Предмет "Слушание музыки"

Токмакова Елена Алексеевна

Дорогие ученики! На этом мини-сайте вы сможете прослушать музыкальные произведения, с которыми  познакомились на уроке "Слушание музыки".

Внимательное прослушивание музыкальных произведений  позволит обогатить круг ваших художественных впечатлений, что скажется  и на ваших отношениях к музыкальному звуку на уроках в классе специальности.

Слушание музыки позволяет развить эмоциональность,  способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует вашему духовному совершенствованию  и развитию  интеллекта.

Я напомню вам правила:

1. Внимательно прочитайте материал урока в "Рабочей тетради"

2. Запомните фамилию композитора и название пьесы

3. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

4. Сосредоточтесь и слушайте внимательно.

5. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.

6. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием.

7. Запомните,: чем чаще слушаешь уже знакомые музыкальное произведение, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.

Приучайте своих детей слушать  музыкальные произведения, и пусть они  окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21 октября 1 класс ФГТ Урок №6 А. Вивальди Концерты для скрипки с оркстром15.88 КБ
Файл 5 ноября 2 класс ФГТ Урок №7 Весна Обряды Пасха14.94 КБ
Файл 8 ноября 1 класс ОРП Урок №8 Музыкальные краски (мелодия, ритм)106.84 КБ
Файл 8 ноября 2 класс ОРП Урок №6 Темп в музыке16.62 КБ
Файл 11 ноября 1 класс ФГТ Урок №7 Времена года в музыке Чайковский "Времена года"15.5 КБ
Файл 11 ноября 3 класс ФГТ Урок №8 Мелодия и ее разновидности16.04 КБ
Файл 13 ноября 2 класс ФГТ Урок №8 Егорьев день Семик Троица15.56 КБ
Файл 15 ноября 1 класс ОРП Урок №9 Музыкальные краски Гармония. Лады16.47 КБ
Файл 15 ноября 2 класс ОРП Урок №7 Динамика в музыке23.36 КБ
Файл 18 ноября 3 класс ФГТ Урок №9 Язык музыки Мелодия в инструментальной музыке15.46 КБ
Файл 20 ноября 2 класс ФГТ Урок №9 летние праздники День Ярилы-солнца. Иван-Кулала13.81 КБ
Файл 22 ноября 1 класс ОРП Урок №10 Музыкальные краски (регистр, динамика, темп)18.4 КБ
Файл 22 ноября 2 класс ОРП Урок №8 Выразительные средства музыки (регистр, штрихи)17.91 КБ
Файл 25 ноября 1 класс ФГТ Урок №9 Животные в музыке15.41 КБ
Файл 25 ноября 3 класс ФГТ Урок №10 Язык музыки Ритм Метр Размер13.59 КБ
Файл 27 ноября 2 класс ФГТ Урок №10 Детский фольклор Колыбельные16.13 КБ
Файл 29 ноября 2 класс ОРП Урок №9 Тембр в музыке17.51 КБ

Предварительный просмотр:

21 октября

1 класс ФГТ  Урок №6      Времена года в музыке

 Концерты для скрипки с оркестром «Времена года» А.Вивальди

Уважаемые ученики!

  • Прочитайте материал в «Рабочей тетради»,
  • выполните домашнее задание,
  • прослушайте фрагменты произведений А. Вивальди по данным ссылкам:
  • Концерт «Весна» 1 часть –     Видео  - здесь
  • Концерт «Лето»  1 часть – Видео - здесь
  • Концерт «Осень» 1 часть –  Видео - здесь
  • Концерт «Зима» 1 часть – Видео - здесь



Предварительный просмотр:

5 ноября

2 класс  ФГТ Урок №7

«Весна. Обряды и песни. Пасха»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», послушайте музыку и выполните задания.

  • Волочебная песня «Пойдем, братцы, вдоль улицы» - видео - здесь
  • Волочебная песня «По улице по широкой» -    видео - здесь


Предварительный просмотр:

8 ноября

1 класс ОРП Урок №8                 «Музыкальные краски»

Композиторы отличаются от остальных людей тем, что с детства умели слушать окружающую жизнь. Вот как описывают детство композитора Сергея Васильевича Рахманинова:        «Шаг за шагом непостижимый мир звуков раскрывал маленькому музыканту свои кладовые. «Иной раз заскрипит ворот у колодца, зальются перепела в овсах, проскачет за воротами становой с колокольцами, запоют девушки в роще или просто загудит басом в шиповнике мохнатый шмель - и на несколько минут нет Сережи! Тут уж звать его бесполезно».

Дело еще, конечно, в том, что уши людей тогда не были заняты наушниками плееров и мобильных телефонов, люди слушали жизнь природы, слышали друг друга и были гораздо музыкальнее.

