Обобщение опыта

Андронюк Лия Федоровна

Предварительный просмотр:


Описание опыта работы

Андронюк Лии Федоровны, учителя русского языка и литературы

МБОУ Игримская СОШ №1

Содержание.

1.Введение.

  • Тема опыта
  • Диапазон опыта
  • Условия реализации опыта
  • Актуальность опыта

2.Методология.

3.Ведущая идея опыта

4.Технология опыта

5.Степень новизны

6.Немного из практики

  • Уроки
  • ИКТ
  • Внеурочная деятельность
  • Школьная газета

7.Результативность

8.Распространение опыта


Введение

Чтобы озарять светом других,

нужно носить солнце в себе.

(Р. Ролан)

Тема опыта:«Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы  как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций»

Диапазон опыта: система урочной деятельности– внеурочной деятельности –  дополнительного образования.

Условия реализации опыта:

  1. Реализация  в МБОУ Игримская СОШ №1 программы «Одарённые дети», действующая система внеурочных объединений.
  2. Участие педагога в работе творческой группы по разработке и реализации

модели научно-исследовательской деятельности в школе (ориентация  

                учебного занятия на надпредметный уровень).

  1. Появление ФГОС, определяющего новые требования к образовательным

                результатам (результаты личностные, метапредметные, предметные).

  1. Изменение требований к современному уроку и технологическим условиям его

                проведения в соответствии с новым ФГОС.

  1. Желание детей, родителей, педагога заниматься исследовательской

                деятельностью.

  1. Наличие в школе условий

        - кадровых (действующая система повышения квалификации, плановая

                  самообразовательная деятельность педагогов);

        - методических (систематическое проведение семинаров, педсоветов по

        проблеме исследовательского подхода к обучению,  по проблеме формирования

        надпредметных навыков, изучение нормативно-правовой базы и методических

                  материалов  новых образовательных стандартов);

- материально-технических (пополнение базы компьютерной и мультимедийной    

                  техники, оборудование класса ИКТ для учителей-предметников);

- информационных (наличие современной библиотеки, пополнение библиотеки мультимедийными пособиями, открытый доступ к Интернет-ресурсам, укомплектованность современными УМК, разработка педагогами цифровых образовательных ресурсов ).

 Актуальность опыта

Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по путиразвивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера.  Эти аспекты вызывали у меня неподдельный интерес. В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности  внедряю исследовательский подход к обучению, который позволяет осваивать обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке.  Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными,  метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам «Русский язык», «Литература». Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса. Накопленный опыт, на мой взгляд, актуален в рамках внедрения новых стандартов и гармонично вписывается  в изменившиеся требования.  Надеюсь, он получит своё развитие,  поможет коллегам найти новые ресурсы формирования метапредметных навыков именно на уроке, технологии, выводящие содержание за рамки предметного уровня, т.к. не сразу будет возможность вести специальные курсы подобной направленности, не сразу будут разработаны специальные программы.

Методология

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – начале XX века  в Западной Европе, России и США развития идей исследовательского обучения в работах российских ученых, представителей альтернативной педагогики. Необходимость утверждения исследовательского подхода в образовании наиболее четко выразил в одном из своих трудов известный русский педагог К.Н.Вентцель, утверждавший, что ребенок по натуре своей «утилитарист и практик», только в более позднем возрасте начинает просыпаться чисто теоретический интерес к знанию.

В зарубежной науке стал развивать и реализовывать  идеи исследовательского обучения американский философ и педагог Джон Дьюи. По его утверждению, воспитывают не чужие знания,  а опыт.  В процессе обучения надо исходить из четырех основных детских инстинктов: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта, социального инстинкта.  Школа может превратить обучение в продуктивный  и увлекательный процесс, где  ребенок оказывается в позиции  исследователя.

