Система оценивания образовательных достижений
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делаю на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС.
Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.
Другие виды оценивания
Открытый экзамен, проекты
Оценивание при участии обучающихся
Сотрудничество
Оценка процесса
Учебные результаты
Оценивание умений, способностей, компетенций
Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза
Оценивание модуля
Формирующее, развивающее оценивание
Приоритетность учения
Формирующее оценивание
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Инновационные оценочные средства и формы
- портфолио;
- кейсы;
- контекстные задачи;
- междисциплинарные экзамены;
- компетентностно -ориентированные тесты;
- ситуационные задания.
Оценка устного ответа
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.
Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения;
| Способность рассуждать и оперировать гипотезами
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Правильно ставит вопросы
|
•планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. |
| Способен разрешать конфликты
|
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
•планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
•предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
•планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра
|
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
∙Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2 |
Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Умение пользоваться теоретическим материалом учебника | Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтных ситуаций |
Оценка «1» |
Оценка лабораторной работы:
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность ставить цель и выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
| Правильно ставит вопросы |
• планировать, контролировать |
| Способен разрешать конфликты выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные практические операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность, а также прогнозировать результат | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Способность делать предметом анализа и оценки собственные | Правильно ставит вопросы практические операции и управлять ими |
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие способности анализировать полученный результат | Способен разрешать конфликты |
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра |
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выполнять работу по цели, поставленной учителем, отвечать на вопросы.
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2» |
Низкий уровень достижений метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Не способен проводить работу без посторонней помощи
| Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтные ситуации |
Оценка «1» |
Оценка выполнения тестовых заданий
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.
При оценивании предметных результатов учитываю, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».
Предварительный просмотр:
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делаю на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС.
Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.
Другие виды оценивания
Открытый экзамен, проекты
Оценивание при участии обучающихся
Сотрудничество
Оценка процесса
Учебные результаты
Оценивание умений, способностей, компетенций
Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза
Оценивание модуля
Формирующее, развивающее оценивание
Приоритетность учения
Формирующее оценивание
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Инновационные оценочные средства и формы
- портфолио;
- кейсы;
- контекстные задачи;
- междисциплинарные экзамены;
- компетентностно -ориентированные тесты;
- ситуационные задания.
Оценка устного ответа
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.
Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. |
| Способен разрешать конфликты
|
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра
|
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
∙Ученик умеет: выбирать средств для организации своего поведения; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2 |
Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Умение пользоваться теоретическим материалом учебника | Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтных ситуаций |
Оценка «1» |
Оценка лабораторной работы
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность ставить цель и выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
| Правильно ставит вопросы |
• планировать, контролировать и |
| Способен разрешать конфликты выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные практические операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность, а также прогнозировать результат | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Способность делать предметом анализа и оценки собственные | Правильно ставит вопросы практические операции и управлять ими |
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие способности анализировать полученный результат | Способен разрешать конфликты |
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра |
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выполнять работу по цели, поставленной учителем, отвечать на вопросы.
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2» |
Низкий уровень достижений метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Не способен проводить работу без посторонней помощи
| Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтные ситуации |
Оценка «1» |
Оценка выполнения тестовых заданий
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.
При оценивании предметных результатов учитываю, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».
Предварительный просмотр:
Система оценивания планируемых результатов освоения программ по предмету «Бурятский язык как государственный»
Включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
Использование критериальной системы оценивания;
Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
- как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
- субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
- интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
- самоанализ и самооценку обучающихся;
- оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ
Памятка для ученика
Задание
Решение
Что нужно сделать?
Удалось ли сделать?
Все правильно или есть недочеты?
Сделал сам или с чьей-то помощью?
Как мы отличаем «5», «4» и «3»?
Какую отметку ты поставишь себе?
