Экспериментальная деятельность

«Модельная методика формирования

здоровьесберегающего образовательного пространства».

 

Миссия школы.

Школа  представляет  собой  образовательное  учреждение,  в  котором реализуются  образовательные  программы  дошкольного,  начального  основного и  среднего  (полного)  общего  образования  и  программа  дополнительного образования  детей.  При  этом  обучающиеся  ориентируются  на  получение  в стенах школы:

ü качественного  общего  образования,  предполагающего  владение развитыми  навыками  письменной  и  устной  речи,  разнообразными математическими  умениями,  основами  наук,  социально  экономическими и  правовыми  компетенциями,  которые  служили  бы  фундаментом  для  их постоянного самообразования в течение всей жизни;

ü углублённых  знаний,  умений  и  навыков  по  учебным  дисциплинам  и образовательным  областям,  необходимым  им  для  дальнейшего профессионального образования;

ü удовлетворения  разнообразных  образовательных  интересов  и  запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.

Миссией  нашего  образовательного  учреждения является предоставление  широкого  поля  образовательных  возможностей наибольшему  числу  учащихся,  ориентированных  на  высокий  уровень образования  и  воспитания,  что  соответствует  социальному  запросу  к современной школе.

Основным  условием  успешности  развития  школы  стало  сочетание  педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников.  Первое  обеспечивается  за  счёт  построения гуманистической,  технологичной  системы  развития  педагогического коллектива.  Второе  –  за  счёт  ориентации  во  взаимодействии  с  учениками  на развитие  их  познавательного  интереса,  общеучебных  и  предметных  умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Основные направления деятельности

1.    Успешное достижение образовательных  результатов  каждым  учеником  в сочетании   основного и дополнительного образования;   разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей обучающихся; эмоционально  –  психологической  комфортности  и  интенсивности учебной деятельности школьников.

2.    Построение  эмоционально  привлекательной  образовательной  среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышению качества обучения и воспитания.

3.    Организация образовательного  взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, ориентированного как на  формирование здорового образа жизни, развитие собственной  творческой  индивидуальности,  так  и  на  успешность  общего дела.

Основные результаты деятельности

На сегодня в школе обеспечены все условия для соблюдения  санитарно-гигиенических  норм  при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающий режим работы школы, организовано рациональное питание учащихся, обеспечивается оптимальный режим двигательной активности учащихся.

Также в школе с ноября 2016-2017 учебного года действует экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленных,  прежде  всего, на укрепление и сохранение здоровья школьников,  повышение  качества  образования  и  развитие образовательной  мотивации  школьников,  формирование  и  преобразование комфортной  развивающей  образовательной  среды,  в  которой  каждый  ученик существует  как  активный  субъект  образовательного  процесса.  Основными идеями  технологий  будут  идеи  успеха  и  достижений,  сотрудничества, творчества  и  самореализации.

В  настоящее  время  в  рамках,  реализуемых  в  школе  образовательных  программ, разрабатываются  и реализуются такие программы, как «Здоровушка» для учащихся начальной школы, «САД» для учащихся среднего звена, «Я выбираю здоровый образ жизни» для учащихся старших классов.

Программа ориентирована на формирование культуры здоровья у школьников на основе формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, осознания ценности здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»

Проект

«Школа – территория здоровья»

Курумканская СОШ № 2

21.11.2016

В данном документе раскрывается содержание программы экспериментальной площадки по формированию здорового образа жизни в условиях ФГОС.


Миссия, направления деятельности и основные результаты

Миссия школы.

 

Школа  представляет  собой  образовательное  учреждение,  в  котором реализуются  образовательные  программы  дошкольного,  начального  основного и  среднего  (полного)  общего  образования  и  программа  дополнительного образования  детей.  При  этом  обучающиеся  ориентируются  на  получение  в стенах школы:

  • качественного  общего  образования,  предполагающего  владение развитыми  навыками  письменной  и  устной  речи,  разнообразными математическими  умениями,  основами  наук,  социально  экономическими и  правовыми  компетенциями,  которые  служили  бы  фундаментом  для  их постоянного самообразования в течение всей жизни;
  • углублённых  знаний,  умений  и  навыков  по  учебным  дисциплинам  и образовательным  областям,  необходимым  им  для  дальнейшего профессионального образования;
  • удовлетворения  разнообразных  образовательных  интересов  и  запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.

Миссией  нашего  образовательного  учреждения является предоставление  широкого  поля  образовательных  возможностей наибольшему  числу  учащихся,  ориентированных  на  высокий  уровень образования  и  воспитания,  что  соответствует  социальному  запросу  к современной школе.