В дальнейшем идеи исследовательского обучения интегрировались в системы развивающего обучения. Психологические основы исследовательской  учебной деятельности  широко представлены в работах А.И. Савенкова. Ведущей деятельностью на уроке-исследовании становится  надпредметная; ведущими методами – индуктивный, дедуктивный, эвристический, исследовательский. Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями разработаны приемы и средства стимулирования  учения, общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; вы движение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

21 век шагнул дальше. Актуальной становится идея достижения метапредметных результатов. С этой точки зрения интересна мыследеятельностная педагогика Ю.В.Громыко. Формирование теоретического мышления и универсальных способов деятельности, успешно формируемые и в исследовательском обучении,  должны стать сегодня ведущими на уроке.

Ведущая идея опыта

Организация исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для развития творчески одаренных детей и для выхода на метапредметный результат.

Уровень этой идеи носит скорее глобальный, чем  локальный, характер, затрагивает все сферы учебной деятельности, имеет перспективу развития.

Урок остаётся центром образовательного процесса, а исследовательская деятельность создаёт развивающую среду для формирования метапредметных компетенций. Хотя дискуссии по определению компетенций, формулировкам впедагогических сообщества продолжаются,  при сопоставительном анализе компетенций исследовательских и метапредметных можно определить отправные точки их соприкосновения.

Метапредметные компетенции:

  • ориентация учащихся в различных областях;
  • общеучебные умения информационно-логического характера;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий;
  • принятие решений и управление;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Исследовательские компетенции:

  • ценностно-смысловые (мотивация и познавательная активность, принятие решений и их оценка, эмоциональное отношение  учёбе, к исследованию);  
  • общекультурные и социально-трудовые компетенции (развитие познавательных процессов, экспериментальное мышление, рефлексивные возможности, проявление креативности в проблемной ситуации);
  • учебно-познавательные и информационные компетенции (знание сущности и технологии основных методов исследования);
  • коммуникативные компетенции (видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, умение структурировать, защита собственных идей).  

Видно, что они не дублируют друг друга. Исследовательские компетенции –   одна из составляющих метапредметных. Поэтому я совершенствую диапазон содержания исследовательских заданий, интегрирую учебные темы,  выходя на метапредметный уровень,  апробирую новые технологии: технологию развития критического мышления (ТРКМ), активного обучения, внедряю в образовательный процесс ЭОР: компьютерный тренажёр «Фраза», «1С репетитор», «Уроки «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Большой электронный словарь».

Технология опыта

        Исследовательский путь познания  соответствует природе человеческого мышления, он естественен для человека. Урок-исследование как раз строится на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно-следственных связей, к поиску путей решения. В содержании предмета необходимо выделить ведущие, стержневые понятия, которые станут объектами эксперимента и исследовательских заданий. Процесс усвоения основных понятий и принципов имеет более широкое значение и позволяет овладевать способами познавательной деятельности, значимыми и за пределами конкретного содержания. Например, понятие жанра – одно из основных в литературе – должно быть востребовано и на уроках музыки, ИЗО, мировой художественно культуры. Обобщающий урок-исследование интегрированного характера выводит учащихся на метапредметный уровень: создаёт условие для сопоставления различных предметных областей, способствует формированию универсальных умений информационного характера, позволяет определить социальную значимость образовательного объекта. Бесспорно, уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные: межпредметные и внутрипредметные.

Урок-исследование по своей логике отвечает новым требованиям современного образовательного процесса,  ориентируясь не на узкопредметные результаты, а на общее развитие ребёнка. Он определяет приоритетными развитие способности планировать и анализировать свою деятельность, взаимодействие с окружающим миром, работу с разными источниками информации, её анализ и использование  в самостоятельной деятельности. Качества, сформированные на  таких уроках, приближены к тем метапредметным результатам, которые определены в примерной программе по предмету «Литература»в основной школе:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Степень новизны

 Говоря в широком смысле об исследовательской деятельности, чаще всего имеют в виду участие в работах научных обществ наиболее одарённых ребят, а деятельность чаще всего – внеурочную или внешкольную. Однако следует помнить, что главная составляющая учебного процесса – урок. В представленном опыте организация учебно-исследовательской деятельности как раз ориентируется на использование возможностей урока для развития потенциала каждого ученика. Необходимо «в первую очередь учить мыслить – причём, всех детей, без всякого исключения» (В.В.Давыдов).

И если  ФГОС начального общего образования  уже введен в действие,  разработаны и внедряются программы формирования универсальных учебных действий и  программы внеурочной деятельности, то в среднем звене налицо противоречие между требованиями новых стандартов и организацией образовательного процесса, а значит, существует необходимость поиска новых путей развития и форм, прежде всего,  конкретного урока.

Одним из решений этого противоречия может  стать совершенствование формирования исследовательских компетенций, создание новых условий образовательной деятельности. Поэтому в своей практике я расширяю диапазон содержания исследовательских заданий, интегрирую учебные темы,  выходя за рамки предметного уровня.  Инновационным элементом стало и организация обучения на основе новых технологий, в которых заложены возможности формирования метапредметных результатов: технологии развития критического мышления (ТРКМ), технологии модерации  и  активных методов обучения. ТРКМ позволяет  расширить информационное пространство урока, актуализировать понимание детьми взаимосвязи и взаимозависимости многих жизненных процессов, систем, законов, формировать способность добывать знания и считать их ценностью. Методы активного обучения стимулируют диалоговый режим, обеспечивают различное преобразование заданного материала, дают возможность рассмотреть варианты решения проблемы, тем самым создаётся условие для взаимодействия и сотрудничества, т.е. метапредметной компетенции.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность на уроке становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, авыступает в качестве основы развивающей среды для формирования метапредметных компетенций.

Остаётся открытым вопрос о критериях и формах мониторинга метапредметных результатов, в педагогических сообществах продолжается дискуссия: Рассматривать мониторинг как самостоятельный или скрытый (при проведении анализа предметного уровня)? Допустим ли жёсткий алгоритм или  только субъективная оценка?

В перспективе развития опыта я предполагаю

- введение вариантов  метапредметного мониторинга в образовательный процесс;

- разработку предметных практических и проверочных работ с возможностью анализа метапредметного уровня.

В основе опыта  лежит принцип систематического использования исследовательских  заданий на уроке, принцип преемственности, принцип дифференциации. Эффективность опыта подтверждают стабильность устойчивых положительных результатов на протяжении пяти лет. Реализовывался опыт и в старших классах, и в среднем звене, с различным уровнем  учебных возможностей.

Немного из практики.

           «Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника - материал для наблюдений). При изучении фонетики и знакомстве с орфоэпическим словарем, предлагаю учащимся составить словарик типичных орфоэпических ошибок учеников школы и, приобщив к работе родителей, словарик типичных орфоэпических ошибок жителей поселка. Дети активно берутся за это и проводят анкетирование, сбор материала, составляют словарь. Как правило, такая работа имеет продолжение: ребята начинают собирать не только орфоэпические ошибки и не только у учащихся нашей школы.

В работе использую  технологию педагогических мастерских, которая позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающимися учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.

Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.

Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы   при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Успех дальнейшей работы по развитию речи учащихся зависит от осознания ими , что они могут писать сочинения сами, а не переписывать готовые. (Разработки  мастерских см. в приложении).Создан видеоурок « Мастерская творческого письма «Осень».

Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

 Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

           - активизация познавательной деятельности;

           - осмысление материала через активное чтение и слушание;

           - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

           Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева, В. Солоухина. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - «   (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

           Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

Урок с использованием технологии развития критического мышления  «Мир уцелел, потому что смеялся»( М. Зощенко рассказ «Галоша»).CIMG1467

Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа».

Л.С.Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра».

Жанр детектива , по-моему, изучен неплохо. «Бешеные бабки» - C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\100_9849.JPG

Клара и Дора – доказали это.

Вот поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке. Часто, говоря об исследовании, говорят только об уроках литературы. А как же уроки русского языка? Какие исследования там возможны?

Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке:

  • Самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке.
  • Сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов)
  • Групповая работа — составление тезисов к определенной теме С большой отдачей проходят уроки-исследования на основе современного материала. Например, урок русского языка «Не наш русский» (о «неузнаваемости» современного русского языка из-за обилия жаргонизмов, заимствований, сокращений)

Мне могут заметить, что такие уроки рассчитаны скорее всего на старшеклассников. А что же на уроках русского языка в пятых-шестых классах? Конечно, очень нравится ученикам игровая деятельность на уроке. Именно из таких моментов урока и родилась идея проектной деятельности — составление с ребятами учебника русского языка нового типа «О сложном — просто». А иначе — русский язык в рисунках, стихах, сказках, анекдотах. Сочинять на лингвистические темы — увлекательное занятие. И если скучный свод правил предстал в веселых картинках и стихах в книге, которую сами сочиняли, печатали, оформляли, то как же их, эти правила, не запомнить!

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).

Учителя часто после успешного выступления моих учеников на конференциях интересуются: «Как Вы находите такие интересные темы для исследования?». Ответ прост: темы «находятся» сами — предыдущая работа сама подтолкнет к новой.                                 Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса.

Волшебное яйцо из сундучка. (Урок по сказкам, 5 класс)

Компьютер, интерактивная доска

Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера. Да и я тоже. Как же здорово иметь под рукой на электронных носителях и энциклопедии, и различные материалы к урокам (портреты, картины, иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты).

 А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей, видеоролики по темам, задания с использованием интерактивной доски. А так же учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты.

Внеурочная деятельностьи  урочная взаимодополняемы. В данном направлении мной достигнуты достаточно высокие результаты — многие работы моих учеников на научно-практических конференциях, конкурсах были признаны в числе лучших, появились в моей творческой лаборатории интересные наработки по исследовательской, поисковой деятельности как на уроке, так и во внеурочной работе. Обобщение этого опыта проводилось в выступлениях и открытых уроках на семинарах, воспринималось коллегами с большим интересом.

 На протяжении ряда лет в нашей школе проводятся конкурсы исследовательских и творческих работ учащихся. Часто происходит подмена понятий «реферат» и «исследование». Ребята не могут  понять, в чем разница, а учитель, который сам не владеет методикой, не может достойно подготовить ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. Чтобы расширить свои представления об организации учебно-исследовательской работы по своему предмету, я стала слушателем курса С.В.Абрамовой  «Организация учебно-исследовательской  работы  по русскому языку». По окончании обучения выполнила выпускную работу по теме «Руководство ученическими работами по научно-исследовательскому проекту «Учебно - исследовательские работы учащихся», составила и апробировала  программу элективного курса «Основы    исследовательской деятельности».(см. приложение). Ценность курса в том, что он универсален: интересен и химику, и литератору, и математику. Поэтому всегда  востребован учащимися и педагогами.

Не менее интересны  элективные курсы «С экзаменом на ты» и «Литература: от А до Я», в рамках этих  курсов осуществляется подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Для 5-6 классов – факультативы «У истоков творчества» и «Знай и люби родной язык».

 Еще одной формой внеклассной работы является детское объединение «Пресс – центр», которым я руковожу.Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.  Ситуация поиска и отбора материала для очередного номера газеты «Школьные вести» очень увлекает детей, они с удовольствием включаются в работу по сбору информации. Охвачен «корреспондентами» весь поселок. Часто репортаж невольно перерастает в исследование. Примером этому может служить исследовательская работа Стукаловой Анастасии, ученицы 11 класса «Книга и ее нечитатели». Все начиналось со статьи, в которой мы  пытались разобраться в причинах снижения интереса к книге. Для сбора информации вышли на улицы поселка, провели опрос, анкетирование (анкеты лежали на прилавках магазинов, и заполняли их все желающие). Статья получилась. А незавершенность работы не давала покоя. Взялись за исследование.

Похожая ситуация  и с более молодым «корреспондентом» - Андронюком Егором. После экскурсии в пожарную часть п. Игрим у мальчика осталось много вопросов, пришлось возвращаться туда еще не один раз. Изучив историю вопроса и собрав материал, оформили поисково-исследовательскую работу «Будни огнеборцев. История пожарной части поселка Игрим». Работники ПЧ получили экземпляр работы в подарок. Благодарностям не было конца.