Система оценки по уровням
Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения. Практика показывает, что для описания достижений целесообразно установить следующие пять уровней.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
Уровни | Оценка | ||
превышающий базовый | высокий | «5» | Превышающий базовый уровень отличается по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Для таких обучающихся целесообразно формировать индивидуальные траектории обучения с учётом их интересов и планов на будущее, вовлекать в проектную деятельность по предмету и ориентировать на продолжение обучения в старших классах по данному профилю. |
повышенный | «4» | ||
базовый | «3» | Уровень, достаточный для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. | |
ниже базового | пониженный | «2» | Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что не освоено даже и половины планируемых результатов, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. |
низкий | «1» | Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Таким обучающимся требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. |
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Бурятский язык как государственный»
Критерии оценивания письменных работ. За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Контрольные работы | От 50% до 69% | От 70% до 90% | От 91% до 100% |
тестовые работы, словарные диктанты | От 60% до 74% | От 75% до 94% | От 95% до 100% |
Критерии оценивания творческих письменных работ (письма, разные виды сочинений, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:
1.Содержание: соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости.
2. Организация работы: логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы.
3. Лексика: словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку.
4. Грамматика: использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку.
5. Орфография и пунктуация: отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых.
Оценка | Содержание | Организация работы | Лексика | Грамматика | Орфография и пунктуация |
«5» | коммуникативная задача решена полностью. | высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. | лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. | использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. | орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«4» | коммуникативная задача решена полностью. | высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. | лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки. | использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи. | незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«3» | Коммуникативная задача решена, | высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден. | местами неадекватное употребление лексики. | имеются грубые грамматические ошибки. | незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не всепредложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«2» | Коммуникативная задача не решена. | высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы. | большое количество лексических ошибок. | большое количество грамматических ошибок. | значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
Критерии оценки устных развернутых ответов
(монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)
Устные ответы оцениваются также по пяти критериям: Содержание, Коммуникативное взаимодействие Лексика Грамматика Произношение
«5» | «4» | «3» | |
Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости). | Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. | Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. | Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. |
Коммуникативное взаимодействие (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение); | Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. | Коммуникация немного затруднена. | Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. |
Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку); | Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку. | Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок. |
Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); | Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Грамматические ошибки не мешают коммуникации. | Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. |
Произношение (правильное произнесение звуков бурятского языка, , а также соблюдение правильной интонации в предложениях) | Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок. | Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, бурятских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка. | Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка. |
Предварительный просмотр:
Выписка из протокола
заседания ШМО учителей английского и бурятского языков
№ 2 от 07.11.2022 года
Тема заседания: «Методическое сопровождение молодых педагогов: проблемы и пути их решения»
Выступление на заседании:
«Система оценивания образовательных достижений на уроках»
Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения образовательных программ. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание помогает учителю выбрать эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. На уроках английского языка система оценивания выстраивается таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы устанавливать, что знают и понимают учащиеся на иностранном языке; давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения; отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ; обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В системе оценивания следует отметить следующие принципы:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
На уроках используются различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение, диктант, рассказ, многовариантные и разноуровневые контрольные работы, написание письма), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).
В процессе отслеживания важны листы индивидуальных достижений, проанализировав которые, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Проанализировав результаты, можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей.
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное - мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Несомненно, ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.
На уроках можно использовать листы индивидуальных достижений учащихся, позволяющих проследить динамику достижения образовательных результатов. Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Считаю, что в системе оценивания достижений учащихся на уроках очень важен психологический комфорт детей. Поэтому на уроках я создаю ситуации успеха для каждого ученика, стараясь при этом развивать и принимать во внимание все виды УУД.
