Экспериментальная деятельность
«Модельная методика формирования
здоровьесберегающего образовательного пространства».
Миссия школы.
Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы дошкольного, начального основного и среднего (полного) общего образования и программа дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение в стенах школы:
ü качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками письменной и устной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
ü углублённых знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям, необходимым им для дальнейшего профессионального образования;
ü удовлетворения разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.
Миссией нашего образовательного учреждения является предоставление широкого поля образовательных возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, что соответствует социальному запросу к современной школе.
Основным условием успешности развития школы стало сочетание педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счёт построения гуманистической, технологичной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счёт ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
Основные направления деятельности
1. Успешное достижение образовательных результатов каждым учеником в сочетании основного и дополнительного образования; разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей обучающихся; эмоционально – психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников.
2. Построение эмоционально привлекательной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышению качества обучения и воспитания.
3. Организация образовательного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, ориентированного как на формирование здорового образа жизни, развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего дела.
Основные результаты деятельности
На сегодня в школе обеспечены все условия для соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающий режим работы школы, организовано рациональное питание учащихся, обеспечивается оптимальный режим двигательной активности учащихся.
Также в школе с ноября 2016-2017 учебного года действует экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленных, прежде всего, на укрепление и сохранение здоровья школьников, повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса. Основными идеями технологий будут идеи успеха и достижений, сотрудничества, творчества и самореализации.
В настоящее время в рамках, реализуемых в школе образовательных программ, разрабатываются и реализуются такие программы, как «Здоровушка» для учащихся начальной школы, «САД» для учащихся среднего звена, «Я выбираю здоровый образ жизни» для учащихся старших классов.
Программа ориентирована на формирование культуры здоровья у школьников на основе формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, осознания ценности здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ по школе | 196.63 КБ |
В данном документе раскрывается содержание программы экспериментальной площадки по формированию ЗОЖ | 161 КБ |
Валеологические требования к уроку | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2» |
Проект |
«Школа – территория здоровья» |
Курумканская СОШ № 2 |
21.11.2016 |
В данном документе раскрывается содержание программы экспериментальной площадки по формированию здорового образа жизни в условиях ФГОС. |
Миссия, направления деятельности и основные результаты
Миссия школы.
Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы дошкольного, начального основного и среднего (полного) общего образования и программа дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение в стенах школы:
- качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками письменной и устной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
- углублённых знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям, необходимым им для дальнейшего профессионального образования;
- удовлетворения разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.
Миссией нашего образовательного учреждения является предоставление широкого поля образовательных возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, что соответствует социальному запросу к современной школе.
Основным условием успешности развития школы стало сочетание педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счёт построения гуманистической, технологичной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счёт ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
Основные направления деятельности
- Успешное достижение образовательных результатов каждым учеником в сочетании основного и дополнительного образования; разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей обучающихся; эмоционально – психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников.
- Построение эмоционально привлекательной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышению качества обучения и воспитания.
- Организация образовательного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, ориентированного как на формирование здорового образа жизни, развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего дела.
Основные результаты деятельности
На сегодня в школе обеспечены все условия для соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающий режим работы школы, организовано рациональное питание учащихся, обеспечивается оптимальный режим двигательной активности учащихся.
Также в школе с ноября 2016-2017 учебного года действует экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленных, прежде всего, на укрепление и сохранение здоровья школьников, повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса. Основными идеями технологий будут идеи успеха и достижений, сотрудничества, творчества и самореализации.
В настоящее время в рамках реализуемых в школе образовательных программ разрабатываются и реализуются такие программы, как «Здоровушка» для учащихся начальной школы, «САД» для учащихся среднего звена, «Я выбираю здоровый образ жизни» для учащихся старших классов.
Кроме того, в ходе учебного процесса образовательная программа будет реализовываться через следующие технологии:
- лекционно-семинарские занятия;
- групповые и индивидуальные консультации;
- проблемное обучение;
- личностно ориентированное обучение;
- информатизацию процесса обучения;
- модульное обучение;
- дидактические игры;
- самостоятельную работу.
Прогнозируемый результат деятельности педагогического коллектива - создание наиболее благоприятных, психологически комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования.
