи и Балакиревым, а через них – со Стасовым. Это были люди, думающие о путях развития отечественной музыкальной культуры, а главное, своим творчеством пролагавшие этот путь.

Балакирев становился его наставником и учителем. По его заданию Мусоргский изучает музыку, пишет учебные пьесы, параллельно создает музыку к трагедии Софокла «Царь Эдит». Творчество настолько захватывает его, что он решает бросить службу в полку и выйти в отставку.

        Еще совсем недавно он, блестящий гвардеец, был желанным гостем в светских гостиных. Изящный, хорошо воспитанный, французским владевший лучше, чем русским, великолепный пианист, певец, танцор – кому как не ему, улыбалось счастье, кого, как не его звала бездумная карьера гвардейского офицера?

        Но вдруг, к огорчению всех, он отказался от своего «счастья» и подал в отставку. И вот он уже не офицер, а скромный служащий.  А через некоторое время и не помещик больше: после отмены крепостного права в 1861 году он уступил свою долю наследства старшему брату с условием, что бывшие его крепостные получат землю без выкупа.

        Это было как гром среди ясного неба. Родные и друзья отговаривали его. Балакирев, не  уверенный в  перспективах своего друга, считал нужным повременить с отставкой. Он говорил, что Лермонтов писал стихи, оставаясь гусарским офицером. А Мусоргский на это отвечал: «То был  Лермонтов, а то я; он, может быть, умел сладить и с тем, и с другим, а я – нет».

        Мусоргский вступил на тернистый путь начинающего композитора. его не пугала собственная бедность – он думал только об одном: надо служить своему народу.

        Так начинал жизнь великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

        В это время группой молодых живописцев была создана «коммуна». Они устраивали передвижные выставки, давшие название целому направлению в русской живописи – «передвижники».  Мусоргский также вступил в «коммуну», объединившую несколько молодых людей, живших под одной крышей, обменивавшихся знаниями, впечатлениями, «глядевших с презрением на ту жизнь сибаритства, пустоты,  ничегонеделанья, какую так долго вело до той поры большинство русского юношества».

        Это было время, когда окончательно сформировалась «Могучая кучка». В содружество вошли Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский.  Модест Петрович  больше, чем его друзья, метался в своем творчестве той поры: в опере – от  сюжета («Саламбо» по Флоберу)  до реалистически – бытового («Женитьба» по Гоголю), в романсах – от лирических высказываний («ночь», «Но если бы с тобой я встретиться могла») до жестокой правды жизни (песни «Калистрат», «Светик Савишна»). Он как будто намечал границы своего творчества.. эти годы для него были отмечены жаждой всепознания, поиском.

        Однажды на вечере Л.И.Шестаковой он познакомился с известным историком и филологом В.Никольским. разговор зашел о Пушкине, и Модест Петрович сказал, что предпочитает Лермонтова и Гоголя «поэту чистой красоты». Деликатный пушкиновед заметил:» Пора, наконец, увидеть, что Пушкин не только поэт, но и гражданин».  Он предложил трагедию «Борис Годунов» и высказал предположение, что она могла бы стать хорошим оперным либретто.

        Мусоргский перечитал трагедию и понял, что это «его сюжет». С 15 августа 1868 года по 15 августа 1869 года он был поглощен работой, когда рука едва поспевала за мыслью. Он истово работал над либретто, потому что хотел создать основу не для «омузыкаливания» пушкинского текста, а для собственной музыкальной драматургии, соответствующей масштабам трагедии.

        «Борис Годунов» был принят к постановке. Представив весной 1870 года оперу в дирекцию императорских театров, автор вскоре получил отказ. Причиной его была, конечно же,  антицарская направленность произведения. Но официальной причиной объявили отсутствие в опере выигрышного женского образа. Мусоргский тотчас же принялся за вторую редакцию оперы. И сам Мусоргский, и его друзья были очень довольны новым вариантом оперы. Закончив его, Мусоргский написал на заглавном листе партитуры: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я пытался разрешить ее в опере».

        Но и этот вариант, в который были введены польские сцены, образ Марины Мнишек, сцена под Кромами, был «забракован» дирекцией.  Только благодаря помощи друзей – артистов опера была исполнена (хотя и с сокращениями) в 1874 году на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф.Направника. премьера прошла хорошо, у Мусоргского нашлось немало поклонников. Но дальнейшая судьба «Бориса Годунова» была печальна, его сняли со сцены, как и «Ивана Сусанина», и «Руслана и Людмилу». «Ходили слухи, что опера не понравилась царской фамилии, что сюжет ее не приятен цензуре», - писал Римский-Корсаков.

        Работая над «Борисом Годуновым», Мусоргский задумал новую оперу на сюжет из времен стрелецких бунтов. Новые страницы истории русского народа увлекли композитора. он снова «братался» с народом, с увлечением работал над своей «Хованщиной». И мечтал о «Пугачевщине» - третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но эту оперу он не успел написать, помешала смерть. Не были закончены и «Хованщина», и веселая «Сорочинская ярмарка»

        Рассказывают, что…

        Один раз Мусоргский обратился к жанру вальса, да и то с пародийной целью, в музыкальной сатире «Раек». Вторая картина этого памфлета – пародия на критика Ф.М.Толстого, подвергавшего нападкам творчество композиторов «Могучей кучки» и без меры восхвалявшего все итальянское.

        Мусоргский заставил героя сатиры петь «Салонный вальс», в котором обыгрывалось имя итальянской певицы Аделины Патти: «О, Патти, Патти! О, па-па, Патти! Чудная Патти, дивная Патти! Па-па, па-па, ти-ти, ти-ти» и т.д.

        Создавая свой пародийный «Салонный вальс», Мусоргский исходил из реального факта: в одной из статей Толстой безудержно восхвалял А.Патти, а в своих концертах эта известная певица часто пела колоратурно-виртуозные пьесы.

         В последние годы духовной опрой композитора были Стасов и его семья, Л.И.Шестакова, певцы О.Петров и Д.Леонова, поэт Голенищев-Кутузов и художник Гартман. И все же в письмах второй половины 70-х годов ясно видны печальные нити его судьбы, ведущие к драматическому концу. Одиночество, вопреки дружеским контактам, необеспеченность на грани нищеты, прогрессирующая болезнь. В феврале 1881 года Мусоргского настиг первый удар, за которым последовали и другие.

 Ординатора Бертинсона». Здесь прошли последние дни Мусоргского, в течение которых  И.Репин  писал знаменитый портрет, отразивший глубокие душевные муки композитора.

        Он умер 42-х лет, не успев осуществить  многих своих планов, оставив нам россыпи гениальных набросков, идей, мыслей. К счастью, друзья, высоко ценившие его талант, забрали эти материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали. Особенно много в этом отношении сделали Римский-Корсаков и его ученики – Ипполитов-Иванов дописал оперу «Женитьба». Шебалин закончил и инструментовал оперу «Сорочинския ярмарка». С рукописями «Бориса Годунова» работал Д.Шостакович, и в его редакции музыка Мусоргского зазвучала по-новому, свежо и ярко.

        Прошло столетие, и «Могучая кучка» людей, любящих музыку Мусоргского, превратилась в многомиллионную армию. «Братание» с народом, о котором всю жизнь мечтал композитор, стало окончательным и полным.

По этим ссылкам вы можете посмотреть видео о жизни композитора: