Предмет "Слушание музыки"
Дорогие ученики! На этом мини-сайте вы сможете прослушать музыкальные произведения, с которыми познакомились на уроке "Слушание музыки".
Внимательное прослушивание музыкальных произведений позволит обогатить круг ваших художественных впечатлений, что скажется и на ваших отношениях к музыкальному звуку на уроках в классе специальности.
Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует вашему духовному совершенствованию и развитию интеллекта.
Я напомню вам правила:
1. Внимательно прочитайте материал урока в "Рабочей тетради"
2. Запомните фамилию композитора и название пьесы
3. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.
4. Сосредоточтесь и слушайте внимательно.
5. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
6. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием.
7. Запомните,: чем чаще слушаешь уже знакомые музыкальное произведение, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.
Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.
Приучайте своих детей слушать музыкальные произведения, и пусть они окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!
Скачать:
Предварительный просмотр:
21 октября
1 класс ФГТ Урок №6 Времена года в музыке
Концерты для скрипки с оркестром «Времена года» А.Вивальди
Уважаемые ученики!
- Прочитайте материал в «Рабочей тетради»,
- выполните домашнее задание,
- прослушайте фрагменты произведений А. Вивальди по данным ссылкам:
- Концерт «Весна» 1 часть – Видео - здесь
- Концерт «Лето» 1 часть – Видео - здесь
- Концерт «Осень» 1 часть – Видео - здесь
- Концерт «Зима» 1 часть – Видео - здесь
Предварительный просмотр:
8 ноября
1 класс ОРП Урок №8 «Музыкальные краски»
Композиторы отличаются от остальных людей тем, что с детства умели слушать окружающую жизнь. Вот как описывают детство композитора Сергея Васильевича Рахманинова: «Шаг за шагом непостижимый мир звуков раскрывал маленькому музыканту свои кладовые. «Иной раз заскрипит ворот у колодца, зальются перепела в овсах, проскачет за воротами становой с колокольцами, запоют девушки в роще или просто загудит басом в шиповнике мохнатый шмель - и на несколько минут нет Сережи! Тут уж звать его бесполезно».
Дело еще, конечно, в том, что уши людей тогда не были заняты наушниками плееров и мобильных телефонов, люди слушали жизнь природы, слышали друг друга и были гораздо музыкальнее.
А австрийский композитор Йозеф Гайдн (он жил больше 200 лет тому назад), когда был маленьким и только учился музыке, не только внимательно слушал жизнь вокруг себя, видел все ее разнообразие, но и очень хотел все это описать в музыке: «Ведь музыкой можно сказать обо всем! Надо только хорошенько прислушаться, как идет кругом жизнь!
Гудят колокола и рожки проезжающих дилижансов (это старинный экипаж). Урчат лягушки - их много в сырой траве кладбища. Крику булочника вторит деревянная колотушка сторожа. Кричат торговцы на базаре. Кричат, спорят о цене покупатели. Разные голоса сливаются: то выделяется отдельный голос, то опять тонет в общем шуме площади.
Каждый человек говорит своим голосом, идет своей походкой. Разве нельзя показать музыкой увальня Ганса? Песню шарманщика? Легкий вальс фокусника? Крикливый запев петрушечника?
Музыкой можно сказать обо всем: о печали, о неудаче, о ярком солнечном дне, о неуклюжем поклоне...
Если точно записать урчанье лягушек и пение птиц, - это не будет музыкой. Как найти звуки, которые бы пели, как краски на картине большого мастера?
«Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней-melos (песнь) и ode (пение).
Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль. Мелодия – ряд последовательно изложенных звуков, связанных в единое целое.
Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.
В мелодии есть свои законы развития, своя логика. Для того чтобы понять эту логику, надо разобраться в том, как мелодия складывается из отдельных звуков.
Виды движения мелодии:
- Повторность ( р.н.п. «Андрей-воробей»)
- Восходящая ( C.Прокофьев, тема Джульетта-девочка)
- Нисходящая (Ж.Бизе Хабанера)
- Волнообразная (Н.Римский – Корсаков, тема Шехеразады)
Мелодическая линия может быть плавной и скачкообразной. Почти все мелодии содержат плавное движение и скачки, лишь изредка встречаются абсолютно плавные или мелодии, состоящие исключительно из скачков.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.
Предварительный просмотр:
8 ноября
2 класс ОРП Урок №6 Темп в музыке
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения
Темп – это скорость движения музыки
Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые
Медленные темпы:
Largo (ларго)- широко
Lento (ленто) - медленно, протяжно
Adagio (адажио) – медленно
Grave (граве) – тяжеловесно, важно
Умеренные темпы:
Andante (анданте) - не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) – сдержанно
Moderato (модерато) - умеренно
Быстрые темпы:
Allegro (аллегро) - скоро
Vivo (виво) – живо
Vivace (виваче) - живо
Presto (престо) – очень скоро
Добавочные слова:
Molto (мольто) – очень
Assai (ассаи) – очень
Poco (поко) – немного
Non troppo (нон троппо) - не слишком
По данным ссылкам прослушайте произведения:
- П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик» Па-де-де (адажио)
- Л. Бетховен Соната №14 «Лунная» 1 часть - слушать здесь
- А. Хачатурян «Андантино» - смотреть здесь
- В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - смотреть здесь
- Мошковский Этюд - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
11 ноября
1 класс ФГТ Урок №7
П. И. Чайковский Фортепианный цикл «Времена года»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Выполните домашнее задание.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.
Предварительный просмотр:
11 ноября 3 класс ФГТ Урок № 8
«Язык музыки. Мелодия и ее разновидности».
Уважаемые ученики!
Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради»
По данным ссылкам прослушайте музыку и заполните таблицу в Рабочей тетради, а также посмотрите фрагменты нотной записи, которые указаны в скобках в разделе «домашнее задание».
- Каватина царя Берендея из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка» - здесь
- Сцена Садко с хором из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко» - здесь
- Ария Князя Игоря из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» - здесь
- Песня Варяжского гостя из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко» - здесь
- Ария хана Кончака из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» - здесь
- Песня Любаши из оперы Н.А.Римского - Корсакова «Царская невеста» - здесь
- Песня Вани из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» - здесь
Предварительный просмотр:
13 ноября
2 класс ФГТ Урок №8 Егорьев день. Семик и Троица
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Прослушайте произведения по данным ссылкам.
- «Около сырого дуба» - слушать здесь
- «Мы пойдем, девки» - слушать здесь
- «Ты не радуйся, клен зелен» - слушать здесь
Посмотрите фильмы о праздниках
Троица – смотреть здесь
Праздник Семик – смотреть здесь
Егорьев день – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
15 ноября
1 класс ОРП Урок №9 «Музыкальные краски»
Лад. Гармония.
Запомните!
Гармония в музыке – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.
Основа музыки – мелодия, или, как выразился Глинка «главная жила музыкального искусства». И все же одной мелодией не исчерпывается многообразный и мощный арсенал средств. Очень важным элементом музыки является гармония.
Гармония - греч. Harmonia - созвучие, стройность, соразмерность. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий. Общий порядок, определенный звуковой строй. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны.
Лад в музыке – это дружба звуков, это настроение
Лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно.
Лады бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор.
Мажор – (лат. - твердый) – светлый, веселый, бодрый, радостный. В основе мажора - тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу - большая терция, а над ней малая. Мажорная музыка чаще торжественно-празднична, либо весела и радостна, либо спокойна.
Минор - (лат. - мягкий) – темный, грустный, печальный.. В его основе минорное трезвучие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. В миноре большей частью звучит музыка печальная, горестная, элегическая или драматичная.
Предварительный просмотр:
15 ноября
Урок №7 2 класс ОРП Динамика в музыке
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения
Что такое динамика в целом?
Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что в переводе с греческого языка — это сила, мощь.
О какой силе идет речь в применении к музыке?
Конечно же, о силе звука. Cила звука, в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем больше увеличивается громкость.
У динамики в музыке есть свои оттенки, как у красок.
Ведь у каждой краски много разных оттенков, любой цвет может быть ярким и бледным. Попробуйте поэкспериментировать с красками, эго очень интересно: добавьте в красную краску желтую, сначала немножко, потом больше, больше. И посмотри, как будет меняться оттенок. А потом попробуйте добавлять зеленую, синюю и т.д.
У динамики тоже есть оттенки, они называются форте, пиано и т.д. Они могут звучать внезапно, неожиданно, а могут возникать постепенно. Постепенное усиление звук называется крещендо, а постепенное затихание - диминуэндо.
p ( piano — пиано) — тихо
f ( forte — форте) — громко
Остальные обозначения являются производными от них
pp — пианиссимо — очень тихо
mp — меццо пиано — не очень тихо
mf - меццо форте - не очень громко
ff — очень громко
крещендо (cresc) – усиливая
диминуэндо (dim) – затихая
При исполнении музыкального произведения важно обращать внимание на динамику и тогда исполнение станет намного выразительнее. Вы лучше передадите замысел композитора.
- А. П. Бородин опера «Князь Игорь» Хор поселян – смотреть здесь
- Д. Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская» Тема нашествия - смотреть здесь
- Э. Григ «В пещере горного короля» - смотреть здесь
- А. П. Бородин «В монастыре» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
18 ноября
3 класс ФГТ
Урок №9 «Мелодия в инструментальной музыке»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание урока №9
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения:
- Л. Бетховен «К Элизе»
Видео - смотреть здесь
- П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
Видео – смотреть здесь
- Ф. Шопен Полонез ля-мажор
Видео – смотреть здесь
- И. Штраус вальс «Сказки венского леса»
Видео – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
20 ноября
2 класс ФГТ Урок №9
«Летние праздники, обряды и песни»
День Ярилы-Солнца. Праздник Ивана Купалы.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока №9 в «Рабочей тетради», посмотрите видео, выполните домашнее задание
По данной ссылке посмотрите видео: здесь
Праздник Ярилы-солнца – видео - здесь
День Ивана Купала – видео - здесь
Предварительный просмотр:
22 ноября
1 класс ОРП
Урок №10 «Музыкальные краски – регистр, динамика, темп»
Темп - это скорость движения. При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят характер, настроение пьесы.