Название программы: Формирование здорового образа жизни в условиях ФГОС «Школа – территория здоровья»
Целевые группы, на которые направлена профилактическая программа (с указанием количественных и качественных характеристик)
Учащиеся школы – 384 чел., из них
младшие классы (1-4 кл.) – 175 чел.
средние классы (5-8 кл.) – 150 чел.
старшие классы (9-11 кл.) – 59 чел.
Педагогический коллектив – 33 чел., из них мужчин – 6 чел., женщин – 27 чел.
Учителей высшей категории – 6, первой категории – 19, без категории – 8.
Родители – 439 чел., из них мужчины -152, женщины - 287
Цели и задачи программы
Цель программы: создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, способствующего повышению качества обучения и воспитания.
Задачи:
- Вести информационно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни среди участников образовательного процесса:
- информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом, участия в творческих объединениях;
- создавать информационный материал для проведения профилактической работы;
- распространять информацию среди участников образовательного процесса через печатную продукцию (плакаты, памятки, брошюры);
- Создать систему непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния здоровья участников образовательного процесса, для этого:
- формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки ее здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;
- вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;
- выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся;
- Разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования:
Создать зимний сад в школе
Создать сенсорную комнату для психо-эмоциональной разгрузки;
Создать игровую зону со спортивным оборудованием;
Оборудовать детскую площадку на территории школьного двора.
- Прививать всем участникам образовательного процесса знания, умения и навыки, необходимые для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной среды: семинары, курсы повышения квалификации для педагогов, тренинговые занятия, психологические консультации для учащихся и их родителей.
Описание деятельности
Актуальность проекта: Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с молодежью.
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
Основные направления работы:
1) организация здоровьесберегающего образовательного процесса;
2) инструктивно - методическая работа с учителями, классными руководителями, учащимися, их родителями;
3) оздоровительно - профилактическая работа через сотрудничество всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, социум).
Описание ожидаемых результатов (с указанием количественных и качественных индикаторов)
Реализация мероприятий проекта позволит достичь следующих результатов:
- снижение заболеваемости обучающихся и педагогов;
- снижение количества обучающихся, имеющих вредные для здоровья привычки;
- улучшение условий обучения, питания;
- улучшение медицинского обслуживания и качества профилактических мероприятий в школе;
- повышение эффективности использования ресурсов образовательного учреждения для здоровьесбережения школьников;
- рост удовлетворённости участников образовательного процесса санитарным состоянием, комфортностью обучения и работы в школе;
- повышение уровня безопасности жизни и здоровья детей и сотрудников школы.
Краткая аннотация проекта (не более пяти предложений)
Данная программа необходима для всех участников образовательного процесса, так как на сегодня от уровня здоровья населения зависит национальная безопасность страны. А школа выполняет государственный заказ.
Цель и задачи программы: создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, способствующего повышению качества обучения и воспитания.
Методы достижения поставленных задач: метод наглядной агитации, методы анализа, тренаж с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер), массаж биологически активных точек, гимнастика (зрительная, дыхательная, суставная) на 20-й минуте каждого урока; беседа, деловые игры, тренинг, лекции.
Планируемые результаты: создание наиболее благоприятных, психологически комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования.
Этапы реализации проекта: 1) организационный (2016-2017г.г.) - теоретическое обоснование модели создания единого здоровьесберегающего пространства школы; научно-методическая и психологическая подготовка педагогического коллектива; создание банка данных о состоянии здоровья учащихся и педагогов, установление связей с другими образовательными и медицинскими учреждениями.
2) практический (2017-2018г.г.) - проведение совместной с родителями и общественностью работы по созданию единого здоровьесберегающего пространства.
3) оценочно-обобщающий (2018- 2019 г.г.) - анализ и обобщение результатов работы, подготовка научно- методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику опыта школы, составление программы деятельности на дальнейший период работы.