А австрийский композитор Йозеф Гайдн (он жил больше 200 лет тому назад), когда был маленьким и только учился музыке, не только внимательно слушал жизнь вокруг себя, видел все ее разнообразие, но и очень хотел все это описать в музыке: «Ведь музыкой можно сказать обо всем! Надо только хорошенько прислушаться, как идет кругом жизнь!

Гудят колокола и рожки проезжающих дилижансов (это старинный экипаж). Урчат лягушки - их много в сырой траве кладбища. Крику булочника вторит деревянная колотушка сторожа. Кричат  торговцы на базаре. Кричат, спорят о цене покупатели. Разные голоса сливаются: то выделяется отдельный голос, то опять тонет в общем шуме площади.

Каждый человек говорит своим голосом, идет своей походкой. Разве нельзя показать музыкой увальня Ганса? Песню шарманщика? Легкий вальс фокусника? Крикливый запев петрушечника?

Музыкой можно сказать обо всем: о печали, о неудаче, о ярком солнечном дне, о неуклюжем поклоне...

Если точно записать урчанье лягушек и пение птиц, - это не будет музыкой. Как найти звуки, которые бы пели, как краски на картине большого мастера?

    «Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

    Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней-melos (песнь) и ode (пение).

Мелодия  - одноголосно выраженная музыкальная мысль.  Мелодия – ряд последовательно изложенных звуков, связанных в единое целое.

 Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.

В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.

В мелодии есть свои законы развития, своя логика. Для того чтобы понять эту логику, надо разобраться  в том, как мелодия складывается из отдельных звуков.

Виды движения мелодии:

  1. Повторность ( р.н.п. «Андрей-воробей»)

  1. Восходящая ( C.Прокофьев,  тема  Джульетта-девочка)
  2. Нисходящая  (Ж.Бизе  Хабанера)

  1. Волнообразная  (Н.Римский – Корсаков, тема Шехеразады)

    Мелодическая линия  может быть  плавной и скачкообразной.         Почти все мелодии содержат  плавное движение и скачки, лишь изредка встречаются абсолютно плавные или мелодии, состоящие исключительно из скачков.

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.

  • Дакен «Кукушка» -  здесь
  • Л.Бетховен «Сурок»  - здесь
  • Р.Шуман «Марш» из цикла «Альбом для юношества» - здесь


Предварительный просмотр:

8 ноября

2 класс ОРП    Урок №6       Темп  в музыке

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения

Темп – это скорость движения музыки

Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые

Медленные темпы:

Largo  (ларго)- широко

Lento  (ленто) - медленно, протяжно

Adagio (адажио) – медленно

Grave  (граве) – тяжеловесно,  важно

Умеренные     темпы:

Andante (анданте) - не торопясь, спокойно

Sostenuto (состенуто) – сдержанно

Moderato (модерато) - умеренно

Быстрые темпы:

Allegro (аллегро)  - скоро

Vivo (виво) – живо

Vivace (виваче) - живо

Presto (престо) – очень скоро

Добавочные слова:

Molto (мольто) – очень

Assai (ассаи) – очень

Poco (поко) – немного

Non troppo  (нон  троппо) - не слишком

По данным ссылкам прослушайте произведения:

  • П. И. Чайковский  Балет «Щелкунчик» Па-де-де  (адажио)

- слушать  здесь



Предварительный просмотр:

11 ноября

1 класс ФГТ  Урок №7

П. И. Чайковский Фортепианный цикл «Времена года»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Выполните домашнее задание.

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.

  • Апрель «Подснежник» видео   (оркестр) – здесь (фортепиано)   - здесь
  • Июнь «Баркарола» - видео (оркестр) – здесь    (фортепиано) – здесь
  • Октябрь «Осенняя песнь» - видео (оркестр) – здесь    (фортепиано)  - здесь
  • Декабрь «Святки» - видео (оркестр) – здесь     (фортепиано) - здесь


Предварительный просмотр:

11 ноября      3 класс  ФГТ         Урок № 8  

«Язык музыки. Мелодия  и  ее  разновидности».

Уважаемые ученики!

Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради»

По данным ссылкам прослушайте музыку и заполните таблицу в Рабочей тетради, а также посмотрите фрагменты нотной записи, которые указаны в скобках в  разделе «домашнее задание».