Темпы бывают: медленные, умеренные, быстрые
- М. Глинка «Попутная песня» здесь - быстрый темп
- К. Сен-Санс Цикл «Карнавал животных» «Слон» здесь - медленный темп
- С.Прокофьев Цикл «Детская музыка» «Марш» здесь - умеренный темп
Динамика – сила звука
Виды динамики: громко – форте ( в нотах обозначается f ) – громко
Тихо - пиано ( в нотах обозначается – p) - тихо
Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам.
Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.
Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.
Предварительный просмотр:
22 ноября
Урок №8 2 класс ОРП Регистр. Штрихи
Штрихи
Музыкальные штрихи - способ извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.
Главные штрихи: Staccato (стаккато) - отрывисто
Legato (легато) - связно.
Non legato (нон легато) – не связно
Marcato (маркато) – подчеркивая
Регистр
Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки.
Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково.
Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.
Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения и заполните таблицу (таблицу перечертите в тетрадь и заполните графы):
- Н. А. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» Тема царя Шахриара – слушать здесь
- Э. Григ «В пещере горного короля» - слушать здесь
- П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - смотреть здесь
- Э. Григ «Птичка» - смотреть здесь
- Э. Григ «Ноктюрн» - смотреть здесь
- П. И. Чайковский «Мама» - смотреть здесь
- П. И. Чайковский «Игра в лошадки» - смотреть здесь
- И. Штраус «Полька – пиццикато» - смотреть здесь
№ | Произведение | Регистр | Штрихи |
1 | Н. А. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» Тема царя Шахриара | ||
2 | Э. Григ «В пещере горного короля» | ||
3 | П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» | ||
4 | Э. Григ «Птичка» | ||
5 | Э. Григ «Ноктюрн» | ||
6 | П. И. Чайковский «Мама» | ||
7 | П. И. Чайковский «Игра в лошадки» | ||
8 | И. Штраус «Полька – пиццикато» |
Предварительный просмотр:
25 ноября
1 класс ФГТ Урок №9
«Животные, птицы, рыбы в музыке»
«Животные в музыке»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока №9 в «Рабочей тетради» и прослушайте произведения по данным ссылкам.
- Г. Галынин «Медведь» - видео - смотреть здесь
- Д. Б. Кабалевский «Ёжик» - видео – смотреть здесь
- К. Сен-Санс «Антилопы» - видео - смотреть здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
25 ноября
3 класс ФГТ Урок №10
Язык музыки. Ритм. Метр. Размер
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
Чайковский П. И. – Марш из балета «Щелкунчик» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
27 ноября
2 класс ФГТ Урок №10 Детский фольклор
Колыбельные
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради». Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
- А. К. Лядов «8 русских народных песен для оркестра» Колыбельная
Видео - смотреть здесь
- Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» Колыбельная нянюшек - слушать здесь
- Н. А. Римский-Корсаков опера «Садко» Колыбельная Волховы
Видео – смотреть здесь
- И. О. Дунаевский к/фильм «Цирк» Колыбельная –
Видео - смотреть здесь
- Е. Крылатов «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
Видео - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
29 ноября
2 класс ОРП Урок №9 Тембр в музыке. Певческие голоса.
Запомните! Тембр – это окраска звука.
Мужские голоса:
- Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий). (Ф.Шаляпин, А.Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря, Е. Нестеренко).
- Баритон - мужской голос, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. (Георг Отс, Муслим Магомаев).
- Тенор – высокий мужской голос, отличается светлым, звонким и в то же время мягким тембром (Энрико Карузо. Леонид Собинов. Сергей Лемешев и Иван Козловский).
Женские голоса:
- Контральто - самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным инструментом. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей.
- Меццо-сопрано - красивый женский голос - глубокое, грудное, бархатистое. (Н, А. Обухова, М. П. Максакова, И. Архипова, Е.Образцова.
- Сопрано - высокий женский голос. (А. Нежданова, М. Каллас, Г.Вишневская).
А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).
По данным ссылкам прослушайте тембры певческих голосов.
Мужские голоса:
- «Колокольчики мои» (С. Лемешев) – тенор
Видео – смотреть здесь
- Ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» - баритон
Видео – смотреть здесь
- «Вдоль по Питерской» (Ф. И. Шаляпин) – бас Видео – смотреть здесь
Женские голоса
- П. И. Чайковский «То было раннею весной» (Л. Рубинская) – сопрано
Видео – смотреть здесь
- «Санта Лючия» (Т. Синявская) – меццо-сопрано
Видео – смотреть здесь
- М. И. Глинка Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» - контральто
Видео – смотреть здесь
Детские голоса
- Ф. Шуберт «Аве Мария» - дискант
Видео – смотреть здесь
Повторите материал о выразительных средствах музыки (все предыдущие уроки).
Подготовьтесь к контрольной работе по данной теме.