Ребят так увлекло «журналистское дело», что многие продолжили обучение журналистике и лингвистике после школы :Коркина Елена, выпускница 2012года, обучается на факультете журналистики вЮГУ; Стукалова Анастасия учится на факультете лингвистики в ТГУ, Григоренко Екатерина обучается журналистике в ТГУ и т.д.

В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие и исследовательские способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.  

Результативность.

В 2011 и 2012 годах я выпускала одиннадцатые классы. Все учащиеся сдали экзамен по русскому языку и литературе (по выбору).

Рейтинг моих учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ в 2011 и в 2012 годах выше региональных показателей.

2010-2011 учебный год -  11А-средний балл  69

11Б- средний балл  60

                                          Средний балл -65

2012-2012 учебный год -  11А- средний балл  

                                        11Б- средний балл  

                                          Средний балл -

Число участников и победителей школьных и районных предметных  олимпиад

год

Школьный уровень

муниципальный

2006-07

16 участников

3 уч

2 призера

2007-08

17 участников

9 призеров

4уч

3 призера

2010-11

12 участников

9 призеров

4 участника

2 призера

2011-12

16 участников

7призеров

4участника

2призера

Ученица 10А класса в 2010-11у.г. стала победителем районной олимпиады по литературе и участвовала в окружной, где заняла 4 место

Сведения об участии в конкурсах исследовательских и творческих работ

2007-08.

Название конкурса

Уровень

Результат

Фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»

Всероссийский

Котовщикова Д.-диплом, сертификат

Градецкая В.- диплом, сертификат

Борисенко А.- диплом, сертификат

Конкурс творческих работ (лит.творчество)

ОАО«Тюментрансгаз»

Бернад В.- приз, грамота

«Шаг в будущее»

район

Борисенко А.-3место, Котовщикова Д. отмечена  дипломом

Конкурс сочинений на экологическую тему.

окружной

Борисенко А, Котовщикова Д

Олимпиада

УрФО

 во 2 тур прошли: Лабунская А., Уставщикова К.

Конкурс исследовательских и творческих работ

школа

Федорик С., Котовщикова Д.

Градецкая В., Борисенко А.

Конкурс презентаций по русскому языку

школа

12 участников

Конкурс чтецов

школа

7 призеров

Олимпиады по русскому языку и литературе

школа

14 участников -7 призеров

Конкурс грамотеев

9 призеров

2010-11

Мероприятия

Уровень  

Результат

Школьная олимпиада по русскому и литературе

1м.-4чел      2м-4ч  3 м-4ч.

Районная олимпиада

район

1м-Стукалова Н.

Окружная олимпиада

округ

4м.- Стукалова Н.

Олимпиада УРФО

УРФО

БыковаО.,ИонинаМ.

Интернет-конкурс сочинений «Поколение.РФ»

Всероссийский

4 чел.

Конкурс творческих работ «Семья-основа государства»

Всероссийский

3чел

Конкурс сочинений «Крылья севера»

район

3м.-Пестерова

Конкурс сочинений «Если бы я был руководителем налоговой службы»

округ

2м-Градецкая

Конкурс сочинений .ГазпромТрансгаз-Югорск

округ

2чел

Конкурс сочинений «Признание в любви родному краю»

поселок

3 чел. Публикация сборника

Конкурс исследовательских работ

школа

1м-Стукалова,6м.-Градецкая

Публикации в «Жизнь Югры», «Калейдоскоп», официальный сайт администрации  г.п.Игрим

Район,поселок

Градецкая В.

Эссе на грант главы района

район

Градецкая -1м

2011-2012

Мероприятия

Уровень  

Результат

Школьная олимпиада по русскому и литературе

10 чел

Стукалова А.1м рус

Ионина М.3м

Быкова О.2м

Стукалова А. 1м лит

Районная олимпиада

район

1м рус.яз-Стукалова А.

3м. литер-Стукалова А.

Окружная олимпиада

округ

Не участвовали

Олимпиада УРФО

УРФО

17 учащихся.