Основным  условием  успешности  развития  школы  стало  сочетание  педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников.  Первое  обеспечивается  за  счёт  построения гуманистической,  технологичной  системы  развития  педагогического коллектива.  Второе  –  за  счёт  ориентации  во  взаимодействии  с  учениками  на развитие  их  познавательного  интереса,  общеучебных  и  предметных  умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Основные направления деятельности

  1. Успешное достижение образовательных  результатов  каждым  учеником  в сочетании   основного и дополнительного образования;   разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей обучающихся; эмоционально  –  психологической  комфортности  и  интенсивности учебной деятельности школьников.
  2. Построение  эмоционально  привлекательной  образовательной  среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышению качества обучения и воспитания.
  3. Организация образовательного  взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, ориентированного как на  формирование здорового образа жизни, развитие собственной  творческой  индивидуальности,  так  и  на  успешность  общего дела.

Основные результаты деятельности

На сегодня в школе обеспечены все условия для соблюдения  санитарно-гигиенических  норм  при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающий режим работы школы, организовано рациональное питание учащихся, обеспечивается оптимальный режим двигательной активности учащихся.

Также в школе с ноября 2016-2017 учебного года действует экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленных,  прежде  всего, на укрепление и сохранение здоровья школьников,  повышение  качества  образования  и  развитие образовательной  мотивации  школьников,  формирование  и  преобразование комфортной  развивающей  образовательной  среды,  в  которой  каждый  ученик существует  как  активный  субъект  образовательного  процесса.  Основными идеями  технологий  будут  идеи  успеха  и  достижений,  сотрудничества, творчества  и  самореализации.

В  настоящее  время  в  рамках  реализуемых  в  школе  образовательных  программ  разрабатываются  и реализуются такие программы, как «Здоровушка» для учащихся начальной школы, «САД» для учащихся среднего звена, «Я выбираю здоровый образ жизни» для учащихся старших классов.

Кроме  того,  в  ходе  учебного  процесса  образовательная  программа  будет реализовываться через следующие технологии:

- лекционно-семинарские занятия;

-  групповые и индивидуальные консультации;

- проблемное обучение;

- личностно ориентированное обучение;

- информатизацию процесса обучения;

- модульное обучение;

- дидактические игры;

- самостоятельную работу.

Прогнозируемый  результат  деятельности  педагогического  коллектива  -  создание  наиболее  благоприятных,  психологически  комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования.

Название программы: Формирование здорового образа жизни в условиях ФГОС «Школа – территория здоровья»

Целевые группы, на которые направлена профилактическая программа (с указанием количественных и качественных характеристик)

Учащиеся школы – 384 чел., из них

младшие классы (1-4 кл.) – 175 чел.

средние классы (5-8 кл.) – 150 чел.

старшие классы (9-11 кл.) – 59 чел.

Педагогический коллектив –  33 чел., из них мужчин – 6 чел., женщин – 27 чел.

Учителей высшей категории – 6,  первой категории – 19, без категории – 8.

Родители – 439 чел., из них мужчины -152, женщины - 287

Цели и задачи программы

Цель программы: создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, способствующего повышению качества обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Вести информационно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни среди участников образовательного процесса:

- информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом, участия в творческих объединениях;

- создавать информационный материал для проведения профилактической работы;

- распространять информацию среди участников образовательного процесса через печатную продукцию (плакаты, памятки, брошюры);

  1. Создать систему непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния здоровья участников образовательного процесса, для этого:

 - формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки ее здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;  

- вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;

- выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся;

  1. Разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования:  

Создать зимний сад в школе

Создать сенсорную комнату для психо-эмоциональной разгрузки;

Создать игровую зону со спортивным оборудованием;

Оборудовать детскую площадку на территории школьного двора.

  1. Прививать всем участникам образовательного процесса знания, умения и навыки, необходимые для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной среды: семинары, курсы повышения квалификации для педагогов, тренинговые занятия, психологические консультации для учащихся и их родителей.

Описание деятельности

Актуальность проекта:  Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с молодежью.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

Основные направления работы:

1) организация здоровьесберегающего образовательного процесса;

2) инструктивно - методическая работа с учителями, классными руководителями, учащимися, их родителями;

3) оздоровительно - профилактическая работа через сотрудничество всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, социум).

Описание ожидаемых результатов (с указанием количественных и качественных индикаторов)

Реализация мероприятий проекта позволит достичь следующих результатов:

  • снижение  заболеваемости  обучающихся  и  педагогов;  
  • снижение количества обучающихся, имеющих вредные для здоровья привычки;
  • улучшение условий обучения, питания;
  • улучшение  медицинского  обслуживания  и  качества  профилактических мероприятий в школе;
  • повышение  эффективности  использования  ресурсов  образовательного учреждения для здоровьесбережения школьников;
  • рост  удовлетворённости  участников  образовательного  процесса санитарным состоянием, комфортностью обучения и работы в школе;
  • повышение  уровня  безопасности  жизни  и  здоровья  детей  и  сотрудников школы.