  • Каватина  царя Берендея из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка»  - здесь
  • Сцена Садко с хором из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко»  - здесь
  • Ария Князя Игоря из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»  - здесь
  • Песня Варяжского гостя из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко»  - здесь
  • Ария хана Кончака из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» - здесь
  • Песня Любаши  из оперы Н.А.Римского - Корсакова «Царская невеста» - здесь  
  •  Песня Вани из оперы М.И.Глинки  «Иван Сусанин» - здесь


Предварительный просмотр:

13 ноября

2 класс ФГТ Урок №8                Егорьев день.  Семик и Троица

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Прослушайте произведения по данным ссылкам.

Посмотрите  фильмы о праздниках  

Троица – смотреть здесь

Праздник Семик – смотреть здесь

Егорьев день – смотреть здесь



Предварительный просмотр:

15  ноября

1 класс   ОРП  Урок №9        «Музыкальные краски»

Лад. Гармония.

Запомните!

Гармония в музыке – это  многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.

Основа музыки – мелодия, или, как выразился Глинка «главная жила музыкального искусства». И все же одной мелодией не исчерпывается многообразный и мощный арсенал средств. Очень важным элементом музыки является гармония.

 Гармония - греч. Harmonia -  созвучие, стройность, соразмерность. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий.  Общий порядок, определенный звуковой строй. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию.  Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны.

Лад в музыке – это дружба звуков, это настроение

Лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно.

Лады  бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады,  которые называются мажор и минор.

Мажор – (лат. - твердый) – светлый, веселый, бодрый, радостный. В основе мажора - тоническое трезвучие,  в котором сначала, снизу - большая терция, а над ней малая.  Мажорная музыка чаще торжественно-празднична,  либо весела и радостна, либо спокойна.

Минор - (лат. - мягкий) – темный, грустный,  печальный.. В его основе минорное трезвучие,  в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. В миноре большей частью звучит музыка печальная,  горестная, элегическая или драматичная.

  • П.И.Чайковский «Болезнь куклы» Видео - здесь 
  • П.И.Чайковский «Новая кукла»    Видео - здесь
  • Г.В.Свиридов «Весна и осень» Видео - здесь


Предварительный просмотр:

15 ноября

Урок №7   2 класс ОРП       Динамика в музыке

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения

Что такое динамика в целом?

Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что в переводе с греческого языка  — это  сила, мощь.

О какой силе идет речь в применении к музыке?

Конечно же,  о силе звука. Cила звука,  в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем больше увеличивается  громкость.

У динамики в музыке есть свои оттенки, как у красок.  

Ведь  у каждой краски много разных оттенков, любой цвет может быть ярким и бледным. Попробуйте поэкспериментировать с красками, эго очень интересно: добавьте в красную краску желтую, сначала немножко, потом больше, больше. И посмотри, как будет меняться оттенок. А потом попробуйте добавлять зеленую, синюю и т.д.

У динамики тоже есть оттенки, они называются форте, пиано и т.д. Они могут звучать внезапно, неожиданно, а могут возникать постепенно. Постепенное усиление звук называется крещендо, а постепенное затихание - диминуэндо.

p ( piano — пиано) — тихо

f ( forte — форте) — громко

Остальные обозначения являются производными от них

pp — пианиссимо — очень тихо

mp — меццо пиано — не очень тихо

mf -  меццо форте -  не очень громко

ff — очень громко

                                          крещендо (cresc) – усиливая

 

                                диминуэндо (dim) – затихая

При исполнении музыкального произведения важно обращать внимание на динамику и тогда исполнение станет намного выразительнее. Вы лучше передадите  замысел композитора.



Предварительный просмотр:

18 ноября

3 класс ФГТ  

Урок №9   «Мелодия в инструментальной музыке»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание урока №9

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения:

  • Л. Бетховен «К Элизе»

Видео  - смотреть здесь

  • П. И. Чайковский  «Марш» из балета «Щелкунчик»  

Видео – смотреть здесь

  • Ф. Шопен   Полонез ля-мажор  

Видео – смотреть здесь

  • И. Штраус вальс  «Сказки венского леса»

Видео – смотреть здесь



Предварительный просмотр:

20 ноября

2 класс ФГТ Урок №9

«Летние праздники, обряды и песни»

День Ярилы-Солнца. Праздник Ивана Купалы.

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока №9 в «Рабочей тетради», посмотрите видео, выполните домашнее задание

По данной ссылке посмотрите видео: здесь

Праздник   Ярилы-солнца – видео - здесь

День Ивана Купала – видео - здесь



Предварительный просмотр:

22 ноября

1 класс ОРП  

      Урок №10  «Музыкальные краски – регистр, динамика, темп»

Темп - это скорость движения. При этом,  как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят  характер, настроение пьесы.  