7. График проведения мероприятий | |||
№ | Задача/Мероприятие | Сроки (дд.мм.гг/)/ длительность | Результат |
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий | В течение учебного года | ||
Составление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика. | Сентябрь | Паспорт здоровья школы | |
Издание приказов об охране жизни и здоровья школьников; о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда; | Август | приказы | |
Обеспечение учебных кабинетов медицинскими аптечками | Сентябрь | Медицинские аптечки в классах | |
Проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок | В течение учебного года | Журнал инструктажей в классах | |
Проведение круглого стола для учителей «Валеологическая направленность учебных предметов» | Август | Рекомендации по составлению рабочих программ с учетом валеологической направленности | |
Создание инновационных учебных программ валеологической направленности | Программа «Здоровушка», «САД», «Я выбираю здоровый образ жизни» | ||
Внедрение элективных валеологических курсов | Программа внеурочной деятельности | ||
Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья | Адаптированные образовательные программы | ||
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни | Каталог литературы | ||
Составление социологических карт по классам, составление списков: учащихся группы риска; проблемных семей; многодетных семей; малообеспеченных семей; неполных семей; детей с хроническими заболеваниями; | Сентябрь Социальный педагог школы, кл. рук-ли | Социальный паспорт школы | |
Разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показаниям врача | Программа спецгрупп, профилактических групп | ||
Организация работы спортивных секций | Сентябрь | Секция «Волейбол», «Легкая атлетика», «Баскетбол» | |
Проведение спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья | В течение учебного года | ||
Проведение ежедневной гимнастики на уроках во всех классах: 1-й урок – 2-й урок – дыхательная гимнастика, 3-ий урок – зрительная гимнастика, 4 - 6-й уроки – суставная гимнастика. | В течение учебного года 1-й урок – начало урока 2 - 6 урок – на 20-й минуте каждого урока | Выполнение гимнастических упражнений, снижение утомляемости в течение учебного дня. | |
Организация семинаров для учителей: «Здоровьесберегающая педагогика» «Валеология в школе и дома», «Проблемы нравственного воспитания школьников» «Предупреждение переутомления школьников» | Ноябрь Декабрь Февраль Апрель | Методические рекомендации | |
Организация родительского всеобуча: «Домашний режим школьника» «Безопасность при работе с компьютером» «Магия голубого экрана» «Закаливание» | Сентябрь Ноябрь Январь Март | Памятки для родителей | |
Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения физического и психического здоровья детей | В течение учебного года | ||
Разработка валеологической тематики классных часов | |||
Проведение семинаров классных руководителей по нравственному воспитанию: «Ценностные ориентиры выпускников» (на основе анкетирования учащихся 9-х и 11-х классов); «Чувство законности и совесть» «Учитесь властвовать собой» «Человек и его манеры» «Жить, побеждая зло» | Рекомендации для классных руководителей по воспитанию учащихся | ||
Реализация программы профилактики употребления ПАВ: проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств | Программа профилактики употребления ПАВ | ||
Конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы | |||
Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т.п. | Тренинги | ||
Подготовка и проведение научно-практической конференции «Школа – центр здоровья» | Май | Публикация материалов конференции | |
Профилактические мероприятия в период каникул | План работы на каникулярное время | ||
Создание зимнего сада | Изготовление и установка стеллажей, закуп экзотических растений для сада | ||
Оборудование игровой площадки на территории школы | |||
Создание игрового уголка в рекреации школы | Приобретение спортивного инвентаря, изготовление нетрадиционного оборудования (коновязь) |
8. Методические материалы по профилактической программе | В форме дополнительного приложения к заявке (если имеются) |
9. Исполнители проекта (с указанием информации о квалификации и профессиональных достижениях) | Дарханова Н.Ж. – директор школы Сультимова В.В. – заместитель директора по учебно-методической работе Галсанова А.А. – заместитель директора по воспитательной работе Реховская Н.И. – учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Бадмаева Т.В. – учитель первой квалификационной категории, Почетный работник общего образования Эрдыниева Баирма Васильевна – учитель высшей категории |
ФИО, должность руководителя | _______________________________________ Подпись МП |
Предварительный просмотр:
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
- Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, рассказ. Слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность уроков способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая смена одной деятельности на другую потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. норма: не менее трех.
- Чередование видов преподавания: норма: не позже чем через 10-15 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки).
- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
- Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный) между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность)
В конце урока обратите внимание на следующее:
14. Плотность урока, то есть количество времени, затарченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60 % и не более 75-80 %.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашней работы, задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное им на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Поскольку посещение урока, особенно руководством, стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения – ведь впереди еще урок. Лучший способ – сразу после урока поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализировать урок сразу после его окончания нецелесообразно.