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависит мотивация обучающихся. В своей работе для оценивания предметных результатов на своих уроках применяю следующие формы контроля: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и дифференцированная формы. Используются такие методы как: устные (взаимопроверка, защита рефератов, ситуативный диалог, устный опрос), письменные (работа по карточкам, тесты, диктант, рассказ, написание письма, составление плана), игровые ( викторины, ребусы, кроссворды, интеллектуальные игры, праздники), графические (опорные конспекты, таблицы, составление схем, тематический рисунок) и комбинированные (самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, фестивали, олимпиады, предметные недели). Также проводятся текущие проверочные и контрольные работы, контроль чтения (подробное, поисковое, выборочное, исследовательское), самостоятельные работы. Использую для контроля:
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы
рабочей программы по бурятскому языку как государственному
Класс/Программа | Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы* | Перечень используемых методических материалов |
2 - 4 / Рабочая программа. Бурятский язык как государственный по УМК «Амар мэндэ – э!» для 2–4 классов | - Рабочая тетрадь «Амар мэндэ – э!» 1,2,3-й год обучения - «Шалгая!» - тесты к УМК «Амар мэндэ – э!» 1,2,3 год обучения. Автор: Б.Д. Цырендоржиева. Улан – Удэ, изд – во «Бэлиг» 2018 г. | Учебник «Амар мэндэ – э!» Начальный курс бурятского языка для младшего школьного возраста. 1,2,3-й год обучения. Авторы: Гунжитова Г-Х.Ц. Дугарова А.А. Шожоева Б.Д.; Методические рекомендации к учебно - методическому комплекту «Амар мэндэ-э!»;. - «Моделирование урока бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС» Б. Д. Цырендоржиева, С.А. Дашиева |
5/ Рабочая программа. Бурятский язык как государственный 5–9 классы. | Рабочая тетрадь «Алтаргана 6» Авторы: С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова; «Тесты по бурятскому языку как государственному» Д.Ц. Будаева, Ю.Б. Мункуева | Учебник «Алтаргана 5» Авторы: С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова; Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Алтаргана 5». С.Ц. Содномов, АА. Надагурова |
6/ Рабочая программа. Бурятский язык как государственный 5–9 классы. | Рабочая тетрадь «Алтаргана 6» Авторы: С.Ц. Содномов, АА. Надагурова; Тесты по бурятскому языку как государственному» Д.Ц. Будаева, Ю.Б. Мункуева; | Учебник «Алтаргана 6» Авторы: С.Ц. Содномов, АА. Надагурова; Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Алтаргана 6». С.Ц. Содномов, АА. Надагурова |
7/ Рабочая программа. Бурятский язык как государственный 5–9 классы. | Рабочая тетрадь «Алтаргана 7» Авторы: С.Ц. Содномов, В.А. Найданова; «Тесты по бурятскому языку как государственному» Д.Ц. Будаева, Ю.Б. Мункуева; Дареева О.А. «Путешествуем по Бурятии: Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка» | Учебник «Алтаргана 7» Авторы: С.Ц. Содномов, В.А. Найданова; «Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному» Макарова О.Г. -Улан-Удэ, 2003г.; |
8/ Рабочая программа. Бурятский язык как государственный 5–9 классы. | Рабочая тетрадь «Алтаргана 8» Авторы: С.Ц. Содномов, АА. Надагурова; «Тесты по бурятскому языку как государственному» Д.Ц. Будаева, Ю.Б. Мункуева; Дареева О.А. «Путешествуем по Бурятии: Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка» | Учебник «Алтаргана 8» Авторы: С.Ц. Содномов, АА. Надагурова; «Моделирование урока бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС» Б.Д. Цырендоржиева, С.А. Дашиева |
9/ Рабочая программа. Бурятский язык как государственный 5–9 классы. | «Тесты по бурятскому языку как государственному» Д.Ц. Будаева, Ю.Б. Мункуева; «Тесты по бурятскому языку как государственному» О.Г. Макарова; Дареева О.А. «Путешествуем по Бурятии: Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка» | Учебник «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи». Макарова О.Г. «Моделирование урока бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС» Б.Д. Цырендоржиева, С.А. Дашиева «Буряад хэлэнэй грамматикаар таблицанууд» Санжаева А.Б Макарова О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному.-Улан-Удэ, 2003г.; |
Наиболее активно пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Например, при выполнении тестовых работ, учащийся сам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в 5 - балльную систему, потому что после каждого теста даются таблицы перевода баллов в систему оценок. Уже в начальной школе дети сами начинают оценивать свои результаты. Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения бурятского языка.