Краткая аннотация проекта (не более пяти предложений)

Данная программа необходима для всех участников образовательного процесса, так как на сегодня от уровня здоровья населения зависит национальная безопасность страны. А школа выполняет государственный заказ.    

Цель и задачи программы: создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, способствующего повышению качества обучения и воспитания.

Методы достижения поставленных задач: метод наглядной агитации, методы анализа, тренаж с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер), массаж биологически  активных точек, гимнастика (зрительная, дыхательная, суставная) на 20-й минуте каждого урока; беседа, деловые игры, тренинг, лекции.

Планируемые результаты: создание  наиболее  благоприятных,  психологически  комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования.

Этапы реализации проекта: 1) организационный (2016-2017г.г.) - теоретическое обоснование модели создания единого      здоровьесберегающего пространства школы; научно-методическая и психологическая подготовка педагогического коллектива; создание банка данных о состоянии здоровья учащихся и педагогов, установление связей с другими образовательными и медицинскими учреждениями.

2) практический (2017-2018г.г.) - проведение совместной с родителями и общественностью работы по созданию единого здоровьесберегающего пространства.

3) оценочно-обобщающий (2018- 2019 г.г.) - анализ и обобщение результатов работы, подготовка научно- методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику опыта школы, составление программы деятельности на дальнейший период работы.

7. График проведения мероприятий

Задача/Мероприятие

Сроки (дд.мм.гг/)/ длительность

Результат

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

В течение учебного года

Составление  банка  данных  о  заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика.

Сентябрь

Паспорт здоровья школы

Издание приказов об охране жизни и здоровья школьников; о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной

безопасности и охраны труда;

Август

приказы

Обеспечение учебных кабинетов

медицинскими аптечками

Сентябрь

Медицинские аптечки в классах

Проведение  инструктажей  по  технике  безопасности,  охране  труда,

противопожарной безопасности и учебных тренировок

В течение учебного года

Журнал инструктажей в классах

Проведение круглого стола для учителей

«Валеологическая направленность учебных предметов»

Август

Рекомендации по составлению рабочих программ с учетом валеологической направленности

Создание инновационных учебных программ валеологической направленности

Программа «Здоровушка», «САД», «Я выбираю здоровый образ жизни»

Внедрение элективных валеологических курсов

Программа внеурочной деятельности

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными

возможностями здоровья

Адаптированные образовательные программы

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни

Каталог литературы

Составление социологических карт по классам,  составление списков:   учащихся группы риска;   проблемных семей; многодетных семей;   малообеспеченных семей;   неполных семей;   детей с хроническими заболеваниями;

Сентябрь

Социальный педагог школы, кл. рук-ли

Социальный паспорт школы

Разработка  комплексов  упражнений  лечебной  гимнастики  для  разных

групп обучающихся по показаниям врача

Программа спецгрупп, профилактических групп

Организация работы спортивных секций

Сентябрь

Секция «Волейбол», «Легкая атлетика», «Баскетбол»

Проведение спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья

В течение учебного года

Проведение ежедневной гимнастики на уроках  во всех классах: 1-й урок –

2-й урок – дыхательная гимнастика, 3-ий урок – зрительная гимнастика, 4 - 6-й уроки – суставная гимнастика.

В течение учебного года

1-й урок – начало урока

2 - 6 урок –  на 20-й минуте каждого урока

Выполнение гимнастических упражнений, снижение утомляемости в течение учебного дня.

Организация  семинаров  для  учителей:  «Здоровьесберегающая педагогика»  

«Валеология  в  школе  и  дома»,  «Проблемы  нравственного

воспитания  школьников»

«Предупреждение переутомления школьников»

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Методические рекомендации

Организация  родительского  всеобуча:  «Домашний  режим  школьника»

«Безопасность  при  работе  с

компьютером»

«Магия  голубого  экрана»

 «Закаливание»

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Памятки для родителей

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения физического и психического здоровья детей

В течение учебного года

Разработка валеологической тематики классных часов

Проведение семинаров классных руководителей по нравственному

воспитанию:

«Ценностные ориентиры выпускников»

(на основе анкетирования учащихся 9-х

и 11-х классов);

«Чувство законности и совесть»

«Учитесь властвовать собой»

«Человек и его манеры»

«Жить, побеждая зло»

Рекомендации для классных руководителей по воспитанию учащихся

Реализация программы профилактики

употребления ПАВ: проведение бесед о вреде курения, употребления

спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств

Программа профилактики употребления ПАВ

Конференции,  лектории,  викторины  для  учащихся  на  валеологические

темы

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими

эмоциями и т.п.