Темпы бывают:  медленные, умеренные, быстрые

  • М. Глинка «Попутная песня»  здесь - быстрый темп
  •  К. Сен-Санс  Цикл «Карнавал животных» «Слон»  здесь   - медленный темп
  • С.Прокофьев  Цикл «Детская музыка»  «Марш»  здесь - умеренный темп

       Динамика – сила звука

Виды динамики: громко – форте  ( в нотах обозначается  f ) – громко

Тихо - пиано  ( в нотах обозначается – p) - тихо

  • А. Вивальди Концерт «Лето» «Гроза» - здесь 
  • А. Лядов «Колыбельная» - здесь

   

 Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения  и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается  расстояние от самого низкого звука,  который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так,  например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам.

Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.

Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

  • Э. Григ «Птичка» - здесь – высокий регистр
  • Г. Галынин «Медведь» - здесь – низкий регистр
  • П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - здесь – средний регистр


Предварительный просмотр:

22 ноября

Урок №8        2 класс ОРП       Регистр.  Штрихи

Штрихи

      Музыкальные штрихи -  способ  извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.

Главные штрихи:      Staccato (стаккато) - отрывисто

                                   Legato (легато) - связно.

                                   Non legato (нон легато) – не связно

                                  Marcato (маркато) – подчеркивая

Регистр

    Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения  и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки.

 Под музыкальным диапазоном понимается  расстояние от самого низкого звука,  который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково.

Так,  например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.

Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения и заполните таблицу (таблицу перечертите в тетрадь и заполните графы):

Произведение

Регистр

Штрихи

1

Н. А. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» Тема царя Шахриара  

2

Э. Григ «В пещере горного короля»

3

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

4

Э. Григ «Птичка»

5

Э. Григ «Ноктюрн»

6

П. И. Чайковский «Мама»

7

П. И. Чайковский «Игра в лошадки»

8

И. Штраус «Полька – пиццикато»



Предварительный просмотр:

25  ноября

1 класс ФГТ  Урок №9

«Животные, птицы, рыбы в музыке»

«Животные в музыке»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока №9 в «Рабочей тетради» и прослушайте произведения по данным ссылкам.

Выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

25  ноября

3 класс ФГТ  Урок №10  

Язык музыки.  Ритм.  Метр.  Размер

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.

Чайковский П. И. – Марш из балета «Щелкунчик» - смотреть здесь



Предварительный просмотр:

27 ноября

2 класс ФГТ  Урок №10     Детский фольклор

Колыбельные

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради». Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.

  • А. К. Лядов «8 русских народных песен для оркестра» Колыбельная  

      Видео  - смотреть здесь

  • Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» Колыбельная нянюшек   - слушать здесь

  • Н. А. Римский-Корсаков опера «Садко» Колыбельная Волховы

Видео – смотреть здесь

  • И. О. Дунаевский к/фильм «Цирк» Колыбельная –

Видео  - смотреть здесь

 

  • Е. Крылатов «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»  

Видео  - смотреть здесь



Предварительный просмотр:

29  ноября

2 класс ОРП Урок №9    Тембр в музыке. Певческие голоса.

Запомните! Тембр – это окраска звука.

Мужские голоса:

  • Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий). (Ф.Шаляпин, А.Пирогов, М. Михайлов,  И. Петров, Б. Гмыря, Е. Нестеренко).
  • Баритон - мужской голос, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. (Георг Отс, Муслим Магомаев).  
  •  Тенор – высокий мужской голос,  отличается светлым, звонким и в то же               время мягким тембром (Энрико Карузо. Леонид Собинов. Сергей Лемешев и Иван Козловский).

Женские голоса:

  • Контральто - самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным инструментом. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей.  
  •  Меццо-сопрано - красивый женский голос - глубокое, грудное, бархатистое. (Н, А. Обухова, М. П. Максакова, И. Архипова, Е.Образцова.  
  •  Сопрано - высокий женский голос.    (А. Нежданова, М. Каллас, Г.Вишневская).  

 А у детских певческих голосов только две группы  - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).

По данным ссылкам прослушайте тембры певческих голосов.

Мужские голоса:

  • «Колокольчики мои» (С. Лемешев) – тенор

Видео – смотреть здесь

  • Ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»  - баритон

Видео – смотреть здесь

Женские голоса

  • П. И. Чайковский «То было раннею весной» (Л. Рубинская) – сопрано

Видео – смотреть здесь

  • «Санта Лючия» (Т. Синявская) – меццо-сопрано

Видео – смотреть здесь

  • М. И. Глинка Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» - контральто

Видео – смотреть здесь 

Детские голоса

  • Ф. Шуберт «Аве Мария» - дискант

Видео – смотреть здесь

Повторите материал  о выразительных средствах музыки (все предыдущие уроки).

Подготовьтесь  к контрольной работе по данной теме.