Конкурс сочинений «Семья-основа государства»

Всероссийский

7чел

Конкурс исследовательских работ

школа

4 участника

Стукалова- 1 место

Плосконосова- 2

Кудряшова, Куликова -5

Эссе на Грант главы района

район

Стукалова-1м

Распространение опыта

В ходе работы накоплен достаточный методический материал: разработки исследовательских заданий, уроков, копилка исследовательских и творческих работ учащихся, мониторинг эффективности.

Важной составляющей частью работы учителя является обмен опытом. Как преподаватель, классный руководитель регулярно участвую в работе методических объединений, семинарах, конкурсах и мастер-классах.

2010- 2011 г.  

- Участвовала в формировании окружного банка педагогического опыта «Внедрение духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях» -  представила проект «Тема великой Отечественной войны в произведениях ХХ века»

              -  Разработки творческих мастерских «Первый снег», «Осень» на сайте виртуального дворца детского творчества (www.vlivkor.com)

    -  Представление педагогического  опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»- разработка творческой мастерской «Первый снег», публикация в книге тезисов фестиваля «Открытый  урок»

2011-2012 г.  

- Публикации в газете «Мир педагогических инициатив».

- Выступление на совещании по аттестации «Видеоурок»

-  Выступление на педсовете «Механизм оценки качества образования с учетом ФГОС 2».

         - Участие в составе рабочей группы по разработке Программы развития школы до 2016 года

       - Работа в профильных классах на третьей ступени обучения

- Являюсь руководителем группы педагогов по внедрению ФГОС второго поколения в среднем звене.

- Проведение мастер-класса «Исследовательская деятельность учителя-предметника»

Андронюк Лия Федоровна МБОУ Игримская СОШ №1



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Деятельность учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация  одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Социализация подростков в МБОУ Игримская СОШ№! осуществляется в учебной и во внеклассной деятельности, в которой делается акцент на внедрение социального проектирования, волонтерского движения, на создание условий для успешной социализации школьников. Система воспитательной работы, созданная в школе, дает возможность  учащимся приобрести социальный опыт  через самоуправление в Школьной Республике  и соуправлении.

        Как и воспитательная система школы в целом, моя учебная и внеклассная деятельность  направлена на развитие социально - адаптированной личности учащегося, способной к самореализации и саморазвитию. Основные принципы этой работы: самоактуализация, индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.

Основная цель создания условий для приобретения позитивного социального опыта обучающихся в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.   Развитию субъективности личности школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены старших в группе , создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередовании групповых и творческих поручений.

  Учитывая все выше перечисленные цели, задачи, принципы создания условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта, в моем классе была создана организация классного самоуправления, распределены поручения. На классном собрании был избран организатор , назначены ответственные таких групп, как «Долг и забота», «Порядок и контроль», «Интересных дел», «Физкультуры и спорта». Большей частью самоуправление в классе связано с активным участием учащихся в акциях, конкурсах, создании шефских бригад т.д.

   В процессе проектной деятельности развивается не только коммуникативные навыки ребёнка, но и формируются ценностные основания личности, гражданская компетентность, что в современных условиях становится всё более актуальным. Первый наш проект - «Покормите птиц». Продукт проекта – кормушки, которые были подарены детским садам, одиноким людям. Потом - проект «Цветы» Цветами, выращенными за лето, украсили свой кабинет, часть цветов передали в детский сад «Звездочка».

     Мы продумали и организовали шефство в классе.  Это первый шаг к взрослой жизни. Сильные учащиеся помогают слабоуспевающим детям. Обучающиеся очень гордятся своей ролью наставника, относятся к этому делу ответственно. Свои воспитательные функции выполняют просто и естественно, быстро находят контакт. Считаю, что шефство необходимо для передачи социального опыта. Выступая в роли шефа, каждый ученик приобретает педагогические навыки, которые пригодятся в будущем. Со временем в детском коллективе произошли заметные изменения: уже не только актив, но и пассивная часть учащихся в определённом возрасте включались в воспитательную работу, считая её таким же обязательным занятием, как и учёба.