Тренинги

Подготовка и проведение научно-практической  конференции «Школа – центр здоровья»

Май

Публикация материалов конференции

Профилактические мероприятия в период каникул

План работы на каникулярное время

Создание зимнего сада

Изготовление и установка стеллажей, закуп экзотических растений для сада

Оборудование игровой площадки на территории школы

Создание игрового уголка в рекреации школы

Приобретение спортивного инвентаря, изготовление нетрадиционного оборудования (коновязь)

8.  Методические материалы по профилактической программе

В форме дополнительного приложения к заявке (если имеются)

9. Исполнители проекта

(с указанием информации о квалификации и профессиональных достижениях)

 Дарханова Н.Ж. – директор школы

Сультимова В.В. – заместитель директора по учебно-методической работе

Галсанова А.А. – заместитель директора по воспитательной работе

Реховская Н.И. – учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования

Бадмаева Т.В. – учитель первой квалификационной категории, Почетный работник общего образования

Эрдыниева Баирма Васильевна – учитель высшей категории

ФИО, должность руководителя

_______________________________________

Подпись МП


Бюджет проекта

Наименование статьи

Количество единиц

Стоимость единицы

Общая стоимость проекта

Софинансирование  (если имеется)  

Запрашиваемая сумма

п/п

 

(с указанием названия единицы -  напр., чел., мес., шт.  и т.п.)

 (руб.)

 (руб.)

(руб.)

     (руб.)

1

2

3

4

5

6

7

1

Валеологизация учебной среды

Баннеры

3 шт.

2500

7 500

Установка офтальмотренажера

1 шт.

1851

1 851

Приобретение гимнастических ковриков

20 шт.

600

12 000

Установка конструкций для хранения ковриков

10 шт.

100

1 000

Приобретение и установка гимнастических колец

2 шт.

5000

10 000

Изготовление и установка нетрадиционного оборудования - коновязи

2 шт.

600

1 200

Приобретение настольных игр

шахматы         

шашки        

домино

пазлы

шагай (кости для игры)        

3

5

4

10

500

100

200

200

1 500

500

800

2 000

Изготовление и установка пяточных дорожек

2 шт.

1800

3 600

Изготовление и установка конторок для письма пером:

Фанера

Мебельные уголки

Краска-эмаль

шурупы

2 листа

160

2 банки

320

1200

3,5

300

3,5

2 400

560

600

1 120

Приобретение цветочных горшков

30 шт.

60

1 800

Изготовление и установка деревянных этажерок для цветов

3 шт.

800

2 400

Приобретение удобрения

9 пачек

30

270

Закуп почвогрунта для посадки  цветов

9 упаковок

80

720

Приобретение экзотических комнатных растений

5 шт.

1000

5 000

Приобретение лотков для посадки рассад цветочных культур

4 шт.

100

400

Закуп семян пальмовых растений

6 пачек

60

360

Приобретение гвоздей и саморезов

1 кг

100

100

Уголки строительные

40 шт.

4

160

2

Информационно-просветительская и методическая работа

Мини-типография (фольгиратор, резак, пакетный ламинатор, подрезчик углов, станок для изготовления значков, лазерный цветной принтер для фольгиратора и печати листовок, цветовой справочник Pantone, термопереплетчик, ручной брошюровщик на пружину, станок для установки люверсов).

1 комплекс

257 000

257 000

Приобретение бумаги

формата А4

формата А3

ватман

цветная бумага

4 пачки

2 пачки

20 шт.

1 пачка

230  

400  

24

500

920

800

480

500

ИТОГО ПО ПРОЕКТУ  

 

в т.ч. из привлечённых средств

в т.ч. из средств гранта

ФИО, должность руководителя

Подпись

МП

Главный бухгалтер

Подпись



Предварительный просмотр:

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.
  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, рассказ. Слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность уроков способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая смена одной деятельности на другую потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. норма: не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания: норма: не позже чем через 10-15 минут.
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки).
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
  11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция  внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
  12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
  13. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный) между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность)

В конце урока обратите внимание на следующее:

14.  Плотность урока, то есть количество времени, затарченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60 % и не более 75-80 %.

15.     Момент наступления утомления учащихся и снижение их  учебной активности. определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16.     Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашней работы, задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное им на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Поскольку посещение урока, особенно руководством, стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения – ведь впереди еще урок. Лучший способ – сразу после урока поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализировать урок сразу после его окончания нецелесообразно.