Прием: «Лестница успеха». При подведении итога урока, ученикам предлагаю оценить свою работу на уроке, используя лестницу успеха и смайликов определить ступеньку, по «5» бальной шкале оценивания и объяснить свою оценку. Оценивая свою работу, учащиеся оценивают каждый вид деятельности на уроке, проводят суммарное оценивание, и стараются объективно объяснить свою оценку и выбор ступеньки.
Особый интерес вызывает нестандартные формы контроля. Например, провожу викторины с помощью сервиса викторин MyQuiz. Это платформа, которая позволяет создавать интерактивные квизы и тесты для проверки знаний учащихся.
С помощью MyQuiz педагог может быстро и эффективно оценить уровень понимания материала учениками, провести повторение изученного материала или даже организовать забавное соревнование между учащимися.
Тесты в Google - форме, например, https://forms.gle/Ka4LR7uHp42jSfS66
При оценивании учащихся 5 - 9 классов используются такие критерии и нормы:
№ | Вид контроля | Критерии оценивания | Нормы оценки |
1 | Аудирование |
Условие: текст предъявляется один раз учителем, время звучания: 1 - 2 минуты | «5» - понимает полностью; «4» - допускает 1 - 2 неточности; «3» - допускает 3 - 5 неточностей; «2» - допускает более 5 ошибок, понимает не полностью. |
2 | Говорение, диалогическая речь Монологическая речь |
- устанавливать и поддерживать контакт с собеседником; - вести диалог на бытовые, учебные, культуроведческие темы, используя основные типы диалогических единиц; - обмениваться репликами с собеседником; - выражать согласие, несогласие с прочитанным, прослушанным сообщением; -употреблять основные формулы речевого этикета.
- умением раскрыть тему; - умением строить высказывания адекватно заданной ситуации с учетом цели и адресата речи; - умением связывать предложения в текст.
| «5» - составляет диалог правильно; «4» - составляет диалог с дозированной помощью учителя; «3» - составляет диалог с помощью учителя с использованием 1 - 2 реплик; «2» - не составляет диалог. «5» - монологическая речь развита, составляет монолог по заданной теме самостоятельно; «4» - составляет рассказ по заданной теме с небольшой помощью в подборе слов, выражений; «3» - составляет рассказ с помощью 1 - 2 наводящих вопросов; «2» - составляет рассказ с помощью наводящих вопросов |
3. | Чтение |
- выразительно читать и понимать содержания легких аутентичных текстов; - определять информативное содержание текста (ознакомительное чтение); - полно и точно понимать содержащуюся в тексте информацию (изучающее чтение).
Техника чтения: (100 - 110 слов в минуту), орфоэпическая и интонационная правильность, выразительность | «5» - умеет выразительно читать повествовательные и описательные тексты объёмом 100 - 110 слов, выделяет тему и основной замысел автора, объясняет название текста, понимает и передает содержание текста, выделяет основную мысль; «4» - то же, что и при «5», но допускает неточности в пересказе; «3» - допускает неточности в формулировке темы и основной мысли текста; «2» - нет понимания содержания текста, затрудняется в пересказе, не выделяет тему и основнуй мысль текста. |
4 | Письмо |
| «5» - каллиграфическое правильное письмо с соблюдением правил; «4» - 1 - 3 ошибки; «3» - 4 - 5 ошибок; «2» - более 6 ошибок. |
5 | Тестирование - тематическое - типовое - комбинированное | - знание основных реализаций фонем и интонационных конструкций; - знание алфавита, слов, категорий числа, структуры предложения; - умение понимать и выполнять задания теста. | Шкала перевода результатов теста в оценку: 88 - 100% - «5» 70 - 89% - «4» 50 - 69% - «3» 0 - 49% - «2» |
Считаю, что в системе оценивания достижений учащихся на уроках очень важен психологический комфорт детей. Поэтому на уроках я создаю ситуации успеха для каждого ученика, стараясь при этом развивать и принимать во внимание все виды УУД. Контроль несет и воспитательное значение, систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно.