Главные вкладки
Статья: "Сказка в семейном воспитании детей дошкольного возраста".
В статье говорится о роли сказки в личностном развитии ребенка и предлагаются варианты игр с детьми по сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shabalinas.v._statya.docx | 28.15 КБ |
shabalinas.v._statya.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Шабалина С.В., учитель-логопед
МБДОУ детский сад №139 г. Иркутск
СКАЗКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Литературная сказка-отдельное направление художественной литературы. За долгие годы становления и развития этот жанр стал универсальным, охватывающим все явления окружающей жизни и природы. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям учёных-фольклористов. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказок. Часто основой её становятся народные сказки, предания, легенды.
Сказка как сокровищница народных обычаев и традиций способствует развитию связной речи, формированию связных высказываний детей дошкольного возраста. Сказка находит своё применение в различных областях педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка для ребёнка-не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, раздвигающая для него рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма их изображения доступна пониманию ребёнка, а нравственный смысл остаётся подлинно «взрослым». Те уроки, которые даёт сказка, -на всю жизнь, для больших и маленьких. Дети познают с их помощью основы нравственности, а взрослые обнаруживают порой неожиданное воздействие на ребёнка.
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Литературная сказка в системе воспитания решает следующие педагогические задачи:
1. донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
2. воспитание любви ко всем людям и природе;
3. расширение кругозора и представлений о мире;
4. закладывание нравственных основ и начал;
5. развитие связной речи.
Знакомство ребёнка со сказкой начинается с выразительного чтения её взрослым. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст тёплую, задушевную атмосферу в доме. Ребёнок легче и быстрее пристрастится к литературе, если вся семья проникнута чтением книг, если родители постоянно покупают новые книги, радуются их приобретению, берегут их, беседуют с ребёнком о прочитанном, устраивают семейные литературные вечера. Чтение книг и беседы о прочитанном с ребёнком помогут сформировать образное и логическое мышление, творческие способности, память и мышление. Читая сказки, необходимо рассматривать с ребёнком иллюстрации, беседовать об их содержании, причём полезнее предлагать не одну иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, реалистические, схематические. Разнообразие моделей и схем поможет детям легче переходить от конкретики к абстрагированию.
Читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и разыграть сказку по ролям. Полезно повторять прочитанную сказку или отдельные её части перед сном, чтобы она стала для ребёнка не только знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание кому-нибудь её рассказать.
После прочтения сказки, для лучшего запоминания сказки предложите ребёнку разыграть её. Подберите из игрушек сказочных героев или сделайте их вместе с ребёнком: нарисуйте на картоне, затем вырежьте или слепите из пластилина. Далее начинайте игру-спектакль. Можно разыгрывать с ребенком спектакль по тексту сказки, а можно сочинить свой собственный сюжет, добавив новых героев, тем самым у вас получится «сказка на новый лад». Творческое рассказывание и сочинительство сложнее, но интереснее для ребёнка. Потому что в сюжете воплощаются желания ребёнка, его переосмысление прочитанного, его мысли и фантазии, его собственное отношение к миру и героям. У ребёнка формируются нравственные ценности, отношение к поступкам героев, осмысление прочитанного: как бы он поступил в данной ситуации, какие поступки спасают и помогают людям или наоборот причиняют вред и страдания. Сказка учит жизни, пробуждает сочувствие ко всему хорошему, желание следовать примеру положительных героев- она ценна для нравственного воспитания, сказка имеет громадное значение для эмоционального становления ребёнка, так как он переживает все события вместе с героем. Сказка важна для умственного и речевого развития ребёнка, так как способствует развитию логики, фантазии, учит размышлять и строить диалог и монолог. В сказке ребёнок воплощает свою мечту, а затем реально стремится её осуществить. Сказка очень ценна и для эстетико-художественного развития детей. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости, воспитывает в себе честность, искренность, гуманное и бережное отношение к происходящей- главной общечеловеческой ценности.
Разыгрывая сюжет сказки, ребёнок усваивает русский язык, обогащая словарь выразительной народной лексикой. Происходит развитие звуковой культуры речи, структурированности высказываний, образности речи.
Анализируя собственный педагогический опыт работы по данной теме, хотелось бы предложить вниманию следующие варианты игр с детьми:
- Знакомые герои в новых обстоятельствах: происходит изменение ситуации в знакомой сказке.
- «Салат из сказок»- предлагаем придумать сюжет новой сказки.
- Сказки по-новому: в знакомой сказке главные герои обладают противоположными качествами.
- Цветные сказки: ребёнок вместе со взрослым сочиняет сказки о предметах определённого цвета.
- Сказки о любимых игрушках.
- Сказки о путешествиях: придумывание сказок –путешествий на разных видах транспорта, разных препятствий, местах действия.
- Сказки к «волшебным рисункам»: рисунки изображают волшебные предметы.
- Сказки про самого себя: про свои поступки, слова, игры.
- Сказки из фантастических явлений: то, чего не бывает в реальной жизни.
- Сказки из странных историй: сказка о капризной пуговице.
Список литературы:
1.Быстрова А.Г. Логосказки / А.Г.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А. Шуйская. -СПб.: КРО,2001.
2.Тихомирова И.И. В них есть добро, любовь и счастье: творческое чтение сказок /И.И.Тихомирова // Начальная школа. Плюс до и после. -2003. -№8
3.Тришина Е.С. Сказка как средство нравственного воспитания /Е.С.Тришина //начальная школа. Плюс до и после. -2004. -№2.
Предварительный просмотр:
Шабалина С.В., учитель-логопед
МБДОУ детский сад №139 г. Иркутск
СКАЗКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Литературная сказка-отдельное направление художественной литературы. За долгие годы становления и развития этот жанр стал универсальным, охватывающим все явления окружающей жизни и природы. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям учёных-фольклористов. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказок. Часто основой её становятся народные сказки, предания, легенды.
Сказка как сокровищница народных обычаев и традиций способствует развитию связной речи, формированию связных высказываний детей дошкольного возраста. Сказка находит своё применение в различных областях педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка для ребёнка-не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, раздвигающая для него рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма их изображения доступна пониманию ребёнка, а нравственный смысл остаётся подлинно «взрослым». Те уроки, которые даёт сказка, -на всю жизнь, для больших и маленьких. Дети познают с их помощью основы нравственности, а взрослые обнаруживают порой неожиданное воздействие на ребёнка.
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Литературная сказка в системе воспитания решает следующие педагогические задачи:
1. донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
2. воспитание любви ко всем людям и природе;
3. расширение кругозора и представлений о мире;
4. закладывание нравственных основ и начал;
5. развитие связной речи.
Знакомство ребёнка со сказкой начинается с выразительного чтения её взрослым. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст тёплую, задушевную атмосферу в доме. Ребёнок легче и быстрее пристрастится к литературе, если вся семья проникнута чтением книг, если родители постоянно покупают новые книги, радуются их приобретению, берегут их, беседуют с ребёнком о прочитанном, устраивают семейные литературные вечера. Чтение книг и беседы о прочитанном с ребёнком помогут сформировать образное и логическое мышление, творческие способности, память и мышление. Читая сказки, необходимо рассматривать с ребёнком иллюстрации, беседовать об их содержании, причём полезнее предлагать не одну иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, реалистические, схематические. Разнообразие моделей и схем поможет детям легче переходить от конкретики к абстрагированию.
Читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и разыграть сказку по ролям. Полезно повторять прочитанную сказку или отдельные её части перед сном, чтобы она стала для ребёнка не только знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание кому-нибудь её рассказать.
После прочтения сказки, для лучшего запоминания сказки предложите ребёнку разыграть её. Подберите из игрушек сказочных героев или сделайте их вместе с ребёнком: нарисуйте на картоне, затем вырежьте или слепите из пластилина. Далее начинайте игру-спектакль. Можно разыгрывать с ребенком спектакль по тексту сказки, а можно сочинить свой собственный сюжет, добавив новых героев, тем самым у вас получится «сказка на новый лад». Творческое рассказывание и сочинительство сложнее, но интереснее для ребёнка. Потому что в сюжете воплощаются желания ребёнка, его переосмысление прочитанного, его мысли и фантазии, его собственное отношение к миру и героям. У ребёнка формируются нравственные ценности, отношение к поступкам героев, осмысление прочитанного: как бы он поступил в данной ситуации, какие поступки спасают и помогают людям или наоборот причиняют вред и страдания. Сказка учит жизни, пробуждает сочувствие ко всему хорошему, желание следовать примеру положительных героев- она ценна для нравственного воспитания, сказка имеет громадное значение для эмоционального становления ребёнка, так как он переживает все события вместе с героем. Сказка важна для умственного и речевого развития ребёнка, так как способствует развитию логики, фантазии, учит размышлять и строить диалог и монолог. В сказке ребёнок воплощает свою мечту, а затем реально стремится её осуществить. Сказка очень ценна и для эстетико-художественного развития детей. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости, воспитывает в себе честность, искренность, гуманное и бережное отношение к происходящей- главной общечеловеческой ценности.
Разыгрывая сюжет сказки, ребёнок усваивает русский язык, обогащая словарь выразительной народной лексикой. Происходит развитие звуковой культуры речи, структурированности высказываний, образности речи.
Анализируя собственный педагогический опыт работы по данной теме, хотелось бы предложить вниманию следующие варианты игр с детьми:
- Знакомые герои в новых обстоятельствах: происходит изменение ситуации в знакомой сказке.
- «Салат из сказок»- предлагаем придумать сюжет новой сказки.
- Сказки по-новому: в знакомой сказке главные герои обладают противоположными качествами.
- Цветные сказки: ребёнок вместе со взрослым сочиняет сказки о предметах определённого цвета.
- Сказки о любимых игрушках.
- Сказки о путешествиях: придумывание сказок –путешествий на разных видах транспорта, разных препятствий, местах действия.
- Сказки к «волшебным рисункам»: рисунки изображают волшебные предметы.
- Сказки про самого себя: про свои поступки, слова, игры.
- Сказки из фантастических явлений: то, чего не бывает в реальной жизни.
- Сказки из странных историй: сказка о капризной пуговице.
Список литературы:
1.Быстрова А.Г. Логосказки / А.Г.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А. Шуйская. -СПб.: КРО,2001.
2.Тихомирова И.И. В них есть добро, любовь и счастье: творческое чтение сказок /И.И.Тихомирова // Начальная школа. Плюс до и после. -2003. -№8
3.Тришина Е.С. Сказка как средство нравственного воспитания /Е.С.Тришина //начальная школа. Плюс до и после. -2004. -№2.