    Взаимодействуя с педагогами дополнительного образования, создаю условия для развития творчества, общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде сверстников. В школьной газете «Школьные новости» ребята помещают статьи о жизни класса, школы , эссе на различные темы.  Совместно с педагогами дополнительного образования, библиотекарями я прописываю сценарии праздников, конкурсных программ концертов, театрализованных представлений, с которыми мы выступаем на школьных мероприятиях, где мои ребята пробуют себя в роли ведущих. «Эстафета любимых занятий»- одно из самых любимых коллективных дел моих учеников. На этом празднике дети показывают, что они любят и умеют делать, приносят свои коллекции, поделки. Эта форма работы учит детей правильному проведению досуга. С целью выявления свободного времени моих учеников, я отслеживаю, какие учреждения дополнительного образования они посещают.

  Я участвую в организации воспитательной, учебной и внеурочной работы, направленной на формирование общей культуры личности, адаптации к жизни общества, в организации учащихся через включение их в программы деятельности учреждений Учащиеся моего класса принимают самое активное участие в акциях, посвященных проблемам социума:

«Сдай книгу - спаси дерево»;

«Акция милосердия» - дети вместе со своими родителями собирают школьные принадлежности, книги, игрушки, одежду и обувь в помощь малоимущим семьям.

«Посади дерево» - высадка саженцев в школьном саду.

  Ежегодно к празднику Защитников Отечества в классе проводится конкурс стихов, песен, рисунков. На праздник мы приглашаем военнослужащих, которые  рассказывают о своей службе.

«Благотворительная акция ко дню пожилого человека».

 Ученики моего класса участвуют в театрализованных представлениях, концертах, посвящённых Дню пожилого человека, готовят сувениры и подарки.

  Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил дорожного движения. Второй год ученики моего класса принимают участие в акции  «Я — пешеход». Организуются встречи с инспекторами ГИБДД. Участвуя в акции, дети знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, велосипедистам, пассажирам.

Ежегодно 8 мая провожу «Урок Мужества». На уроке обязательно присутствуют  ветераны войны, труженики тыла. Ветераны рассказывают о военных эпизодах, дети читают стихи, поют песни военных лет. Перед праздником Победы провожу сочинение на тему «Орден в твоём доме». Учащиеся узнают о подвигах ветеранов на фронте и в тылу. Приглашаем ветеранов на классный час или сами приходим к тем ветеранам, которые не смогли прийти в школу на праздник. Ветераны тепло отзываются о работе детей, благодарят за оказанную помощь и внимание.

Большое значение в процессе социализации имеет общение с людьми разных профессий. С этой целью были организованы тематические  встречи («Здоровье и спорт» - приглашены тренер ДЮСШ и медицинский работник ИРБ; «Навыки безопасности» -сотрудник ГАИ) и экскурсии (в пожарную часть, хлебозавод, выставочный зал, почту)

 Всю работу нашего класса и школы в целом освещаем в школьной газете.  Это важное направление создаёт условия для формирования уникальной личности, развития культуры общения, практической деятельности, творческих данных, креативности, навыков сетевого взаимодействия, задатков профессиональной самореализации, совместного решения поставленных задач.

Такая работа сплачивает и родителей. Из пассивных наблюдателей они становятся активными помощниками, действуют в едином ключе с учителем. Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье. Работа с родителями ведётся по двум направлениям:

  • повышение психолого-педагогических знаний
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

С этой целью я провожу следующие мероприятия:

  • телефон доверия;
  • родительские собрания, различные по тематике и форме, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей;
  • заседания родительского комитета;
  • индивидуальные беседы.

         Все выше перечисленное помогает детям приобретать коллективистские навыки, учит жить в коллективе, быть чуткими, внимательными, усваивать общественные нормы поведения, удовлетворяют потребность в общении.

   Анализ результатов, описанной деятельности показывает, что созданные условия дают школьникам возможность  для самореализации и дальнейшей успешной социализации.

 Опыт работы представлен на заседании творческой мастерской классных руководителей.